Оффшоры мира – Офшорные зоны. Оффшорные зоны. Список оффшорных зон. Оффшорные экономические зоны. Перечень оффшорных зон. Оффшорные зоны мира. Страны оффшорной зоны.

Оффшорные зоны мира | Статья в журнале «Молодой ученый»



В предложенной статье представлены самые популярные оффшорные зоны мира. Выявлены особенности некоторых оффшорных зон. Приведены их ключевые характеристики.

Ключевые слова: оффшор, оффшорная зона, оффшорный бизнес, оффшорная компания.

Неуклонный рост рыночных отношений влечет за собой динамичный рост предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, приводит к значительному усложнению финансово-экономических взаимоотношений между субъектами делового оборота. Целью любого предпринимателя, безусловно, является минимизация издержек, поэтому он стремится осуществлять свою коммерческую деятельность в тех регионах и странах, отличающихся наиболее благоприятным налоговым и правовым режимом. Всё это в итоге и послужило причиной возникновения такого экономического явления как «оффшорная зона».

Под оффшорной зоной, как правило, подразумевают страну и/ли территории, которые регистрируют фирмы, на которые будет распространяться льготный режим налогообложения. Сама компания с момента регистрации подпадает под юрисдикцию страны пребывания и с этого времени должна строго соблюдать нормы и правила местного законодательства.

Оффшорные зоны находятся под пристальным вниманием с 2000 г., и особенно с апреля 2006 г., когда состоялась встреча лидеров крупнейших государств мира G20, на которой было принято решение о разработке мероприятий против юрисдикций, не желающих сотрудничать, то есть обмениваться информацией. Инициативы, выдвинутые OECD, FATF и Международным Валютным Фондом, имели значительное влияние на оффшорную индустрию. В итоге большинство основных оффшорных зон усилили свое законодательство в отношении отмывания денег и других незаконных действий.

Сегодня в мире существует порядка 1,4 млн оффшорных компаний, которые сконцентрированы в зонах льготного налогообложения: Карибский бассейн, Азиатско-Тихоокеанский район и Западная Европа. Около 65 % всех оффшорных центров расположено в развивающихся государствах, остальные — в развитых странах. Примерами оффшорных центров являются в основном островные территории — Багамские, Антильские, Виргинские, Бермудские, Барбадос, Каймановы острова, Джерси и Гернси, Мальта, Кипр, Мадейра, Западное Самоа, Гонконг, Ирландия, Ливан, Либерия, Панама, Лихтенштейн, Сингапур и многие другие. На рисунке 1 представлены самые известные мировые оффшорные зоны.

Рис. 1. Основные оффшоры мира [2]

Если мы проанализируем географию этих территорий, можно сделать вывод, что их объединяет ограниченные природные и трудовые ресурсы или их отсутствие. Последствиями такой ресурсной «бедности» выступает продажа юридического адреса на территории определенного государства, с возможностью освобождения от уплаты налогов.

Кроме того, как правило, оффшорные зоны располагаются на территориях, островах или архипелагах, имеющие выгодное географическое положение, развитые транспортные и телекоммуникационные сети, рядом с крупными международными финансовыми и торговыми центрами.

Услуги, предоставляемые в оффшорных зонах, зачастую обуславливаются спросом на них и финансовой нестабильностью. Инновации и необходимость, таким образом, являются важными условиями их возникновения. Но эти элементы не имеют никакого значения без согласия законодательных органов на введение законов для инновационных оффшорных компаний.

Развивающиеся рынки Азии и Латинской Америки стали одними из наиболее привлекательных оффшорных зон в мире не только из-за низких или нулевых ставок налога, но также и из-за огромных рынков сбыта, доступа к более дешевому сырью и большого количества квалифицированных специалистов.

Такая оффшорная зона как Гонконг, установила фиксированную ставку налога, которая очень привлекает как международный, так и отечественный бизнес. Являясь новой оффшорной зоной, в соответствии с этим режимом, Гонконг позволяет отечественным компаниям торговать в оффшорной зоне и выходить на альтернативные рынки, не ограничиваясь каким-либо специальным налоговым режимом для иностранных компаний. Главными особенностями оффшорной зоны Гонконг являются: высокий коэффициент ликвидности финансовых рынков, прозрачность нормативно-правовой базы и соблюдение признанной международной общественностью финансовой политики. Принципиальными основами, согласно которым правительство Гонконга контролирует рынок своей страны, являются обеспечение благоприятных условий для бизнеса, а также простота и минимальный размер налогов для корпораций.

Оффшор Багамские острова является давно функционирующей оффшорной юрисдикцией, предоставляющей финансовые услуги. Оффшорные финансовые услуги составляют не менее 12 % от ВВП этой страны. Багамские острова входят в десятку стран мира с развитым банковским сектором. Как банковский центр, оффшорная зона Багамские острова накопила базу активов, которая превышает 200 млрд дол. США благодаря оказанию разнообразных финансовых услуг: частный банкинг, администрирование трастовых фондов и портфельный менеджмент [1].

Сингапур является известным финансовым центром, пользующимся хорошей репутацией. К тому же, в этой оффшорной зоне постоянно увеличивается количество предоставляемых централизованных услуг. В результате транснациональные корпорации все чаще выбирают Сингапур В докладах, выпущенных Всемирным банком и в Отчете о глобальной конкурентоспособности оффшор Сингапур называется самым подходящим метом для ведения бизнеса в мире и самой конкурентоспособной страной в Азии, соответственно. В Сингапуре налоги взимаются по территориальному признаку и, следовательно, сингапурские компании не несут ответственности и не платят налоги на доход, который не получен в Сингапуре в качестве места расположения своих штаб-квартир.

Оффшор Дубай приобретает все большую популярность. Реализация корпоративных механизмов в этой стране становятся все более доступными, а инвестиционные возможности — все более привлекательными. Оффшорная зона Дубай установила нулевую ставку налога на прибыль и не заключает соглашений об обмене информацией. Так что Дубай можно охарактеризовать как юрисдикцию, которая по-прежнему гарантирует своим клиентам конфиденциальность, безопасность и тактичное обслуживание.

Швейцария получила свой статус оффшора из-за традиции соблюдения банковской тайны в этой стране, стабильности и защиты активов владельцев счетов в швейцарских банках. Во многом благодаря стратегическому расположению Швейцарии, сотни компаний из Европы и Северной Америки выбрали эту страну в качестве места размещения своих региональных штабов и научно-исследовательских / производственных баз. Швейцария считается развивающейся зоной свободной торговли и привлекательными мультикультурными воротами в Европу [3].

Экономика оффшора Гибралтар демонстрирует на протяжении последних более чем десяти лет устойчивые ежегодные темпы роста на уровне 7–12 %. Ожидается, что подобные темпы роста сохранятся, несмотря на меры, предпринимаемые правительством по сокращению льготного налогообложения оффшорных компаний путем введения ставки налога 10 %.

В качестве члена Европейской экономической зоны (EEA, European Economic Area) Гибралтар имеет возможность регистрировать у себя компании стран-членов EEA. Компании, зарегистрированные на Гибралтаре, имеют возможность создавать филиалы и вести бизнес, избегая дополнительных расходов, которые иначе были бы понесены на лицензирование и развитие стартапов. Оффшорная зона Гибралтар предоставляет услуги банкинга, страхования, управления фондами, а также многие другие.

Деятельность мировых оффшорных зон тщательно регулируется в соответствии с международными правилами по борьбе с финансированием терроризма, отмыванием денег и кибер-преступлениями, количество которых увеличивается по мере развития интернета. Необходимо, чтобы реализовывались механизмы обеспечения безопасности при идентификации клиентов в оффшорных зонах.

