Уровень грамотности в россии 2020 – В Минфине РФ рассчитывают на рост уровня финансовой грамотности в Челябинской области к 2020 году

Содержание

Население России

Счетчик населения России

146 573 768

Численность населения

67 889 117

Численность мужского населения (46.3%)

78 684 651

Численность женского населения (53.7%)

112 700

Рождено в этом году

415

Рождено сегодня

122 897

Умерло в этом году

453

Умерло сегодня

13 833

Мигрировало в этом году

51

Мигрировало сегодня

3 635

Рост численности населения в этом году

13

Рост численности населения сегодня

23-01-2020 00:57:08

Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения внешняя ссылка .

Выберите странуАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАнгильяАнголаАндорраАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские ОстроваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские ОстроваБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВеликобританияВенгрияВенесуэлаВиргинские Острова (США)Восточный ТиморВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвианаГвинеяГвинея-БисауГерманияГибралтарГондурасГонконгГренадаГренландияГрецияГрузияГуамДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы ОстроваКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайКолумбияКоморские ОстроваКонго, Демократическая РеспубликаКосовоКоста-РикаКот-д’Ивуар (Берег слоновой кости)КубаКувейтКыргызстанКюрасаоЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМайоттаМакаоМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы ОстроваМексикаМикронезияМозамбикМолдоваМонакоМонголияМонтсерратМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияНормандские острова (Джерси и Гернси)Объединенные Арабские ЭмиратыОманОстров МэнОстров Святой ЕленыОстрова КукаОстрова Уоллис и ФутунаПакистанПалауПалестинаПанамаПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеспублика КонгоРеюньонРоссияРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверная МакедонияСеверные Марианские островаСейшельские островаСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Киттс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСербияСингапурСинт-МартенСирияСловакияСловенияСоединенные Штаты Америки (США)Соломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайвань (Китайская Республика)ТанзанияТёркс и КайкосТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФарерские ОстроваФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮжная КореяЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония———————————————-Земля


Факты о населении России

Население на сегодняшний день
146 573 755
Рейтинг страны по населению
9 (1.89% от населения Земли)
Площадь
17 125 426 км2
Плотность населения
8.6 на км2
Соотношение полов
0.86 (67 889 117 мужчин на 78 684 651 женщин)
Средний возраст
38.7
Ожидаемая продолжительность жизни
66.3 (59.8 — мужчины, 73.2 — женщины)
Грамотность населения
99.7 %

(Число людей рассчитано Countrymeters (countrymeters.info) на основе последних данных, опубликованных отделом народонаселения ООН)

Население России в 2020 году

В 2020 году численность населения России увеличится на 60 094 человека и в конце года будет составлять 146 630 227 человек. Естественный прирост населения будет отрицательным и составит 168 556 человек. За весь год родится примерно 1 862 906 детей и умрёт 2 031 462 человека. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 228 649 человек. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).

Динамика изменения численности населения России в 2020 году

Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения России, рассчитанные нами для 2020 года:

  • Рождаемость: в среднем 5 104 ребёнка в день (212.66 в час)
  • Смертность: в среднем 5 566 человек в день (231.90 в час)
  • Миграционный прирост населения: в среднем 626 человек в день (26.10 в час)
Скорость прироста населения России в 2020 году будет 165 человека в день.

Население России 2019

Согласно нашей оценке, на конец 2019 года, население России составляло 146 570 133 человека. За 2019 год население России увеличилось приблизительно на 60 069 человек. Учитывая, что население России в начале года оценивалось в 146 510 064 человека, годовой прирост составил 0.04 %.

Вот основные демографические показатели России за 2019 год:

  • Родившихся: 1 862 143 человека
  • Умерших: 2 030 629 человек
  • Естественный прирост населения: -168 487 человек
  • Миграционный прирост населения: 228 556 человек
  • Мужчин: 67 768 986 человек (по оценке на 31 декабря 2019 года)
  • Женщин: 78 801 147 человек (по оценке на 31 декабря 2019 года)

Прирост населения 1952 — 2020

Плотность населения России

Согласно данным Департамента Статистики Организации Объеденённых Наций, общая площадь России составляет 17 125 426 квадратных километров. внешняя ссылка

Под общей площадью подразумевается площадь суши и площадь всех водных поверхностей государства в пределах международных границ. Плотность населения считается как отношение общей численности населения, проживающей на данной территории, к общей площади этой территории. Согласно нашим рассчётам на начало 2020 года население России составляло приблизительно 146 570 133 человека.

