Оффшоры для чайников: Оффшор для чайников – Оффшор для «чайников»

Содержание

Оффшор для «чайников»


Опубликовано: 08 декабря 2012

Очень часто в новостях, в политических дебатах, экономических обозрениях слышим о влиянии оффшорных зон на экономику страны, о переводе какими-либо структурами денег на оффшорные счета и тому подобные известия. Возникает вопрос: а что такое оффшор, это где, для чего и зачем? Чем он опасен или полезен? Где он находится?

Определения оффшорной зоны на законодательном уровне нет, но как экономический или юридический термин он означает в буквальном смысле «исключенный из контроля». Переводя на понятный язык можно дать следующее определение оффшорной зоне. Под оффшором подразумевается выведение хозяйствующего субъекта из-под юрисдикции государства. В территориальном смысле, оффшорная зона – это территория государства, его части, где действуют законы более благоприятные для функционирования бизнеса, чем в стране, где оборачивается и приумножается капитал. Оффшорной называется компания либо часть бизнеса, которую его собственники специально выводят в другое государство с целью оптимизации налогового бремя на продуктивный бизнес. Сама по себе оффшорная компания не может существовать, так как её предназначение – это уменьшение налогообложения у компаний, работающих под иной юрисдикцией.

Наглядным примером может служить следующая схема использования оффшорной компании. Завод производит продукцию, которую реализует в стране производства. Согласно действующему законодательству, производитель обязан заплатить налоги, которые в суммарном исчислении могут перевалить за половину прибыли, данная прибыль определяется как разница между полученной суммы выручки от реализации и расходами, понесенными производителем на производство данной продукции. Допустим, что от реализации продукции завод получил 1 миллион долларов США, прямые расходы на сырье, оплату труда рабочих, оплату энергоресурсов и прочее составили 0.5 миллиона долларов. Таким образом, прибыль производителя составит 0.5 миллиона долларов, с которых необходимо уплатить налог. Для уменьшения налогооблагаемой суммы выручки производитель может заключить договор с оффшорной компанией (например, на страхование ответственности перед поставщиками продукции, либо договор поручительства перед своими кредиторами, либо иной другой оплатный договор) и после получения выручки, часть её переходит по договору оффшорной компании. Следовательно, оставшаяся выручка, подлежащая налогообложению в стране происхождения товара, уменьшается. Иногда это возможно сделать на 100%, то есть всю полученную прибыль отправить в оффшорную зону по различным обязательствам. Зачем это делается – все очень просто – потому что в оффшорной зоне суммарное налоговое бремя составляет не более 10% от суммы полученного дохода. Вот ради этой разницы в налогообложении и используют схемы с оффшорными компаниями.

Безусловно, что иногда производитель в погоне за большой выгодой, чересчур увлекается использованием оффшорных зон, что впоследствии ведет к переходу грани между оптимизацией налогообложения и уклонением от налогообложения.

Интересен вопрос: «Почему же в различных странах такая разница размеров ставок налогообложения?» Ответ на данный вопрос прост: все дело в том, что страна, в которой имеются необходимые ресурсы: профессиональные, сырьевые, финансовые и прочие, необходимые для производства продукции, для поддержания своей позиции просто вынуждена устанавливать высокие ставки налогообложения, которые позволяют воспроизводить свои ресурсы. Государства, которые не имеют серьезной промышленно-сырьевой базы, кадрового потенциала, для привлечения дополнительных инвестиций в свою экономику создают наиболее благоприятный инвестиционный климат, предусматривающий низкие ставки налогов, упрощенную процедуру регистрации компаний, минимальный государственный контроль над хозяйственной деятельностью, и главное – полную конфиденциальность информации о субъекте предпринимательства и его хозяйственной, прежде всего, финансовой деятельности.

Действительно, законное использование оффшорных зон имеет множество положительных моментов, как для государства – оффшорной территории, так и для компании, стремящейся оптимизировать налогообложение.

