С чего следует начинать поставив цель укрепить в государстве – С чего следует начинать, поставив цель укрепить в государстве договорную дисциплину?

С чего следует начинать поставив цель укрепить в государстве — kak.ahuman.ru



Источник: studme.org

Читайте также

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие силы как основной категории геополитики;
  • • основные положения концепций национальной силы и историю их развития;
  • • определения экспансии, геостратегии, баланса сил;
  • • место насилия в геополитике;

уметь

  • • анализировать особенности использования компонентов национальной силы в геополитических конфликтах;
  • • формулировать понятие интегрального показателя национальной силы;

владеть

• методами сбора, анализа, оценки и формализации информации по основным компонентам национальной силы.

Понятие национальной силы в истории политической мысли

Понятие «национальная сила» достаточно часто используется для анализа поведения государств на международной арене. Исторически существует различие в подходах к определению национальной силы на Западе и Востоке.

Древнекитайские мудрецы полагали, что в основе национальной силы лежит добродетель правителей. Сила государства – понятие переменное и зависит от исторического цикла своего развития.

Размышляем самостоятельно. Конфуций понятие силы рассматривал диалектически: «железо ломается, как бы оно не было крепко, нередко кажется несокрушимым то, что в сущности легко уничтожить… Все на свете изменяется и исчезает, чтобы появиться в новом виде, но и за обновлением следует обветшание, разрушение, а там опять обновление и так до бесконечности».

Насколько актуально это высказывание для нашего времени?

Внешнюю экспансию Конфуций отрицал, в военной силе он видел лишь необходимое зло. Именно поэтому границы Китая практически не изменились за несколько тысячелетий, поскольку конфуцианство лежит в основе менталитета китайского общества и во многом определяет идеологию политической элиты.

Несколько иначе подходили к понятию силы государства в Европе, начиная с Древней Греции и Древнего Рима.

Исторический экскурс. «Пиратство, – говорит Фукидид, – в старину было для эллинов главным источником существования и еще не влекло за собой никакого позора; совершенно так же и в наше время великие державы могут завоевывать и покорять беззащитные перед ними народы без малейшего ущерба для своего достоинства и сознания правоты».

Таким образом, в Древней Греции применение силы являлось обыденным явлением, невзирая на высокий уровень культуры той эпохи.

Западноевропейский подход к исследованию проблем национальной силы отличался четким рационализмом, что свойственно всей западной гуманитарной науке, истоки которой лежат в теологии, а рационалистический подход в ней был заложен еще Фомой Аквинским в учении о пяти логических доказательствах существования Бога.

Глава X знаменитого «Государя» Н. Макиавелли так и называется «Как следует измерять силы всех государств». Государства он делил на две категории: первая – это когда есть в достатке люди и деньги, на основе чего комплектуется требуемое войско, способное выдержать битву с любым неприятелем. Вторые – «нуждающиеся в помощи», должны иметь город с «добротными рвами и стенами», артиллерию, годовой запас продовольствия, трудовую занятость на год, достаточную казну, высокое военное искусство, «не озлобленный народ». В этом случае разумный государь «без труда найдет способы укрепить дух горожан во время осады». То есть Макиавелли достаточно четко определял геополитические, военные, экономические, демографические, социальные и политические параметры, определяющие силу государства.

К геополитическим параметрам (по Н. Макиавелли) можно отнести способность государства существовать самостоятельно, имея при этом все необходимые ресурсы для того, чтобы навязывать свою политику другим, а в случае отсутствия таковых, найти способы эффективной обороны. К политическим – авторитет власти государя и его умение управлять подданными, добиваться того, чтобы народ был «не злобен», т.е. обеспечивать легитимность собственной власти. К экономическим – наличие денег, продовольствия и трудовая занятость народа. К военным – войско, артиллерия, военное искусство полководцев и государя, к социальным – достаточную степень солидарности народа. Для Макиавелли ясно, что данные критерии взаимозависимы, т.е. люди и деньги определяют количество и качество войска, солидарность народа укрепляет власть государя и т.д. «Люди, оружие, деньги и хлеб – вот жизненная сила войны. Из этих четырех условий всего важнее первые два, ибо с людьми и оружием всегда можно достать деньги и хлеб, но с одним хлебом и деньгами ты не достанешь ни людей, ни оружия».

В результате, для Макиавелли, этого признанного классика политической науки, по меткому замечанию Б. Рассела,

«вопрос в конечном счете сводится к вопросу о силе. Для достижения политической цели необходима сила того или иного рода». Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда «вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой».