Оффшорные зоны зачастую готовы принять законы, которые были введены для оффшорных компаний, которые уже успешно осуществляют свою деятельность в других странах, чтобы диверсифицировать сектор оффшорных услуг. Страна, являющаяся конкурентоспособной оффшорной зоной, может получить много преимуществ, и, в частности, привлечь профессионалов в различных областях, что связано с ростом и усложнением финансовых потребностей юридических и физических лиц, которые расширяют сферу своей деятельности.

Оффшорные зоны мира — это не только отдельные государства. Они могут представлять собой провинции или штаты внутри страны, которые имеют свою собственную юрисдикцию. Примерами таких оффшорных зон могут служить Делавер и Орегон, которые являются оффшорными зонами США. Еще в качестве примера можно привести Швейцарию, где в некоторых кантонах установлены привлекательные налоговые ставки и льготы для предприятий.

Существование оффшорных зон вызывает большую обеспокоенность мировой общественности, поскольку они оказывают широкое влияние на экономику в глобальном масштабе. Широко признано, что бизнес очень чувствителен к налогообложению, и имеет тенденцию мигрировать в страны и регионы с более низким уровнем налогов, наличием налоговых льгот и дружественной инвестиционной политики, где он, соответственно, может получать большую прибыль. Способность оффшорной зоны привлекать глобальные ресурсы во многом зависит от ее политической, правовой и социальной стабильности, а также инфраструктуры и уровня развития ИКТ.

Литература:

  1. Васильева А. Офшорная тревога / А. Васильева // Коммерсантъ Деньги. 2013. № 4. С. 42–48.
  2. Гагарин П. А. Деоффшоризация по-русски / П. А. Гагарин // Деловой фарватер. 2013. № 9. С. 3–17.
  3. Катасонов В. Ю. Российская экономика под оффшорным колпаком // Институт высокого коммунитаризма. 2013. № 4. С. 4–15.

Основные термины (генерируются автоматически): оффшорная зона, Сингапур, EEA, Гибралтар, Гонконг, зона, Швейцария, Дубай, нулевая ставка налога, льготное налогообложение.

10 крупнейших в мире офшоров – Вести Экономика, 26.06.2018

Москва, 26 июня — «Вести.Экономика». Компания BCG представила свой ежегодный отчет Global Wealth, в котором эксперты анализируют мировое благосостояние в мире в 2017 г.

Помимо прочего, в исследовании указываются крупнейшие центры офшоров. Ниже мы расскажем о них подробнее.

1. Швейцария

Офшорный капитал: $2,3 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 3%

Страны-источники: Германия, Франция, Саудовская Аравия

Швейцария — одна из самых развитых и богатых стран мира.

Швейцария — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых.

По подсчетам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики.

Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Банковская тайна привлекает иностранный капитал. Банковский сектор составляет 9% ВВП.

2. Гонконг

Офшорный капитал: $1,1 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 10%

Страны-источники: Китай, Тайвань, Япония

Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве государства в экономику.

Гонконг не является офшорной территорией, это свободный порт, и он не взимает таможенных сборов на импорт, там нет налога на добавленную стоимость или его эквивалентов.

Акцизы взимаются только с четырех видов товаров, независимо от того, импортные они или местного производства.

Гонконг — важный центр международных финансов и торговли, а уровень концентрации штаб-квартир является самым высоким в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3. Сингапур

Офшорный капитал: $0,9 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 11%

Страны-источники: Китай, Индонезия, Малайзия

Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации.

Сингапур привлекателен для инвесторов из-за низких налоговых ставок. Всего в Сингапуре 5 налогов, из которых один налог на прибыль, один — налог на заработную плату. Суммарная ставка налогов — 27,1%. Экономика Сингапура является одной из самых открытых и свободных от коррупции экономик. В стране поддерживаются стабильные цены, а ВВП на душу населения один из самых высоких в мире.

4. США

Офшорный капитал: $0,7 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 5%

Страны-источники: Мексика, Китай, Аргентина

В Соединенных Штатах Америки не существует офшорных зон в каноническом понимании этого термина, и даже само определение «офшор» не фигурирует в законодательстве США ни на федеральном уровне, ни на уровне отдельно взятых штатов.

Тем не менее определенные нормы предпринимательского и налогового законодательства в Америке позволяют сделать вывод, что «налоговые гавани» в скрытом виде там все-таки присутствуют.

5. Нормандские острова и остров Мэн

Офшорный капитал: $0,5 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 2%

Страны-источники: Великобритания, Россия, Саудовская Аравия

Остров Мэн является одним из крупнейших офшорных центров Европы и мира. Остров Мэн – стабильное государство как экономически, так и политически.

Он не входит в состав Европейского союза, но торговля с ним осуществляется по правилам ЕС согласно документу, подписанному Великобританией при вхождении в ЕС.

Власти стараются создать наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса, при этом соблюдая необходимые правила международной финансовой прозрачности.

Благодаря этому данная юрисдикция имеет хорошую репутацию, в том числе и в ОЭСР.

С 2006 г. на острове Мэн отсутствует корпоративный налог и налог на прирост капитала, то есть не нужно платить налоги с прибыли.

Налог на наследство также отсутствует. Подоходный налог удерживается по ставке от 10% до 20%.

6. ОАЭ

Офшорный капитал: $0,5 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 4%

Страны-источники: Саудовская Аравия, Ирак, Иран

Объединенные Арабские Эмираты — федеративная монархия, состоящая из 7 эмиратов, каждый из которых является карликовым государством с абсолютной монархией: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Фуджейра и Шарджа.

Вся страна возглавляется президентом ОАЕ, в роли которого выступает эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби.

Помимо полного освобождения от налогов и от сдачи годовой отчетности офшоры в ОАЭ имеют еще ряд преимуществ.

Арабские Эмираты – это большая страна с развитой инфраструктурой для ведения международного бизнеса и разнообразием международного сервиса: от банковских услуг до крупных торговых и логистических компаний.

7. Люксембург

Офшорный капитал: $0,3 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 2%

Страны-источники: Германия, Франция, Великобритания

Люксембург – это одна из богатейших стран Европы с высочайшим уровнем жизни. В городе Люксембург располагаются многие организации ЕС.

Благодаря выгодным условиям и офшорной зоне в столице размещены около 1 тыс. инвестиционных фондов и более 200 банков — больше, чем в любом другом городе мира.

8. Великобритания

Офшорный капитал: $0,3 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 2%

Страны-источники: Китай, Саудовская Аравия, Россия

Практика регистрации компаний в Англии широко используется в международной коммерческой деятельности и для целей налогового планирования.

Великобритания не является офшорной зоной.

Однако национальным законодательством предусмотрены удобные инструменты корпоративного и налогового планирования, поэтому регистрация компании в Великобритании может способствовать тому, чтобы бизнес стал более эффективными в налоговом отношении.

В этой связи данная юрисдикция иногда упоминается как европейский офшор.

9. Монако

Офшорный капитал: $0,2 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 1%

Страны-источники: Франция, Италия, Великобритания

Монако — карликовое государство, ассоциированное с Францией, расположенное на юге Европы на берегу Лигурийского моря; на суше граничит с Францией.

Является одной из самых маленьких и наиболее густонаселенных стран мира.

Гарантируемая банковская тайна и низкие налоги привлекают миллиардные состояния из-за границы.

