Способы постановки целей – Постановка целей и задач подчиненным. 3 способа постановки целей их плюсы и минусы

Содержание

Технология постановки целей

(Кларин М.В. Технология постановки цели. – М., 1989. – С.14-45)

Первые же выступления сторонников технологического подхода к обучению исходили из резкой критики традиционного учебного процесса. Предметом критики были цели, точнее, расплывчатость и неопределенность их постановки.

В самом деле, какие результаты хочет получить учитель (а в его лице школа)? Ответ на первый взгляд прост. Изучая тот или иной раздел курса, учитель обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили определенные знания и научились их применять. Но что значит «понять», «усвоить», «понимать», «применять»? Каким об­разом может учитель судить о том, достигнута ли поставленная им цель? Если есть надежный способ удостовериться в том, что цели достигнуты или же не достигнуты, то учитель может быть уверен в правильности своих методов, результативности своего труда или же получит достоверные данные о том, что его работа нуждается в поправках. Именно этот идеал четкой целевой направленности имели в виду сторонники технологии обучения, критикуя традиционную школу.

Однако никакая критика не в силах изменить то очевидное обстоятельство, что школа, а вместе с ней и учитель получает социальный заказ общества в достаточно общем виде. Даже цели, заложенные в предметных программах, выражаются не в однозначных для понимания формулировках. Здесь можно выстроить своеобразную лестницу уточнений целей: от общих требований общества — к задачам образовательной системы. От них — к задачам данного учебного заведения (школы) и, далее, к общим целям совокупности учебных программ и конкретного курса.

Следуя задачам этой книжки, мы остановимся на том уровне постановки целей, который соответствует учебному предмету, (курсу) и его тематическим разделам. Именно здесь технологический подход непосредственно применяется к конструированию учебного процесса. Именно на этом уровне учитель непосредственно работает с содержанием предмета и его разделов, уточняет учебные цели, проектирует и организует учебный процесс,

Способы постановки целей

Обратимся к типичным способам постановки целей, которые распространены в практике учителей и очень устойчивы и сходны в школах разных стран мира.

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить явление электромагнитной индук­ции», или «изучить теорему Виетта», или «изучить содержание таких-то глав». Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно — указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Однако содержится ли в таких формулировках целей что-либо конструктивное для построения учебного процесса? В частности, можно ли, исходя из такого рода формулировок, судить о достижении той или иной цели? Иначе говоря, является ли этот способ постановки цели инструментальным по отношению к учебному процессу? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.

2. Определение целей через деятельность учителя. Например: «ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания» или «продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте». Такой способ постановки цели— «от учителя» — сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели. Неинструментальный, нетехнологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития ученика. Например: «формировать умение анализировать наблюдаемые явления»; «развить умение выразительного чтения»; «формировать умение само­стоятельно анализировать условие и находить способ решения математической задачи»; «развить познава­тельную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач»; «формировать интерес»… В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели — на уровне школы, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.

Сторонники педагогической технологии полностью отрицают и этот способ постановки целей. В самом деле, возможно ли убедиться в достижении такого рода целей или хотя бы в продвижении к ним по результатам одного урока? В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально». Однако, с нашей точки зрения, такой способ не является принципиально неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться общими формулировками, а продвигаться по пути их уточнения. И здесь значительную помощь могут оказать те приемы уточнения целей, которые созданы в рамках педагогической технологии (о них будет говориться дальше).

Более того, как справедливо замечает советский ученый П. У. Крейтсберг, при таких способах определения целей работа учителя может превратиться в своего рода самоценный ритуал. Что же касается обращения к долгосрочным целям развития, то их достижение выходит за пределы повседневного учебного процесса. Поэтому, даже признавая их необходимость, нельзя отрицать известной неясности, неопределенности, неинструментальности.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «цель урока — решение задач на нахождение корней квадратного уравнения», или «выполнение упражнений на шведской стенке», пли «исследование клеточной структуры растения».

На первый взгляд такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент — ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности.

Трудно не согласиться со сторонниками педагогической технологии в том, что определение целей обучения через содержание предмета, процесс деятельности учителя или ученика не дает полного представления о предполагаемых результатах обучения через

результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт может надежно опознать.

Правда, эта плодотворная идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода?