Биографическая справка. Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти. Главный труд «Государь» (1532). Автор военно-теоретических трудов, впервые обосновал идею о всеобщей воинской обязанности. В политике правителю (государю), по его мнению, следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии высокой и благой цели.

Английский философ и государственный деятель

Фрэнсис Бэкон в своем труде «Опыты или наставления нравственные и политические» посвятил понятию силы государства отдельную главу – «Об истинном величии королевств и республик».

Размышляем самостоятельно. Бэкон писал: «величина страны может быть измерена, богатства и доходы ее – исчислены, число жителей установлено по переписи, число и размеры городов и местечек определены по картам и планам. И все же ни в чем нельзя так легко ошибиться, как в истинной оценке и верном суждении относительно мощи государства… Укрепленные города, большие запасы вооружения в арсеналах, хорошие породы коней, боевые колесницы, слоны, пушки и тому подобное – все это может оказаться лишь овцой в львиной шкуре, если нет при этом мужественного и воинственного народа. Самая численность армий немного значит там, где народу недостает мужества, ибо, как говорит Вергилий, “волку безразлична численность овец”».

Как вы думаете, почему Бэкон отдает предпочтение духовной, а нематериальной составляющей силы государства?

С распространением европейского влияния на весь мир и усложнением общественных процессов европейская наука стремится ввести в понятие силы и могущества множество составляющих.

Й. фон Лохаузен в книге «Мужество властвовать. Мыслить континентами» (1978) писал, что «так как могущество есть сила, помноженная на местоположение, только благоприятное географическое положение дает возможность для полного развития внутренних сил».

А. Мэхэн, как уже указывалось выше, выводил формулу могущества из своей концепции первенствующего значения морской силы в государстве. Геополитический статус государства в его интерпретации определяется на основании шести критериев: географическое положение государства; соотношение морских и сухопутных государств, количество портов; протяженность территории и протяженность береговой линии; статистическое количество населения; национальный характер; политический характер правления. В развитие идей Мэхэна американский геополитик

Спикмен определял могущество государства на основе следующих параметров: поверхность территории; природа границ; объем населения; наличие или отсутствие полезных ископаемых; экономическое и технологическое развитие; финансовая мощь; этническая однородность; уровень социальной интеграции; политическая стабильность; национальный дух. Любопытно, каким образом он о цен икал соотношение между национальной силой и нравственными категориями: «государственного деятеля, руководящего внешней политикой, идеалы справедливости, честности и терпимости могут занимать лишь постольку, поскольку они способствуют или не препятствуют достижению цели, каковой является сила. Они могут быть использованы как средство в качестве морального оправдания стремления к силе, но должны быть отвергнуты в тот момент, когда применение их влечет за собой слабость. Силы добиваются не ради достижения моральных ценностей; напротив моральные ценности используются для того, чтобы облегчить достижение силы».

Как ясно из вышеизложенного, национальная сила и сила государства, по мнению многих ученых, имеют две стороны: материальную и духовную. Самое сложное в этом случае – это, безусловно, выражение в каких-либо точных критериях такого термина, как «национальный дух», но он, в конечном счете определяя все иные критерии национальной силы, также зависит и соотносится с ними.

Духовная составляющая национальной силы. Попытку се определения предпринял в свое время император Франции Наполеон I.

Размышляем самостоятельно.

Наполеон писал: «Во всяком военном предприятии успех на три четверти зависит от данных морального порядка и только на одну треть от материальных сил».

Как вы думаете, на основании каких фактов он сделал данный вывод и является ли он справедливым?

К. Клаузевиц связывал моральные силы и волю – «что приводит в движение и руководит всей массой материальных сил». Так и Гегель полагал, что принципом исторического развития является национальный дух. Естественно, что для Гегеля высшей формой национального духа является германский дух, который «есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины».

Национальный дух или моральные потенции, по Клаузевицу, это «таланты полководца, воинская доблесть армии, и дух комплектующего его народа». Национальный дух, определяя национальное самосознание и национальный характер, определяет и экономические отношения. Ф. Лист писал: «Мир богатства не существует… Устраните духовное начало, и все, что называется богатством, превратится в мертвую материю».

