Программа финансовая грамотность населения – Об утверждении Программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области и признании утратившими силу некоторых распоряжений Коллегии Администрации Кемеровской области, Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 31 июля 2018 года №319-р

Содержание

Программы повышения финансовой грамотности дали результат — НАФИ

Регионы, реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных в 2013, 2015 и 2019 годах* в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

О проекте

Проект по повышению финансовой грамотности в России реализуется с 2011 года**. Ключевым направлением Проекта является реализация региональных программ повышения финансовой грамотности. В 2011 году были определены два пилотных региона: Калининградская область и Волгоградская область (далее – пилотные регионы). Позже – в 2013 году – к ним добавились Республика Татарстан, Алтайский Край, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Саратовская область, Томская область (далее – регионы-участники). Основной задачей в этих регионах является разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Уровень финансовой грамотности в пилотных регионах измерялся в 2013, 2015 и 2019 годах. В регионах-участниках измерение проводилось в 2015 и 2019 годах. Социологические опросы проводились методом личного интервью по репрезентативной выборке.

Методология

Для измерения эффективности мер повышения финансовой грамотности в регионах использовались четыре индикатора: понимание опрошенными соотношения «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов (1), понимание важности наличия некоторой суммы на непредвиденные расходы (2), понимание необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов (3), а также знание необходимых действий при обнаружении обмана со стороны финансовой организации (4). Индикаторы рассчитывались для граждан в возрасте от 18 до 79 лет с низким или средним уровнем доходов***.

Результаты измерений

Эффективность Проекта характеризуется динамикой индикаторов в регионах Проекта в сравнении с общероссийской.

Во всех регионах Проекта прослеживается положительная динамика индикаторов.

Так, наблюдается рост доли опрошенных, верно понимающих соотношение «риск – доходность»: чем выше доходность, тем выше риск потери денег. В регионах-участниках рост составил 3 п.п. (до 69% с 2015 по 2019 год), а в пилотных регионах – 8 п.п. (до 72% с 2013 по 2019 годы). По России в целом этот индикатор менялся незначительно (64% в 2013, 65% в 2015, 63% в 2019).

Индикатор 1: Понимание соотношения «риск – доходность» при выборе финансовых продуктов

В пилотных регионах наблюдается рост числа опрошенных, откладывающих некоторую сумму на непредвиденные расходы: рост составил 8 п.п. (до 38% с 2013 по 2019 год). В регионах-участниках этот показатель практически не изменился (+1 п.п. с 2015 по 2019 год). По России в целом в 2013 году доля давших такой ответ составляла 26%, в 2015 году она выросла до 33%, но в 2019 сократилась до 24%. 

Индикатор 2: Важность наличия некоторой суммы на непредвиденные расходы

В регионах Проекта растет доля тех, кто перед оформлением кредитной услуги сравнивает условия в разных организациях. Так, в пилотных регионах доля выросла на 5 п.п. (до 74% с 2013 по 2019 год), а в регионах-участниках – на 3 п.п. (до 63% с 2015 по 2019 год). По России в целом этот показатель остается на уровне 59%.

Индикатор 3: Понимание необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов

В регионах Проекта и по России в целом растет доля людей, знающих, куда обращаться, если их права в банке или страховой компании нарушены (Роспотребнадзор, ЦБ, судебные органы и др.). Наибольший рост наблюдается в пилотных регионах – 15 п.п. (до 47% с 2013 по 2019 год). В регионах-участниках рост составил 4 п.п. (до 44% с 2015 по 2019 года), по России в целом – 3 п.п. 

Индикатор 4: Знание о необходимых действиях при обнаружении обмана со стороны финансовой организации

Андрей Бокарев, руководитель проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности в Российской Федерации», директор департамента международных отношений Минфина России:

«Результаты исследования подтверждают эффективность нашей работы по повышению финансовой грамотности в регионах Проекта.

Сейчас эти регионы играют роль образовательных центров: на их площадках регулярно проходят мероприятия, где представители других регионов могут поучиться, перенять опыт, получить ответы на часто встречающиеся вопросы, узнать о сложностях, проблемах, связанных с повышением финансовой грамотности населения.

