Синдром нищеты: Психология бедности — признаки и как от нее избавиться – Психология бедности (синдром): признаки, как избавиться от комплекса

Содержание

История болезни: синдром бедности — ПолонСил.ру — социальная сеть здоровья

Профессор Иллинойского университета Оскар Льюис (1914-1971) провел в 50-х годах ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые социально наследуются и способствуют постоянству бедности.

(Мерченко С. История болезни: синдром бедности. //Катрен стиль — №9 (101) – 2011 – с. 52-54)

Светлана Мерченко выясняет, как от него избавиться и нужно ли это вообще.

Симптомы и признаки

«Бедность не порок!» — внушали нам со школьных времен. Мало кто помнит содержание одноименной пьесы Александра Островского, зато сама мысль о том, что быть бедным не стыдно, глубоко вошла в наше сознание. А кто они – бедные? Какой порог означает попадание в эту категорию? И если это не порок, то, может быть синдром? Синдром бедности – термин социологический. Бедность, как явление, была всегда – во все времена, при всех формах правления и политических устройствах государства. Синдром бедности тесно связан с психологией бедности, явлением не только социальным, но и личным, ведь бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, это и передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

Эти пресловутые «нормы поведения» и «стиль жизни» настолько затягивают в свои железные тиски, что формируют у человека базовую внутреннюю уверенность в том, что бедность неизбежна. Это внушается с детства, причем сначала не напрямую, а как само собой разумеющееся. Взрослые говорят, а дети слушают разговоры о том, что всем «богачам» либо повезло, либо они воры. И чтобы ты ни делал, все равно останешься бедным. И поэтому зачем вообще что-либо делать? Проигрыш неизбежен, все равно как был нищим, так и останешься! У «них» там все схвачено, такого простого работягу в свои «богатые ряды» пускать не собирается. Поэтому, радуйся тому, что имеешь. Не ездили мы никогда по заграницам – и не надо, у нас на озере куда лучше! А в Турции этой, что нам делать? Вот какие страсти по телевизору показывают. Поэтому нам и тут хорошо – неплохо отдохнем с пивом и сосисками в нашем лесу! Примерно такие убеждения внушаются с самого малого возраста, если не с молоком матери. Убеждения невозможности, неизбежности и прочих невеселых «не».

Зачем делать больше?

Синдром бедности так и проявляется – как смирение с бедностью. Это нежелание и отсутствие веры в то, что можно как-то изменить свою личную ситуацию. А самое главное – это отсутствие каких-либо активных действий, выходящих за рамки того, что делают окружающие пассивные люди той же социальной группы. Постепенно человеку становится привычно и комфортно в образе бедного и нищего. Более того, видя расслоение общества, замечая людей обеспеченных, богатых и очень богатых, начинает формироваться установка, что они «должны» — просто так, потому что у них «много». Как они к этому «много» пришли и много ли на самом деле – уже другой вопрос, на котором внимание почему-то не заостряется.

Чтобы выйти на другой социально-бытовой уровень, человеку нужно бороться не только с экономическими причинами бедности, но и с ценностями и нормами, оправдывающими пассивность и иждивенчество. Нужно найти эти установки, осознать их и менять на другие. Совет давать всегда легче, чем действовать, но другого пути нет. Пока мы сами не разомкнем этот круг своих убеждений и предубеждений, не выпустим себя на новую «орбиту» существования, избавиться от бедности не удастся.

Один мой знакомый, хозяин небольшой фирмы, недоумевал, жаловался, а потом и возмущался, что труднее всего найти подходящего человека на небольшие должности кладовщика, разнорабочего и так далее. И возмущало его то, что за эти «копейки» люди ответственно работать не собираются. В их понимании, если платят мало, то можно работать плохо. А когда он предлагает возможность дополнительно заработать, то люди отказываются. На пиво хватает и ладно! Для частного предпринимателя, которого кормят не только голова, но и ноги, который готов использовать любой шанс, чтобы развивать свой бизнес, такая позиция была просто удивительна. А это и есть тот самый классический синдром бедности, с его установками и замкнутым кругом жалкого существования.

В копилку «на черный день»

В широком бытовом смысле мы под синдромом бедности можем понимать и простое несоответствие материальных доходов и образа жизни. Это когда «страшно» тратить деньги или пользоваться уже имеющимися материальными благами. Всем известна ситуация, когда у человека сервант полон фарфоровой посуды, а он пьет из чашки с отбитыми краями. Увы, психология бедности присуща многим нашим родителям. Лучшее оставлять на «черный день», не выкидывать годами старые вещи – вдруг пригодятся, не тратить накопления на улучшение уровня жизни, не пользоваться новыми возможностями современной жизни. Одна моя пожилая родственница недавно все-таки решилась расстаться с запасами вещей на чердаке и отнесла в социальное учреждение 25 белых рубашек с символами пионеров на рукаве. Что еще осталось лежать в чердачных запасах – остается только догадываться. А осталось еще много, я видела…

При этом совершенно необязательно, что у людей нет денег, многие люди с такой психологией весьма небедные люди. Иногда доходит до абсурда: три семьи живут в одной квартире (родители и их семейные дети), чтобы две свои квартиры сдавать. При этом всем тесно, неуютно, с вытекающими из этого конфликтами. Однако деньги, поступающие от аренды квартир, видимо, ими ценятся выше, чем комфортная личная жизнь.

Убеждения бедности

Понять, насколько лично вы подвержены синдрому бедности с сопутствующим ему конформизмом, неуверенностью и нежеланием изменить ситуацию к лучшему, поможет анализ следующих типичных убеждений. А приведенные примеры служат иллюстрацией того, как можно от них избавиться.

Убеждение 1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

На примере: Психология смирения и апатии, неуверенность в своих силах и отсутствие веры в лучшее заставляет многих принимать трудности за безысходность. Кто-то борется с ситуацией, а кто-то с ней мирится. Когда я познакомилась с Ириной, это была уверенная в себе бизнес-леди на «крутой» машине и мой строгий начальник. И только через несколько лет, когда отношения стали переходить в разряд дружеских, я узнала, что по первому образованию она музыкант, окончила консерваторию и играла в оркестре народных инструментов. Будущее казалось блестящим, если бы не перестройка, всеобщий развал и полный хаос. После периода полного безденежья, ночных подработок и других способов «выкрутиться», Ирина решила получить второе высшее образование, которое будет способно ее «прокормить». Оно никак не было связано с музыкой, которой было отдано все детство и юность, не приветствовалось в семье, но Ирина решила кардинально изменить свою нищую жизнь, потому что ей стало невыносимо ходить пешком, не имея порой денег даже на трамвай. У нее все получилось. И даже очень. Теперь, когда она приходит в гости к подругам по консерватории, то понимает, какой могла бы быть в социальном и бытовом плане ее жизнь, не решись она тогда на столь рискованный шаг.

Убеждение 2. Работа должна быть надежной и не очень трудной, чтобы хватало на жизнь

На примере: Руководствуясь этой стратегией, многие боятся совершать новые, неожиданные действия, а уповают на известные, хоть и неэффективные стратегии поведения. «Когда мне предложили после института идти работать дизайнером в частную типографию, мои родители были категорически против, — рассказывает Наталья. – Они убеждали меня пойти работать в школу учителем рисования. «На государственном предприятии есть стабильность, а твоя конторка может в любой момент развалиться», — переживали они. Сейчас, по истечении семи лет, когда я добилась в своей профессии мастерства и достойной оплаты труда, родители свое мнение изменили».

Убеждение 3. Судьба каждого предопределена – лучше смириться с ней и не суетиться напрасно.