Таким образом, плотность населения России равна 8.6 человека на квадратный километр.

Плотность населения субъектов Российской Федерации

Ниже представлена карта плотности населения России по муниципальным образованиям (районам) по состоянию на 01.01.2013 года.

Map of Russia-population density [CC BY-SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons

Религия в России

РелигияКоличество последователейПроцент от общей
численности населения
Христианство107 438 56273.3 %
Нерелигиозные и атеисты23 744 94816.2 %
Ислам14 657 37610.0 %
Иудаизм293 1480.2 %
Народные верования293 1480.2 %
Буддизм146 5740.1 %

Источник: Pew Research Center. The Global Religious Landscape внешняя ссылка.

Количество последователей ( 23.01.2020 — Countrymeters.info внешняя ссылка ).

Урбанизация России

За последние 100 лет урбанизация России увеличилась более чем в 4 раза. А именно, доля населения в городских районах увеличилась с 17,5% в 1914 году, до 74,2% в 2014. По результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года доля городского населения составляла 14,7%. внешняя ссылка

Такой рост преимущественно связан с экономической политикой, проводимой руководством Советского Союза. В 1929—1939 годах на территории государства проводилась индустриализация и массовая коллективизация в сельской местности. Такая экономическая политика привела к масштабному голоду 1932—1933 годов с одной стороны, но и к значительному промышленному развитию — с другой. Значительный рост городского населения продолжился в конце 1940-х годов, когда Великая Отечественная война сменилась противостоянием между СССР и Западным миром (Холодная Война). В середине 1960-х годов скорость урбанизации постепенно начинает снижаться и в 1980-х годах не превышает 1,5% в год. За 20 с лишним лет, прошедших после распада Советского Союза доля городского населения Российской Федерации остаётся практически неизменной на уровне 74%.

На 1 января 2014 года доля населения в городских районах страны составляет 74,2% внешняя ссылка или 106 549 000 человек. Соответственно, в сельской местности проживает 25,8% или 37 118 000 человек.

Соотношение городского и сельского населения России

Крупнейшие города России

Городами-миллионерами или крупнейшими городами, по классификации министерства регионального развития Российской Федерации, являются города с населением свыше 1 млн. человек. По состоянию на 1 января 2014 года на территории России насчитывается 15 таких городов. При этом 2 из них являются также городами-мультимиллионерами, то есть с населением превышающим 2 млн. человек. Всего в крупнейших городах России, по официальным данным проживает около 32,5 млн. человек или почти 23% населения страны. внешняя ссылка

ГородЧисленность населения
Москва12 108 257
Санкт-Петербург5 131 942
Новосибирск1 547 910
Екатеринбург1 412 346
Нижний Новгород1 263 873
Казань1 190 850
Самара1 172 348
Челябинск1 169 432
Омск1 166 092
Ростов-на-Дону1 109 835
Уфа1 096 702
Красноярск1 035 528
Пермь
1 026 477
Волгоград1 017 985
Воронеж1 014 610
Всего32 464 187

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2020 года, население России имело следующее распределение по возрасту:


— процент людей младше 15 лет
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет
— процент людей старше 64 лет

В абсолютных цифрах:

  • 22 264 003 человека младше 15 лет (мужчин: 11 428 073 / женщин: 10 835 930)
  • 105 215 370 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 50 160 697 / женщин: 55 054 673)
  • 19 090 760 человек старше 64 лет (мужчин: 5 764 603 / женщин: 13 326 156)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

мужчиныженщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида России имеет регрессивный или убывающий тип. Такой тип пирамиды обычно встречается у высоко развитых стран. В таких странах обычно достаточно высокий уровень здравоохранения, как и уровень образования граждан. Вследствии относительно низкой смертности и рождаемости, население имеет высокую ожидаемую продолжительность жизни. Все эти факторы, наряду с множестом других, приводят к старению населения (повышают средний возраст населения).

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики внешняя ссылка.

Коэффициент демографической нагрузки

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки

Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для России Коэффициент общей демографической нагрузки равен 39.3 %.