10. Бахрейн

Офшорный капитал: $0,2 трлн

Темпы годового роста 2012-2017: 5%

Страны-источники: Саудовская Аравия, Иран, Ирак

Королевство Бахрейн – это самое маленькое островное арабское государство, находится в Персидском заливе.

Бахрейн позволяет иностранцам на 100% владеть определенными видами компаний, требуя открыть офис на территории страны.

К тому же нет ограничения на торговлю на местном рынке.

Стоит учитывать, что информация о директорах и владельцах компаний заносится в публичный реестр, к тому же при создании бизнеса необходимо подать собственную выписку из банка, как и документ о профессиональном опыте.

Какую оффшорную зону выбрать — IT-OFFSHORE

Оффшорная юрисдикция – это страна или отдельная территория государства, законодательство которого предоставляет зарубежным предприятиям, зарегистрированным на ее территории, возможность оформить компанию в условиях льготного налогообложения или совсем освободить ее от уплаты налогов.

Отличительная особенность ОЗ (оффшорных зон) заключается в наличии особых возможностей для налогового планирования, а также гарантий финансовой секретности на законодательном уровне. С помощью схем ведения оффшорной деятельности можно вполне легально сократить налоговые затраты до минимума, а также отгородить свой бизнес от различных неприятностей.

Для эффективной и правильной работы в оффшоре очень важно правильно выбрать страну, где хотелось бы зарегистрировать свою фирму. Кроме этого крайне важно знать все тонкости и особенности стран оффшорных зон.

В этой статье мы предлагаем наиболее перспективные в настоящий момент оффшорные юрисдикции:

            оффшоры на Кипре и Сейшелах

Кипр на сегодняшний день является наиболее перспективной оффшорной зоной, поскольку оффшорное законодательство этого острова можно назвать совершенным. Кипрские компании облагаются «Profit Tax» (налог на прибыль) в 12,5% размере. Этот налог на прибыль является одним из самых низких в Европе. 

Сейшельские острова – очень экономичная и популярная налоговая гавань. На сегодняшний день, на Сейшлелах насчитывается около миллиона зарегистрированных предприятий. Благодаря такой популярности на островах нет жестких ограничений или требований для оформления иностранной компании.            

оффшоры в ОАЭ и Белизе

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – это перспективная оффшорная зона с выгодным инвестиционным климатом и современной инфраструктурой. Оффшор в ОАЭ полностью освобожден от налогов. Регистрируя свою компанию в ОАЭ, у предпринимателя появляется уникальная возможность вести бизнес-деятельность практически по всему миру (за исключением самих Эмиратов). 

Белиз — классическая юрисдикция для иностранного бизнеса. Зарегистрировать оффшорную компанию в этой стране означает приобщить свой бизнес к отлаженной системе туристической деятельности и хозяйственного права. Для зарубежных предпринимателей в Белизе предусмотрено нулевое налогообложение и закрытый реестр. 

оффшоры в Панаме и Гонконге

Панама — благодаря низкой цене и стоимости обслуживания оффшор в Панаме является идеальным решением для только что возникшего и малого интернационального бизнеса. Оффшорная компания в Панаме полностью освобождена от налогов и отчетности.

Гонконг – самый большой морской порт во всем мире! С крупным финансовым центром и развитой инфраструктурой в области банкинга, инвестиций и торговли. Гонконг не является классическим оффшором, но здесь есть практически все условия для ведения выгодного бизнеса в любом направлении. Местное законодательство разрешает сотрудничать с бизнесменами со всего мира, не ограничиваясь специальным налоговым режимом.

оффшоры Новой Зеландии и Швейцарии

Новая Зеландия – это небольшая страна с нетипичной оффшорной зоной. Несмотря на удаленность, Новая Зеландия отличается высоким уровнем жизни, активной государственной поддержкой социальной сферы и низким уровнем преступности. Политическая система Новой Зеландии одна из самых стабильных. В Новой Зеландии предусмотрены разные виды льгот позволяющие значительно снизить эффективную ставку налога.

Швейцария также не является оффшорной юрисдикцией, но зарегистрированная здесь компания может рассчитывать на значительное снижение некоторых налогов. Кроме этого данная страна считается одной из наилучших стран в мире для проживания. Швейцарию можно отнести к числу самых респектабельных и стабильных финансовых центров Европы.

оффшор в Дании, оффшор в Шотландии

Дания считается одной из самых дорогих и высоко налогооблагаемых стран мира. Однако для находчивых нерезидентов эта страна предлагает огромное количество возможностей экономии на налогах. Дания имеет хорошую репутацию в глазах контролирующих органов и налоговых инстанций. Поэтому датское партнерство может быть достаточно привлекательным вариантом в налоговом планировании.

Шотландия обладает совершенно уникальным статусом среди европейских юрисдикций, поскольку полностью освобождает компании, не ведущие бизнес на ее территории, от налогов. В данном государстве ценится конфиденциальность предпринимателей, поэтому информация о них не будет доступна для посторонних лиц. Большинство юрисдикций мира считают Шотландию надежной страной – в ней смена власти очень маловероятна, поэтому и экономика имеет стабильность. количество возможностей экономии на налогах. 

Рейтинг секретных оффшоров 2018 от Tax Justice Network: лидеры Швейцария, США и Каймановы острова

Секретные оффшоры 2018

Организация Tax Justice Network провела новое исследование и составила рейтинг самых секретных оффшоров 2018 года. Влиятельными и популярными оказались Швейцария, США, Каймановы острова, а также Гонконг, Сингапур и другие.

Tax Justice Network – это та организация, которая целенаправленно занимается борьбой с секретностью, оффшорами и уклонением от налогов. Проводятся постоянные исследования и работа со СМИ.

Отчёт Financial Secrecy Index

Конкретное исследование – Financial Secrecy Index – проводится раз в 2 года и определяет, какие государства стоит считать самыми секретными юрисдикциями (высокий уровень финансовой тайны). В Tax Justice Network (TJN) подчёркивают, что термин оффшоры в данном контексте может ввести в заблуждение потому, что среди секретных юрисдикций не только стереотипные «острова с пальмами и бунгало».

В топ-10 входят и привычные оффшорные юрисдикции, и классические оншоры – крупные государства, которые на первый взгляд в сокрытии информации не обвинишь:

  1. Швейцария
  2. США
  3. Каймановы острова
  4. Гонконг
  5. Сингапур
  6. Люксембург
  7. Германия
  8. Тайвань
  9. Объединённые Арабские Эмираты (Дубай)
  10. Гернси

11-15 места заняли Ливан, Панама, Япония, Нидерланды и Таиланд. Даже БВО находится лишь на 16 строчке и занимает относительно малую часть «оффшорного» рынка.

Каким образом оцениваются страны? В методике учитывается порядка 20 критериев, в том числе законодательство по прозрачности структур владения активами, о банковской тайне, требования к финансовой отчётности. В этом году добавились новые критерии: являются ли открытыми реестры бенефициарных владельцев и наличие годовой отчётности ограниченных партнёрств.

США в черном списке Tax Justice Network из стран не желающих раскрывать банковскую информацию опередили даже Каймановы острова

Цель отчёта: подсветить проблему секретности, которая помогает совершать «зло, в том числе мошенничество, уклонение от налогов, уклонение от финансовой отчётности, инсайдерские сделки, взятки, отмывание средств, растраты и многое другое». По версии TJN в секретных юрисдикциях находится 21-32 триллиона долларов частного богатства, которое не обложено налогами или обложено по слишком малой ставке.

Это наносит вред бедным и богатым государствам, социальному равенству и росту экономики. Так утверждают в TJN.