Предпосылки для компании, использующей оффшор

1. Для использования оффшорной юрисдикции владельцы бизнеса должны: во-первых, выбрать наиболее подходящую по своему правовому положению оффшорную юрисдикцию. В различных государствах правовая система имеет свои плюсы и минусы. Так, например, Кипр имеет достаточно низкие ставки налогообложения, выгодные условия для регистрации бизнеса. Однако благодаря международным договорам и соглашениям, которые обязательны для исполнения, финансовые и контролирующие органы Кипра обязаны предоставлять информацию о хозяйствующем субъекте-резиденте органам иных государств, в том числе и России. Также Центральный банк Кипра предоставляет финансовую информацию по счетам нерезидентов — в случае проведения уголовного расследования в отношении их. Хозяйственные юрисдикции США и многих европейских государств имеют ряд ограничений по поводу легализации компаний-нерезидентов. Правовое регулирование Швейцарии базируется на принципе жесткой конфиденциальности финансовой информации, в то же время высокие расходы на содержание компании-нерезидента. То есть при выборе оффшорной юрисдикции владельцы бизнеса должны скрупулезно просчитать и взвесить все «за» и «против» правовой регуляции хозяйственной деятельности в конкретной стране, и определиться с наиболее подходящей для своих целей юрисдикцией.

2. В оффшорных зонах, как правило, достаточно простые правила регистрации компаний: отсутствуют требования к минимальному уставному фонду; обширный перечень видов хозяйственной деятельности, выведенный за рамки государственного контроля, то есть не требующие получения специальных разрешений либо лицензий, а также упрощен порядок отчетности.

3. Во многих странах с оффшорным законодательством, достаточно свободный порядок управления создаваемых по их законам компаний, а также нерегламентированный порядок долевого участия в созданных компаниях – допускается выпуск акций на предъявителя, и прочие вольности и свободы ведения предпринимательской деятельности.

4. Весьма демократична и конфиденциальная банковская система. Отсутствуют условия, привычные для иных стран, в отношении идентификации владельца счета. Установлен более простой и неконтролируемый государством порядок управления счетом и проведения различных транзакций по счету.

5. Очень развит и широко используем институт представительства. Так компанию может представлять по генеральной доверенности любое юридическое либо физическое лицо, которое подчинено собранию акционеров, и фактически исполняет принятые решения владельцами бизнеса.

6. Содержание оффшорной компании не требует больших капиталовложений. На практике ведение делопроизводства и подача отчетности оффшорной компании ведется доверенной юридической либо консалтинговой компанией, действующей на основании генеральной доверенности от владельцев бизнеса, которая и создавала оффшорную фирму.

Предпосылки для выбора страны с оффшорным режимом

Страны, создающие благоприятные юрисдикции для привлечения международных компаний также преследуют свои экономические цели. К странам с благоприятной налоговой юрисдикцией относятся: государства Карибского бассейна, остров Крит, Швейцария, Сейшельские, Канарские острова, Бейлиз, государства Люксембург, Лихтенштейн, Исландия. Каждая оффшорная зона имеет свои преимущества и свои недостатки. Так, к примеру, Люксембург, имеет низкие налоговые ставки, однако очень высоки регистрационные расходы и расходы на содержание оффшорной фирмы. Учитывая их недостаточное для поддержания экономики материально-ресурсное обеспечение для развития на своей территории мощного производства продукции, они вынуждены использовать более благоприятные налоговые иные регуляторные механизмы. Данная политика приводит к притоку инвестиции в экономику государства путем размещения на его территории представительств иностранных компаний, а также создание оффшорных предприятий, которые обслуживают производителей нерезидентов.

1. При создании оффшорной компании в бюджет государства уплачиваются необходимые регистрационные сборы, арендуются либо выкупаются офисные помещения, за которые получают арендную плату предприятия резиденты.

2. Оффшорные компании для выполнения своих задач активно используют инфраструктуру государства: потребляют электроэнергию, используют внутренние коммуникации, транспорт.

