Урок в 5 классе по финансовой грамотности – Классный час по экономике (5 класс) на тему: Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»

Урок финансовой грамотности в 5 классе

Урок финансовой грамотности в 5 классе.

Тема: Налоги

Цель: сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

З\У: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

УУД:

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодей­ствие в группе; определять собствен­ное отношение к явлениям совре­менной жизни, формулировать свою точку зрения.

Р: определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, со­ставлять план последовательности действий.

П: осуществлять рас­ширенный поиск информации; ана­лизировать, сравнивать, классифици­ровать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Л: формирование ответственного отношения к са­моразвитию и са­мообразованию на основе мотива­ции к познанию, осознанному выбору и построе­нию дальнейшей индивидуальной траектории

Оборудование: презентация, дополнительный материал

Ход урока

1.Организационный момент

(Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок)

2.Мотивационно – целевой этап

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

3.Введение в новый материал

Тему сегодняшнего урока я спрятала в пословицах. Для того, чтобы найти ее, вам необходимо выполнить задание: соедините пословицы

1. В казне холодно,

А. а с тощею казною страна пойдёт с сумою

2. Одной рукой собирай,

Б. а сума горюет

3. Сильна казна – сильна страна,

В. в народе голодно

4. Казна воюет,

Г. там и жнец босой

5. Где налог косой,

Д. другой раздавай

1В2Д3А4Б5Г

— Объясните смысл полученных пословиц

— Какое понятие их объединяет?

— Тема урока «Налоги»

— Какие цели и задачи поставим на урок?

План.

1.Что такое налоги

2.Кто платит налоги

3.Виды налогов

4.Как государство расходует налоги

5.Ответственность за неуплату налогов

— На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

4.Изучение новой темы

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Задание 1 в рабочих листах

Вам даны 4 определения понятия «налог», взятые из разных источников. Найдите в определениях 5 признаков налогов и запишите в незаполненные поля предложенного кластера.

1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерческих организаций (учебник Финансовая грамотность стр.203)

2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Статья 8 НК РФ. Понятие налога и сбора)

3) Налог —  установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

4) Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

(Энциклопедический словарь экономики и права)`

Индивидуальность Регулярность

Признаки налога Взимается

Обязательность Безвозмездность государством

— Кто же платит налоги государству?

Задание 2. Найти в тексте понятие «налогоплательщик» и определить категории населения, которые платят налоги.

Однажды, случайно, услышав разговор родителей во время обеда, шестиклассник Сережа услышал много непонятных для него слов. И вечером решил расспросить об этом бабушку Елену Сергеевну.

— А что такое налог и почему мы должны его платить?

— Платить, Сережа, надо обязательно, так как по закону государство имеет право брать со всех налог, иначе говоря, забирать часть полученных людьми и компаниями доходов. А платить налоги тебе придётся всю жизнь, и никуда от этого не деться. И будешь ты называться налогоплательщиком. Государству нужны деньги. А откуда их ему взять? Вот оно и собирает на свои нужды часть доходов жителей страны в форме налогов.

— К какому мнению вы пришли? Кто платит налоги? Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

— На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

— Граждане – это физические лица, фирмы, учреждения, организации – это юридические лица 

Работая с текстом, определите, какие группы налогов выплачиваются.

— Вот ты начнёшь работать, — продолжила бабушка, — и государство с каждого рубля твоего заработка заберёт на свои нужды 13 копеек, и не платить ты не сможешь.

Например, я сдаю квартиру и получаю определенный доход. И с этого дохода как раз 13 % государство себе и заберёт.

-А, если я захочу открыть свое дело: например, Интернет – кафе, – спросил Сережа.

— Тогда это бизнес, и будешь ты платить государству много налогов, например, на прибыль или налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18 %. Но в организациях начислением и уплатой налогов занимаются специально обученные люди — бухгалтеры. А, вот обычным гражданам налоговая инспекция каждый год присылает квитанции — сколько они должны налогов заплатить за принадлежащие им квартиры, садовые участки, машины и всякое такое…

— А, как этот налог называется?

