Примеры целеполагание: процесс, методы и 5 ошибок – Урок 2. Целеполагание

Содержание

Мастер-класс «Универсальные приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

МБОУ «Гимназия№5» имени Л.В.Усыниной

Учитель начальных классов Морозова Галина Петровна

Выступление на семинаре молодых педагогов

25.10.2018г.

Мастер-класс по теме: «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «целеполагание»

  • Познакомить с видами целеполагания.

  • Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса

«Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания».

Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил:

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…»

Актуальность этого высказывания несомненна, т.к. мы работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам и наша задача научить детей добывать знания, а не получать их в готовом виде. Нам надо развивать УУД . Сегодня мы будем говорить о регулятивных универсальных действиях.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов

Существует наука о целеполагании – матетика ,

Так что же такое цель ?

Великий русский учёный И.П.Павлов в своей работе «Рефлекс цели» называет процесс стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления «рефлекса цели» считает наличие напряжения в виде определённых препятствий: «Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы». 

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»

Существует несколько способов их приёма:

  • Опора на личный жизненный опыт;

  • Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

  • Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

  • Моделирование цели урока, введение понятия учебная задача;

  • Использование занимательного игрового материала;

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

1. Визуальные:

2. Аудиальные:

Рассмотрим некоторые из них.

Приёмы.

1. Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, урок по теме «Площадь прямоугольника»:

«Как найти площадь прямоугольного прямоугольника?»

План:

  1. Актуализировать знания о прямоугольнике.

  2. Определить, что умеют находить у геометрических фигур.

  3. Найти различия между периметром и площадью.

  4. Определить закономерность, сделать вывод.

  5. Тренироваться в нахождении площади.

Найти способ нахождения площади прямоугольника.

2. Работа над понятием

Предлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, Окр. мир 2 кл. «Многообразие растений». Дети объясняют, что слово «многообразие» обозначает — много; а значит цель урока — познакомиться с разными видами растений.

3. Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему и цель урока. При подводящем диалоге маловероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, а кто думает иначе?»).

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Учитель

Ученики

Прочитайте слова на доске.

Чем все эти слова похожи?

А чем слова отличаются?

Можем ли мы объяснить, почему так пишутся эти слова?

Какова цель нашего урока?

Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

Это существительные с шипящими на конце.

В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

Мы этого ещё не изучали.

Узнать, как пишутся существительные с шипящими на конце

4. Ситуация яркого пятна

Один из приёмов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

— После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм.

(Показывает модель см и дм)

Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

— Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы:

(Познакомить с новой единицей длины – метром,

узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)

— Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

5. Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый способ

Повторяется основа приема «Выделение предмета», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Домашние животные», предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах.

Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.

Второй способ

Загадываем детям ряд загадок или просто называем ряд слов, с обязательным неоднократным повтором. Анализируя этот ряд, дети определяют лишнее слово.

Урок окружающего мира по теме «Насекомые» можно начать так.
— Послушайте и запомните ряд слов:
собака, медведь, корова, енот, заяц, бабочка, кошка.
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Какое животное лишнее в этом ряду?

Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ, на основе которого формулируется учебная цель.

6. Домысливание

1. Предлагаем тему урока и слова «помощники»:

Повторить…..
Изучить….
Узнать…
Проверить…

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

2. На уроке русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаем детям продолжить ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока: изучить глаголы в будущем времени.

7. Фантастическая добавка.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.

8. Лови ошибку!

Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

9. Собери слово

Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку

В начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока. Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена, дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.

10. Проблема предыдущего урока:

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь вспомнить её.

11. Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Он учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Он — отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте.

Будущий писатель совершил кругосветное путешествие на учебно-грузовом судне. Он прошёл весь путь от юнги до капитана судна, также был штурманом. Ещё с детства писатель был отличным рассказчиком, поэтому долго думал над артистической профессией.

В 1914 г. он был сотрудником кораблестроительного завода. Через год юноша переехал в Архангельск, чтобы проверять исправность судов.

Вывод.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,

  • доступность, т. е. разрешимая степень трудности,

  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Практическая часть)

Задания для групп. К теме подберите приём целеполагания.

Используя название темы урока и проблемную ситуацию определить и записать цели урока с позиции ученика.

  1. Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»

— Прочитайте предложение:

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

-О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери).

К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)

-Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)

-Выделите окончания. (-е, -и)

-Что вас удивило? (слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями)

-Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь?

-Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

Кто же я такой, друзья? …(круг)

У круга есть одна подруга

Знакома всем её наружность.

Она сестра родная круга,

А называется… (окружность)

Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч,ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.

Как вы считаете: где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения)

Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.

Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.

Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).

Кто из ребят прав?