Клаузевиц также осознавал трудности сопоставления практически неизмеряемых понятий в общей оценке силы: «соотношения материальных элементов крайне просты; труднее уловить поставленные на карту и моральные силы». Но он уловил и определенную закономерность «при напряжении сил количество моральных величин уже значительно уменьшается». И до пего Наполеон видел зависимость между количеством газет в Париже и духом французского народа. Это говорит о том, что чисто количественные характеристики, которые поддаются оценке, влияют на состояние духа того или иного народа. По мнению Д. И. Менделеева, «к обособленному государственному сложению призвала людей вся история их размножения, т.е. не только материальные стороны жизни, но и весь духовный строй, верования, язык, предания, характер, убеждения. Хотя последние стороны и не подлежат измерению, но и они косвенно выражаются в числах материального свойства».

Современные исследователи также подчеркивают решающее воздействие духовных и культурных факторов на модернизацию государства, а следовательно, и на характер его национальной силы.

Размышляем самостоятельно. По мнению выдающегося русского военного теоретика, писателя, историка, публициста, вынужденного эмигрировать после Гражданской войны из России, Евгения Эдуардовича Месснера (1891–1974), «в современных войнах, в которых присутствуют три измерения (война на земле, на море и в воздухе)… вспомогательным средством победы было ослабление духа вражеских армий и народа… А теперь к делу подходят методически и дают ему огромные размеры: душа вражеской армии, душа вражеского народа стали важнейшими стратегическими объектами; мобилизация духа собственного народа стала важнейшей задачей верховного стратега. Разложить дух врага и уберечь от разложения свой дух – вот смысл борьбы в четвертом измерении, которое сделалось более важным, чем три прочих измерения».

Согласны ли вы с его утверждением? Обоснуйте ответ.

Таким образом, духовный фактор не только не потерял свое значение в XX в., но его роль значительно усилилась.

Национальный дух длительное время формировался под воздействием традиционной религии. Еще Л. С. Пушкин в «Заметках но русской истории» писал: «греческое вероисповедание, отличное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер».

5 эффективных способов укрепить самодисциплину

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Давно известно, что на мотивации далеко не уедешь. Помимо желания начинать что-то делать, необходима дисциплина, чтобы эти начинания развить. Ниже представлены простые, но эффективные приёмы укрепления самодисциплины за 21 день.

Начните следить за собой

На протяжении 21 дня следите за собой: что делаете, как стоите, как разговариваете, на что отвлекаетесь, как ходите и одеваетесь. Контролируйте себя полностью. Нигде не ковыряйтесь, следите за осанкой, положением рук и ног. Отмечайте моменты, когда вы начинаете распускаться. Даже когда вы одни, будьте собранны.

Не важно, где вы находитесь: на даче, на работе или в спортзале, — вы должны выглядеть на 100 процентов и излучать позитив и уверенность. Создайте свой стиль исходя из соображений комфорта, придерживайтесь его.

Чем больше вы будете думать о личном шарме, тем больше его у вас будет. Представляйте, что каждый день вы находитесь под прицелом камер и вам нельзя выглядеть плохо, вам нужно быть всё время на высоте, чтобы потом не краснеть перед аудиторией.

Научиться контролировать себя поможет простое упражнение на каждый день — стойка морского пехотинца. Вы подходите к стене, прижимаетесь к ней пятками, ягодицами, лопатками, затылком и локтями. В такой позе надо стоять минимум 10 минут ежедневно. Через несколько дней вы заметите, что спина начинает распрямляться.

Этот небольшой комплекс помогает развить самодисциплину, так как вы приучаете себя контролировать своё поведение и не быть расхлябанным. Помните, это вы делаете для себя, а не для окружающих.

Придумайте утренний ритуал

Наша продуктивность и собранность полностью зависят от того, как мы встаём по утрам. Можно с трудом вылезать из-под одеяла после сигнала восьмого будильника и думать только о том, как бы побыстрее вернуться в кровать в конце дня. Можно вставать перед самым выходом из дома, суетливо собираться, запихивая в себя какой-нибудь бутерброд, и выскакивать на улицу, не понимая, что происходит вокруг и в голове. Но лучше всего заранее подготавливать себя к пробуждению, чувствовать свой биоритм и дыхание нового дня.

Вы должны придумать утренний ритуал, который будет настраивать вас на начало нового дня.

Вот простой вариант: подъём по первому будильнику, зарядка с небольшой физической нагрузкой, контрастный душ, здоровый завтрак, чтение. На всё у вас уйдёт примерно час. И 21 дня вполне хватит, чтобы это стало привычкой.

