Поставленные цели и задачи – Методическая разработка по теме: Постановка целей и задач современного урока

Постановка целей и задач. Процесс постановки целей :: SYL.ru

Основной движущей силой в жизни является мечта. Однако даже ребенок понимает, что никакое желание не сможет исполниться самостоятельно, если к его реализации не приложить никаких усилий. И для начала воплощения мечтаний очень большое значение имеют цели. Постановка целейпроцесс довольно емкий, требующий четкого понимания и осмысления своих желаний.

постановка целей

Толкование термина

Согласно толковому словарю, слово «цель» имеет несколько значений. Это одна из очень сложных категорий, которая берет свое начало еще из древности и означает она тот результат, на который направлен процесс. Однако получить этот самый конечный результат не всегда удается, и случается это по разным причинам.

цели постановка целей

Во-первых, необходимо четко понимать значимость своих стремлений. Для чего вы хотите получить определенный результат, что это даст вам в жизни?

Во-вторых, для воплощения задуманного придется приложить определенные усилия. И чтобы не получить впоследствии разочарования, нужно реально оценивать свои силы.

А в-третьих, для того чтобы результат был ожидаемым, нужна правильная постановка целей и задач. Ведь неверные ориентиры приведут к совершенно иным результатам, а время будет уже упущено.

Цели конечные и промежуточные

Цели бывают разными. Иногда достижение одной служит лишь промежуточным этапом при реализации чего-то более масштабного и значимого. Такие цели можно назвать промежуточными или вспомогательными. Промежуточных на пути к достижению конечной цели может быть несколько. Но каждая имеет свое определяющее значение.

Цели реальные

Нельзя реализовать те цели, которых нет. Ведь если вы не представляете себе чего-то конкретного, то и направление движению задано не будет. Поэтому очень важна именно постановка целей. Примеры из жизни помогают понять, почему это происходит именно так.

постановка целей и задач

Рассмотрим, например, поведение человека, который хочет продвинуться по служебной лестнице и стать начальником отдела маркетинга. Причем не просто получить возможность карьерного роста, а занять совершенно определенную должность. Очень часто при прохождении собеседования на определенную вакансию менеджер по подбору персонала задает кандидату вопрос: «Кем вы видите себя в дальнейшем в нашей организации?» И именно этот простой вопрос позволяет понять: есть ли у человека цель, может ли он ставить ее перед собой. И по тому, как вы отвечаете на этот вопрос, уже понятно, насколько направленной будет ваша деятельность.

Ответственность

Немаловажным является понимание, что вся ответственность за реализацию целей ложится на ваши плечи. Поэтому постановка целей — это очень ответственный и важный шаг, который будет определять направление деятельности на определенное время. И ставить нужно перед собой именно те ориентиры, которых вы сможете достичь. Тогда не придется искать виновных в ваших неудачах.

Постановка целей — процесс

Процесс постановки целей может показаться незначительным на первый взгляд. Однако вряд ли большинство из нас сможет четко перечислить свои действующие цели. Каждый человек, в принципе, понимает, чего он хочет в жизни для себя и для своих близких. Однако эти ориентиры, как правило, бывают обобщенными, общепринятыми, шаблонными. И не дают представить конечный результат. Зато появление подобного вопроса заставляет активизироваться человеческий мозг, и он начинает выдавать различные идеи. И постепенно постановка целей перестает быть сложной задачей. Главное, в хаосе всевозможных идей отобрать действительно те, которые будут иметь для вас значение.

постановка целей организации

А для того чтобы они обрели конкретные очертания, их необходимо структурировать. Необходимо для начала перечислить свои желания, затем осознать, что должно быть предпринято для их воплощения в жизнь, и только потом поставить конкретные задачи и начинать нелегкий путь к их выполнению.

Правильная постановка целей

Специалисты, помогающие найти правильные жизненные ориентиры и сделать жизнь наполненной смыслом, предлагают постоянно записывать свои желания. Ведь если вы не можете сформулировать и записать свою цель на ближайшее время, то и реализовывать вам фактически нечего. Потому что вы не ответите на ключевой вопрос: «Что вы хотите получить?» Однако со временем вы поймете, почему именно постановка целей настолько важна в вашей жизни, как она помогает направлять деятельность и приближает вас к мечте. Это совсем не просто, и этому нужно учиться, помня золотое правило: формулирование целей должно осуществляться с карандашом в руке.

постановка целей примеры

Планирование и постановка целей является начальным этапом деятельности не только человека, но и организации. С точки зрения менеджмента, цель — это не только то желаемое конечное состояние объекта, то есть организации, но и те желания, которые преследует субъект, то есть руководитель. Отсюда следует, что чем ближе находятся цели объекта и субъекта, тем эффективнее будет процесс руководства.

