Пенсионная реформа в 2018 году последние новости – Три причины почему урежут пенсии в 2020 — что будет с пенсиями с 1 января 2020? Последние новости изменения пенсионной системы, и пенсионного законодательства 15.01.2020

Содержание

Пенсионная реформа — 2020: новые изменения с 1 января и их особенности |

Пенсионная реформа 2020 года представляет собой начало второго этапа усовершенствований пенсионной системы России, что начались в сфере социального обеспечения в 2019 году. С 1 января 2020 года в России продолжится пенсионная реформа, которая предполагает постепенное повышение пенсионного возраста на 5 лет в период с 2019 по 2028 годы.

Об особенностях изменений, в том числе и повышении пенсионного возраста и пенсионного обеспечения и перспективах продолжения нововведений обсудим в нашей статье.

Пенсионная реформа — 2020: новые изменения с 1 января и их особенности

Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме.

Это значит, что пенсионный возраст в России с 2020 года уже будет видоизменен, и не все, кто планировал в этот год выйти на заслуженный отдых, смогут это сделать

. Есть отдельные категории граждан, на которых будут распространяться льготы переходного периода.

На 2020 год, повышение пенсионного возраста составит уже год. И люди не старше 1965 и 1960 года рождения — женщины и мужчины соответственно, смогут выйти на пенсию только после наступления нового года. Им будет не меньше 56 и 60 лет, то есть, на пенсию люди выйдут на год позже, что уже существенно. Хотя, по старому законодательству они уже год могли бы получать пенсию, но реформа не велит.

К слову, именно с 1 января 2020 года в России пройдет плановая индексация всех пенсий – и страховых, и социальных по старости. Индексация составит 6,6%.

Выход на страховую пенсию в 2020 году 

Пенсионная реформа привела к тому, что теперь человек должен высчитывать свой возраст выхода на пенсию, потому что эта реформа растянута по времени на десять лет, и каждый год пенсионный возраст увеличивается.

То есть чем позже человек родился, тем больше ему придется работать до выхода на пенсию (если, конечно, он не получит конкретных льгот). Вот это теперь и нужно считать.

В таблице ниже указан возраст выхода на пенсию включительно по 2028-ой год 

Таким образом, согласно новому пенсионному законодательству:

  • В первом полугодии 2020 года смогут выйти на пенсию женщины, рождённые во второй половине 1964 года,  достигнувшие возраста 55,5 лет и имеющие не менее 11 лет минимального страхового стажа и не менее 18,6 баллов ИПК.
  • Так же в первом полугодии 2020 года смогут выйти на пенсию мужчины, рождённые во втором полугодии 1959 года, достигнувшие возраста
    60,5 лет
    ,  а требования к стажу и ИПК — такие же.

При этом, обращаться в местные органы ПФР нужно заранее, лучше за полгода до положенного возраста.

Запомните!

  • Во второй половине 2020 г. на общих основаниях никто не сможет оформить страховую пенсию по старости.

Оформить пенсию в 2020 году смогут также те граждане, которые:

  • достигли пенсионного возраста еще раньше (до 2020 г.), но откладывали выход на пенсию;
  • имеют право на досрочное оформление по каким-либо основаниям.

Таким образом, переходные положения по новому закону предусматривают такие корректировки, согласно которым во второй половине 2020 г. новых пенсионеров практически не будет.

Полностью норма закона о выходе на пенсию в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин заработает впервые в 2028 году и коснется мужчин 1963 г.р. и женщин 1968 г.р.

Корректировка правил выхода на льготную пенсию в 2020 году

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями.

С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

Такие корректировки затронут:
1. Северян, работающих в условиях Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам КС

По старому закону северяне имели право оформить пенсию по старости на 5 лет раньше общеустановленного срока — женщины при достижении 50 лет и мужчины в возрасте 55 лет. В новом законе для них эта разница будет сохранена, однако браться она будет относительно нового пенсионного возраста (то есть с учетом общего повышения на 5 лет).