Самые секретные и крупные оффшоры

Первое место в рейтинге занимает Швейцария. По мнению TJN, несмотря на заверения правоохранительных органов и самой страны, банковская тайна в Швейцарии далеко не уничтожена. Разумеется, государство выполняет международные требования, в том числе по обмену данными, но скрыться от внимания всё ещё возможно.

Однако, если брать во внимание влияние на рынок в целом, Швейцарии далеко до второго места – США. Именно Штаты на сегодня являются не только вторым в рейтинге, но и первым в мире по степени влияния игроком. Доля от мирового рынка оффшорных услуг в США – 22,3%! В Швейцарии – всего 4,5%.

Регистрация ООО в оффшоре: как зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью в оффшоре

Второе место по степени влияния занимает Великобритания – 17,36%, несмотря на свою 23 позицию в общем зачёте. Не удивительно, поскольку Королевство было финансовым центром задолго до того, как им стали Штаты. К тому же под началом Великобритании так или иначе находятся Заморские, Коронные и иные территории. В рейтинге они разделены, но если бы их соединили в одну строчку, то они точно бы заняли первое место. Как минимум с учётом того, что Каймановы острова уже занимают третью позицию.

Уровень секретности США чуть ниже, чем в Швейцарии, Гонконге, Сингапуре и на Каймановых островах. Однако в отличие от множества других юрисдикций, Штаты не спешат повышать прозрачность.

Напомним, что с 2017 года страны ОЭСР и некоторые другие приступили к обмену налоговой информацией. В налоговые службы разных стран передаются данные о банковских вкладах налоговых резидентов. Россия присоединилась к данной системе и отправит/получит данные в 2018 году за 2017.

США в данный обмен не включились и отказались ратифицировать многостороннюю конвенцию. Получается так, что США активно борются с оффшорами и налоговым уклонением собственных граждан, собирают данные при помощи закона FATCA и уничтожают банковские сектора других государств (Швейцария, Латвия), но сами остаются при своих.

Ранее США называли самым крупным оффшором в мире. Теперь он они вторые по секретности.

Этому способствуют: отсутствие обмена информацией практически со всеми международными партнёрами; секретные компании Невады, Вайоминга и Делавэра; применение номинального сервиса; огромные потоки средств всего мира, в которых легко спрятать миллиардные сделки; невозможность спорить со Штатами практически на любом поле за счёт военной и экономической мощи, как и статуса страны-эмитента международной резервной валюты.

2 года назад США занимали третью строку в рейтинге и всего лишь 14% международного рынка. Популярность крупнейшего оффшора растёт и вряд ли в ближайшее время в Штатах изменят политику в этом вопросе. Чужие деньги всегда приятно принимать, нежели отдавать свои.

Рейтинг стран с наиболее высоким уровнем финансовой тайны 

Какие оффшоры использовать?

Официально отчёт TJN не призывает никого и ни к чему. Разве что задуматься о проведении новых изменений и ужесточении законодательства. Это касается в первую очередь государств, политиков и международных организаций.

Что же до обычного предпринимателя, который использует оффшоры для защиты бизнеса, выхода на новые рынки, поиска клиентов и обеспечения удобства, то всё остаётся в силе. Отчёт лишь позволяет сделать дополнительное исследование и использовать полученные результаты себе на благо.

Как пример: если вам принципиально важно повысить секретность владения активом, то стоит обратить внимание на США. Или же воспользоваться услугами проверенной столетиями Швейцарии.

Панаму часто называют секретным оффшором, но по версии TJN страна всего лишь на 12 месте. При этом Панама – развитый финансовый центр, с инфраструктурой и доступом к широкому рынку. Надлежащий уровень секретности, при желании, также можно обеспечить.

Мы рекомендуем обратить внимание на Сент-Китс и Невис. В рейтинге Федерация занимает 63 строчку, доля рынка небольшая. При этом уровень защиты активов от постороннего вмешательства крайне высокий. При условии своевременного и законного перевода актива во владение компании с Невиса, отобрать его практически невозможно. Местное законодательство не позволит мошенникам и преступникам забрать то, что принадлежит вам.

Несмотря на то, что отчёт крайне негативно относится к оффшорам и секретным юрисдикциям, он предлагаем серьёзный объём полезной и прикладной информации. Благодаря ей можно улучшить собственную корпоративную структуру, повысить качество бизнеса и соблюсти законы, не привлекая к себе лишнего внимания.

Приходите на консультацию к специалистам портала – они помогут вам подобрать подходящую юрисдикцию для вашего счета, компании, трасты или иного актива: [email protected]

Оффшоры и международное право | GSL

Все про оффшор на Багамских островах: Регистрация компаний на Багамских островах, счета в банках Багамских островов, налоги на Багамах и мн. др.

Все про оффшор в Белизе: Регистрация белизских компаний, счета в банках Белиза, налоги в Белизе и многое др.

Все про оффшор в Доминике: Регистрация доминикских компаний, счета в банках Доминики, налоги в Доминике и мн. др

Все про оффшор в Гибралтаре: Регистрация гибралтарских компаний, счета в банках Гибралтара, налоги в Гибралтаре и мн. др.

Все про оффшор в Ирландии: Регистрация ирландских компаний, счета в банках Ирландии, налоги в Ирландии и мн. др.

Все про оффшор в Лихтенштейне: Регистрация компаний в Лихтенштейне, счета в банках Лихтенштейна, налоги в Лихтенштейне и мн. др.

Все про оффшор в Люксембурге: Регистрация компаний в Люксембурге, счета в банках Люксембурга, налоги в Люксембурге и мн. др.

Все про оффшор на Мальте: Регистрация компаний на Мальте, счета в банках Мальты, налоги на Мальте и мн. др.

Все про оффшор на Невисе: Регистрация компаний на Невисе, счета в банках Невиса, налоги в НЕвисе и мн. др.

Все про оффшор в Нидерландах: Регистрация голландских компаний, счета в банках Нидерландов, налоги в Нидерландах и мн. др.

Все про оффшор в Новой Зеландии: Регистрация новозеландских компаний, счета в банках Новой Зеландии, налоги в Новой Зеландии и мн. др.

Все про оффшор в Панаме: Регистрация панамских компаний , счета в банках Панамы, налоги в Панаме и мн. др.

Все про оффшор на Сейшельских островах: Регистрация компаний на Сейшельских островах, счета в банках Сейшельских островов, налоги на Сейшелах и мн. др.

Все про оффшор в Сингапуре: Регистрация компаний в Сингапуре, счета в банках Сингапура, налоги в Сингапуре и мн. др.

Все про оффшор в Швейцарии: Регистрация швейцарских компаний, счета в банках Швейцарии, налоги в Швейцарии и мн. др.

Все про оффшор на Каймановых островах: Регистрация компаний на Каймановых островах, счета в банках Каймановых островов, налоги на Кайманах и мн. др.

Методы решения проблемы оффшоризации в мире и России

В этой статье мы сформулируем оптимальные подходы к оффшорам в экономической политике РФ с учетом мирового опыта.

Оффшоры – широко распространенное явление в нынешней экономике. В его основе лежит противоречие между сохраняющимися различиями в условиях хозяйствования, политическом и экономическом статусе разных юрисдикций и растущей глобализацией.

Использование оффшоров в мировой экономике влечет за собой комплекс противоречий, заключающихся в:

  • наличии юрисдикций с номинальным или полностью отсутствующем уровнем налогообложения,
  • сравнительно низким тли недостаточно высоким уровнем информационной прозрачности,
  • существовании ограничений при обмене налоговой информацией.