На примере: «Рожденный ползать – летать не может!» — говорил классик, но совсем не в том смысле, что нужно довольствоваться тем, что имеешь. А те, кто запомнил из «Песни о соколе» лишь эту мысль, глубоко заблуждаются. История знает множество примеров того, как люди своим стремлением, верой, талантом, желанием и трудом, переходили строгие социальные, бытовые, имущественные границы и становились теми, кем мы их знаем. Михаил Ломоносов и Константин Жуков по рождению были крестьянскими детьми и должны были продолжать сложившийся задолго до них уклад жизни. А в историю вошли как первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения и великий полководец, маршал Советского Союза. Далеко не каждому удается занять столь почетное место в истории, но изменить свою личную жизнь, сдвинуть ее с мертвой точки нищеты и бедности подвластно каждому заинтересованному в себе человеку.

Убеждение 4. Чем меньше ожидаешь от жизни, тем больше довольствуешься результатом.

На примере: Вероника очень хорошо знает эту установку. Ее мама, которая воспитывала дочь одна, часто любила повторять: «Не до жиру, быть бы живым». Веронике повезло, она вышла замуж за человека, который со временем стал относиться к категории «богатых». Она вышла из того социального круга, к которому привыкла с детства, но как ни странно, психология бедности осталась. Она не столько боится тратить деньги, сколько не умеет получать удовольствия от жизни. Она это чувствует, ее это смущает, стесняет, ограничивает, это и послужило причиной обращения к психологу. Она все время живет с ощущением, что не заслуживает этих материальных благ. Не может позволить себе пользоваться услугами домработницы, хотя убирать такой большой дом тяжело, покупать дорогие наряды – она все время будто оправдывается за свалившееся на нее благосостояние. Мужа эта ситуация не радует, так как Вероника и его пытается ограничивать и не верит в успех его бизнеса — ей кажется, что все это временное явление. Одна из причин этого – воспитание, при котором Веронике запрещалось хотеть, мечтать, а нужно было довольствоваться малым и не просить большего.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Убеждение 5. Деньги сами по себе счастья не приносят, поэтому не стоит о них думать, учиться их зарабатывать и приумножать.

На примере: Презирать деньги достаточно легко, особенно не умея их зарабатывать. Быть богатым – не самоцель, богатый человек и достойный человек – это не понятия-синонимы. Однако деньги всегда были эквивалентом энергии, которую можно вложить в жизнь, удовольствие, творчество, свою самореализацию. А отсутствие денег – это зачастую отсутствие сил, энергии и возможностей. Это знают многие, но вот учиться грамотно распоряжаться деньгами, удерживать их и приумножать способны далеко не все. Парадоксально, но люди, которые получали большие деньги вследствие выигрыша в лотерею, со временем разорялись и возвращались к своему «добогатому» образу жизни. Один из самых ярких примеров в России – история супругов Мухаметзяновых из Уфы. В 2001 году безработная Надежда, жившая с мужем и двумя детьми, выиграла в лотерею $1 млн. Супруги и до выигрыша выпивали, а после выигрыша поводов к вечному празднику стало больше. Только компания желающих отдохнуть за чужой счет резко увеличилась. Финал истории грустный: спустя пять лет Надежда Мухаметзянова умерла в полной нищете. Далеко не все так бездарно тратят деньги, но мало кому из «неожиданных богачей» удавалось удержать или приумножить свое состояние. В порядке исключения: в 2009 году – житель глухого российского села Сапрычка Евгений Сидоров выиграл более $1 млн и вложил их в свое же село: купил местной школе спортинвентарь, сделал ремонт в храме, засыпал щебнем 3 км дорог, заменил водопроводную колонку, очистил пруды. Себе купил разве что внедорожник NissanNavara.

Резюме

Главная проблема людей с синдромом бедности – нежелание предпринять активные действия, чтобы выбраться из нищеты. Они не верят, что у них получится, и приспосабливаются к тому, что имеют. Они одновременно живут в параллельных мирах: в мире грез и в мире жестокой реальности. О деньгах они предпочитают только мечтать, фантазировать, что их станет много, как по мановению волшебной палочки, но зарабатывать, рисковать, учиться – не желают. Кто они, люди с синдромом бедности? Может это не «они», а мы? Так что же предпочитаем мы? Жаловаться на судьбу-злодейку или действовать? Каждый ответит сам.

как перешагнуть через него и обрести высокий достаток

Тяжелые жизненные условия, постоянная нехватка денег, подкрепляемая аналогичными примерами в ближайшем окружении, накладывают свой отпечаток на наше поведение и порождают синдром бедности, когда полунищенское существование уже не считается негативным, становится обыденным, и исправлять его никто не спешит. Так живут поколениями, передавая это смирение с бедностью своим детям, внукам. Естественно, такой ход событий нужно прерывать, особенно если и ваша семья попала под влияние этого «недуга».

Задаться реальными целями

Однажды утром нужно встать с ощущением перемен, что пора все изменить, и начать эти изменения: в себе, в муже, в окружении. Решите, что вы и ваши дети достойны жить хорошо — кушать полезную пищу, одеваться в качественную одежду, жить в хорошем доме. И на меньшее вы не согласны! Железно уясните это сами и «вбейте» в голову супругу, иначе все дальнейшие старания напрасны.

В этом вся суть — перестать мириться с нищетой. Ее нужно вычистить из вашей жизни, а значит, и жизни детей. Разрешите себе жить богато, не просто мечтайте когда-нибудь разбогатеть, а сделайте это сейчас. Да, придется изменить неповоротливый уклад жизни, но ведь ради своего же блага!

Четко уясните, как вы хотите жить и что иметь. Уже это будет определять вашу дальнейшую жизнь: думая о своих целях, вы будете придумывать способы их достижения, способы заработка.

pic

Научиться не смотреть вокруг

Отключите телевизор, ограничьте свой интернет-серфинг по бесполезным сайтам. Наполняйте себя лишь вдохновляющей и развивающей вас информацией. Той, которая позволит вам лучше осознать свои жизненные цели и научит вас реализовывать их. Перестаньте смотреть сериалы о жизни бедных несчастных барышень, смотрите бизнес-канал; не сидите на форумах, где плачутся о своих проблемах, смотрите обучающие семинары.

И никогда не сравнивайте себя с окружающими: бедными, чтобы успокоить свою душу, что «мы не одни такие нищие», или богатыми, чтобы лишь потешить себя завистью. Живите лишь собой и постепенно меняйте свою жизнь к лучшему. Используйте свои внутренние ориентиры на пути к вашим целям, не меряйтесь успехами или неудачами.

Просто не смотрите по сторонам, а живите своей жизнью! Радуйтесь своим успехам, извлекайте пользу из своих неудач, а остальные пусть будут лишь декорациями.

Развивать себя как ресурс и продавать его

Подумайте, что вы умеете делать, кроме как жаловаться на несправедливость жизни. Проверьте себя на «ресурсность», подумайте, что вы можете предложить миру в обмен на деньги. Это, кстати, тоже ресурс, но более универсальный. Вам уже достаточно лет, чтобы уже обладать чем-то полезным: умением вязать или вкусно готовить, знанием нескольких иностранных языков, высшим образованием по философии и так далее. Найдите в себе что-то, что можете предложить и получить денежное вознаграждение. Именно это умение и развивайте в себе, прокачивайте его, вкладывайте в себя, чтобы стать абсолютным профессионалом в своем деле.

Подсчитайте минимальную сумму, которая вам нужна в месяц, и не соглашайтесь на меньший заработок — это непреклонное правило! Если вы еще не заслуживаете такого заработка, то подучитесь, станьте более опытным в своей профессии, чтобы получать его без возражений. И объясните это своему супругу, ведь благополучие семьи лежит и на его плечах.