— Он, внучек, называется налог на имущество, — назидательно ответила бабушка.

Изучив текст, определили, что налоги бывают разные. Мы выделили две группы налогов — с граждан и с предприятий. К первой группе мы отнесли подоходный налог, который взимается с доходов граждан, равен 13 %, налог на имущество (за квартиру, садовые участки, машину и т.д.). Ко второй группе относят налоги с предприятий. Это налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (18 %).

НАЛОГИ

ГРАЖДАНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Подоходный налог Налог на прибыль

Налог на имущество Налог на добавленную стоимость (НДС)

Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– недвижимого имущества;

– транспортных средств;

– акций, долей, паёв.

Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 9000 р. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (13% -1170 р., 9000-1170=7830 р.)

Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.

Чем мощнее двигатель, тем выше налог.

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Подсказка:

Транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога различаются в зависимости от региона. Вспомните, о земельном налоге из истории Древнего мира. Назовите государство:

*«Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота (Египет)»

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (однако она никогда не составляет менее 12,5%).

Виды налогов:
  • прямые

  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. 

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

  • Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

  • Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

  • Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

  • Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

— Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

Налоговая система — совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

В России существует трехуровневая система:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Как происходит уплата налогов?

*Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

*Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

*Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

*Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Действительно, 62,8% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений. Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Куда же поступают уплаченные нами налоги?

Ответить на этот вопрос нам поможет фильм про Фому.

После просмотра фильма, составляем кластер «На что расходуются налоги»

Кластер

— учимся в школе

— обращаемся к врачу

— пользуемся дорогами

— ходим в парк

— посещаем детские сады

— содержание детей в детских домах

— содержание армии

— организация отдыха и спорта

— выплата пенсий

— выплата заработной платы

— Вы не платите налоги? –

Это лично ваше дело.

Лучше вы на эти деньги

Особняк постройте модный

Или виллу – просто шик!

Но однажды в ночь глухую

Загорится ваша вилла…

К вам пожарные не едут –

Нет пожарных, нет машин!

-Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Пе́ни — вид неустойки, штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

— Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

— Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

— Правда ли, что налоги на доходы граждан самые большие в России?

Нет, во многих странах налоги на доходы граждан намного выше, чем в России.

В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, в Казахстане — 10%, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

— Что такое налоговая недоимка? Как наказывают людей, за которыми числится налоговая недоимка?

Недоплаченный государству налог называется налоговой недоимкой. В старину на Руси тех, у кого была недоимка, били палками по ногам, а теперь налоговых должников не бьют, но могут посадить в тюрьму или забрать (конфисковать) у них имущество.

Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

5.Рефлексия

1. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

— необязательный;

— безвозмездный;

— добровольный;

— обязательный;

— по возможностям

2. На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

3. Что делает государство, если граждане не платят налоги?

4. Сколько процентов в России составляет подоходный налог?

5. Что такое пеня?

6. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

  1. Налог является обязательным платежом+

  2. Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

  3. Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

  4. Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-

6. Подведение итогов урока

7. Д\З: П.7 зад. 1 стр.136, творческое задание-плакат на тему «Плати налоги»

8 . В мире интересного:

«Самые необычные налоги»

-налог на тень

— налог на солнце

— налог на бороды

— налог печные трубы

План-конспект занятия (5 класс): Урок финансовой грамотности

Открытое занятие по внеурочной деятельности (План урока)

Арефьева Ольга Сергеевна 5 класс «Б», МОУ лицей №42 г.Люберцы

Тема: «Урок финансовой грамотности»

План урока:

  1. Постановка цели. Актуальность вопроса.

Что такое финансы. Финансы – сложное многоплановое понятие. Почему нужно быть финансово грамотным в наше время.

  1. Деньги. Виды денег, роль денег.

Происхождение денег. Деньги в древности. Деньги – средства накопления, обращения, платежа.

  1. Покупки и траты.

