Вопросы для школьников по финансовой грамотности – Викторина по финансовой грамотности | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Викторина по финансовой грамотности для начальной школы

Викторина по финансовой грамотности

для учеников начальной школы

На товаре быть должна Обязательна …   (цена)
 
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …    (доход)
 
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить …    (налоги)
 
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …   (бизнесмен)
 
Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт …   (Банкир.)

Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …   (банке)
 
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой …   (вклад)
 
Приносить доходы стал
В банке папин …    (капитал)
 
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся …    (залог)
 
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без …    (рекламы)
 
Эта резвая купчиха Поступает очень лихо! В телевизор залезает И товары предлагает: От компьютеров до хлама. Имя у нее …    (реклама) 


Люди ходят на базар:
Там дешевле весь …   (товар)
 
И врачу, и акробату
Выдают за труд …   (зарплату)

 
В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает …»   (инфляция)
 
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …   (ссуду)
 
Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них …   (договоры)
 
Стал владельцем, братцы, я —
Вот завода …   (акция)
 
На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке …    (проценты)
 
Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой …    (конкурент)
 
Очень вкусная витрина
Овощного …   (магазина)
 
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно …   (весы)
 
Мебель, хлеб и огурцы Продают нам …     (Продавцы.) 
За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт …    (Кассир.) 
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)
 
Если банк попросим мы,
Денег нам он даст взаймы.
Ну а в древности, веками,
Кто ссужал людей деньгами?     (Ростовщик.)
 
Много знает он о сделках,
Крупных денежных и мелких,
Ведь всегда меж двух сторон
Их посредник в деле он.         (Маклер.)
 
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?   (Банк.)
 
Та бумага не простая,
И владелец её знает,
Что она ему раз в год
Дивиденды принесёт.    (Акция.)
 
Дядя Коля — нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется …                 (Монета.)
 
В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся …         (Грош.)
 
Государственный денежный склад,
Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста.   (Казна.)
 
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.  (Копилка.)
 
Расчёт зарплаты — знать пора –

Проводят в срок …    (Бухгалтера.)
 
Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!      (Бухгалтер.)
 
В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день.    (Бухгалтер.)
 
Половинку от зарплаты
Называют как, ребята?    (Аванс.)
 
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются …                  (Товар.)
 
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке —
От одежды до булавки.     (Универмаг, супермаркет.)

 
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.    (Менеджер.)


Задания на смекалку (на сообразительность)
Приведите фольклорный пример неудачного бартера.
(Шило на мыло.)


«Делить шкуру неубитого медведя» в бизнесе – это… Что?
(Планирование.)


Лицо торговой точки – это… Что? 
(Витрина.)


Способ получить скидку – это… Что? 
(Торг.)


Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? 
(Разгильдяи.)


Что стоит дёшево, а ценится очень дорого? 
(Вежливость.)


О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»?

(Чипсы.)


«Экономическая порода» собак – это… Какая? 
(Такса, ведь такса – это ещё и установленная расценка.)
У какого хозяина предприятия лучше работать с точки зрения оплаты труда: у скупого или щедрого? (У скупого, ведь, согласно пословице, скупой платит дважды.)


Переведите на современный русский старинное русское слово «проторгаш».
(Банкрот.)


Какую страну называют «банкиром» всего мира? 
(Швейцария.)


Назовите мероприятие, где цену набивают молотком. 
(Аукцион.)


У нас с вами – «заначка». А у государства Российского – именно этот фонд. Какой? 
(Стабилизационный.)


Французы называют этим словом весы, а русские бухгалтеры – годовой отчёт. Назовите слово.
(Баланс.)


«Кока-кола» по отношению к «Пепси-кола» – это… Кто? (Конкурент.)
 
Как образно говорят о невысоких доходах? (скромные)

 
Каким эпитетом награждают высокие цены? (Баснословные)
 
Как называется определённое количество товара? (партия)
Закончите народную мудрость: «Кто ругает товар, хочет его …(купить)
 
Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя …». Хвалит) 

Викторина «Формирование основ финансовой грамотности детей»

Цель: дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд -деньги». Рассказать что такое деньги (или обмен товарами).Познакомить ребенка с номинальными купюрами и монетами. Рассказать, как зарабатываются деньги и на что тратятся. Объяснить разницу между потребностями и пожеланиями. Объяснить принцип накоплений денег.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием

«деньги».

