Виды бедности – Вопрос 72, 73 Виды и последствия бедности населения. Абсолютная и относительная бедность. Прожиточный минимум.

90. Виды и последствия бедности населения: система показателей оценки

Под бедностью понимается такое экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.). Порогом (чертой) бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи (домашнего хозяйства), который обеспечивает физический прожиточный минимум.  Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Выделяют два вида бедности.

1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей — в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт.  абсолютной бедности тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности — это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни. Под относительной бедностью в настоящем исследовании понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.

Первичная и вторичная бедность:

Первичная бедность существует у тех семей, которые при максимально разумном использовании имеющихся средств и сил, не транжиря, организуя рациональный образ жизни, всё равно остаются за порогом бедности. Вторичная бедность характеризует такие семьи, у которых основные жизненные потребности не удовлетворяются по причине неразумной траты средств.

 “Устойчивая” и “плавающая” бедность:

«Устойчивая» бедность связана с тем, что бедность, как правило, воспроизводит бедность. Низкий уровень материальной обеспеченности ведёт к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счёте — к деградации. «Плавающая» бедность, более редкая, связана с тем, что бедные, предпринимая усилия, покидают свой круг и, адаптируясь к новым условиям, обретают более качественный уровень жизни.

социальная и экономическая бедность [16, с. 171]:

Социальная бедность относится к “слабым”, экономическая бедность — к “сильным” работникам. Бедность “слабых” — это бедность нетрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей и т.д.). Бедность “сильных” возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий “нормальный” жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данном обществе уровень благосостояния.

Бедность имеет много различных последствий6

Спутниками бедности являются депрессии, так как бедные считают себя лишними и отвергнутыми обществом людьми, возможны даже суицидальные последствия., а также развитие таких болезней как наркомания и алкоголизм.

Бедные всеми силами стремятся выжить, а не преодолеть бедность. Они воспринимают себя людьми, лишёнными власти над обстоятельствами. Бедность также является фактором социальной напряжённости в обществе. Люди, находящиеся за чертой бедности или у её черты легче идут на преступления, оправдывая свои действия бедностью.

Бедных очень легко привлечь к насильственным методам политической борьбы, пообещав им при этом экспроприацию экспроприированного.

При нехватке средств значительно ухудшается качество жизни населения, так как для людей, которые испытывают нужду, становится невозможным рациональное питание, ведь полезная еда является дорогостоящим продуктом, также большинство людей не могут себе позволить занятия спортом и активный отдых, в результате чего значительно ухудшается уровень здоровья населения.

Результатом низкого уровня жизни населения является массовая иммиграция наиболее образованных и активных людей. Люди, живущие в странах в которых преобладает количество бедного населения, становятся дешёвой рабочей силой в странах с более высоким уровнем жизни, большинство из которых никогда не вернутся в свою страну. Этот факт также не улучшает развитие экономики страны.

Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике уровень прожиточного минимума в развитых странах, как правило, выше, чем в развивающихся. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

-оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

-обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

-формирования федерального бюджета.

Показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда. Так, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Величина прожиточного минимума в целом по России за I квартал 2015: • на душу населения — 9662 руб

Понятие, причины и классификация «бедности»

Министерство Образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати имени

Ивана Федорова

Реферат

по экономической социологии

на тему:

«Бедность» как социально-экономическая проблема

Студентка: Старостина О.В.

Группа: ВЭэБ 1-1

Москва, 2016

Содержание:

  • Введение

  • Понятие, причины и классификация «бедности»

  • Типология бедности

  • Показатели бедности

  • Бедность как проблема

  • Последствия бедности

  • Способы борьбы с бедностью

  • Заключение

1

Проблема бедности стоит перед обществом с давних времен. Она характерна для любого общества, независимо от обществен­ного строя. Различия в политическом и административном устройстве дают лишь различную степень проявления бедности. Определенные же ее черты наблюдаются во всех странах.