Не стесняйтесь продавать свои умения. Напишите достойное резюме, продвигайте, рекламируйте себя в своих профессиональных кругах, делайте себе имидж и подкрепляйте его своими навыками. Без такого самопиара вас не будут принимать за специалиста, а значит, и не предложат достойный гонорар.

pic

Научиться мыслить критериями денег

Ваше благополучие напрямую зависит от денег — можно быть счастливой и в лачуге, но в теплом доме уютнее и сытнее. Поэтому научитесь мыслить критериями денег. Не заменять ими все, а только при необходимости запускать этот полезнейший образ мышления.

Поймите, что все вокруг — это деньги, даже ваше хорошее настроение. Наверняка, чтобы оно было таким, вам нужно проснуться в хорошей постели, принять душ и скушать несколько фруктов на завтрак, и при этом рядом должен быть надежный мужчина и здоровые дети. И все это стоит денег.

За все нужно платить, и за бесплатное тоже. «Халявность» скрывает под собой либо бесполезность, либо плохое качество, либо желание вас использовать. Поэтому постепенно приучайтесь по-хорошему вешать ярлыки на все в вашей жизни и по ним определяйте, готовы ли вы на это пойти и столько потратить. Например, будущее благополучие ваших детей: будете ли вы тратиться на качественное обучение или отдадите в обычную школу и ВУЗ, и какую прибыль вы получите от обоих вариантов. Не придется ли вам потом содержать недоученных детей?

Не бояться ошибаться и действовать быстро

Чтобы достичь успеха, придется совершить немало ошибок, они обязательны, но на них учатся. Поэтому начните спокойно относится к ним, но быстро извлекать нужный урок и сразу же применять его в деле. Так вы достигнете большего, нежели будете горевать о своих неудачах.

Оперативность должна быть во всем: в мыслях, в решениях, в действиях. Если захотели перейти на более оплачиваемую работу, так начните двигаться в этом направлении, а не делиться планами с подругами и родственниками, спрашивая их советы. Пока намерение еще «теплое», пользуйтесь им — ищите подходящую вакансию, организовывайте собеседование и доказывайте выгоду от ваших умений. Иначе так и будете ждать хорошей жизни все оставшиеся годы.

pic

Если чувствуете, что достойны большего, то поверьте этому чувству и начинайте получать желаемое. Не миритесь с «горькой правдой» от соседки или бабушки: «Никогда богато не жили и сейчас не будем». Переломите это в себе и разрешите себе жить так, как желает ваша душа. Удачи вам в этом, и не забывайте нажимать на кнопки  и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

16.04.2018 02:05

Синдром бедности – Мамочки BY

Как ты думаешь, почему рядом с нищетой всегда грязь?

В детстве дома у одноклассницы мы часто прыгали на диване, пока не видели взрослые. Нас очень радовали пружины, местами совсем близко подходившие к поверхности; приводила в восторг пыль, которая клубами летела из дивана от наших прыжков. Когда спустя двадцать лет я зашла к своей подруге детства, то в ужасе увидела в углу всё тот же диван, на котором мы когда-то прыгали. Он не сильно изменился, насколько я могла помнить, но теперь я была потрясена нищетой и убогостью обстановки. Я мысленно подсчитывала, сколько могла стоить покупка нового дивана, замена засаленных стульев, зеркала, разбитого и заклеенного обёрткой от шоколада. Пока мы говорили, в воображении я белила потолок и меняла обои. Мне хотелось вымыть окна, обсиженные мухами, повыкидывать палки и картонки, торчащие из-под дивана, битый цветочный горшок, обвязанный чулком. «А что, если плохо с деньгами?» – подумала я…
Но мозг сопротивлялся и предлагал мне купить хотя бы недорогой клейкой плёнки под цвет дерева и оклеить ею стол. Куда бы я ни посмотрела, мой взгляд натыкался на какую-нибудь поломку, грязь, пятна и мусор. Мозг вдруг сказал мне: «Как ты думаешь, почему рядом с нищетой всегда грязь?» Я вам теперь такой же вопрос задаю. Даже если заменить слово «всегда» на «практически всегда» или «частенько», то легче от этого не делается. Грязь – это проявление не безденежья, а менталитета. Вдумайтесь: грязь – это проявление соответствующего менталитета. А поскольку грязь и нищета – соседи, то и нищета – это своеобразный менталитет. Да, нищета находится в немытой голове.

В школе у меня была потрясающая учительница по литературе – Тамара Григорьевна, незаурядного ума, очень проницательная женщина. Она как-то обронила фразу, которую я запомнила на всю жизнь. Кто-то спросил её, что значит мещанство, и она ответила: «Мещанство означает пить из старой облезлой кружки, когда новая в серванте стоит». Так принято во многих русских домах: на чёрный день деньги отложены, на белый день чашка новая в серванте стоит, только белый день наступает редко, а чёрными заполняется вся жизнь. Кто живёт ожиданием будущего, для того оно никогда не наступает. И тогда я поняла это: стыдно быть нищим; стыдно быть грязным. Стыдно иметь в голове разруху, которая неизбежно отражается и на жилище, и на менталитете детей.

Знаю одну женщину, которая больше двадцати лет копила деньги, чтобы купить дачу. Она одна воспитывала двух дочерей. Девочки жили впроголодь, на одних кашах, и старшая из них рассказывала мне, как ей было стыдно выходить во двор в старых вельветовых брюках с залатанными коленями. Девочка росла, и с каждым годом волшебным образом росли её брюки. Сантиметр за сантиметром разворачивалась подвёрнутая снизу ткань. Она была не такой вылинявшей, как вся остальная штанина, и это выдавало нищенские хитрости. Видимо, отсюда пошло выражение: «Голь на выдумки хитра». Не стоит рассказывать, что система в государстве не позволяет достаточно зарабатывать. Я не систему ругаю, а гниль в мозгах.

На одни и те же деньги можно выглядеть достойно или нищенски. Когда мать, наконец, купила дачу, обе подросшие дочери не имели к этой даче ни малейшего интереса, но бесконечно упрекали мать в том, что она не научила их, что значит быть женщиной. У девчонок сформировался комплекс золушки. Они, привыкшие видеть протёртые кресла и старую посуду, облезлые полотенца и пальто семилетней давности, впоследствии, став взрослыми, боялись тратить на себя деньги. Всякий раз, когда они что-то покупали, у них портилось настроение: они словно чувствовали себя недостойными новых хороших вещей. Это, друзья мои, называется двумя словами: генетическая нищета. Она уже в сознании, в клетках, в крови, в костях.

Дети, которые видят облезлые углы, подсознательно программируются на нищету. Уже в подростковом возрасте они начинают осознавать её тяжесть. Ещё Антон Павлович Чехов отмечал, что облезлые стены и грязные коридоры дурно влияют на способность студента к обучению. Грязь и нищета подавляют человека, привычный вид убогой обстановки программирует быть неудачником. Вы могли бы возразить мне, что ненависть к нищете стимулирует некоторых людей развиваться и зарабатывать деньги, но я вам отвечу, что куда большее количество людей ломается под непосильным бременем бедности. У слов «беда» и «бедность» один корень. Гоните прочь от себя беду. Гоните прочь бедность. Как же мне нравится фраза: «Богатство – это состояние ума». Так вот, нищета – это тоже состояние ума». (с)

Ученые: Бедность — это болезнь, которая передается по наследству

Нашего человека кризисом не напугаешь. Финансовые трудности испытывают абсолютно все люди без исключения. Но почему для одних это временное явление, а для других бедность — это диагноз на всю оставшуюся жизнь? Социологи выяснили, что нужда это своего рода заразная болезнь, которая может передаваться из поколения в поколение.