3. Деятельность оффшорной компании в той или иной мере позволяет государству создавать дополнительные рабочие места, расширять внутреннюю бизнес-инфраструктуру.

4. Зачастую оффшорная компания перерастает в отдельную производственную компанию, увеличивает объемы своего оборота. Иногда приобретает узкую специализацию на внутреннем рынке оффшорной зоне. Так, например, оффшорная компания, выступающая за деньги гарантом либо поручителем иностранного производителя, в будущем может перерегистрироваться на оффшорный банк либо страховую компанию, что в значительной мере укрепит, увеличит объемы оборота и легализирует деятельность самой компании, и как следствие – приведет к увеличению налоговых отчислений в местный бюджет.

То есть функционирование компаний в оффшорной зоне приносит выгоду и корпорации, создающей оффшорную фирму, а также и местному бюджету. Стоит заметить, что создание оффшорных компаний жестко контролируется со стороны государства, в котором расположен сам производитель-резидент. И политика любого государства с производственно-ориентированной экономикой направлена на уменьшение доли средств налогоплательщиков, которые уводят часть своей прибыли в оффшорные зоны. Наблюдается конфликт интересов между желанием производителя оптимизировать (считай уменьшить налогообложение) в стране пребывания и стремление государства получить наиболее большие налоги. Поэтому использовать налоговую оптимизацию с использованием оффшорных схем необходимо строго в рамках закона страны пребывания резидента-производителя. В противном случае может последовать негативная реакция со стороны государственных органов, когда оптимизация налогообложения превращается в уклонение от налогообложения.






*Администрация сайта не несет ответственность за достоверность и правдивость комментариев пользователей,также мнение Администрации сайта может не совпадать с комментариями пользователей.

Офшор для чайников, или как разводят лохов с экрана.

Сегодня средства СМИ обсуждают встречу Шохина и Путина по поводу офшоров. Обещались ведь порядок навести, а то уж некоторые организации типа «Водоканала» офшорами оказались… Правда это все для чиновников хорошо, а простому предпринимателю смерь. Увидят в документах проверяющие сделку с офшором, сразу без портков пустят по белу свету гулять, а то и статью пришьют. Видно обсуждающие «профессионалы» запамятовали, что у нас есть понятие «налоговый агент», т.е. если есть у тебя партнер офшор, то прежде чем перечислить ему непосильными трудами нажитую прибыль ( например коммунальные платежи граждан), ты должен в качестве налогового агента заплатить за него все налоги и спать спокойно…
Вообщем, животик надорвала от смеха, а теперь перевожу вам, если не сталкивались с этим вопросом.

И так одна из многочисленных статей, появившихся сегодня на эту тему. http://www.vestifinance.ru/articles/39439

Буду комментировать по тексту.

«Российское законодательство позволяет заключать контракты в соответствии с британским правом, и для этого не обязательно работать через офшорные юрисдикции, заявил президент Владимир Путин на встрече с главой РСПП Александром Шохиным.

Комментарий: Есть такой документ АПК  РФ( административно-процессуальный кодекс). Все сделки между юридическими лицами попадают под его действие. Читаем: Статья 3.
п. 3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора. п. 4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее — рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Как Вы понимаете, международное право не распространяется на сделку, если обе компании российские, для этого и нужен офшор, или компания не резидент РФ ( т.е. компания, зарегистрированная в другом государстве). Людям с чувством юмора можно еще рекомендовать ст. 14 АПК

Шохин предложил бороться не с самим фактом регистрации компаний в офшорах, а с неуплатой налогов в России, если компании работают в России.

Комментарий: Вообще-то любая компания работающая в РФ обязана уже сейчас платить налоги в РФ, вопрос только в ставках. Стоит порекомендовать г-н Шохину открыть ст. 25 НК РФ ( налогового кодекса) и убедится, что для нерезидентов РФ ( юр. лиц) ставки по некоторым налогам сопоставимы с налогами российских компаний, а по некоторым, например дивидендам, значительно выше.