Цели и их значение для организации

планирование и постановка целей

Постановка целей организации — это прерогатива руководителей высшего звена. Но поскольку известно, что собственник и управленец — это не всегда одно и то же лицо, то и цели, преследуемые ими, могут различаться, однако обе стороны заинтересованы в эффективности организации. А для того чтобы организация была достаточно эффективной, ее цели должны отвечать определенным требованиям. И одним из подходов современные руководители считают технологию SMART (СМАРТ).

Технология СМАРТ

Каждая буква используемой аббревиатуры несет определенную смысловую нагрузку.

Specific, или спецификация, конкретность — обозначает, что каждая цель должна определять конечный результат. Поэтому, если предполагается, что результат будет не один, то и целей должно быть несколько.

Measurable, или измеряемость — обозначает, что любой результат можно измерить, оценить по различным критериям.

Achievable — достижимость. Этот критерий говорит нам о том, что цель должна быть реалистичной. Ведь если поставить заведомо недостижимую цель, то мотивировать персонал на ее достижение будет заданием маловероятным.

Relevant, или значимость цели. Иными словами, каждая цель организации имеет определенное значение для реализации ее стратегии. И каждый, кто задействован в выполнении поставленных задач, должен понимать степень своей ответственности. Ведь часто выполнение работы по реализации целей организации приближает человека к своим собственным целям.

Timed, или ограниченность во времени. Любая цель должна быть привязана к определенным временным рамкам. Иначе контролировать процесс ее реализации будет весьма затруднительно. Да и сомнительна будет та цель, достижение которой растягивается на неопределенное время.

процесс постановки целей

Сложно переоценить значимость цели. Постановка целей, согласно этой технологии, должна отвечать законам логики и осуществляться в соответствии с существующими возможностями.

Таким образом, эта система постановки целей позволяет обобщить всю информацию: четко определить задачи, наметить время для их выполнения, оценить достаточность необходимых ресурсов. А для того чтобы процесс реализации целей был понятен, специалисты разрабатывают план, согласно которому осуществляется дальнейшая деятельность.

Для того чтобы ваш жизненный путь не стал подобен блужданию в потемках, нужно учиться ставить перед собой правильные цели. А затем, наметив путь для их достижения, четко выполнять план по их реализации. Тогда многое в жизни становится запоминаемым и интересным, в ней появляется осмысленность, четкое понимание того, ЧТО и ЗАЧЕМ вы делаете.

Не бойтесь ставить перед собой завышенные цели. Главное, реально оценивать имеющиеся для их достижения возможности. Ведь тот, кто покорял горные вершины, погружался в морские глубины, тоже не был до конца уверен в реализации собственных замыслов. Однако постановка целей тем и ценна, что любая вершина может покориться вашей настойчивости.

Эффективная постановка целей руководителем

Умение ставить четкие практические цели и задачи — это одна из основных базовых компетенций эффективного топ­менеджера, но, как показывает практика, этап постановки целей вызывает сложность у многих руководителей.

И прежде чем говорить об ошибках, хотелось бы еще раз уделить внимание одному из самых распространенных, простых и действенных способов постановки целей — использованию системы S.M.A.R.T. В соответствии с данной системой цели должны быть:

S (Specific) — конкретные

M (Measurable) — измеримые

A (Achivable) — достижимые

R (Result­oriented) — ориентированные на результат

T (Timed) — ограниченные по времени

Конкретные цели (S) — цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Измеримые цели (M) — если у цели не будет каких­либо измеримых параметров, то невозможно определить, достигнут ли результат.

Достижимые цели (A) — цели используются в качестве стимула для решения каких­то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Достаточно ставить сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.

Ориентированные на результат цели (R) — цели должны характеризоваться, исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый результат, то данный час можно провести, попивая кофе или просто болтая.

Ограниченные по времени (T) — любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Еще римский оратор Марк Анней Сенека (ок. 55 г. до н. э. — ок. 37 г. до д. н.) говорил: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке». Как это ни странно, но руководители совершают в основном одни и те же ошибки, что переходит в определенный момент в чрезмерную зависимость от системы. Чтобы избежать такой систематической зависимости, выделим основные ошибки руководителей при постановке целей и задач.

Эффективное выполнение начинается с постановки четких целей. Давно замечено, что при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по­разному. Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно очевидное не выполняется или игнорируется) между руководителем и подчиненными кроется именно в неспособности людей одинаково оценивать одну и ту же ситуацию. Это приводит к существенному искажению конечного результата по сравнению с желаемым. Стоит также обратить внимание, что корректно поставленная цель должна отражать движение к желаемому результату, а не стремление убежать от проблемы. Например, если поставленная цель имеет формулировку «уменьшить численность рекламаций», то здесь возникает большое количество запретов, что зачастую сковывает инициативу сотрудников. В итоге они боятся действовать, чтобы не навлечь на себя гнев руководителя. Поэтому желательно перефразировать цель следующим образом: «улучшить качество выпускаемой продукции». В данной интерпретации цель более понятна, доступна подчиненным и подразумевает активные действия.