Не важно, какой ритуал вы придумаете. Главное, вы не должны отказываться от него в выходные или праздники.

Вы сами не заметите, как станете эффективнее, собраннее, дисциплинированнее. Со временем вы начнёте выполнять утренние дела автоматически, они станут неотъемлемой частью вашей жизни.

И кстати, не забывайте о сне. Чтобы высыпаться, вам нужно 7–8 часов.

Станьте аскетом

Для начала придётся выбрать, от чего вы откажетесь на 21 день (в идеале). Не ешьте любимое блюдо хотя бы неделю, а лучше — все три. Очень хорошее упражнение — поставить лакомство на видное место и в течение дня ни разу не притронуться к нему.

Наложить табу можно на фильмы, секс, социальные сети, разговоры, алкоголь, игры. Главное — научиться отказывать самому себе.

Человек должен уметь контролировать себя, иначе всё остальное будет контролировать его. Необходимо делать то, что наметили, независимо от эмоций.

Но самое серьёзное испытание — на три недели оказаться в социальной изоляции, не общаться с людьми, разве что по работе или в узком семейном кругу. Не ходить в гости, в кино, на мероприятия, по магазинам. Побудьте наедине с собой на протяжении трёх недель, и вы заметите, как хорошо это отразится на вашей продуктивности.

Ставьте перед собой трудновыполнимые задачи

Выбирайте по одной действительно сложной задаче в неделю и выполняйте каждую несмотря ни на что. Погода, обстоятельства, настроение не имеют значения.

Делаете 50 отжиманий в день? Переходите на 80, 90 или даже 100 — предела нет. Пишете одну статью за пару дней? Напишите две. Тратите много денег? Не тратьте вообще хотя бы несколько дней. Слабо?

Если не рассчитали силы и выбрали задачу, с которой просто не можете справиться, представьте, что это приказ, как на войне! Вы должны его выполнить, другого пути нет.

Не успеваете за день? Отложите другие дела до тех пор, пока не сделаете всё необходимое.

Это задание тяжёлое, так как себя нельзя подводить ни в коем случае. Когда вы его выполните, вас будет переполнять энергия и уверенность, что вам многое — если не всё — по плечу. Ведь все ограничения только в вашей голове.

Фокусируйтесь на результате

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь вы выбираете цель, составляете план и рассчитываете время и ресурсы, необходимые для выполнения задуманного.

Попробуйте достичь чего-то за 21 день: создать сайт, написать главу книги, сбросить 3 килограмма, закончить большой проект… Почти сразу вы поймёте, что люди, обстоятельства, настроение, развлечения, интернет и много чего ещё мешают вам уложиться в сроки. Но не отчаивайтесь.

Вы должны фокусироваться на своей цели, видеть её в конце пути, думать о ней, а не об отвлекающих факторах.

Используйте напоминания смартфона или компьютера, чтобы не забыть, что вы должны делать для достижения результата.

Не надо исходить из существующих возможностей: так вы, как и большинство людей, никогда не поверите в себя и не начнёте двигаться к успеху. Смотрите в будущее, притягивайте его.

Помните, что формирование привычек требует времени и усилий, зато потом они будут вести вас к вашей мечте сквозь любые препятствия.

Полезные советы

Трудности с планированием времени, как правило, возникают не при изучении методов планирования, а при попытке внедрить их в практику Вашей собственной работы.Поэтому, переходя к практическому освоению планирования, постарайтесь последовательно придерживаться следующих рекомендаций.

  1. ПО ПОВОДУ КАЖДОГО ИЗ ОСВАИВАЕМЫХ МЕТОДОВ, — КАКИМИ БЫ БАНАЛЬНЫМИ ОНИ НИ КАЗАЛИСЬ, — ЗАДУМАЙТЕСЬ: «А ЧТО, СОБСТВЕННО, МЕШАЕТ МНЕ ПОПРОБОВАТЬ ЭТО?» ИЛИ «А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?».

  2. НАЧИНАЙТЕ С ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ВАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНЫМ И БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИКЕ МЕТОДОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА ДЕЙСТВУЙТЕ ПО ПРИНЦИПУ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ. ПОМЕСТИТЕ В ЦЕНТР ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ КАКУЮ-НИБУДЬ ВАЖНУЮ ЗАДАЧУ, НАПРАВИВ НА ЭТО БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЭНЕРГИИ.