2. Раскрыть сущность понятие доход и его основные источники.

3. Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.

4. Закрепить знание детей о профессиях, города.

5. Усвоить, что их надо сначала заработать, а потом тратить.

6. Развивать познавательный интерес мышление память.

7. Воспитывать любознательность в процессе познавательно –игровой деятельности.

8. Формировать положительные взаимоотношение детей.

9. Обогащение словаря.

Основа организации образовательного процесса: Ведущий вид деятельности

-игра-викторина с карточками.

-Конкурс пословиц.

-Презентация.

-Двигательная активность (физ. минутка, разминка за столами).

-Применение наглядности.

-Закрепление понятий в деятельности.

Предв. работа: Чтение худ. литер: В. Крючкова ( Путешествие экономика и его друзей, мультфильм о финансовой грамотности.

Ход викторины

Ведущая: Здравствуйте ребята, мы сегодня собрались для участия в викторине, посвящённой « Дню грамотности»

Просмотр ролика из мультфильма «Фиксики»

Будут участвовать две команды: команда «рублики», команда «копеечки»

Выберите в своих командах капитана команды.

В этом ящике задания.

Внимание первое задание!

Какая команда первая ответит на вопрос, поднимает руку. За правильный ответ команда получает копейку.

Сегодня мы будем говорить о финансах.

1.Что такое финансы в вашем понимании? (деньги)

-А как вы думаете где берут деньги?

(зарабатывают)

-Ребята как вы думаете, за что платят зарплату (ответы детей). Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

Вывод: Зарплата-это деньги, которые платят за труд.

Следующее задание из ящика

2.КОНКУРС ПОСЛОВИЦ: А кто из вас знает пословицы про труд (дети поочереди рассказывают пословицы) Молодцы. А сейчас я буду задавать вопрос. Каждой команде по очереди. Готовы?

-Труд человека кормит а лень….(портит).

-Дерево сильно корнями а человек …. (трудами).

-Землю солнце красит а человека…. (труд)

-Делу время потехе …. (час)

-Скучен день до вечера когда делать (нечего)

-Дело мастера…. (боится)

3. Следующее задание: Объяснить пословицы про деньги? —Деньги куры не клюют.

— Кто рано встает у того копейка растет.

Разминка

4.Следующее задания из ящика. Я буду задавать вопрос вы будите отвечать. Готовы?

-На товаре должна быть обязательно (цена)

-Коль трудился целый год будет кругленький (доход)

-Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)

-И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

-Очень вкусная витрина у овощного (магазина)

Половинку от зарплаты, называют как ребята? (аванс)

Будут целыми как в танке, сбережения в вашем…(банке)

Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно…(весы)

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Расчёт зарплаты знать пора, проводят в срок…(бухгалтера)

Дела у нас пойдут налад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)

В наши дни не встретишь эту очень малую монету, в сказках ты её найдёшь. Денежка зовётся…(грош)

Чтобы партнёров не мучали споры, пишут юристы для них (договоры)

Приносить доходы стал , в банке папин…(капитал)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт…(кассир)

Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та что с дыркой на спине?

Мебель, хлеб и огурцы , продают нам…(продавцы)

Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы)

На рубль- копейки , на доллары-центы бегут-набегают в банке…

На товаре быть должна , обязательно (цена)

Это крупный магазин, у него не счесть витрин. всё найдётся на прилавке от одежды до булавки?

Следующее задание из ящика

5. Давайте послушаем стихотворение К. Чуковского «Как у наших у ворот чудо-дерево растет». Чудо, чудо расчудесное! Не листочки на нем не цветочки на нем. А чулочки, башмачки словно яблочки! Туфельки калошки новые сапожки!