ФЕНОМЕН ПЛЮШКИНА

Бедность отнюдь не ограничивается низким уровнем доходов — это особый стиль жизни и принятия решений. К такому парадоксальному выводу пришла Елена Беглова, доцент Башкирского государственного университета в своем исследовании феномена бедности в России. Впрочем, примерно то же, но другими словами говорил еще Николай Гоголь, рассказывая историю Плюшкина. Если помните этот герой «Мертвых душ» вел совершенно нищенский образ жизни будучи состоятельным человеком. Беда была в том, что методы управления имением, которые Плюшкин оценивал, как экономные и бережливые, неминуемо вели его к разорению. От этой «бережливости» крепостные дохли, как мухи, и разбегались во все стороны.

Сторонники теории «культуры бедности» считают, что бедность это прежде всего система ценностей, основанная на отказе от реализации долгосрочных планов ради удовлетворения текущих потребностей.

Условно говоря, в кризис все стремятся сократить расходы. Но для одних, со временем, режим выживания становится образом жизни: если тощие годы длятся долго они привыкают к пассивности, которая помогает экономить средства. А другие, когда ситуация меняется к лучшему, готовы моментально перейти от энергосбережения к тактике завоевания мира. Проблема в том, что фанаты затягивания поясов передают свою систему ценностей (см. ПРОВЕРЬ СЕБЯ) потомству и это приводит к копированию бедности в следующих поколениях. Они тоже будут довольствоваться малым.

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Вы спросите, а как же знаменитые российские династии предпринимателей Рябушинских, Морозовых, Красильщиковых?.. Ведь их основателями были крепостные крестьяне — это же не помешало им перевернуть ход жизни и стать миллионерами!

Почему выходцы из одной социальной среды выбирают порой диаметрально противоположные жизненные стратегии объяснил американский психолог Мартин Селигман. В 1967 году он открыл феномен выученной беспомощности. Исследователь утверждал: неудачниками или успешными мы становимся в зависимости от разного жизненного опыта. Селигман провел поразительный эксперимент с собаками. Он оборудовал специальные вольеры, через которые время от времени пропускали не сильные, но чувствительные разряды электричества. Первая группа псов могла отключить источник болевых ощущений ткнув носом в специальную панель. Эти собаки могли контролировать ситуацию и были хозяевам своей жизни. Вторая группа хвостатых тоже получала удары тока, но никак не могла повлиять на происходящее — у них не было выключателя. Псы полностью зависели от действий барбосов из первой группы (их вольеры были связаны общей электрической цепью). Третья группа — контрольная, шоковой терапии вообще не подвергалась.

Через некоторое время все три группы собак по очереди были переведены в открытый вольер, из которого они в любой момент могли выпрыгнуть. Когда в новом убежище собак из первой и третьей группы снова стали беспокоить ударами тока они моментально убежали из опасной зоны. А бедолаги из второй группы сначала метались по вольеру, а затем ложились на пол и поскуливая терпели удары тока, которые с каждым разом становились все сильнее. Они привыкли к тому, что от них ничего не зависит и даже не делали попыток избавиться от мучений.

У людей этот механизм тоже прекрасно работает.

БЕДНОСТЬ — НЕ ПОРОК?

Теория выученной беспомощности хорошо объясняет почему таким болезненным оказался переход от социалистической системы к рынку для советских людей. Ведь большинство экономистов сходятся во мнении, что бедности в СССР образца 80-х годов по большому счету не было. Жили мы пусть и небогато, но основная масса людей оценивала свой социальный статус довольно высоко. А значит неоткуда взяться «привычке бедности»! Почему же далеко не все (мягко говоря) смогли воспользоваться возможностями, которые давала перестройка?

По мнению Марины Красильниковой, социолога «Левада-центра», в советском обществе человек находился в сильной зависимости от государства. Оно целиком и полностью брало на себя обеспечение таких ключевых потребностей, как жилье, образование, медицина и трудоустройство. Человеку оставалась только узкая зона личной ответственности — покупка продуктов и одежды и т.д. И мы, как те барбосы, привыкли, что от наших активных действий мало что зависит…

Однако исследования показывают, что менталитет россиян активно меняется.

Наталья Тихонова профессор Института социологии РАН на основании данных за 2003 и 2013 годы изучала, как трансформировалось отношение соотечественников к неимущим.

Она пришла к выводу, что представление о бедности, как о добродетели, которое было свойственно русской культуре, постепенно уходит в прошлое. За эти 10 лет в 1,5 раза сократилось число тех, кто сочувственно относится к обездоленным. При этом втрое выросло количество людей равнодушных к проблемам нуждающихся. Это объясняется тем, что люди теперь меньше находят оправданий для бедности. В начале нулевых это списывали на экономические трудности, задержку с выплатой зарплат. Сейчас все популярнее мнение, что бедные сами виноваты в своих проблемах.

И напротив, заметно изменилось в лучшую сторону отношение к состоятельным людям.

— Если у большинства пожилых людей нувориши это объект неприязни (31 %) или презрения (10%), то у молодого поколения они вызывают уважение (19%) и интерес (16%), — утверждает аналитик ВЦИОМ Степан Львов. — Так же не получил распространения тезис о том, что в обществе преобладает чувство зависти к состоятельным людям.

ВОПРОС — РЕБРОМ

Как разбогатеть в кризис?

Очевидно, приоритеты общества поменялись в сторону идеи обогащения. Но как тут войти в первую сотню «Форбс», когда на дворе кризис? Эксперты говорят: надо грамотно сокращать расходы. Можно смело экономить на одежде и продуктах. Если вы с сервелата перейдете на вареную курицу это только положительно скажется на здоровье. Но ни в коем случае нельзя сокращать вложения в человеческий капитал. Это прежде всего касается ваших детей. Не скупитесь тратиться на образование, спорт, походы в музеи, театры и другие виды «окультуривания» своего дитяти. Да и на свое профессиональное совершенствование найдите средства. Тогда, даже ужавшись по всем остальным позициям, вы сохраните шанс себе и ребенку эффектно стартануть, когда подвернется удобный момент. А он обязательно будет.

ТОП-10

Неимущие — патриоты, а толстосумы — жадины

Какими качествами наделяют россияне бедных и богатых

*По данным ВЦИОМ

** Надо было отметить не более 5 качеств, которые больше присущи той или иной категории.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Психологи выделили несколько признаков «субкультуры бедности». Если вы положительно ответили хотя бы на 4 из 5 утверждений, то вероятнее всего, попадаете в «группу риска».

— Вы считаете, что жизненный успех это возможность совершать дорогостоящие покупки и питаться деликатесами.

— Вы склонны видеть причины ваших неудач в стечении обстоятельств и происках других людей.

— Единственный способ улучшить создавшееся положение в том, чтобы заставить государство и общество заботится о вас.

— Вы сторонник силового решения проблем и поклонник идеи равенства.

— Вы по натуре фаталист, не верите, что ход событий можно изменить, поэтому не пытаетесь планировать свою жизнь.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

1917 год. Внучка декабриста слышит шум на улице и посылает прислугу узнать, в чем дело. Вскоре прислуга возвращается:

— Революция, барыня!

— О, революция! Мой дед мечтал о революции! И чего же они хотят?

— Они хотят, чтобы не было богатых.

— Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных.

Что это такое и как избавиться?

Однажды перед специалистами в области психологии и экономики возникла задача ответить на вопросы о том, сколько денег нужно для счастья, почему кто-то преуспевает, а кто-то нет, и, наконец, чем отличается психология богатого человека от бедного.

 

Профессор Иллинойского университета Оскар Льюис (1914-1971) провел в 50-х годах ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые социально наследуются и способствуют постоянству бедности.

СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ

«Бедность не порок!» — внушали нам со школьных времен. Мало кто помнит содержание одноименной пьесы Александра Островского, зато сама мысль о том, что быть бедным не стыдно, глубоко вошла в наше сознание. А кто они – бедные? Какой порог означает попадание в эту категорию? И если это не порок, то, может быть синдром? Синдром бедности – термин социологический.

Бедность, как явление, была всегда – во все времена, при всех формах правления и политических устройствах государства. Синдром бедности тесно связан с психологией бедности, явлением не только социальным, но и личным, ведь бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, это и передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

Эти пресловутые «нормы поведения» и «стиль жизни» настолько затягивают в свои железные тиски, что формируют у человека базовую внутреннюю уверенность в том, что бедность неизбежна. Это внушается с детства, причем сначала не напрямую, а как само собой разумеющееся. Взрослые говорят, а дети слушают разговоры о том, что всем «богачам» либо повезло, либо они воры. И чтобы ты ни делал, все равно останешься бедным. И поэтому зачем вообще что-либо делать?

Проигрыш неизбежен, все равно как был нищим, так и останешься! У «них» там все схвачено, такого простого работягу в свои «богатые ряды» пускать не собирается. Поэтому, радуйся тому, что имеешь. Не ездили мы никогда по заграницам – и не надо, у нас на озере куда лучше! А в Турции этой, что нам делать? Вот какие страсти по телевизору показывают. Поэтому нам и тут хорошо – неплохо отдохнем с пивом и сосисками в нашем лесу! Примерно такие убеждения внушаются с самого малого возраста, если не с молоком матери. Убеждения невозможности, неизбежности и прочих невеселых «не».

ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ?

Синдром бедности так и проявляется – как смирение с бедностью. Это нежелание и отсутствие веры в то, что можно как-то изменить свою личную ситуацию. А самое главное – это отсутствие каких-либо активных действий, выходящих за рамки того, что делают окружающие пассивные люди той же социальной группы. Постепенно человеку становится привычно и комфортно в образе бедного и нищего.

Более того, видя расслоение общества, замечая людей обеспеченных, богатых и очень богатых, начинает формироваться установка, что они «должны» — просто так, потому что у них «много». Как они к этому «много» пришли и много ли на самом деле – уже другой вопрос, на котором внимание почему-то не заостряется.

Чтобы выйти на другой социально-бытовой уровень, человеку нужно бороться не только с экономическими причинами бедности, но и с ценностями и нормами, оправдывающими пассивность и иждивенчество. Нужно найти эти установки, осознать их и менять на другие. Совет давать всегда легче, чем действовать, но другого пути нет. Пока мы сами не разомкнем этот круг своих убеждений и предубеждений, не выпустим себя на новую «орбиту» существования, избавиться от бедности не удастся.

Один мой знакомый, хозяин небольшой фирмы, недоумевал, жаловался, а потом и возмущался, что труднее всего найти подходящего человека на небольшие должности кладовщика, разнорабочего и так далее. И возмущало его то, что за эти «копейки» люди ответственно работать не собираются. В их понимании, если платят мало, то можно работать плохо.

А когда он предлагает возможность дополнительно заработать, то люди отказываются. На пиво хватает и ладно! Для частного предпринимателя, которого кормят не только голова, но и ноги, который готов использовать любой шанс, чтобы развивать свой бизнес, такая позиция была просто удивительна. А это и есть тот самый классический синдром бедности, с его установками и замкнутым кругом жалкого существования.


ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Одним ученым и исследователем было установлено, что люди с высоким доходом чаще склонны замечать связь между деньгами и достижениями, чем все остальные. С увеличением дохода роль денег в жизни человека сначала возрастает, а затем снижается. Такая вот занимательная психология. Деньги больше всего нужны тем, у кого средний уровень достатка. Также было отмечено, что с возрастанием дохода увеличивается склонность человека к утаиванию величины своего заработка.

Исследования показывают, что отношение человека к таким факторам, как власть, качество, престиж, тревога и недоверие, не зависит от количества денег. Другими словами, уровень счастья не имеет прямой связи с уровнем дохода. Есть гораздо более сильные источники счастья: досуг делает нас счастливее на 42%; семья – на 39%; работа (как способ реализовать свой потенциал) – на 38%; друзья – на 37%; отношения с противоположным полом – на 34%; и, наконец, здоровье – на 34%. Отношение к деньгам выражает неудовлетворенные потребности человека и определяет модель его поведения в сфере социальных и экономических отношений.

Отношение к деньгам отражает такие факторы:

  • Табуированность денег. На сегодняшний день разговоры об интимных отношениях менее запретны, чем о деньгах и уровне дохода собеседника. Вопросы об уровне заработка считаются дурным тоном.
  • Возраст и пол. Мужчины рациональнее, чем женщины, в плане траты денег. Когда нет возможности что-то купить, больше огорчения возникает именно у девушек. Чем старше человек, тем лучше он знает цену деньгам.
  • Личные особенности, в частности, самооценка. Чем она ниже, тем больше человек придает значения деньгам.

Отношение к материальным благам формируется под влиянием таких факторов:

  • Переживания раннего детства.
  • Межгрупповое соперничество.
  • Убеждения.
  • Родительское отношение к деньгам.

У каждого из нас есть определенный «финансовый коридор», и мы неосознанно стремимся находиться в нем. На бессознательном уровне человек видит и замечает только те обстоятельства и факты, которые соответствуют его личным убеждениям, игнорируя информацию, которая не соответствует его картине мира. Чтобы расширить свои возможности, нужно выйти из зоны комфорта, научиться признавать свои ошибки и постоянно пробовать что-то новое. Психология бедности отвергает развитие и очень сильно ограничивает человека, не позволяя ему раскрыть свой потенциал.

В КОПИЛКУ НА «ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ»

В широком бытовом смысле мы под синдромом бедности можем понимать и простое несоответствие материальных доходов и образа жизни. Это когда «страшно» тратить деньги или пользоваться уже имеющимися материальными благами. Всем известна ситуация, когда у человека сервант полон фарфоровой посуды, а он пьет из чашки с отбитыми краями. Увы, психология бедности присуща многим нашим родителям.

Лучшее оставлять на «черный день», не выкидывать годами старые вещи – вдруг пригодятся, не тратить накопления на улучшение уровня жизни, не пользоваться новыми возможностями современной жизни. Одна моя пожилая родственница недавно все-таки решилась расстаться с запасами вещей на чердаке и отнесла в социальное учреждение 25 белых рубашек с символами пионеров на рукаве. Что еще осталось лежать в чердачных запасах – остается только догадываться. А осталось еще много, я видела…

При этом совершенно необязательно, что у людей нет денег, многие люди с такой психологией весьма небедные люди. Иногда доходит до абсурда: три семьи живут в одной квартире (родители и их семейные дети), чтобы две свои квартиры сдавать. При этом всем тесно, неуютно, с вытекающими из этого конфликтами. Однако деньги, поступающие от аренды квартир, видимо, ими ценятся выше, чем комфортная личная жизнь.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Понять, насколько лично вы подвержены синдрому бедности с сопутствующим ему конформизмом, неуверенностью и нежеланием изменить ситуацию к лучшему, поможет анализ следующих типичных убеждений. А приведенные примеры служат иллюстрацией того, как можно от них избавиться.


Убеждение 1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

На примере: Психология смирения и апатии, неуверенность в своих силах и отсутствие веры в лучшее заставляет многих принимать трудности за безысходность. Кто-то борется с ситуацией, а кто-то с ней мирится. Когда я познакомилась с Ириной, это была уверенная в себе бизнес-леди на «крутой» машине и мой строгий начальник. И только через несколько лет, когда отношения стали переходить в разряд дружеских, я узнала, что по первому образованию она музыкант, окончила консерваторию и играла в оркестре народных инструментов.