Т.е. нормативный возраст для этой категории россиян будет увеличен до 55 и 60 лет (соответственно женщинам и мужчинам), при этом также будет предусматриваться переходный период, когда период трудоспособности будет плавно увеличиваться до достижения окончательных значений в 2023 году у женщин и мужчин:

Женщины / мужчиныГод выхода на пенсию
Год рожденияПенсионный возраст по новому законупо старым нормативампо новому закону
1969 / 196450.5 / 55.520192019-2020
1970 / 196551.5 / 56.520202021-2022
1971 / 196653 / 5820212024
1972 / 196754 / 5920222026
1973 / 196855 / 6020232028

Для мужчин 1964-1967 г.р. и женщин 1969-1972, работающих в условиях Крайнего Севера, будут устанавливаться промежуточные значения пенсионного возраста — «период трудоспособности» для них в зависимости от года рождения будет повышен на 0,5-4 лет. Для мужчин, родившихся в 1968 г. и позже, и женщин, начиная с 1973 г.р., будет установлено окончательное значение сроков выхода на пенсию — соответственно 60 и 55 лет.

Таким образом,

с учетом переходного периода в первом полугодии 2020 года выйти на пенсию могут северяне:

  • женщины, достигнувшие возраста 50 лет во втором полугодии 2019 года;
  • мужчины, которым исполнилось 55 лет во втором полугодии 2019 года.

Дата оформления пенсии для них откладывается на полгода относительно старого пенсионного возраста.

2. Учителей, медицинских и творческих работников,

имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Ранее для досрочного выхода на пенсию медикам и учителям необходимо было получить специальный трудовой стаж (от 25 до 30 лет в зависимости от места работы). По новому закону после завершения «переходного периода» получить право на досрочное оформление этим категориям работников можно будет 

только через 5 лет после приобретения необходимого стажа.

При этом увеличение также будет происходить поэтапно: ежегодно срок досрочного назначения будет переноситься на 1 год (кроме первых двух лет — 2019 и 2020 гг.), пока не будет установлено окончательное значение в 5 лет (в 2023 г.). Соответствующие изменения, предусмотренные в новом законе, можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Год приобретения необходимого «специального» стажа работыЧерез сколько лет после получения стажа можно оформить пенсиюГод выхода на пенсию
2019**0,52019-2020
2020**1,52021-2022
202132024
202242026
2023 и т.д.52028 и т.д.

Примечание: ** — Значения указаны с учетом досрочного выхода на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного срока.

Итак, в связи с переходным периодом в 2020 году выйти на пенсию смогут учителя и медработники, выработавшие стаж во втором полугодии 2019 года.

Оформлять пенсию они будут в течение первой половины 2020 г. — через полгода после выработки спец. стажа.

Выход на досрочную пенсию в 2020 году при стаже 37 лет и 42 года

Изменения в пенсионном законодательстве предусматривают дополнительную возможность досрочного выхода на пенсию при наличии продолжительного стажа работы: 37 лет у женщин и 42 — у мужчин.

Наработав необходимое количество лет стажа (37 для женщин, 42 для мужчин), гражданин сможет досрочно оформить страховую пенсию по старости — на два года раньше предусмотренного на тот момент пенсионного возраста. Однако из-за того, что этот норматив возраста с 2019 года будет повышаться постепенно, не все граждане, проработавшие необходимое количество лет, смогут стать пенсионерами на 2 года раньше.

Фактически в первые годы реформы это снижение будет составлять меньшее количество лет:

  • В 2019 г. пенсионный возраст в России на общих основаниях составляет 55,5 и 60,5 лет. Граждане, которые наработали требуемое количество лет для досрочного оформления пенсии, в 2019 году смогут снизить пенсионный возраст только на 6 месяцев. То есть они смогут стать пенсионерами в 55 и 60 лет (по нормативам старого закона). Такое изменение будет касаться 
    женщин 1964 и мужчин 1959 года рождения
    .
  • В 2020 г. снижение составит уже 1,5 года, так как норматив пенсионного возраста в этом году будет составлять 56,5 и 61,5 лет. Согласно таким условиям досрочно стать пенсионерами по стажу в возрасте 55 и 60 лет смогут женщины 1965 и мужчины 1960 г.р.