«Вы сказали, что, допустим, партнеры какой-то нашей компании заинтересованы в том, чтобы осуществлять сделку по британскому праву. Но для этого не обязательно регистрировать компанию в офшоре. Компания может быть зарегистрирована в Российской Федерации, быть резидентом налоговым у нас.

Любой контракт можно подчинить британскому праву, а, скажем, арбитражное разбирательство перенести в Стокгольм. Наше российское законодательство это позволяет делать. Для этого не нужно в офшор уходить», — подчеркнул Путин.

Комментарий: По поводу выбора британского права уже комментировала выше, а по поводу Стокгольма, заглянем вновь в АПК
Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Так что если Вы живете в Стокгольме…

Вопрос о допуске компаний, работающих через офшоры, к господдержке и госзакупкам требует проработки. Государство при оказании господдержки должно знать имена владельцев компании. «Вот это чрезвычайно важная вещь — конечный бенефициар. Кто владелец компании. А то ведь она может быть зарегистрирована на Кипре, но на самом деле в каком-то «сером» или «черном» офшоре сидят настоящие владельцы, которых никто не знает, и они не хотят показываться. Вот это всегда вызывает подозрение и вопросы», — пояснил Путин.

Комментарий: По — моему, с 2011 года ( не буду искать точную дату) с офшорными юрисдикциями достигнут компромисс международного фискального лобби, что их на некоторое время сильно не трогают, а они требуют от компаний, зарегистрированных в их юрисдикциях, раскрытия информации о бенифициарах. Компании, которые отказались раскрыть эту информацию, были исключены из реестров ( соответственно и их счета в банках).

Прежде всего, деофшоризация должна решить вопрос уклонения от уплаты налогов. «Допустим, дочерняя компания дает своей материнской компании заемные средства. Эти заемные средства потом облагаются не по российскому налоговому праву, а по офшорному, по пониженным ставкам. Дивиденды облагаются по пониженным ставкам. У нас существуют с этими государствами, со многими, в том числе, скажем, с Кипром, соглашения об избегании двойного налогообложения. И вроде бы компания все заплатила по российскому праву, но заплатила все-таки там, а не здесь», — заявил Путин.

Комментарий:  В соответствии с налоговым законодательством, заемные средства могут быть переданы из чистой прибыли, только после уплаты всех налогов.

По мнению Шохина, зачастую офшорную юрисдикцию используют не для уклонения от уплаты налогов, а для других целей, например, если иностранные партнеры или иностранные инвесторы хотят использовать англо-саксонское право и защитить свои права.

«Безусловно, здесь нужно проработать все механизмы и детали. Мы с министерством финансов будем работать вместе, с правительством в целом, с министерством экономического развития. Думаю, к маю, а может быть, даже раньше мы подготовим свои предложения, так чтобы они были не просто такой идеей, но нормой закона», — подчеркнул Шохин.

Комментарий: Есть одна фраза, которая весь этот театр абсурда делает более понятным «Вопрос о допуске компаний, работающих через офшоры, к господдержке и госзакупкам требует проработки.» Пока для офшоров стоит заградительный барьер, и уж о никакой поддержке речи вообще не идет ( а поддержка в госзакупках это гос. гарантии, банковские гарантии и т.д.). Вот и добрались до смысла всего сказанного ранее. Если офшорами на территории РФ могут по сути пользоваться лишь коррумпированные чиновники, то…. додумайте сами.

ТОП-5 книг по оффшорной тематике

Тема оффшоров в современном мире с невероятной скоростью набирает актуальность. Однако ввиду того, что часто оффшоры отождествляются с незаконными операциями, а подчас действительно оказываются неразрывно с ними связаны, многие аспекты данной темы умалчиваются, находясь в тени мировой экономики. Тем не менее, несмотря на на весьма размытый характер отношения к оффшорам, книги о данной тематики выходят в свет с постоянной периодичностью, предоставляя необходимую информацию заинтересованным читателям. В списке ниже представлены 5 самых полезных книг, которые помогут вам разобраться в непростом мире оффшоров.