Эти вопросы решаются двумя основными способами:

1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия), — такие системы получили название педагогических таксономии;

2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Целеполагание – прямой путь к достижению любых целей

Целеполагание – основа вашей жизни. И этот процесс затрагивает абсолютно все поставленные цели. Не важно, что это: изучение иностранного языка или борьба с фобиями, о которых рассказывается на https://lifemotivation.ru/. А может, вы решили построить дом. В любом случае для достижения успеха вам придется придерживаться ряда правил. Каких? И как целеполагание поможет получить желаемое?

Что такое целеполагание

image001

Неоспоримый факт – все люди живут по-разному. Но в глобальном смысле их модели поведения условно можно разделить на 2 группы: приспособленческая и целеориентированная. В первом случае люди плывут по течению, подстраиваются под обстоятельства, общественное мнение. Во втором ставят перед собой цели и уверенно идут в их направлении.

Люди из первой группы привыкли к тому, как они живут, не хотят ничего менять, даже если ситуация не устраивает. Они будут переживать, впадать в депрессию, но не покинут зону комфорта.

Жизнь целеустремленных людей прямо противоположна. Они не плывут по течению, а поворачивают его в нужную сторону. Их главные характеристики – успех, продвижение по карьерной лестнице, признание обществом.

При чем тут целеполагание, спросите вы? Целеполагание – это процесс постановки целей в жизни людей, относящихся ко второй группе. Человек ставит одну большую цель, разрабатывает план по ее достижению, разбивает его на несколько этапов. Также он рассматривает возможные проблемы и пути их решения.

Целеполагание – это упорная деятельность, которая в итоге приведет к желаемому результату. Человек корректирует все свои действия ради получения того, чего он хочет. Главное – поставить четкую, ясную цель. В этом состоит одна из главных ошибок. К примеру, можно запланировать построить дом. Желание хорошее, но размытое. Правильнее будет составить проект, определиться с местом, разработать дизайн, подсчитать расходы. И так в отношении абсолютно всех целей.

Процесс целеполагания

image003

Целеполагание подчиняется 10 принципам:

  1. Любая деятельность – это неосознанная потребность. Иногда необходимость в ней заложена изначально. Наглядный пример – дыхание или прием пищи. Это базовые потребности, без удовлетворения которых человек не сможет жить.
  2. Каждая цель имеет мотив. В его роли выступают осознанные потребности. В какой-то момент мотивы начинают соперничать между собой. В такие моменты человеку нужно выбрать один, самый главный. Или же выстроить их в порядке важности. Тот, что будет на первом месте, и называется целью.
  3. Цель появляется после того, как желание приобретает четкие очертания. Возможно, поначалу они не будут иметь ничего общего с реальностью.
  4. Для выбора цели человек использует внутренние механизмы прогнозирования.
  5. Спрогнозированный результат часто отличается от достигнутого.
  6. Целеполагание требует составления плана по достижению цели. Но здесь также сложно что-то предсказать со 100% точностью. Поэтому не удивляйтесь, если появятся трудности и препятствия.
  7. В процессе достижения целей могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Поэтому составить идеальный план невозможно.
  8. Четкие цели имеют большую мотивацию.
  9. Чем сильнее мотивация вначале, тем больше исказится субъективная вероятность цели позже. Многим кажется, что если сильно захотеть, можно достичь любой цели. Однако на самом деле это утверждение работает только для краткосрочных желаний. С долгосрочными ситуация обстоит гораздо сложнее. Процесс достижения может вызвать усталость и разочарование.
  10. Чем ближе цель, тем сильнее мотивация, тем больше усилий прикладывает человек. В психологии это явление называется градиентом цели.

Итак, целеполагание – комплексный процесс. Он начинается с превращения желаний в четко очерченные цели. А после начинается их реализация.

Взаимосвязь целей и целеполагания

Как связаны между собой цели целеполагание? Первое – это конечный результат. Второе – это совокупность действий, которые в итоге помогут получить желаемое.

Условно цели делятся на 3 вида:

  1. Оперативные. Это сиюминутные, обыденные желания, удовлетворение которых не требует тактики и стратегии.
  2. Тактические. Цели второго уровня. Реализуются путем достижения оперативных. Определяются ценностями и взглядами человека.
  3. Стратегические. Самые значимые цели в жизни. Показывают путь, по которому будет идти отдельный человек или группа лиц. Определяют направление любой деятельности. Достигаются, благодаря постепенной реализации оперативных и тактических целей.