Досрочный выход на пенсию по годам рождения при наличии длительного страхового (трудового) стажа можно представить в виде такой таблицы:

ЖенщиныГР19641965196619671968
Общий ПВ55,556,5585960
Льготный ПВ55565758
МужчиныГР19591960196119621963
Общий ПВ60,561,5636465
Льготный ПВ60616263
Год досрочного выхода на пенсию по стажу20192020202220242026 и далее

Примечание: ГР — год рождения; ПВ — пенсионный возраст.

После того, как установятся окончательные значения пенсионного возраста для россиян — 60 и 65 лет, возраст досрочного оформления пенсии тоже будет окончательно 

закреплен в значении 58 и 63 лет. По таким нормативам смогут стать пенсионерами женщины с 1968 г.р. и мужчины с 1963 г.р.

Таким образом, в 2020 году такая льгота (то есть наличие стажа 37 и

Пенсионная реформа в России 2019 (последние новости)

3 октября 2018 г. Президентом В. Путиным был подписан закон о повышении пенсионного возраста. В сравнении с первоначальным вариантом, который подготовило Правительство, итоговый текст законопроекта был существенно изменен в связи с президентскими поправками о смягчении пенсионной реформы и защите прав людей предпенсионного возраста. Вступил закон в силу с 1 января 2019 года, однако большинство изменений будет происходить поэтапно и в общей сложности растянется на 10 лет (до 2028 года включительно).

Закон об увеличении пенсионного возраста с 2019 года

Напомним, 29.08.2018 г. Владимир Путин выступил с телевизионным обращением к гражданам России по вопросу повышения пенсионного возраста, в котором он впервые обстоятельно изложил свое мнение о предложенной Правительством пенсионной реформе. Президент признал необходимость принятия такого решения и подчеркнул, что самое простое в сложившейся ситуации с точки зрения власти было бы «вообще ничего не менять», но такое бездействие «было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям». Однако принимать такое принципиальное решение необходимо справедливо, взвешенно и обязательно с учетом интересов людей, находящихся в самых различных жизненных ситуаций.

Внимание

Владимир Путин выступил с конкретными предложениями по смягчению пенсионной реформы, согласно которым поправки к законопроекту о повышении пенсионного возраста, уже приняты Госдумой во втором чтении 26 сентября 2018 года. В связи с этими поправками существенно изменится график выхода на пенсию с 2019 года (в сравнении с первоначальным планом Правительства).

Выступление Путина о пенсии в 2018 году

В своем выступлении 29 августа Владимир Путин отметил, что на протяжении длительного времени относился с большим недоверием к любым предложениям по повышению пенсионного возраста (включая известное обещание, данное им в 2005 году в ходе одной из «Прямых линий» не повышать сроки выхода на пенсию до тех пор, пока он исполняет обязанности главы государства).

Однако Правительство выступило в 2018 году с соответствующим предложением, и необходимость повышения пенсионного возраста по предложенному в законопроекте варианту обусловлена многими причинами (см. фрагмент выступления Владимира Путина от 29.08.2018):

Внимание

На протяжении последних месяцев Президент внимательно следил за ходом развернувшейся дискуссии по пенсионному вопросу, не вмешива

Пенсионная реформа 2018

Актуально на: 19 сентября 2018 г.

Еще в 2012 году Правительством была утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (Распоряжение Правительства от 25.12.2012 № 2524-р). Необходимость ее подготовки, как отмечалось, была обусловлена экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования. Так, в частности, в настоящее время наблюдается постоянный рост получателей пенсии на фоне сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Соотношение численности занятых по найму и численности получателей пенсии к 2025 году составит 1,04, в то время как сейчас оно составляет 1,12. Соответственно, целью принятой Стратегии было названо определение направлений и задач по обеспечению развития в РФ пенсионной системы.

В развитие этой Стратегии в июне 2018 года Правительством был внесен в Госдуму Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который 19.07.2018 был принят Госдумой в первом чтении.