Существует ли такое дерево на котором вырастают разные вещи? (нет)

Где берутся такие вещи?( в магазине)

Кто знает откуда они попадают в магазины? (с фабрик)

Как мы можем приобрести вещи? (купить на деньги)

Сегодня будем с вами говорить о деньгах.

Все любят сказки? Вот давайте вспомним сказки в которых упоминается про деньги, монеты.

(Золотой ключик, Муха Цокотуха.)

Физминутка: Буратино подтянулся, раз нагнулся, два нагнулся, руки в стороны развел….

Скажите что Буратино прятал на поле? (он закапывал монеты.)

Кто знает как называется наука изучающая монеты? ( нумизматика. )

Давайте все вместе скажем

Это новое слово давайте повторим хором НУМИЗМАТИКА.

Следующее задание из ящика

Я предлагаю сейчас вам пойти и сесть за столы выбрать карточки которые профессий которые работают с деньгами

-Кто на пожары приезжает огонь заливает людей спасает (пожарный)

-Кто продает творог сосиски Вискас для любимой киски

(продавец)

-Кто вылечит всех от болезней и знает что кому полезней (врач)

-Кто учит чисто говорить и звуку все произносить (логопед)

-Кто прибьет нам каблучок и замочек вставит (сапожник)

-За порядком кто следит и шалить нам не велит (полиция)

Наша викторина подошла к концу.

РАЗМИНКА ЗА СТОЛАМИ

Жили были гномики в расчудесном домике…

В: Я предлагаю сейчас рассмотреть монеты разных стран.

ВНИМАНИЕ ВСЕМ НА ЭКРАН!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

:вопросы к слайдам

Рефлексия:

-Скажите для чего нужны деньги?

-А что можно купить?

-А где это можно купить?

В: Совершенно верно.

Закрепить в конце слова ЦЕНА, ДОХОД,ТОВАР, ЗАРПЛАТА,ФИНАНСЫ.

Викторина по финансовой грамотности | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Экономическая игра со зрителями
На товаре быть должнаОбязательна …   (цена)
 
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …    (доход)
 
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить …    (налоги)
 
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …   (бизнесмен)
 
Он финансовый факир,В банк к себе вас ждёт …   (Банкир.)Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …   (банке)
 
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой …   (вклад)
 
Приносить доходы стал
В банке папин …    (капитал)
 
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся …    (залог)
 
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без …    (рекламы)
 
Эта резвая купчиха Поступает очень лихо! В телевизор залезает И товары предлагает: От компьютеров до хлама. Имя у нее …    (реклама) 
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь …   (товар)
 
И врачу, и акробату
Выдают за труд …   (зарплату)
 
В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает …»   (инфляция)
 
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …   (ссуду)
 
Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них …   (договоры)
 
Стал владельцем, братцы, я —
Вот завода …   (акция)
 
На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке …    (проценты)
 
Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой …    (конкурент)
 
Очень вкусная витрина
Овощного …   (магазина)
 
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно …   (весы)
 
Мебель, хлеб и огурцыПродают нам …     (Продавцы.) 
За сметану, хлеб и сырВ кассе чек пробьёт …    (Кассир.) 
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?      (Банкомат.)
 
Если банк попросим мы,
Денег нам он даст взаймы.
Ну а в древности, веками,
Кто ссужал людей деньгами?     (Ростовщик.)
 
Много знает он о сделках,
Крупных денежных и мелких,
Ведь всегда меж двух сторон
Их посредник в деле он.         (Маклер.)
 
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?   (Банк.)
 
Та бумага не простая,
И владелец её знает,
Что она ему раз в год
Дивиденды принесёт.    (Акция.)
 
Дядя Коля — нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется …                 (Монета.)
 
В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся …         (Грош.)
 
Государственный денежный склад,
Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста.   (Казна.)
 
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.  (Копилка.)
 
Расчёт зарплаты — знать пора -Проводят в срок …    (Бухгалтера.)
 
Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Матема

Статья «Финансовая грамотность. Актуальность вопроса в начальной школе»

Финансовая безграмотность — огромная проблема.

Люди постоянно вляпываются в опасные ситуации

только потому, что как следует не подготовились.

Дональд Трамп

Что такое финансовая грамотность?

Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.   

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Каждому  предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию.

 Можно ли  повысить всем зарплату и одновременно снизить цены,   нужно ли отнести свои деньги в фирму, которая обещает невероятные доходы, что стоит за всем этим – это знание, необходимое каждому.

 Финансовая грамотность даёт возможность понимать, как устроена финансовая сторона жизни, за счёт чего происходят те или иные события, как повлияет на жизнь человека то, что происходит в государстве, к каким последствиям приведёт тот или иной шаг с собственным деньгами.

 Экономическая сторона жизни устроена определённым образом, и основы этого надо знать так же, как знать правила вождения автомобиля, прежде чем сесть за руль.

 В этой области немало расхожих мнений, которые приведут к проблемам, если ими руководствоваться.  «Работа не волк, в лес не убежит», «Не обманешь, не продашь», «Деньги – зло» и т.д. 

 Лучше помочь детям изучить современные правильные данные, которые помогут принять   решение и достичь своих целей.

Как известно, основы восприятия окружающего мира формируются у ребенка с ранних лет, преимущественно в школьном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы финансовая грамотность была сформирована именно в этот период. Это задача ложится, конечно, прежде всего, на родителей. Но роль учителя в этом вопросе тоже нельзя исключать. Актуальность данной роли мы рассмотрим позднее.

Первые взаимоотношения с деньгами у ребенка начинают выстраиваться в тот момент, когда он впервые получает от родителей деньги. Как правило, первая выдача денег происходит с целью совершения какой-то заданной покупки (сходить за хлебом, за молоком и т.д.) В этот момент ребенок формирует свое первое мнение о деньгах. Он понимает, что деньги – это нечто ценное, что их можно поменять на нужный товар. Т.е. первоначально дети воспринимают основные функции денег как меру стоимости и как средство платежа.

Постепенно, дети начинают понимать, что деньги состоят из бумажных купюр и монет, что купюры представляют большую ценность, чем монеты, и это все бывает разных номиналов. Дети учатся сопоставлять ценность купюр и монет разных номиналов, правильно подбирать банкноты и монеты для совершения нужной покупки, высчитывать сдачу. Эти основы финансовой грамотности детей закладываются, как правило, тогда, когда ребенок уже умеет производить элементарные арифметические действия – приблизительно в 6-7 лет, т.е в момент поступления в школу.

На втором этапе дети получают карманные деньги и учатся распоряжаться ими самостоятельно: сначала под чутким присмотром родителей, затем – с постепенным ослабеванием контроля. Здесь у ребенка закладываются первые навыки формирования своего личного бюджет: он учится оптимально использовать свои денежные поступления (карманные деньги) для удовлетворения своих потребностей (школьный буфет, покупка сладостей, оплата проезда и т.д.) Ребенок начинает понимать, что чем больше он использует, тем меньше у него остается. И тут зарождаются зачатки планирования личного бюджета. Это происходит постепенно и задача родителей в этой ситуации – способствовать развитию навыков планирования, т.е. не выдавать карманные деньги по первому требованию, а учить ребенка «вписывать» свои расходы в ту сумму, которая ему выдана на определенный период.

К сожалению, можно наблюдать, что не всегда развитие у ребенка основ финансовой грамотности происходит по данному плану. Часто родители не знают и не умеют научить своего ребенка «правильному» обращению с деньгами. Это происходит потому, не все родители владеют финансовой грамотностью в той мере, которая помогает им самим верно формировать свой семейный бюджет и свое отношение к деньгам.

Актуальность включения школы в этот процесс, на мой взгляд, очевидна: благоприятный период формирования данных понятий приходится как раз на период начальной школы. Кроме того, мы, учителя, часто являемся свидетелями нерационального расходования карманных денег: купленные булочки в буфете оказываются совсем не нужными, т.е. покупки совершаются не ради получения необходимого, а ради самой покупки, ради процесса замены монет и купюр на нечто большее по размеру. Иногда ребенок даже не верно понимает выгоды покупки: разменивая одну банкноту и получая сдачу мелочью, ребенок с восхищением хвалится одноклассникам, что денег у него теперь стало больше… Бывали случаи, когда дети «дарили» друзьям деньги, выданные родителями на какие-либо покупки и при этом не видели в этом ничего предосудительного, ведь «у мамы есть еще» или «мне завтра еще дадут». Это показывает, насколько еще не сформировано у ребенка правильное понимание денег, и не всегда родители могут справиться с этим самостоятельно. В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.

Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Что можно предпринять для решения проблемы?

 Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.

Международное содружество образовательных некоммерческих организаций «Достижения молодых» (JA Worldwide®) располагает многолетним опытом обучения основам финансовой грамотности детей и учащейся молодежи. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих государство и бизнес, банковские и финансовые организации, а также образовательные учреждения, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.

Программы «Достижения молодых» адаптированы к возрастным особенностям учащихся, предлагают различные виды образовательной деятельности и ориентированы на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков.

Примером применения образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить  программа «JA — Больше чем деньги». Программа предназначена для школьников 7-13 лет и направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. Программа устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность. Программа создана методистами  международного образовательного содружества «Достижения молодых» и успешно развивается в мировом масштабе при поддержке банка HSBC.

Добровольные консультанты, участвующие в образовательном процессе, приносят в классы, обучающиеся по программе «JA — Больше чем деньги», свой личный и профессиональный опыт управления финансами. Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности. Программа носит прикладной характер, имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для учителей и консультантов, наглядные пособия, рассчитанные на школьников в возрасте 7-13 лет, которые могут изучаться в классе и в семейном кругу. В 2008-09 учебном году российская программа «JA- Больше чем деньги» была реализована в московских школах. Доступ к ней получили 3 172 учащихся. В 2009-10 планируется расширение программы – ее будут преподавать в школах Москвы и Санкт-Петербурга.

В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?

Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?

Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость. 

Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.

В заключении хочу сказать, что вопрос формирования у обучающихся основ финансовой грамотности является на сегодняшний день особо актуальным. Век новых технологий и развития общества заставляет членов этого общества быть максимально образованными во всех направлениях. Правильное отношение людей к собственным финансам, финансам своей семьи даст возможность правильного отношения к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства в этом вопросе. И если ставить целью формирование взрослого человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, то начало этому процессу должно быть положено как можно раньше. Начальная школа может стать первой ступенью в формировании этого правильно отношения. Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то — определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!

И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки: «Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество».

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

Том 1

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 классов содержит задачи по финансовой грамотности, составленные по принципу от простого к сложному, предполагающие решение математическими методами и соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (1-4 классы) по освоению учебного предмета «Математика». Задания могут быть использованы как на уроках математики, так и для организации внеклассных мероприятий, интеллектуальных состязаний, конкурсов и других мероприятий.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 классов содержат пояснения к решению задач, которые характеризуют навыки финансово грамотного поведения, формирующихся при их решении.

Том 2

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов содержит задачи разного уровня сложности, которые охватывают все содержательные блоки финансовой грамотности. Задачи, включенные в сборник, научат разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека.

В сборник включены стандартные, поисковые и проблемные задачи в формате всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов направлены на оказание методической помощи учителям в вопросах включения задач по финансовой грамотности в преподавание математики. Задачи могут быть использованы на уроках математики, экономики, дополнительных занятиях и самостоятельной работе.

Том 3

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10-11 классов содержит задачи разного уровня сложности, охватывающие все содержательные блоки финансовой грамотности: основы финансового планирования, кредиты, депозиты, расчетно-кассовые операции, страхование, инвестиции, пенсионное обеспечение и налогообложение.

Задачи составлены в формате единого государственного экзамена, что может помочь школьникам в подготовке к итоговой аттестации по математике.

Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10-11 классов содержат подробное решение каждой из задач сборника обучающимися, вопросы для обсуждения. Каждая задача сборника предполагает осмысление ситуации для принятия рационального решения либо осмысление полученного результата.

Сборник методических рекомендаций может быть использован педагогами не только в комплекте со Сборником задач, но и самостоятельно, так как содержит все элементы Сборника задач.