Уроки финансовой грамотности в 1 классе – План-конспект занятия (1 класс) по теме: Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса «Лесная ярмарка»

Методическая разработка по окружающему миру (1 класс): Классный час «Финансовая грамотность»1 класс

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                    

                        УЧРЕЖДЕНИЕ

                          «КОЛЫВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ

                            ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

                       МБОУ  «Колыванская СОШ № 2»

                        633160 РФ, Новосибирская обл.  
                                 р.п. Колывань, пр-кт  Революционный.  21

                                       [email protected]    тел/факс  8-38352-51-2

                   Методическая разработка классного часа

                       «Финансовая грамотность»1 класс

                                                                                                     Автор- составитель

 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Симонова Лариса Васильевна

                                                    Колывань 2019

Технологическая карта

Цели: 

обучающая — ознакомить учащихся с понятием доход и источниками формирования доходов семьи;

развивающая — формировать умение коллективного обсуждения, правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения;

воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость;

мотивационная — побудить интерес к повышению своего уровня финансовой грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и планов на будущее.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;
  • проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;
  • умение слушать других;
  • предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Оборудование, дидактический материал: карточки с названиями команд: «Буратино», «Мальвина», «Папа Карло», «Лиса Алиса и кот Бразилио», «Черепаха Тортило»; бланки ответов по тестированию , анкеты для учащихся ,  бумага для рисования, фломастеры,  конверты с заданиями, презентация «Как распорядиться личными доходами?».

Технические средства обучения: ноутбук, Интернет,  мультимедиапроектор, экран, запись песен из сказки «Буратино».

Методика и технология проведения мероприятия

Данный классный час был проведен в 1б классе. Предварительно, накануне занятия, проводится анкетирование. Класс делится на 5 групп (по 5 человек). Каждая группа выполняет определенное задание. Группа определяется жеребьевкой. В качестве консультантов-экспертов для каждой группы пригласили 5а класс.

Ход занятия

Учитель:

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся.        Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю очередь важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться со своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых решений во взрослой жизни. Сегодня у нас с вами очередное занятие по финансовой грамотности.

Но для начала вспомним. Что мы уже знаем?

Вам предлагается пояснить следующие житейские мудрости:

  1. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
  2. Под лежачий камень вода не течет.
  3.  Доверяй, но проверяй.

Открываемая фраза формулы благополучия: «Развитие интеллекта».

Мы   открыли  с вами формулу благополучия , который состоит из 4 компонентов:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Работа по душе.
  3. Экономия и накопление денег.
  4. Развитие интеллекта.

Задумайтесь над тем, зачем мы собрались? Если ваш ответ: «Узнать новое», то посмотрите на тему нашего мероприятия «Как распорядиться личными доходами?» и подумайте над следующим вопросом. Что вы хотели бы узнать или понять?

Да, мы сегодня познакомимся с новыми словами и узнаем, что они означают. Узнаем, какой у вас бюджет, куда уходят деньги и как  правильно тратить  их. Услышим полезные советы.

Учитель:

Давайте, ребята,  попытаемся все вместе ответить на все вопросы, а помогут нам герои из всеми нами любимой сказки (звучит песня из сказки «Буратино»).

  1. Давайте вспомним главных героев и определим их социальный статус. Но прежде подумаем, что такое социальный статус.

Ответ: Социальный статус — положение, которое занимает человек в обществе. Определяется по признакам: экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Буратино – деревянный мальчик школьного возраста .

Папа Карло – столяр, отец Буратино, предприниматель, малообеспеченный.

Мальвина – девочка с голубыми волосами, учит Буратино уму разуму. Назовем её финансовым консультантом.

 Черепаха Тортила –  хранительница золотого ключика. Где можно хранить материальные ценности? (в банке). Её мы будем называть банкиром.

Лиса Алиса и Кот Базилио – безработные, мошенники, которые хотят отнять у Буратино деньги. Они у нас будут финансовой пирамидой.

 (Все новые слова записываются на доске, к концу занятия учащиеся, с помощью дополнительной литературы,  должны прочитать, что они обозначают).

3. Работа в группах с использованием дополнительной литературы

Цель: помочь папе Карло и Буратино поправить свое финансовое положение.