  3. НЕ СТАРАЙТЕСЬ СРАЗУ СДЕЛАТЬ ВСЕ И В СОВЕРШЕНСТВЕ. ДЕЛАЙТЕ ТОЛЬКО РЕАЛЬНЫЕ ШАГИ.

  4. НЕ НАЧИНАЙТЕ С МЕР, КОТОРЫЕ ХОТЬ И ВЫГЛЯДЯТ ОЧЕВИДНЫМИ, НО ВСТРЕЧАЮТ ВНУТРЕННЕЕ ВАШЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. НАПРИМЕР, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО ДЕЛАТЬ ПРОБЕЖКУ В 6 ЧАСОВ УТРА, НО ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ПОСПАТЬ, ТО У ЭТОЙ ЗАТЕИ ОЧЕНЬ МАЛО ШАНСОВ НА УСПЕХ.

  5. КАЖДЫЙ НОВЫЙ МЕТОД НАЧИНАЙТЕ ОСВАИВАТЬ СРАЗУ КАК МОЖНО ИНТЕНСИВНЕЕ, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ СЛИШКОМ БОЛЬШИХ ПЕРЕРЫВОВ. КОНТРОЛИРУЙТЕ СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ ЛИСТКОВ-ПАМЯТОК НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИЛИ НЕДЕЛЮ. КРОМЕ ТОГО, ЧТО ЭТО САМОДИСЦИПЛИНИРУЕТ, ЕЩЕ ОДНИМ ПОЛЕЗНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ БУДЕТ РЕГУЛЯРНОЕ ОЩУЩЕНИЕ УСПЕХА.

  6. ДЛЯ ПЕРВОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ВЫБЕРИТЕ ИЗ НИХ ТОЛЬКО ОДНО ВАЖНОЕ И НЕСКОЛЬКО СРАВНИТЕЛЬНО ВТОРОСТЕПЕННЫХ. СНАЧАЛА РЕАЛИЗУЙТЕ ИХ, А УЖ ПОТОМ РАЗВИВАЙТЕ АКТИВНОСТЬ В НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

  7. РЕШИТЕ, ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ОТКРЫТО ЗАЯВИТЬ О СВОИХ ПЛАНАХ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕМЕН В СТИЛЕ РАБОТЫ И ЖИЗНИ, А ТАКЖЕ, ВОЗМОЖНО, ПРИВЛЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ УСПЕХА. А МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ ЗАХОТИТЕ ПОПРОБОВАТЬ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНО, — СНАЧАЛА НЕЗАМЕТНО ДЛЯ ДРУГИХ СПРАВИТЬСЯ С НЕКОТОРЫМИ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ.

  8. СПОКОЙНО ВОСПРИНИМАЙТЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗВНЕ. НАПРИМЕР, ПОДКЛЮЧИТЕ СВОЕГО ПОМОЩНИКА ИЛИ СЕКРЕТАРЯ, — ПУСТЬ ОНИ НАПОМИНАЮТ О ВАШИХ НАМЕРЕНИЯХ ПРИМЕНИТЬ НОВЫЙ МЕТОД И КОНТРОЛИРУЮТ ВАС.

  9. ОБСУДИТЕ СВОИ НАМЕРЕНИЯ И ПЛАНЫ С ПОДЧИНЕННЫМИ, ПОПРОБУЙТЕ И ИХ ВОВЛЕЧЬ В РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДУМАННОГО.

  10. НЕ БЕРИТЕ НА СЕБЯ СЛИШКОМ МНОГО. ОПРЕДЕЛЯЙТЕ РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ И РАЗДЕЛЯЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СВОЕЙ ЗАДАЧИ НА ЭТАПЫ.

  11. ПЕРИОДИЧЕСКИ КОНТРОЛИРУЙТЕ СЕБЯ. ПРОВЕРЯЙТЕ ПОЛЕЗНУЮ ОТДАЧУ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ДЛЯ ВАС МЕТОДА САМОМЕНЕДЖМЕНТА. В КОНЦЕ КОНЦОВ, ВАЖНО НЕ ТО, ЧТО ВЫ НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ, А ТО, ЧТО ВАМ УДАЛОСЬ УСПЕШНО ЗАВЕРШИТЬ.

  12. НЕ ЗАПАЗДЫВАЙТЕ С КОНТРОЛЕМ И ПРОВЕРКОЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕКУЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ЧТОБЫ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖНО БЫЛО ВНЕСТИ СВОЕВРЕМЕННЫЕ КОРРЕКТИВЫ.