Будущее казалось блестящим, если бы не перестройка, всеобщий развал и полный хаос. После периода полного безденежья, ночных подработок и других способов «выкрутиться», Ирина решила получить второе высшее образование, которое будет способно ее «прокормить».

Оно никак не было связано с музыкой, которой было отдано все детство и юность, не приветствовалось в семье, но Ирина решила кардинально изменить свою нищую жизнь, потому что ей стало невыносимо ходить пешком, не имея порой денег даже на трамвай. У нее все получилось. И даже очень. Теперь, когда она приходит в гости к подругам по консерватории, то понимает, какой могла бы быть в социальном и бытовом плане ее жизнь, не решись она тогда на столь рискованный шаг.


Убеждение 2. Работа должна быть надежной и не очень трудной, чтобы хватало на жизнь

На примере: Руководствуясь этой стратегией, многие боятся совершать новые, неожиданные действия, а уповают на известные, хоть и неэффективные стратегии поведения. «Когда мне предложили после института идти работать дизайнером в частную типографию, мои родители были категорически против, — рассказывает Наталья.

– Они убеждали меня пойти работать в школу учителем рисования. «На государственном предприятии есть стабильность, а твоя конторка может в любой момент развалиться», — переживали они. Сейчас, по истечении семи лет, когда я добилась в своей профессии мастерства и достойной оплаты труда, родители свое мнение изменили».


Убеждение 3. Судьба каждого предопределена – лучше смириться с ней и не суетиться напрасно.

На примере: «Рожденный ползать – летать не может!» — говорил классик, но совсем не в том смысле, что нужно довольствоваться тем, что имеешь. А те, кто запомнил из «Песни о соколе» лишь эту мысль, глубоко заблуждаются. История знает множество примеров того, как люди своим стремлением, верой, талантом, желанием и трудом, переходили строгие социальные, бытовые, имущественные границы и становились теми, кем мы их знаем. Михаил Ломоносов и Константин Жуков по рождению были крестьянскими детьми и должны были продолжать сложившийся задолго до них уклад жизни.

А в историю вошли как первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения и великий полководец, маршал Советского Союза. Далеко не каждому удается занять столь почетное место в истории, но изменить свою личную жизнь, сдвинуть ее с мертвой точки нищеты и бедности подвластно каждому заинтересованному в себе человеку.

Убеждение 4. Чем меньше ожидаешь от жизни, тем больше довольствуешься результатом.

На примере: Вероника очень хорошо знает эту установку. Ее мама, которая воспитывала дочь одна, часто любила повторять: «Не до жиру, быть бы живым». Веронике повезло, она вышла замуж за человека, который со временем стал относиться к категории «богатых». Она вышла из того социального круга, к которому привыкла с детства, но как ни странно, психология бедности осталась. Она не столько боится тратить деньги, сколько не умеет получать удовольствия от жизни.

Она это чувствует, ее это смущает, стесняет, ограничивает, это и послужило причиной обращения к психологу. Она все время живет с ощущением, что не заслуживает этих материальных благ. Не может позволить себе пользоваться услугами домработницы, хотя убирать такой большой дом тяжело, покупать дорогие наряды – она все время будто оправдывается за свалившееся на нее благосостояние.

Мужа эта ситуация не радует, так как Вероника и его пытается ограничивать и не верит в успех его бизнеса — ей кажется, что все это временное явление. Одна из причин этого – воспитание, при котором Веронике запрещалось хотеть, мечтать, а нужно было довольствоваться малым и не просить большего.


Убеждение 5. Деньги сами по себе счастья не приносят, поэтому не стоит о них думать, учиться их зарабатывать и приумножать.

На примере: Презирать деньги достаточно легко, особенно не умея их зарабатывать. Быть богатым – не самоцель, богатый человек и достойный человек – это не понятия-синонимы. Однако деньги всегда были эквивалентом энергии, которую можно вложить в жизнь, удовольствие, творчество, свою самореализацию. А отсутствие денег – это зачастую отсутствие сил, энергии и возможностей.

Это знают многие, но вот учиться грамотно распоряжаться деньгами, удерживать их и приумножать способны далеко не все. Парадоксально, но люди, которые получали большие деньги вследствие выигрыша в лотерею, со временем разорялись и возвращались к своему «добогатому» образу жизни. Один из самых ярких примеров в России – история супругов Мухаметзяновых из Уфы. В 2001 году безработная Надежда, жившая с мужем и двумя детьми, выиграла в лотерею $1 млн.

Супруги и до выигрыша выпивали, а после выигрыша поводов к вечному празднику стало больше. Только компания желающих отдохнуть за чужой счет резко увеличилась. Финал истории грустный: спустя пять лет Надежда Мухаметзянова умерла в полной нищете. Далеко не все так бездарно тратят деньги, но мало кому из «неожиданных богачей» удавалось удержать или приумножить свое состояние.

В порядке исключения: в 2009 году – житель глухого российского села Сапрычка Евгений Сидоров выиграл более $1 млн и вложил их в свое же село: купил местной школе спортинвентарь, сделал ремонт в храме, засыпал щебнем 3 км дорог, заменил водопроводную колонку, очистил пруды. Себе купил разве что внедорожник NissanNavara.

ПСИХОЛОГИЯ БЕДНОСТИ: КАК ИЗБАВИТЬСЯ?

Судя по тому, что этому вопросу посвящена не одна книга, можно предположить, что у некоторых людей опыт по избавлению от психологии принципиальной бедности имеется, а значит, шанс зажить богато есть у каждого.

Автор книги Стива Сиболда «Как мыслят богатые люди» говорит, что секретом богатых является их особый тип мышления:

  • Они не тратят времени на пустые ожидания, предпочитая действовать для повышения своего благосостояния.
  • Они почти всё время строят планы на будущее, не вспоминая о прошлом.
  • Эгоизм в их представлении не порок, а достоинство.
  • Состоятельным людям свойственно увлекаться своим делом, которое обычно и становится для них источником богатства.
  • Одной из самых главных жизненных целей у таких людей является самосовершенствование. Они никогда не останавливаются на достигнутом, не предаются праздности, предпочитая учиться и постигать новые умения.
  • Богатые всегда ищут возможности приумножить капитал.

В изучении психологии бедности вышеуказанная книга является не единственным достойным учебником. Ещё одно произведение, с которым стоило бы ознакомиться любому современному человеку, — это труд американского писателя Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне».

Тем, кто хочет избавиться от нужды, можно также почитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Миллионер Кийосаки утверждает, что богатство — это не просто владение каким-то капиталом, а способ мышления.

Конечно же, каждый из авторов книг о бедности и богатстве раскрывает проблему со своей точки зрения. Однако есть моменты, которые для всех трудов о психологии ограниченного бюджета являются общими. Это подсказки, что нужно делать, чтобы избавиться от вечной нехватки денег и приобрести настоящее финансовое благополучие. Итак, психология бедности отступит, если вы будете следовать таким советам:

  1. Мечтайте. Обязательно желайте не просто улучшения своего финансового положения, а настоящего богатства, таких доходов, которые позволили бы вам осуществлять любой каприз.
  2. Не экономьте, чтобы скопить какую-то сумму для вожделенной покупки, а подумайте, как заработать на неё деньги.
  3. Любите себя, не бойтесь выглядеть эгоистом в глазах других.
  4. Цените свой труд и своё время. Не тратьте себя на деятельность, которая не принесёт серьёзного дохода.
  5. Развивайтесь и ищите себя в профессиональном плане. Психология бедности — это удел тех, кто занимается нелюбимым делом. Если же работа действительно нравится, человек может выполнять её лучше других, стать настоящим мастером своего дела, что позволит ему повышать стоимость своего труда и зарабатывать больше с каждым годом.
  6. Избавьтесь от привычки отказывать себе во всём.Позволяйте себе приобрести вещи, которые пока являются для вас роскошью.
  7. Не тратьте денег на дешёвые товары, пытаясь сэкономить: тот, кто пользуется такими вещами, понижает цену самому себе.
  8. Не бойтесь изменить свою жизнь и начать работать на самого себя: только тот, кто однажды рискнул, сумел приобрести настоящую финансовую независимость.
  9. Психология бедности – не болезнь, а способ мышления, который, как уже было сказано, базируется на множестве страхов. Поэтому очень важно от этих страхов избавиться. Не нужно бояться оказаться в затруднительном положении или показаться кому-то слишком назойливым.