1. «Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных оффшорных зонах».

Люди, обокравшие мир
Автор: Николас Шэксон
Год: 2012
Страниц: 384

Страна: Америка

Книга, способная расставить все точки над «i» в понимании читателя, что такое оффшоры и каков механизм их работы. Созданный на пересечении экономики, права и политологии труд Николаса Шэксона рассчитан не только на укомплектованных экономическими знаниями специалистов, но и представителей более широкой аудитории.
Кто стоит за всемирной финансовой паутиной? Почему борьба с оффшорными зонами — затея опрометчивая и даже опасная? Каково влияние оффшоров на очередной назревающий глобальный кризис? На эти и многие другие вопросы автор дает емкие, четкие, доступные для понимания ответы, нередко подкрепляя их шокирующими примерами из реальной мировой экономической практики.
Легкость, с которой Николас Шэксон обличает финансовые махинации, нелестные отзывы о коррупционерах, острота слога и колкость языка автора превращают книгу экономической направленности в увлекательный детектив, приправленный неожиданными поворотами сюжета, ловким распутыванием финансовых клубков и дискредитацией мировых авторитетов.

2. «Оффшорные зоны: правовое регулирование». 

Оффшорные зоны
Автор: Александр Чашин
Год: 2013
Страниц: 64

Страна: Россия

В данной книге автор подробно анализирует плюсы и минусы использования оффшоров в экономиках разных стран, в том числе и российской, отвечает на вопрос актуальности и предназначения оффшорных компаний в наши дни. Кроме того в книге представлены описания некоторых широко известных схем оптимизации налогообложения и советы, следуя которым, по словам автора, можно избежать двойного налогообложения.
Изданный на манер брошюры, этот труд Александра Чашина станет идеальным проводником в увлекательный мир оффшоров для тех, кто только начал с ним знакомиться. Автор по полочкам раскладывает определения, функции и законы этого непростого финансового механизма, доступно описывает, что такое оффшоры и с чем их едят. Читателям, уже имеющим знания и опыт работы с оффшорным бизнесом, уместно будет обратиться к более насыщенному информацией полностраничному чтиву.

3. «Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием оффшоров».

Международное налогообложение
Автор: Владимир Ворожихин, Николай Милоголов, Кермен Церенова
Год: 2016
Страниц: 192

Страна: Россия

Свежий научный труд, выпущенный центром налоговой политики НИФИ. Главная тема, исследуемая в книге – размывание налоговой базы при помощи оффшоров. Подробному разбору в монографии подвергаются механизмы организационно-финансового характера, активизирующие оффшоризацию как российской, так и мировой экономик. Авторы рассматривают характер финансовых операций, подогревающих активное функционирование оффшорных юрисдикций. Также в книге упоминается опыт стран Таможенного союза по формированию правил трансфертного ценообразования, предложены варианты борьбы с размыванием налоговой базы и оттоком денежных средств из Российской Федерации.
Монография показана к прочтению лицам, занимающим посты в органах федеральной власти, а также широкому кругу экономистов, бизнесменов, менеджеров, аспирантам и студентам экономических и юридических образовательных учреждений.  

4. «Правовой режим оффшорных компаний и трастов». 

Правовой режим офшорных компаний
Автор: Владимир Канашевский
Год: 2013
Страниц: 151

Страна: Россия

Автор монографии, Владимир Канашевский, доктор юридических наук, профессор кафедры международного частного права Московской государственной юридической академии им. Кутафина, исследует в своем труде правовой режим оффшорных компаний и трастов: подвергает глубокому анализу существующие определения, характерные черты, правовую природу данных явлений, изучает ключевые способы их использования. Канашевский ставит перед собой задачу поиска оптимального способа коллизионно-правового регулирования деятельности оффшорных компаний. Тщательно рассмотрены автором и вопросы правовой регламентации трастов.
Данная монография рекомендуется к прочтению преподавателям, студентам и аспирантам юридических вузов, должностным лицам федерального государственного аппарата, а также законодателям.