Одной из основных компетенций руководителя является способность делегировать полномочия. Однако некоторые руководители вместо того, чтобы поставить задачу перед подчиненным, выполняют ее сами, обосновывая это тем, что слишком долго объяснять, все равно ошибутся, это слишком ответственно и сложно и т. п. Подобные топ­менеджеры либо не умеют, либо не хотят делегировать полномочия своим подчиненным, что приводит к тому, что руководитель буквально тонет в рутинной работе, становится «слепым» и не имеет возможности посмотреть на себя и подчиненных со стороны, правильно организовать рабочий процесс. Проект, который на первый взгляд кажется подавляющим, вполне управляем, если распределяется между различными сотрудниками. Кроме того, при распределении работы создается возможность для развития лидерских навыков.

Выбор исполнителей. Задачи не должны ставиться перед сотрудниками, которые в виду низкой квалификации, недостаточного опыта либо большой загрузки на данный момент другой работой не могут выполнить это задание.

Каждый должен отвечать за свою работу. Прежде всего, необходимо навести элементарный порядок, разграничить функции, определить полномочия и сферу ответственности сотрудников. Если два и более исполнителя будут вместе делать одно и то же — ждите провала, понадеются друг на друга и не сделают.

При выборе исполнителей также необходимо уделять внимание взаимоотношениям между сотрудниками и руководителями, они могут быть слишком субъективны и мешать выбору. Из­за каких­то предубеждений выбор может пасть «не на того». Предубеждения могут оказать положительное или отрицательное влияние. Или какой­то из сотрудников может быть «святым». Здесь же имеют место контрасты, сравнения сотрудников или их достижений, стереотипы, сложившиеся по отношению к сотрудникам или наоборот первое впечатление о сотруднике. Как правило, первое впечатление складывается при подборе персонала. Руководитель должен обладать способностью отсеивать «ненужные» кадры при собеседовании. Каждый сотрудник должен соответствовать занимаемой должности. Французская пословица гласит: «Если кто глуп, то это надолго». Профессионалы должны работать у нас, а все остальные пусть идут к конкурентам!

Сроки имеют большое значение в постановке задачи, сотрудник должен четко понимать, к какому времени задача должна быть выполнена. Сроки должны быть достаточными для выполнения задачи, но не более того, так как у сотрудника может сложиться мнение, что время еще есть и он может приступить к ее выполнению позже.

Отсутствие контроля и обратной связи между руководителем и подчиненными. Дело подобно автомобилю: само по себе оно будет двигаться только под гору. (Заповедь американских менеджеров.)

Отсутствие контроля, несомненно, приведет к отрицательному результату, поскольку даже те сотрудники, которые никогда не ошибались, могут допустить ошибку в связи с чрезмерной самоуверенностью. Что касается обратной связи, подчиненному нужно дать возможность сообщить руководителю о тех или иных проблемах, возникающих на этапах выполнения задачи. Как показывает практика, подчиненные редко сообщают заранее о возможной проблеме, а ставят перед фактом, когда ничего уже исправить нельзя. Причины могут быть разные: недостаточная ответственность, недальновидность либо просто страх перед руководителем. Довольно часто руководитель настолько вселяет страх в подчиненных, что их бросает в дрожь только при мысли, что руководитель на них косо посмотрит, а уж про то, что будет их ругать и наказывать, и говорить нечего… Поэтому стоит давать подчиненным возможность сообщать о возникающих проблемах.

Если замечено, что сотрудник при выполнении работы отклоняется от намеченного пути, руководитель должен вмешаться и сделать замечание, соблюдая при этом следующие правила:

  • реагировать на ошибку подчиненного сразу же, как только она замечена;
  • делать замечание наедине;
  • за одну ошибку критиковать только один раз;
  • давать возможность сотруднику в ходе беседы объясниться;
  • делать замечание или выговор, только проверив факты.

Ошибки возникают, когда работник только приобретает опыт руководства. Когда вы рядовой сотрудник, у вас есть работа, за которую в конечном итоге отвечаете только вы. Когда становитесь менеджером, все меняется. Теперь вы несете ответственность за результаты группы людей, а не только за себя.

Должность топ­менеджера требует разработки целого ряда новых бизнес­навыков — навыков общения, управления. Некоторые из наиболее талантливых сотрудников, с технической точки зрения, стали худшими менеджерами, потому что они не в состоянии были сделать переход от рабочего до руководителя.

И наоборот, большинство руководителей со стажем привыкли к успеху, и первоначально они узнали достаточно, чтобы далее приобретать навыки. Успешные менеджеры должны уметь найти лучшие способы выполнения задач и достижения своих целей. Бизнес­среда имеет свойство меняться, если менеджер не реагирует, не адаптируется к переменам и не использует изменения в своих интересах, то есть не учится, в результате страдает бизнес­процесс.