Те, кто однажды перестал бояться потерять нелюбимую работу, уехать из нелюбимого города, рассориться с людьми, которые не понимали и не ценили его, хорошо знают, что вырваться из плена этих страхов нелегко. И только сила огромного желания способна привести испуганного человека к вершине, на которую психология бедности его не пускала много лет.

А найти эти силы внутри себя может обнаружить каждый. Действительно каждый, без каких-либо ограничений, потому что все люди созданы для счастья.


источник

История болезни: синдром бедности

Профессор Иллинойского университета Оскар Льюис (1914-1971) провел в 50-х годах ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые социально наследуются и способствуют постоянству бедности.

(Мерченко С. История болезни: синдром бедности. //Катрен стиль — №9 (101) – 2011 – с. 52-54)

Светлана Мерченко выясняет, как от него избавиться и нужно ли это вообще.

Симптомы и признаки

«Бедность не порок!» — внушали нам со школьных времен. Мало кто помнит содержание одноименной пьесы Александра Островского, зато сама мысль о том, что быть бедным не стыдно, глубоко вошла в наше сознание. А кто они – бедные? Какой порог означает попадание в эту категорию? И если это не порок, то, может быть синдром? Синдром бедности – термин социологический. Бедность, как явление, была всегда – во все времена, при всех формах правления и политических устройствах государства. Синдром бедности тесно связан с психологией бедности, явлением не только социальным, но и личным, ведь бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, это и передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

Эти пресловутые «нормы поведения» и «стиль жизни» настолько затягивают в свои железные тиски, что формируют у человека базовую внутреннюю уверенность в том, что бедность неизбежна. Это внушается с детства, причем сначала не напрямую, а как само собой разумеющееся. Взрослые говорят, а дети слушают разговоры о том, что всем «богачам» либо повезло, либо они воры. И чтобы ты ни делал, все равно останешься бедным. И поэтому зачем вообще что-либо делать? Проигрыш неизбежен, все равно как был нищим, так и останешься! У «них» там все схвачено, такого простого работягу в свои «богатые ряды» пускать не собирается. Поэтому, радуйся тому, что имеешь. Не ездили мы никогда по заграницам – и не надо, у нас на озере куда лучше! А в Турции этой, что нам делать? Вот какие страсти по телевизору показывают. Поэтому нам и тут хорошо – неплохо отдохнем с пивом и сосисками в нашем лесу! Примерно такие убеждения внушаются с самого малого возраста, если не с молоком матери. Убеждения невозможности, неизбежности и прочих невеселых «не».

Зачем делать больше?

Синдром бедности так и проявляется – как смирение с бедностью. Это нежелание и отсутствие веры в то, что можно как-то изменить свою личную ситуацию. А самое главное – это отсутствие каких-либо активных действий, выходящих за рамки того, что делают окружающие пассивные люди той же социальной группы. Постепенно человеку становится привычно и комфортно в образе бедного и нищего. Более того, видя расслоение общества, замечая людей обеспеченных, богатых и очень богатых, начинает формироваться установка, что они «должны» — просто так, потому что у них «много». Как они к этому «много» пришли и много ли на самом деле – уже другой вопрос, на котором внимание почему-то не заостряется.

Чтобы выйти на другой социально-бытовой уровень, человеку нужно бороться не только с экономическими причинами бедности, но и с ценностями и нормами, оправдывающими пассивность и иждивенчество. Нужно найти эти установки, осознать их и менять на другие. Совет давать всегда легче, чем действовать, но другого пути нет. Пока мы сами не разомкнем этот круг своих убеждений и предубеждений, не выпустим себя на новую «орбиту» существования, избавиться от бедности не удастся.

Один мой знакомый, хозяин небольшой фирмы, недоумевал, жаловался, а потом и возмущался, что труднее всего найти подходящего человека на небольшие должности кладовщика, разнорабочего и так далее. И возмущало его то, что за эти «копейки» люди ответственно работать не собираются. В их понимании, если платят мало, то можно работать плохо. А когда он предлагает возможность дополнительно заработать, то люди отказываются. На пиво хватает и ладно! Для частного предпринимателя, которого кормят не только голова, но и ноги, который готов использовать любой шанс, чтобы развивать свой бизнес, такая позиция была просто удивительна. А это и есть тот самый классический синдром бедности, с его установками и замкнутым кругом жалкого существования.

В копилку «на черный день»

В широком бытовом смысле мы под синдромом бедности можем понимать и простое несоответствие материальных доходов и образа жизни. Это когда «страшно» тратить деньги или пользоваться уже имеющимися материальными благами. Всем известна ситуация, когда у человека сервант полон фарфоровой посуды, а он пьет из чашки с отбитыми краями. Увы, психология бедности присуща многим нашим родителям. Лучшее оставлять на «черный день», не выкидывать годами старые вещи – вдруг пригодятся, не тратить накопления на улучшение уровня жизни, не пользоваться новыми возможностями современной жизни. Одна моя пожилая родственница недавно все-таки решилась расстаться с запасами вещей на чердаке и отнесла в социальное учреждение 25 белых рубашек с символами пионеров на рукаве. Что еще осталось лежать в чердачных запасах – остается только догадываться. А осталось еще много, я видела…

При этом совершенно необязательно, что у людей нет денег, многие люди с такой психологией весьма небедные люди. Иногда доходит до абсурда: три семьи живут в одной квартире (родители и их семейные дети), чтобы две свои квартиры сдавать. При этом всем тесно, неуютно, с вытекающими из этого конфликтами. Однако деньги, поступающие от аренды квартир, видимо, ими ценятся выше, чем комфортная личная жизнь.

Убеждения бедности

Понять, насколько лично вы подвержены синдрому бедности с сопутствующим ему конформизмом, неуверенностью и нежеланием изменить ситуацию к лучшему, поможет анализ следующих типичных убеждений. А приведенные примеры служат иллюстрацией того, как можно от них избавиться.

Убеждение 1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

На примере: Психология смирения и апатии, неуверенность в своих силах и отсутствие веры в лучшее заставляет многих принимать трудности за безысходность. Кто-то борется с ситуацией, а кто-то с ней мирится. Когда я познакомилась с Ириной, это была уверенная в себе бизнес-леди на «крутой» машине и мой строгий начальник. И только через несколько лет, когда отношения стали переходить в разряд дружеских, я узнала, что по первому образованию она музыкант, окончила консерваторию и играла в оркестре народных инструментов. Будущее казалось блестящим, если бы не перестройка, всеобщий развал и полный хаос. После периода полного безденежья, ночных подработок и других способов «выкрутиться», Ирина решила получить второе высшее образование, которое будет способно ее «прокормить». Оно никак не было связано с музыкой, которой было отдано все детство и юность, не приветствовалось в семье, но Ирина решила кардинально изменить свою нищую жизнь, потому что ей стало невыносимо ходить пешком, не имея порой денег даже на трамвай. У нее все получилось. И даже очень. Теперь, когда она приходит в гости к подругам по консерватории, то понимает, какой могла бы быть в социальном и бытовом плане ее жизнь, не решись она тогда на столь рискованный шаг.

