Проблема бедности и богатства – Тема 6. Социально-психологические аспекты проблемы бедности и богатства

18. Причины социального неравенства. Проблема бедности и богатства.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство,

 неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: 

-укладом жизни (городское и сельское население),

-разделением труда (работники умственного и физического труда),

-социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д.

Все это ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть  возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж — это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Может ли существовать общество без социального неравенства? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности

. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус .Социальное неравенство — это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторыхнеравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения 

в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением 

лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

Проблема бедности и богатства.

Бедность — это состояние, при котором реальные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

—  экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли), 

—  социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости), 

—   демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье), 

—  социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий), 

—  образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка), 

—   политические (военные конфликты, вынужденная миграция), 

—    регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости оттого, насколько высок уровень экономического развития страны,

бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности». Порог бедности — это сумма денег официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют «уровнем бедности».

В России он получил дополнительное название —

прожиточный минимум. В социологии различают абсолютную и относительную бедность. Под относительной бедностью понимают невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране. Относительная бедность является сравнительной характеристикой в двух смыслах.  Во-первых, она показывает бедность относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами (слоями). Во-вторых, показывает бедность относительно некоторого стандарта. Нижней границей относит. бедности является прожиточный минимум или порог бедности, а верхней – приличествующий уровень жизни.

В конце XX века российские ученые стали различать два вида бедности:  1)традиционную бедность;

2)«новых бедных».

Примерами традиционной бедности могут быть одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды и престарелые. В группу новых бедных вошли слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям. Основную массу «новых бедных» составляют бюджетники — служащие и рабочие, занятые в государственном секторе (научные работники, преподаватели высшей школы, офицеры). Падение вниз обусловлено небольшой зарплатой на государственных предприятиях, полной безработицей и частичной занятостью. 

Таким образом, если к традиционным бедным относятся те, кто и в советском обществе считался бедными, то к новым бедным — те, кто ранее принадлежал к благополучным средним слоям, а в постсоветском обществе обеднел. Различие между старыми и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Старые бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных — интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Хорошее образование в цивилизованном и стабильном обществе — это мощный социальный лифт, помогающий людям подняться по социальной лестнице и получать высокие и относительно высокие доходы. В переходном обществе, когда происходит коренное изменение эконом. и соц. структуры, смена политических режимов, образование не может оплачиваться достаточно высоко. Поскольку подавляющая часть образованного населения в России трудится в госсекторе, а тот финансируется по остаточному принципу.

Другая отличительная черта новых бедных в том, что субкультура бедности, нормы жизни на «социальном дне», психология отчаяния не передается по наследству. Они делают всё, чтобы дать своим детям наилучшее из доступного им образование, воспитывают у них достижительную мотивацию, передают традиции и ценности российской интеллигенции. Это характерная черта только российского общества. Ни в одной стране мира бедные, во-первых, не расколоты на старых и новых, во-вторых, старые новые неспособны, при изменении ситуации, совершить быструю восходящую мобильность и сроки занять место в среднем. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция — как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворять первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность — это «намного больше чем деньги».

20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Причины этого противоречия следует искать, с одной стороны, в базисной сфере – в механизме воспроизводства самой экономической системы, с другой – в надстроечной области – государственном вмешательстве и создании соответствующих социальных, правовых и прочих институтов, призванных смягчать обостряющиеся противоречия.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. Поскольку в России за 70-90-е гг. проявлялась устойчивая тенденция к снижению этого показателя (с 80,6 до 65 %) и одновременно возросли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, то налицо обострение противоречия между владельцами такого фактора производства, как труд, и теми, кто владеет землей и капиталом. Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, децильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

На рис. 20.1, иллюстрирующем кривую Лоренца, биссектриса ОА отражает возможность равного распределения доходов. Реальное же распределение доходов показывает кривая ОА (кривая Лоренца). Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов: чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. В пореформенной России эта площадь испытывает прочную тенденцию к увеличению.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Как показывает кривая на рис. 20.2, соотношение денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 90-е гг. имело тенденцию к росту.