Постановка целей

После того, как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили свои усилия. Марк Твен

Цели являются представлениями о будущем, для реализации которых Вы хотите что-либо сделать. «Мыслить целями» — значит поставить частное на службу большому целому. После этого появляется понимание того, в каком направлении идти и какого конечного результата надо достичь.

 

Зачем нужно ставить себе цели?

Определяя цели, Вы невольно концентрируетесь не на том, что Вы делаете, а на том, для чего Вы это делаете.Это побуждает Вас конкретизировать конечный результат Вашей деятельности. Цели представляют собой вызов Вам и побуждают Вас к действиям. Без целей отсутствует критерий оценки, по которому Вы могли бы измерять Ваши трудозатраты. Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того, чтобы понапрасну тратить свои силы.

Могут ли мои цели меняться с течением времени?

Постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться с течением времени, например если в процессе контроля за реализацией намеченного плана действий выясняется, что прежние представления были в сущности неверными или что запросы оказались завышенными или заниженными. Важно постоянно помнить, куда мы хотим прийти и куда мы попасть не хотим, чтобы не оказаться там, куда нас хотят привести другие в соответствии со своими целями.

Как правильно ставить цели?

Постановка целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с руководящей линией или ориентиром. Чтобы поставить цели, надо думать о будущем. Традиционное мышление в рамках частных задач чревато тем, что Вы потеряетесь в мелочах. Мышление в масштабах целей способствует тому, что частности подчиняются целому. Становится ясно, в каком направлении двигаться, и каким должен быть конечный результат.

Существует пять основных принципов постановки целей: точность определения, измеримость, достижимость, реалистичность, определенность во времени.

Процесс постановки целей охватывает три фазы:

  • нахождение цели: чего я хочу?

  • ситуационный анализ: что я могу?

  • формулировка целей: к чему я конкретно приступаю?

С чего следует начать?

Постарайтесь как можно более конкретно ответить на следующие вопросы:

  • Каких целей Вы хотите достичь?

  • Согласуются ли они между собой?

  • Существуют ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

  • Знаете ли Вы, какими необходимыми для достижения цели качествами Вы уже обладаете (Ваши сильные стороны) и над чем Вам еще надо работать (Ваши слабые стороны)?

Самое главное – старайтесь добиться ясности цели. Попытайтесь установить цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия. Это безусловная, основополагающая предпосылка успехов в работе и в жизни!

Пример:

Как не надо: Я хочу вести более здоровый образ жизни. Как надо:Я хочу ежедневно делать 15-минутную пробежку на свежем воздухе.

Подобные конкретные, ориентированные на определенные действия цели можно планировать, например, фиксировать в дневнике времени по определенным дням или неделям и реализовывать по этапам. Точно опишите то, чего Вы конкретно хотите достичь!

Обязательно ли формулировать свои цели в письменном виде?

В письменном виде цели визуально запечатлеваются и менее подвержены опасности забвения. Если Вы четко определите свои цели, то они автоматически приобретают обязательный характер: зафиксированные на бумаге, они побуждают к систематическому анализу, перепроверке и ревизии. Письменная регистрация также способствует тому, что зачастую фиксируются более или менее смелые представления и желания. Таким образом, Вы приучитесь постоянно помнить о своих целях и уточнять их.

Нужно ли стремиться к тому, чтобы все мои цели были реалистичными?

На этапе определения своих целей несущественно окажутся ли Ваши представления реалистическими или утопическими. Значительно важнее выяснить, что представляют собой Ваши «жизненные линии», определяющие Ваше существование, а также каковы Ваши желания, к исполнению которых Вы будете стремиться в ближайшие годы. Даже кажущиеся поначалу утопическими цели могут стать стимулами и ориентирами Вашей последующей работы и Вашей дальнейшей жизни!

Как правильно определить мои личные цели?

Нахождение личных целей может осуществляться посредством следующих четырех ступеней:

(1) Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

(2) Распределение жизненных целей во времени.

(3) Конкретизация представлений о развитии профессиональной карьеры.

(4) Инвентаризация целей.

Для уточнения представлений о своих жизненных устремлениях попробуйте представить себе возможную картину Вашей будущей жизни. Проанализируйте, как протекала до сих пор Ваша жизнь, в чем состояли Ваши крупнейшие успехи, как Вы представляете себе свое будущее, чего еще Вы хотели бы достичь. Назовите пять важнейших целей, которые Вы хотели бы достичь до конца своей жизни.