Один из известных римских историков, Тит Ливий, говорил: «Исход крупных дел часто зависит от мелочей». Поэтому при постановке целей и задач необходимо учитывать уровень руководителя и исполнителя. От этого зависит, насколько стоит конкретизировать задачи на подзадачи. Если перед нами недавно принятый сотрудник без опыта работы, конечно, до него в отличие от квалифицированного сотрудника придется более подробно довести алгоритм действий, чтобы он в начале своей трудовой деятельности не наломал дров. Но если речь идет об опытном исполнителе, то излишняя детализация постановки целей не нужна, так как мы рискуем впоследствии получить не думающий и безынициативный персонал. Самый лучший способ создать условия — когда сотрудники сами находят решения, вовлекаясь в процесс. Менеджеру, заинтересованному в повышении эффективности работы своих подчиненных, стоит обратить на это внимание. Главное здесь — установить обратную связь и контролировать процесс. Контролировать подчиненных необходимо, но не все подчиненные понимают это правильно. Многие сотрудники видят контроль как сомнение руководителя в их профессионализме. Как быть в такой ситуации? Если при постановке задачи руководитель сразу устанавливает сроки контрольных точек и формат отчета, например с 9.00 до 9.20, каждый рабочий день сотрудник в кабинете руководителя докладывает о проделанной работе, то в данном случае сотрудник воспримет это гораздо спокойнее, чем регулярное выдергивание из рабочего процесса или просто неоднократные расспросы при встрече в коридоре между кабинетами, по нескольку раз в день. В такой ситуации даже самый выдержанный сотрудник начнет нервничать, что непременно скажется на его работе и, скорее всего, далеко не в лучшую сторону.

Достижение целей и задач компании неразрывно связано с взаимодействием сотрудников, которые зачастую находятся в разных подразделениях и, вполне вероятно, что и в подчинении разных структурных топ­менеджеров. В результате мы, например, получаем такую ситуацию.

Генеральный менеджер (директор) ставит ту или иную задачу перед топ­менеджерами по направлениям (заместителями), разделив ее на подзадачи, исходя из направленности (производство, финансы и т. п.), менеджеры по направлениям соответственно ставят подзадачи своим подчиненным и т. п. Такие взаимодействия приводят к необходимости общения сотрудников и подразделений. Современные организации слишком зависят от широкого распространения информации по всей организации. Неспособность установить контакт сотрудников разных подразделений также влияет на конечный результат поставленной задачи или цели. Во многих организациях большинство сотрудников не имеет ни малейшего понятия о том, что происходит. Подразделения существуют изолированно друг от друга. Некоторые руководители уклоняются от социальных ситуаций и, естественно, избегают общения со своими работниками — особенно когда сообщение является в некотором роде отрицательным. Другие просто не прилагают усилий для передачи информации на постоянной основе, позволяя себе выборочно «забыть» сообщить что­либо своим сотрудникам. Так вот наиболее «знающие» являются самыми ценными сотрудниками в организации.

Стивен Джобс увольнял тех, кто сомневался в том, что задача реальна. Возможно, метод Джобса довольно бездушен, но все же достоин внимания, поскольку Джобсу все же удалось собрать под крышей Apple команду талантливых дизайнеров и менеджеров. И в итоге у нас есть компьютер, мышка, iPhone и прочее. Как только сотрудник начинает говорить, что задача нереальна, или пытается найти способ не выполнять ее, необходимо вовремя понять, что он сдался. Продолжать работать с людьми, которые не верят в то, что делают, также будет мешать выполнению поставленных глобальных задач.

В постановке целей мотивация персонала — это всегда кропотливая, ориентированная на сотрудника работа. Ответственность сотрудника неразрывно связана с его мотивацией к выполняемой работе. Ответственность редко появляется, если сотруднику не интересны задания руководителя. Навыки руководителя вызывать желание у сотрудника выполнять поручения или, другими словами, мотивировать ответственность, — это то, чем должен обладать каждый руководитель. И только если руководитель способен добиться нужной мотивации, можно говорить об его умении сформировать ответственность сотрудника. Вредно, когда хвалят слишком часто, это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху. Вдвойне вредно хвалить того, кому что­то дается легко, это снижает побуждение к делу.

В мире существует достаточное количество компаний, которые не наказывают своих сотрудников, а только мотивируют, но данная система становится весьма сомнительной, если работа сотрудника привязана к конкретному плану, где за невыполнение плана должно следовать то или иное взыскание. Или наоборот, в компании только наказывают, а не поощряют. Каждый сотрудник в таком случае будет стремиться выполнить свои обязанности на 100%, а не на 110% или 115%. Зачем? Это же все равно никто не оценит. В любом случае наказание должно быть адекватным и справедливым. При трудоустройстве любой человек берет на себя обязанность надлежащим образом исполнять свои функции, соблюдать график работы, следовать корпоративной культуре и т. д. Лучше всего сразу оповещать работника о системе штрафов за те или иные провинности, чтобы наказание не стало для него неожиданностью. Следует также помнить, что необдуманными штрафами или резкими замечаниями можно напрочь отбить желание работать качественно и честно зарабатывать деньги. Отрицательная обстановка в коллективе, где каждый боится гнева начальника, способствует возникновению ошибок, за которыми следует новое наказание.

