Темы уроков по финансовой грамотности для школьников – основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

Финансовая грамотность — уроки, тесты, презентации, конспекты

Игра по финансовой грамотности «Мир финансов»

Игра разработана по аналогии с игрой «Семейный бюджет» и наиболее актуальна для детей, проживающих в детских домах и школах-интернатах, а также для обучающихся коррекционных школ 8 вида…

15.01.2020 Шмакова Надежда Юрьевна 36 1

31.10.2019 Жукенова Сауле Сертаевна 51 0

06.12.2019 Рядных Ольга Викторовна 111 8

20.11.2019 Давыдова Алена Николаевна 259 18

10.09.2019 Горина Светлана Геннадьевна, Сорочкина Елена Михайловна 366 7

10.09.2019 Сорочкина Елена Михайловна 280 5

01.09.2019 Шаралапова Вера Николаевна 988 93

19.06.2019 Валиева Гульнара Маратовна 507 5

17.06.2019 Ромашова Светлана Викторовна 778 26

07.08.2019 Голина Ирина Петровна 2085 189

02.07.2019 Симакина Ольга Ивановна 1133 128

20.06.2019 Томилова Елена Павловна 1314 108

10.04.2019 Субочева Нина Николаевна 276 2

«Финансовый калейдоскоп»

Мероприятие проходит в форме игры. Включает термины и понятия по финансовой грамотности, решение задач. Может служить обобщением по курсу….

24.04.2019 Томилова Елена Павловна 1052 78

19.03.2019 Ромашова Светлана Викторовна 540 25

Білгілер сайысы

Қазақ мелекетінің тілін өз еркін білу үшін. Балаларды қазақ тіліне деген сүйінпешілігін ояту….

08.11.2018 Тюлеева Алтын Казиевна 260 0

17.04.2019 Гангаев Александр Алексеевич 803 30

Білгілер сайысы

Қазақ мелекетінің тілін өз еркін білу үшін. Балаларды қазақ тіліне деген сүйінпешілігін ояту….

08.11.2018 Тюлеева Алтын Казиевна 244 0

23.03.2019 Алексикова Елена Вячеславовна 1014 82

19.02.2019 Ромашова Светлана Викторовна 693 35

Банк методических проектов :: Повышение финансовой грамотности

Банк методических проектов

РМЦ Калининградской области

Методическая разработка цикла занятий «Сколько стоит собака» в рамках предмета «Окружающий мир»

Скачать проект

Проект «Моя первая работа-мой первый заработок»

Скачать проект

Мотивационная квест-игра Можешь ли ты стать предпринимателем

Скачать проект

Методическая разработка «Финансовая медиа-азбука»

Скачать проект

«Методическая разработка внедрения образовательного модуля по финансовой грамотности “Пенсионное и социальное обеспечение граждан” в изучение темы географии 9-ых классов “Население России”»

Скачать проект

Открытое общешкольное мероприятие»Права и культура потребителя»

Скачать проект

Методическая разработка «Конкурс бизнес-проектов»

Скачать проект

Методическая разработка «Конкурс бизнес-проектов»

Скачать проект

«Заработок школьников в ХХI веке»

Скачать проект

Методическая разработка по теме «Личные финансы и семейный бюджет»

Скачать проект

Методическая разработка «Интерактивная игра.Банкноты. О чем могут рассказать российские купюры»

Скачать проект

Методическая разработка занятия «Бюджет школьника»

Скачать проект

РМЦ Волгоградской области

Бюджет школьника

Скачать проект

Бюджет школьника

Скачать проект

Как тратить деньги разумно

Скачать проект

Путешествие в мир налогов

Скачать проект

Интернет. Безопасность. Деньги

Скачать проект

Финансовое мошенничество в сфере современных информационных технологий

Скачать проект

Расходы.Сколько стоит отдых

Скачать проект

Акции как финансовый инструмент для частного инвестора

Скачать проект

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Скачать проект

Экономика семьи и домашнего хозяйства

Скачать проект

Я предприниматель! Создание собственного бизнеса

Скачать проект

Путешествие в мир налогов

Скачать проект

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Викторина «Знатоки финансовой грамотности»

Скачать проект

Структура дохода семьи

Скачать проект

Контроль семейных расходов

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Личные финансы: содержание, основные характеристики

Скачать проект

Контроль семейных расходов

Скачать проект

Имущественные налоговые вычеты : заплатил налоги- верни свое!