5. «Оффшоры: инструменты налогового планирования». 

Оффшоры: инструменты налогового планирования
Автор: Денис Шевчук
Год: 2007
Страниц: 200

Страна: Россия

Книга-пособие, дающая доступное определение оффшорным зонам, компаниям, бизнесу. Помимо анализа рынка оффшорных услуг, автор рассматривает и возможные перспективы, существующие на этом рынке непосредственно для России. Небольшой по объему этот труд станет незаменимой настольной книгой для финансовых директоров, бизнесменов, чиновников, в чьи обязанности входит регулирование внешнеэкономической ситуации страны, а также же непрофессиональной аудитории, включающей студентов и аспирантов. Подойдет книга и для тех людей, кто стремиться составить личное мнение об оффшорах и принципе их работы, лично познакомиться со всеми тонкостями и нюансами данной сферы.

Оффшоры и банки для инвестора | Бумажные и Интернет СМИ | Пресс-центр

Интервью Александра Алексеева проекту Инвестомания на тему офшоры и банки для инвестора и интернет-бизнесмен

Публикация

Интервью проводил представитель проекта «Инвестомания» Александр Вагенлейтер

Основные положения
 

  • Для чего собственно нужен Оффшор? 
  • Почему эта тема интересна для инвестора и интернет бизнесмена?
  • Подходящие территории для регистрация зарубежной компании для снижения налоговой ставки
  • Отличия между регистрациями компании в оффшорах?
  • К каким юрисдикциям относятся хорошо, к каким не очень или совсем плохо?
  • Чем отличается покупка готовой компании и регистрация новой?
  • Анонимность и конфиденциальность акционеров и бенефициаров
  • Скандал вокруг списков международного консорциума журналистов расследователей (ICIJ) 
  • Вопрос о наследниках оффшорных компаний и счетов
  • Оформление зарубежных компаний на детей
  • О запретах на использование гражданских прав в целях уклонения от уплаты налогов
  • О защите денег и собственности законодательства офшорных зон своих резидентов
  • Основные критерии, которыми следует руководствоваться при выборе банка
  • Стоит ли сегодня открывать банковский счет на Кипре
  • Многочисленные швейцарские банки – для пассивных и консервативных инвесторов
  • Необходимость соизмерения своих потребностей с логикой поведения, жизни и бизнеса при выборе банка
  • Возможность избежания двойного налогообложения
  • Сложность организации бизнеса в интернете
  • Способы оплаты электронных продуктов
  • Различия в ведении деятельности инвестора, вкладывающего в стартап, и инвестора, играющего на рынке ценных бумаг
  • Структура компании GSL
  • Специализация, направления деятельности компании GSL
  • Конференции, семинары, вебинары, проводимые компанией GSL
  • Основное пожелание Александра Алексеева инвесторам и всем тем, кто хочет открыть оффшорную компанию и защитить свой бизнес

Александр Вагенлейтер: Александр, добрый день!

Александр Алексеев: Здравствуйте, Александр!

Александр В.: Александр, многие наши слушатели, услышав слово «оффшор», подумают, что наш сегодняшний разговор пойдет исключительно о теневом бизнесе, о вывозе капитала или уходе от налогов. Правильное ли это представление, для чего нужен оффшор, и почему наша сегодняшняя тема может быть интересной для инвестора или интернет-бизнесмена? 