Поэтому правильнее будет выстроить систему мотивации сотрудников, где каждый работник будет знать, за что ему дадут премию, а за что — накажут. Повысить эффективность работы коллектива работодатель может с помощью наград, благодарностей и поощрений. Человек должен держаться за должность и бояться потерять свое место работы. Боязнь в один момент лишиться всего этого будет действеннее любого штрафа. За все время, наверное, никто еще не придумал ничего более эффективного, чем метод «кнута и пряника».

Есть еще очень важный момент в рабочем процессе, о котором многие и не задумываются, но он имеет огромное значение. Независимо от тяжести ответственности, которую топ­менеджеры несут на своих плечах, они должны сохранять чувство юмора и способность создать творческую, рабочую обстановку. Работа для сотрудников любого уровня должна быть источником удовольствия, радости и оптимизма.

Мы всегда говорим, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, но, тем не менее, из своих ошибок мы чаще делаем правильные выводы и лучше их запоминаем. Безусловно, большинство из того, о чем было сказано выше, проверено на личном опыте. Нет людей, которые родились великими специалистами и руководителями, —
они стали такими путем длительного труда, проб и ошибок. Все приходит со временем, и все время приходится учиться. Развитие компании и выход на другой уровень начинается с управления персоналом, потому что любые изменения создают люди.

Однажды Томас Алва Эдисон сказал: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 1000 способов, которые не работают».

Дмитрий Семикашев — начальник службы управления персоналом ООО «УГМК Рудгормаш­Воронеж», эксперт журнала «Управление персоналом»

Как правильно поставить цели и задачи научной статьи?

Указание задач и целей проводимого исследования – одна из обязательных частей любой научной публикации – статьи, диссертации, монографии или тезиса. Залогом успеха научной статьи являются правильно сформулированные цели и задачи.

Что такое цели исследования?

У научного исследования может быть только одна цель. Иногда допускается ее разделение на две части, однако они должны иметь логическую связь между собой. Минимальное количество задач в то же время – две, однако оптимальным считается три или четыре.

Цель научного исследования подразумевает под собой ответ на вопрос, зачем проводится данное исследование. В ней должна быть показана значимость результата, которого планируется достичь по окончании работы.

Цель исследования является следствием рассматриваемой в научной работе проблемы, которая, в свою очередь, определяется тематикой. Сформулировать цель научной статьи можно одним из предложенных ниже способов на примере работы на тему «Влияние глобального потепления на поведение птиц»:

  1. Изучить влияние потепления на поведенческие признаки птиц;
  2. Выявить определенные изменения в поведении птиц, причиной которых стало потепление;
  3. Показать связь между глобальным потеплением и изменением в поведении птиц.

Обязательные критерии любой цели – ясность и понятность. Общие фразы и абстрактные утверждения в таком случае не используются: автор должен прекрасно понимать, могут ли в дальнейшем применяться решения и если да, то как это сделать.

Постановка задач исследования

Задачи являют собой пошаговый план реализации поставленной цели. Ученый должен точно, последовательно и максимально реалистично ответить на поставленные вопросы о том, каким именно образом можно добиться цели. Если исследователь уже сформировал цель, значит, он имеет представление о том, как именно ее можно реализовать.

В аналогичном примере с потеплением и птицами можно поставить следующие задачи:

  1. Изучение литературных данных, свидетельствующих о поведении птиц до наступления потепления;
  2. Наблюдение за поведением, миграцией, размножением у птиц в определенный временной промежуток;
  3. Определение вероятного влияния глобального потепления на популяцию полярных птиц.

Задачи исследования, его этапы и методы – совершенно разные вещи. Нередко аспиранты допускают ошибку – начинают путать эти понятия, указывая вместо задач такие действия, как проведение эксперимента, изучение литературы, проведение сравнительного анализа и оценки полученных данных и результатов.

Подобные фразы можно употреблять при написании задач исследования, однако они не должны выделяться в отдельные пункты. Допустимы уточнения, согласно которым исследователь будет изучать поведение все тех же птиц до потепления на основе литературных источников. В заключительной части работы обязательно указывается, на чем именно акцентирует внимание автор.

Где в научной статье располагаются цели и задачи

При написании научной статьи придерживаются определенной структуры: введение, основная часть, выводы и списки литературы. Во вводной части работы указываются цели и задачи проводимого исследования – благодаря этому читатель может понять и представить, что именно затрагивается в научной статье.