Скачать проект

Структура дохода семьи

Скачать проект

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Скачать проект

Структура дохода семьи

Скачать проект

Поход четвероклассника в магазин

Скачать проект

Финансовая грамотность

Скачать проект

Банковские кредиты

Скачать проект

Финансовое мошенничество

Скачать проект

Поход пятиклассника в магазин

Скачать проект

Деньги: сущность и функции

Скачать проект

Структура дохода семьи

Скачать проект

Финансовое мошенничество

Скачать проект

Банки. Виды банковских услуг

Скачать проект

РМЦ Томской области

Бюджет семьи

Скачать проект

СМС мошенничество

Скачать проект

Путешествие в предпринимательство

Скачать проект

«Социальные пособия как они могут помочь в жизни»

Скачать проект

«Карманные деньги»

Скачать проект

«Агентство «Эксперты предпринимательской деятельности»

Скачать проект

Карманные деньги

Скачать проект

Кредит — способ удовлетворения потребности

Скачать проект

На что тратятся деньги

Скачать проект

В мире налогов

Скачать проект

Расходы. Сколько стоит отдых?

Скачать проект

Путешествие в Париж или причём здесь Роналду

Скачать проект

Стартуем бизнес

Скачать проект

Предупреждение рисков финансового мошенничества

Скачать проект

Легко ли быть взрослым?

Скачать проект

Интернет. Безопасность. Деньги

Скачать проект

Банки и банковские вклады

Скачать проект

В царстве денег

Скачать проект

Защита бумажных денег от подделок

Скачать проект

Где на пенсию жить лучше?

Скачать проект

Как тратить деньги разумно

Скачать проект

Ваши личные безналичные

Скачать проект

Виртуальные ловушки

Скачать проект

Пенсионная грамотность

Скачать проект

Фишинг или как не попасть на крючок?

Скачать проект

Налоги: платить нельзя отказаться

Скачать проект

Функции денег

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Деньги — плохой хозяин или хороший слуга

Скачать проект

Финансовое мошенничество. Как его избежать

Скачать проект

«Для чего мне нужно страховаться»

Скачать проект

«Мошенничество в сфере современных информационных технологий»

Скачать проект

«Я иду в банк»

Скачать проект

«Налоги:возникновение и назначение»

Скачать проект

«Как рационально использовать средства для семейного отдыха»

Скачать проект

«Как правильно планировать семейный бюджет»

Скачать проект

Северо-Кавказский ММЦ

Я предприниматель! Создание собственного бизнеса

Скачать проект

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошейника

Скачать проект

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

Скачать проект

Налоги. Система и функции налоговых органов

Скачать проект

Финансовое мошенничество в сети Интернет

Скачать проект

Как умно управлять своими деньгами

Скачать проект

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Скачать проект

Риски в мире денег. Интренет-Банкинг

Скачать проект

Мошенничество в мире денег: как не стать жертвой

Скачать проект

В этом мире неизбежны только смерть и налоги

Скачать проект

Налоговые вычеты и как их вернуть в семейный бюджет

Скачать проект

Как выбрать пенсионный фонд?

Скачать проект

Не в деньгах счастья…

Скачать проект

РМЦ Саратовской области

Что такое семейный бюджет и как его рассчитать

Скачать проект

Знакомьтесь, налоги

Скачать проект

Деньги любят счет

Скачать проект

Что такое семейный бюджет и как его построить

Скачать проект

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕНЬГИ

Скачать проект

На что семьи тратят деньги?

Скачать проект

История денег в России

Скачать проект

Польза и риски банковских карт

Скачать проект

Что такое бизнес

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Что такое деньгии откуда они взялись

Скачать проект

Что такое деньги? История их появления

Скачать проект

Как создать свое дело

Скачать проект

Валюта в современном мире

Скачать проект

Как не стать жертвой финансовой пирамиды

Скачать проект

Финансовые пирамиды

Скачать проект

Путешествие в мир налогов

Скачать проект

Контроль семейных расходов

Скачать проект

Я и банкомат

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Что мы должны знать о налогах

Скачать проект

Современные деньги России и других стран

Скачать проект

Какие деньги были раньше в России?