Аналогичную тенденцию испытывал коэффициент Джини. Он свидетельствует об уровне концентрации доходов населения. Если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю. Если же предположить, что весь доход концентрируется у одного человека, то коэффициент будет равен единице. Таким образом, реально коэффициент Джини складывается между 0 и 1. В современной российской экономике коэффиициент Джини повысился с 0,260 в 1991 до 0,375 в 1997 г. Это еще одно свидетельство существования и углубления противоречия между бедностью и богатством (рис. 20.3).

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства

Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью.

Эффективность есть получение обществом максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов.

Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

Другими словами, эффективность – экономический «пирог», а равенство – способ «нарезки» его на части. Встает вопрос: какое же распределение пирога считать справедливым? Экономическая теория выделяет три подхода к трактовке понятия «справедливость»: рыночный, утилитарный и эгалитарный.

При рыночном подходе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов («частей пирога»). Справедливость устанавливается самим рынком. Это означает, что ресурсы достаются тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и якобы поэтому наиболее рационально их использовать.

Утилитарный подход справедливым считает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитарный подход исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества («равные доли пирога»).

На деле эффективность и равенство вступают в конфликт. Эффективное производство («увеличенный пирог») не означает, что каждый получит равную с другими возросшую долю. Дело в том, что рыночная экономика не гарантирует автоматически всем членам общества достаточное количество пищи и одежды. На достижение более справедливого распределения экономических благ направляются правительственные программы, такие как социальная помощь, взимание подоходного налога и др.

Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного, рыночного распределения. В экономической теории существуют два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» подход и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй – на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

Важнейшими методами перераспределения доходов в смешанной экономике являются: государственная закупка товаров и услуг, государственные кредиты и субсидии, налоговое перераспределение, социальные выплаты и программы.

Государственная закупка товаров и услуг представляет собой форму государственного потребления. Этот способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли, способствует решению проблем занятости и благосостояния.

Государственные кредиты и субсидии предоставляются государством как юридическим, так и физическим лицам за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов относится к косвенному методу регулирования доходов. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и т. д.

Социальные выплаты и программы обусловлены циклическим развитием рыночной экономики, вызывающим безработицу и расслоение населения по доходам. Поэтому государство берет на себя выплату пособий по безработице, детских пособий, пенсий инвалидам и другие трансферты.

20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Причины этого противоречия следует искать, с одной стороны, в базисной сфере – в механизме воспроизводства самой экономической системы, с другой – в надстроечной области – государственном вмешательстве и создании соответствующих социальных, правовых и прочих институтов, призванных смягчать обостряющиеся противоречия.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. Поскольку в России за 70-90-е гг. проявлялась устойчивая тенденция к снижению этого показателя (с 80,6 до 65 %) и одновременно возросли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, то налицо обострение противоречия между владельцами такого фактора производства, как труд, и теми, кто владеет землей и капиталом. Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, децильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

На рис. 20.1, иллюстрирующем кривую Лоренца, биссектриса ОА отражает возможность равного распределения доходов. Реальное же распределение доходов показывает кривая ОА (кривая Лоренца). Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов: чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. В пореформенной России эта площадь испытывает прочную тенденцию к увеличению.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Как показывает кривая на рис. 20.2, соотношение денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 90-е гг. имело тенденцию к росту.

Аналогичную тенденцию испытывал коэффициент Джини. Он свидетельствует об уровне концентрации доходов населения. Если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю. Если же предположить, что весь доход концентрируется у одного человека, то коэффициент будет равен единице. Таким образом, реально коэффициент Джини складывается между 0 и 1. В современной российской экономике коэффиициент Джини повысился с 0,260 в 1991 до 0,375 в 1997 г. Это еще одно свидетельство существования и углубления противоречия между бедностью и богатством (рис. 20.3).

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства

Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью.

Эффективность есть получение обществом максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов.

Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

Другими словами, эффективность – экономический «пирог», а равенство – способ «нарезки» его на части. Встает вопрос: какое же распределение пирога считать справедливым? Экономическая теория выделяет три подхода к трактовке понятия «справедливость»: рыночный, утилитарный и эгалитарный.