В рамках введения допускается несколько вариантов размещения целей и задач в зависимости от конкретного типа и специфики публикации. К примеру, цель может указываться сразу же после описания затрагиваемой проблемы, либо после обозначения субъектов и объектов исследования. Существенной разницы в этом нет, однако некоторые ученые обращают на это пристальное внимание. По этой причине студентам и аспирантам желательно уточнять такие нюансы у своих научных руководителей.

Способы определения целей исследования

При выборе тематики научной работы автор не во всех случаях может определить конкретную проблему. Его могут интересовать определенные аспекты науки, но он может смутно представлять, что именно было предпринято другими учеными для решения конкретных проблем, а какие аспекты можно изучать в дальнейшем. По этой причине первым шагом в написании любой научной работы является изучение литературных источников.

Определить цель научной работы можно одним из трех основных способов:

  1. Ученый в своей работе показывает, что во всех предыдущих исследованиях не было найдено конкретное и окончательное решение проблемы. В такой ситуации в качестве цели указываются те сферы, в которых будет проводиться дальнейшее исследование и эффективность использования определенных методов.
  2. Добиться успеха можно, если доказать и аргументировать, что предложенные автором решения наиболее эффективны по сравнению с теми, которые были предложены ранее другими учеными.
  3. В конце многих научных статей их авторы стараются обсудить затрагиваемую проблему, описывая дальнейшие перспективы изучения вопроса. В такой ситуации ученому достаточно внимательно вчитаться в текст работы и позаимствовать некоторые формулировки у коллег.

Для того, чтобы правильно сформулировать и поставить цели исследования, недостаточно просто проанализировать научную литературу. Для этого необходимо определить ту грань, за которой располагается информация, нуждающаяся в дальнейшем исследовании.

Ошибки, допускаемые при формулировании целей и задач

  • Цели не всегда имеют прямую связь с темой, субъектами и объектами исследования, а задачи не всегда могут соответствовать целям;
  • Ожидаемый результат сложно понять из-за неправильно сформулированной цели;
  • Сложно определить практическую ценность результатов исследования;
  • Задачи копируют цели работы посредством замены слов синонимами.

Задачи исследования должны строго соответствовать структуре работы. К примеру, полученный после выполнения первой задачи материал располагается в первой части работы, а итоги решения второй задачи – во второй части. Такое структурирование статьи значительно облегчает работу самому автору, поскольку мысли проще всего излагать в том порядке, в котором ученый собирает и получает данные.

Еще одним преимуществом является то, что автору значительно проще контролировать релевантность выполняемой работы. Проще говоря, при наличии четких задач и целей ему легче понять и определить, были ли даны ответы на поставленные вопросы.

Методическая разработка по теме: Постановка целей и задач на уроке

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пеля – Хованская средняя общеобразовательная школа.

Заместитель директора по учебной работе

Вилкова Татьяна Михайловна

Выступление на педагогическом совете школы по теме:

«Постановка целей и задач на уроке»

Что такое цель и задача? В чем разница?

Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное определение, на мой взгляд, дает Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи. И самое главное после этих трех этапов – начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.
Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

В цель входят объект, предмет и действие цели.

Объект – это сам обучающийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.

Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.

Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.

Например, в цели – формировать наблюдательность обучающихся за естественными явлениями  природы – объектом являются обучающиеся определенного класса, предметом — наблюдательность за естественными явлениями  природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.

Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.

Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

  • Сформировать
  • Научить
  • Ознакомить
  • Объяснить
  • Развить
  • Убедить
  • Оказать влияние
  • Раскрыть
  • Рассмотреть
  • Представить
  • Показать
  • Продемонстрировать

                   Требования к постановке целей урока.

  1. Реалистичность целей урока с точки зрения:
  • Достаточности времени для их достижения;
  • Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
  • Их соответствия возможностям учителя.
  1. Обоснованность целей урока с точки зрения:
  • Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
  • Достижения последующих (конечных) результатов обучения.
  1. Конкретность постановки целей (формулировка должна дать ясное представление о результатах).

Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока  сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

Целесообразно использовать следующий  алгоритм постановки целей:

  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
  2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
  3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
  4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися  за урок.
  5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.  

             Способы постановки целей:

  1. Через содержание

*** «дать понятие»; «дать определение»

  1. Через действия педагога

      *** «научить»; «провести опрос»

  1. Через действия воспитанника, через результат деятельности.

Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.

Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д.

Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся.

Задачи обучения — освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.

Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.

Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности и т.п.

Образовательные задачи.

К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

  • Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих  уроках…
  • Обеспечить усвоение следующих основных задач…
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

Воспитательные задачи.

Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.

К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.

В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.

Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению, любознательности и т.д.

  • В целях решения трудового воспитания…
  • Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…
  • Формирование экологического воспитания…          

Развивающие задачи.

 •         развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

•         развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.;

•         развитие мировоззрения;

•         развитие навыков устной и письменной речи;

•         развитие «умений учиться»: использовать знания, умения  и навыки в учебной деятельности;

•         развитие памяти;

•         развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;

•         развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

•         развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей,  сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.