Скачать проект

Как с умом управлять своими деньгами?

Скачать проект

Составление и управление семейным бюджетом

Скачать проект

Электронные платежные системы: за и против

Скачать проект

Деньги России. История и современность

Скачать проект

Семейный бюджет и управление личными финансами

Скачать проект

Проектирование собственного бизнеса

Скачать проект

Федеральный методический центр

Методическая разработка урока «Надежность банка, как условие взаимодействия клиентов с банком»

Скачать проект

Деловая игра «Личный финансовый план. Инвестирование»

Скачать проект

Методическая разработка «Финансовое обоснование бизнес-проекта»

Скачать проект

Разработка учебного занятия по изучению темы: «Финансовое мошенничество и риски финансовых пирамид»

Скачать проект

Методика и технологии организации игры-квеста по теме «Предпринимательская деятельность» в рамках программы Обществознание и Экономика в 11 классах»

Скачать проект

Разработка кейсов по теме «Страхование для старшеклассников»

Скачать проект

Разработка занятий по финансовой грамотности с применением активных (имитационных и неимитационных ) методов обучения

Скачать проект

Методическая разработка «Проектирование образовательной траектории изучение страхования для обучающихся 10 -11 классов»

Скачать проект

Учебно-методическая разработка занятий по изучению темы «Банки: чем они могут быть полезны в жизни»

Скачать проект

Разработка практикоориентированных заданий на основе межпредметных связей по теме «Управление личными финансами и формирование семейного бюджета»

Скачать проект

Разработка занятий по изучению темы «Доходы и расходы семьи» в 5 – 7 классах

Скачать проект

Методические разработки занятий «Фондовый рынок как средство роста доходов»

Скачать проект

Методическая разработка «Внедрение курса финансовой грамотности в обучение младших школьников на основе УМК «Школа России». Современные деньги России»

Скачать проект

Методическая разработка «Особенности изучения системы налогообложения в РФ: введение. (8-9 кл.)»

Скачать проект

Методические приемы изучения темы «Собственный бизнес»

Скачать проект

Методическая разработка «Особенности изучения темы «Налоги» в 10-11 классах»

Скачать проект

Разработка элементов занятий по изучению темы: «Взаимоотношения человека с банком» в условиях урочной и внеурочной деятельности

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по финансовым инструментам»

Скачать проект

Методические разработки занятий по изучению темы «Доходы и расходы семьи» в рамках учебного модуля «Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по взаимодействию человека с государством: налоги»

Скачать проект

Особенности изучения темы «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по пенсионному и социальному обеспечению граждан»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета»

Скачать проект

Разработка практического занятия в виде деловой игры «Содержание и методика преподавания тем по финансовым инструментам»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по взаимоотношению человека с государством: налоги (8-9 кл.)»

Скачать проект

Методическая разработка практикоориентированного урока с использованием Интернет-ресурсов по теме «Использование «электронных кошельков» при расчетах в семейном бюджете»

Скачать проект

Методическая разработка «Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета»

Скачать проект

Сибирский ММЦ

Экскурсия в отделение ПФР по Новосибирской области

Скачать проект

Налоги -это хорошо?

Скачать проект

Женская доля…в семейном бюджете

Скачать проект

Как купить квартиру в ипотеку?

Скачать проект

Думай о пенсии смолоду,или как формируется пенсия

Скачать проект

Кредитные услуги коммерческих банков: преимущества и недостатки

Скачать проект

Акции и облигации: преимущества и недостатки

Скачать проект

Раз копейка, два копейка…

Скачать проект

Каравай, каравай…кто оплатит, посчитай!

Скачать проект

Семейный бюджет — баланс интересов.

Скачать проект

Что такое деньги. Какие они бывают.

Скачать проект

Виртуальные ловушки-2

Скачать проект

Бюджет образования: утром деньги-вечером стулья

Скачать проект

Чей бизнес выживет

Скачать проект

Автокредит: ближайшая реальность или отдалённое будущее?

Скачать проект

Обеспеченная старость

Скачать проект

За чертой богатства

Скачать проект

Любишь кататься — не забудь застраховаться

Скачать проект

Ценные бумаги для населения РФ

Скачать проект

Дорогая дешёвая еда

Скачать проект

Жильё: своё-чужое

Скачать проект

Экскурсия в Пенсионный фонд РФ

Скачать проект

Налоги: платить или не платить?