Оффшорные компании и оффшорные банки сосредотачивают и распределяют между бенефициарами (выгодоприобретателями) денежные потоки и доходы, полученные за пределами оффшорной зоны. Бенефициары имеют право на имущество и бизнес в других странах. Однако реальные имена владельцев закрыты и в результате крайне низких регулятивных требований, отсутствия необходимости сдачи отчетности. Например, в случае, если информация о реальных владельцах оффшорной компании не вносится в публичные реестры предприятий определенных оффшорных юрисдикций и налоговых гаваней.

Для определения роли оффшорных зон в мировой экономике достаточно лишь привести размер их удельного веса в глобальном богатстве. Так, в 2010 году стоимость глобальных активов под управлением оффшорных финансовых институтов составляла 7,8 триллионов долларов США или 6,4% от общего размера глобального богатства (121,8 триллионов долларов США).

Популярность оффшорных зон начала увеличиваться в 1990 года до мирового кризиса, оказавшего лишь сдерживающий эффект. Однако число оффшорных предприятий не только не сократилось, но в посткризисный период стало снова увеличиваться, но в более медленном темпе из-за слабого посткризисного роста и ужесточения законодательства стран в отношении оффшорных юрисдикций в результате повышенного внимания к ним со стороны Северной Америки и Европы. Уход капиталов с оншорных государств в оффшоры обходится бюджетам примерно в 3,1 триллион долларов США или практически 0,5% мирового ВВП. На основании данной ситуации противников оффшоризации стало больше. Стали устанавливаться более строгие правила регулирования в отношении оффшорных зон:

  • Сокращение налоговых льгот.
  • Сужение каналов трансграничной миграции налоговой прибыли, а также утечки капиталов.
  • Требования раскрытия информации относительно основных бенефициаров оффшорных компании и прочее.

Однако, по мнению экспертов, условия большей прозрачности повлияют на повышение приоритетов оффшорной активности:

  • Увеличение обеспеченности мировой экономики капиталом.
  • Увеличение скорости оборота финансовых активов во всемирном масштабе, а также их более эффективное использование.
  • Уменьшение рисков за счет перемещения капиталом в страны со стабильной и безопасной экономикой.

В конце 2000 года сформировалась тенденция усиления регулирования взаимоотношений с оффшорными зонами, которая поддержана на уровне «Группы двадцати» и опирается на 3 ключевых аргументах:

  1. Низкий уровень налогообложения в оффшорных зонах подрывают базу стран, резиденты коих пользуются услугами оффшоров.
  2. Совершение анонимных операций – предпосылки для отмывания нелегальной прибыли и финансирования мирового терроризма через оффшоры.
  3. В результате слабого регулирования финансовых операций повышается риск неконтролируемых потоков так называемых «горячих денег», что дестабилизирует глобальную финансовую систему.

Несмотря на озвученные аргументы даже экономически развитые государства активно используют услуги зарубежных и «внутренних» оффшорных зон с целью увеличения конкурентоспособности и расширения рынков. К примеру, Китай увеличивает использование для внешнеэкономической экспансии оффшорных зон. Политика государства в отношении оффшорных зон по большей части основывается на балансе издержек и выгоде для каждой конкретной страны от выбора принципа решения противоречия между интересами страны и бизнеса.

Ситуация с оффшорами в Америке

Американские ТНК являются наиболее активными (после английских предприятий) пользователями услуг оффшоров. Из ста крупнейших корпораций Америки, акции коих обращаются на бирже, 83 корпорации имеют дочерние компании в оффшорных зонах.

В последнее время корпорации должны раскрывать сугубо информацию относительно «значительных» (наиболее крупных) филиалов. Так, в 2004 году средняя эффективная ставка по заплаченным ими налогам на официальную прибыль составила 2,3 при номинальной ставке федерального налога на прибыль корпораций в 35%. Казначейством США оценивается размер этой разницы за счет ухода от уплаты налогов в оффшорные зоны в 43-123 миллиона долларов США в год. Ввиду сложившейся ситуации США ужесточает оффшорное регулирование. Правительством поставлена задача, заключающаяся в закрытии для корпораций и физических лиц возможности легального и нелегального ухода ль налогообложения в оффшорах путем принятия новаций в налоговом законодательстве. В мае 2010 года принят Закон о налоговой дисциплине, касающийся использования зарубежных счетов. В феврале 2012 года с Францией, Италией, Германией, Великобританией и Испанией заключено Соглашение по совместному проведению данного акта в жизнь. В рамках этого соглашения национальные служба имеют право взаимно обмениваться информацией и предоставлять отчетность. Стоит отметить, что ввод данного Закона затронет интересы банков РФ.

Принимаемые законопроекты сводятся к следующему:

  1. Американские граждане должны декларировать инвестиции и доходы вне зависимости от страны их происхождения.
  2. Установление презумпции виновности компании, согласно которой они должны доказывать отсутствие скрытых доходов через оффшоры от налоговых органов.
  3. Использовать оффшор возможно только для развития бизнеса.
  4. Введение санкций против иностранных юрисдикций и финансовых институтов, которые препятствуют сбору налогов в казну Америки.

В феврале 2012 года Белый дом опубликовал Проект налоговой реформы для коммерческого сектора (английское название — The President`s Framework for Business Tax Reform). Предлагаемые новации:

  1. Введение обязательной уплаты налогов доходов корпораций Америки, которые получены с территорий других стран, а также отмена имеющейся отсрочки уплаты данного налога до репатриации дохода.
  2. При выводе производства заграницу запрет на налоговые вычеты, а также введение стимулов, направленных на возвращение производства на территорию США.
  3. Уменьшение мотивации предприятий к перемещению активов и прибылей за рубеж.

После формирования в 2009 году на уровне ОЭСР новых критериев в отношении информационной открытости оффшорных зон, большинство из них заключили двухсторонние соглашения с США. Подписанные ранее соглашения с оффшорными юрисдикциями об устранении двойного налогообложения были пересмотрены. На 30.04.2011 года подписано 143 двухсторонних соглашения с 90 торговыми партнерами, в том числе 49 двухсторонних соглашений по оказанию юридической поддержки и 27 двухсторонних соглашений по обмену информацией.

Ситуация с оффшорами в Великобритании

Из 100 компаний Великобритании с наибольшей капитализацией, которые включены в листинг Лондонской фондовой биржи, всего 2 не используют услуги оффшоров. Остальные же имеют более 8 000 дочерних учреждений в оффшорных юрисдикциях во всем мире. Английские территории Гернси, Джерси и остров Мэн – уже несколько веков являются оффшорными зонами. Великобритания каждый год несет налоговые убытки из-за использования оффшоров на 18,5 миллионов фунтов стерлингов, из которых 11,5 миллионов фунтов стерлингов относятся к легальной оптимизации налогообложения, а 7 миллионов фунтов стерлингов – недополученная прибыль в казну государства из-за нелегального ухода от налогов.

Для борьбы с финансовыми нарушениями в оффшорных зонах используются соглашения по обмену налоговыми данными. Также Великобритания стремится создать альтернативы оффшорным зонам за счет улучшения налогового режима безнес-деятельности. Так, с апреля 2011 года размер корпоративной налоговой ставки уменьшился на 2% до 26% и планируется дальнейшее ее снижение до 23%. Ставка для малого бизнеса снизилась на 1% до 20%.

За счет использования механизма преследования лиц, имеющих незадекларированные капиталы и доходы в оффшорных зонах, налоговые претензии регулируются «добровольно» путем единовременной уплаты налога под названием windfall tax, либо постепенной выплаты налогов при полном раскрытии банковских данных.