Теперь попытайтесь уточнить характер Ваших целей. Какие из них являются долгосрочными (чего Вы хотите достичь в этом мире, в этой жизни), среднесрочными (чего Вы хотите достичь в ближайшие 5 лет) и краткосрочными (чего Вы хотите добиться в ближайшие 12 месяцев)?

Теперь определите свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные профессиональные цели. Подумайте, чем бы Вы охотнее всего занимались, если бы могли свободно выбирать служебное положение, функции, организацию и т.п. (пример: стать членом правления фирмы Х или У, укрепить свое положение и занимать нынешнюю должность до выхода на пенсию и т.д.).

И, наконец, составьте полный список Ваших целей:

  • Личные цели (цели жизни)

  • Профессиональные цели (цели карьеры)

  • Опыт, который Вы еще хотели бы приобрести (личный и профессиональный)

  • То, что Вы еще хотели бы совершить в личной жизни и в профессиональной сфере.

Что делать после того, как список целей составлен?

После того, как Вы прояснили для себя вопрос о личных и профессиональных целях, следует заняться анализом имеющихся в Вашем распоряжении ресурсов, т. е. средств для достижения целей. Определив, «куда я хочу?», следует продумать ответ на вопрос «где я нахожусь и почему?».

Постарайтесь вспомнить все свои наиболее заметные успехи в работе и в личной жизни. Подумайте, какие способности, знания и опыт были необходимы, чтобы достичь этих успехов? Благодаря каким способностям Вы достигли желаемых результатов? Что Вы вообще можете совершить, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей Вы располагаете?

Теперь составьте список своих крупнейших неудач и отметьте, следствием отсутствия каких качеств они были. Подумайте над тем, как Вы в свое время преодолели ту или иную неудачу. Помните: знать свои слабости – значит укреплять свои сильные стороны!

Сгруппируйте определенные Вами достоинства и недостатки и выделите две-три важнейшие сильные и слабые стороны в различных областях (профессиональные знания и опыт, социальные качества, личные способности, способности руководителя, интеллектуальные способности и т.п.).

Теперь Вы можете переходить к следующему этапу определения своих целей – к анализу «цель – средство».

Что такое анализ «цель – средство»?

В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией. Для этого обратитесь к составленному ранее списку целей и выберите пять важнейших. Определите необходимые для достижения этих целей средства и проверьте, чего Вы еще должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели.

Результаты этой работы целесообразно представить в виде таблицы:

Желаемые цели

Необходимые средства (что требуется?)

Ситуационный анализ

Имеется в наличии (способности, средства и т.д.)

Не имеется в наличии

Практические шаги по увеличению ресурсов

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

Теперь Вы готовы перейти к последней фазе процесса постановки целей – конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования.

Как увязать мои цели с текущими жизненными планами?

Каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Сформулируйте теперь их применительно к своим желаемым и практическим целям и перепроверьте свои планы с точки зрения того, насколько они реалистичны. Критерии устанавливаете Вы!

Не берите на себя слишком много, поскольку нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Устанавливайте также конкретные краткосрочные цели, согласованные с достижением Ваших долгосрочных глобальных целей. При стремлении к долгосрочным целям Вы должны считаться с изменением внешних условий и возникновением новых тенденций. Поэтому наряду с общими целями важно ставить перед собой и краткосрочные достижимые подцели и добиваться промежуточных успехов.

Пример:Жизненный план (извлечение).

Сфера жизни

Жизненная цель

Важность, значимость

Срок (год)

Практические действия

Срок

Контроль

Имущество, деньги

4

Собствен — ный дом в пригороде

Высокая

2006

Поиск участка

2002

 

Накопление собственных средст

в

2001

 

Поиск заемных средств

2002

 

Выгодная продажа квартиры

2004

 

Подбор строительной компании и заключение договора на строительство

2003

 

Постановка целей: с чего начать?

Для того чтобы добиться успеха в жизни и достичь карьерного роста, необходимо, прежде всего, правильно определить цель, а потом четко идти к ее достижению. Дело в том, что без нее невозможно ни духовное, ни любое другое развитие личности. Когда ты знаешь, к чему стремиться, ты идешь в правильном направлении. В противном же случае — просто топчешься на месте.

Постановка целей начинается с малого: в детстве ребенок чего-то хочет и понимает, что для этого нужно что-то сделать. Когда человек взрослеет, стремления и их достижения просто видоизменяются. Но суть остается та же: существует финальная точка, до которой нужно дойти, и путь, который при этом стоит проделать.