Скачать проект

Банковские вклады:страхование и расчёт процентов

Скачать проект

Откуда взялись деньги?

Скачать проект

История звонкой монеты

Скачать проект

Сказочное путешествие в страну «Семейный бюджет»

Скачать проект

Денежные знаки разных стран

Скачать проект

День рождения Машеньки

Скачать проект

Как не попасть в «Страну Дураков»

Скачать проект

Как правильно выбрать страховую компанию

Скачать проект

Механизм компенсации налоговых платежей доступен каждой семье!

Скачать проект

Осторожно! Финансовая пирамида

Скачать проект

Торги на бирже

Скачать проект

Банковская карта: преимущества и недостатки

Скачать проект

Банковские вклады: преимущества и недостатки

Скачать проект

Финансовое мошенничество

Скачать проект

ОСАГО: как это работает?

Скачать проект

Свободу попугаям!

Скачать проект

Альтернативные стратегии накоплений пенсионного капитала

Скачать проект

Виды ценных бумаг на российском рынке

Скачать проект

Я вырасту богатым

Скачать проект

Мы едем отдыхать

Скачать проект

Копейка рубль бережет

Скачать проект

Мы создаем наше будущее!

Скачать проект

Налоги: платить или не платить?

Скачать проект

Лабиринты финансовых пирамид

Скачать проект

Деньги: не финансами едиными…

Скачать проект

Чем поможет страхование?

Скачать проект

Цена вредных привычек в семейном бюджете

Скачать проект

Профессия как жизненный путь: управление личными финансами

Скачать проект

Путешествие по финансовым пирамидам

Скачать проект

РМЦ Ростовской области

Разработка занятия по внеурочной деятельности для учеников 7 классов «Семейный бюджет»

Скачать проект

Разработка занятия по финансовой грамотности для студентов среднего профессионального образования по теме: «Сбережения и банки. Деловая игра»

Скачать проект

Акции как финансовый инструмент для частного инвестора

Скачать проект

Дальневосточный ММЦ

Налоги почему их надо платить и чем грозит их неуплата

Скачать проект

На что тратятся деньги

Скачать проект

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Путешествие Буратино

Скачать проект

Налоги

Скачать проект

Банковская система РФ

Скачать проект

РМЦ Архангельской области

Проект внеурочного мероприятия «Я — предприниматель»

Скачать проект

Казанский ММЦ

Методическая разработка по теме «Финансовое мошенничество»

Скачать проект

Методическая разработка «Урок по финансовой грамотности «Как создать собственный бизнес-план»»

Скачать проект

Методическая разработка «Урок в 5 классе «Семейный бюджет, его составление»»

Скачать проект

Барнаульский ММЦ

Деньги: что это такое? Занятие внеурочной деятельности, 8 класс

Скачать проект

Первые деньги. Занятие внеурочной деятельности, 2 класс

Скачать проект

Налоговая система в Российской Федерации. Деловая игра, 8 класс

Скачать проект

Деньги: что это? Урок-открытие новых знаний, 8 класс

Скачать проект

Семейный бюджет. Занятие внеурочной деятельности, 6 класс

Скачать проект

Как делать сбережения? Занятие внеурочной деятельности, 2 -3 класс

Скачать проект

Рассмотрим деньги поближе. Занятие внеурочной деятельности, 2 класс

Скачать проект

Что такое деньги и какими они бывают. Занятие внеурочной деятельности, 2-4 класс

Скачать проект

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Урок новых знаний, 3 класс

Скачать проект

Доходы. Урок новых знаний, 5 класс

Скачать проект

Банковская система. Учебно-познавательная игра для учащихся 10-11 классов

Скачать проект

РМЦ Свердловской области

Деньги в жизни школьника

Скачать проект

Я — грамотный покупатель

Скачать проект

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

Скачать проект

Методическая разработка внеурочного занятия «Собственный бизнес» с использованием игровых форм