Значение в 39.3 % — относительно низкое. Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста. Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.

Коэффициент потенциального замещения

Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для России равен 21.2 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки

Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в в России составляет 18.1 %.

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики внешняя ссылка.

Ожидаемая продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей. Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека. То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека. Как правило, под «ожидаемой продолжительностью жизни» понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в России составляет 66.3 лет (года).
Это ниже средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая находится на уровне около 71 года (по данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам). внешняя ссылка

Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении — 59.8 лет (года).
Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении — 73.2 лет (года).

Грамотность населения

По нашим подсчётам в России около 123 959 127 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 99.72% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 347 002 человека все ещё остаются безграмотными.

Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 99.73% (55 773 183 человека).
152 117 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 99.72% (68 185 944 человека).
194 885 человек — безграмотны.

Уровень грамотности среди молодёжи 99.66% и 99.75% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.7%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.

Источник: Данные для раздела «Грамотность населения России» основаны на последних данных, опубликованных Институтом Статистики ЮНЕСКО (данные были взяты 13 марта 2016) внешняя ссылка.

История населения России (1951 — 2020)

Данные показаны на 1 января соответствующего года.

История населения России

ГодНаселениеПрирост населения
1951103 552 506N/A %
1952105 137 8981.53 %
1953106 849 4921.63 %
1954108 633 7051.67 %
1955110 446 5461.67 %
1956112 253 7861.64 %
1957114 030 9551.58 %
1958115 762 6721.52 %
1959117 441 2941.45 %
1960119 063 5481.38 %
1961120 625 3081.31 %
1962122 116 5401.24 %
1963123 517 9341.15 %
1964124 802 7561.04 %
1965125 948 1360.92 %
1966126 940 0990.79 %
1967127 781 0740.66 %
1968128 501 8080.56 %
1969129 156 5310.51 %
1970129 800 8260.50 %
1971130 467 4380.51 %
1972131 163 0380.53 %
1973131 885 9730.55 %
1974132 633 4600.57 %
1975133 400 3360.58 %
1976134 186 0290.59 %
1977134 995 3660.60 %
1978135 833 1520.62 %
1979136 702 1630.64 %
1980137 603 9350.66 %
1981138 534 9010.68 %
1982139 487 9910.69 %
1983140 460 3220.70 %
1984141 453 3000.71 %
1985142 465 4770.72 %
1986143 495 9240.72 %
1987144 536 1580.72 %
1988145 548 1690.70 %
1989146 467 5850.63 %
1990147 231 8030.52 %
1991147 804 4530.39 %
1992148 181 4140.26 %
1993148 379 1420.13 %
1994148 426 0520.03 %
1995148 354 779-0.05 %
1996148 185 810-0.11 %
1997147 925 580-0.18 %
1998147 579 123-0.23 %
1999147 154 807-0.29 %
2000146 662 563-0.33 %
2001146 109 536-0.38 %
2002145 506 821-0.41 %
2003144 889 334-0.42 %
2004144 313 531-0.40 %
2005143 833 240-0.33 %
2006143 480 487-0.25 %
2007143 259 328-0.15 %
2008143 151 706-0.08 %
2009143 124 912-0.02 %
2010143 142 3800.01 %
2011143 184 7880.03 %
2012143 249 5060.05 %
2013143 347 1000.07 %
2014143 666 9000.22 %
2015146 270 0331.81 %
2016146 330 0040.04 %
2017146 389 9990.04 %
2018146 450 0190.04 %
2019146 510 0640.04 %
2020146 570 1330.04 %

Все данные в этой таблице даны на 1 января соответствующего года.

Прогноз численности населения (2020-2100)

ГодНаселениеПрирост населения
2020143 786 843N/A %
2025142 606 888-0.82 %
2030140 543 419-1.45 %
2035138 076 421-1.76 %
2040135 836 499-1.62 %
2045134 127 424-1.26 %
2050132 730 512-1.04 %
2055131 309 571-1.07 %
2060129 695 935-1.23 %
2065127 958 458-1.34 %
2070126 393 174-1.22 %
2075125 263 188-0.89 %
2080124 675 353-0.47 %
2085124 520 364-0.12 %
2090124 512 828-0.01 %
2095124 381 968-0.11 %
2100124 012 614-0.30 %

Данные даны на 1 июля соответствующего года (средний вариант прогноза).

Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения внешняя ссылка

Школьная грамотность успешно хромает :: Общество :: Газета РБК

Какие результаты показала Россия в международном рейтинге образовательных достижений

Российские школьники за десять лет повысили грамотность по чтению, математике и естественным наукам, следует из международного исследования PISA. Лидерами рейтинга успешности школьников остаются китайцы и эстонцы

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2018 год.

Исследование проводится один раз в три года, в его рамках анализируются мировые результаты учащихся в возрасте 15 лет. В исследовании 2018 года приняли участие порядка 600 тыс. школьников из 80 стран мира, из них 7608 человек из 265 школ 43 регионов России. Национальным координатором исследования PISA 2018 года был Центр оценки качества образования при Российской академии образования (РАО).

По сравнению с исследованием 2015 года, в котором принимали участие 70 стран, Россия продемонстрировала снижение среднего балла сразу по трем областям оценки: читательской, естественно-научной и математической грамотности. Вместе с тем средний балл России в 2018 году по этим трем дисциплинам выше среднего балла среди всех стран — участниц исследования.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили РБК, что по совокупности результатов Россия была отнесена экспертами PISA к успешной группе стран, «в которых произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях». В ведомстве добавили также, что в 2018 году изменилась сама методология исследования, чем можно объяснить общее «проседание» стран в исследовании.

Какие дисциплины оценивались PISA

Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности.

Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах — включает в себя математические рассуждения, использование понятий, фактов, инструментов для объяснения и предсказания явлений.

Естественно-научная грамотность — способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интересоваться естественно-научными идеями.

Как изменились показатели школьников

По читательской грамотности в 2018 году Россия заняла 31-е место со средним баллом 479 из 1000. В 2015 году показатель России по читательской грамотности равнялся 495 баллам. В первую пятерку нового рейтинга вошли Китай, Сингапур, два специальных административных района Китая (Макао и Гонконг) и Эстония. Другие европейские страны, в частности Швеция, Великобритания, Дания и Германия, в этом рейтинге занимают места с 11-го по 20-е.

Из исследования также следует, что средний балл цикла исследования 2018 года выше среднего балла в 2009 году, когда чтение было приоритетной областью исследования. Повышение за девять лет составило 20 баллов. «Более 78% российских обучающихся [в 2018 году] достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности», — говорится в исследовании.

По показателю математической грамотности Россия в 2018 году заняла 30-е место со средним баллом 488. В топ-5 по этой дисциплине вошли Китай, Макао и Гонконг, а также Сингапур, Тайвань и Япония. Нидерланды и Польша по этой дисциплине заняли девятое и десятое места. Также в первой двадцатке Германия, Бельгия, Канада, Словения.

Средний показатель российских школьников по математической грамотности в 2015 году — 494 балла. Однако в сравнении с 2009 годом к 2018 году российские учащиеся продемонстрировали рост на 20 пунктов по этой дисциплине.

По естественно-научной грамотности Россия в 2018 году заняла 33-е место со средним баллом 478. Первые места в этой дисциплине также заняли страны Юго-Восточной Азии и Эстония. Показатель естественно-научной грамотности России остался без изменений в сравнении с 2009 годом — 478 баллов.

В 2018 году помимо результатов исследования учебных достижений стран PISA привела также показатели по отдельным городам и регионам. Как сообщает Рособрнадзор, в исследовании 2018 года приняли участие более 7 тыс. учащихся из 151 школы Москвы, отобранных методом случайной выборки.

По читательской грамотности московские школьники улучшили свои показатели с 519 баллов в 2016 году до 534 в 2018-м. По математической грамотности результат в Москве также вырос в сравнении с 2016 годом на три пункта — с 531 до 534. Уровень естественно-научной грамотности московских учащихся также продемонстрировал рост с 513 до 528 баллов, сообщило ведомство.

Как в России оценили результаты рейтинга

По мнению вице-мэра Москвы по социальному развитию Анастасии Раковой, исследование PISA и другие независимые результаты, которые говорят о росте качества образования в Москве, «поставят точку в обсуждении, правильно ли была проведена модернизация школьного образования».