Говорят, что дети — это цветы жизни. Вы помогаете этим цветам расцветать яркими красками, высвобождаете их потенциал, воспитываете из них Людей с большой буквы. Так пусть Ваше добро и теплота возвращаются Вам сторицей! 

«Проектная деятельность. Цели и задачи»

Мастер – класс

На тему: «Проектная деятельность. Цели и задачи»

«Скажи мне и я забуду;

Покажи мне и я запомню;

Дай сделать и я пойму».

Китайская притча.

Цель: познакомить с алгоритмом по формулированию цели и задач проектной деятельности.

Задачи:

1.создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.

2. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.

3. Показать примеры использования метода проектного обучения на уроках русского языка

1. Вступление:

Добрый день, уважаемые коллеги! Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне и я забуду; Покажи мне и я запомню; Дай сделать и я пойму». Действительно, проектная деятельность дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать новые знания.

Таким образом, «Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельностьучащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».

Подготовительным этапом работы над проектом является постановка цели и задач.

Познакомимся с терминологией:

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

есть проблема? её решение — цель
какие причины этой проблемы? их преодоление — задачи.

Но особенно  пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей, организационной и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.

Давайте, попробуем на примере одного проекта сформулировать цели и задачи исследования.

— Уважаемые коллеги!

Для работы мне потребуется 4 участника.

Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:

«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся».

В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.) 

-Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?

-Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…) 

Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать.

2. Сообщение темы.

О какой языковой единице мы будем говорить, узнаем, прослушав притчу.

Притча о счастье, попавшем в яму

В незапамятные времена ходило-бродило по разным городам и странам Счастье. Всем прохожим, кто узнавал его, Счастье делало добро, исполняло желание. Но в один трагический день Счастье упало в яму, а выбраться оттуда самостоятельно у него не получалось. К яме каждый день по нескольку раз подходили разные люди, они говорили ему свои желание, чтобы Счастье их исполнило, и, конечно же, получали свое. А после этого уходили от ямы, совершенно забыв о Счастье. Но однажды на фоне неба Счастье увидело лицо одного молодого человека. Оно уже приготовилось выполнить его желание, но вдруг парень спросил:

— А чего хочешь ты, Счастье?

— Я хочу вылезти из этой ямы, — грустно ответило Счастье.

Не говоря больше ни слова, молодой человек исполнил просимое желание и пошел своей дорогой, но Счастье проследовало за ним.

Как вы думаете, этимологию какого слова мы будем исследовать?

Правильно – счастье.

Какова этимология слова СЧАСТЬЕ? А философия слова? Следовательно, данная тема актуальна всегда, так как о счастье мечтает каждый.

Для того, чтобы достичь ответа на данные вопросы нам предстоит поставить перед собой цель и задачи ее реализации.

Я приглашаю вас поработать над мини — проектом по теме: энциклопедия слова — «счастье ».

Для начала мы с вами ответим на вопрос, Что такое энциклопедия?

Ответы участников:( научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)

3. Основная часть.

Группа создана.

— Тема известна, но для реализации данной темы нам потребуется поставить перед собой цель исследования.

Обозначить цель проекта трудная задача.

Таким образом, попробуем определить цель исследовательской работы. Ответим на вопрос: какой результат вы хотите достичь при завершении исследовательской работы?

Вам предоставлены клише, которые вы сможете использовать при определении цели.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише. глаголы должны быть совершенного вида(что сделать), так показывают процесс выполнения в будущем. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

Подумайте о полезности своего продукта, о том кто и в каких ситуациях может им воспользоваться.(например, в будущем данная тема может звучать в заданиях ОГЭ) Чтобы понять, кому и чем может быть полезен ваш продукт, вы можете посоветоваться с друзьями, Если вы начнёте с выявления проблемы, то вам будет легче поставить цель.

Приступаем к определению цели. Для начала рассмотрим примерное клише поставки цели(раздаю)

— узнать как…

— что будет, если …

— выяснить, определить как зависит…

— экспериментально доказать…

— сравнить…

— изучить как влияет…

 

— собрать и обобщить сведения о….

— собрать и проанализи-ровать информацию по….

— подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…

— изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.)

— разработать и провести …

— поставить спектакль….

— организовать выставку…

— подготовить и провести праздник …

— подготовить к изданию школьный альманах…

— организовать ярмарку…

— провести конкурс…

— разработать и создать модель, макет, словарь…

— подготовить компьютерную презентацию к уроку

— создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…

— создать в школьном дворе клумбу….

— озеленить школу…

Раздаю листы с перечисленными целями , участники должны выбрать правильную цель, обосновать ее.

  1. составить энциклопедию одного слова( обоснование, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.)