Скачать проект

РМЦ Нижегородской области

П2_Проект 5_Семейный бюджет

Скачать проект

П2_Проект 4_Семейный бюджет

Скачать проект

П2_Проект 2_Собственный бизнес

Скачать проект

П1_Проект 6_Банки

Скачать проект

П1_Проект 3_Виртуальные ловушки

Скачать проект

П1_Проект 1_Налоги

Скачать проект

Орловский РМЦ

Что такое деньги

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

В мире денег

Скачать проект

Как умело управлять деньгами

Скачать проект

Как построить семейный бюджет

Скачать проект

Безопасность стандартных БП

Скачать проект

Банковские карты

Скачать проект

Мой первый опыт управления денежными средствами

Скачать проект

Финансовое мошенничество

Скачать проект

Как организовать свой бизнес

Скачать проект

Семейный бюджет

Скачать проект

Подросток как объект финансового мошенничества

Скачать проект

Как распорядиться личными доходами

Скачать проект

Дистанционная торговля с использованием ДБТ

Скачать проект

Мини-урок для началной школы «Финансовая грамотность»

Внеклассное занятие для младших школьников

Тема: «Финансовая грамотность. Урок 1».

Слайд 2. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

— Ребята, послушайте мою загадку.

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)

— Правильно, это деньги.

Слайд 3-5 . Появились первые деньги очень давно, человечество пользовалось ими далеко не всегда, на слайдах вы видите, что использовалось в качестве денег. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар – деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.

Слайд 6. Деньги — это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. 

О деньгах и их истории вы подробнее узнаете в старших классах.

-А какие бывают деньги? (бумажные и металлические)

-Тогда ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги? (дети высказывают версии)

— Совершенно верно. В современном мире без денег прожить невозможно. Они нужны нам ежедневно.

— Ребята, а вы знаете героев сказок или мультфильмов, где они что-то покупают, продают, копят деньги или меняют их на что-нибудь? Давайте попробуем вспомнить этих героев или познакомимся с ними.

 

Слайды 7- 11. Конкурс «Мульти-пульти».

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)

— Молодцы, вы много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди и используют в своей жизни деньги.

Ну а теперь нам нужно составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.

Слайд 12

Памятка.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.

  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

  5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Существует много загадок по экономике. Проверим, что вы уже знаете

Слайды 13, 14

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке —

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

И не забываем, что деньги надо зарабатывать честным трудом, а еще их надо уметь ЭКОНОМИТЬ.

ВИДЕО «Экономия глазами детей»

Вот и вы можете помочь взрослым экономить деньги.

Спасибо за внимание и правильно тратьте карманные деньги.

8. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ | Социальная сеть работников образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено

Педагогический совет

Протокол № ____

от «__»________2016г.

Утверждено

Директор МАОУ

Абатская СОШ №1

Н.В.Куликова_____

Приказ №_______

от «__» ________2016г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Финансовая грамота»

Возраст учащихся 9-10 лет

Срок реализации 2016-2017 учебный год

на основе программы

«Финансовая грамотность»  

Ю.Н. Корлюговой

Автор-составитель:

Денисова Л.С.,

первая квалификационная категория,

учитель начальных классов,

с. Абатское

2016г.

Информационная карта программы

1

Полное название программы

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА

2

Цель программы

Развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

3

Адресат проектной деятельности

Дети Тюменской области Абатского района, учащиеся МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 9-10 лет, в том числе:

  • Из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи) -5ч.
  • Несовершеннолетние дети «группы особого внимания»-1ч.
  • Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: 1ч.
  • Количество детей, принимающих участие в программе: 25ч.

4

Сроки реализации программы

2016-2017 учебный год

5

Направления деятельности

Общекультурное

6

Краткое содержание программы

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

7

Ожидаемый результат

  • Понимание и правильное использование экономических терминов;
  • Представление о роли денег в семье и обществе;
  • Умение характеризовать виды и функции денег;
  • Знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • Проведение элементарных финансовых расчётов

8

Название организации

МАОУ Абатская СОШ №1, 3а класс

9

Почтовый адрес организации

627540 Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Советская, 52

10

Ф,И,О, руководителя

Денисова Любовь Сергеевна

11

Дата создания программы

01.11.2016.