При рыночном подходе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов («частей пирога»). Справедливость устанавливается самим рынком. Это означает, что ресурсы достаются тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и якобы поэтому наиболее рационально их использовать.

Утилитарный подход справедливым считает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитарный подход исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества («равные доли пирога»).

На деле эффективность и равенство вступают в конфликт. Эффективное производство («увеличенный пирог») не означает, что каждый получит равную с другими возросшую долю. Дело в том, что рыночная экономика не гарантирует автоматически всем членам общества достаточное количество пищи и одежды. На достижение более справедливого распределения экономических благ направляются правительственные программы, такие как социальная помощь, взимание подоходного налога и др.

Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного, рыночного распределения. В экономической теории существуют два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» подход и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй – на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

Важнейшими методами перераспределения доходов в смешанной экономике являются: государственная закупка товаров и услуг, государственные кредиты и субсидии, налоговое перераспределение, социальные выплаты и программы.

Государственная закупка товаров и услуг представляет собой форму государственного потребления. Этот способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли, способствует решению проблем занятости и благосостояния.

Государственные кредиты и субсидии предоставляются государством как юридическим, так и физическим лицам за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов относится к косвенному методу регулирования доходов. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и т. д.

Социальные выплаты и программы обусловлены циклическим развитием рыночной экономики, вызывающим безработицу и расслоение населения по доходам. Поэтому государство берет на себя выплату пособий по безработице, детских пособий, пенсий инвалидам и другие трансферты.

20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Причины этого противоречия следует искать, с одной стороны, в базисной сфере – в механизме воспроизводства самой экономической системы, с другой – в надстроечной области – государственном вмешательстве и создании соответствующих социальных, правовых и прочих институтов, призванных смягчать обостряющиеся противоречия.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. Поскольку в России за 70-90-е гг. проявлялась устойчивая тенденция к снижению этого показателя (с 80,6 до 65 %) и одновременно возросли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, то налицо обострение противоречия между владельцами такого фактора производства, как труд, и теми, кто владеет землей и капиталом. Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, децильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

На рис. 20.1, иллюстрирующем кривую Лоренца, биссектриса ОА отражает возможность равного распределения доходов. Реальное же распределение доходов показывает кривая ОА (кривая Лоренца). Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов: чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. В пореформенной России эта площадь испытывает прочную тенденцию к увеличению.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Как показывает кривая на рис. 20.2, соотношение денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 90-е гг. имело тенденцию к росту.

Аналогичную тенденцию испытывал коэффициент Джини. Он свидетельствует об уровне концентрации доходов населения. Если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю. Если же предположить, что весь доход концентрируется у одного человека, то коэффициент будет равен единице. Таким образом, реально коэффициент Джини складывается между 0 и 1. В современной российской экономике коэффиициент Джини повысился с 0,260 в 1991 до 0,375 в 1997 г. Это еще одно свидетельство существования и углубления противоречия между бедностью и богатством (рис. 20.3).

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства

Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью.

Эффективность есть получение обществом максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов.

Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

Другими словами, эффективность – экономический «пирог», а равенство – способ «нарезки» его на части. Встает вопрос: какое же распределение пирога считать справедливым? Экономическая теория выделяет три подхода к трактовке понятия «справедливость»: рыночный, утилитарный и эгалитарный.

При рыночном подходе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов («частей пирога»). Справедливость устанавливается самим рынком. Это означает, что ресурсы достаются тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и якобы поэтому наиболее рационально их использовать.

Утилитарный подход справедливым считает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитарный подход исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества («равные доли пирога»).

На деле эффективность и равенство вступают в конфликт. Эффективное производство («увеличенный пирог») не означает, что каждый получит равную с другими возросшую долю. Дело в том, что рыночная экономика не гарантирует автоматически всем членам общества достаточное количество пищи и одежды. На достижение более справедливого распределения экономических благ направляются правительственные программы, такие как социальная помощь, взимание подоходного налога и др.

Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного, рыночного распределения. В экономической теории существуют два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» подход и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй – на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

Важнейшими методами перераспределения доходов в смешанной экономике являются: государственная закупка товаров и услуг, государственные кредиты и субсидии, налоговое перераспределение, социальные выплаты и программы.

Государственная закупка товаров и услуг представляет собой форму государственного потребления. Этот способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли, способствует решению проблем занятости и благосостояния.

Государственные кредиты и субсидии предоставляются государством как юридическим, так и физическим лицам за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов относится к косвенному методу регулирования доходов. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и т. д.

Социальные выплаты и программы обусловлены циклическим развитием рыночной экономики, вызывающим безработицу и расслоение населения по доходам. Поэтому государство берет на себя выплату пособий по безработице, детских пособий, пенсий инвалидам и другие трансферты.

20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Причины этого противоречия следует искать, с одной стороны, в базисной сфере – в механизме воспроизводства самой экономической системы, с другой – в надстроечной области – государственном вмешательстве и создании соответствующих социальных, правовых и прочих институтов, призванных смягчать обостряющиеся противоречия.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. Поскольку в России за 70-90-е гг. проявлялась устойчивая тенденция к снижению этого показателя (с 80,6 до 65 %) и одновременно возросли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, то налицо обострение противоречия между владельцами такого фактора производства, как труд, и теми, кто владеет землей и капиталом. Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, децильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

На рис. 20.1, иллюстрирующем кривую Лоренца, биссектриса ОА отражает возможность равного распределения доходов. Реальное же распределение доходов показывает кривая ОА (кривая Лоренца). Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов: чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. В пореформенной России эта площадь испытывает прочную тенденцию к увеличению.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Как показывает кривая на рис. 20.2, соотношение денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 90-е гг. имело тенденцию к росту.

Аналогичную тенденцию испытывал коэффициент Джини. Он свидетельствует об уровне концентрации доходов населения. Если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю. Если же предположить, что весь доход концентрируется у одного человека, то коэффициент будет равен единице. Таким образом, реально коэффициент Джини складывается между 0 и 1. В современной российской экономике коэффиициент Джини повысился с 0,260 в 1991 до 0,375 в 1997 г. Это еще одно свидетельство существования и углубления противоречия между бедностью и богатством (рис. 20.3).

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства

Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью.

Эффективность есть получение обществом максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов.

Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

Другими словами, эффективность – экономический «пирог», а равенство – способ «нарезки» его на части. Встает вопрос: какое же распределение пирога считать справедливым? Экономическая теория выделяет три подхода к трактовке понятия «справедливость»: рыночный, утилитарный и эгалитарный.

При рыночном подходе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов («частей пирога»). Справедливость устанавливается самим рынком. Это означает, что ресурсы достаются тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и якобы поэтому наиболее рационально их использовать.

Утилитарный подход справедливым считает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитарный подход исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества («равные доли пирога»).

На деле эффективность и равенство вступают в конфликт. Эффективное производство («увеличенный пирог») не означает, что каждый получит равную с другими возросшую долю. Дело в том, что рыночная экономика не гарантирует автоматически всем членам общества достаточное количество пищи и одежды. На достижение более справедливого распределения экономических благ направляются правительственные программы, такие как социальная помощь, взимание подоходного налога и др.

Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного, рыночного распределения. В экономической теории существуют два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» подход и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй – на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

Важнейшими методами перераспределения доходов в смешанной экономике являются: государственная закупка товаров и услуг, государственные кредиты и субсидии, налоговое перераспределение, социальные выплаты и программы.

Государственная закупка товаров и услуг представляет собой форму государственного потребления. Этот способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли, способствует решению проблем занятости и благосостояния.

Государственные кредиты и субсидии предоставляются государством как юридическим, так и физическим лицам за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов относится к косвенному методу регулирования доходов. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и т. д.

Социальные выплаты и программы обусловлены циклическим развитием рыночной экономики, вызывающим безработицу и расслоение населения по доходам. Поэтому государство берет на себя выплату пособий по безработице, детских пособий, пенсий инвалидам и другие трансферты.

Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани»

Бедность и нищета миллиардов людей остается одной из глобальных проблем человечества и в XXI веке. В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который с 1993 года регулярно отмечается 17 октября. Эта дата была избрана не случайно. За пять лет до решения Генеральной Ассамблеи ООН, 17 октября 1987 года, в Париже, на площади Трокадеро, прошел митинг за соблюдение прав человека и ликвидацию нищеты, собравший около 100 тысяч человек. Его участники связали нарушения прав человека в современном мире с тем, что миллионы людей до сих пор вынуждены жить в нищете. Прежде всего, это касается стран третьего и четвертого мира — наименее развитых в экономическом отношении государств.

Несмотря на колоссальный научно-технический прогресс, сопровождавший мир в ХХ веке, социальное неравенство в современном мире только нарастает. Более того, усугубляется социальная дифференциация во всех странах мира, включая и развитые государства. Говоря более простым языком, бедные становятся еще беднее, а богатые — еще богаче. Так, по данным исследований, к началу 2016 г. в мире 62 самых богатых человека обладали таким же количеством активов, как и 3,6 млрд. человек — представителей беднейшей половины населения Земли. За последние шесть лет, с 2010 года, состояние 3,6 млрд. бедняков планеты уменьшилось на 1 триллион долларов США. Одновременно активы 62 самых богатых жителей планеты выросли в два раза и составили 1,76 трлн. долларов США. Пока мультимиллиардеры не знают, куда инвестировать лишние средства, миллиарды жителей планеты живут в бедности, сотни миллионов — в жуткой нищете, на грани выживания.

Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани»

До сих пор в мире очень остро стоит продовольственная проблема. Голод — это не что-то из далекого прошлого, а страшный компонент настоящего. О масштабах голода в современном мире написано большое количество и научной, и публицистической литературы, но неизживаемость этой проблемы заставляет политиков, общественных деятелей, социологов и журналистов возвращаться к ней вновь и вновь. От голода даже в наше время продолжают умирать люди, в том числе и маленькие дети — в Африке, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Общая численность регулярно недоедающих людей в современном мире оценивается почти в миллиард человек. Согласно докладу ООН, не менее 852 млн. человек страдают от голода. В современном мире свыше 1,2 млрд. человек, что составляет примерно пятую часть всего населения планеты, живет менее, чем на один доллар США в день. В 54% детских смертей в современном мире виновато недоедание. Такие выводы сделали специалисты Всемирной организации здравоохранения. Главная причина голода — не только в том, что в странах третьего и четвертого мира люди не получают должного количества денег, чтобы питаться на нормальном уровне, но и в природных условиях, не позволяющих эффективно заниматься сельским хозяйством и обеспечивать себя продовольствием из-за постоянных засух, наступления песков на саванну. Играют большую роль и многочисленные военно-политические конфликты, способствующие разрушению нормального хозяйства, пусть даже и слаборазвитого.

Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани»

Больше всего недоедающих и голодающих — в Тропической Африке. Именно этот регион считается эпицентром голода в современном мире. Причем количество голодающих в Африке имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению, что связано непосредственно с ростом рождаемости. Самая высокая в мире рождаемость — в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, Либерии, Сьерра-Леоне, Уганде, Демократической Республике Конго и ряде других африканских государств. Понятно, что все эти страны относятся даже не к третьему, а к четвертому миру, в который исследователи включают наименее развитые в экономическом отношении и наиболее бедные государства. Очень серьезно стоит продовольственная проблема в Северо-Восточной Африке, прежде всего в Сомали. Здесь постоянные засухи ставят миллионы людей на грань выживания.

Но не только Африку можно рассматривать как «голодный континент». Миллионы людей регулярно недоедают и голодают в странах Южной и Юго-Восточной Азии — в Непале, Бангладеш, в Индии, Индонезии, Пакистане. Здесь также наблюдается очень высокий уровень рождаемости в сочетании с прогрессирующей бедностью и усугубляющейся социальной поляризацией. Та же Индия, несмотря на то, что считается региональной державой и относительно развитой в экономическом отношении страной, проблему голодающих решить не в состоянии. Причины тому — очень высокая численность населения, высокий уровень безработицы в сочетании с наличием сотен миллионов людей, не имеющих образования и какой-либо профессиональной квалификации.