Примечательно, что со временем ваши цели, как оперативные, так и стратегические, могут измениться. В психологии это явление называется пластичностью. Оно связано с пересмотром ценностей, сменой жизненных ориентиров и приоритетов, изменением обстоятельств. В какой-то момент вы, возможно, захотите скорректировать план действий или даже полностью изменить его.

Связь между целеполаганием и целями заключается в следующем: вы учитесь четко формулировать свои желания на основании ценностей и предпочтений. А после, найдя мотивацию и внутреннюю энергию, разрабатываете стратегию и уверенно идете вперед. Если что-то не получается, значит в процессе целеполагания есть ошибка. Возможно, вы поставили не ту цель, которая вам нужна на самом деле.

Планирование и целеполагание

image004

Эти 2 понятия дополняют друг друга. Постановка целей, независимо от их уровня, требует составления плана действий. Только в таком случае вы достигнете успеха. Но помните, что планирование условно. Вы не сможете защитить себя от непредвиденных обстоятельств.

Человек, освоивший навыки планирования, получает массу бонусов:

  1. Может концентрировать внимание на том, что по-настоящему важно.
  2. Точно знает, что нужно сделать для достижения тех или иных целей.
  3. Умеет избавляться от страхов, неуверенности, сомнений.
  4. Обладает достаточной мотивацией для движения.
  5. Понимает, какие решения помогут добиться желаемого.
  6. Эффективно пользуется ресурсами и умениями.
  7. Обретает уверенность в правильности действий.

Чтобы получить эти бонусы, нужно разобраться с оперативными целями. Только после удовлетворения физиологических и инстинктивных потребностей у вас появится время для планирования более глобальных задач. Вы сможете сосредоточиться на саморазвитии, продвижении по карьерной лестнице или достижении материальных благ.

Технологии целеполагания

Цель, в отличие от мечтаний, – не что-то абстрактное. Это вполне осуществимое желание. Достичь ее не так уж и сложно. На помощь придут особые технологии процесса целеполагания.

SMART

Расшифровка этого метода постановки целей выглядит так:

  1. Specific. Желание должно быть конкретным. Максимально точно описывать конечный результат.
  2. Результат должен быть осязаемым или измеримым. Вам нужно указать в плане действий, чего вы хотите. Напишите сумму, которую планируете заработать за определенный промежуток времени, выберите марку автомобиля, который хотите купить. Или же приведите пример для наглядности.
  3. Не ставьте нереальные цели. Они должны быть видимыми, достижимыми. В противном случае вы столкнетесь с депрессией.
  4. Важно, чтобы цель оставалась актуальной и на момент ее достижения.
  5. Time-bound. Давайте на достижение целей конкретные сроки.

Следуя этой технологии, вы сможете избежать разочарования. Ваши желания будут максимально реалистичными и достижимыми. А значит, вас в любом случае ждет успех.

Метод Брайана Трейси

По-другому называется упражнением Брайана Трейси. Возьмите чистый лист бумаги. Запишите на нем 10 целей так, будто вы их уже достигли. Каждый пункт начинайте со слова «Я». Также уточняйте дату. Например, напишите, что вы заработали свой первый миллион к 31 декабря 2020 года.

Такие записи станут своеобразным приказом для подсознания действовать в нужном направлении. Пересмотрите цели еще раз. Представьте, что у вас есть возможность достигнуть одну из них прямо сейчас. Что вы выберите? Какая из целей изменит вашу жизнь и поможет реализовать остальные желания?

Теперь вам нужно составить план действий. Не забудьте упомянуть возможные препятствия и непредвиденные обстоятельства. Выстройте действия в порядке важности. Приступайте к их выполнению.

Каждый день думайте о своей цели, визуализируйте ее. По словам Брайана Трейси, если что-то делать 7 дней в неделю, жизнь точно изменится. Так почему не начать уже сегодня?

Технология целеполагания Глеба Архангельского

Вышеописанные методы эффективны, когда цели уже определены. Но ведь бывает, цель еще н найдена, а условия для ее реализации меняются со скоростью звука. Как быть в такой ситуации?

  1. Чтобы поставить цель, нужно определиться с жизненными ценностями, рассмотреть, на какие сферы они оказывают влияние, выяснить характер этого влияния.
  2. Поставленная цель не должна противоречить ценностям и приоритетам.
  3. Процесс достижения целей делится на несколько уровней. Текущие задачи и потребности всегда сравниваются с ценностями.
  4. Каждой цели отводится определенный временной промежуток.
  5. Дела разделяются на жесткие и мягкие. Первые имеют привязку ко времени или дате. Вторые планируются с учетом внешних обстоятельств.