О пенсионной реформе и последних новостях о ней расскажем в нашей консультации.

Будет увеличен возраст выхода на пенсию

В настоящее время для основной категории граждан пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Такой возраст выхода на пенсию был впервые закреплен в 1928 году и получил дальнейшее развитие в 30-е годы XX в. При этом продолжительность жизни при рождении в 1926 — 1927 гг. по Европейской части РСФСР составляла 43 года.

В наши дни продолжительность жизни граждан РФ в целом значительно увеличилась. Одновременно наблюдается растущий дефицит на рынке труда квалифицированных рабочих и специалистов.

Уже сейчас 30% людей пенсионного возраста продолжают работать, причем первые 3 — 5 лет после назначения пенсии данный показатель гораздо выше. Значительное сокращение числа работающих пенсионеров происходит по достижении ими 65 лет.

Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту, за последние полтора — два десятилетия решение о повышении пенсионного возраста приняли большинство развитых стран и государств — бывших республик СССР.

Указанный выше Законопроект предлагает закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. При этом предполагается, что повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.

Данная мера затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане указанных годов рождения, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году — в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Следовательно, годы выхода на пенсию для граждан РФ, родившихся позднее, будут, в частности, следующие:

Год рожденияГод выхода на пенсиюВозраст выхода на пенсию
МужчиныЖенщиныМужчиныЖенщины
1960196520226257
1961196620246358
1962196720266459
1963196820286560
1969203061
1970203262
1971203463

Отмечается, что аналогичная практика повышения пенсионного возраста встречается в ряде зарубежных стран (Бельгия, Греция, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва).

Предполагается, что увеличение возраста выхода на пенсию позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в т.ч. с учетом увеличения продолжительности жизни, а также условия для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции.

Поправки Путина в Пенсионную реформу

Внесенные Президентом поправки в пенсионный законопроект предусматривают некоторое смягчение пенсионной реформы. Так, предлагается, чтобы увеличение пенсионного возраста было одинаковым как для мужчин, так и для женщин, т. е. возраст выхода на пенсию составил бы 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. А, например, многодетные матери получили был право выхода на пенсию раньше срока. Так, женщины, родившие трех детей, смогли бы выходить на пенсию на 3 года раньше, четверых – на 4, а имеющие 5 и более детей могли бы уйти на пенсию в 50 лет. Предусматриваются также переходные положения для тех, кто должен был выйти на пенсию в ближайшие 2 года.

Президентские поправки к пенсионной реформе в России 2018 предусматривают также повышение ответственности работодателей в отношении граждан предпенсионного возраста. Ответственность может наступить в связи с необоснованным отказом в приеме на работу или необоснованным увольнением лица, достигшего предпенсионного возраста. При этом ответственность предлагается ввести не только административную, но даже уголовную.

До 24.09.2018 в Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов открыто принятие поправок к законопроекту по пенсионной реформе.

Также читайте:

«Автор пенсионной реформы» подвел ее первые итоги

Экономист Владимир Назаров объяснил, почему пенсионный возраст повышали в такой спешке

— В некоторых СМИ вас называют «автором» и даже «злым гением» пенсионной реформы. А Википедия сообщает: «Принимал участие в качестве эксперта в работе рабочей группы по пенсионной реформе». Продолжаете ли вы сотрудничать с правительством в этом направлении?

— Самым активным мое взаимодействие с правительством по пенсионной тематике было до 2012 года, когда я сформулировал идею необходимости разных пенсионных систем для разных поколений. Эти идеи не секретны и каждый может с ними ознакомиться, например, в журнале «Вопросы экономики» за 2012 год.

Потом это были эпизодические встречи с экспертами на разных площадках. Сейчас в таком же режиме обсуждается развитие добровольных пенсионных накоплений.

Но автором пенсионной реформы я себя не считаю. Я, скорее, один из первых в российском экспертном сообществе, кто обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы.