Уже сейчас практически во всех регионах проходят мероприятия в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности и Всероссийской недели сбережений, работают консультанты и тьюторы, прошедшие программу повышения квалификации и организующие обучение различных категорий граждан. Уверен, что кадровый, технологический, инфраструктурный и информационный потенциал, сформированный в регионах-участниках, поможет и дальше успешно тиражировать Проект по повышению финграмотности на другие российские регионы». 

Алексей Комисаров, директор по исследованиям, Аналитический центр НАФИ:

«По всем четырем индикаторам регионы Проекта демонстрируют лучшую динамику по сравнению с Россией в целом. Особенно это заметно в пилотных регионах (Калининградская и Волгоградская области), которые вошли проект с 2011 года. Регионы, вошедшие в Проект позже (7 регионов, регионы-участники) демонстрируют чуть меньший рост показателей, хотя их динамика также опережает среднероссийскую.

Падение доли россиян, которые стараются иметь «подушку безопасности» в 2019 году, объяснимо уменьшившимися реальными доходами населения по сравнению с 2015 годом. Тем не менее, в пилотных регионах и регионах-участниках Проекта этот показатель в 2019 году даже несколько вырос, что на общероссийском фоне выглядит хорошим показателем эффективности Проекта». 

Администрация Правительства Кузбасса

Схема

PPTX, 495 кб

Координационный совет (распоряжение)

DOC, 145 кб

Программа (распоряжение)

DOCX, 82 кб

Региональный центр финансовой грамотности (соглашение)

PDF, 1 мб

Финансовая грамотность — знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности с пониманием последствий своих действий.

Согласно отчету по исследованию «Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения» НАФИ, высокий уровень финансовой грамотности населения страны оказывает самое положительное влияние как на экономику государства, так и на уровень благосостояния и доходов его граждан: 

  • Повышает уровень пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков, 
  • Способствует увеличению числа добросовестных заемщиков, снижению кредитных и репутационных рисков банков. 
  • Повышает финансовое благосостояние благодаря рационализации семейного бюджета, увеличению горизонта планирования, развитию способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи.
  • Обеспечивает защиту от мошенничества, повышает финансовую безопасность граждан. 
Документы

Распоряжение «Об утверждении Программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области»

DOC, 47 кб

Программа повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области

DOC, 36 кб

План мероприятий по реализации Программы повышения финансовой грамотности населения Кемеровской области

DOC, 35 кб

Отчеты по реализации Программы просвещения населения Кемеровской области в области финансового рынка и инвестиций

2014 год

DOCX, 51 кб

2015 год

DOCX, 77 кб

2016 год

DOCX, 65 кб

2017 год

DOCX, 75 кб

Основы финансовой грамотности населения, навыки и стратегии

Финансово грамотными называют людей, имеющих достаточный уровень знаний и умений в сфере распоряжения денежными средствами. Она позволяет давать правильные оценки ситуации и принимать соответствующие решения. Рассмотрим основы финансовой грамотности населения в данной статье.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Финансовая грамотность включает в себя умение граждан распоряжаться своими денежными ресурсами. Они осознают ответственность за решения, которые принимают. Освоить подобные знания можно без особых затруднений. Базовые сведения на тему «основы финансовой грамотности» имеются в специальной литературе. Проводятся лекции и семинары. Как сделать первые шаги, а также, каково значение финансовой грамотности, рассмотрим далее.

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 — 2023 г. г.

Появление данного правительственного документа ставит целью рассмотрение того, что актуальность развития финансовой грамотности у населения имеет место. Особенно это важно в международном плане. Факторами, служащими основой для появления стратегии, являются:

  • возможность наступления кризисов;
  • усложнение финансовых продуктов;
  • несоответствие знаний населения динамике рынка;
  • обеспечение всеобщего доступа к информации.

В Распоряжении излагается состояние, в котором находится уровень финансовой грамотности, ставятся цели стратегии. А также указываются направления по реализации задач.

Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния

Повышению уровня финансовой грамотности населения способствует знакомство с основными денежными понятиями, навыки по применению их в жизни. Критерии оценки финансовой грамотности предполагают, что человек, правильно распоряжающийся своими средствами:

Финансовая грамотность включает в себя способность людей ориентироваться в финансовых продуктах, невзирая на степень их сложности. Они осознанно их приобретают. Граждане, имеющие навыки и теоретические знания, могут правильно применять инструменты страхования и накопления. Правительство содействует повышению уровня финансовой грамотности населения.

Информирование населения о вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг

Большинство жителей РФ распоряжаются деньгами по рекомендациям, а не анализируя имеющуюся информацию. Обучение финансовой грамотности требуется и по части прав потребителей при использовании денежных продуктов. Многие не знают, как их защищать, им требуется содействие по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Так семьи должны быть осведомлены банками об эффективных ставках по кредитам. А также о наличии защиты со стороны государства при потере денег в фондах инвестиций. При этом около 30% населения считает, что государство возместит убытки, допущенные из-за отсутствия их личной ответственности. Все эти аспекты требуют повышения финансовой грамотности населения.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Финансовая грамотность населения и ее уровень отражается на экономике государства. Недостаточность этой сферы влечет негативные последствия для общества. Зачем нужна финансовая грамотность, показывает уменьшение рисков невыплаты кредитов, числа случаев мошенничества, недобросовестности.

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности

В интернет имеются сайты, созданные с целью повышения финансовой грамотности населения.

  • Финаграм отвечает на массу вопросов по экономике. Банковская ассоциация РФ образовала также Финграм ТВ, где обучают денежной грамоте с нуля.
  • Система платежей Visa создала проект «Азбука финансов» для населения РФ.
  • Банки.ру — крупнейший ресурс РФ от сферы банковской системы. Имеется раздел «Банковский словарь» с объяснением терминов и рекомендациям.
  • Методические материалы по финансовой грамотности есть и на портале «Город финансов», образованном по федеральной программе.

Сотрудничество с финансовыми учреждениями

Взаимоотношения с банковской системой на практике тоже реализует основы финансовой грамотности. Подобные организации весьма заинтересованы в клиентах, которые обслуживаются сами, а также рекомендуют это своим знакомым. При таких обстоятельствах они являются партнерами людям, делающим сбережения.

Приоритетные целевые группы населения

Считается, что финансовая грамотность населения в РФ низка по уровню. Не так много людей могут ориентироваться в денежных, экономических продуктах, услугах. Критерии оценки финансовой грамотности выводились на основе мониторинга. Результаты свидетельствуют о том, что не все понимают принципы страхования вкладов, пользуются банковскими карточками. Лишь 11% имеют четкие представления относительно обеспечения своей старости.

Распоряжение Правительства № 2039-р от 25.09.17 указывает стратегию, по которой будет идти повышение финансовой грамотности. При этом выделяются целевые группы:

  • потенциал развития РФ;
  • средний доход и ниже, группа риска;
  • пенсионный возраст и лица, которым трудно дается повышение финансовой грамотности по состоянию здоровья.

Курсы по финансовой грамотности

Финансовая грамотность молодёжи и лиц любого другого возраста может быть повышена на курсах, проводимых в платной и бесплатной форме. Такие мероприятия организовываются при университетах и посредством частных инициатив, учебно-методических программ. Интернет предоставляет разнообразные ресурсы на тему: основы финансовой грамотности:

Занятия в интернет зачастую проводятся так, что человеку не нужно выходить из дома. Возможность освоить главные правила финансовой грамотности есть практически у всех.

Формирование финансовой грамотности школьников в ходе изучения русской литературы

Возможно ли почерпнуть требуемые сведения в литературных произведениях? Скорее всего, что да. Некоторые книги содержат в своих сюжетах описание правильных привычек по отношению к деньгам. А также методы повышения финансовой смекалки и опыт по успешному распоряжению средствами.