Проблема бедности всегда была в центре внимания как эко­номистов, социологов и политиков, так и рядовых граждан. По этому вопросу велись ожесточенные споры, высказывалось мно­жество мнений. Однако, несмотря на все их разнообразие, мож­но выделить два основных направления экономической мысли: во-первых, многие видели причину бедности в естественных ус­ловиях существования человечества; во-вторых, причиной бед­ности назывались пороки той общественной системы, которая порождает это социально-экономическое явление.

Бедность можно определить как «состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для значительной части общества». Бедность возникает всякий раз, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Данное     явление    присуще всем без исключения обществам, формациям.

В депривационном подходе  выделяют целые ряды не только материальных, но и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», ниже которого недостаточность душевых подходов приводит индивида не грань выпадения из привычных социальных связей .

4-ая ступень депривации — ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормальное питание, семья экономит на предметах гигиены, не обновляет одежду для детей по мере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов длительного пользования как телевизор и холодильник.

3-я  ступень депривации – ступень острой нуждаемости (бедности) – лишение концентрируются на качестве питания, нехватке одежды и обуви, семье трудно поддерживать жилье в порядке, иметь простую повседневную мебель, приобретать жизненно важные лекарства и медицинские приборы.

2-ая ступень депривации – ступень стесненности (малообеспеченности) – когда не хватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не может позволить себе приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников; отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимых медицинских.

1-ая ступень – ступень характеризующая близкие к средним жизненные стандарты . Семьи на этой ступени нуждаются в улучшении жилищных условий, экономят на приобретении современных дорогих предметах длительного пользования, платных образовательных,семейном отдыхе и развлечениях.

2

Причины бедности:

1. Постоянное повышение черты бедности (прожиточного минимума, особенно в рыночных условиях).

2. Действующий механизм компенсации роста потребительских цен различным категориям населения.

3. Самостоятельная адаптация населения к новым социально-экономическим условиям.

4. Принадлежность человека к тем или иным группам населения (возраст, образования, сфера занятий, место проживания, социально-профессиональный статус).

  • Типология бедности

Бедность в современной России не гомогенна и имеет несколько уровней, которые различаются и по материальному положению, и по социально-профессиональной деятельности, и по досуговым предпочтениям людей.

В бедности, то по крайней мере два уровня выделяются довольно отчетливо — просто бедностьпредставители которой составили в нашем исследовании 19,0%. и нищетав которой живут 6,5% опрошенных. Судя по полученным данным, уровень и образ жизни, соответствующие скорее понятию «нищета», чем «просто бедности», отличают следующие характеристики: накопившиеся долги, в том числе по квартплате, отсутствие таких предметов домашнего имущества (пусть даже очень старых), как пылесос, мебельная стенка или мягкая мебель, ковер, цветной телевизор, а также плохие жилищные условия. Среди тех, кто попал в категорию «нищих», доля проживавших в общежитиях, коммунальных квартирах и снимавших жилье (34,7%). оказалась вдвое большей, чем среди просто бедных. Причем свыше половины в первой группе их имели не более 10 кв. м общей площади на человека, в то время как во второй группе этот показатель характеризовал 28,7% респондентов. Добавим к этому недоступность любых платных услуг, плохие взаимоотношения в семье, в среднем более низкие, чем у просто бедных, доходы. В целом можно сказать, что на уровне нищеты в настоящее время сконцентрированы в основном семьи «старых» бедных, которые и в советское время относились к самым неблагополучным слоям общества, а на уровне собственно бедности — семьи «новых» бедных, которые до начала реформ относились к вполне обычным семьям

.

Существуют также две формы бедности: «устойчивая» и «плавающая». Первая связана с тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете — к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности подтвердили эту гипотезу и показали. Что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течении всей своей жизни. Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом.

3

Тип бедности, выражающийся в том, что доходы той или иной семьи, группы, слоя не достигают данной величины, можно рассматривать в качестве бедности абсолютной, Средства к существованию — это минимум, необходимый для поддержания жизни, и, следовательно, быть ниже этого уровня означает испытывать абсолютную бедность, поскольку индивиду не хватает средств для поддержания жизни. Здесь совершенно очевидно противоречие: как же те, кому не на что жить, живут? Теоретики абсолютной бедности отвечают, что они не живут долго; если они недостаточно обеспечены для поддержания существования, они будут голодать или мерзнуть зимой. Определение абсолютной бедности связано, таким образом, с понятием средств существования.