Страны континентальной Европы менее остро ощущают проблему оффшоризации экономики, нежели страны англосаксонской капиталистической модели. Многие компании Европы используют «мягкие» оффшорные зоны – Гибралтар или Кипр, либо «белые» оффшорные юрисдикции – Мальта, Люксембург и другие.

Однако проблема утечки капиталов физических лиц через оффшорные зоны является более актуальной.

Ситуация с оффшорами в Германии

Германия – мировой лидер по числу соглашений об устранении двойного налогообложения. Так, на май 2011 года их заключено 136 штук. Также Германия настаивает на заключении соглашений с оффшорными юрисдикциями по обмену налогов информацией. Действенная, но подверженная критике, мера борьбы с укрывательством капиталов в оффшорных зонах Европы является приобретение федеральными и земельными правительствами нелегальных дисков с информацией о счетах в соответствующих банках.

На территории Франции нет специального законодательства о банковской тайне. Каждый месяц банковские учреждения сообщают о фактах закрытия и открытия счетов, полученных суммах на счета в качестве процентов или дохода от капитала. Другая информация может быть получена налоговыми органами от банков Франции по запросу. Налоговой службой ведется централизованная база данных обо всех открытых банковских счетах.

Политика отдельных стран Европы в отношении оффшорных юрисдикций по большей части основывается на состоянии финансовой дисциплины в экономике. К примеру, Италия с детальным оффшорным законодательством является лидером по доле теневой экономики в ВВП страны, а также по размеру нелегального вывода капитала. Однако на территории стран Северной Европы, где уровень налогообложения достаточно высок, использование «черных» и «серых» оффшорных схем минимально. В Норвегии налог на прибыль от добычи нефти и газа достигает 80%, но иностранные нефтяные компании все равно обращают сою взор на эту страну благодаря практически полному отсутствию коррупции, эффективной государственной поддержке крупных проектов и четким, неменяющимся и прозрачным условиям.

Ситуация с оффшорами в Японии

Законодательство Японии рассматривает оффшорные юрисдикции не в роли средства оптимизации налогов, а в качестве операционной базы обслуживания иностранной сети и зарубежных клиентов, покупки активов и выпуска ценных бумаг, поглощений и слияний, организации аутосорсинга, валютных операцией за рубежом. Отток капитала через оффшорные зоны рассматривается в качестве неизбежного и даже необходимого аспекта глобализации предпринимательства Японии, так как перенос сбытовых и производственных операций в другие страны стимулирует разработку новейших технологий, а также создание новых экспортных ресурсов.

На основании этого можно сформулировать специфику регулирования Японии оффшорных зон: направление движения капитала в другие юрисдикций без возможности свободного хода финансовых потоков из оффшоров в Японию. Физическим лицам – резидентам страны доступ к оффшорным услугам практически полностью закрыт, а юридические лица должны придерживаться особых процедур. С оффшорных банковских счетов возможен перевод на японский рынок не более 5% активов в день. Это условие направлено в первую очередь на контроль за отсутствие возможности попадания переводимых сумм к резидентам. Для выполнения перевода на японские счета нерезидентов оффшорные банковские учреждения должны предоставить налоговым органам планы использования данных средств.

Не только налоговые органы следят за легальным использование оффшоров, но и Агентство финансовых услуг, занимающееся мониторингом деятельности всех частных японских финансовых учреждения. Финансовые махинации на территории Японии – очень большая редкость, вызывающая шумный скандал при обнаружении.

В последние годы в политике страны в отношении оффшорных зон параллельно друг к другу развиваются 2 тенденции:

  1. Совершенствование правовых условий движения капитала межу оффшорными юрисдикциями и Южной Кореей. Властями выдвинута концепция превращения государства в региональный финансовый хаб. В данную перспективу хорошо вписывается идея создания собственных оффшорных зон.
  2. Усиление репрессивных мер против компаний и лиц, скрывающих от налогообложения свои доходы.

Ситуация с оффшорами в Южной Корее

Также предусматривается расширение сотрудничества с заинтересованными странами и международными организациями. В августе 2010 года США и Южная Корея договорились о совместных действиях в отношении предотвращения нелегального уклонения от налогообложения. Страна подписала договора по обмену налоговой информацией с Багамскими, Каймановыми, Британскими Виргинскими островами и Панамой, которые соответствуют стандартам ОЭСР. Достигнуто соглашение по расширению сотрудничества в сфере финансового мониторинга с Малайзией и Швейцарией.

Ситуация с оффшорами в Китае

Компании Китая широко используют оффшорные зоны в качестве стратегии внешнеэкономической экспансии. Так, за период с 2004 по 2010 года объем прямых иностранных инвестиций в оффшорные юрисдикции вырос практически в 12 раз. Оффшорными зонами пользуется большая часть крупнейших компаний. Данная деятельность ведется в рамках государственных программ иностранных инвестиций, что является существенным отличием от практики России. Однако сохраняется валютный контроль движения капиталов, и отсутствуют планы по его либерализации.

Основной целью использования оффшорных юрисдикций является увеличение конкурентоспособности промышленного экспорта Китая и иностранное инвестирование в добычу сырья и инфраструктуру, получение большее широкого доступа к финансовым ресурсам и производственным сферам, представляющим собой предмет специального регулирования. Учреждение совместного предприятия предоставляет доступ к сферам промышленности Китая, закрытым для зарубежной компании, и финансовым средствам банковских учреждений Китая. Значение также имеет доступ к финансовым средствам Гонконга, включающих прямое кредитование, выпуск юаневых бондов на бирже Гонконга, привлечение финансовых юаневых средств, в той же мере, что и листинг на иностранных биржах компаний Китая, ведущих свою деятельность в отраслях китайской экономики, закрытых для зарубежных компаний.

Однако налоговая экономия при прямых иностранных инвестициях теряет свою актуальность из-за отмены в 2010 году для совместных предприятий налоговых вычетов.

Состоятельные китайцы все чаще обращают свое внимание на оффшоры. Согласно последним цифрам, услугами оффшорных юрисдикций пользуются более 22% китайцев, чье состояние превышает 7 миллионов долларов США, либо более 70%, чье состояние превышает 50 миллионов долларов США.

Стоит отметить, что размер потерь китайского бюджета от использования местными компаниями оффшорных зон не оценивался по ряду причин, в том числе и по причине рассматривания движения капитала в качестве одного из направлений интеграции Китая в мировую экономику под контролем государства. Особое внимание китайскими регуляторами уделяется использованию оффшорных схем физическими лицами. В связи с этим потери бюджета достаточно серьезны. Так, с 1990 по 2010 года Китай покинули от 16 000 до 18 000 коррупционеров и вывели с территории страны более 120 миллионов долларов США, в том числе через оффшорные компании.

Китаем заключено более 120 соглашений по обмену налоговой информацией, включая основные оффшорные юрисдикции. Данная ситуация позволяет выявлять схемы по уклонению от налогов. Контроль оффшорных юрисдикций сочетается с некоторой гибкостью. Так, с 2011 года китайские компании могут оставлять свою прибыль на оффшорных банковских счетах без ограничений по сумме и времени.

Особое место в политике относительно оффшоров отводится Гонконгу. По итогам 2011 года объем выполняемых посредством него торговых сделок составил свыше 300 миллионов долларов, что выше итогов 2010 года в 5 раз. Юань – третья по объему использования в административном регионе валюта после гонконгского доллара и доллара США.