Что мы обычно покупаем? Как разумно тратить деньги. Где лучше покупать товары. Тратить разумно – нужно учиться с детства.

  1. Сбережения.

Почему нужны сбережения. Как сохранить и преумножить деньги. Где хранить деньги.

  1. Банки. Банковские продукты.

Как работает банк.

  1. Банковские вклады. Как открыть вклад.

Расчет прибыли по вкладу.

  1. Кредиты.

Почему люди берут кредиты. Выгодно ли брать кредит? Как и на что разумно брать кредит. Расчет процентов по кредиту. Как не попасть в кредитную ловушку.

  1. Итоги урока, рефлексия.

Урок финансовой грамотности на тему «Налоги» (5 класс)

Урок финансовой грамотности в 5 классе. Сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения. Виды налогов.

Тема: Налоги

Цель: сформировать у обучающихся понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

З\У: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

УУД:

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

П: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Л: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Оборудование: презентация, дополнительный материал

Ход урока

1.Организационный момент

(Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок)

2.Мотивационно – целевой этап

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

3.Введение в новый материал

Тему сегодняшнего урока я спрятала в пословицах. Для того, чтобы найти ее, вам необходимо выполнить задание: соедините пословицы

1В2Д3А4Б5Г

— Объясните смысл полученных пословиц

— Какое понятие их объединяет?

— Тема урока «Налоги»

— Какие цели и задачи поставим на урок?

План.

1.Что такое налоги

2.Кто платит налоги

3.Виды налогов

4.Как государство расходует налоги

5.Ответственность за неуплату налогов

— На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

4.Изучение новой темы

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Задание 1 в рабочих листах

Вам даны 4 определения понятия «налог», взятые из разных источников. Найдите в определениях 5 признаков налогов и запишите в незаполненные поля предложенного кластера.

1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерческих организаций (учебник Финансовая грамотность стр.203)

2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Статья 8 НК РФ. Понятие налога и сбора)

3) Налог —  установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

4) Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Энциклопедический словарь экономики и права)`

Индивидуальность Регулярность

Признаки налога Взимается

Обязательность Безвозмездность государством

— Кто же платит налоги государству?

Задание 2. Найти в тексте понятие «налогоплательщик» и определить категории населения, которые платят налоги.

Однажды, случайно, услышав разговор родителей во время обеда, шестиклассник Сережа услышал много непонятных для него слов. И вечером решил расспросить об этом бабушку Елену Сергеевну.

— А что такое налог и почему мы должны его платить?

— Платить, Сережа, надо обязательно, так как по закону государство имеет право брать со всех налог, иначе говоря, забирать часть полученных людьми и компаниями доходов. А платить налоги тебе придётся всю жизнь, и никуда от этого не деться. И будешь ты называться налогоплательщиком. Государству нужны деньги. А откуда их ему взять? Вот оно и собирает на свои нужды часть доходов жителей страны в форме налогов.

— К какому мнению вы пришли? Кто платит налоги? Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

— На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

— Граждане – это физические лица, фирмы, учреждения, организации – это юридические лица 

Работая с текстом, определите, какие группы налогов выплачиваются.

— Вот ты начнёшь работать, — продолжила бабушка, — и государство с каждого рубля твоего заработка заберёт на свои нужды 13 копеек, и не платить ты не сможешь.

Например, я сдаю квартиру и получаю определенный доход. И с этого дохода как раз 13 % государство себе и заберёт.

-А, если я захочу открыть свое дело: например, Интернет – кафе, – спросил Сережа.

— Тогда это бизнес, и будешь ты платить государству много налогов, например, на прибыль или налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18 %. Но в организациях начислением и уплатой налогов занимаются специально обученные люди — бухгалтеры. А, вот обычным гражданам налоговая инспекция каждый год присылает квитанции — сколько они должны налогов заплатить за принадлежащие им квартиры, садовые участки, машины и всякое такое…

— А, как этот налог называется?

— Он, внучек, называется налог на имущество, — назидательно ответила бабушка.

Изучив текст, определили, что налоги бывают разные. Мы выделили две группы налогов — с граждан и с предприятий. К первой группе мы отнесли подоходный налог, который взимается с доходов граждан, равен 13 %, налог на имущество (за квартиру, садовые участки, машину и т.д.). Ко второй группе относят налоги с предприятий. Это налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (18 %).

НАЛОГИ

ГРАЖДАНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Подоходный налог Налог на прибыль

Налог на имущество Налог на добавленную стоимость (НДС)

Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– недвижимого имущества;

– транспортных средств;

– акций, долей, паёв.

Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 9000 р. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (13% -1170 р., 9000-1170=7830 р.)

Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.

Чем мощнее двигатель, тем выше налог.

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Подсказка:

Транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога различаются в зависимости от региона. Вспомните, о земельном налоге из истории Древнего мира. Назовите государство:

*«Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота (Египет)»

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (однако она никогда не составляет менее 12,5%).

Виды налогов:
  • прямые

  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. 

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

И разработал основные принципы налогообложения:

  • Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

  • Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

  • Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

  • Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

— Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

Налоговая система — совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

В России существует трехуровневая система:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Как происходит уплата налогов?

*Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

*Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

*Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

*Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Действительно, 62,8% доходов Федерального бюджета России формируется за счет налоговых поступлений. Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Куда же поступают уплаченные нами налоги?

Ответить на этот вопрос нам поможет фильм про Фому.

После просмотра фильма, составляем кластер «На что расходуются налоги»

Кластер

— учимся в школе

— обращаемся к врачу

— пользуемся дорогами

— ходим в парк

— посещаем детские сады

— содержание детей в детских домах

— содержание армии

— организация отдыха и спорта

— выплата пенсий

— выплата заработной платы

— Вы не платите налоги? –

Это лично ваше дело.

Лучше вы на эти деньги

Особняк постройте модный

Или виллу – просто шик!

Но однажды в ночь глухую

Загорится ваша вилла…

К вам пожарные не едут –

Нет пожарных, нет машин!

-Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

Пе́ни — вид неустойки, штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

— Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

— Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

— Правда ли, что налоги на доходы граждан самые большие в России?

Нет, во многих странах налоги на доходы граждан намного выше, чем в России.

В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, в Казахстане — 10%, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

— Что такое налоговая недоимка? Как наказывают людей, за которыми числится налоговая недоимка?

Недоплаченный государству налог называется налоговой недоимкой. В старину на Руси тех, у кого была недоимка, били палками по ногам, а теперь налоговых должников не бьют, но могут посадить в тюрьму или забрать (конфисковать) у них имущество.

Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

5.Рефлексия

1. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

— необязательный;

— безвозмездный;

— добровольный;

— обязательный;

— по возможностям

2. На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

3. Что делает государство, если граждане не платят налоги?

4. Сколько процентов в России составляет подоходный налог?

5. Что такое пеня?

6. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

  1. Налог является обязательным платежом+

  2. Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

  3. Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

  4. Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-

6. Подведение итогов урока

7. Д\З: П.7 зад. 1 стр.136, творческое задание-плакат на тему «Плати налоги»

8 . В мире интересного:

«Самые необычные налоги»

-налог на тень

— налог на солнце

— налог на бороды

— налог печные трубы

«Деньги, их функция» (5 класс)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным программам № 4 г. Саратова»

Конспект урока финансовая грамотность

в 5 классе ГБОУ СО «Школа АОП №4»

на тему:

«Деньги, их функция»

Выполнила:

Учитель

Симбирцева Любовь Григорьевна

Саратов 2019

Тема урока: «Деньги, их функция».

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть функции современных денег.

Задачи урока:

1. Дидактическая: развивать навык решения задач.

2. Коррекционно-развивающая: корригировать процессы мышления; развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к учебному предмету, аккуратность, дисциплинированность.

