Московская школа финансов относит к финансам: Функции в классической и неоклассической теории финансов – В неоклассической теории — Мегаобучалка

Содержание

Страницы — Научные школы Финуниверситета


Аллахвердян Д.А.


Атлас З.В.


Барнгольц С.Б.


Галаган А.М.


Додонов А.А.


Кипарисов Н.А.


Козлов Г.А.


Любимов Н.Н.


Маслов П.П.


Моляков Д.С.


Ровинский Н.Н.

Для финансово-экономического вуза, пожалуй, ведущей является научная школа финансов, и нам есть чем гордиться. Именно представители этой школы — профессора В.П.Дьяченко, Н.Н.Любимов, К.Н.Плотников, Н.Н.Ровинский, Д.А.Аллахвердян, Б.Г.Болдырев впервые сформировали научное содер­жание и теоретические основы финансов и их роль в экономическом развитии страны. Успешно разви­вали их идеи И.Д.Злобин, М.К.Шерменев, Р.Д.Вино­кур, И.Д.Шер, Д.С.Моляков. В дальнейшем — В.М.Ро­дионова, Л.П.Павлова, В.С.Бард, Л.И.Гончаренко, Е.В.Маркина, И.В.Ишина, Л.А.Орланюк-Малицкая, Б.Б.Рубцов, М.А.Федотова, Е.И.Шохин и другие.

Во главе научной школы денежных и кре­дитных отношений стояли видные отечественные ученые З.В.Атлас, B.C.Геращенко, М.М.Усоскин, В.В.Иконников, которые дали научное обоснование основ денежной реформы 1947 года и направлений ее практической реализации, что во многом предопре­делило ее успех. В последующие периоды в этой области успешно работали известные профессора Г.А.Шварц, Ю.Е.Шенгер, М.А.Пессель, О.И.Лаврушин, М.А.Абра­мова, И.Д.Мамонова, И.В.Ларионова и другие.

Свою славную историю имеет и научная школа мировой экономики и международных валютно-кредитных и финансовых отношений, формиро­вание которой начинается с периода создания МФИ. Это одна из старейших научных школ наряду с двумя уже названными, основу которой заложили профес­сора З.В.Атлас, Н.Н.Любимов, Г.П.Солюс, А.Ф.Яков­лев. Особенностью развития этой научной школы яв­ляется то, что в условиях ограниченных связей эко­номики СССР с зарубежными государствами она го­товила базу для дальнейшего расширения внешнеэко­номических отношений, почву для реализации требо­ваний глобализации мирохозяйственных связей.

В современный период проблемами мировой экономики, международных валютно-кредитных и финансовых отношений успешно занимались и занимаются Л.Н.Красавина, Б.М.Смитиенко, С.Н.Сильвестров, В.К.Поспелов, М.М.Усоскин, В.Н.Шенаев, М.А.Эскиндаров и другие. Анализ направления и пути развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений в кон­тексте глобальных вызовов — основное направление в деятельности ученых этой школы на современном этапе.

У истоков научной школы бухгал­терского учета, анализа хозяйствен­ной деятельности, контроля и аудита в нашем вузе стояли такие крупные уче­ные, как профессора A.M.Галаган, А.П.Рудановский, Р.Я.Вейцман, Н.А.Кипарисов. Продолжили их деятельность Е.И.Глейх, А.И.Шоломович, В.П.Копняев, С.Б.Барнгольц, А.А.Додонов, Б.И.Майданчик. Ныне на этом направлении активно работают М.В.Мельник, Р.П.Булыга, В.Г.Гетьман, З.Д.Бабаева, Л.3.Шнейдман, Г.В.Кулинина, В.И.Бариленко и другие.

Для подготовки высококвалифициро­ванных финансистов-экономистов, способных теоретически обосновать и реали­зовать глобальные проекты развития страны, важно наличие научной школы эко­номической теории. Московский финансовый институт всегда был известен в на­учном сообществе своей кафедрой политической экономии. Такие ученые, как М.С.Атлас, А.Л.Реуэль, В.В.Мотылев, А.П.Погребинский, Г.А.Козлов, заложили сво­ими трудами базу для научной школы, которую потом активно развивали и разви­вают А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, С.А.Ленская, В.В.Щербаков, А.Ф.Яковлев, А.Ю.Юданов и другие.