Несколько меньше общее количество недоедающих в странах Латинской Америки. Здесь «пояс голода» проходит, прежде всего, через андские страны, прежде всего Боливию и Перу, а также через страны «перешейка», прежде всего — Гондурас, Никарагуа, Гватемалу. В Карибском море «островом голода» является Гаити. Что касается стран Европы и Северной Америки, то проблема голода для них актуальна в наименьшей, по сравнению с остальным миром, степени. Здесь хроническое недоедание присуще лишь представителям отдельных социальных групп, «выпавших» из общества — бездомным, беспризорникам. На постсоветском пространстве проблема недоедания остро стоит в странах Центральной Азии — в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Однако, и в России хронически недоедают многие граждане, относящиеся к малообеспеченным слоям населения. В наименее выгодном положении находятся одинокие инвалиды и пенсионеры с невысокими пенсиями, многодетные семьи с низким уровнем дохода супругов, а также граждане, ведущие асоциальный образ жизни — бездомные, бродяги, хронические алкоголики.

Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани»

Проблема недоедания тесно связана с проблемой низких доходов населения. В странах третьего и четвертого мира большинство людей, даже найдя работу, вынуждены существовать на очень маленькие деньги, несравнимые с зарплатами даже неквалифицированных рабочих в развитых странах. В развитых странах понятие бедности в последние десятилетия все больше связывается с возможностью граждан реализовать доступ к базовой потребительской корзине, которая включает не только продовольствие, но и, к примеру, медицинские услуги. В некоторых странах Западной Европы критерием бедности уже становится отсутствие счета в банке со сбережениями. С другой стороны, в Российской Федерации под бедными понимаются граждане с доходами на грани и ниже прожиточного минимума, который, кстати, устанавливается государством. В обществе не прекращаются споры о том, насколько установленный прожиточный минимум соответствует реальной потребительской корзине, необходимой российскому гражданину для полноценной жизни.

Для современной России острой проблемой остаются низкие доходы населения. Первое десятилетие XXI века в Российской Федерации наблюдалось постепенное снижение количества граждан страны с доходами ниже прожиточного минимума. Так, если в 2000 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 42,3 млн. человек, т.е. 29% населения — фактически каждый третий россиянин, то в 2012 г. удалось выйти на самый низкий показатель — 15,4 млн. человек, что на тот период составляло 10,7% населения страны. Однако, затем вновь начался рост количества малообеспеченных граждан. Так, в 2016 г. 21,4 млн. человек, что составило 14,6 % населения, были отнесены к категории граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Следует также отметить, что в доходах россиян растет доля социальных выплат, осуществляемых государством.

Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани» В России остро стоит жилищная проблема. Подавляющее большинство граждан не может позволить себе приобрести жилье, в том числе и в ипотеку. Так, в 2012 году, еще до валютной инфляции, 81% населения России не имел средств, достаточных для приобретения жилья в ипотеку. Жилищная проблема тесно связана с целым рядом негативных для страны явлений. К примеру, она непосредственно влияет на уровень рождаемости в стране, поскольку молодые семьи, не имеющие собственного жилья или стесненные в жилищных условиях, часто именно по этой причине отказываются на время или совсем от рождения ребенка. Значительная часть населения страны, не имея возможности приобрести современное жилье, отвечающее необходимым требованиям, вынуждено проживать в ветхом и аварийном жилье, подвергая свою жизнь и здоровье опасности. Даже в некоторых крупных городах встречаются улицы и районы, лишенные элементарных удобств, к примеру — газа и центральной канализации, что говорить о сельской местности и малых населенных пунктах. Заканчивается срок эксплуатации у т.н. «хрущевок», строившихся для оперативного расселения людей из бараков. Но пока обновить жилищный фонд в должном объеме не получается, тем более, что строящееся новое жилье приобрести большинству граждан не под силу.