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Пояснительная записка.                                                                

II. Цель, задачи.                                                                                 

III. Учебно-тематический план.                                                         

IV. Содержание программы

V.Годовой календарный учебный график                                         

VI.Организационно — педагогические условия реализации программы:         

VII. Планируемые результаты                                                 

VIII. Оценочные и методические материалы                                         

  • Формы контроля                                                        
  • Критерии отслеживания усвоения программы                                
  • Условия реализации программы
  • Воспитательная работа
  • Литература                        

I.Пояснительная записка

     

        «…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

В.В.Путин

Президент Российской Федерации

«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Д.А. Медведев

Премьер-министр Российской федерации,

Председатель Всероссийской политической

Партии «Единая Россия»

 В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35%  россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и  непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

              Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.

              Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в школе.

          Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

 Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

 Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики семьи.

         

II. Цель, задачи.

         Изучение программы  «Финансовая грамота» в начальной школе направлено на достижение следующей  цели:

        — развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
  • формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Число часов

Теория

Практика

1.

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

7,5

4,5

2.

Семейный бюджет.

4

4

3.

Защита мини- проектов и исследований.

2

2

Всего: 24 часа

13,5

10,5

IV. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

Тема 1-2. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Проблемы товарного обмена. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия:

 Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Товарные деньги.  Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять выгоды обмена.
  •  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
  •  Приводить примеры товарных денег.
  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
  •  Приводить примеры первых монет.
  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.
  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
  • Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 3-4. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия:

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.
  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 5-8. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». История монет. Первые русские монеты. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

Основные понятия:

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Бумажные деньги. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Наличные деньги.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились бумажные деньги.
  • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 9-11. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Доллар и евро.  Безналичные деньги.  Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Современные банки используют пластиковые карты. Функции банкоматов.

Основные понятия:

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 12. Викторина по теме «Деньги».

Раздел II. Семейный бюджет.

Тема 13-14. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия:

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 15-16. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятии:

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 17-18. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет — план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема 19-20. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

Сравнивать разные виды сбережений.

Раздел III. Защита мини- проектов и исследований.

Тема 21-24. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

V. Годовой календарный учебный график

Тема занятия

Кол. час

Дата

Теория

Практика

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

  1. Что такое деньги и откуда они взялись

1

1

  1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2

1

  1. Какие деньги были раньше в России.

2

1

  1. Современные деньги России и других стран.

2

1

12. Викторина по теме «Деньги».

0,5

0,5

Семейный бюджет

  1. Откуда в семье деньги

1

1

  1. На что тратятся деньги

1

1

  1. Как умно управлять своими деньгами

1

1

  1. Как делать сбережения

1

1

Защита мини- проектов и исследований

  1. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

2

2

Итого:                                                     24 часа

13,5

10,5

VI. Организационно-педагогические условия реализации программы.

         Данная программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюговой. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

         Занятия кружка «Финансовая грамота» проводятся для 3«а» класса, в количестве 25 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 24 часа. Данная программа кружка общекультурного направления  рассчитана на один год обучения учащихся 9-10 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

          Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

          В наличие должны быть разные методические материалы, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны соблюдать правила техники безопасности.

VII. Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов

VIII. Оценочные и методические материалы.

Формы контроля

       

Текущий контроль:

  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговый контроль:

  • викторина;
  • тест.
  • творческая работа;
  • мини-проект.

Критерии отслеживания усвоения программы

  • Система оценивания

Система оценивания программы «Финансовая грамота» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

  1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
  2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
  3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
  4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
  5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
  6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
  7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Вид работы

A

(5бал

лов)

B

(5баллов)

C

(5бал

лов)

D

(5бал

лов)

E

(5бал

лов)

F

(5бал

лов)

G

(5бал

лов)

Максимальное

количество

баллов

Тест, кроссворд, анаграмма

V

5

Задача

V

V

5-10

Графическая работа

V

V

V

15

Кейс

V

V

V

V

V

20-25

Доклад, сообщение

V

V

V

V

20

Ролевая игра

V

V

V

V

V

15-20

Постер

V

V

V

V

20

Компьютерная презентация

V

V

V

V

20

Мини-исследование

V

V

V

15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35

* Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

Для оценки эффективности занятий также можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения творческих  заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике.

Условия реализации программы.

Материально-технические условия:

Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, с использованием:

  • компьютера,
  •  мультимедийного проектора.

Мотивационные условия:

       Важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком вида деятельности по интересам. Соответственно, занятия кружка позволяют удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития, что создаёт возможность личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.

Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждает детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности.

Научно-методические условия:

        Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах.

        Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:  

  • Наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;
  • С помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями;
  • Усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

         Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей.  Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы. 

        Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

       На занятиях используется наглядный материал («финансовые» задачки, дидактический, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Воспитательная работа.

Одним из направлений программы «Финансовая грамота» является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • нравственных отношений в экономическом поведении.

Главные принципы реализации программы

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Методы обучения.        

При изучении программы предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз. Например:

Мозговой шт

Классный час по теме «Урок финансовой грамотности»

Конспект и презентация классного часа на тему «Урок финансовой грамотности» для учащихся 6 класса. Презентация выполнена в виде игры, правила которой написаны.

Цель: сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком; объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка. Ссылки на информационные источники имеются.

© Савченко Наталия Ивановна Савченко Наталия Ивановна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Классный час по теме «Урок финансовой грамотности»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Классные часы на разные темы» и представляет собой: «игра, викторина».



Скачать материал 4.2Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Наталия Ивановна, спасибо за интересный и познавательный ресурс. Беру в свою копилку.


Галина Александровна, я очень рада, что моя работа Вам понравилась, спасибо за позитивный отзыв!


melisa1 #2 | 10.08.2014 | 22:35 | 0

Спасибо , Наталья Ивановна. Очень полезный классный час. И оформлен очень привлекательно


Алла Николаевна, мне приятно, что работа Вас заинтересовала, спасибо!


Наталья Ивановна, спасибо за классный час. Мне понравилась  игра, интересная идея.


Елена Григорьевна, спасибо за добрые слова о моей работе!


Спасибо, Наталия Ивановна, за интересную работу! Мне понравилась!


Татьяна Владимировна, благодарна Вам за позитивный отзыв о моей работе!


arnika #9 | 11.08.2014 | 10:06 | 0

Наталия Ивановна, очень понравилась работа: нужная информация, увлекательная игра, оригинальное оформление. Спасибо за творчество.


Ирина Николаевна, спасибо за позитивный отзыв о работе!


GVG #11 | 11.08.2014 | 23:22 | 0

Актуальная тема классного часа. Содержательная информация. Интересная форма проведения мероприятия. Все замечательно! Спасибо, Наталия Ивановна, за полезный ресурс.


Галина Васильевна, спасибо за интерес к моей работе, очень рада, что Вам понравилась!


Уважаемая Наталия Николаевна! Очень нужная и интересная работа. Спасибо большое!


Татьяна Григорьевна, мне приятно, что Вам понравилась работа!


Доступно, интересно, с практическими заданиями вы объясняете как относиться к деньгам. По содержанию все соответствует  теме и возрасту учащихся. Прекрасно оформлена игровая часть. Спасибо!


Нина Максимовна, очень рада, что моя работа Вам понравилась, спасибо за позитивный отзыв!


Klari #16 | 17.08.2014 | 14:42 | 0

Качественный ресурс, как раз соответствует возрасту «моих» учеников. Включаю в свой план воспитательной работы! Спасибо, Наталия Николаевна!


Лариса Николаевна, спасибо за интерес к моей работе и добрые слова!


Спасибо, Наталия Ивановна, за интересный и полезный материал!


Елена Анатольевна,большое спасибо!


Наталия Ивановна, спасибо за актуальную тему для классного часа!


Светлана Николаевна, мне приятно, что работа востребована!


Linda #23 | 08.09.2014 | 20:39 | 0

Наталия Ивановна! Большое спасибо за интересную игру.


Лидия Петровна, спасибо за интерес к работе и добрые слова!


Е

Елена #25 | 09.02.2015 | 05:32 | 0

Большое спасибо за интересные материалы!


с

сергей #26 | 05.09.2015 | 23:10 | 0

ЗДОРОВО!!!!


К

Катерина #27 | 06.09.2015 | 09:11 | 0

Спасибо большое, завтра же проведу)


С

Светлана #28 | 07.09.2015 | 10:50 | 0

Большое спасибо за материал к классному часу


Наталия Ивановна, благодарю Вас за актуальный материал! Беру в свою копилку! Успехов Вам!


irinag #30 | 08.09.2015 | 15:15 | 0

Наталия Ивановна, спасибо огромное! Замечательный материал для проведения классного часа.