Показатели, сравнение с которыми позволяет выделить абсолютно бедную часть общества, связаны с физиологическими, социальными, культурно обусловленными качественными порогами потребления. В современных обществах практически всегда существуют несколько порогов. Поэтому при выделении людей и групп, находящихся в ситуации абсолютной бедности, целесообразно одновременно принимать в расчет ее степень.

В нынешней России отчетливо выделяются три степени абсолютной бедности:

1.нищета, наиболее глубокая острая бедность; В положении абсолютной нищеты, наиболее глубокой бедности находятся люди, не имеющие физиологического минимума средств к жизни. Это те, кто стоит на грани постоянного недоедания, если не голода, или за этой гранью. В сегодняшней российской обстановке условным показателем такой грани можно считать стоимость простейшего набора продуктов питания, входящих в официальный прожиточный минимум. В 1992-1994 гг. этот па-бор стоил чуть больше двух третей прожиточного минимума. Поданным государственной статистики, денежные доходы ниже стоимости продуктового набора в 1993 г. имело 10-15% населения, в первые восемь месяцев 1994 г. — менее 10%.

2. нужда, средняя бедность; охватывает те группы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические потребности, но кто не может удовлетворить социальные потребности, даже самые элементарные. В этих группах обычно нет регулярного недоедания, но не обновляется одежда и обувь, нет средств на лечение, отдых и т. п. В сегодняшней ситуации верхнюю границу нужды образует официальный прожиточный минимум, рассчитываемый Министерством труда и фактически являющийся у нас показателем именно социального минимума (в отличие от стоимости одного лишь продуктового набора, указывающего примерные пределы чисто физиологического минимума). Таким образом, в состоянии нужды оказываются люди, доходы которых меньше официального прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей. Судя по официальной статистике денежных доходов, к этой категории относилось 15-20% населения в 1993 году и 10-15% — в январе-августе 1994г.

3.необеспеченность, или недостаточная обеспеченность, умеренная бедность. Конечно, количественные, выражаемые в деньгах, границы довольно условны. Удовлетворяются элементарные потребности — как физиологические, так и социальные, но остаются неудовлетворенными потребности более сложные и высокие. В таких условиях люди более или менее сытно едят (хотя их рацион отнюдь не сбалансирован и их питание нельзя считать здоровым), как-то обновляют одежду, лечатся, отдыхают. Однако все это делается на уровне и в формах, не достигающих образцов, считающихся в рамках данной культуры нормальными и достойными. Иными словами, здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка.

Абсолютная бедность противопоставляется относительной бедности. Это понятие более субъективно, поскольку оно требует чьей-либо оценки уровня бедности, а кто должен вынести оценку — вопрос спорный. Относительное определение бедности основано на сравнении жизненного стандарта бедных и жизненного стандарта слоев населения, бедными не являющимися. Как правило, при этом используется средний жизненный стандарт.

Если в обществе существуют массовые группы, считающие свой уровень жизни существенно и неоправданно более низким, чем у иных социальных категорий или в иное время, на иной территории, то такие группы будут чувствовать и вести себя как находящиеся в ситуации бедности, независимо от абсолютной величины их доходов и потребления. В этом смысле уместно говорить об относительной бедности.

При всей важности выделения абсолютных и относительных разновидностей бедности, их недостаточно, чтобы передать своеобразие ее структуры в современной России. Применительно к практическим нуждам социальной политики решающее значение имеет еще одно различение: бедности «слабых» и бедности «сильных».

Бедность «слабых» — это бедность нетрудоспособных и малотрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей и т. п.). Ее можно назвать социальной бедностью, непосредственно обусловленной социально-демографическими свойствами определенных категорий населения. Те или иные проявления бедности «слабых» практически неизбежны в современных обществах. Социальная бедность, по крайней мере, ее относительная форма есть постоянная черта общественной жизни.

В отличие от бедности «слабых», бедность «сильных» возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим средненормальным трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния. С этой точки зрения бедность «сильных» можно обозначить как производственно-трудовую или экономическую бедность, подчеркивая тем самым ее непосредственную обусловленность кризисной ситуацией в экономике, когда работник не получает заработка обычного масштаба.