По словам заведующей Центра оценки качества образования при РАО Галины Ковалевой, снижение показателей России «статистически не значимо», так как оно не влияет на общую тенденцию развития, а также связано с изменением технологии оценки результатов тестирования. «Небольшое снижение действительно есть, но PISA в отчете признает позитивную тенденцию, так как Россия по исследованию в 2018 году вошла в список стран с позитивным развитием качества школьного образования», — пояснила Ковалева свою точку зрения.

В пресс-службе Минпросвещения пояснили, что в 2018 году изменилась технология оценки, в частности, по читательской грамотности — формат заданий включил в себя «задания с гиперссылками». «Принят новый формат заданий, требующий помимо навыков чтения серьезные навыки работы с компьютером», — уточнили в пресс-службе ведомства.

Сравнивать результаты, полученные от городских агломераций и отдельных стран «просто невозможно», считает директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС Марк Агранович. «Китай представлен своими крупными агломерациями, без учета бедного севера. С таким же успехом из США можно было выделить Кремниевую долину, которая тоже заняла бы высокое место», — сказал Р

В Минфине РФ рассчитывают на рост уровня финансовой грамотности в Челябинской области к 2020 году

На II Южно-Уральском финансовом форуме, проходящем 15-16 мая в Центре международной торговли Челябинск» и организованном Уральским филиалом Финуниверситета при правительстве РФ, участники перечислили проблемы и назвали позитивные изменения в области финансового развития южноуральцев. В их числе – сложность обучения взрослых и важность совместной скоординированной работы.

Стратегический координатор проекта минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Анна Зеленцова сообщила, что в рейтинге финансовой грамотности регионов 2019 года по общему индексу у Челябинской области – уровень С (третий из пяти). «Первое масштабное исследование уровня финансовой грамотности населения России, которое проводилось во всех субъектах РФ и в котором приняло участие 85 тыс. респондентов (по тысяче – в каждом регионе), теперь станет регулярным. И я надеюсь, что в следующем году ситуация с финансовой грамотностью в Челябинской области уже улучшится, судя по тому, насколько активно ведется здесь работа в этом направлении. Считаю, что предложения должны исходить снизу»,– сказала госпожа Зеленцова.

Главный специалист центра инновационных программ и аналитической работы высшей школы государственного управления Финуниверситета при правительстве РФ Анатолий Иванов, рассказывая о проблемах и перспективах реализации программы обучения финансовой грамотности взрослых, заявил, что очень сложно в регионах обучать педагогов, мотивировать на такую деятельность консультантов и методистов. «Но должен сказать, что в Челябинске Региональный методический центр финансовой грамотности проделал очень большую работу, которая дорогого стоит»,– добавил господин Иванов.

Как добавила первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова, за три года из 840 общеобразовательных организаций 680 в той или иной форме реализуют программу финансовой грамотности. «За 13 потоков челябинский РМЦФГ обучил почти 500 педагогов. Это учителя начальных классов, обществознания, математики, экономики и других предметов. Проводились занятия и на базе Уральского филиала Финуниверситета, и выездное обучение. Модуль «основы финансовой грамотности» реализуется сегодня во всех организация СПО области. Совместными усилиями мы будем продолжать начатую в 2017 году работу», – рассказала первый замминистра.

Рейтинг стран мира по уровню образования — Гуманитарный портал

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Два указанных измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже рейтинговую таблицу по странам), где первое место соответствует высшему значению этого показателя, а последнее — низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики ЮНЕСКО на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют в статистике большинства государств. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один-два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Россия заняла 31-е место среди стран мира по уровню читательской грамотности школьников


​Programme for International Student Assessment (PISA)– это мониторинговое исследование качества общего образования, проводимое Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Очередной его цикл завершился в 2018 году.В России программа охватила 265 школ в 43 регионах РФ. Согласно данным, опубликованным на портале Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), по уровню естественно-научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран участниц, по уровню математической грамотности – на 30-м, читательской – на 31-м. 

По первому показателю у нашей страны 478 баллов (для сравнения, у лидера рейтинга – Китая – 590), второму – 488, третьему – 479.


Отчет по итогам цикла исследования опубликован на странице PISA на официальном сайте ОЭСР.В Минпросвещения России прокомментировали результаты исследования.»Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях», – говорится в сообщении пресс-службы министерства.