Убеждение 2. Работа должна быть надежной и не очень трудной, чтобы хватало на жизнь

На примере: Руководствуясь этой стратегией, многие боятся совершать новые, неожиданные действия, а уповают на известные, хоть и неэффективные стратегии поведения. «Когда мне предложили после института идти работать дизайнером в частную типографию, мои родители были категорически против, — рассказывает Наталья. – Они убеждали меня пойти работать в школу учителем рисования. «На государственном предприятии есть стабильность, а твоя конторка может в любой момент развалиться», — переживали они. Сейчас, по истечении семи лет, когда я добилась в своей профессии мастерства и достойной оплаты труда, родители свое мнение изменили».

Убеждение 3. Судьба каждого предопределена – лучше смириться с ней и не суетиться напрасно.

На примере: «Рожденный ползать – летать не может!» — говорил классик, но совсем не в том смысле, что нужно довольствоваться тем, что имеешь. А те, кто запомнил из «Песни о соколе» лишь эту мысль, глубоко заблуждаются. История знает множество примеров того, как люди своим стремлением, верой, талантом, желанием и трудом, переходили строгие социальные, бытовые, имущественные границы и становились теми, кем мы их знаем. Михаил Ломоносов и Константин Жуков по рождению были крестьянскими детьми и должны были продолжать сложившийся задолго до них уклад жизни. А в историю вошли как первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения и великий полководец, маршал Советского Союза. Далеко не каждому удается занять столь почетное место в истории, но изменить свою личную жизнь, сдвинуть ее с мертвой точки нищеты и бедности подвластно каждому заинтересованному в себе человеку.

Убеждение 4. Чем меньше ожидаешь от жизни, тем больше довольствуешься результатом.

На примере: Вероника очень хорошо знает эту установку. Ее мама, которая воспитывала дочь одна, часто любила повторять: «Не до жиру, быть бы живым». Веронике повезло, она вышла замуж за человека, который со временем стал относиться к категории «богатых». Она вышла из того социального круга, к которому привыкла с детства, но как ни странно, психология бедности осталась. Она не столько боится тратить деньги, сколько не умеет получать удовольствия от жизни. Она это чувствует, ее это смущает, стесняет, ограничивает, это и послужило причиной обращения к психологу. Она все время живет с ощущением, что не заслуживает этих материальных благ. Не может позволить себе пользоваться услугами домработницы, хотя убирать такой большой дом тяжело, покупать дорогие наряды – она все время будто оправдывается за свалившееся на нее благосостояние. Мужа эта ситуация не радует, так как Вероника и его пытается ограничивать и не верит в успех его бизнеса — ей кажется, что все это временное явление. Одна из причин этого – воспитание, при котором Веронике запрещалось хотеть, мечтать, а нужно было довольствоваться малым и не просить большего.

Убеждение 5. Деньги сами по себе счастья не приносят, поэтому не стоит о них думать, учиться их зарабатывать и приумножать.

На примере: Презирать деньги достаточно легко, особенно не умея их зарабатывать. Быть богатым – не самоцель, богатый человек и достойный человек – это не понятия-синонимы. Однако деньги всегда были эквивалентом энергии, которую можно вложить в жизнь, удовольствие, творчество, свою самореализацию. А отсутствие денег – это зачастую отсутствие сил, энергии и возможностей. Это знают многие, но вот учиться грамотно распоряжаться деньгами, удерживать их и приумножать способны далеко не все. Парадоксально, но люди, которые получали большие деньги вследствие выигрыша в лотерею, со временем разорялись и возвращались к своему «добогатому» образу жизни. Один из самых ярких примеров в России – история супругов Мухаметзяновых из Уфы. В 2001 году безработная Надежда, жившая с мужем и двумя детьми, выиграла в лотерею $1 млн. Супруги и до выигрыша выпивали, а после выигрыша поводов к вечному празднику стало больше. Только компания желающих отдохнуть за чужой счет резко увеличилась. Финал истории грустный: спустя пять лет Надежда Мухаметзянова умерла в полной нищете. Далеко не все так бездарно тратят деньги, но мало кому из «неожиданных богачей» удавалось удержать или приумножить свое состояние. В порядке исключения: в 2009 году – житель глухого российского села Сапрычка Евгений Сидоров выиграл более $1 млн и вложил их в свое же село: купил местной школе спортинвентарь, сделал ремонт в храме, засыпал щебнем 3 км дорог, заменил водопроводную колонку, очистил пруды. Себе купил разве что внедорожник NissanNavara.

Резюме

Главная проблема людей с синдромом бедности – нежелание предпринять активные действия, чтобы выбраться из нищеты. Они не верят, что у них получится, и приспосабливаются к тому, что имеют. Они одновременно живут в параллельных мирах: в мире грез и в мире жестокой реальности. О деньгах они предпочитают только мечтать, фантазировать, что их станет много, как по мановению волшебной палочки, но зарабатывать, рисковать, учиться – не желают. Кто они, люди с синдромом бедности? Может это не «они», а мы? Так что же предпочитаем мы? Жаловаться на судьбу-злодейку или действовать? Каждый ответит сам.

Источник

Синдром Бедности — Дискуссии на общие темы

Прочитала статью, на мой взгляд очень интересную. Решила поделиться с Вами: http://polonsil.ru/blog/post/view/29041/

Краткое содержание:

Бедность — не порок! Может кто помнит содержание одноименной пьесы Александра Островского, там как раз раскрыта сама мысль о том, что быть бедным не стыдно. А кто они – бедные? Какой порог означает попадание в эту категорию? И если это не порок, то, может быть синдром?

Синдром бедности – термин социологический. Бедность, как явление, была всегда – во все времена, при всех формах правления и политических устройствах государства. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, это и передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

В широком бытовом смысле мы под синдромом бедности можем понимать и простое несоответствие материальных доходов и образа жизни. Это когда «страшно» тратить деньги или пользоваться уже имеющимися материальными благами. Всем известна ситуация, когда у человека сервант полон фарфоровой посуды, а он пьет из чашки с отбитыми краями. Увы, психология бедности присуща многим нашим родителям. Лучшее оставлять на «черный день», не выкидывать годами старые вещи – вдруг пригодятся, не тратить накопления на улучшение уровня жизни, не пользоваться новыми возможностями современной жизни.

При этом совершенно необязательно, что у людей нет денег, многие люди с такой психологией весьма небедные люди. Иногда доходит до абсурда: три семьи живут в одной квартире (родители и их семейные дети), чтобы две свои квартиры сдавать. При этом всем тесно, неуютно, с вытекающими из этого конфликтами. Однако деньги, поступающие от аренды квартир, видимо, ими ценятся выше, чем комфортная личная жизнь.

Профессор Иллинойского университета Оскар Льюис (1914-1971) провел в 50-х годах ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые социально наследуются и способствуют постоянству бедности.

Резюме

Главная проблема людей с синдромом бедности – нежелание предпринять активные действия, чтобы выбраться из нищеты. Они не верят, что у них получится, и приспосабливаются к тому, что имеют. Они одновременно живут в параллельных мирах: в мире грез и в мире жестокой реальности. О деньгах они предпочитают только мечтать, фантазировать, что их станет много, как по мановению волшебной палочки, но зарабатывать, рисковать, учиться – не желают.

Кто они, люди с синдромом бедности? Может это не «они», а мы? Так что же предпочитаем мы? Жаловаться на судьбу злодейку или действовать? Каждый ответит сам.