Александр А.: Если говорить об использовании оффшора для вывоза капитала и ухода от налогов, то оффшор – это как сковородка: на ней можно жарить блины, и ею можно убить человека. Вот так и здесь – это инструментарий, который может использоваться для достижения как легальных, так и нелегальных целей. 
Теперь по поводу частого применения оффшора. Кто чаще всего его применяет? Здесь я бы сказал о нескольких нишах, когда использование оффшора наиболее целесообразно. Самой большой нишей я бы определил тех предпринимателей, чей бизнес связан с внешней торговлей. Вот им с очень высокой долей вероятности можно найти возможность для использования оффшора. Оффшор также может использоваться инвесторами и интернет-бизнесменами. 
Если говорить о процентном соотношении пользователей оффшора, то от общего количества пользователей я бы отдал 5% инвесторам и 5%, может быть, чуть меньше, интернет-бизнесменам. Впрочем, если интернет-бизнесмен попадает в нишу тех, кто ведет международную деятельность, то эту нишу надо расширять. 
Поговорим подробнее об инвесторах. Инвесторам использование оффшора может быть интересно с двух точек зрения. Первое – если инвестор является трейдером и сам принимает решение о том, в какой момент осуществлять покупки-продажи, выбирает собственные инструменты, и этими инструментами являются какие-

Оффшоры без иллюзий. Реалии последних лет | Бумажные и Интернет СМИ | Пресс-центр

Тенденции. Еще с 90-х годов российские бизнесмены привыкли воспринимать офшоры как простое, дешевое и универсальное решение для снижения налогов и защиты активов. Реалии последних лет вынуждают их пересматривать свои подходы к использованию нерезидентных структур.

Публикация

Компании, зарегистрированные в различных низконалоговых юрисдикциях, давно вошли в привычный инструментарий деловых людей. Вопреки распространенному мнению офшорные и оншорные фирмы зачастую выполняют не только и не столько функции налоговых убежищ. Их создают ради сохранения в тайне имен владельцев активов, которые могут быть расположены где угодно. А уж если эти активы находятся в России, то к проблеме конфиденциальности добавляется вопрос о защите прав собственника: российская правовая среда далеко не всегда позволяет обеспечивать ее приемлемый уровень. Кроме того, на такие фирмы открывают счета в зарубежных банках, создавая личные «копилки» или корпоративные расчетные центры для обслуживания сделок, зачастую не имеющих к самому офшору прямого отношения.

До недавнего времени создать компанию в любом из многочисленных офшорных центров и встроить ее в свой бизнес было дешево и просто. В результате российские предприниматели привыкли к незамысловатым схемам и стали воспринимать офшоры как универсальную панацею от проблем с налоговыми и прочими государственными органами. Многие и сейчас пребывают в этом опасном заблуждении. Между тем, с одной стороны, сам офшорный мир изменился, и стратегия поведения в нем также не может оставаться прежней. С другой стороны, на схемы с участием зарегистрированных за рубежом юридических лиц стали косо смотреть государственные органы в России, и это тоже усложняет правила игры на офшорном «поле». Просто купить собственную компанию где-нибудь в Белизе или на Британских Виргинских островах по-прежнему несложно. Гораздо труднее построить зарубежную структуру, «заточенную» под нужды конкретного бизнеса, и при этом свести к минимуму риски. «Безусловно, все большее число наших клиентов хочет получить хорошо продуманную и долгосрочную схему для своей работы. За счет этого сейчас увеличивается стоимость консалтинга, — отмечает руководитель отдела международного налогового планирования юридической фирмы «Клифф» Владислав Дубневский. — Большая часть работы сейчас заключается в анализе изменений российского законодательства и составлении на этом основании прогнозов по поводу использования той или иной схемы».

Что касается ситуации в самих офшорах, то там итоги мировой антиофшорной кампании уже вполне ясны. Под давлением со стороны промышленно развитых стран и таких международных организаций, как ОЭСР и FATF, большинство низконалоговых стран и территорий было вынуждено ужесточить свое законодательство. Одни страны (такие, например, как любимый россиянами Кипр) изрядно потрудились, чтобы избавиться от офшорного «клейма». Они повысили требования к прозрачности компаний и их деятельности и во многих случаях увеличили налоговые ставки, сохранив, однако, возможности для планирования. Другие (главным образом карибские «налоговые гавани») пошли по пути наибольшего сопротивления нарастающему прессингу со стороны Запада. Они по-прежнему предоставляют офшорным компаниям безналоговый режим, а законодательство об идентификации их реальных владельцев ужесточили скорее формально, и фактически предпочитают не совать нос в дела своих «клиентов».