В некоторых случаях КНР использует Гонконг для ведения оффшорной торговли юанем в роли политического инструмента. В планах правительства распространить программу «юаневого квалифицированного иностранного институционального инвестора», которая сейчас действует в отношении Гонконга, на Тайвань для более глубокой интеграции острова в экономику Китая.

Гонконгом подписано более 40 соглашений по обмену налоговой информацией и устранению двойного налогообложения, в частности оффшорными территориями, к примеру, Джерси, Маврикий, Макао, Люксембург.

Страны, лидирующие по прямым зарубежным инвестициям в Гонконге, — это США, Китай, Великобритания, Япония. Великобритания и Китай – главные реципиенты гонконгских капиталов. Следовательно, Гонконг – «первоначальная база» обмена капиталами между КНР и остальным миром.

Международные организации после кризиса 2008–2009 годов заняли довольно жесткую позицию, которая направлена на обязательное выполнение оффшорными зонами международных стандартов налоговой прозрачности.

Подобные стандарты утверждены в 2009 году в специальном документе ОЭСР. Они требуют от правительств стран быть готовыми к обмену налоговой информацией при получении запроса страны-партнера. Информационный пакет состоит из бухгалтерской отчетности, банковской информации вне зависимости от работы банковской тайны, информации о владении собственностью. Однако все-таки защита конфиденциальности полученных данных предусматривается, а также их использование в сугубо ограниченных целях. Согласно данным ОЭСР, сейчас более 90 государств приняли обязательство соблюдать данные стандарты.

Важным инструментом воздействия на оффшорные зоны можно считать публикацию с 2009 года трех списков:

  1. «черный» список оффшорных зон,
  2. «серый» список оффшорных зон,
  3. «белый» список оффшорных зон.

Классификация стран выполняется согласно готовности стран соответствовать существующим международным стандартам ОЭСР. В «черном» списке на конец 2011 года не было ни одной страны, а в «сером» насчитывалось 40 штук:

  • по большей части классические оффшорные зоны,
  • налоговые преференциальные регионы (Андорра, Лихтенштейн),
  • международные финансовые центры (Швейцария, Сингапур и другие).

Однако на 2011 год в списке числится всего 2 страны.

Изначально «белый список» содержал по большей части налоговые юрисдикции, которые не имеют льготных налоговых режимов (Россию в том числе). На данный момент сюда также относятся классические оффшорные зоны, заключившие 12 соглашений по обмену информацией согласно требованиям стандартов налоговой прозрачности.

Оффшорные зоны в большинстве случаев принимают требования ОЭСР и обязуются соблюдать налоговую прозрачность, но борются за сохранение права на пониженную или нулевую налоговую ставку. С 2009 года во всем мире заключено более 700 договоров по обмену налоговой информацией. Из этого следует, что давление со стороны международных организаций на оффшорные юрисдикции может принести свои плоды.

С налоговыми оффшорными юрисдикциями чаще всего подписываются соглашения по обмену налоговой информацией, а соглашения по устранению двойного налогообложения считают непродуктивными из-за легализации возможности платить налоги по сниженной ставке и использования «серых» налоговых схем. Однако РФ не подписала ни одного соглашения по обмену налоговой информацией с оффшорными территориями, хотя с другими странами подписано более 80 соглашений.

Недавнее решение ФАТФ свидетельствует также об ужесточении международного отношения в ситуации уклонения от уплаты налогов. Согласно принятым рекомендациям ФАТФ, неуплата налогов приравнивается к отмыванию денег. В связи с тем, что международные стандарты противодействия отмыванию денег должны выполнять все страны-члены ФАТФ, это решение значительно расширяет круг возможностей в сфере право применения и расследования по налоговым преступлениям с использованием оффшорных зон. По мнению экспертов в этой области, позиция международных организаций соответствует интересам России.

Ситуация с оффшорами в России

На территории РФ, как и других государств, оффшорные юрисдикции создают комплекс противоречий между интересами бизнеса и государства. Страна из-за использования услуг оффшорных зон несет значительные налоговые убытки, а также риски утраты контроля над стратегическими активами. Экономика России теряет значительные финансовые ресурсы, уходящие в оффшорные банки. Стоит отметить, что характер и мотивация использования услуг оффшоров бизнесом РФ существенно отличается от мировой практики и выражается в следующем:

  1. Для компаний России главной мотивацией является не минимизация налогового бремени, а защита бизнеса и прав собственности от чиновничьего и криминального рейдерства. В особенности данная проблема касается регионального бизнеса. В связи с этой ситуацией оффшорные зоны пользуются большой популярностью у российского бизнеса. Выбирают в основном оффшоры, работающие на базе английского права, так как они позволяют не только структурировать сложные сделки, но и обеспечивать контроль российской собственности.
  2. Доля оффшорных зон в импорте и экспорте прямых инвестиций в десятки раз выше, нежели в других государствах. Так, во Франции и Германии доля оффшоров в накоплении прямых инвестиций заграницей составляет 2,3% и 1,9% соответственно. Доля Кипра в РФ в экспорте прямых инвестиций составляет более 40%, других оффшорных зон – от 15% до 20%. Аналогичная ситуация по притоку прямых зарубежных инвестиций. Иными словами, в большинстве случаев российское участие в международном обмене прямыми инвестициями осуществляется в основном за счет денег российского происхождения.
  3. Стоит обратить внимание на существенную долю экспорта металлов, нефти, удобрений, леса, выполняемого через оффшоры. Безусловно, многие экспортеры сырья в качестве посредников используют международных трейдеров. Однако в России данная ситуация, сформировавшаяся еще в 1990 годы, особо обострена. При сопоставлении данных статистики импортеров и внешнеторговой статистики РФ видна значительная разница в объемах и географии торговых потоков и удельной стоимости сырья на границе РФ и границах конечных потребителей российской продукции. Подобная разница может указывать на использование посредством оффшоров двойных экспортных контрактов.

Неблагоприятные проявления в связи с практикой России использования оффшорных юрисдикций определяются рядом факторов:

  1. характером проведенной в 1990 годы приватизации,
  2. слабостью банковской системы России,
  3. слабым развитием фондового рынка,
  4. значительными масштабами теневого сектора,
  5. значительными масштабами коррупции.

Однако в некоторых отношениях оффшорные зоны — важный элемент функционирования экономики. Так, они нужны крупному бизнесу, ориентированному на внешние рынки, так как предоставляют возможность решать вопросы по привлечению иностранных кредитов и инвестиций, созданию более эффективной юридической базы разрешения споров и прочее. В некоторых случаях невозможна реализация крупных международных проектов без участия оффшорных компаний. К примеру, экспортные газопроводы «Северный поток» или «Голубой поток».

В некоторой мере оправдано использование оффшоров при сделках слияния, либо поглощения, либо проведении IPO на иностранных финансовых рынках, либо при размещении заказов на приобретение морских судов, либо при экспорте сложного технического оборудования для минимизации правовых рисков и рисков неплатежа. Данный факт соответствует существующей мировой практике.

Учреждение расчетных оффшорных центров в качестве формы финансового аутосорсинга – целесообразное решение при реализации долгосрочных контрактов.

Издержки увеличивающейся оффшоризации бизнеса России заключаются не только в легализации незаконных доходов и недополученных налоговых поступлениях. Главные угрозы:

  • утрата контроля стратегических активов в металлургии и ТЭКе, оборонных производствах и машиностроении;
  • потеря управляемости экономики;
  • регулирование платежного баланса;
  • регулирование инвестиционного процесса.