На доске записаны слова:

Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.

Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)

-Выделите окончания у этих имён существительных.

(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)

-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)

  • Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)

-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)

-В чём возникла трудность?

— Почему не можете выполнить вычитание?

Составление синквейна на слово «целеполагание», работа в группах, презентация

Синквейн.

— Что формировали?

— Назовите существительное?

— действие

— Опишите:  какое оно?

— регулятивное, новое, важное, нужное

— Какую функцию оно выполняет?

— организует, планирует, контролирует, оценивает

— Что формирует у младших школьников?

— Составьте фразу из четырёх слов.

— Формирует умение учиться самостоятельно.

— Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.

— Способ.

Люди – « Квадраты»

обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы.

« Квадраты»будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.

Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.

Люди – « Треугольники»,  настоящие «Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники»  частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения – неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.

Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё

в порядке не только у них самих, но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.

Примеры использования приемов целеполагания на уроках математики

Целеполагание – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах, это элемент планирования, предвидения способов выполнения действий.

В структуре урока этап целеполагания занимает ведущее место: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика в соответствии с новыми образовательными стандартами.

С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Могу предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в котором присутствуют следующие этапы:

  1. диагностика целей учеников;

  2. анализ и систематизация полученных данных;

  3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.

Урок математики в 5 классе (учебник И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович «Математика», Москва, 2012) Тема урока: Решение уравнений. Тип урока: урок изучения нового материала.

Учитель предлагает вспомнить:

Виды уравнений; основные правила решения уравнений.

  1. Что называется уравнением?

  2. Что такое корень уравнения?

  3. Какие из выражений являются уравнениями?

  4. Что значит решить уравнение?

  5. Как называются компоненты при сложении?

  6. Как найти неизвестное слагаемое?

  7. Как называются компоненты при вычитании?

  8. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  9. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  10. Как называются компоненты при умножении?

  11. Как найти неизвестный множитель?

  12. Как найти неизвестный делитель?

  13. Как найти неизвестное делимое?

Обучающиеся вспоминают основные определения, касающиеся линейных уравнений, аргументируют решения основных видов уравнений, изученных в 4 классе

b:3

a + 25 = 81

x – 135 = 226

117:y=9

150 – b = 75

5k-7

3x=15

2=2

Определяют, какие выражения относятся к уравнениям и поясняют почему.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на некоторые вопросы. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Уравнения».

Одним из важнейших приемов целеполагания с учетом требований ФГОС является прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Тема «Решение уравнений».

Учитель решает быстро уравнение:

(3x + 7) · 2 – 3 = 17

6x + 14 – 3 = 17

6x = 17 – 14 – 3

6x = 0

x = 0

Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат — внимательность и заинтересованность на уроке.

В заключение хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.

Целеполагание.Как правильно ставить цели.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ

Автор-составитель: Авдеева С.А., методист отдела образования

Целеполагание на уроке

Цель обучения — это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком — это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый результат.

  • Реальные.

  • Побудительные (побуждать к действию).

  • Точные.

Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Модель выпускника задает ведущие функции обучения, отражающиеся в его целях: обучающую; развивающую; воспитывающую.

Обучающая функция заключается в формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.

Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии). Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентации на учебную деятельность обучающихся, организация учебной деятельности на основе наиболее эффективных, с точки зрения их интеллектуальной и творческой эффективности теории и технологии: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина), проблемного обучения (А.Н. Матюшкина, М.И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется, прежде всего, системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпредметных качеств.

Вышеназванные функции обучения находят отражение в постановке преподавателем триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитывающей. Все три цели обеспечивают реализацию образовательной цели обучения.

Обучающие цели

урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми

В обучающей цели необходимо формировать цели соответствующие всем этапам урока:

Этап изучения нового материала:

«Изучить…» 1 урок;

«Объяснить …»;

«Дать понятие о …» 2 урок;

«Ознакомить…»;

«Формировать…».

Этап совершенствования и закрепления ЗУН:

«Закрепить знания (умения) учащихся …»;

«Усовершенствовать умения …. Знания, навыки…»;

«Формировать навыки учащихся…»;

«Расширить знания учащихся…»;

«Углубить знания учащихся…».

Этап повторения и обобщения учебного материала:

«Повторить …»;

«Обобщить…»;

«Систематизировать знания, умения…», «Привести в систему…».

Этап контроля:

«Проверить..»;

«Оценить..».

Обучающая цель должна указывать на каком уровне усвоения формируются ЗУН.

Эта цель предполагает формирование и развитие у учащихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности. Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?) Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»…

Формулировка развивающей цели:

Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.

2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Вместо этого учебные цели должны звучать так:

1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I.

2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

способствуют: воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять… навыки.