С переходом в постиндустриальное общество ослабевает связь между достижением пенсионного возраста и потребностью в социальной поддержке, которая может возникнуть гораздо раньше или гораздо позже общеустановленного пенсионного возраста. В ряде случаев эта потребность может выражаться не в регулярной выплате денег, а в услугах по уходу и присмотру, в обеспечении лекарствами, в помощи в трудной жизненной ситуации и так далее.

Долгое время именно пенсионная система была в центре общественной повестки, а важнейшие для нашей страны проблемы борьбы с бедностью, обеспечения граждан доступными лекарствами, помощи в уходе за пожилыми людьми оставались за рамками основной дискуссии.

Сейчас фокус внимания начинает понемногу смешаться в сторону решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Я верю, что по этим вопросам рано или поздно будет достигнут значительный прогресс, что мы будем жить в обществе, где каждому вне зависимости от его возраста будет гарантирован минимальный доход и оказана необходимая помощь с лекарствами.

Фото: iep.ru

— Как вы оцениваете промежуточные итоги реформы?

— Основной итог на данный момент – это индексация пенсии для неработающих пенсионеров в начале 2019 года на 7,05%, то есть, почти вдвое выше прошлогодней инфляции.

Такая же ситуация повторится и в 2020 году: с 1 января пенсии вырастут на 6,6% при инфляции около 3%. Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более, чем на 6%. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока еще слишком рано.

— За счет повышения пенсионного возраста правительство предполагало урегулировать дефицит государственной пенсионной системы. Как с этим обстоят дела?

— Основной целью было сохранение размеров пенсий в условиях сокращения числа работников, за счет страховых взносов которых и выплачивались пенсии. Например, в 2019 году численность занятых, по данным официальной статистики, снизилась почти на миллион человек. Согласно демографическим прогнозам, такое снижение будет происходить еще как минимум 5-10 лет.

Речь о снижении дефицита бюджета Пенсионного фонда не шла, в текущих непростых демографических условиях практически ни одной развитой стране не удается добиться превышения доходов пенсионного фонда над расходами. Но и увеличивать дефицит пенсионной системы также невозможно – от этого могут пострадать расходы на другие направления социальной политики. Некоторые развитые государства пошли даже на снижение размера пенсий.

В России такой подход был и остается неприемлемым. В итоге повышение пенсионного возраста позволило одновременно увеличить индексацию самым уязвимым категориям пенсионеров – пожилым неработающим людям, и при этом не допустить неконтролируемого роста дефицита.

— Предполагалось, что число занятых на официальном рынке труда граждан будет расти. Какова ситуация сейчас?

— Повышение пенсионного возраста сможет в лучшем случае замедлить темпы снижения численности рабочей силы, но ожидать роста количества занятых не стоит. Именно поэтому реформа создает сейчас меньше рисков для населения старшего возраста, которое дольше остаётся на рынке труда, чем если бы эта мера осуществлялась десять-пятнадцать лет назад, когда численность занятых росла.

— Вопросы вызывает реализация пенсионной реформы. В развитых странах о таких вещах принято предупреждать заранее, например, в Германии уже сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Почему у нас это судьбоносное решение было принято в такой спешке? Люди не получили возможности адаптироваться к новой ситуации. Не лучше бы было пойти по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

— В развитых странах сама идея повышения пенсионного возраста также не подвергается сомнению: пенсионный возраст за последние двадцать лет повышали как в Европе, так и практически во всех странах СНГ. Однако и там это не вызывает восторга населения, достаточно вспомнить недавние протесты во Франции. Причем острота общественной реакции далеко не всегда зависит от продолжительности подготовительного периода.

Действительно, в России реформа была проведена значительно быстрее, но это цена того, что решение откладывалось столь долгое время. Времени на раскачку уже не было, ведь повышение пенсионных возрастов — процесс длительный, основные результаты появляются через 5-10 лет после начала реформы.

Что касается референдума, то он в России неприменим, поскольку повышение пенсионного возраста безальтернативно, это единственный способ надежно, в долгую сохранить размеры пенсии в условиях старения населения. А пойти на их сокращение невозможно – пенсии и так относительно невысоки, а у государства есть определенные обязательства: выплаты должны индексироваться не ниже, чем инфляция, размеры пенсий не могут быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Замечу также, что референдум требует четкой постановки вопроса. Если спросить «Хотите ли вы повышения пенсионного возраста?», основная масса граждан во всех странах ответит «нет».