Подготовка граждан к жизни в старости

Федеральная программа включает разработку стратегий, по которым будет идти повышение финансовой грамотности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Так в Распоряжении Правительства по стратегии отмечена низкая информированность населения о защите прав по социальным пособиям. К задачам отнесены:

  • формирование у людей грамотного поведения;
  • значение финансовой грамотности — вырабатывание способности у граждан планировать свои средства;
  • формирование механизмов взаимодействия с государством.

Значение и необходимость финансовой грамотности для современного человека

Финансово грамотный человек отличается тем, что не склонен принимать необдуманные решения, которые могут плачевно отразиться на благосостоянии. Он обычно в письменной форме учитывает свои расходы и доходы, для чего иногда пользуется программами. Основы экономической грамотности предполагают обязательное наличие способности к подобному контролю.

При этом распоряжения денежными средствами приносят выгоду, а не убытки.

Уровень своего благополучия возможно не только стабилизировать, но и повысить. Из этого можно делать вывод: успешным называют не столько тех, кто имеет большие заработки, сколько сознательно расходующих. Такие люди обычно правильно вкладывают средства.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый?

Можно указать следующие признаки наличия или отсутствия грамотности при распоряжении своими доходами.

  • Безграмотный способен приобрести негодный кредитный продукт, навязанный ему спонтанным образом. Такие люди участвуют в пирамидах. Признак грамотности — осознать свои возможности и воздержаться от опрометчивых афер.
  • Малограмотные не получают эффекта прибыли от своих инвестиций, могут сделать ошибку при выборе пенсионных фондов. В это время более правильно — найти нужную экономическую информацию.
  • Человек может не увидеть своих преимуществ на рынке. Но если инвестировать осторожно, потребуется перечень всех вариантов, которые непременно следует изучить.

Негативным результатом является уменьшение заработка, дохода. Но грамотное лицо находит средства для того, чтобы отложить их на случай непредвиденных обстоятельств. Каждому необходимо накопить теоретические знания в области личных финансов. Ибо неграмотность пагубно отразится на будущей жизни в виде последствий.

Чтение специальной литературы посвящённой основам и принципам финансовой грамотности

Приобрести знания экономически грамотного человека можно посредством чтения содержащих нужную информацию книг. К примеру, «Как быть всегда при деньгах» П. Багрянцева содержит ряд практических советов, о которых не говорят в обычных учебных заведениях. Автор делится личным опытом своих финансовых достижений.

Не составит труда выбрать методику обучения из множества предлагаемых. Главные правила финансовой грамотности, а также различные тонкости в отношении к деньгам можно постичь в следующих источниках.

  • Труды по экономике.
  • Электронные книги о секретах финансовой психологии и на аналогичные темы.

Источники книг по приобретению финансовой грамотности для современного жизненного уровня — магазины и интернет. Способствуют обучению популярнейшая книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». В ней рассматриваются вопросы применения понятий активов и пассивов. Первые приносят деньги, их приобретают богатые люди. Вторые лишь расходуют средства.

Успешные миллионеры оказывают содействие повышению уровня финансовой осведомленности людей, для чего предоставляют рекомендации, советы, делятся опытом в виде точных цифр. Другая популярная книга, повышающая уровень финансовой грамотности, написана Б. Шеффером. Ее название — «Путь к финансовой свободе». Содержание включает описание начинаний в бизнесе, инвестициях и денежных взаимоотношениях, правилах распоряжения средствами.

Посещение семинаров, курсов и вебинаров по повышению уровня финансовой грамотности

Тренинг Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» рекомендуют всем начинающим осваивать экономическую и финансовую грамотность. Ознакомившись с данным курсом, можно научиться смотреть на деньги иначе, как видит их обеспеченный человек. Утверждение Р. Кийосаки заключается в том, что данный фактор грамотности включает следующее.

  • Знакомство с налоговым кодексом на уровне понимания.
  • Знание теории и практики бухучета.
  • Элементарный навык по составлению плана доходов и трат.
  • Приобретенное понятие о том, что такое деньги и как ими распоряжаться.