Основателем научной школы статистики Московского финансового институ­та являлся выдающийся ученый, энциклопедист профессор П.П.Маслов, автор более 20 книг и монографий, свыше 500 статей. В области развития теории и практики ста­тистической науки в рамках этой научной школы активно работали профессора Б.М.Четыркин, В.М.Симчера, М.Г.Назаров, В.И.Рябикин, В.В.Щенков, В.Н.Румянцев, Н.Е.Васильева, А.А.Аброскин, И.Ю.Писарев, В.Н.Костюхин, К.В.Себровкина, В.Т.Евдо­кимов, А.Х.Карапетян, Ж.И.Николаенко, А.В.Гордиенко и многие другие.

В настоящее время научные, методологические и методические основы науч­ной школы статистики Финансового университета продолжают успешно развивать В.Н.Салин, Е.П.Шпаковская, А.В.Сиденко, Е.И.Ларионова, Н.П.Киселева, Э.Ю.Чурилова, Л.Ю.Архангельская, В.Н.Прасолов, О.Ю.Ситникова, В.Г.Медведев, А.А.Попова и другие.

Научная школа информационных технологий формировалась в 1960-е годы и долгое время шла рука об руку со школой бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и контроля. У истоков ее формирования и развития в стенах нашего вуза работали такие ученые, как В.А.Гинодман, К.С.Неслуховский, В.Б.Либерман, В.И.Исаков, B.C.Рожнов, О.В.Голосов.

Совершенствование образовательного процесса в рамках перехода на инновацион­ные принципы подготовки выпускников потребовало более широкого подхода к вне­дрению современной вычислительной техники и формирования информационной об­разовательной среды, охватывающей все направления подготовки студентов и управ­ления научно-образовательным процессом в целом. Эти вопросы составляют основу дальнейшего развития теории и методологии информационных технологий и систем в рамках развивающейся научной школы, в которой работают профессора Д.В.Чис­тов, В.П.Поляков, П.П.Мельников, В.И.Соловьев и другие.

В январе 1991 года МФИ был преобразован в Государственную финансовую ака­демию (ГФА), в октябре 1992 года — в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации, а с июля 2010 года — в федеральное государственное образо­вательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финан­совый университет при Правительстве Российской Федерации».

Статус и программа перехода на уровень национального исследовательского уни­верситета потребовали формирования научных школ по специальностям и направле­ниям подготовки, полностью отражающим те условия, в которых будут работать его выпускники.

В настоящее время идет процесс формирования новых научных школ: оценоч­ной деятельности (профессор М.А.Федотова), антикризисного управления (про­фессор А.Н.Ряховская), налогов и налоговой политики (профессор Л.И.Гончаренко), финансового менеджмента (профессор И.Я.Лукасевич), философии (профес­сор А.Н.Чумаков), политологии (профессор Я.А.Пляйс), социологии (профессор Г.Г.Силласте).


Атлас М.С.


Бард В.С.

vВейцман Р.Я.


B.C.Г

еращенко


Злобин И.Д.


Копняев В.П.


Либерман В.Б.


Мамонова Л.Б.


Майданчик Б.И.


Плотников К.Н.


Рожнов В.С.

4.Классическая и неоклассическая теории финансов

Классическая теория финансов

Можно выделить два больших этапа в становлении и раз­витии науки о финансах. Первый этап, начавшийся еще во времена Римской империи и закончившийся в середине ХХ В., получил название классической теории финансов. На смену этому этапу пришел второй (современный), под названием неоклассической теории финансов. В общих чертах суть пер­вой теории состоит в ведущей роли государства в финансо­вых вопросах, а суть второй — в приоритете финансов част­ного сектора, крупных компаний и рынка капиталов.

Вследствие большой продолжительности первого этапа в развитии теории финансов принято выделять в нем несколько периодов. Так, согласно К. Рау, одному из ведущих теорети­ков финансовой науки XIX в., можно выделить три периода

в классической теории финансов: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный (рациональный) период. Рассмотрим кратко эти периоды

1. Период ненаучного состояния был самым продолжитель­ным, начавшимся во времена Древней Греции и Рима. В те годы государство рассматривалось как обыкновенное частное лицо, аккумулирующее средства на общественные и личные нужды правителей. Доходы государства складывались из не­скольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынка­ми, пристанями и т. п. В то время не было нужды в организа­ции сложной финансовой системы, а направления государственных расходов были весьма немногочисленны.