Задание для групп :

Группа «Буратино» – нарисовать, что необходимое можно приобрести на личный доход.

Группа «Папа Карло» – составить проект бизнес-плана для достижения цели – открыть кукольный театр.

Группа «Мальвина»  – объяснить Буратино и папе Карло, что такое доход и как выгоднее его использовать.

Группа «Черепаха Тортила» – рассказать, что такое банк, его функции и какие операции проводит банк.

Группа «Лиса Алиса и Кот Базилио» – рассказать, что такое финансовая пирамида, постараться убедить Буратино отдать им деньги.

4.Физминутка под песню Лисы Алисы и Кота Базилио.

5.Обмен мнениями по предложенной ситуации для принятия оптимального решения.

Защита выполненной работы (для каждой группы 3 — 4 минуты).

Записи на доске. Личный доход – личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества.

Предприниматель — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды.

Финансовый консультант — это специалист, обладающий знаниями о финансах и имеющий соответствующее  образование, который  может посоветовать  лучшие условия и возможности для сбережения и приумножения денежных средств.

Банк — финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

Финансовая пирамида — способ обеспечения дохода за счёт постоянного привлечения денежных средств от новых участников пирамиды. Финансовые пирамиды нелегальны во многих странах.

Экспертная оценка выступлений групп.

Учитель:

Мы узнали значение новых понятий: «личный доход», «предприниматель», «финансовый консультант», «банк», «финансовая пирамида»; предложили  Папе Карло и Буратино варианты решения финансовых проблем в их семье и бизнесе.

Консультанты-эксперты дают оценку работе групп.

Учитель:

А теперь, давайте уточним, что такое «бюджет» и куда уходят деньги. Ребята по очереди предлагают свои варианты ответов, которые записываются на доске.

Итак, мы выяснили, что «бюджет» это  — план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые ты зарабатываешь.  

Консультанты-эксперты дают советы, что делать, когда не хватает денег на поставленную цель.

Учитель:

А теперь, ребята, подведем итоги.

Необходимо учитывать свои доходы и расходы, чтобы знать, на что уходят твои деньги.

Чтобы достичь любой цели, у тебя есть 3 варианта:

  • Копить
  • Взять в долг
  • Совместить оба варианта

Взяв в долг, ты сразу достигнешь желаемой цели, но тебе придется отдавать долг. Поэтому ты должен быть уверен, что сможешь его выплатить.

Чтобы достичь цели через накопления, придется немного подождать, зато риск того, что ты не сможешь расплатиться по кредиту.

Спасибо всем за работу, удачи!

Классный час по финансовой грамотности 1 класс

Игровая программа «Экономика для всех»

Конспект классного часа по экономическому воспитанию

1 «В» класс

Подготовила учитель начальных классов Т.Н. Мороз

Цель: ознакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

 Ключевое слово: «экономика».

Материалы для проведения занятия: изображение мышонка Экономика, мячик. Карточки с изображением различных предметов: копилка, касса, завод, касса, цветок, банк, деньги, игрушки, мороженное, телевизор и др.. Карточки с большими красочными буквами: «Э», «К», «О», «Н»,«О», «М», «И», «К»,«А».

 Ход занятия

Вводная часть

(Направлена на позитивное восприятие материала)

Приветствие ладошками.

– Дети, обычно мы здороваемся с вами с помощью нашего голоса. Мы говорим друг другу «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Привет!», «Доброе утро!». А сейчас давайте попробуем поздороваться с помощью наших ладошек, как будто они умеют разговаривать хлопками.

1.             Терминологическая часть

Беседа – размышление.

– Дети, кто-нибудь знает, что означает слово «экономика».

– Где и от кого вы слышали это слово?

– Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или  это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках)?

– Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика».

Учитель знакомит детей с  персонажем рассказа.

– Сегодня у нас в гостях необычный герой. Это мышонок Экономик. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.

(зачитывается детям рассказ.)

Беседа по рассказу.

– Подумайте и скажите, с помощью какой науки решил помочь дядюшке  Клоуну мышонок Экономик?

– Как вы считаете, что должен делать дядюшка Клоун, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком?

– Посоветуйте дядюшке Клоуну, какую науку он должен изучить с мышонком.

– Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства?

Рассматривает с детьми понятие «экономика».

– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).

– Скажите, а у вас есть собственные вещи?

– Как вы обращаетесь со своими вещами?

– Экономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек), чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего.

Физкультурная минутка

Беседа – размышление

– Закройте глазки и представьте, что в нашем городе исчезла наука экономика. И вот на хлебном заводе не знают, что изготавливать. По просьбе детей, вместо хлеба изготовили игрушки. Как вы думаете, что случится, если в хлебном магазине будут продавать только игрушки?

– Выходит, что экономика помогает узнать взрослым,  что именно нужно производить и для кого.

– А теперь представьте, что на молокозаводе не знают ,сколько в нашем городе детей. И вот на детский праздник изготовили по 100 кг мороженого на каждого ребенка. Конечно же, дети объелись и заболели. А всё из-за того, что взрослые не учили экономику и не знали, сколько изготавливать мороженого.

– Выходит, что экономика помогает найти ответы на вопросы : «Что изготавливать?», «Для кого изготавливать?» и «Сколько изготавливать?».

2.             Игровая апробация материала

Дидактические игры

Игра – обобщение «Всё это экономика»

Правила игры. Учитель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик

Деньги – да

Профессии – да

Мяч – нет

Арбуз – нет

Цена – да

Производство – да

Завод – да

Стул – нет

Фабрика – да

Кошка – нет …

Игра – диалог «Экономика или нет?»

Правила игры.  Предлагается детям ответить на предложенные вопросы, а затем самим придумать и задать какой-нибудь вопрос. Отвечая, дети должны определить, можно ли решить этот вопрос с помощью экономики. Вопросы можно задавать друг другу или по кругу.

Кто такой Микки Маус? – нет

Что такое цена? – да

Как следует вести хозяйство? – да

Кто ходит в детский садик? – нет

Зачем нужны налоги? – да

Что нужно производить? – да …

Экономические пазлы  «Составные экономики»

Правила игры. Учитель показывает карточки с изображением различных предметов. А дети должны  определить, относится ли предмет к изучению экономики.

Копилка – да

Деньги – да

Цветок – нет …

Изобразительная деятельность

Изображение предметов.

Детям предлагаться нарисовать предметы, которые изучает экономика. В дальнейшем рисунки и заметки детей собираются и оформляются в детский экономический словарь.

Математика.

Учитель показывает детям изображение завода, банка, денег и предлагает ответить на следующие вопросы:

1)    Сколько изображено монет?

2)    Сравните размер изображенных монет? Какая монета самая большая?

3)    Назовите количество труб, расположенных на заводе?

4)    Какое количество окон находится на здании банка?

5)    Сравните количество окон и труб? Чего больше? На какое количество больше / меньше?

Заключительная часть

Прощание ладошками.

Прощание происходит аналогично приветствию.

 Приложение к занятию

Рассказ о  мышонке  Экономике

Жил у одного не очень аккуратного дядюшки Клоуна в его цирковой каморке мышонок  Экономик. В комнате Клоуна всегда царил беспорядок: разбросанные, поломанные игрушки, немытая посуда, грязные окна и пол. Каждую неделю дядюшка Клоун вымазывал или разрывал свои туфли для выступления, и поэтому ему приходилось постоянно покупать новые туфли.

И вот когда денег почти не осталось, а комнате воцарил беспорядок и мусор, дядюшка Клоун сел и горько заплакал.

Вдруг из норки появилась голова мышонка Экономика.

Не плачь. Я  знаю,  как тебе помочь!

Дядюшка Клоун удивился и спросил:

Кто ты? И как ты можешь мне помочь?

Я мышонок Экономик! Живу в норке у тебя в каморке. Я помогу тебе правильно вести хозяйство, чтобы у тебя в доме всегда был достаток и порядок. Но для этого ты должен изучить науку, которая называется Экономика.

Конечно же, я согласен! – закричал дядюшка Клоун, – давай с тобой дружить!

И с тех пор мышонок Экономик помогает дядюшке Клоуну вести хозяйство с помощью науки экономики.

Автор: Сазонова Анастасия.

  Пословицы для обсуждения

Тяжело тому, кто от работы бежит.

Кто ленится, тот не цениться.

Где охота и труд, там поля цветут.

Делу время –  потехе час.

По твоим делам о тебе судят.

Загадки

Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…
(Товар)
 На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)
 

Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без…
(Рекламы)
 Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой…
(Конкурент)
 Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…
(Доход)
 Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить…
(Налоги)
 Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…
(Вклад)
 Приносить доходы стал
В банке папин…
(Капитал)
 На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…
(Проценты)
 Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…
(Ссуду)
 Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…
(Залог)
 И врачу, и акробату
Выдают за труд …
(зарплату)
 В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает …»
(инфляция)
 Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них …
(договоры)
 Стал владельцем, братцы, я —
Вот завода …
(акция)
 Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт … 
(банкир)
 В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт … 
(бизнесмен)
 Расчёт зарплаты — знать пора —
Проводят в срок … 
(бухгалтера)
 Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … 
(продавцы)
 За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт …
(кассир)

Урок финансовой грамотности для 1-го класса «Что такое деньги, и как с ними обращаться»

УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

(для учащихся 1 класса)

ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАК С НИМИ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ.

— Здравствуйте, ребята!

— Как ваше настроение?

— Давайте знакомиться: нас зовут Лариса Александровна и Наталья Михайловна.

— Вы знаете, почему и зачем мы к вам пришли? Вас ждет необычный урок.

— Чему он будет посвящен, я подскажу.

— Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. Что это? (показываем монетку)

— Да, у нас сейчас начался урок правильного обращения с деньгами, и поэтому мы назвали его «Урок финансовой грамотности».

— Что такое просто грамотность? (умение писать, читать, считать)

— А финансовая грамотность – что это, кто знает? (Это наше умение так умело обходиться со своими деньгами, чтобы они у нас были в любой ситуации; чтобы они всегда могли выручить и помочь нам; чтобы их всегда хватало).

— Сейчас проверим, что знает наш 1 класс о деньгах? 4-х самых активных участников конкурса загадок ждет роль в нашей небольшой, но интересной сказке.

ЗАГАДКИ.

  1. Одно брюшко, 4 ушка. (кошелек)

  2. Нас, сестер, в рубле 100 штук. Мы проходим много рук. Нас теряют и меняют, А бывает, и ругают. Пропадет одна сестра –Поглядишь –и нет рубля. ( копейка)

  3. На товаре быть должна обязательно.. ( цена)

  4. Он финансовый факир. В банк вас ждет к себе… ( банкир)

  5. Будут целыми как в танке сбереженья ваши в .. ( банке)

  6. Люди ходят на базар прикупить себе … ( товар)

  7. И врачу, и акробату выдают за труд .. ( зарплату)

  8. Очень вкусная витрина овощного .. ( магазина)

  9. Дыни, груши, огурцы продают нам .. ( продавцы)

  10. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет.. ( кассир)

  11. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы хрюшка требуется мне та, что с щелью на спине ( копилка).

— Просто замечательные знания мира финансов у ребят 1 класса! Молодцы!

(Выбираем участников инсценировки: 1(2) девочка и 3(2) мальчика), для небольшой репетиции 1 из ведущих урока выходит с ними в коридор), с собой — реквизит для персонажей (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон).

— Наверное, все из вас держали в руках деньги и даже делали покупки. Откуда они у вас появлялись? (давали родители….).

— Ваши карманные деньги – от родителей, бабушки, тети.. А у них деньги откуда? (взрослые зарабатывают, т.е. трудятся).

— Да, деньги – это плата за труд. (на доске появляется первая табличка «ТРУД»). Когда один человеку приносит пользу другому, ему за это платят. А он может обменять полученные деньги на что-то полезное для себя. Вы вот на что тратили свои карманные деньги, на что их меняли? Да, ваши родители поработали, чтобы вы могли для себя это приобрести.

— А как можно приносить пользу людям? Поднимите руки, у кого папа или мама учитель (строитель, продавец, врач, фотограф……) ТРУД таких людей – называется УСЛУГА (вторая табличка). Какие услуги оказывают родители 1 класса? Услуги — медсестры, юриста, водителя, повара, парикмахера…

— Что еще полезного, кроме услуги, можно дать другому человеку? Мы обычно это покупаем в магазинах. Правильно, товары (на доске появляется табличка «ТОВАРЫ»). Что это может быть – помогут вспомнить наши загадки (отгадки детей выписываем под словом с табличкой)

1) Мясо, молоко и фрукты – очень вкусные (продукты).

2) Вот костюмы, вот рубашки, платья, сарафанчики, наряжаются девчушки, приоделись мальчики. На ветру не стынуть чтобы — пополняем гардеробы. (одежда).

3) Туфли, ботики, сапожки, чтоб не мерзли наши ножки (обувь).

4) Жить нельзя нам без друзей, скучно без подружек, а всем вместе веселей с множеством ..(игрушек).

5) Школа очень нам нужна, много знаний даст она. Покупают школьники ручки и угольники, ластики, тетрадки, краски и закладки. (школьные принадлежности).

— Вот сколько полезных товаров могут появиться благодаря труду наших взрослых! Есть среди пап и мам вашего класса производители мебели, одежды, игрушек, продуктов?..

— Ребята, что получает человек, если работает для других? Деньги.

— А что он отдает, если ему нужен чей-то труд? Тоже деньги. (4-я табличка «Деньги»).

— Получается, чтобы деньги у нас появились, мы должны быть кому-то полезными? И чтобы что-то купить себе, мы должны помочь в чем- то другому. Это очень справедливо, согласны?

— Кто-то уже придумал, каким полезным занятием будет заниматься, когда вырастет ?

— Здорово! Ну а сейчас пришло время разобраться, как же научиться правильно пользоваться деньгами. И помогут нам в этом наши сказочные друзья. Встречайте!

Сказка (Лариса).

Собрались однажды в магазины Буратино и Пьеро с Мальвиной.

Каждый взял с собою 5 монет, и хоть было им всего 7 лет,

Знали все они, как тратить их с умом, как купить вещей полезных в дом.

Посмотрим-посмотрим, что же они купили на свои 5 монет.

(У детей в руках конверты с 5 большими бумажными монетами и карточки с изображением покупок и их стоимости. Их прикрепляем на доску напротив каждого из них):

— Буратино купил 2 груши (2 монеты), кеды (1 монета), 2 маленьких плюшевых мишек (1 монета). Потом он подумал и вернулся за набором карандашей (1 монета): очень уж они ему понравились! Сколько у него осталось монет? (0).

— Мальвина купила 1 грушу (1 монета), пару сапожек (1 монета), одного большого мишку (2 монеты). Сколько у нее осталось? (1 монета).

— А у Пьеро — по-прежнему 5 монет, он не купил ничего.

Вышли все друзья из магазина: с денежкой, с покупками – Мальвина,

Буратино деньги все потратил, а Пьеро — наоборот — запрятал.

Вдруг навстречу вышел Артемон (он у нас сегодня почтальон):

«У меня есть новость для Мальвины, для нее письмо в моей корзине».

В том письме Мальвина прочитает, что к ней скоро гости приезжают,

Нужно стол собрать и нарядиться:

— 5-я монетка пригодится!!)))))

И Мальвина снова в магазине: угощенье сможет взять Мальвина.

Обсуждение: Какое неожиданное приятное событие произошло с Мальвиной? Оказалась она к нему готова? Что ей помогло? Как думаете, нужно Мальвине и дальше следовать такой привычке? Почему?

Артемон принёс Мальвине радостную весть))).

И для Буратино телеграмма есть.

Только… Буратино что-то погрустнел, оказалось: папа Карло заболел.

Пишет, что лежит с температурой, что нужны ему пилюли и микстуры,

Просит мед купить и витамины. Только …. денег больше нет у Буратино!….

Как же трудно всем бывает жить, если денежку не отложить.

Обсуждение: Какое неожиданное и неприятное событие пришло к Буратино? Он оказался к нему готовым? Почему? А что он мог бы сделать раньше, чтобы у него были нужные ему сейчас деньги? Что ему нужно поменять в своих привычках? Если бы он всего одну монету не потратил, а сохранил, ему не пришлось бы огорчаться и занимать монету у Пьеро, так ведь? Что помешало ему сохранить эту монету? (не устоял перед красивыми карандашами, хотя ему в общем-то было чем рисовать).

И в приятной ситуации, и в совсем неприятной нам могут быть необходимы деньги. И появятся они у нас только, если мы их все не потратим, а немного сохраним, отложим для будущего, верно?)

А Пьеро монеты все сберёг: хочет он пойти учиться в срок.

Много будет нужно тех монет ровно через 10 зим и лет.

Но товарищу Пьеро помочь решил и монетку Буратино одолжил:

«Впереди так много зим и лет, подкоплю еще себе монет!»

Поспешил в аптеку Буратино: папе Карло нужно помогать!

Только долг теперь у Буратино, а долги, конечно, нужно возвращать.

Обсуждение: Как получилось, что у Пьеро осталось так много денег? Наверное, в магазине не было ничего, в чем Пьеро нуждался, а просто так он деньги тратить не будет. Почему? Для чего он их копит? А вы будете учиться через 10 зим и лет? Чтобы стать кому-то полезным и зарабатывать, нужно будет вам учиться, как собирается Пьеро? Вы бы на месте кого не хотели в жизни оказаться? А на месте кого – хотели бы? А у вас есть их полезные привычки? Вы тоже на что-то копите? Мы знаем, что вы не будете брать примера с Буратино и безоглядно тратить все деньги без остатка? А на что будете собирать?

— Мы желаем, чтобы все ваши желания исполнялись, и финансовая азбука вам в этом всегда поможет.

— Давайте подведем итог (с записью на доске). Что же можно делать с деньгами? Вначале – их зарабатывают. Это называется ДОХОД. Еще их можно все потратить (это РАСХОД). Можно расходовать грамотно (т.е. тратить на действительно нужное) и экономить, сберегать (СБЕРЕЖЕНИЯ). Ну а если не очень грамотно расходовать и чересчур увлекаться покупками, ничего не откладывая для себя, то можно оказаться в долгах (ДОЛГ).

— Какие же правила правильного обращения с деньгами мы узнали сегодня? Как бы вы их описали?

  • Не покупать лишнего, а лучше сберегать немного для себя (платить себе — в копилку): (вывешивается картинка с изображением копилки-хрюшки или сама копилка) — Ведь деньги могут понадобиться на что-то непредвиденное.

  • Грамотно экономить приятнее и полезнее, чем оказываться в должниках.

— Ребята, вы большие молодцы! Понравился вам наш урок? Чем запомнился? Оказывается, вы уже так много знаете и умеете! Нам остается только вручить вам Сертификаты о том, что вы были участниками урока финансовой грамотности. Пусть они напоминают вам о знаниях, которые он вам подарил. Всем вам желаем успехов в учебе и отличного настроения!

РП по финансовой грамотности 1 класс

Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №22 х. Кривой Лиман

«Утверждаю»

Директор МБОУ- СОШ №22

Приказ от 29.08.2019 г. № 230

_________ Редько Г.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» на 2019-2020 учебный год

Уровень общего образования: начальное общее образование 1 класс

Количество часов в год: 33

Учитель: Куковкина Марина Геннадьевна

Программа разработана на основе:

— Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 16 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования»;

-Примерной программы «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. — М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

— Основной образовательной программы МБОУ-СОШ№22 х. Кривой Лиман.

Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

  1. Планируемые результаты:

Личностные результаты предусматривают умения:

 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметными результатами являются умения:

 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Предметными результатами являются представления:

 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.

Ученик научится:

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

 задавать вопросы;

 контролировать действия партнёра;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Раздел ІI. Содержание программы:

1. Тема 1. Введение в экономику: Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Тема 2. Потребности: Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей: Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4. Тема 4. Домашнее хозяйство: Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Тема 5. Товары и услуги: Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6. Тема 6. Деньги: Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7. Тема 7. Маркетинг: Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома: Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Раздел III. Конец формы

Тематическое планирование

п/п

Перечень разделов и последовательность их изучения

Кол-во часов на изучение каждого раздела

Сроки изучения разделов

Сроки контроля

1

Введение в экономику

1

03.09.2019

2

Потребности

2

10.09.2019-17.09.2019

3

Источники удовлетворения потребностей

7

24.09.2019-12.11.2019

12.11.2020

4

Домашнее хозяйство

4

19.11.2019-10.12.2019

5

Товары и услуги

6

17.12.2019-04.02.2020

04.02.2020

6

Деньги

8

11.02.2020-14.04.2020

7

Маркетинг

4

21.04.2020-19.05.2020

12.05.2020

8

Задачи от Гнома — Эконома

1

26.05.2020

Итого:

33

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________________ Липуга Е.Г.