Таким образом, можно сделать вывод, что бедность не однородна и имеет свою сложную структуру.

37_абсолтная и относительная бедность

37. Абсолютная и относительная бедность

В социологии различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворять даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, тепле либо способен удовлетворять только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране. Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми.

Неравенство характеризует общество в целом, бедность – только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Так, в 1992 году в США к бедным относили себя 14% населения, а в России – почти 90% (Рис. 6).

Рис. 6. Соотношение абсолютной и относительной бедности в России (конец 90-х годов ХХ века)

Наряду с традиционными бедными в современной России (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) возникла категория «новых бедных», представляющих те группы населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее (в советское время) не были малообеспеченными. Все специалисты пришли к выводу о том, что работающие бедные – это чисто российский феномен. Сегодня их низкие доходы обусловлены прежде всего неоправданно низким уровнем оплаты труда на государственных предприятиях, безработицей и частичной занятостью, а также – неплатежами заработной платы и пенсий.

м

Бедность как экономическая проблема

Сущность понятия «бедность»

Определение 1

Бедность представляет собой характеристику экономического положения индивидов или социальной группы, в соответствии с которой они не способны удовлетворять круг своих минимальных потребностей, которые необходимы для жизни, включая сохранение трудоспособности и продолжение рода.

Бедность — относительное понятие, которое зависит от общих стандартов уровня жизни данного общества.

Замечание 1

Чаще всего бедность определяется через категорию прожиточного минимума. Когда доход гражданина представляет собой величину, меньшую, чем прожиточный минимум, то он по определению относится к категории бедных людей.

В нашей стране величину прожиточного минимума определяет Правительство РФ каждый квартал, основываясь на потребительскую корзину и данные федерального органа исполнительной власти статистики об уровне потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам, сборам.

Бедность существовала с древних времен в качестве состояния голодной жизни, при этом раньше ее считали обычным явлением, которое характерно для подавляющего большинства населения. Азиатское, античное и феодальное общество делили на богатых и бедных вне зависимости от человеческих личных способностей. Уровень потребностей и возможности их удовлетворения тогда зависели от сословного и юридического статуса человека. Разные социальные группы вели разный образ жизни, поэтому нормой жизни было следование престижному образу жизни высших слоев.

Замечание 2

Впервые контраст равенства граждан остро проявился в капиталистическом обществе, когда невозможность для одних людей жить так, как живут другие, воспринималась в качестве социальной несправедливости.

Виды бедности

Специалисты выделяют два вида бедности:

  • Абсолютная бедность имеет отношение к нужде в жизненных ресурсах, способных обеспечить людям биологическое выживание. Здесь имеется в виду удовлетворение элементарных потребностей (пища, жилье, одежда). Критерии абсолютной бедности почти не зависят от времени и места проживания индивида, а больше связаны с биологическими характеристиками.
  • Относительную бедность можно определить через сравнение с общепринятым уровнем жизни, который существует в обществе.

Средний уровень жизни развитых государств Запада значительно выше, чем в развивающихся государствах. По этой причине положение бедности в государствах развитого Запада и отсталых государств будет различным. К примеру, к категории относительно бедных на Западе относят тех людей, которые не испытывают затруднений в питании, но не могут удовлетворить потребности более высокого уровня (в образовании, культурном отдыхе и др.). Можно сказать, что критерии относительной бедности характеризуются социальными признаками и сильно отличаются в разных государствах и в разные эпохи.

Помимо рассмотренной классификации видов бедности, есть и другие подходы. Существует понятие первичной бедности, при которой семьи ведут рациональное домашнее хозяйство, но не имеют достаточное количество финансовых средств. Вторичная бедность характеризуется наличием достаточного количества финансовых средств, но нуждой по причине нерационального ведения хозяйства.

Также бедность разделяется на устойчивую бедность (наследственную) и плавающую бедность, при которой некоторые бедные люди выходят на более высокий уровень жизни, но в то же время люди среднего достатка разоряются, переходя в разряд бедняков.