Каждый человек должен помнить, что постановка целей и задач должна быть четкой и конкретной. К примеру, если вы хотите приобрести машину, вы должны знать, какой она должна быть марки и цвета. И не забывайте, при определении стремлений задавать себе вопрос: «Почему же я именно этого хочу?». Иногда, найдя на него ответ, человек просто меняет цель.

После того, как ваша задача прошла данную проверку успешно, нужно приступать к последующему этапу. Попытайтесь определить, сколько денег и времени нужно потратить на достижение цели. К примеру, если вы хотите заниматься бизнесом, определитесь с тем, какой стартовый капитал вам понадобится, какое рабочее место лучше всего будет для этого подходить, сколько сотрудников вам потребуется и прочее.

Помните, что любая постановка целей – это не игра типа «загадай нереальное желание»: здесь нужно четко понять, чего вы хотите от жизни, а потом начать преодолевать существующие препятствия.

Также важным моментом является то, сколько потребуется для этого сил: финансов, времени, эмоциональных затрат. Как утверждают психологи, можно достичь даже самых нереальных целей: нужно только избрать для этого правильный путь. Стремление – половина успеха. Остальная половина зависит только от действий в нужную сторону.

Для того чтобы постановка целей была более структурированной, лучше всего отображать все свои суждения на бумаге. Лучше всего потом, когда вы выбрали самые основные из них, составить карточки. Их может быть около 5 штук: сверху записывайте задачу, ниже – совершенные для ее достижения шаги. Лучше всего их разместить так, чтобы они постоянно были в поле вашего зрения. Самое важное — ту из них, на которой записана основная для вас цель, нужно поместить в том месте, где вы бываете чаще всего: машина, письменный стол, наконец… уборная.

Правильная постановка целей – это залог успешного их достижения. Чтобы этого добиться, нужно придерживаться определенных критериев, часть из которых была описана выше. Можно еще добавить, что:

  1. Формулировка должна быть только в форме настоящего времени.
  2. Помните, что вы не должны использовать отрицательной частицы «не» при описании задачи. Это уменьшает ее важность и откладывает достижение.
  3. Не используйте подробностей: детализация может стимулировать осуществление цели совсем в ином ключе.

Лидеры, добившиеся успеха в жизни самостоятельно, считают, что постановка целей должна осуществляться согласно следующим критериям:

  1. Человек должен быть заинтересован в их достижении.
  2. Можно достигать поставленной цели через промежуточные, мелкими шагами.
  3. Нужно ограничивать все временными рамками.
  4. Конечный результат должен быть четко определен.

Помните, что ваша жизнь целиком и полностью зависит от вас и вашего стремления. Нельзя уповать на случай, потому что он может так и не представиться. Берите инициативу в свои руки, стремитесь и достигайте всего самостоятельно, не надеясь на случай и русский «авось». Это – единственно правильный путь успешного человека. А ваша задача – им стать как можно быстрее.

4.1.3. Цель и содержание поставленных задач

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и т. п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

4.1.4. Объект и предмет

Важным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно он определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

4.1.5. Методы исследования

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

4.2. Теоретическая часть

В главах основной части работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Рассмотрение темы работы можно начинать с анализа исторической градации интересующей темы. Исторические особенности формирования и развития исследуемой проблемы только увеличивают и дополняют уровень работы.

Выполнение работы предполагает не просто переписывание учебников, а анализ научных положений, цитирование, приведение спорных определений, положений научной мысли.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Оно должно показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать собранный материал.

4.3. Практическая часть

Теоретические положения необходимо подкреплять анализом существующей практики. Это предполагает приведение в работе соответствующих примеров из практики. Факты дают возможность в результате их изучения и сравнения сформулировать ту или иную идею, вывод о состоянии разработки обозначенных во введении задач.

4.4. Результаты работы

Каждая глава должна заканчиваться выводами или хотя бы констатацией итогов. При формулировке выводов необходимо соблюдать следующие требования:

  • результаты должны быть конкретными суждениями, о чем говорится и что утверждается;

  • собственные результаты необходимо четко выделять; при этом указывается их отличие от результатов других авторов;

  • аргументированными и критическими оценками обосновывается новизна результата в сравнении с известными решениями по всем аспектам исследованной проблемы;

  • обосновывается истинность результата (исходя из принятых и сформулированных предпосылок и определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики).

Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов.