Рефинансирование кредитных организаций – Рефинансирование кредитных организаций Центральным банком рф. Операции Банка России на открытом рынке ценных бумаг.

Рефинансирование кредитных организаций

Под рефинанси­рованием понимается кредитование центральным банком кредитных организаций. Рефинансирование банковских институтов централь­ным банком используется как инструмент оказания финансовой по­мощи коммерческим банкам, когда они сталкиваются с нехваткой. Центральный банк законодательно является кредито­ром последней инстанции.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах об­щего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Кредиты, обеспеченные рыночными активами. Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка Рос­сии (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кре­диты) осуществляется.

Банк России предоставляет кредитным организациям в автома­тическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт, и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке / заявки на участие в ломбардном кредит­ном аукционе) — 

ломбардные кредиты.

Для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной расчетной небанковской кредит­ной организации, кредитные организации подают заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе.

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами.

Предусматривает возможность по­лучения кредитными организациями трех видов кредитов: 1) внут­ридневные; 2) овернайт; 3) иные.

Плата за право пользования банками внутридневными креди­тами Банка России установлена в размере, равном нулю. Кредиты овернайт предоставляются на один рабочий день по ставке рефинан­сирования Банка России.

До создания единого механизма рефинансирования (кредито­вания) кредитные организации не смогут:

■ получать внутридневные кредиты и кредиты овернайт.

■ обладать правом получения внутридневных кредитов и кре­дитов овернайт.

■ заключить с Банком России генеральный кредитный договор на предоставление кредитов.

■ Права Банка России на бесспорное списание денежных средств в целях удов­летворения требований Банка России по кредитным операциям.

■ активы, являющиеся обеспечением по кредиту Банка России.

■ стоимость активов, являющихся обеспечением кредита Бан­ка России, умноженная на соответствующие поправочные коэффи­циенты, установленные Банком России.

Банк вправе в любой рабочий день обратиться в территориальное учреждение Банка России, в которое ранее предоставил активы в целях получения кредитов Банка России, с просьбой о возврате активов. Возврат ак­тивов осуществляется Банком России в случае, если активы не явля­ются обеспечением под уже предоставленные кредиты Банка России.

Кредиты без обеспечения. 

■ порядок в валюте Российской Федерации без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям;

■ перечень рейтинговых агентств.

■ требования к кредитным организациям, которым предостав­ляются кредиты. Сроки предоставления Банком России кредитным организациям кредитов зависят от уровня рейтинга кредитных организаций.

Банк России предоставляет кредитной организации кредиты на основании заключенных в рамках генерального соглашения кредит­ных договоров.

Банк России заключает с кредитными организациями кредит­ные договоры при соблюдении следующих условий:

■ наличие у Банка России заключенного с кредитной организа­цией генерального соглашения;

■ наличие права на списание денежных средств в сумме не исполненных кредитной организацией обязательств по уплате суммы основного долга, процентов и неустой­ки.

■ наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «В-» по классификации рейтинговых агентств.

■ отсутствие у кредитной организации просроченных денежных обязательств перед Банком.

■ установление Банком России для кредитной организации лимита на заявки, отличного от нуля.

Обеспеченные кредиты Банка России | Банк России

Основное назначение операций

Кредит – предоставление одной стороной денежных средств другой стороне на условиях возвратности, срочности, а также, как правило, платности на основании заключенного кредитного договора.

Центральные банки могут осуществлять кредитование по разным причинам. В качестве инструмента денежно-кредитной политики кредиты применяются для регулирования объема ликвидности и оказания непосредственного воздействия на процентные ставки сегмента овернайт межбанковского рынка. Кроме того, кредиты могут предоставляться для обеспечения бесперебойной работы платежной системы, оказания помощи конкретной организации, испытывающей временные трудности с ликвидностью, а также для восстановления или поддержания финансовой стабильности.

Банк России также использует обеспеченные кредиты при выполнении различных своих функций, но главным образом – в рамках реализации денежно-кредитной политики. При этом обеспеченные кредиты представлены в обеих основных группах, в которые объединены инструменты денежно-кредитной политики, – на сегодняшний день у Банка России есть как кредитные аукционы, так и кредиты постоянного действия.

Кредитные аукционы Банка России, как и любые другие аукционы Банка России, направлены, в первую очередь, на управление совокупным объемом ликвидности банковского сектора. Банк России использует эти операции в ситуации структурного дефицита ликвидности для удовлетворения среднесрочной потребности в денежных средствах, в том числе в условиях нехватки у кредитных организаций рыночного обеспечения.

Кредиты Банка России постоянного действия, такие как внутридневные кредиты, кредиты овернайт, ломбардные кредиты и кредиты, обеспеченные правами требования по кредитным договорам, на срок 1 день и более, могут использоваться кредитными организациями в любой рабочий день в установленном для каждого вида кредитов порядке.

Банк России также предоставляет обеспеченные кредиты

в иных целях, то есть не связанных с управлением банковской ликвидностью и ставками сегмента овернайт денежного рынка или с денежно-кредитной политикой в целом.

Специализированные механизмы рефинансирования призваны поддержать банковское кредитование отраслей или сегментов экономики, развитие которых сдерживается структурными факторами. В настоящее время действуют следующие механизмы:

  • механизм рефинансирования кредитов, обеспеченных договорами страхования АО «ЭКСАР»;
  • механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО «МСП Банк» с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, а также с лизинговыми компаниями;
  • механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
  • механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченные залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям;
  • механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных залогом прав требования по кредитам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, и механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов;
  • механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных закладными, выданными в рамках программы «Военная ипотека».

Актуальная информация о процентных с

4. Рефинансирование кредитных организаций.

В целях влияния на ликвидность банков Банк России использует краткосрочные и среднесрочные инструменты рефинансирования. Выбор инструмента зависит от развития макроэкономической ситуации в стране.

В настоящее время разработаны и действуют механизмы рефинансирования банков, которые можно разделить на две группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита.

Первый механизм – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Время принятия решения от нескольких секунд до 1 часа. Банк России в автоматическом режиме осуществляет рефинансирование кредитных организаций в формах:

внутридневных расчетных кредитов. Они выдаются под блокировку государственных ценных бумаг посредством проведения платежей с корреспондентского счета банка при временном отсутствии или недостаточности на нем денежных средств в пределах установленного лимита. Плата за пользованием этим кредитом не устанавливается.

кредитов «овернайт» — предоставляются в случае невозврата внутридневного кредита на срок не более 1 дня под обеспечение государственными ценными бумагами и по ставке, равной ставке рефинансирования Банка России.

ломбардных кредитов, проводимых в режиме запроса/заявки на участие в ломбардном аукционе. Ломбардные кредиты предоставляются банкам под залог ГКО и облигаций федерального сберегательного займа (ОФСЗ) сроком на 7 по фиксированной процентной ставке и/или на 14 дней по ставке, складывающейся по результатам аукционных торгов, проводимых Банком России по заявкам банков-участников. Процентная ставка устанавливается равной средневзвешенной ставке ломбардного аукциона.

Второй механизм – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. В этом случае процесс принятия решения о выдаче кредита, оценки обеспечения по нему колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки ликвидности залога, подлинности прав собственности, требования по кредитному договору, оценки кредитоспособности поручителя. Кредиты выдаются на срок до 180 дней и по ставке, которая дифференцируется в зависимости от срока пользования кредитом.

В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования банком России предусматривается создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы.

Особое место в системе рефинансирования коммерческих банков занимают операции РЕПО.

РЕПО (англ. Repurchase agreement) представляет собой финансовую операцию, состоящую из двух частей. В первой части данной операции одна сторона продает ценные бумаги другой стороне. В то же время первая сторона берет на себя обязательства выкупить указанные ценные бумаги в определенную дату или по требованию второй стороны. Этому обязательству на обратную покупку соответствует обязательство на обратную продажу, которое берет на себя вторая сторона. Обратная покупка ценных бумаг осуществляется по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами представляет собой плату за пользование кредитом. В качестве базисного актива РЕПО выступают государственные ценные бумаги. Существует несколько разновидностей операций РЕПО.

В зависимости от срока действия выделяют:

  • ночные – на один день;

  • открытые — без установления срока;

  • срочные – с фиксированным сроком, но более чем на 1 день.

По процентной ставке РЕПО бывают:

  • с фиксированной ставкой;

  • с плавающей, которая меняется каждый день.

По способу хранения ценных бумаг:

  • РЕПО, по которому ценные бумаги, купленные в первой его части, переводятся покупателю ценных бумаг;

  • РЕПО, по которому ценные бумаги остаются у стороны, которая выступила продавцом. Продавец является хранителем ценных бумаг для покупателя. Данный вид РЕПО называется – доверительное.

  • РЕПО, по которому ценные бумаги передаются на хранение третьим лицам – специализированным регистраторским или депозитарным компаниям (фирмам). Третья сторона несет определенные обязательства перед непосредственными участниками сделки за правильное исполнение договора РЕПО и получает определенное вознаграждение за оказанные услуги. При этом варианте издержки по переводу средств и ценных бумаг минимизируются. Данный вид РЕПО получил название «трехстороннее РЕПО».

Рефинансирование кредитов, предоставленных сторонними кредитными организациями

Рефинансирование кредитов, предоставленных сторонними кредитными организациями, осуществляется путем предоставления средств на погашение основного долга (текущей ссудной задолженности) по данным кредитам.

Максимальная сумма кредита на рефинансирование устанавливается в размере, не превышающем текущую ссудную задолженность по рефинансируемому кредиту.

Срок кредита на рефинансирование устанавливается в зависимости от срока пользования рефинансируемым кредитом и его целевого назначения.

Требования к Заемщику:

  • надлежащее исполнение обязательств, в том числе отсутствие просроченных платежей, по иным договорам, на основании которых ссуды предоставлены, заключенным Заемщиком как с Банком, так и с иными кредитными организациями – кредиторами, за период не менее чем 360 календарных дней до даты подачи заявки на предоставление кредита на рефинансирование;

  • отсутствие просроченных обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и внебюджетным фондом;

  • отсутствие картотеки неоплаченных в срок расчетных (платежных) документов (картотеки № 2) ко всем расчетным счетам Заемщика, открытым в кредитных организациях, как за период не менее чем 360 календарных дней до даты подачи заявки на предоставление кредита на рефинансирование (длительностью более 30 дней и величиной более 5% по отношению к годовому объему реализации продукции), так и по состоянию на дату представления в Банк заявки на кредит на рефинансирование.

Льготный период по кредиту на рефинансирование устанавливается в зависимости от срока пользования рефинансируемым кредитом и его целевого назначения.

Обеспечением по кредиту на рефинансирование может являться любое удовлетворяющее требованиям АО «Россельхозбанк» обеспечение, в том числе последующий залог имущества, заложенного в обеспечение обязательств Заемщика по рефинансируемому кредиту.

Дополнительно к списку документов:

  • Оригинал договора, заключенного между первоначальным кредитором и Клиентом и на основании которого Клиенту предоставлен рефинансируемый кредит (далее — Основной договор) (для заверения Банком).
  • Оригинал договора/договоров обеспечения по Основному договору (для заверения Банком).
  • Актуализированные технико-экономическое обоснование кредита или бизнес-план.
  • Справка от первоначального кредитора о платежной дисциплине Клиента по Основному договору.
  • Документы, подтверждающие целевое использование рефинансируемого кредита.
  • Письмо первоначального кредитора о согласии на досрочное погашение Заемщиком рефинансируемого кредита (при необходимости).
  • Письмо первоначального кредитора о согласии на передачу имущества, заложенного в обеспечение рефинансируемого кредита, в последующий залог в качестве обеспечения кредита на рефинансирование (при необходимости).

22. Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно- кредитной политики.

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике.

Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

В целях влияния на ликвидность банков Банк России использует краткосрочные и среднесрочные инструменты рефинансирования.

Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка.Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность .

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

8 Рефинансирование коммерческих банков. Кредиты Банка России, их классификация и инструменты рефинансирования

Рефинансирование кредитных организаций проводит Центральный банк РФ, им же разра­батываются и утверждаются механизмы прове­дения операций по рефинансированию. Меха­низмы делятся на 2 группы:

1) кредитование под залог ценных бумаг из Лом­бардного списка России;

2) кредитование под залог векселей, прав тре­бования по кредитным договорам организа­ций и (или) поручительства кредитных орга­низаций.

Механизмы проведения рефинансирования различаются по срокам принятия решений Бан­ком России. В первом случае принятие реше­ния может занимать от нескольких секунд до одного часа. Второй случай занимает более длительное время, необходимое для проверки ЦБ РФ подлинности передаваемых в залог цен­ных бумаг, оценки платежеспособности органи­зации, ее финансового состояния (8—20 дней).

Функционирующая в настоящее время в Рос­сии система рефинансирования сформиро­валась в середине 1990-х гг. До этого времени кредиты предоставлялись коммерческим бан­кам в порядке распределения, установленного централизованно. В 1994 г. Банком России совместно с Правительством.РФ было принято решение отказаться от централизованного рас­пределения кредитных средств (для покрытия дефицита государственного бюджета или выдачи средств банкам и предприятиям).

В настоящее время кредиты представляют собой рыночный механизм, а не простое долго­срочное финансирование через кредитные организации.

Регулирование предоставления ломбард­ных кредитов определено Положением Банка России от 13.03.1996 г. № 36 «О порядке предоставления Банков России ломбард­ного кредита банкам».

С 1998 г. Банком России предоставляются также внутридневные кредиты и кредиты овернайт. Осуществление кредитования в на­стоящее время ведется по Положению Банка России от 04.08.2003 г. № 236-П «О порядке предоставления кредитным организаци­ям кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг». Начиная с 2000 г. коммерческие банки получи­ли возможность получать кредиты, обеспечен­ные залогом и поручительствами.

Все виды кредитов, выдаваемых коммерче­ским банкам Банком России, предоставляются на срок не более одного года. Вопросы о разме­рах процентных ставок по кредитам решаются советом директоров Банка России (в зави­симости от вида и категории кредита).

Для проведения процедур рефинансирова­ния Банком России используется несколько способов. Ломбардные кредиты и кредиты, обес­печиваемые залогом и поручительствами, предо­ставляются после рассмотрения заявок ком­мерческих банков. Кредит предоставляется в том случае, если заявка была удовлетворена при проведении ломбардного кредитного аукциона.

9 Процентная политика Банка России. Методы ее проведения и особенности

Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается — мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном — сдерживающей.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Банк России с помощью указанных операций регулирует не только краткосрочную ликвидность банков, но и ликвидность в среднесрочном периоде. Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Рефинансирование кредитных организаций

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность рефинансирования кредитных организаций

1.1 Становление системы рефинансирования коммерческих банков

1.2 Виды рефинансирования коммерческих банков

1.3 Виды и условия предоставления кредитов Банка России

Глава 2. Анализ рефинансирования кредитной организации на примере ОАО «Дальневосточный банк»

2.1 История развития ОАО «Дальневосточный банк»

2.2 Исследование рефинансирования ОАО «Дальневосточный банк»

2.3 Проблемы и пути совершенствования рефинансирования

Заключение

Актуальность. В настоящее время кредитные организации составляют основу активной экономической деятельности, поскольку, во-первых, управляют системой платежей, во-вторых, аккумулируют собственные и привлеченные ресурсы для кредитования инвестиций в развитие экономики страны, в-третьих, регулируют денежное обращение в стране. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Появление в России банков, которые не могут в полной мере исполнить свои обязательства перед клиентами, ставит перед ними задачи по поиску возможностей рефинансировать свою задолженность перед третьими лицами, увеличить свои активы.

Рефинансирование (англ. refinancing) – это повторное финансирование на основе новых заимствований; перепродажа коммерческим банкам кредитных денег, приобретенных ими у центрального банка; пролонгирование срока действия предоставленного займа и увеличения его размера; перенос действующего ипотечного кредита на другую недвижимость.

Обеспечение устойчивости банков невозможно без решения вопросов управления банковской деятельностью и регулирования банковской ликвидности, которые регулирует Банк России, организуя систему их рефинансирования. Таким образом, процесс рефинансирования кредитных организаций является весьма актуальной темой для изучения.

Степень разработанности проблемы. В современной экономической зарубежной и отечественной литературе проблеме рефинансирования кредитных организаций уделяется много внимания. Данную тему рассматривают такие учёные как: О.И. Лаврушин, Е.П. Жарковская, Г.Н. Белоглазова, С.Р. Моисеев.

Целью настоящей работы является изучение форм рефинансирования кредитных организаций, направления развития рефинансирования на примере ОАО «Дальневосточный банк.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и классификацию рефинансирования кредитных учреждений;

изучить историю становления рефинансирования банков в Российской Федерации;

сформулировать условия рефинансирования банков;

проанализировать историю развития ОАО «Дальневосточный банк»;

исследовать кредиты, и прочие средства Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организаций в пассиве баланса ОАО «Дальневосточный банк»;

выявить проблемы и предложить пути совершенствования рефинансирования в ОАО «Дальневосточный банк».

Предметом исследования в данной работе выступает один из основных видов пополнения средств банков — рефинансирование.

Объектом исследования является коммерческий банк ОАО «Дальневосточный банк», находящийся в городе Владивостоке.

Методология исследования. В ходе изучения проблем рефинансирования банков применялись методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (научная абстракция, анализ и синтез, группировки, сравнения, обобщения).

Научная и методическая основа. Раскрытию темы данной работы послужили такие законодательные и нормативные акты РФ, как законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», положение Банка России от 12.11 2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами». Также были использованы научные труды российских и зарубежных ученых по вопросам сущности рефинансирования кредитных организаций, системы рефинансирования Центральным Банком, условий и проблем рефинансирования, опубликованные в монографических и периодических изданиях («Финансы и кредит», «Финансы», «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Финансист», «Аудитор»).

Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений и рекомендаций по рефинансированию, использование которых коммерческими банками позволит увеличить ресурс кредитной организации.

Структура работы. Работа состоит из 2 глав и 6 параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы. В первой главе даны теоретические основы рефинансирования: понятие и классификация видов рефинансирования; политика Банка России в вопросах рефинансирования банков; условия рефинансирования банков. Во второй главе дается анализ современного состояния рефинансирования на примере ОАО «Дальневосточный банк», где описана история развития банка, структура его ресурсов и на основе выявленных проблем предложены пути совершенствования рефинансирования в банках.

Глава 1. Сущность рефинансирования кредитных организаций

В настоящее время перед Россией стоит ряд важных стратегических задач: вступление в ВТО как важнейшее условие расширения участия в международном разделении труда, развитие торговли и привлечение иностранных инвестиций, ускорение развития; удвоение ВВП к 2010 г., а также реализация приоритетных национальных проектов — «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» — в целях повышения качества жизни.

Задачи и рост российской экономики требуют адекватной финансовой поддержки со стороны банковского сектора как предприятиям и организациям, так и частным лицам. На первый план выступает проблема привлечения дешевых ресурсов для российских кредитных организаций.