Эта цель предполагает формирование у учащихся социально – психологических и морально – нравственных качеств личности:

— воспитывать мировоззрение учащихся;

— — воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;

— воспитывать дисциплинированность добросовестность, ответственность, инициативность, нормы и правила поведения в учебном заведении;

— воспитывать морально – нравственные качества;

— формировать у учащихся экологическую культуру, экономическую культуру, эстетическую культуру, физическую, патриотическую культуру.

На уроке должна быть поставлена и развивающая цель.

Развивающие цели содействуют: формированию обще­учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Развитие рациональных приемов мышления

-развивать умение учащихся анализировать; развивать умение учащихся сравнивать; систематизировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причину следственной связи, абстрагировать (составлять технологическую карту), делать выводы.

Развитие различных видов мышления

-развивать логическое мышление учащихся, образное мышление, творческое мышление, техническое, технологическое, теоретическое, художественное, абстрактное.

Развитие конкурентоспособности личности, формирование качеств конкурентоспособности

— развивать интерес к предмету, умение работать с учебной (справочной) литературой, навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, стремление к самосовершенствованию.

Развитие познавательных процессов

— развивать внимание учащихся, воображение, восприятие, память, речь.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите­ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.

2. Аудиальные:

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:

  1. Повторить знания об имени прилагательном.
    2. Определить, с какими частями речи сочетается.
    3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе «Число и цифра 6».

hello_html_47424fa.png

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока «Дикие животные».

hello_html_5da410b.jpg

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока «Насекомые».
– Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».

(63 + 7)/10
24/(16 –  4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме «Деление на двузначное число» для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6         14 * 3
32 : 16         3 * 16
15 * 4         50 : 10
70 : 7           81 : 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»? «нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, «вится удивительным.  как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

 «На понимание и синтез»

Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Источники информации

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.

3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.

6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.

Интересное целеполагание: как превратить процесс постановки целей в интересную игру с помощью майнд-менеджмента

Представьте себе двух путешественников:

Первый имеет понятную карту, на которой отмечена его цель и проложен путь к ней. Каждый день он делает осознанные и выверенные усилия для достижения цели, вечером планирует путь завтрашнего дня, ночью набирается сил для очередного усилия. 

Второй путешественник такой картой целей не обладает, да и цель своего путешествия представляет себе «примерно». Он просто гуляет, «получая удовольствие от жизни». Кто из них с большей вероятностью получит лучший результат? На кого из этих путешественников чаще похожи мы?

В этой статье вы узнаете:
  • как процесс целеполагания сделать интересным;
  • как представить свои цели в виде обзорной интеллект-карты, которая будет помогать действовать;
  • как получать больше удовольствия от любой интеллектуальной работы с помощью алгоритма майнд-менеджмента.

Подробнее о майнд-менеджменте

Нельзя достичь целей, которых нет. Так мы устроены — сначала образ какой-то идеи появляется в нашей голове, а потом организм выделяет нам необходимую энергию для ее достижения. Если образа цели в голове нет, энергию для достижения мы не получим. Поэтому неплохо бы иметь карту достижения своих целей, которая помогает создать более четкий образ.

Проблема в том, что стандартный способ целеполагания в виде листа бумаги с записанными целями, почему-то, для многих является просто неинтересным. Мне часто приходиться видеть участников тренинга, которые долго не могут написать свои цели на чистом листе бумаги.

Например, вот что записывают участники тренинга в ходе групповой работы в течение 7 (!) минут, когда им дается задание написать цели условного идеального человека.

Цели идеального человека

Образы в голове после прочтения таких целей формируются туманно. И путь будет тоже, соответственно, как в тумане. Не видно пути достижения, нужна конкретика и детализация. И чтобы было поинтереснее. Чтобы каждый день можно было планировать и осуществлять следующий шаг. Чтобы получать еще больше удовольствия и результатов от своего жизненного путешествия. Так как же строить карту жизненных целей с помощью майнд-менеджмента? Принципы майнд-менеджмента
Принципы майнд-менеджмента

Майнд-менеджмент — это технология представления сложной информации в наглядном и понятном виде.

В основе майнд-менеджмента лежат два основных принципа интеллектуальной работы:

1. Включить как можно больше участков коры головного мозга:

Работа полушарий

В левом и правом полушарии находятся участки коры головного мозга, которые отвечают за разные психические функции. Чем больше участков коры головного мозга мы используем, тем проще нам решать интеллектуальные задачи, которые перед нами стоят. При этом в нашей культуре больше используется левое полушарие, а правое — меньше. Майнд-менеджмент помогает включить неиспользуемые возможности.