Ключевая роль в устранении негатива, связанного с оффшоризацией, заключается в кардинальном улучшении условий предпринимательства в РФ. Однако эксперты считают, что оффшорная политика России не должна фокусироваться на введении жестких запретов. Результат таких мер в условиях действующего режима движения капиталов лишь усилит нелегальную утечку капиталов и увеличит риски при выполнении иностранных инвестиций в РФ.

Крайнее проявление администрирования в отношении оффшоров может подорвать конкурентные позиции России. Чрезмерные ограничения могут вызвать «выход из игры» российских компаний, несмотря на позицию оффшоров в качестве объекта и инструмента международной конкуренции. Для преодоления издержек и рисков оффшорной деятельности нужно отдать предпочтение не запрещающим мерам, а повышению прозрачности. Для этого нужно постоянно вести кропотливую работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами.

Необходимо активизировать борьбу с полукриминальными и криминальными схемами. В то же время, законопослушный бизнес не должен пострадать от антиоффшорной кампании правительства. Следовательно, целесообразность использования оффшоров при условии некриминального характера должна вытекать из бизнес-структуры, а не по указанию регулирующего органа, не отвечающего за результаты ее работы.

Меры по выводу экономики России из «оффшорной тени», которые нужно принять правительству страны:

  1. Корректировка российского законодательства относительно регулирования оффшоров с учетом принятых за последнее время в мире мер.
  2. Заключение соглашений по обмену налоговой информацией с оффшорными юрисдикциями, так как согласно мировой практике данный способ является основным инструментов вывода из «оффшорной тени» деятельности компаний. Наличие данные соглашения позволит сформировать актуальную и достоверную картину оффшорной деятельности компаний России. В ином случае, предпринимаемые правительством РФ антиоффшорные меры будут неэффективными. Далее можно предложить компаниям переводить свои активы в оффшорные зоны, с которыми подписаны эти соглашения, по модели траспарентности, разработанной ОЭСР.
  3. Распространение контроля государства на компании местного происхождения, учрежденные в оффшорных юрисдикциях. Иными словами, в российское законодательство нужно ввести элемент экстерриториальности. Тогда оффшорное предприятия российского происхождения должно будет выполнять требования законодательства РФ по предоставлению данных об участниках предприятия и отчетности при условии соответствия одному из критериев: ведение деятельности в РФ, учреждение согласно законодательству РФ или место нахождения предприятия – РФ. Подобные шаги предприняты многими развитыми странами, к примеру, США путем принятия Закона в 2010 году «О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов». Однако имеются сомнения в действенности этой меры. Если для США реализация данного принципа возможна благодаря позиции силы, то для РФ это пока не представляется реальным.
  4. Активизирование участия РФ в международном сотрудничестве по увеличению прозрачности оффшоров. Подобное сотрудничество также будет связано с обязательством со стороны России раскрывать информацию о крупных местных компаниях.
  5. Формирование «черного списка» иностранных банков, к примеру, прибалтийских банковских учреждений, которые участвуют в сомнительных финансовых схемах с компаниями России и банками. Данная мера соответствует мировой практике.
  6. Большинство экспертов в области проблемы оффшоризации считают, что государственные компании должны функционировать в аналогичной коммерческой среде, что и частные компании.
  7. Ведется обсуждение вопроса по созданию собственной международной оффшорной зоны в Калининградской области.
  8. Привлечение всех форм бизнеса в обсуждение мер по выводу экономики России из «оффшорной тени».

Уважаемые читатели нашего блога, особенно постоянные читатели. Мы с радостью проконсультируем Вас о том, как на момент 2012 года можно использовать иностранные и оффшорные компании для вашей бизнес ситуации так, чтобы не оказаться в неприятной ситуации. Все ваши вопросы мы ждем на е-майл: [email protected]

Самые надежные оффшоры, рейтинг лучших оффшорных зон

Начиная с середины прошлого века, оффшорные зоны помогают компаниям избежать налогов, а в некоторых случаях – ведения отчетности и аудитов. За истекшие годы зон появилось довольно много; одни более удобные, другие менее, одни выглядят сомнительно и используются в основном для отмывания черного нала, а другие надежны и респектабельны. Выбрать самые лучшие оффшорные зоны можно по рейтингам. В Российской Федерации самым надежным считается рейтинг оффшоров РБК, а за границей – Tax Justice Network. Проанализировав оба, мы составили рейтинг оффшоров, включив в список 5 наиболее надежных.

world_map

world_map

5. США, штат Делавэр

Оффшорная зона штата Делавэр чрезвычайно популярна среди американских компаний – тут зарегистрировано, ни много ни мало, как половина от их общего количества в США. Акт Limited Liabilities Companies (о компаниях с ограниченной ответственностью), принятый в штате, позволяет зарегистрированным в штате компаниям платить меньше налогов и при этом сохранять анонимность. Второй большой плюс Делавэра в том, что расположенная в нем компания может не регистрироваться в налоговых органах США и, следовательно, может избежать как ведения отчетности, так и уплаты налогов.

4. Гонконг

Один из крупнейших финансовых центров мира привлекателен для компаний в первую очередь своей территориальной системой налогообложения. Компании тут не делятся на резидентные и нерезидентные, и налоги зависят только от того, получены ли доходы от источника в Гонконге или велась ли деятельность по получению этого дохода в Гонконге. В случае отрицательного ответа на оба эти вопроса компания не подлежит налогообложению. Кроме того, регистрация оффшорных компаний потребует минимум времени и усилий, а конфиденциальность защищена законодательно (однако информация о бенефициарах будет доступна).

3. Люксембург

Хотя Люксембург не является полноценной оффшорной зоной, для иностранных компаний, не планирующих деловые операции на территории страны, предоставляются большие налоговые льготы. Таким образом ставку налогов удается снизить практически до нуля. Сильные стороны оффшорной зоны Люксембурга — в полной конфиденциальности и непрозрачности для третьих лиц, а также отсутствие валютного контроля и договора об отсутствии двойного налогообложения. Все это чрезвычайно нравится бизнесменам со всего мира, и в Люксембурге размещено множество инвестиционных фондов и более двухсот банков. При регистрации компании требуется не менее двух акционеров и трех директоров.

2. Каймановы острова

А вот это настоящий оффшор – все иностранные компании, которые не занимаются какой-либо деятельностью на самих островах, не должны платить никаких налогов. Кроме этого, у этих расположенных в Карибском море островов множество ценных особенностей, например, непрозрачность (поддерживается законом), отсутствие валютного контроля, а также высокая политическая и экономическая стабильность. А процесс регистрации компаний на островах занимает не более суток. Оффшорная зона Каймановых островов высоко ценится мировым капиталом – тут зарегистрировано около ста тысяч компаний со всего мира, 500 банков, 800 страховых обществ и пять тысяч паевых фондов. Но и в этом оффшорном раю есть свой изъян: нет соглашения с другими странами об отсутствии двойного налогообложения.

1. Швейцария

Считается, что в этой небольшой европейской стране созданы самые благоприятные условия для бизнеса, хотя в строгом смысле слова Швейцарию сложно назвать оффшором. По умолчанию считается, что компания платит налог на дивиденды, кантональный и федеральный налоги с капитала и налог с прибыли. А при некоторых условиях в некоторых кантонах суму налогов удается снизить практически до нуля, а налог на инвестиции может вообще не обкладываться налогом. Второе существенное преимущество Швейцарии – сугубая конфиденциальность. Третье – Швейцария заключила соглашения с многими странами мира, чтобы клиенты избежали двойного налогообложения. И, наконец, у Швейцарии солидная репутация. Единственный минус – отчетность все-таки придется вести. Но этот небольшой изъян вряд ли может помешать репутации Швейцарии как самого надежного оффшора.