И еще одна важная деталь. Дела и задачи группируются на стратегические, оперативные, тактические. Каждому из них отводится ограниченный период времени.

5 ошибок при постановке целей

image006

Целеполагание, планирование, достижение целей – трудоемкие процессы. Если все сделано правильно, вы сможете добиться желаемого, испытать от этого удовлетворение. Но иногда человек старается, прикладывает массу усилий, но у него ничего не получается. Проблема в неправильной постановке целей. Выделяют 5 главных ошибок:

  1. Большее внимание уделяется оперативным и тактическим целям. Стратегические же отодвигаются на задний план. Но ведь именно он определяют направление движения.
  2. Цели сформулированы в негативном ключе. Наверное, самая распространенная ошибка. Человек уходит от проблемы, а не ищет способ ее разрешения. Представьте предприятие, сотрудники которого постоянно опаздывают. Одна из целей руководителя – снизить количество опозданий. Это неправильная формулировка. В идеале она должна выглядеть так: позаботиться о транспорте для доставки людей на работу.
  3. Цель обозначена неясно. Помните пример со строительством дома, о котором говорилось в начале? Вы должны максимально конкретизировать свои желания, определить время для их достижения, необходимые ресурсы.
  4. Вы поставили слишком много целей. Больше 24 часов в сутки у вас, к сожалению, не будет. Поэтому попытка сфокусироваться сразу на нескольких целях ни к чему хорошему не приведет. Вас ждет стресс, прокрастинация, депрессия. Поставьте перед собой, например, 3 цели. Уверенно двигайтесь в их направлении.
  5. Не проверяете процесс. Даже промежуточные цели требуют времени на их реализацию. Если вы не контролируете этот процесс, то скоро утратите мотивацию. Каждый день отмечайте даже маленькие успехи. Это даст вам заряд положительных эмоций, силы для дальнейшего движения.

Помните, вы – не камень. С течением времени ценности и приоритеты меняются. То же самое происходит и с целями. Не бойтесь корректировать или даже полностью менять их.

Заключение

Вам не нравится то, что происходит в вашей жизни, и вы жаждете изменений? Целеполагание поможет вам их получить. Конкретизируйте ваши желания, составьте план действий, учитывая риски и препятствия. А после смело идите вперед. Помните, только в таком случае вы сможете стать лучше, чем вчера и сегодня.

Способы постановки целей — Мегаобучалка

Обратимся к типичным способам постановки целей, которые распространены в практике учителей и очень устойчивы и сходны в школах разных стран мира.

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить явление электромагнитной индук­ции», или «изучить теорему Виетта», или «изучить содержание таких-то глав». Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно — указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Однако содержится ли в таких формулировках целей что-либо конструктивное для построения учебного процесса? В частности, можно ли, исходя из такого рода формулировок, судить о достижении той или иной цели? Иначе говоря, является ли этот способ постановки цели инструментальным по отношению к учебному процессу? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.

2. Определение целей через деятельность учителя.Например: «ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания» или «продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте». Такой способ постановки цели— «от учителя» — сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели. Неинструментальный, нетехнологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития ученика. Например: «формировать умение анализировать наблюдаемые явления»; «развить умение выразительного чтения»; «формировать умение само­стоятельно анализировать условие и находить способ решения математической задачи»; «развить познава­тельную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач»; «формировать интерес»… В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели — на уровне школы, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.



Сторонники педагогической технологии полностью отрицают и этот способ постановки целей. В самом деле, возможно ли убедиться в достижении такого рода целей или хотя бы в продвижении к ним по результатам одного урока? В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально». Однако, с нашей точки зрения, такой способ не является принципиально неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться общими формулировками, а продвигаться по пути их уточнения. И здесь значительную помощь могут оказать те приемы уточнения целей, которые созданы в рамках педагогической технологии (о них будет говориться дальше).

Более того, как справедливо замечает советский ученый П. У. Крейтсберг, при таких способах определения целей работа учителя может превратиться в своего рода самоценный ритуал. Что же касается обращения к долгосрочным целям развития, то их достижение выходит за пределы повседневного учебного процесса. Поэтому, даже признавая их необходимость, нельзя отрицать известной неясности, неопределенности, неинструментальности.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «цель урока — решение задач на нахождение корней квадратного уравнения», или «выполнение упражнений на шведской стенке», пли «исследование клеточной структуры растения».