2. Использовать ассоциативные связи нейронной сети нашего головного мозга:

Нейронная сеть

Вся информация в нашей голове хранится в виде схем, или интеллект-карт. В русском языке есть даже специальное слово их обозначения — «образы». Когда мы «соображаем», то это обычно означает, что мы ясно себе представляем объект изучения. Когда мы говорим про кого-то, что он соображает, то это значит, что он отлично в чем-то разбирается, то есть умеет строить правильные образы.

Давайте посмотрим, как действует майнд-менеджмент на практике. 

Например, посмотрите на этот текст, который включает только левое полушарие и практически не задействует ассоциативность.

Клиенты недовольны системой отчетности по показателям продаж и складских запасов (© Барбара Минто «Принцип пирамиды»)

  • Отчеты составляются недостаточно часто.
  • Данные по складским запасам недостоверны.
  • Данные по складским запасам поступают с опозданием.
  • Данные по складским запасам невозможно сопоставить с данными о продажах.
  • Клиенты хотят, чтобы форма отчетов была улучшена.
  • Клиенты не хотят видеть в отчетах бесполезные сведения.
  • Клиенты хотят, чтобы вся отчетная информация была представлена в одном формате, без разделения на более важную и менее важную.
  • Клиенты хотят уменьшить количество собственных расчетов.

Все ли вам понятно? Сформировался ли у вас образ после прочтения этого текста? А если ту же самую информацию представить образно, так, чтобы включить ассоциативность и правое полушарие?

Пример

Такая схема понятна всем. Потому что наглядна и использует оба полушария. Потому что связана в виде древовидной интеллект-карты. Такой же, как наш головной мозг.

Теперь применим эту технологию для построения карты целей.

Строим карту целей с помощью алгоритма майнд-менеджмента
Карта целей

Более 95% людей считают вопрос «чего я хочу от своей жизни» очень непростым. И неудивительно. Появление этого вопроса в голове заставляет мозг работать на полную мощность. Ассоциативный механизм включается на максимум, фантазия играет и количество идей начинает просто зашкаливать. Вы сами это почувствуете, когда будете строить свою карту целей. Это как газовать в автомобиле, поставленном на нейтраль. Силы быстро заканчиваются, приходит желание отвлечься, например, сделать кофе, включить радио или телевизор.

Это происходит из-за того, что нарушается алгоритм майнд-менеджмента. Согласно этому алгоритму, сначала нужно создать хаос идей, а только потом структурировать их в понятную структуру. Сделать в голове это невозможно, так как объемы оперативной памяти ограничены.

Построим карту целей с помощью алгоритма майнд-менеджмента
1 и 2 этап. Рождение идеи и создание хаоса. Выделяем время на главное.

На первом этапе необходимо поймать удачную мысль. Принять решение воспользоваться благоприятной возможностью. Помните, когда в голову приходят самые гениальные мысли, связанные с работой? Правильно, в дУше. Или во время пробежки. Или в три часа ночи. В общем, в самый неудобный момент. А потом бывает сложно их вспомнить. Чтобы поймать хорошую идею, вам нужна решимость достать записную книжку или диктофон даже в самый неудобный момент.

На втором этапе необходимо выделить время и провести мозговой штурм по записанной на первом этапе идее, записав максимальное количество ассоциаций по теме. Любую мысль важно записать, чтобы потом структурировать. Лучше всего для этого использовать обычные стикеры или специальные программы (см. врезку). Например, в ходе семиминутного мозгового штурма на тренинге с помощью техники командного майнд-менеджмента группа построила вот такую карту, еще не имея шаблона для структурирования карты целей.

Итоги мозгового штурма

Построение карты целей с помощью стикеров и образов уже существенно ускоряет процесс построения карты целей. Но для структурирования результативной взаимосвязанной карты нужен понятный алгоритм.

Как определить основные области своей карты жизни?

Карта целей структурируется по областям жизни. Как их определить? Не такой уж простой вопрос, так таких областей много назвать очень много.

Области жизни

На меня, в свое время, большое впечатление произвел этот ролик Стивена Кови. Посмотрите его:

У каждого свои собственные «камни», которые можно положить в «чашу нашей жизни». Стивен Кови очень просто объясняет, чем отличается человек, который хочет быть успешным, от успешного человека. Первый хочет успеть все, второй сначала определяет, что он хочет успеть, после чего успевает самое главное.

Для того, чтобы стать успешным (от слова успеть), необходимо остановится и самостоятельно принять решение, на какие самые главные функции в своей жизни необходимо инвестировать свое ограниченное время. Для этого мне в своей время помог такой инструмент, как мемуарник (автор — Виталий Королев). Очень простая и всегда работающая технология. Необходимо раз в день в конце дня записывать главное событие дня. Потом недели. Месяца. Года. Ну и всей жизни. Если главного события дня не было, то необходимо себе в этом признаться. 