Решение жилищной проблемы лежит в спектре пересмотра роли российского государства в сфере строительства и распределения жилья. В 1990-е годы государство фактически самоустранилось от жилищного строительства, что привело к тотальной коммерциализации рынка жилья. Масштабы строительства и распределения социального жилья нельзя назвать сколько-нибудь значимыми. В России совершенно неразвита система некоммерческого найма жилых помещений, которая могла бы частично решить жилищные проблемы не только бедных слоев населения, но и благополучных граждан. Государство могло бы содействовать решению жилищной проблемы за счет регулирования цен на жилье эконом-класса, препятствуя спекулятивной деятельности в этой сфере. Наконец, государству стоило бы обратить ресурсы и на создание государственного (муниципального) рынка аренды жилья, цены на котором позволяли бы малообеспеченным группам населения на протяжении длительного времени арендовать жилые помещения.

Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани»

Высокий уровень бедности в России связан с колоссальной социальной поляризацией, которая начала расти в 1990-е годы и к настоящему времени достигает таких масштабов, которые ставят Россию в число мировых лидеров по социальному неравенству населения. За двадцать с лишним лет существования постсоветской российской государственности социальное неравенство в России увеличилось в четыре раза. Согласно докладу РАН, вышедшему в 2013 году под редакцией академиков С.Ю. Глазьева, В.В. Ивантера и А.Д. Некипелова, уровень социального расслоения между наиболее богатыми и наиболее бедными россиянами достиг 16:1, тогда как критическое значение расслоения это 10:1 и даже 8:1. Однако, решение проблемы бедности и социального неравенства невозможно без соответствующих регулирующих мер со стороны государства.

Академики С.Ю. Глазьев, А.Д. Некипелов и В.В. Ивантер в своем докладе предлагают в качестве одной из важнейших мер, направленных против социального расслоения, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное налогообложение существует во многих развитых странах мира и обеспечивает внушительные поступления в государственный бюджет, за счет которых финансируется, в том числе, и социальная сфера. В своем докладе ученые отмечают, что снизить число бедных в России и уменьшить социальное неравенство можно, если добиться повышения прожиточного минимума до уровня реальной стоимости базовой потребительской корзины, позволяющей реализовать потребности человека в питании, одежде, медицинском обслуживании и т.д.

Во-вторых, предлагается повышение минимального размера оплаты труда. В России сложилась уникальная для развитых стран ситуация, когда за чертой бедности могут находиться работающие граждане, включая специалистов с высшим образованием. Получается, что честно работающий и выполняющий свои профессиональные обязанности, часто требующие наличия высшего образования и высокой квалификации, гражданин оказывается не в состоянии обеспечить за счет своей заработной платы даже реализацию своих базовых потребностей. К числу работающих бедных в России до сих пор относятся многие работники сфер образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Это парадоксальная ситуация, когда работник культуры, образования или здравоохранения с высшим образованием и внушительным стажем работы по специальности получает заработную плату, которая ниже прожиточного минимума для работающих россиян.

Искоренима ли проблема нищеты, бедности и неравенства в современном мире и в России в частности? Что касается современного мира в целом, то сразу можно отмести даже надежды на ликвидацию нищеты и бедности в странах третьего и четвертого мира. Экономическая неразвитость, природные условия, высокий уровень рождаемости, политическая нестабильность — все эти факторы минимизируют надежды на решение проблемы социального неравенства в африканских странах, многих странах Азии и Латинской Америки.

В то же время, современная Россия обладает необходимым политическим, экономическим, культурным потенциалом для того, чтобы активно решать проблемы бедности и неравенства. Однако это требует соответствующей политики российского государства в экономике и в социальной сфере. Очень многое в экономической и социальной политике страны должно быть пересмотрено. Пока же экономические проблемы, испытываемые страной, не позволяют не только увеличивать объемы социальной помощи, но и сохранять их на прежнем уровне. В частности, в 2016 и 2017 гг. уже не будет индексироваться материнский капитал, который прежде каждый год увеличивался на 5,5%. Но, при этом, государство пока не рискует изменить фискальную политику, введя прогрессивное налогообложение, старательно избегает поднимать тему пересмотра итогов приватизации, отказывается вводить налоги на роскошь, т. е. не желает ущемлять интересы именно богатейших россиян в ущерб интересам многомиллионных масс населения, живущих на грани и за чертой бедности.