Банки, ориентированные на активное развитие и расширение своей деятельности в настоящее время сталкиваются с необходимостью привлечения значительных ресурсов. Расширение возможностей по кредитованию населения и предприятий в условиях роста российской экономики побуждает российские кредитные институты к активному поиску источников финансирования. Кредитные организации стараются не упустить своих позиций и активно развиваться. Данная тенденция характерна для всех российских кредитных институтов, начиная от крупных столичных банков, заканчивая небольшими региональными банками.

История становления рыночных инструментов рефинансирования в отечественной банковской системе ведет свой отсчет с момента отказа Банка России от целевого кредитования государственных предприятий, доставшегося ему в наследство от Государственного банка СССР.

Существовавшая в начале 1990-х гг. практика предусматривала предоставление централизованных кредитных ресурсов промышленной клиентуре по заранее оговоренным перечню и процентным ставкам. Коммерческим банкам в данной схеме отводилась роль посредника между Центральным банком и предприятиями. Однако разраставшийся системный кризис в экономике, породивший цепочку массовых невозвратов ранее выданных ссуд, и частые случаи злоупотреблений и мошенничества привели к ликвидации данной схемы.

Именно на этом этапе за образец для подражания в формировании новой рыночной системы рефинансирования отечественных банков была взята практика центральных банков развитых стран. Немаловажная роль в формировании инструментария денежно-кредитной политики принадлежала и Международному валютному фонду, предлагавшему активно использовать инструменты регулирования ликвидности для стерилизации денежной массы — важнейшего элемента программы финансовой стабилизации в России.

Вместе с тем становлению системы рефинансирования в России, сколько-нибудь похожей на таковую в развитых странах, препятствовало практическое отсутствие внутреннего финансового рынка — основы современного инструментария денежно-кредитной политики. В сложившихся условиях основная ставка денежными властями была сделана на форсированное развитие отечественного рынка государственного внутреннего долга — ГКО/ОФЗ.

К 1995 году старая система рефинансирования уже практически не действовала, а новая еще не заработала. Фактически единственным источником «вливаний» централизованных ресурсов оставались банки с государственным участием (Сбербанк, Внешторгбанк, Промстройбанк, Агропромбанк), а остальные коммерческие банки в условиях массовых невозвратов кредитов сталкивались с перманентной нехваткой текущей ликвидности. При отсутствии возможности мобилизации ресурсов на других сегментах финансового рынка банки держались исключительно на межбанковских займах (доля которых составляла до 30% пассивов коммерческих банков), для возникновения финансовых затруднений достаточно было лишь временно купировать перелив свободных денежных средств внутри банковской системы. Именно это и произошло в августе 1995 г.

Началом формирования «новой схемы» рефинансирования банков принято считать период середины 90-х годов, когда Банк России совместно с Правительством Российской Федерации решили отказаться от прямого финансирования дефицита государственного бюджета.

Бурное развитие различных форм рефинансирования, однако, не оказывало существенного воздействия на динамику денежной базы и краткосрочную процентную ставку — основные операционные ориентиры Центрального банка. Важнейшим каналом влияния на размер денежной базы оставались операции Банка России на внутреннем валютном рынке и операции по прямой покупке и продаже государственных ценных бумаг. На краткосрочную процентную ставку в большей степени влияли операции по размещению новых займов Минфином России и спрос на ценные бумаги со стороны резидентов и нерезидентов. Рыночной нишей инструментов рефинансирования в 1995-1998 гг. являлось финансирование краткосрочных спекуляций на рынке ГКО/ОФЗ и на валютном рынке: за счет эффекта финансового рычага данные средства, взятые на короткий срок по стабильной процентной ставке, позволяли играть с «короткой» и «длинной» позиций с требуемым финансовым активом, извлекая доход, намного превышавший стоимость заемных ресурсов.