4. Практическая: формировать практические навыки решения задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Приемы обучения: работа с учебником, с тетрадью, с раздаточным материалом.

Оборудование: учебник, тетрадь, дидактические раздаточный материал.

Литература:

Учебная программа для С(К)ОШ VIII вида:

Финансовая грамотность. Учебник для 5-7 классов образовательной организации, Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А., М., ВАКО 2018.

Дидактические упражнения по финансовой грамотности: А.В. Ефимова,  М.Р. Гринштейн   «Правила и упражнения по финансовой грамотности»,  издательский дом «Литера»,  Санкт-Петербург»,  2009 г.

Структура урока и его этапы:

1. Организация начала урока.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Повторение темы предыдущего урока.

4. Объяснение нового материала.

5. Физ.минутка.

6. Работа у доски, в тетради.

7. Работа с дидактическим материалом.

8. Физ.минутка.

9. Практическое задание.

10. Закрепление изученного материала.

11. Рефлексия.

1. Организация начала урока:

-Здравствуйте, ребята! Встаем ровно. Тихо садитесь. Какое сегодня у нас число? Какой месяц? Какой по счету эта месяц? Какое время года?

2. Дыхательная гимнастика

3. Повторение темы предыдущего урока:

— Итак, ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. Какая тема урока у нас была?

-Как Вы относитесь к своим денежным средствам?

— Как Вы думаете, правильно ли родители распределяют денежные средства?

-Правильно, ребята. Молодцы.

4. Объяснение нового материала:

— Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих, а может быть и даже самых значимых изобретений человеческой мысли. В живой природе вы не найдете аналога денег. А между тем большинство из людей не знает о денежном мире ничего, а если и знает то совсем мало.

Дело в том, что все законы экономики и экономических задач ведомы только профессионалам – экономистам, банкирам, ученым, финансистам, и т.д. Но для того чтобы не делать досадных ошибок, у нас должно быть некоторое представление о законах денежного мира.

— На сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. Каждый человек сталкивается с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость, приобрести что-то необходимое. Наверное, и вы сталкивались с такой проблемой.

— Ребята, а скажите, что значат деньги для вас? А, какие ассоциации у вас вызывает слово деньги?

-Хорошо, ребята. Теперь давайте решим с вами поработаем у доски, проговаривая какое действие выполняем.

5. Физ.минутка:

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Развернулся, повернулся,

На носочки встал, присел,

Тихо-ровно встал и сел.

6. Работа у доски, в тетради:

-А теперь открываем тетради и записываем новые понятия. (Эквивалент, деньги, легенда, аверс, реверс, номинал).

-Хорошо, молодцы!

7. Работа с дидактическим материалом:

-Ребята, сейчас посмотрите на доску, запишите таблицу.

— Я вам раздам карточки, на которых написаны функции денег.

— Выполните задание, согласно правилам.

-Молодцы.

8. Физ.минутка:

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

9. Практическое задание:

— Ребята, послушайте задание: нескольким учащимся предоставляются монеты и банкноты. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монетах и банкнотах, какие надписи есть на монетах и какие на банкнотах, где и когда были выпущены и те, и другие.

(В ходе практической работы учащиеся понимают, что монеты и банкноты могут нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.)

-Молодцы!

10. Закрепление изученного материала:

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами изучали:

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. (Мера стоимости)

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (Средство обращения)

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления). Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (Мировые деньги). Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство платежа).

— Молодцы. Хорошо поработали.

11. Рефлексия:

— Какое открытие сегодня вы для себя сделали?

— Понравилась ли вам работа с монетами и банкнотами?

— Какие затруднения испытывали? Что не получалось?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Встают из-за парт и выполняют движения за учителем.

— Оценка своего финансового поведения

— Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Ученики отвечают на вопросы.

Учащиеся встают из-за парт, выполняю действия и проговаривают слова.

Учащиеся работают в тетрадях, у доски.

Ученики решают задание в тетради.

Учащиеся встают из-за парт, выполняю действия и проговаривают слова.

