Повышение финансовой грамотности школьников – экономический профиль — Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Российским школьникам необходимы задачники по финансовой грамотности

Дискуссия состоялась 15 января на Гайдаровском форуме-2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», партнером которого является Группа компаний «Просвещение».

Участники дискуссии рассказали о проектах, направленных на повышение финансовой грамотности разных групп населения.

По мнению Анны Зеленцовой, стратегического координатора проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», финансовая грамотность играет важную роль в преодолении бедности. Конечно, залог всеобщего благосостояния – это рост экономики, но причиной бедности зачастую становится неумение человека распоряжаться личными финансами.

Как отметила Гузелия Имаева, директор Национального агентства финансовых исследований, в зоне риска оказывается молодое поколение. Семья не является транслятором установок финансовой грамотности – как показал прошлогодний опрос с участием 85 тыс. респондентов, в 70% семей родители не поднимают эти темы в общении с детьми. А система образования, по ее мнению, лишь движется к тому, чтобы прививать детям правильные стратегии финансового поведения.

Впрочем, как сообщил директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон, в течение нескольких лет выпускаются пособия по финансовой грамотности для школьников, а учителя из разных регионов повышают квалификацию для ее преподавания.

Главный редактор издательства «Просвещение» Надежда Колесникова рассказала, что если раньше обучение финансовой грамотности считалось прерогативой основной и старшей школы, то сегодня запрос на такие программы зафиксирован на уровне начальных классов и даже детского сада. «Просвещение» готово на этот запрос ответить.

Она также напомнила, что задания по финансовой грамотности были впервые включены в международное исследование качества образования PISA в 2012 году, и российские 15-летние школьники продемонстрировали результаты выше среднего. В числе причин, по мнению Надежды Колесниковой, – хорошая математическая подготовка, необходимая для выполнения этих заданий, а также здравый смысл, которого у наших детей достаточно.

Благодаря инициативам Минфина России и Центрального банка России сегодня в школах немало учебной литературы по финансовой грамотности, считает главный редактор «Просвещения». Единственное, что школы просят в дополнение к имеющимся материалам, — задачники, дающие возможность детям применять знания в реальных жизненных ситуациях. «В школьном возрасте дети еще не сталкиваются со сложными финансовыми ситуациями, но они должны быть к ним готовы – уметь о них размышлять и принимать правильные решения», — подчеркнула Надежда Колесникова, пригласив всех присутствующих поучаствовать в работе над новыми задачниками.

План мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся

ПЛАН

мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся государственного учреждения образования «Комаринская  средняя школа» на 2019/2020 учебный год

Цель проведения:

-расширить знания учащихся о финансах, их роли в жизни человека и общества;

-воспитывать уважительное отношение к деньгам и финансам;

-формировать умения учащихся обращаться с деньгами, вести учет доходов и расходов, составлять личный финансовый план;

-дать представление о финансовых отношениях и финансовых институтах общества.

№ п/п

Название мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1

Популяризация Единого Интернет-портала финансовой грамотности учащихся (www.fingramota.by)

В течении учебного года

Классные руководители 4-11 классов

2

Размещение информационных материалов по финансовой грамотности на стендах и на сайте учреждения образования

В течении учебного года

Администрация

3

Анкетирование по вопросам финансовой грамотности

Ноябрь 2019

Педагог-психолог

4

Изготовление и распространение буклетов по финансовой грамотности

Декабрь 2019

Педагог-организатор

5

Проведение тематических дней в учреждении, викторин с участием представителей банка

В течении учебного года

Администрация, педагог-организатор

6

Проведение интерактивной игры «Колесо истории» (V – X классы)

Январь 2019

Педагог-организатор, библиотекарь

7

Внеклассное мероприятие «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»

(1 – 4 классы)

Февраль  2019

Классные руководители

9

Проведение классных родительских собраний с рассмотрением вопроса «Дети и деньги»

Декабрь 2019

Классные руководители

5-9 классов

10

Бизнес-игра «Банкиры» (10  класс)

Март 2020

Педагог-организатор

11

Квест по финансовой грамотности « Юный финансист» (   2-5  классы)

Апрель  2020

Классные руководители  1-5 классов

12

Олимпиада по финансовой грамотности

Май,2020

Администрация

Заместитель директора по УР                                                    Петрусевич Т.М.