Обучиться у Р. Кийосаки можно всего за несколько недель. Успешный ученик способен не только повысить уровень финансовой грамотности, но и усовершенствовать приобретенные навыки на практике. Многие практически отдыхают с помощью экономических игр, которые предоставляет интернет.

Выработайте у себя правильные финансовые привычки

Базовые правила финансовой грамотности не ограничиваются лишь тем, что человек откладывает деньги с каждого заработка. Необходимо также:

  • освоить основы макро — и микроэкономики;
  • иметь представление о кредитных организациях;
  • уметь ставить перед собой стратегические задачи, цели, а также выполнять их.

Такие основы личного экономического развития применимы, как критерии оценки финансовой грамотности. Приобрести правильные привычки помогают следующие методы.

  • Контроль личных денежных средств, применение вспомогательных программ.
  • Устранение затрат, не имеющих смысла.
  • Выделение основных расходов (коммунальные платежи, еда), организация распределения средств.
  • Откладывание 10%.
  • Выделение части своих денег для инвестиций, приумножение средств.
  • Стратегия повышения финансовой грамотности, совершенствование навыков получения дохода.
  • Знакомство с изменениями в законодательстве РФ.
  • Принятие во внимание обеспечения своей старости.

Актуальность имеет правильное инвестирование средств. Примером является создание пассивного вклада, приносящего выгоду, но не связанного с основной деятельностью. Особенностью является образование нескольких источников для его обеспечения, что снижает риски денежных потерь.

Повышение финансовой грамотности — это также практическое применение полученных навыков и знаний. Не обязательно при этом существенно менять свою жизнь, увольняться с места работы. Дополнительный доход можно иметь без перехода к официальному предпринимательству. А именно — зарабатывать на активах, правильно распределять деньги. Основной доход при этом не будет потерян.

Каждый обязан усвоить истину, что именно человек управляет деньгами, а не они им. Личное экономическое развитие тормозится бессмысленными приобретениями, делающими мнимый статус, тратами. При этом вероятность достичь процветания уменьшается.

Полезные статьи

Финансовая грамотность · Министерство финансов

Принятие взвешенных решений и совершение эффективных действий в области управления личными деньгами – вот как можно охарактеризовать объёмное понятие «финансовой грамотности».

В современном мире финансово грамотным считается человек, который:

  • ориентируется в финансовой сфере,
  • ежемесячно ведет учёт расходов и доходов (как личных так и семьи),
  • живёт по средствам – без излишних долгов
  • создаёт сбережения,
  • финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии),
  • приобретает финансовые продукты и услуги на основе рационального и сознательного выбора,
  • способен защитить свои права потребителя финансовых услуг.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень личного благосостояния за счет грамотного распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Используя возможности инвестирования, сбережения, кредитования финансово-

грамотные люди принимают решения, которые позволяют внести положительный вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.

Обучение финансовой грамотности

Чтобы овладеть финансовой грамотностью, необходимо изучить её основные понятия, такие как личный финансовый план, накопление средств, финансовые инструменты и т. д. (в том числе страхование, пенсионное обеспечение, налоговая грамотность).

Поскольку школьное и профессиональное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, во многих странах мира предмет финансовой грамотности вводится в качестве самостоятельного или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах.

По мнению экспертов, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Государственная поддержка

В настоящее время Россия разрабатывает Национальную стратегию финансового образования в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализация которого начата Правительством Российской Федерации при поддержке Всемирного банка в июле 2011 года.

Проект реализуется в десяти пилотных регионах страны, в том числе в Архангельской области.

Правительством Архангельской области принята Региональная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Архангельской области, целью которой является содействие формированию разумного финансового поведения населения, его ответственного участия на рынках финансовых услуг и повышение эффективности защиты прав потребителей.

По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг все желающие могут обратиться на номер «Межрегиональной «горячей линии» бесплатной правовой помощи потребителям финансовых услуг» 8-800-500-13-80 и на cайт www.fgramota.ru в сети Интернет межрегиональной общественной организации «Кредитный правозащитник».

26 октября 2018, министерство финансов Архангельской области