На первый взгляд такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент — ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенныйсдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности.

Трудно не согласиться со сторонниками педагогической технологии в том, что определение целей обучения через содержание предмета, процесс деятельности учителя или ученика не дает полного представления о предполагаемых результатах обучения черезрезультаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт может надежно опознать.

Правда, эта плодотворная идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода?

Эти вопросы решаются двумя основными способами:

1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия), — такие системы получили название педагогических таксономии;

2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Целеполагание и планирование деятельности пошагово

Процесс управления любой системой предполагает целеполагание и планирование. Иными словами, постановку целей и принятие решений.

Основой планирования выступает целеполагание – это определение точных задач, и обеспечивающих движение в заданном векторе.

Целеполагание и планирование

Содержание статьи:

Планирование цели и целеполагание

Достижение целей тест

Стратегическое планирование — это ориентир этих задач на конкретный отрезок времени. Здесь можно выделить две стадии:

  • Определение цели
  • Распределение имеющихся ресурсов

Применение планирования позволяет установить четкие цели. И своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны. Также, это обеспечить контроль над ситуацией.

Что такое планирование цели? Из каких этапов оно состоит? Что такое план и каких типов он бывает? Какие есть методы планирования? Как планировать самореализацию? И какие есть результаты планирования?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности.

Целеполагание направлено на увеличение уровня жизненной энергии. Еще, это самый мощный мотивирующий фактор! Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

Главным средством для последовательного определения наиболее полезных целей и их достижения является планирование.

Планирование цели — это процесс анализа текущей деятельности. Формирования плана действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.

Процесс планирования цели состоит из следующих этапов:

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Нужно сделать наиболее полное, ясное, понятное описание желаемого состояния, требуемых ресурсов и результатов.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

На этом этапе, нужно определить все необходимые действия, которые гарантированно приведут к цели. И их последовательность – стратегию.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В плане обязательно нужно описать потребности. Ресурсы требуемые для успешного выполнения всех запланированных действий.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Чтобы контролировать процесс достижения цели и определить, приближение или отдаление цели. Нужно описать ее качественные и количественные показатели.

5. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты всех предыдущих этапов нужно материализовать – записать на внешнем носителе, бумаге, компьютере. Это позволяет видеть всю «карту» сверху, отмечать текущее состояние и быстро определять следующие шаги.

Планирование и план

Основное назначение планирования – это определение возможных действий для достижения цели. Прогнозирование последствий и их выполнение, а также выбор наилучшего пути к цели. Результатом планирования, является план действий.

План — это описание последовательности действий, условий их выполнения, требуемых ресурсов, правил их использования. И подцелей, реализация которых позволяет достичь поставленной цели.

Целеполагание и планирование, позволяет не только определить наилучший путь достижения цели. Но и значительно сэкономить ресурсы, например:

  • Время — установлено, что всего 10 минут в день на планирование. Экономит в среднем 2 часа при выполнении тех же дел;
  • Энергия — вы. будете выполняться только полезные дела;
  • Отношения — распределение дел между домочадцами или делегирование;
  • Финансы — можно наглядно распределить, доход и расход денег.

Таким образом, целеполагание и планирование, позволяет сделать процесс самореализации последовательным. А план, помогает определять оптимальные шаги для успешного и эффективного достижения жизненной цели.

Основные типы планов:

1. МИССИЯ

Абстрактно опишите главные результаты, которые нужно создать за свою жизнь.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Это наиболее сложные, важные и полезные цели для самореализации. На их достижение может тратиться большая часть ресурсов, а результаты непосредственно связаны с миссией жизни. Для таких планов очень сложно спрогнозировать сроки.

3. ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Является частью определенного стратегического плана и зависят от него. У таких планов, точно известен конечный результат. И можно установить примерный срок реализации.

4. ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ

Это цели, у которых известен и результат, и путь достижения. Результаты реализации этих планов дают ресурсы для тактических и стратегических целей. Для таких планов можно устанавливать достаточно точные сроки.

Методы целеполагания и планирования

Вопрос, почему мы часто не достигаем поставленных целей? Почему, мы вместо намеченного результата получаем что-то совершенно другое? Существующие методы целеполагание и планирование, рассматривают прежде всего, технику достижения цели.