Наталья Ивановна! Большое спасибо. это мне пригодится в работе.


«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

Сорокопудова Елена Александровна

учитель начальных классов высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда»

Мастер-класс на тему:

«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих и конечно же меня. Я присматривалась к поведению и прислушивалась к разговорам моих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, я заметила, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Таким образом, необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Одной из удобных форм деятельности, на мой взгляд, является внеурочная. Школьники наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся выполнять различные социальные роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в социуме, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в жизненных ситуациях.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.

В 3-4 классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе. Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие у нас вся школа. Примером такого проекта является организация ярмарок на Масленицу. Такие социальные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том, что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих планов и идей. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. В классных коллективах обсуждается участие в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, сопровождающая мероприятие, уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между всеми учащимися. Происходит распределение социальных ролей. В выбранной роли учащиеся чувствуют себя уверенно и получают моральное удовлетворение.

Для реализации вопросов экономического воспитания я использую разнообразные упражнения, дидактические игры и задания. Начинать азбуку финансовой грамотности следует с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.

Так, для формирования понятий ресурсы предлагаю учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы».

hello_html_m13287a26.pnghello_html_4ddc6ce1.pnghello_html_m16eabdf9.pnghello_html_m69b5e1cd.pnghello_html_m6586b923.pnghello_html_m4bd913df.png

hello_html_394e6d5f.pnghello_html_m2da1dca3.png

— Какие ресурсы нужны, чтобы сделать стол и подушку?

— Проведи линию от нужного ресурса к предмету. Зеленым карандашом обведи природные ресурсы, синим – инструменты, красным – изображения работающих людей. Как называется этот ресурс?

Учащиеся делают вывод. Ресурсы – это запасы, источники чего либо.

Следующее упражнение направлено на умение устанавливать взаимосвязь между потребностями и ресурсами.

Предлагаю учащимся рассмотреть таблицу и рассуждать так: для того, чтобы изготовить варенье, нужен сахар. Чтобы получить сахар, нужно вырастить сахарную свеклу, а для этого нужны такие ресурсы…

Далее предлагаю заполнить пустые клетки и соединить чертой ресурсы и продукты.

Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Расходы делятся на три большие группы: обязательные, желательные и сбережения. Обязательные расходы это покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт. Желательные расходы – покупка лакомств и игрушек, посещение кинотеатров, клубов, приобретение бижутерии. Откладываются, сберегаются средства, чтобы в будущем сделать большую покупку, иметь деньги на отдых или учебу.

  1. Предлагаю учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в твоей семье за последнюю неделю. Занеси их в нужный столбик. Подумай, если бы у тебя были сбережения, на что бы ты их потратил?

  1. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок. После чтения можно предложить таблицу, которая позволит наглядно убедиться в возможности экономной траты средств и ресурсов.

  1. Устно народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. Предлагаю учащимся пословицы. Первую часть пословицы в одной колонке, вторую часть – в другой. Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?

Труд человека кормит, а трудами.

Мал золотник, лучше большого безделья.

Готовь сани летом, один отрежь.

Не сиди сложа руки, тем больше дров.

Назвался груздем, пригодиться напиться.

Маленькое дело, да дорог.

Семь раз отмерь, полезай в кузов.

Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.

Чем дальше в лес, а лень портит.

Не плюй в колодец, а телегу зимой.

Вода – важный ресурс человечества, без которого немыслима жизнь на Земле. Увы, загрязнение воды приносит необратимые последствия. Дефицит воды уже достаточно ощутим. Важно уже с начальных классов формировать у учащихся стремление беречь и экономить воду. Для этого можно использовать разнообразные математические задачи.

«Один человек в день расходует примерно 500 литров воды

В нашем городе примерно 700 тысяч человек. Сколько литров воды расходуется в городе за сутки?»

«Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 литров воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрученными четыре крана. Сколько литров воды было растрачено в течение двух выходных дней?»

«Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что 2 литра воды могут загрязнить такое количество воды, которое помещается в 5 спортивных бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы вода, загрязненная 34 литрами масла?»

Решение данных задач способствует не только развитию вычислительных навыков, но и способствует умению экономить воду и беречь ее.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.