Причины бедности и пути решения

Выделяют несколько подходов при объяснении причин возникновения и воспроизводства бедности в качестве социального явления.

Сторонники культурного подхода доказывают, что бедная среда характеризуется особой культурой, основой которой является фатализм, смирение, неумение строить свое будущее. В ходе первичной социализации происходит передача этих ценностей от одного поколения к другому, что приводит к «наследованию» бедности.

В соответствии со структурным подходом наличие бедности связывалось со структурными особенностями общества, которые основаны на социальной стратификации, а также экономическом неравенстве.

В рамках еще одной концепции бедность рассматривается в качестве последствия развития международной экономики, включая изменения в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные компании осуществляют поиск стран и регионов с дешевой рабочей силой, что приводит к искусственному сдерживанию роста заработной платы и общему обнищанию населения.

В ходе анализа отношения к бедности экономическая психология выделяет три группы причин бедности, среди которых можно назвать: структуральные причины, ответственность при которых возлагается на экстремистское общество, в том числе плохое управление и экономические силы; личностные (индивидуалистические) причины, при которых ответственность за бедность возложена на поведение и черты личности бедных граждан; фаталистические причины видят бедность как результат отсутствия удачи и повороты судьбы.

Необходимо рассмотреть некоторые направления и методы борьбы с бедностью:

  • Создать условия самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными, взрослыми членами на трудовой основе;
  • Сформировать систему эффективной поддержки по уязвимым группам населения, включающих престарелых, инвалидов, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях;
  • Создать гарантии доступа к бесплатным или дотационным ресурсам без дискриминации;
  • Увеличение роли профсоюзов и государства в ходе обеспечения трудовых прав работников, главным образом, инвалидов, женщин и родителей с маленькими детьми, работников из неполных семей, молодежи;
  • Увеличить минимальный размер заработной платы в сфере оплаты труда в качестве главного фактора сокращения бедности, уменьшить количество малооплачиваемых работников;
  • Увеличить занятость населения;
  • Провести совершенствование системы адресной социальной помощи для уязвимых групп населения (инвалиды, пенсионеры, одинокие родители, беженцы и др.).

Культура бедности — Википедия

Культура бедности – понятие, принятое в социологии, которое распространяется на идею порочного круга бедности. Данное явление привлекло внимание науки и общества в начале 70-х годов, затем пережило мощный удар критики (Гуд и Эймс — 1996, Бургуа — 2001, Смол, Хардинг, Лармонт — 2010) и вернулось в обращение в начале 21 века[1]. Оно предлагает объяснение, почему бедность существует, несмотря на все программы борьбы с ней.

Первые приверженцы данной теории утверждали, что бедняками становятся не только потому, что не хватает средств, но и из-за уже сформировавшейся ценностной системы и постоянного страха перед бедностью. Оскар Льюис, который занимался вопросами антропологии, писал, что «субкультура, а именно бедность, развивает механизмы, которые стремятся постоянно ее возрождать, особенно из-за того, как эти люди смотрят на мир, их жизненные установки, устремления и характер воспитания детей»[2].

Последующие ученые (Янг – 2004, Ньюмэн – 1999, Эдин и Кефалас – 2005, Дохан – 2003, Хейз – 2003, Картер – 2005, Уоллер – 2002, Дюнер – 1992) утверждают, что у бедных людей система ценностей не отличается от общепринятой.

Понятие «субкультура бедности» (позднее было сокращено до «культуры бедности») впервые появилось в этнографических трудах Льюиса, а именно в труде «Пять семей: изучение мексиканского дела по вопросам культуры бедности», где Льюис отстаивал позицию, что бедные люди могут рассматриваться как субъект права, чьи жизни были видоизменены под воздействием бедности. Он утверждал, что бедняки как члены общества постоянно несут бремя бедности, что приводит к формированию автономной субкультуры. Это происходит, потому что дети вырастают в этой среде, и, соответственно, их система поведения и отношений постоянно воспроизводит чувство неспособности выйти из этого самого низкого класса общества.

Льюис установил 70 характеристик, которые указывали на присутствие культуры бедности, которая, по его мнению, не распространялась на все низшие классы общества.