Планирование по системе Франклина

Многие менеджеры и руководители западных компаний с успехом используют систему планирования. Создание которой приписывают Бенджамину Франклину. Те, кто применяют эту систему на практике, отмечают, что она помогает значительно повысить эффективность работы. За счёт более эффективного управления временем, и за счёт планирования самой работы.

В отличие от систем, строящихся на основе учета уже потраченного времени. Система Франклина «направлена вперёд» — она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, т.е. — на ещё более мелкие подзадачи.

Визуально, эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. А процесс её применения — как процесс строительства этой пирамиды:

Пирамида планирования ФранклинаПирамида планирования Франклина

КАК НА ПРАКТИКЕ ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС «СТРОИТЕЛЬСТВА ПИРАМИДЫ»?

1. Сначала, укладываем массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности (грубо говоря, то, чего он хочет от жизни).

Для одного — это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. У другого — благополучная семья, любящая жена и счастливые дети. Третий — хочет славы и высокого социального статуса. Четвертый — власти. Для пятого — познание.

Этап определения жизненных ценностей, является наиболее важным в построении пирамиды. Если на этом этапе будет допущена ошибка.

Например, человек выберет «познание» и «служение людям». Хотя на самом деле, для него важны в первую очередь «известность» и «высокий социальный статус». То, впоследствии его неизбежно постигнет разочарование.

Итак, первым делом, надо составить список жизненных ценностей. Причём, не надо бояться потратить на это слишком много времени, здесь важно хорошо подумать. Также, необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

2. Следующий этап — построение второго этажа пирамиды, опирающегося на первый. Исходя из составленного списка ценностей, человек должен решить, чего он хочет добиться.

Например, если кто-то считает, что для него наиболее важны «известность», «власть» и «высокий социальный статус». Он может решить, что он хочет стать президентом.

Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель, действительно отвечает всем жизненным ценностям из предыдущего этапа.

3. Третий этап пирамиды опирается на второй. Составляется генеральный план — что по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели?

Например, для того, чтобы стать президентом. Надо сперва, стать губернатором или мэром одного из городов. Иметь партийную и/или финансовую поддержку. Быть известным публике оратором.

Иметь незапятнанную репутацию. Быть солидным женатым человеком. Надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.

4. Четвёртый этаж пирамиды — долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план. С указанием конкретных целей и конкретных сроков. Весьма важно указать, достижению, какого именно пункта генерального плана, способствует достижение, данной цели.

Ещё более важно, указать конкретный срок. Например, если человек планирует стать президентом и знает, что для этого нужно иметь высшее образование. Он может включить в свой пятилетний план следующий пункт.

«До конца 20хх года закончить с отличием Гарвардский Университет по специальности ‘социология и политология’. Это, во-первых, даст мне требуемое высшее образование. И, во-вторых, я смогу завести знакомства с важными для меня людьми».

Итак, следует составить план на ближайшие 4-5 лет. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать в ближайшие годы для достижения целей, намеченных в генеральном плане?»

В плане, важно указать конкретные цели и конкретные сроки с точностью до нескольких месяцев. А также указать, какому пункту генерального плана отвечает достижение данной цели.

5. Пятый этаж — краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план. Глядя на долгосрочный план. Необходимо, спросить себя: «Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы. Чтобы достичь той или этой цели?»

Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: «Окончить Гарвардский Университет».

То в краткосрочный план войдут такие пункты. Как — «Подать документы в Гарвардский Университет», «Пройти курсы по подготовке к экзаменам» и т.п.

Следует составить план на срок от 2-3 недель до 2-3 месяцев. И, как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.

6. Наконец, шестой этаж пирамиды — это план на день. Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана. Малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи.

Например, задача «Подать документы в Гарвардский Университет» разбивается на такие подзадачи. Как — «Выяснить, какие документы и кому надо подать».

«Оформить необходимые документы». «Отослать документы» и «Убедиться, что документы получены». Каждую из задач, можно назначить на какой-то определённый день.

Обычно план на день, не составляется за день, до следующего дня. А складывается из списка различных дел. Которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель.

Зачастую в него, также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

Целеполагание и планирование деятельности

Жизнь современного человека такова, что приходится все время «крутиться». Поэтому, всегда много дел, которые надо сделать срочно. Как же с этим справиться?

Прежде всего, важно быть честным перед собой. Признать, что все равно на все дела времени не хватит. Но, скорее всего, вы можете достичь весьма неплохих результатов, хорошо выполняя только некоторую часть дел.

Поэтому, вам стоит научиться «сортировать» дела по степени необходимости их выполнения, расставлять приоритеты. Тогда, вы сможете выбирать, какие именно дела стоит сделать за доступное вам время.

Матрица Эйзенхауэра в планировании

Предложенное Дуайтом Эйзенхауэром правило, является простым вспомогательным средством. Особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение.

Согласно этому правилу, приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на ваш бизнес/работу. Срочность — тем, насколько быстро надо выполнить это дело.

В зависимости от срочности и важности, Эйзенхауэр предложил 4 категории приоритетности дел:

матрица эйзенхауэраМатрица Эйзенхауэра

КАК РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОСТУПАТЬ С ДЕЛАМИ РАЗНЫХ ТИПОВ?

1. Срочные/важные дела. Это такие дела, что если, несвоевременное выполнение приведет к значительному ущербу для вашего бизнеса. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

2. Менее срочные/важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Сложности здесь возникают тогда, когда эти задачи рано или поздно превращаются в срочные.

И должны быть лично вами разрешены в кратчайшие сроки. Поэтому перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам или делегировать.

3. Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под “тиранию” спешности. И в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная.

Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована. Поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.

4. Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами.

Если, вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории. То вам не следует жаловаться на перегрузку работой. Даже ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы.

Технологии целеполагания и планирования

Целеполагание и планирование, лучше использовать проверенные технологии. Несмотря на очевидные преимущество SMART-технологии, она эффективно только в том случае.

Когда известны начальные условия постановки цели и есть осознанное понимание желаемого образа.

Технология SMART

Само слово «smart» в переводе с английского означает «умный». Но применительно к данной методике, оно представляет собой аббревиатуру. В которой каждая буква, является обозначением одного из критериев постановки целей.

S — SPECIFIC — конкретная

Цель должна быть, в первую очередь, конкретной, она должна быть ясной и четко сформулированной.

M — MEASURABLE — измеримая

В том случае, если у цели нет параметров, которые можно измерить. То будет очень не просто определить, достигнута ли она. Другими словами, важно решить, что может быть мерилом достижения вашей цели.

A — ACHIEVABLE — достижимая

То есть, вы должны иметь какие-то свои ресурсы, способности, чтобы достичь своей цели.

R — REALISTIC — реалистичная

Достижение вашей цели должно быть реально. Необходимо объективно оценивать все имеющиеся для этого ресурсы. Если вы понимаете, что достижение вашей цели не совсем реально. То такую цель лучше перед собой не ставить или попытаться разбить ее на подцели.

T — TIMED (TIME RELATED) — определенная во времени

В том случае, когда нет конкретных сроков — нет и конкретной цели. Соответственно, неясен будет и результат.

Целеполагание и планирование: анализ и контроль

Целеполагание и планирование, всегда используют успешные люди. Для личностного и профессионального развития. Чтобы система управления, нормально функционировала, она должна состоять из замкнутого цикла управления. И включать в себя следующие элементы:

  • Постановку целей
  • Планирование действий и назначение ответственных за их исполнение
  • Исполнения намеченных действий
  • Контроля за результатом
  • Анализа полученных результатов
  • Формирование управленческого воздействия
  • Корректировка планов (целей)

Если данный цикл управления не налажен. Тогда, можно констатировать тот факт, что полноценного управления у вас нет. Для реализации замкнутого цикла управления своей деятельностью, необходимо организовать вышеприведенную цепочку управления.

Достижение целей тест


Поддержите нас — поделитесь этой статьей!

Методы постановки целей

Мы уже писали о том как правильно ставить цели, а в этой статье приведём ещё две эффективных техники. Для эффективного целеполагания существуют адаптированные методики. «Колесо жизни» подходит для планирования личной жизни. «Дерево целей» лучше использовать для успехов в бизнесе. Подберите для себя комфортный принцип, и попытайтесь желания и мечты запечатлеть на бумаге.

 

  Чтобы создать идеальную жизнь и позиционировать себя по-новому, понадобиться много личного времени. Во избежание ментального хаоса мечты и желания разбиваются по категориям:

  • – карьера;
  • – отношения и семья;
  • – материальный достаток;
  • – образование, самосовершенствование;
  • – здоровье.