Для этого можно использовать вот такой шаблон:

Мемуарник

Технология работает всегда, в 100% случаев из 100%. 

Если в течение месяца вы каждый день будете заполнять мемуарник, то в конце месяца получите список основных областей (ключевых функций) своей жизни, которые можно положить в фундамент своей карты целей. Например, такой фундамент может выглядеть вот так:

Фундамент карты целей

3 этап. Структурирование идеи. Прокладываем маршрут

За восемь лет практики попробовал множество способов структурирования карты целей. В итоге лучшим на данный момент вариантом является функционально-проектный подход, когда карта структурируется на функции и проекты:

  1. Функция — область жизни, имеющая смысл, на поддержание которой регулярно выделяется время.
  2. Проект — система мероприятий, ограниченных во времени, улучшающих текущую или создающих новую функцию.

Функции могут разделяться на подфункции. Структурирование ветки происходит до тех пор, пока вы не получите конкретные мероприятия, которые можно запланировать в своем ежедневнике (или Календаре Outlook) и сделать.

Такие мероприятия для удобства мы рекомендуем разделить на два вида:

  1. Поддерживающее мероприятие — регулярное действие, которое можно запланировать в Календаре и сделать за один подход.
  2. Проектная задача — разовое, как правило, незнакомое действие, которое можно запланировать в Календаре и сделать за один подход.

Шаблон построения карты выглядит таким образом. Необходимо строить карту до уровня конкретных мероприятий:

Шаблон построения карты

Начинать заполнение шаблона я рекомендую с анализа мемуарника и определения основных областей своей жизни. Потом важно написать свое видение для каждой области. Важно, чтобы это была энергичная и краткая формулировка.

Например, вот так может выглядеть область целеполагания, связанная с целеполаганием в области семьи.

Семь

А вот так может выглядеть область карты целей, отвечающей за управление энергией:

Управление энергией

Для построения своей карты вы можете использовать шаблон построения карты целей Mindjet, который можно скачать отсюда.

Или можете нарисовать свою карту целей с помощью флипчарта и стикеров, используя логику построения карты из шаблона построения карты целей Mindjet, показанную выше.

4 этап. Действие и рефлексия. Измеряем полученные результаты, прокладываем маршрут

После того, как карта целей декомпозирована до уровня конкретных мероприятий, можно легко запланировать их в своем ежедневнике (или Календаре Outlook), и сфокусироваться на действии. При этом я рекомендую использовать старый западный принцип планирования:

Все, что должно быть сделано, планируется в Календаре.

Все, что попало в Календарь, должно быть сделано!

Чтобы отслеживать изменение целей, я рекомендую время от времени останавливаться и анализировать, всем ли областям жизни уделяется достаточное внимание. Это необходимо для того, чтобы не терять фокус внимания на главном. Ведь в текущей работе он часто теряется. Регулярный самоанализ позволяет уверенно приближаться к гармонии и балансу в своей жизни. 

Для оценки своего продвижения можно использовать специальные статусы для самооценки в шаблоне карты целей Mindjet (или можете придумать и создать свои собственные):

Статусы самооценки

После указания таких статусов на каждой функции или проекте, можно определить для себя приоритеты на текущую неделю или месяц: от чего-то отказаться, что-то добавить в свою жизнь. Например, так может выглядеть карта после фильтрации по функциям и проектам со статусом «Отложено»:

Карта после фильтрации

Например, при планировании своего следующего месяца можно отказаться от функции «Просмотр телевизора» и заменить его на отложенный проект, например, «Научиться рисовать». Без такого обзора и рефлексии принимать подобные решения в своей жизни гораздо сложнее.

5 этап. Получение результата. Жить интересно!

Самый главный этап алгоритма майнд-менеджмента. 

Построение карты целей и регулярная рефлексия позволяет измерить скорость своей жизни, и увеличить получение важных именно для вас результатов. Ведь это же ваша жизнь. И ваша карта целей.

Но эта технология не для всех. Часто построение обзора карты своих целей вызывает дискомфорт, так как становятся видны обделенные вниманием области жизни. Не всегда легко быть честным перед самим собой. Поэтому эта технология для решительных людей — которые принимают решение самостоятельно управлять своей жизнью. С интересом и удовольствием.

Дополнительно к этой статье рекомендую просмотреть мой вебинар по построению карты целей, который вы можете получить, заполнив форму в конце статьи.