Так, например, люди, принадлежащие к культуре бедности, имеют стойкое чувство маргинальности, беспомощности, зависимости и непринадлежности. Они, как чужестранцы в собственной стране, убежденные в том, что существующие институты не удовлетворяют их интересы и потребности. Вместе с чувством, что их интересы не представлены в государственных структурах, широко выражается чувство собственной неполноценности и личной бесполезности с точки зрения общественного блага. Это абсолютно верно относится к обитателям трущоб города Мехико, которые не составляют отдельную этническую или расовую группу и не подвергаются расовой расовой дискриминации. А в Соединенных Штатах Америки данная культура существует у афроамериканцев и дополняется проявлениями расовой дискриминации.

Представители культуры бедности очень часто не чувствуют своих корней. Это маргинальные люди, которые знают только свои собственные беды, видят только свои собственные условия проживания, свое окружение и принимают только свой жизненный путь. Обычно у них не хватает знаний, представлений и образа мысли, чтобы заметить сходства между своими проблемами и проблемами тех, кто живет в других уголках мира. Другими словами, они проявляют классовую несознательность, несмотря на тот факт, что они поистине чувствительны к классовым различиям. Когда у них проявляется классовое сознание, или они становятся членами профсоюзных организаций, или когда принимают взгляды интернационалистов, то, по мнению Льюиса, больше они не являются частью культуры бедности, хотя и остаются в материальном плане очень бедными людьми[3].

Хотя Льюис разрабатывал свою концепцию на основе знаний о бедности в развивающихся странах, понятие культуры бедности стало привлекательным для общественных деятелей и политических организаций в Соединенных Штатах Америки. Она нашла свое отражение в таких документах, как «Отчеты Мойнихена (англ.)русск.» (1965), а также более поверхностно была использована в программе «Война с бедностью (англ.)русск.».

Культура бедности появляется как ключевая концепция в обсуждении Майклом Харингтоном американской бедности в работе «Другая Америка» (1962). Для Харингтона культура бедности это структурное понятие, определенное социальными институтами исключительности, которое создает и постоянно возрождает цикл бедности в Америке.

В 70-х гг. XX века популяризатором этой теории в Великобритании был сэр Кит Джозеф, министр здравоохранения и социального обеспечения, который считал, что среди бедных в Великобритании имел место цикл депривации. По его мнению, родители многодетных семей, которым самим не удалось достичь успехов в жизни, не в состоянии привить своим детям ценности и поведение, ориентированные на успех. В результате их дети плохо учились в школе, что в свою очередь не позволяло им материально обеспечить себя и своих детей. И так повторялось из поколения в поколение.[4]

Критика доводов относительно культуры бедности в самом начале появления данной концепции настаивает на том, что объяснения бедности должны анализировать, каким образом структурные факторы взаимодействуют с характеристиками описывающими условия существования индивида (Гуд и Эймс – 1996, Бургуа – 2001, Смол, Хардинг, Ламонт – 2010). По утверждению Смола, Хардинга и Ламонта (2010), «поскольку любое действие человека по определению несет в себе как потенциал ограничения, так и способность его свершения, в зависимости от того что под этим подразумевают сами люди, то данная динамика становится в центре понимания производства и повторного воспроизводства бедности и социального неравенства»[5].

С 1960-х годов, критики культуры бедности, а именно утверждения, что невозможно вырваться из низших классов, пытаются показать что настоящие данные не соответствуют модели Льюиса (Гуд и Эймс – 1996).

Так в своем исследовании Д.Мэссей и Н. Дэнтон показали, что черные гетто возникали в 1900-1970 годах прежде всего из-за предубеждений и расизма, а вовсе не из-за какого-либо непреодолимого желания самих афроамериканцев жить изолировано от белого населения[6].

В 1974 году антрополог Карл Стэк издает критическую работу, называя её фатальной и отмечая, что верить в идею культуры бедности не столь нужно самим бедным, как все это работает в интересах богатых сословий. Она пишет, что «культура бедности, как Хилан Льюис подчеркивает, базируется на чистой политике. Эти идеи больше отвечают политическим группам и группам ученых, которые пытаются рационализировать причины, по которым некоторым американцам не удалось занять должного положения в американском обществе. Именно это Льюис подтверждает в идеи, что люди верят, хотят верить и им необходимо в это верить. Они хотят верить, что увеличение дохода бедных классов не изменит их образ жизни или систему ценностей, а только приведет к бесполезной трате денег»[7].