  Пункты в списке можно добавлять и убирать, а также корректировать в зависимости от важности. Теперь новую реальность следует представить до мельчайших деталей в каждом конкретном секторе. Цвет, запахи, ощущения, настроение переносятся на бумагу с подробной интерпретацией желаемых сюжетов. Важно, чтобы фантазии при визуализации вызывали эмоции, доставляли удовольствие и ощущения были комфортными. Работать с определенной сферой лучше в разные дни. В результате в каждой категории должно быть не меньше 20 пунктов с живописным описанием. В конце каждого листка прописываются 1-2 цели с пояснением, зачем это нужно и что измениться в жизни после осуществления мечты. Если их будет больше, возникнут сложности с визуализацией.

Иерархия целей

  На другом листе рисуется круг, который делится на сектора в зависимости от количества категорий. Разделы подписываются согласно выбранным темам. Их может быть и 5, и 10. Главное, чтобы были обозначены приоритетные сферы. Зона оси выделяется предупреждающим красным цветом. С противоположной стороны по окружности наносится синий, означающий высшие достижения.

  По вертикали ставятся цифры. Это – баллы, оценивающие положение дел в данной области. Например, здоровье – 8, карьера – 3. Поставленные точки по кругу замыкаются в контур и внутри закрашиваются. Получившееся кривое колесо сразу показывает, куда нужно перенаправить внимание. Выглядеть оно может примерно так:

Метод постановки целей Колесо жизни 

  Основное целеполагание должно касаться сфер, максимально приближенных к красной зоне. Из заранее прописанных мечт  в этих категориях формируется одна большая цель. Помните, что для реализации масштабных проектов Вселенная всегда отпускается соответствующее количество энергии, поэтому стесняться в желаниях не стоит.

  Колесо может рисоваться на одну из провальных сфер. При желании поправить здоровье, круг делиться на сектора с надписями по теме: энергетика, иммунитет, отсутствие болезней, образ жизни и другие. Если не устраивает внешний вид, детально расписываются новый образ, который бы хотели увидеть в отражении зеркала. Указывается размер одежды, вес, состояние кожи и дальше по схеме. Лучше нарисовать таблицу, где прописать стратегические цели, последовательность действий.

 

Техника «Дерево целей»

  Чтобы трансформировать мечты в реальность, любую из них следует детализировано обозначить. Схема также может составляться для каждой подцели. Дробление глобальной задачи или декомпозиция быстрее приблизит к ее осуществлению. Например, чтобы овладеть искусством макияжа, задача формулируется примерно так: купить обучающий курс, подобрать косметику по цветотипу кожи, освоить технику нанесения, выбрать оптимальный вариант, довести движения рук до автоматизма.

  Замечено, что пошаговая продуманность дает отличный результат. Главный принцип в формировании дерева – целостность редукции, где каждая задача имеет подзадачу, отвечающую за успех следующей, а реализация следующего этапа зиждется на освоении предыдущего. Логическое образование (разветвление) позволяет вовремя оценить эффективность структуры, давать оценку действиям. При необходимости определяются временные интервалы для каждого этапа. Но это уже инструмент для продвинутых.

Принципы постановки задач

  Важные нюансы, от которых зависит будущий успех:

  • 1. Задача выбирается по силам. Для начала лучше соизмерить потенциал и амбиции. Иначе намерение заберет всю энергию и опустошит душу.
  • 2. Произносится утвердительная формулировка в настоящем времени, частица «не» игнорируется. Вместо «не хочу болеть» должно прозвучать «хочу быть здоровым».
  • 3. Цель конкретизируется  через четкую визуализацию. Согласно идее требуется сформулировать ее так, чтобы материализованный результат можно было увидеть или потрогать.
  • 4. Обозначаются временные рамки. Нельзя написать «хочу увидеть результаты через год». Ставятся число, месяц, год.
  • 5. Соблюдается экологичность. На пути к цели хороши только методы, не доставляющие проблем другим.

  Задача формулируется корректно. Нельзя вовлекать в процесс других персонажей, перекладывать на них ответственность. Фраза «Я хочу, чтобы мой муж/жена перестал курить» неправильная.  Она ограничивает свободу выбора другого человека и воспринимается Вселенной как насилие над личностью. Для первого раза выбирайте цели скромные. Но если вам все легко дается, делайте большие ставки.

 

Post Views: 464