Ученики выполняют задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Связь с окружающим миром.

Необходима для улучшения физического и психологического состояния учащихся.

Необходима для улучшения физического и психологического состояния учащихся.

Дифференцированный подход.

Необходима для улучшения физического и психологического состояния учащихся.

Дифференцированный подход.

Занятие по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Занятие 4 по финансовой грамотности в 5 классе

Тема: «Семейный бюджет»

Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; 
«доходы», «расходы», с практическими навыками распределения семейного бюджета;

развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы при планировании семейного бюджета; развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к ведению домашнего хозяйства, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе. 

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  1. Послушайте стихотворение «Разговор мамы с маленьким сыном»

Отправляюсь в магазин. Что купить тебе, сынок?

Отвечает маме сын: Ты купи мне самолёт,

А ещё ружьё, лопатку,  танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски, маску, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

2. Ответьте на вопросы: Как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему?

  1. Основная часть.
  1. Ответы на вопросы:

Что нужно сделать, чтобы хватило денег на желаемую покупку?

Словарь Ожегова даёт такое толкование «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок называется «бюджет». Из определения «бюджета», назовите его виды.

— Сегодня мы поговорим о семейном бюджете.

— Выясним, что такое статья доходов семьи, что такое статья расходов семьи.

Подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Мы с вами разделимся на 2 команды «Банкиры» и «Кассиры» и будем выполнять задания в игровой форме, чтобы было интересно, согласны. (делятся на команды)

  1. Задание 1. Работа по карточкам: Приложение 1

Из чего складываются доходы и расходы семьи? Соедини стрелками статьи доходов и расходов.

3.  Задание 2. Ответы на вопросы:

Как вы думаете, что такое «доходы семьи» (это поступления средств в семью из разных источников)

Что такое «расходы семьи» (затраты средств на товары и услуги)

Таким образом, что такое «бюджет семьи»? (это своеобразный план семьи)

  1. Задание 3. Работа с пословицами.

Продолжи пословицы.

Нелегко деньги нажить, а                   1) пришла и ушла.

                                                                  2) весь свет обойдёт.

                                                        3) легко прожить.

Денежка без ног, а                                 4) счётом крепки.

5. Задание 4. Беседа. — Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?

А непредвиденные расходы? Назовите.

 В семейном бюджете могут складываться такие ситуации: 

Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?

6.  Задание 5  Составление слов-антонимов.

— Я буду предлагать вам слова, а вы назовите антонимы: дорого – дешево, доход – расход, покупатель – продавец, добро – зло, трудолюбивый – ленивый, бедный – богатый, транжира – бережливый, экономный.

7.   Задание 6.

Что значит экономить? Чем отличается экономный человек, от жадного?

На чём бы вы сэкономили? (на игрушках, развлечениях, сладостях)

Закончи фразу экономного человека:

  1. Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом)
  2. Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ)
  3. Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть дача, если покупать в меру)
  4. Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь)
  5. Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать)

 Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.  Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, pодителям даже придётся занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

8. Задание 7. Оценка бюджета семьи:

Произведите расчёт суммы всех статей доходов семьи и суммы всех статей расходов.   Заполните таблицу.

III. Заключительная часть. Давайте посчитаем, у какой команды больше очков, кто у нас сегодня оказался финансово грамотнее.

Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.
IV.  Домашнее задание.

Составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц.

 

Методическая разработка по математике (5 класс): РП по финансовой грамотности

Тема/ Тема урока

Кол-во часов

Дата

Стандарт/Содержание

Оснащение

Тип урока

Тип и форма контроля

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Метапредметные

Личностные

Доходы и расходы семьи (10ч)

1

Введение

1

Почему так важно изучать финансовую грамотность? Чему вы можете научиться на уроках финансовой грамотности?