Программы для построения интеллект-карт

Для построения своих интеллект-карт на компьютере я рекомендую использовать следующие программы:

  • Mindjet (ранее известен как Mindjet MindManager) — платная, одна из самых лучших программ для построения интеллект-карт с мощными возможностями синхронизации с другими приложениями. Лучше всего подходит для пользователей Windows.
  • ConceptDraw — платная программа, которая очень хорошо подойдет для любителей продукции Apple.
  • XMind — хорошая программа, имеющая бесплатную (достаточную для построения карт) и Pro-версию.
  • Comapping.com — хороший он-лайн сервис и программа российских разработчиков для совместной работы, есть возможность бесплатного использования.
Где еще можно применять майнд-менеджмент?
Где еще можно применять майнд-менеджмент?

Майнд-менеджмент является универсальной технологией решения любых интеллектуальных задачей. Чем более нестандартную задачу вам предстоит решить, тем больше вам подойдут технологии майнд-менеджмента.

Области применения

Мы считаем, что бизнес состоит прежде всего из правил игры, по которым играют сотрудники. Что нужно делать, а чего не нужно. Правила игры формируют образы поведения в головах членов организации. Например, все конфликты в организациях происходят по двум причинам:

  1. Кто-то (руководитель, коллеги, клиент, подчиненный и др.) считает, что я должен делать то, что, как считаю, я не должен делать
  2. Кто-то (руководитель, коллеги, клиент, подчиненный и др.) считает, что я не должен делать то, что я уже делаю.

Получается, что любой конфликт в организации происходит из-за того, что мы по-разному воспринимаем свои рабочие функции и проекты, т.е. в головах конфликтующих разные интеллект-карты.

Как сформировать команду единомышлеников (от слова мыслить едино, т.е. на основе единых схем) читайте в наших следующих статьях, а так же на нашей странице Facebook.

Договаривайтесь и делайте! 

Стройте свою карту целей и реализуйте ее на практике! 

Получайте больше удовольствия от решения сложных и интересных интеллектуальных задач!

Скачать шаблон, используемый мной для целеполагания.

Вы также можете получить запись моего вебинара, посвященного целеполаганию. Для этого Вам достаточно заполнить регистрационную форму (см.ниже), и мы вышлем Вам ссылку на ваш электронный адрес.

Характеристика типов целеполагания

Свободное целеполагание

Интегрированное

целеполагание

Жёсткое целеполагание

Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения взрослых и детей

Определение целей руководителями, педагогами

Определение целей руководителями, педагогами

Учёт достигнутых результатов

Учёт планируемых результатов

Учёт планируемых результатов

Ориентация на личные потребности

Ориентация на мотивы долга и учёт личных интересов

Ориентация на мотивы долга

Коллективная разработка плана действий по реализации цели

Коллективная разработка действий по реализации цели

Программа действий задаётся руководителями, педагогами

Для конкретных коллективов и условий их деятельности реальны все три типа целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава участников планирования, длительности существования коллектива, доступности содержания деятельности, а также мастерства руководителя и педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.

Во всех организованных объединениях на первом этапе общая цель, как правило, задаётся извне, организаторами работы или педагогами. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе. Но в дальнейшем возможен и важен переход от жёсткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.

Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогами при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельности: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства взрослых и детей.

3.3. Система целей и задач

Все рассмотренные типы целей организации и руководителя взаимосвязаны. Количество и разнообразие целей и задач школы, образовательного учреждения настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимосвязей невозможно обойтись. Руководителю, педагогу для этого целесообразно выстраивать «дерево целей», т.е. упорядоченную иерархию целей и задач. Один из аспектов этой системы можно представить схематично (см. схему 2).

Также возможно развернуть цель коллектива учащихся и родителей. При этом следует руководствоваться принципами, изложенными З.П. Румянцевой:

  • главная цель должна содержать описание конечного результата;

  • реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

Схема 2

Дерево целей

Цель директора

Цель зам. директора

Цель классного руководителя

Цель учителя

  • количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, иерархии её менеджмента;

  • при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;

  • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определёнными способами и в заранее установленные сроки.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, руководитель или педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция – это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели. Все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г. Гладких). Гармония, согласованность целей – это показатель успешного целеполагания участников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности–цель микрогруппы–цель малой группы (первичного коллектива) – цель школьной общности–цель социума;

2) перспективная цель группы – цель ближайшего этапа в работе – цель дела – цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания образовательного учреждения. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, конкретизация общей цели группового дела показана в схеме 3.

Количество уровней композиции и декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в учреждении структуры. Целевая модель школы является исходной базой и основанием для разработки системы планов.

Схема 3

Методическая разработка «Приемы целеполагания на уроках по ФГОС»

КГБОУ «Шарыповский кадетский корпус»

Методическая разработка педагога ДО Закурдаевой Н.А.

Целеполагание  на уроке ФГОС.
Некоторые приемы целеполагания.

Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.

В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.

К основным приемам целеполагания, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, и которые я использую на уроках информатики в 5-6 классах, я бы отнесла следующие:

  1. Визуальные:

  •  Мозговой штурм

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка. 

  1. Аудиальные: 

1.Мозговой штурм

Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.

2. Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Возможен прием «мозговой штурм».

Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как измерить объем информации?» возможен следующий план действий:

1.  Повторить знания о понятии «информация».

2. Определить, какие виды информации нам знакомы.

3. Узнать, какие единицы измерения информации существуют.

4. Решить конкретные задачи по подсчету объема информации.

Это сформулированы конкретные учебные цели с помощью учащихся.

3. Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре» (или в Интернете).

Например, темы уроков «Спряжение глаголов» (для уроков русского языка), «Виды памяти компьютера» (для уроков информатики). Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник», «Гиперссылка».


4. Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Далее ставится цель.

Например, разговор в 5 кл. о постоянном смене носителей информации в семье (от дискеты …. до съемного жесткого диска). Почему сейчас мы не можем уже пользоваться дискетами или дисками CD? С чем это связано?


Подводящее задание №1 к теме «Измерение информации», «Информационный объем носителей»: Распределите носители информации по возрастанию их емкости


Подводящее задание №2:

5. Прием «Яркое пятно»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Пример для урока математики.

Пример «Яркого пятна» для урока информатики к теме «Внутренние устройства ПК»:

  • Материнская плата,

  • процессор,

  • оперативная память,

  • жесткий диск,

  • видеоадаптер,

  • звуковой адаптер,

  • сетевая карта,

  • дисковод и CD-ROM,

  • принтер,

  • коммуникационные порты.

6. Домысливание
Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

Пример№1: Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагается ряд выражений и ставится вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление? »

(63 + 7)/10

24/(16 – 4 * 2)

(42 – 12 + 5)/7

8 * (7 – 2 * 3)
Пример №2

Тема урока информатики «Как мы воспринимаем информацию.

Домысливание цели урока с использованием схемы, рисунка, фотографий:

7. Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.

Основанием классификации могут быть внешние признаки или одинаковые функции.

1.Пример рисунка к теме «Передача информации»:


2.Пример рисунка к теме «Клавиши. Клавиатура». Вопрос к классу: «Почему ряд клавишей имеют разную цветовую заливку?»

8. Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

1 Какие предметы лишние? В каком ряду? Почему?

2 Найди ошибки:

3 Прием можно использовать через слуховое восприятие. Второй вид.

Задаётся ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее, и формулируется учебную цель.

9. Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на уроке математика по теме «Деление на двузначное число» для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:

15 * 4

50 : 10

70 : 7

81 : 27

  • 12 * 6

  • 14 * 3

  • 32 : 16

  • 3 * 16


10. Проблема предыдущего урока.
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Пример: Сравните (поставьте знак отношения):

а) 200 байт и 0,25 Кбайта,

б) 3 байта и 24 бита,

в) 15360 бит и 1,5 Кбайт,

г) 1024 бит и 1 Кбайт,

д) 8192 байта и 1 Кбайт.

Если возникнут у большинства ребят вопросы по данному заданию, то решение этой проблемной ситуации будет целью на следующем уроке.

11. Другие приемы целеполагания на уроке:

  • Кроссворды

  • Загадки (отсроченная загадка – ответом будет изученный новый материал.)

  • Найди ошибку — Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   музыкального произведения  и терминов, а ребенку осознать важность внимания.

  • Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников, композиторов.

  • Картинная галерея.

  • Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  музыки  фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо одного литературного или музыкального  героя  к другому и т. д.

  • От рефлексии к целеполаганию Организация рефлексии предполагает определение целей дальнейшей работы субъекта обучения.

  • Скрытая ошибка. На этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо учитывать и знать, чтобы ошибку исключить.

(См. книгу «101 педагогическая идея. Как создать урок»)

 

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

3

Цели и целеполагание: выбор между модой и здравым смыслом

Тяга и постоянное стремление к успеху – это то, что нам навязывают со школьной скамьи. Закончить школу, поступить в институт, найти хорошую работу, создать семью – эти шаблонные цели преследуют нас повсюду.

Казалось бы, в этом нет ничего плохого, но такое агрессивное целеполагание иногда может навредить. В чем причина? Она в том, что все люди разные и просто не существует одной единственной методики, которая принесет всем без исключения счастье и благополучие. Но почему-то об этом часто забывают те, кто идут на очередной тренинг коуча-самоучки, пророчащего “мерседесы” за месяц.

Почему к целеполаганию нужно относиться осторожно?