Неприличный офшор. Впрочем, таких проявлений крайнего упрямства становится все меньше. Повсеместная борьба с отмыванием денег привела к тому, что офшоры уже нельзя считать оплотом конфиденциальности. Любой уважающий себя банк нынче придерживается принципа «знай своего клиента» и для компаний, зарегистрированных на «таинственных» островах, исключений не делает. К тому же использовать зарегистрированные в «махровых» офшорах фирмы становится все сложнее и рискованнее даже с целью ухода от налогов. В частности, многие иностранные компании отказыв

Опасные иллюзии и схемы в работе с оффшорами: конспект семинара | Бумажные и Интернет СМИ | Пресс-центр

Статья подготовлена по материалам семинара GSL Law & Consulting

Публикация

Офшоры до сих пор остаются достаточно популярным инструментом налогового планирования российских компаний. В связи с этим важно использовать этот инструмент оптимальным образом, четко осознавая, каких целей можно достичь с его помощью, а каких — нет. Кроме того, нужно понимать механизм действий проверяющих и контролирующих органов в отношении офшорных схем для снижения риска налогового планирования.

Эти и другие вопросы рассматривались на семинаре, организованном компанией GSL Law & Consulting «Ложные стереотипы  и типичные иллюзии в работе с офшорами. Часть 2: уголовно-правовой, налоговый и административный аспекты использования офшоров». О схемах рассказывал Олег Попутаровский, адвокат, партнер GSL Law & Consulting в своем докладе «»Черно-» «серо-» «белые» экспортно-импортные схемы с участием нерезидентов».

УЧАСТНИКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ СХЕМ

Прежде всего, докладчик обратил внимание на то, что для минимизации налоговых рисков, возникающих при экспортно-импортных сделках с участием офшоров, важно изначально определить круг лиц, владеющих информацией о сделках. А также круг контролирующих организаций, заинтересованных в этой информации. Это необходимо для того, чтобы не упустить из виду ни один из источников возможной опасности.

Итак, лицами, которые могут владеть (частично или полностью) информацией об импортной сделке являются:

— бенефициары, акционеры и директор компании-экспортера, офшорной компании, компании-импортера и конечного покупателя товара внутри России;

— лица, действующие по доверенности от имени офшора, импортера и конечного покупателя;

— прочие служащие компаний, непосредственно задействованных в сделке, участвующие в оформлении документов;

— служащие банков, через которые проходят платежи по импортной сделке, как агенты финансовой разведки России и прочих государств.

А организациями, заинтересованными в информации об импортной сделке, являются ФТС, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу, органы прокуратуры, ФСБ, МВД, арбитражные и уголовные суды.

Чаше всего интерес государственных органов к экспортно-импортным сделкам бывает вызван подозрениями в неуплате налоговых или таможенных платежей. Проверяющие сначала собирают документы и опрашивают свидетелей (примерно по перечисленному выше списку). Также устанавливают, какие фамилии есть в таможенной декларации, то есть определяют, кто является грузоотправителем и грузополучателем. После этого контролеры запрашивают банк о проведенных операциях и лицах, подписавших платежные документы.

Так набирается некий круг лиц, с которыми осуществляются следственные действия. Проверяющие выстраивают цепочку: организатор – исполнитель — свидетель, выясняют процессуальную роль каждого.

При этом лектор сделал акцент на том, что в последнее время особое внимание правоохранительные органы уделяют бенефициарам — лицам, получающим имущественную или иную личную выгоду от сделок.