В ведомстве отмечают, что согласно итоговому докладу о результатах PISA 2018, с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов. В международном отчёте это отмечают как позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности. С 2003 года на 20 баллов повысились результаты и в математической грамотности. По естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. 

«В 2018 году по читательской грамотности произошло изменение технологии оценки образовательных результатов тестируемых – принят новый формат заданий, включающий задания с гиперссылками, требующий, помимо навыков чтения, серьёзных навыков работы с компьютером. Это означает, что для подготовки гражданина, способного полноценно функционировать в современном обществе, формирование умения работать с такими видами текстов становится очень важным с точки зрения международных стандартов в образовании», – констатируют в Минпросвещения России.

Особенность проведения исследования PISА-2018 в РФ заключалась в том, что для трех регионов (Москвы, Подмосковья и Татарстана) была сформирована отдельная дополнительная выборка. Уже известно, что московские школьники вошли в число мировых лидеров по всем показателям, а по уровню читательской грамотности – в тройку лучших.

В Минпросвещения России добавили, что с 2019 года в России запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности, затрагивающий все регионы страны. В рамках мониторинга разрабатывается в том числе и новый вид заданий по читательской грамотности – задачи в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года эти задания смогут попасть в «Российскую электронную школу». Кроме того, в рамках проекта готовятся и методические рекомендации для учителей по использованию такого вида заданий в учебном процессе.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева уже отмечала необходимость усиления работы по развитию навыков функционального чтения у учащихся. 

«Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность, а в девятом проверяется функциональная грамотность: они должны прочитать разные тексты: гуманитарные, естественно-научные, финансовые – и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного, а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет», – цитирует пресс-служба Минпросвещения России главу ведомства.

Фото Вадима Мелешко


«Уровень грамотности упал еще 20 лет назад». Учитель о состоянии языка | КУЛЬТУРА

Акция «Тотальный диктант», которая пройдет в России 14 апреля, с каждым годом привлекает все больше участников. Откуда у людей тяга к грамотности, чем опасно пренебрежение грамматикой и как научиться говорить правильно, рассказала председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка города Липецка Вера Чернышова.

Это наш уровень?

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Вера Викторовна, скоро состоится очередной «Тотальный диктант». Как вы к нему относитесь? Можно ли по его результатам судить о грамотности населения?

Вера Черныщова: «Тотальный диктант» — очень нужное мероприятие. Оно позволяет привлечь внимание большого числа людей к русскому языку, к творчеству современных авторов. Но судить об уровне грамотности по нему можно весьма условно. Организаторы используют переделанные авторские тексты, там особая пунктуация. Поэтому даже человек грамотный с точки зрения курса русского языка, изучаемого в школе, может не совсем правильно его написать.

— Но вы согласны с утверждением, что уровень грамотности падает?

— Он упал ещё лет двадцать назад и с тех пор, к сожалению, так и не поднялся. Почему это произошло? Причин много — изменился статус самого предмета в школе, упал интерес к чтению, снизился уровень речевой культуры в бытовом общении, в средствах массовой информации. Когда мы читаем статью в газете, написанную с кучей ошибок, когда слышим с телеэкрана или по радио такой сленг, который невозможен в культурном обществе — его называют ещё «русский подзаборный», когда видим, как родители матерятся при своих детях и выбрасывают книги на помойку, о какой грамотности мы можем говорить? Это проблема не школы, это проблема всего общества. 

— Мало того, что многие подростки безграмотны, так они ещё и специально коверкают слова, общаясь между собой в интернете. О чём это говорит?

— Это говорит, прежде всего, о пренебрежительном отношении к русскому языку. Хотя допускаю, что те же самые дети, когда будут писать на уроке контрольную, исправят свои ошибки. Но в интернете они не считают это нужным, наоборот, нарочито выставляют свою безграмотность напоказ. Потому что так сейчас модно — как модно быть неряшливым, ходить в изорванной одежде, с нечёсаными волосами. Возможно, это пройдёт. Но время будет уже упущено, и в погоне за новомодными вещами мы можем потерять очень многое.

Прощайте, паразиты!

— Люди не только пишут, но и говорят с ошибками. Какие вы бы назвали самыми распространёнными и режущими слух?