Таким образом, Стэк демонстрирует, что политический интерес в удержании зарплат на очень низком уровне создает климат, при котором именно с точки зрения политики бывает очень удобно придерживаться идеи культуры бедности (Стэк 1974). В социологии и антропологии понятие вызывает негативную реакцию, что подталкивает ученых взглянуть на структуры, а «не обвинять во всем жертву» (Бургуа, 2001).

С конца 90х культура бедности свидетельствовала о возрождении социальных наук, однако большинство ученых в настоящее время отвергают понятие постоянной и не меняющейся культуры бедности.

Более современные исследования в основном не соглашаются с идеей, что бедность людей может быть объяснена их ценностями. Также все чаще нет смысла делить понятия на «структурное» и «культурное», так как их разделение сейчас не кажется достаточно обоснованным (Смол, Хардинг, Ламонт – 2010).

  1. ↑ Cohen, Patricia, ‘Culture of Poverty’ Makes a Comeback, https://www.nytimes.com/2010/10/18/us/18poverty.html
  2. ↑ Lewis, Oscar (1969). «Culture of Poverty». In Moynihan, Daniel P. On Understanding Poverty: Perspectives from the Social Sciences. New York: Basic Books. p. 199
  3. ↑ Lewis, Oscar (January 1998). «The culture of poverty». Society. 35 (2) https://link.springer.com/article/10.1007%2FBF02838122
  4. ↑ Белова Е.И. Социокультурные особенности феномена бедности в России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9(17), 2012. URL:http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/beglova.pdf (недоступная ссылка)
  5. ↑ Small M.L.; Harding D.J.; Lamont M. (2010). «Reconsidering culture and poverty» (PDF). Annals of the American Academy of Political and Social Science. 629 (1): 6–27. isbn=10.1177/0002716210362077
  6. ↑ Виктор Шнирельман. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. Москва: НЛО, 2011.
  7. ↑ Stack, Carol. 1974. All Our Kin. Harper & Row
  • Goode, Judith; Edwin Eames. An Anthropological Critique of the Culture of Poverty // Urban Life (неопр.) / G. Gmelch; W. Zenner. — Waveland Press, 1996.
  • Harrington, Michael (англ.)русск.. The Other America: Poverty in the United States (англ.). — The Macmillan Company (англ.)русск., 1962.
  • Lewis, Oscar (англ.)русск.. The Culture of Poverty // Urban Life (неопр.) / G. Gmelch and W. Zenner, eds. — Waveland Press, 1996.
  • Lewis, Oscar. Culture of Poverty // On Understanding Poverty: Perspectives from the Social Sciences (англ.) / Moynihan, Daniel P.. — New York: Basic Books, 1969. — P. 187—220.
  • Шарипова Н.Е. О проблеме бедности: институциональный подход (рус.). — 2007.. — Т. 4 (24). — ISBN http://www.m- economy.ru/art.php?nArtId=1723.
  • Ярошенко С. Синдром бедности (неопр.). — 1994.. — Т. 2.. — ISBN http://jour.isras.ru/upload/journals/1/articles/64/submission/original/64-119-1-SM.pdf.
  • Mayer, Susan E. (англ.)русск.. What money can’t buy : family income and children’s life chances (англ.). — Cambridge: Harvard University Press, 1997. — ISBN 0-674-58733-2.
  • Duvoux, Nicolas, «The culture of poverty reconsidered», La vie des idées : http://www.laviedesidees.fr/The-Culture-of-Poverty.html
  • Bourgois, Phillipe. Culture of Poverty // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (англ.). — Wave land Press, 2001.
  • Small M.L.; Harding D.J.; Lamont M. Reconsidering culture and poverty (неопр.) // Annals of the American Academy of Political and Social Science (англ.)русск.. — 2010. — Т. 629, № 1. — С. 6—27. — DOI:10.1177/0002716210362077.