1.2. В средние века каких-либо значимых систематизированных разработок по финансовой тематике еще не существовало, но это время можно рассматривать как

начало второго периода развития финансовой науки — перехода к научной обработке.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан в средние века итальянскими учеными, а по мне­нию известного петербургского ученого А. И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в ХУ в. произошло собствен­но зарождение финансовой науки. Вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д. Карафа (?-1487), Н. Макиавелли (1480-1540), Дж. Бо­теро (1540-1617) и др. Основная идея в трудах этих ученых заключалась в активном вмешательстве государства в хозяй­ственную жизнь.

В начавшемся периоде перехода к научной обработке тру­ды итальянских ученых дали импульс к появлению аналогич­ных научных работ и в других странах. Например, француз­ский учены

й Ж. Боден (1530-1596) впервые осуществил сис­тематизацию финансов, выделяя семь основных источников государственных доходов: 1) домены, 2) воинскую добычу, 3) подарки друзей, 4) дань союзников, 5) торговлю, 6) пошли­ны с ввоза и вывоза, 7) налоги с подданных.

Английский философ и экономист Т. Гоббс (1588-1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, У. Петти (1623-1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой по­литики, Дж. Локк (1632-1704) предлагал заменить все налоги одним — поземельным.

Несмотря на бурное развитие способов и методов пополне­ния государственной казны, имевшее место к началу ХVII в. во многих государствах, наука о финансах еще не стала общепри­знанной. Лишь к середине ХУIII в., с появлением работ физио­кратов, постепенно начало формироваться понимание того, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.

ХУIII в. считается переломным в плане становления и ук­репления науки о финансах, в эти годы начался третий период в развитии классической теории о финансах научный (рациональный).

Первыми представителями систематизированной финансовой науки стали немецкие ученые И. Юсти (1720-1771) и И. 3онненфельс (1732-1817), которые были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, т. е. извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.

Так, И. Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики, которые в дальнейшем были развиты английским экономистом А. Смитом:

  1. налоги не должны вредить человеческой свободе и промыш­ленности;

  1. налоги должны быть справедливы и равномерны;

  1. налоги должны иметь основательные поводы;

4) не должно быть очень много касс и служащих по взима­нию налогов.

Заслугой И. Юсти является также то, что в отличие от большинства камералистов он уделял существенное внима­ние не только пополнению казны, но и государственным рас­ходам и предлагал следующее руководящее правило: «расхо­ды должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его поддан­ных».

С работами Юсти связаны и работы Зонненфельса, тракто­вавшего финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных.

В дальнейшем, к концу XIX в., усилиями представителей немецкой экономической школы сложилось вполне однознач­ное толкование термина «финансы» и сформировалась струк­тура финансов как науки. Произошло окончательное оформ­ление так называемой классической теории финансов, пред­ставлявшей собой свод административных и хозяйственных знаний поведению финансов государства и публичных союзов. Одно из наиболее коротких и емких определений финансов дал профессор Павийского университета (Северная Италия) Л. Косса в конце XIX в.: «Финансовая наука есть теория го­сударственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользовать­ся им».

Необходимо обратить внимание на две особенности сфор­мировавшейся финансовой науки.

Во-первых, финансы одно­значно трактовались как средства государства и как средства, принадлежащие публичным союзам (муниципалитетам, граф­ствам, землям, общинам).

Во-вторых, финансы не сводились только к денежным средствам. Под финансами понимались любые средства государства, полученные и в виде денег, и в виде материалов, услуг.

Период становления и развития классической теории фи­нансов закончился в середине ХХ в. Причинами этого являют­ся резкое изменение ситуации в мировой экономике накануне второй мировой войны, роль государства и публичных союзов начала снижаться, начались развитие и интернационализация рынков капитала, усиление роли транснациональных корпора­ций. Это привело в середине ХХ в. к необходимости теорети­ческого осмысления роли финансов на уровне хозяйствующего субъекта. Усилиями представителей англо-американской фи­нансовой школы теория финансов получила новое название ­неоклассической.

Неоклассическая (современная) теория финансов

Современная теория финансов базируется на четырех те­зисах:

  • экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени опреде­ляются экономической мощью частного сектора, ядро ко­торого составляют крупные корпорации;

  • вмешательство государства в деятельность частного секто­ра минимально;

  • из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

  • интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к интеграции государств.

Примерами последнего тезиса являются создание европей­ской денежной единицы «евро», принятие в 2000 г. базового набора международных стандартов бухгалтерского учета и представления отчетности.