— Нашу речь засоряют слова-паразиты: «ну», «вот», «типа», «блин», за которыми очень часто теряется даже умная мысль. Нужно обязательно от них избавляться. Есть ошибки, которые мы слышим повсеместно и от этого перестаём их замечать: «звОнит», «тортЫ», «жАлюзи», «Оптовый», «договорА»  вместо «звонИт», «тОрты», «жалюзИ», «оптОвый», «договОры». Бывает, что человек понимает, как произносить правильно, но перестроиться не может, потому что все вокруг так говорят.

— А некоторые просто не придают этому значения…

— И это большая ошибка. Существует так называемый языковой паспорт человека. Ещё Сократ сказал: «Заговори со мной, и я узнаю, кто ты». Наша речь может сказать всё за нас и о нас. Но многие об этом даже не задумываются. А ведь те ошибки, которые люди допускают в речи, им же самим и вредят. Например, молодой человек подготовил замечательное резюме, ему тут же перезвонили, пригласили на собеседование, но на работу не взяли. Почему? Да потому, что с ним поговорили. Или возьмём проблему общения родителей и детей. Часто всё упирается в банальное неумение разговаривать друг с другом.

— Как же научиться хорошо говорить?

— Больше читать и слушать правильную речь. Председатель исполкома Ассоциации учителей литературы и русского языка  Роман Дощинский высказался за то, чтобы возобновить на радио и телевидении передачи о языке. Конечно, такие передачи нужны. Но есть ещё словари, справочники. Главное, чтобы у самих людей было желание научиться хорошо говорить. Хочу привести в пример наших великих писателей — Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Валентина Распутина. Все они были выходцами из деревни, но всю жизнь работали над собой, над своей речью. Нам стоит у них поучиться.

— Невозможно освоить русский язык без чтения. Но ведь школьники сейчас практически не читают…

— Не соглашусь. Конечно, есть дети, которые не читают вообще ничего, но есть и те, которые читают очень много. У меня есть ученица — она знает наизусть всего Бродского. Просто такие ребята не кричат о себе в интернете, но при этом выстраивают свою жизненную траекторию восходящей вверх. Они понимают: без знания языка сегодня никуда. Язык пронизывает все сферы нашей жизни. Как мы говорим, так и думаем, как думаем, так и живём.

Не учебником единым

— Давайте поговорим о реформах в образовании. Как вам идея объединить русский язык и литературу?

— Я считаю, это абсурд. В своё время советская школа стала одной из лучших школ в мире именно потому, что многие предметы — химия, биология, геометрия, астрономия — получили статус самостоятельных. Объединив русский язык и литературу, мы совершим большую ошибку. Получается, что пол-урока мы будем изучать фрагмент какого-то произведения, а пол-урока — искать в нём пропущенные знаки препинания. Но так мы не добьёмся от учащихся глубоких знаний, а лишь усугубим существующие проблемы.

— А что вы думаете по поводу единого учебника?

— Если он и появится, то просуществует недолго. В сегодняшнем многополярном мире он будет просто нежизнеспособен. В советское время мы это уже проходили. Тогда создание единого учебника было продиктовано партией. А сейчас кем? Бизнесом! Но будет ли он учитывать интересы учеников, родителей, учителей? Единые требования, единые подходы к обучению, безусловно, нужны. Но  возможность выбирать учебники должна остаться.

— Какие ещё проблемы волнуют педагогов?

— Самые разные — это проблемы, связанные и с инклюзивным образованием, и с выбором учебников, и с проведением государственной итоговой аттестации. Но главная и самая острая, на мой взгляд, проблема смены поколений. Что бы мы ни обсуждали — учебники, ФГОС, ГИА, — всё будет бессмысленным, если в школу не придут молодые учителя. Средний возраст педагогов-словесников достаточно высок. И часто наш богатый опыт некому передать. У нас два университета, которые готовят филологов, но, к сожалению, лишь малая их часть приходит в школу. А те, кто приходит, поработают несколько месяцев — и уходят.

— Почему учителя не задерживаются?