Учителя смогут бесплатно пройти курс по обучению школьников финансовой грамотности

Учителя смогут бесплатно пройти курс по обучению школьников финансовой грамотности
21 Января 2020

В рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» консультационная компания ПАКК начала набор на новый курс для педагогов «Интерактивные форматы в финансовом воспитании школьников 5-8 классов».

Обучение на курсе бесплатное. Оно рассчитано на педагогов любого уровня подготовки, которые занимаются или планируют заниматься финансовым просвещением учеников 5-8 классов.

На курсе педагоги познакомятся с разработанными компанией ПАКК сценариями мероприятий для школьников 5-8 классов и научатся их применять. Все сценарии можно использовать как для проведения отдельных событий (смен в пришкольном лагере, фестивалей, дней финансовой грамотности) в школе, так и встраивать в дополнительные занятия или уроки. Кроме того, участники узнают об особенностях использования интерактивных форматов (деловые игры, интеллектуальные шоу и др.) в финансовом просвещении.

Курс будет длиться два месяца и пройдет в два этапа: дистанционный, в ходе которого участники познакомятся с разработанными сценариями, и практический, когда нужно будет провести мероприятие для школьников. По итогам, все обучающиеся получат сертификат и материалы курса.

Обучение первого потока стартует 10 февраля 2020 года.

Зарегистрироваться для участия и узнать более подробную информацию о курсе можно на сайте.

Справка: проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель — повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода — активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем — экономически активное население).


Назад

Финансовая грамотность в школе

Финансовая грамотность в школе
14 Сентября 2018

На «круглом столе» в рамках Московского финансового форума представители Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» и эксперты обсудили наиболее эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных государственных учреждениях.

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2018 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. И вот уже в новом учебном году школьники будут изучать финансовую грамотность в новом качестве — как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и уже в этом учебном году регионы получат порядка 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов.

Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности рассказала порталу «ИНМФО», как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников.

— Кто будет преподавать в школах финансовую грамотность на постоянной основе – откуда придут кадры, кто и где будет их готовить?

— В рамках Проекта Минфина России на базе ведущих российских вузов — НИУ «Высшая школа экономики», экономического факультета МГУ и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации — созданы методические центры для обучения учителей школ, преподавателей вузов, консультантов-методистов с региональной сетью по всей стране.

Благодаря Проекту к настоящему времени подготовлено около 19 000 преподавателей по финансовой грамотности — это действующие учителя, преподаватели вузов и СПО, студенты педагогических специальностей. До конца 2019 года обучение в области финансовой грамотности пройдут более 38 000 педагогов.

Открытый урок 2.jpg

— Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?

— К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый — вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.


Екатерина Лавренова проводит открытый урок по финансовой грамотности с представителями Всемирного банка в московской школе в январе 2018 года 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в России проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.

В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс. В 2018–2019 гг. в регионах будет распространен уникальный тираж — более 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов по финансовой грамотности.

Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России. Каждый учебно-методический комплекс включает в себя дополнительные образовательные программы, материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей и информационно-публицистические материалы для родителей. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей действуют на базе федеральных и региональных методических центров.

Елена Мальцева

Источник: ИНМФО


Назад

В стране впервые пройдет Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности для школьников

В стране впервые пройдет Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности для школьников
20 Января 2020

В 2020 году впервые пройдет Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности, участниками которого станут 8000 школьников. Им предстоит преодолеть несколько раундов коммуникативных и финансовых боев во время муниципальных, региональных и федерального этапов. Презентация чемпионата состоялась на конференции в Москве 17 января.

Новая инициатива в рамках проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности уже прошла апробацию в регионах: проведено более 500 турниров на предварительном этапе, в которых приняли участие больше 6000 человек. Планируется провести не менее 45 муниципальных и не менее 15 региональных этапов.

Всего в соревнованиях основного этапа чемпионата поучаствуют больше 450 школьных команд из 15 регионов-участников чемпионата: Алтайского края, Архангельской, Волгоградской, Воронежской и Кемеровской областей, Краснодарского и Красноярского края, Нижегородской, Омской и Пензенской областей, республики Калмыкия, Санкт-Петербурга, Саратовской области, Ставропольского края и Томской области. Финал, в котором за чемпионство будут бороться лучшие, пройдет в августе этого года во Всероссийском детском центре «Орленок».