Если же спрашивать «Что вы предпочитаете: повысить пенсионный возраст, повысить налоги, снизить пенсии или урезать другие расходы?», — набор возможных комбинаций окажется столь велик, что вынести его на референдум не представляется возможным.

Поэтому в большинстве стран мира референдум по такому вопросу не проводят. Просто в какой-то момент политики берут на себя ответственность за своё решение и стараются по возможности снизить свои электоральные потери, убеждая людей в том, что альтернативы были хуже. А в большинстве случаев они действительно хуже.

— Сейчас, по прошествии года, можно ли говорить, что какие-то последствия пенсионной реформы были не просчитаны? Или технически все было сделано правильно?

— Сейчас мы не видим каких-то серьезных просчетов в самой пенсионной реформе, но есть ряд проблем в сфере соцзащиты населения.

Это, во-первых, введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста. Очевидно, что такая мера приведет к увеличению дискриминации по возрасту при найме сотрудников: работодатель лишний раз подумает, стоит ли ему нанимать такого работника, увольнение которого может повлечь для него уголовную ответственность.

Во-вторых, новые меры по сохранению населения старшего возраста на рынке труда (например, по переобучению) направлены почему-то только на лиц в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до выхода на пенсию. Но ведь абсолютно ясно, что повышение пенсионного возраста может увеличить риски на рынке труда и у более молодых групп населения – в возрасте 45-50 лет. Как мне кажется, новые программы должны включать большее широкий круг возрастов.

В-третьих, и это главное — по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия в России двух важнейших программ, позволяющих значительно снизить социальные риски для наших семей: гарантированный минимальный доход и лекарственное страхование в амбулаторно-поликлиническом звене.

По обоим направлениям в последнее время были сделаны важные шаги: введена выплата на первого и второго ребенка для семей, у которых среднедушевой доход не превышает 2 прожиточных минимума, а с 2020 года стартует пилотный проект по обеспечению лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. Но, несмотря на эти шаги, мы еще далеки от создания универсальных общенациональных программ по поддержке доходов семей и обеспечению нуждающихся лекарствами.

— Одна из главных проблем российского рынка труда – большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (включая ПФР) недополучают значительные деньги. Создает ли правительство условия для нормального роста «белого» сектора?

— Я бы не стал относить большой теневой сектор к числу главных проблем российского рынка труда. Существует довольно четкая связь между уровнем экономического развития и неформальной занятости. И, если сравнивать Россию с близкими по ВВП на душу населения странами СНГ, Восточной и Южной Европы, то выяснится, что уровень неформальной занятости у нас близок или даже ниже, чем в этих странах.

Тем не менее, потенциал для снижения доли теневого сектора существует. Важный фактор, определяющий его размеры на рынке труда — административные барьеры в «белом» секторе экономики: чем больше налоги на труд и жестче трудовое законодательство, тем больше будет неформальная занятость.

Совокупные издержки по налогам на труд достаточно велики (вместе с НДФЛ – это около 40% от фонда оплаты труда), а трудовое законодательство зарегулировано. Поэтому некоторые работодатели предпочитают не заключать с работниками официальный трудовой договор, а нанимать на основании устных договоренностей или платить большую часть зарплаты в конверте.

Если ставить задачу снизить уровень неформальной занятости помимо ужесточения налогового администрирования, неплохо было бы снизить налоги на труд и создать государственную программу гарантированного дохода, чтобы предпринимателям было проще расторгнуть трудовые отношения с работникам, но те при этом оставались под защитой государственной помощи. Только совокупность этих мер позволит вывести заработные платы из тени, не убьет бизнес и сохранит занятность и доходы граждан.

— Сейчас почти 30% граждан (около 14 млн человек) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. Речь идет о военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих. Ничего подобного нет в других странах мира.

Многие из этой категории лиц, как правило, не имеющих хронических проблем со здоровьем и сохраняющих возможность работать, получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета. Справедливо ли это? Ведь досрочные пенсии дают немалую нагрузку на ПФР, кроме того, за них платят все граждане.

— Действительно, около трети граждан выходят на пенсию досрочно, вот только большую часть из них составляют вовсе не военные и полиция, а работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери – суммарно их как раз около трети от всех пенсионеров по старости. А вот пенсии по выслуге лет в России получают не более 5% всех пенсионеров.

По учителям, врачам и жителям крайнего Севера уже приняты решения о повышении возраста выхода на пенсию, но при этом режим их выхода на пенсию останется льготным по сравнению с большинством граждан. Что касается гражданских госслужащих, то они в России всегда выходили в общеустановленном пенсионном возрасте, никаких льготных возрастов у них нет. Напротив, пенсионный возраст для них начали поднимать еще в 2017 году, причем новый пенсионный возраст для женщин данной категории составляет 63 года, для мужчин – 65 лет.

Пенсионная реформа 2018 года в России

В минувшие выходные в России прошла очередная волна протестных акций против пенсионной реформы, предложенной этим летом государством. Планы по повышению пенсионного возраста, особенно в той форме, в которой они были предложены, резко не понравились большинству россиян. Тем не менее, проект закона уже был одобрен депутатами Госдумы в первом чтении. Что происходит вокруг пенсионной реформы 2018 года в России — обзор последних новостей о повышении пенсионного возраста с 2019 года.

Пенсионная реформа 2018 года в России - последние новости о происходящемФото: pxhere.com

В чем суть предложенной в 2018 году пенсионной реформы

14 июня правительство России сформировало схему повышения пенсионного возраста в России и 16 июня законопроект был внесен в Госдуму. Суть реформы в том, что возраст выхода на пенсию в нашей стране вырастет на 5 лет для мужчин и на 8 лет — для женщин. Мужчины по этой схеме будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины — в 63 года.

Повышение будет плавным, но начнется оно уже в следующем году. На то, чтобы повысить пенсионный возраст мужчинам, уйдет 10 лет, для женщин переходный период составит 16 лет.

Те люди предпенсионного возраста, которые планировали выйти на пенсию по старости в 2019 году, смогут сделать это только в 2020-м.

Предложенная в июне 2018 года пенсионная реформа в России вызывает множество вопросов. Главным образом этот проект страдает тем, что правительство предлагает чисто бухгалтерский шаг, который позволит сэкономить бюджетные деньги. Говорится о том, что повышение пенсионного возраста сделает пенсии выше. Но думать о том, как нивелировать отрицательные социальные последствия, в кабмине начали только после того, как на эти последствия указали независимые специалисты. Есть ощущение, что об отрицательных сторонах пенсионной реформы ее авторы просто не размышляли.

Одна из главных проблем состоит в том, что даже при существующем сегодня пенсионном возрасте людям старшего поколения очень тяжело найти работу. Работодатели намного охотнее берут молодых работников, так что если у человека старше 50 лет возникает необходимость сменить работу, найти новое рабочее место бывает тяжело, и редко работа оплачивается достойно.

Эта проблема — самая очевидная. Достаточно и других, включая по-прежнему низкую продолжительность жизни россиян. Многие просто не смогут дожить до выхода на пенсию.

Пенсионная реформа 2018 года в России - последние новости о происходящемФото: government.ru

Как голосовали за пенсионную реформу депутаты Госдумы

19 июля 2018 года депутаты Госдумы рассматривали проект пенсионной реформы в первом чтении. Проект закона был принят, причем исключительно голосами членов партии “Единая Россия”.

За реформу проголосовало 328 депутатов Думы. Это все присутствовавшие в зале депутаты-единороссы за исключением Натальи Поклонской. Депутат от Крыма — единственная, кто открыто пошел против общей линии фракции. Еще несколько депутатов от ЕР не присутствовали в зале.

Против проголосовало 104 человека. Это все депутаты от партий КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия”, которые находились во время заседания в Думе.