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный фронтальный опрос

Познакомиться с понятием финансовой грамотности

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

2-3

Деньги

2

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы

Комбинированный

индивидуальные задания

Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег-преступление

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование осознанного понимания значения денег в жизни общества и человека

4-5

Доходы семьи

2

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

5-7

Расходы семьи

2

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

8-9

Семейный бюджет

2

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

10

Доходы и расходы семьи

1

 

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности ответственного и взрослого поведения

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6ч)

11-12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

тестирование

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

13-14

Страхование

2

 Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

учебник, рабочая тетрадь, ИАД (интерактивная доска)

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

15-16

«Семейный бюджет»

2

учебник, рабочая тетрадь

Ролевая игра

устный опрос, индивидуальные задания

Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Семья и государство: как они взаимодействуют(6ч)

17-18

Налоги

2

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

19-20

Социальные пособия

2

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

индивидуальные задания

Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

21-22

Государство – это мы

2

учебник, рабочая тетрадь

Мини-исследование

устный опрос, индивидуальные задания

Как принять решение о налогах и сборах

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье(12ч)

23-24

Как спасти деньги от инфляции

2

Понятие инфляции. Как спасти деньги от инфляции

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

индивидуальные задания, решение задач

Объяснять понятие инфляции, причины обесценивания денег, приводить примеры способов сохранить деньги от инфляции

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

25-26

Банковские услуги

2

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

индивидуальные задания, решение задач

Приводить примеры банковских услуг, описывать условия вкладов и кредитов, находить информацию о вкладах и кредитах, объяснять причины и последствия решений о взятии кредита

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

27-28

Собственный бизнес

2

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

29-30

Валюта в современном мире

2

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Приводить примеры валют разных стран, объяснять, что такое валютный курс, находить информацию о валютных курсах, проводить расчеты с валютными курсами

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

31-32

Благотворительность

2

Что такое благотворительность? Значение помощи людям

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять причины и виды благотворительности, роль благотворительности для общества и человека

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

33-34

Личный финансовый план

2

Финансовые цели. Как найти дорогу к своей мечте

учебник, рабочая тетрадь

Проект

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять, что такое финансовый план, перечислять основные компоненты финансового плана, объяснять значение финансового плана для человека

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

35

Что такое финансовая грамотность

1

учебник, рабочая тетрадь

Урок контроля знаний

Объяснять понятие финансовой грамотности, значение ее для человека и общества

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Урок финансовой грамотности — Внеурочка

Шадринцевская СОШ филиал МКОУ «МКОУ Тальменская СОШ № 5»

Предмет: финансовая грамотность

Тема урока: семейный бюджет

Класс: 5

Технология: системно-деятельностный подход

Номинация: современные образовательные технологии

Автор: Литвинова Татьяна Николаевна

Учитель истории и обществознания Шадринцевской СОШ филиал МКОУ «МКОУ Тальменская СОШ № 5»

Схема конспекта урока

Педагог: Литвинова Татьяна Николаевна

Предмет: финансовая грамотность Класс 5

Тема урока: семейный бюджет

Характеристика класса: В классе 6 человек. Их них 3 учащихся занимаются на «хорошо» и «отлично». На уроке дети активны, внимательны, дисциплинированы. Отношения между детьми доброжелательные. Умеют выслушивать чужое мнение и высказывать свое, оценивать свою работу и работу друг друга.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

— учебник

— презентация

— рабочий лист

— ресурсы интернета

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся:

— фронтальная

— индивидуальная

— работа в группах

Виды организации деятельности учащихся:

— составление кластера

— работа с рабочим листом

Необходимое оборудование: рабочий лист, презентация

Цель урока: создать условия для формирования активной жизненной позиции к понятию значимости составления семейного бюджета, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для формирования и распределения семейного бюджета.

Задачи урока:

Предметные:

1. Формировать понятие «семейный бюджет»

2.Формировать представление о структуре семейного бюджета

3. В процессе практической работы формировать знания о планировании семейного бюджета.

4. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.

Метапредметные:

1.Создавать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы.

Личностные:

1. Создать условия для воспитания уважения к труду, бережного отношения к окружающему миру, заботы о близких людях, взаимопомощи.

2. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.

1. Организационный момент

•Цель учащихся: достижение готовности к уроку (наличие учебника, дневника, тетради, письменных принадлежностей)

•Цели и задачи учителя:

— определение готовности класса к уроку

-выявление отсутствующих

— оценка санитарного состояния кабинета

•Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:

-Взаимные приветствия учителя и учащихся;

— фиксация отсутствующих;

-проверка внешнего состояния классного помещения;

-проверка подготовленности учащихся к уроку;

-организация внимания и внутренней готовности. 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания

Проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

Сообщение дежурных

Приветствие учащихся

Получение информации от дежурных.

Оценка готовности учащихся и кабинета

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу

заполнить кластер, составленный учителем

Цели учителя: актуализация знаний по теме «Расходы и доходы семьи» для систематизации и обобщения изучения материала:

беседа

заполнение кластера

практическая работа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания

По наводящим вопросам учащиеся заполняют кластер.

(слайды 2-7)

Говорят о трёх видах бюджета: сбалансированном, избыточном и дефицитном;

о двух главных составляющих бюджета – доходах и расходах.

Называют источники семейного дохода: труд, предпринимательская деятельность, владение природными ресурсами, владение имуществом, свободные средства, выплаты от государства.

Говорят о постоянных и переменных расходах.

Приводят примеры постоянных и переменных расходов.

Создают синквейн. Пример:

Бюджет.

Семейный, государственный.

Планировать, составлять, сбалансировать.

Семейный бюджет – план доходов и расходов семьи за месяц.

План.

— Почему от опорного понятия – семейный бюджет – вверх идут три стрелки?

О каких трёх видах бюджета идёт речь?

— Из каких двух частей состоит семейный бюджет?

— Назовите источники семейного дохода.

— Вспомните, что относится к постоянным и переменным расходам?

— Вспомним алгоритм создания синквейна.

Ключевое экономическое понятие – бюджет

3. Обобщение знаний по теме. Синтезирование информации

Цель, поставленная перед учащимися:

рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства.

Цели и задачи учителя: создать условия для формирования:

— представлений о структуре семейного бюджета;

-знаний о планировании семейного бюджета.

— умений анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Мотивация

Отгадывают ребус

Учитель предлагает ребус:

Ж, Е, Т, Д ,Б, Ю

( слайд № 8)

Познавательные УУД

— подведение под понятие.

Целеполагание

Что я знаю о бюджете? Чего не знаю?

— Что узнаю сегодня на уроке?

Что мне поможет?

Зачем мне нужны эти знания?

— Задайте себе вопрос: Что я знаю по этой теме?

Чего не знаю?

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

Учащиеся делятся на группы, составляют план работы

Составляют бюджет семьи на месяц, решают задачу в рабочем листе, данные оформляют в таблицу в рабочем листе.

( приложение 1)

Представляют бюджет своей группы – «семьи».

Составьте план вашей работы работы.

Что вам поможет?

Как будете работать?

Познавательные УУД

построение логической цепи рассуждений;

Практическое применение знаний в окружающем мире

4 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель, поставленная перед учащимися:

— формирования навыка самооценки.

Цель и задача учителя:

— осуществлять контроль за формированием навыка самооценки.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания

Подводят итог урока.

Обсуждение затруднений

Помещают монетки в кошелек .

Учитель просит учащихся сделать вывод по уроку. Выставляет оценки всем учащимся .

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Как вы справились с трудностями?

«Кошелек успеха»

(слайд№9)

На доске изображен кошелек, каждый из вас должен взять одну монетку золотую, серебряную, медную, соответствующую вашей эмоции на данный момент. Опустите монетку в наш кошелек ( золотая – все удалось, удовлетворен уроком, серебряная – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, медная – ничего не понятно, не удовлетворен уроком).

Регулятивные УУД Оценка (выделение и осознание)

Литература

1.Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

2.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.