Выступая на конференции, руководитель дирекции чемпионата Денис Лозинг рассказал об особенностях проведения таких соревнований и обратил внимание, что их главная задача — «не только повысить уровень финансовой грамотности школьников, но и заинтересовать их этой темой благодаря новым современным форматам». По его словам, специально для чемпионата по финансовой грамотности был разработан учебно-методический комплект.

Советник директора проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности Екатерина Лавренова отметила, что технология проведения коммуникативных и финансовых боев уже доказала свою эффективность и получила положительный отклик как со стороны детей, так и со стороны педагогов.

По словам Дениса Лозинга, в рамках чемпионата будет работать Школа подготовки вожатых, главная цель которой — обучить специалистов для проведения образовательных программ по финансовой грамотности в детских центрах и загородных лагерях. К настоящему моменту на обучение зачислено около 1300 человек, не исключено, что будет и дополнительный набор.


Он также рассказал, что по итогам чемпионата планируется создание рейтинга знатоков финансовой грамотности в качестве средства мотивации детей. Кроме того, есть планы по формированию реестров вожатых, прошедших подготовку по специальным программам обучения финансовой грамотности, и педагогов, специализирующихся на игровых практиках.

Екатерина Лавренова поддержала необходимость проведения такой работы. Она обратила внимание, что потребность в таком предмете, как финансовая грамотность, сегодня достаточно высокая. По ее словам, хороший потенциал для финансового просвещения детей есть у детских центров, да и в целом система образования дает много возможностей для того, чтобы интегрировать программы обучения финансовой грамотности в различные образовательные пространства.


На презентации Чемпионата в Москве прошли показательные выступления по коммуникационным и финансовым боям. В них приняли участие ученики московской школы №293. В коммуникативных боях команды 10-классников отстаивали свою точку зрения на различные финансовые вопросы. Например, одному из участников нужно было убедить оппонента в том, что каждый член семьи, включая школьников, должен вести личный бюджет. Представитель другой команды пытался отстоять противоположную позицию. Дискуссию оценивали по качеству аргументов, форме дискуссии и готовности к диалогу.

Во втором туре командам предстояло сразиться в финансовом бою. Они защищали свои решения кейса «Как быстро семья отдаст долги, взятые на покупку новой мебели, если сократит свои повседневные расходы на 10%». Их соперники старались задавать вопросы, ответы на которые привели бы к потере очков первой командой.

Ректор АНО ИДПО «Международный финансовый центр» Петр Кирюхов отметил значение таких мероприятий, как чемпионат, для детей. Он сказал, что молодежь очень ответственно относится к участию в соревнованиях, которые оказывают влияние в том числе и на развитие их личности. «Они учатся достойно проигрывать, анализировать свои ошибки, не сдаваться и идти дальше в трудных ситуациях», — подчеркнул он.


Советник директора проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности Анна Зеленцова обратила внимание на то, что финансовая грамотность — это один из ключевых навыков в современном мире, именно поэтому особое внимание при реализации проекта уделяется детям и молодежи, которым предстоит в этом мире жить.

«Они уже живут в мире гораздо более сложном, чем тот, в котором в их возрасте жили мы. Что из финансовых инструментов было у нас в школьном возрасте? Монеты, наверное, и купюры в виде карманных денег. Сейчас дети уже с раннего возраста делают онлайн-покупки, онлайн-платежи. Они часто оставляют, не замечая этого, свои персональные данные в соцсетях», — отметила она, добавив, что, по данным международных исследований, у российских школьников часто возникают трудности именно с финансовой грамотностью в цифровой сфере.


По ее словам, именно поэтому важно внедрять элементы финансовой грамотности в школьную программу и использовать их в рамках дополнительного образования. Первые знания дети должны получать в семье, однако взрослые и сами не всегда бывают финансово грамотными. Поэтому школа в этом случае выступает институтом социального выравнивания, где ребенок может получить тот опыт, которого у него не было в семье.

Подробнее с информацией о I Всероссийском чемпионате по финансовой грамотности и его мероприятиях можно ознакомиться на официальном сайте. 

Справка: проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель — повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода — активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем — экономически активное население).


Назад

Статья: Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования

УДК 378.1

М.Ю. Шумкова, Н.А. Агеева
МБОУ «Гимназия № 12»,  Ленинск-Кузнецкий
E-mail: [email protected]

                                               E-mail: [email protected]

Формирование финансовой грамотности

как средство успешной социализации учащихся

 при получении среднего общего образования

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности            «Основы        финансовой     грамотности»         учителей

 МБОУ «Гимназии № 12», а также рассматриваются способы и приемы работы со старшеклассники при организации занятий по данному курсу.

        Финансовая грамотность, социализация учащихся, среднее общее образование, внеурочная деятельность, ролевые игры.


M.Yu. Shumkova, N.A. Ageeva

MBOU «Grammar school number 12», Leninsk-Kuznetsky

E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected]

Financial literacy as a means of successful socialization of students  when receiving secondary general education

This article presents the experience of implementing the extracurricular activities of the Basics of Financial Literacy program for teachers.  MBOU «Grammar school number 12», and also discusses the methods and techniques of working with high school students in organizing classes for this course.

Financial literacy, student socialization, general secondary education, extracurricular activities, role-playing games.

Формирование финансовой грамотности

как средство успешной социализации учащихся

 при получении среднего общего образования

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность. Так, аналитики Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) на страницах официальных публикаций высказывают следующее мнение: «На сегодняшний день всеми признано, что в результате развития финансовых рынков, а также демографических, экономических и политических изменений финансовая грамотность стала жизненно важным навыком» [2].

Поэтому обучить учащихся 10-11 классов азам финансовой грамотности – важная и нужная задача. Все это делает актуальным введение задач формирования финансовой грамотности в программы различных школьных предметов, организацию занятий внеурочной деятельности как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

В основную образовательную программу среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 12» включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в гимназии начались занятия по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов.

Включение курса «Основы финансовой грамотности» как составляющей внеурочной деятельности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию основной образовательной программы среднего общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности [4, с. 15].

Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами» [3].

Данный курс внеурочной деятельности существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Обучение основам финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности у старшеклассников являются ролевые игры, которые способствуют моделированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.  Такие игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого старшеклассника в работу, учитывая его интересы, склонности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

При проведении занятий по основам финансовой грамотности применяются следующие методы и приемы: логические мини-задачи, задачи с неполным условием, понятийное колесо, ассоциативный ряд, ментальные карты.

Чтобы правильно ответить на логические мини-задачи экономического характера, учащимся приходится логически мыслить, подбирать разные пути решения. К задачам с неполным условием ученики задают свои условия, при этом аргументируя свой выбор. Интересна работа с заданием, как понятийное колесо, выполняя эту работу, ученики соотносят пройденный материал с новой темой занятия. Для лучшего запоминания и усвоения учебного материала применяется работа с использованием ментальных карт и ассоциативного ряда.

Особое внимание уделяется работе с Интернет-ресурсами. Ведется работа в онлайн режиме на сайте «Ваши финансы РФ» [5]. Здесь старшеклассники самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями на каждый день, изучают информацию рубрики «Интересные статьи», просматривают тематические видеофильмы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу в группах. Принимаем участие в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности» [6], просматриваем тематические видео, анализируем просмотренный материал, составляем тезисный план на основе просмотренного.

Процесс формирования финансовой грамотности сопровождается различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в них как можно больше участников. Учащиеся 10 класса, осваивающие курс внеурочной деятельности, разрабатывают и проводят в игровой форме внеклассные занятия по основам финансовой грамотности для учащихся начальной школы. Результатом работы старшеклассников является создание памяток, буклетов на определенные темы, ориентированные на учащихся начальной школы.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников является актуальным, так как это способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. И в будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

Список литературы

1. Акентьев, Р. Финансовая грамотность или основы управления личными

финансами [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://romanakentev.ru/wpcontent/uploads/2017/11/.

2. Гришакина, О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие

повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию

финансового образования в Российской Федерации» и возможности его

реализации [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116.

3. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: https://rostsber.ru/about/.

4. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность. 10-11 кл. [Текст]: методические

рекомендации для учителя / И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова, О. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 145 с.

5. Сайт «Ваши финансы РФ» https://vashifinancy.ru/

6. Сайт «Онлайн-уроки финансовой грамотности» http://dni-fg.ru/