Пенсионная реформа стала первым за долгое время законопроектом, который так разделил парламентские фракции.

Политологи давно привыкли считать оппозиционные парламентские партии лишь условно оппозиционными. Лидеры КПРФ, ЛДПР и СР “приручены” администрацией президента давно. Партии обычно голосуют по всем ключевым для Кремля законам так, как это нужно действующей власти. Их оппозиционность — это в большинстве случаев видимость выбора и разницы мнений.

Тем не менее, по проекту пенсионной реформы единороссы оказались в одиночестве. Что, конечно, не помешало им принять законопроект в первом чтении исключительно своими силами.

Большинство “Единой России” в Думе, напомним, было сформировано в результате выборов 2016 года. Недовольные сегодня планами по повышению пенсионного возраста россияне недавно сами выбрали всех тех депутатов, которые проголосовали за реформу.

Пенсионная реформа 2018 года в России - последние новости о происходящемФото: government.ru

Как КПРФ готовила референдум против пенсионной реформы и что из этого вышло

Партия КПРФ решила подготовить первый за последние 25 лет всероссийский референдум. Темой его должна была стать готовящаяся пенсионная реформа.

КПРФ совершила все необходимые организационные действия по инициированию референдума и представила его проект Центризбиркому. ЦИК отклонил проект референдума.

То, что референдум будет отклонен, было понятно сразу. Любопытно было лишь то, под какими предлогами это будет сделано.

В итоге ЦИК не понравилась формулировка вопроса. КПРФ сформулировал вопрос для референдума следующим образом: “Согласны ли вы с тем, что возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?”.

Что ответили на это в Центральной избирательной комиссии:

  • россияне не знают, какой пенсионный возраст в России существует сегодня, для этого нужны специальные знания,
  • россияне не знают, что такое страховая пенсия и чем она отличается от других видов пенсий, это могут понять только юристы,
  • непонятно, каким будет пенсионный возраст в момент проведения референдума — вдруг закон будет уже принят.

При этом в ЦИК милостиво разрешили партии КПРФ уточнить вопрос для референдума и обратиться снова. В избиркоме даже пообещали дать консультации по формулировкам референдума.

У коммунистов остается в запасе еще один сильный довод. Вместо референдума они могут заняться сбором подписей против пенсионной реформы 2018 года.

Недавно мы рассказывали об интернет-петиции против повышения пенсионного возраста в России. На данный момент число подписавших петицию приблизилось к 3 миллионам человек. Если КПРФ соберет аналогичное количество “живых” подписей россиян и представит их президенту, это будет весомым политическим шагом против реформы.

Пенсионная реформа 2018 года в России - последние новости о происходящемФото: kremlin.ru

Митинги против повышения пенсионного возраста

В прошедшие выходные, 28 и 29 июля, в России прошла очередная волна митингов против планов по повышению возраста выхода на пенсию. Их организовали как левые, так и правые силы.

В Москве состоялось сразу два митинга. В субботу, 28 июля, свою акцию на проспекте Сахарова провели коммунисты. По данным МВД, в ней приняли участие 6,5 тысяч человек. Московский “белый счетчик” насчитал 12 тысяч участников. Организаторы рассказали о 100 тысячах митингующих.

Как рассказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в субботнем шествии и митинге принимали участие не только москвичи, но и участники 15 региональных делегаций.

В воскресенье на том же месте митинговали сторонники правых партий. Организовали акцию либертарианцы, поддержали ее партия “Яблоко” и организация Алексея Навального.

Воскресная акция, которая кроме темы пенсионной реформы затрагивала вопросы повышения налогов, собрала примерно в два с половиной раза меньше людей, чем митинг коммунистов. По данным полиции, присутствовало 2,5 тысячи человек, “белый счетчик” насчитал 6,1 тысячу участников.

Очевидно, что эти митинги — далеко не последние. Пенсионная реформа задевает большинство россиян, и многие пока просто не ощутили ее последствий. В том или ином виде социальное недовольство будет нарастать, если власть каким-то образом не смягчит отрицательный эффект от объявленной реформы.