2. какую роль выполняло слово в прошлом и в настоящем (неправильно сформулирована, нет глагола для уточнения цели)

3. найти сведения о слове «счастье». (неправильно сформулированы)

4. исследовать слово «счастье» в различных аспектах понимания и значения слова( исследуем слово счастье как языковую единицу, с точки зрения философии(стихи, сочинения).

Участники озвучивают ответы (цель — исследовать слово «счастье» в различных аспектах понимания и значения слова .Таким образом, мы должны в ходе исследования определить значение слова счастье.

Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги. Рассмотрим примерное клише формулирования задач.

1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

2. Провести исследования….

3. Обработать и проана-лизировать полученные результаты…

4. Представить результа-ты исследова-ний в виде (таблиц, схем, …)

5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)

6. Подготовить проект к защите…

1. Определить источники информации

2. Выбрать из различных источников необходимые сведения

3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, комппь-ютерная презентация)

4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-

информационном виде

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющи-еся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения меро-приятия и необходи-мое оборудование

4. Разработать сценарий.

5. Провести необхо-димую организаци-онную работу

6. Провести репетиции

7. Подготовить декорации, костюмы

8.Ппровести мероприятие

1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)

2. Изучить имею-щиеся литературные источники по данному вопросу

3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Если проект групповой – распределить обязанности.

5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)

6. Провести испытание (презентацию, уроки с испол

Для формулирования задач вам потребуется разделиться на две группы:

Первая группа – исправляет ошибка в предложенных задачах;

Вторая группа – дополняет предложенные задачи исследования

Общим итогом данного задания будет сформулированные задачи.

Задание первой группе: определите какие из задач подходят к нашему проекту.

  1. Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.

  2. Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем.

  3. Составить комплексное представление слова.

  1. Изучение литературы по теме исследования.

  2. Сбор материала из словарей, справочников, произведений художественной литературы, его количественный и качественный анализ.

  3. Обобщение полученных результатов.

1.изучить толкование и этимологию слова «счастье»;

2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ изменяется со временем в речи;

3 проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся начального, среднего и старшего звена школы;

4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся чувство счастья.

Задание второй группе дополнить предложенные задачи

1.изучить толкование и _______________________________

2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ ___________________;

3 проанализировать __________________________________________;

4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся ____________.

Для формулирования задач даю 3 минуты.

Пишем на заготовках. Всем удачи!

— Постарайтесь сформулировать задачи. Ответив на данные вопросы

— Что вам уже известно о теме?

— Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

— По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?

— Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

— Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

— Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

— Пока группа эффективно работает. Зрители слушают стихотворения Есенина С. И Бунина И. о счастье.

Время истекло.

Прослушаем задачи исследовательской работы.

Озвучивают результат. Для реализации данного проекта были сформулированы следующие задачи:

1.изучить толкование и этимологию слова «счастье»;

2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ изменяется со временем в речи;

3 проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся начального, среднего и старшего звена школы;

4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся чувство счастья.

Таким образом, определили цели и задачи исследования. Подготовительный этап выполнен. В дальнейшем предстоит продолжить работу над реализацией проекта. На этом наша работа подошла к завершению.

Рефлексия. Мы продолжим работу над проектом, для реализации поставленных цели и задач. Мы говорили о прекрасном слове «счастье», так пожелаем друг другу быть счастливыми, несмотря ни на что.

Благодарю за внимание.

План-конспект урока: Как поставить цель и задачи на урок (пример)?

Этап урока

Продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1

Организационный момент

1-2 мин.

Приветствие, проверка готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

2 мин.

Стихотворение, загадка, эпиграф, связь темы  с практической значимостью, внутрипредметные связи, межпредметные связи, проблемный вопрос, ребус, создание проблемной ситуации, связанной с жизнью.

3

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

2 мин.

«Какая тема урока?»

Вовлечение в планирование обучающихся:

1. Изучение нового понятия или правила.

2. Выполнение практических заданий, направленных на отработку умения.

3. Взаимопроверка, взаимоконроль.

Интерактивное задание по группам, при помощи карточек, табличек

4

Открытие новых знаний

— актуализация знаний

— постановка проблемы

— поиск путей решения проблемы

Или введение нового правила, понятия

— решение проблемы или анализ примеров, подходящих и неподходящих к правилу, понятию

— коррекция

10 мин.

1. Проверка знаний тех, знаний которые необходимы для новой темы.

Измерить стороны, фигур, правила пользования линейкой, повторение единиц измерений.

2. Жизненная ситуация для ребенка – рамка для открытки.

Составить алгоритм, формулу (группе, паре) – взамооценка.

Карточка с этапами – самооценка по этапам.

1,2 – анализ примеры – от практики к теории (класс. фигур) – правило, затем учебник.

3 – введение правила, анализ примеров, вывод

5

Закрепление изученного на уроке

2 мин.

Работа с проговариванием вслух – 1 у доски, выполняют задание и проговаривают по цепочке, работают молча, затем 1 объясняют.

Контроль и взаимоконтроль.