— Сложно сказать. Тут и низкая зарплата, и большая загруженность, и неуважительное отношение некоторых учеников и родителей к педагогам, как следствие — падение престижа профессии. Об этом тоже надо задуматься нашему обществу и государству. И всё же, несмотря ни на что, есть молодые люди, которые поступают на языковые факультеты, интересуются филологией. Это внушает оптимизм. Я уверена, язык не погибнет, он будет развиваться благодаря тем, кто его любит и ценит.

«Быть образованным в тренде». Эксперт – об уровне грамотности в России | образование | ОБЩЕСТВО

8 сентября – Международный день грамотности. По статистике ООН, Россия находится на 15-м месте по грамотности в мире с 95,5% населения, умеющего читать и писать. Эксперты отмечают: с каждым годом этот показатель растет, однако даже люди с высшим образованием иногда допускают нелепые орфографические и грамматические ошибки. Лингвист Алексей Золотов рассказал SPB.AIF.RU, какие сложности чаще всего вызывает русский язык, и как научиться говорить и писать правильно.

500 тысяч слов

В русском языке насчитывается порядка 500 тысяч слов, при этом он постоянно растет и расширяется. Согласно исследованиям лингвистов, в лексикон среднестатистического россиянина входит 10 тысяч слов, а в повседневной жизни мы используем всего 2-3 тысячи! Такого словарного запаса вполне хватает для того, чтобы понятно изъясняться, коммуницировать с другими людьми и даже писать книги и научные работы. Хотя и в произношении и написании этих 2-3 тысяч слов люди нередко совершают ошибки. Правда, отмечают эксперты, уровень грамотности с каждый годом растет. Этому способствует в том числе Тотальный диктант, в котором может принять участие любой желающий, а также социальная реклама с примерами правильного употребления тех или иных форм слова.

«Люди стремятся к образованию и повышению уровня собственной грамотности, — считает Алексей Золотов. – Раньше, если бы кто-то произнес «звОнишь» вместо «звонИшь», никто бы не обратил внимание. Теперь же на такого человека в крупных городах посмотрят косо, его просто не примут на работу, если он выдаст такое на собеседовании. Быть образованным сейчас в тренде!».

Самые частые ошибки

Лингвист отмечает: отдельно взятый человек может правильно написать слово «экспроприация», но допустить ошибку в «троллейбусе». Как правило, самые элементарные орфографические истины вызывают затруднения. Самой распространенной ошибкой, по словам Золотова, на протяжении многих лет остается неверное написание окончаний «-тся» и «-ться». «Часто мягкий знак пишут, где надо и не надо, – говорит лингвист. – Запомните правило из школьной программы второго класса: если глагол отвечает на вопрос «что делает?», он пишется без мягкого знака. Например: «свитер колется», но «боюсь, что свитер будет колоться».

Другие распространенные ошибки – написание «жи» и «ши» с буквой «ы», неправильное написание безударных гласных и двойных согласных, слитное и раздельное написание «то же» и «тоже», так же» и «также». «Есть и совсем абсурдные ошибки, – рассказывает Золотов. – Например, на одном из последних Тотальных диктантов люди массово написали твердый знак в слове «коньяк». Из других ошибок: в разговорной речи сейчас все называют Петербург Питером, поэтому многие пишут в полном названии букву «и» после «п»: «Питербург».

«Не стесняйтесь спрашивать!»

Золотов отмечает, что все больше людей при возникшем затруднении обращаются к словарю. «Это приятная тенденция, — подчеркивает эксперт. – Вообще, существует гораздо больше способов поднять уровень своей грамотности». Способ, который поможет совместить приятное с полезным – чтение книг. «Листая любую книгу – современного писателя или классику – человек автоматически запоминает, как в ней употребляются слова, как они пишутся. Это откладывается в подсознании читателя». Лингвист: уверяет: сейчас, в эпоху интернета, быть грамотным просто: произношение или написание любого слова можно проверить по сети, на одном из множества сайтов-справочников.

Несмотря на обилие информации в интернете, там можно найти далеко не все. В таких случаях можно обращаться в Службу русского языка ИЛИ РАН в Петербурге. Сотрудники бесплатной справочной службы ответят на любой интересующий вас вопрос в сфере лингвистики, подкрепив теорию цитатой из словаря. «Не стесняйтесь задавать специалистам даже самые простые, на ваш взгляд, вопросы, – призывает лингвист. – Глупых вопросов не бывает! Бывает безграмотность, которую нужно устранять».