Поиск цели и целеполагание должны использоваться крайне осторожно, ведь можно навредить человеку: неверная стратегия построения собственной жизни может привести к провалу и разочарованию в жизни.

Цели и целеполагание, если оно основано на внутренних ценностях, необходимы для саморазвития, вот только пределы саморазвития не определены. Для кого-то предел саморазвития – это получение технической специальности, а кто-то строит планы на получение Нобелевской премии. При этом желающих получить Нобелевскую премию намного больше, чем тех людей, которые могут объективно стать ее обладателями.

А неправильное направление вектора саморазвития и постановка “навязанных” целей может значительно навредить человеку, поведет его по неправильному пути.

Именно поэтому постановка цели (целеполагание) обязательно должна проводиться осознанно, соответствовать реальным возможностям и способностям людей.

цели и целеполагание

Проблемы целеполагания: как не попасть в ловушку модного течения?

Успешные и талантливые люди заражаются идеями самосовершенствования, они слепо верят в заоблачные идеалы, превращают свою жизнь в погоню за мифическими мечтами вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться каждым прожитым днем. В чем же проблемы целеполагания? Давайте разберем их поочередно.

Каждый человек может повторить успех другого

Приверженцы современной теории саморазвития считают, что любой человек может стать успешным, а недостижимых целей попросту не существует. На практике это означает, что каждый из нас может стать президентом страны или полететь в космос, если приложит определенные усилия для осуществления своей цели. “Середнячком” быть даже как-то зазорно. Естественно, что такой пример является несколько утрированным, но из него понятна вся суть транслируемого сегодня отовсюду “саморазвития”.

На деле же у каждого из нас имеются определенные навыки и склонности, данные нам от природы.

Один человек умеет хорошо заниматься сельским хозяйством, другой талантлив в кулинарии, третий склонен к изобретениям. У любого человека есть набор качеств, при правильном развитии которых он сможет преуспеть в своем деле больше других. Именно в таком ключе нужно рассматривать свою способность к целеполаганию, поскольку неправильный выбор цели неминуемо приведет к разочарованиям, даже если (вдруг) цель будет достигнута. Подумайте, в чем вы можете преуспеть и быть полезным обществу, что приносит вам лично удовлетворение – после чего развивайте эти таланты.

Подмена желаний и целей

Особо ярко эту ошибку можно увидеть на примере молодых людей в возрасте 25-35 лет, которые после школы выбрали для себя модные профессии юриста или экономиста. Да, некоторые из этих специалистов действительно хорошо устраиваются в жизни благодаря своим талантам или обстоятельствам, но подавляющее большинство молодых людей не смогли найти себя и вынуждены были переквалифицироваться. Много молодежи 10-15 лет назад пошло по пути следования модным тенденциям – они выбрали профессию не по своим способностям и здравому смыслу, а пошли за модным веянием. За них выбор сделало общество, которое считало эти специальности успешными. Некоторые современные теории целеполагания – продолжение этой же ситуации.

Здраво оценивайте свою способность к целеполаганию, живите своими истинными желаниями и целями.

Если для вас идеал – семья и вы мечтаете о ребенке, то бесполезно пытаться строить карьеру, которой нужно будет посвятить все свое время. Идите к той цели, которая соответствует вашим ценностям (дом-семья, в этом случае) и стройте свою личную жизнь. Возможно именно семья станет смыслом жизни, вашим успехом и славой. И не исключено, что материнство откроет в вас новые ценности и способности.

Тяга к ложной гармонии

Мораль современного общества твердит, что человек должен быть гармоничным во всех сферах жизни: в работе, деньгах, карьере, любви, развлечениях, а также во многом-многом другом. Не допускайте никому навязывать себе мысли, что целеполагание в жизни основано именно на гармонии всех сфер, и вы просто обязаны приложить все усилия, чтобы у вас получился равномерный успех во всех этих сферах.

Это – ошибка! Баланс удовлетворенности каждой сферой жизни всегда меняется. И ваша задача – не достигнуть полной шкалы единовременно во всех, а уделить внимание тем сферам, которые требуют работы над ними.

цели и целеполагание

Каждый сам выбирает себе приоритеты в жизни. Для кого-то жизненный комфорт будет в карьерном росте, кто-то проведет всю жизнь в развлечениях, для кого-то смыслом всего станет любовь. Поэтому не стоит добиваться гармонии во всем: выберите себе приоритеты по душе, отталкиваясь от своего состояния в настоящий момент, и следуйте им.

Целеполагание в жизни должно использоваться крайне осторожно: если войти в кураж и четко следовать не тем его принципам, то можно серьезно навредить себе. Не слушайте доморощенных психологов, не верьте слепо Интернету, слушайте себя, ставьте цели, в которых уверены.