В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знании о организации и управлении финансовыми составляющими: ресурсы, отношения, рынки. Ключевыми разделами, послужившими основой фор­мирования этой науки и (или) вошедшими в нее составными частями, явились:

• теория полезности;

• теория арбитражного ценообразования;

  • теория структуры капитала;

  • теория портфеля и модель ценообразования на рынке фи­нансовых активов;

  • теория ценообразования на рынке опционов;

  • теория предпочтений ситуаций во времени.

Как показывает мировой опыт, в реальной рыночной эко­номике особую роль играют акционерные общества. Несмотря на то, что их удельный вес в общем числе предприятий различ­ных форм собственности может быть сравнительно небольшим, значимость с позиции вклада в создание национального богат­ства страны достаточно высока. Например, в США в настоя­щее время 10% компаний являются акционерными общества­ми, 10 — товариществами, 80% — небольшими компаниями, находящимися в индивидуальной собственности. Вместе с тем на долю каждой из выделенных групп компаний приходится соответственно 80,13 и 7% общего объема реализации продук­ции и услуг. Еще более существен уровень концентрации капи­тала и значимости акционерных компаний в развитых странах Азии (например, в Южной Корее), где несколько суперкорпо­раций контролирует по сути всю национальную экономику.

Важно отметить, что ядром неоклассической теории фи­нансов является систематизация знаний о принципах функцио­нирования, инструментах финансовых рынков с позиций инте­ресов участников рынков.

Первые разработки в области теории на фондовом рынке связывают с именем выпускника Гарвардского университета д. Уильямса (J. Williams), который в своей докторской дис­сертации, написанной в 1937 г., предложил модель оценки финансовых активов как один из инструментов для работы на рынке ценных бумаг. Решающий вклад в развитие теории финансов был сделан Г. Марковицем, разработавшим в на­чале 1950-х годов основы теории портфеля. В этой теории была изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предложены соответствующие финансовые инструменты. Дальнейшее развитие этот раздел теории финансов получил в исследованиях Ф. Модильяни, М. Миллера, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепции эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и их эмпирическому подтверждению, разработке новых финансовых инструментов и т. п. Ключевой является научная работа этих ученых, посвященная структуре капитала компании (1958 г.).

Во второй половине ХХ в. усилиями таких видных ученых, как Ф. Блэк, Дж. Линтнер, Н. Моссин, М. Скоулз, Дж. Трей­нор, Ю. Фама, Дж. Хиршлифер и др., сформировалось новое направление в финансовой науке, отвечавшей на два вопроса: «Откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы». Это на­правление в дальнейшем получило название финансового ме­неджмента. Значительный вклад в развитие финансового ме­неджмента внесли представители англо-американской школы Т. Коуплэнд, Дж. Уэстон, Р. Брейли, С. Майерс, С. Росс, Ю. Бригхем и др.

В России становление и развитие финансовой науки приня­то связывать с именами Ю. Крижанича (1617-1683), Г. Кото­шихина (1630-1667), И. Т. Посошкова (1665-1726), Н.И. Тур­генева (1789-1871), М. Ф. Орлова (1788-1842), И.Я. Горло­ва (1814-1890), А. Лебедева (1833-1909), И. И. Янжула (1846-1914), И. Х. Озеро-Ир (1869-1942), А. И. Буковецко­го (1881-1972) и др. Как и на Западе, к концу XIX в. в России сформировалось научное направление классической теории финансов. Отдельные элементы управления финансами предпри­ятия развивались в рамках бухгалтерского учета. В России накануне революции 1917 г. существовали два самостоятель­ных направления — анализ баланса (в рамках балансоведе­ния) и финансовые вычисления, которые в настоящее время входят в состав ключевых разделов современного финансово­го менеджмента.

В годы советской власти в СССР разрабатывались в основ­ном вопросы теории и практики государственных финансов. Систематизация вопросов управления финансами предприятий в русле неоклассической теории финансов началась в России сравнительно недавно — в 90-е годы прошлого века.

Страницы — Научные школы Финуниверситета

Для финансово-экономического вуза, пожалуй, ведущей является научная школа финансов, и нам есть чем гордиться. Именно представители этой школы — профессора В.П.Дьяченко, Н.Н.Любимов, К.Н.Плотников, Н.Н.Ровинский, Д.А.Аллахвердян, Б.Г.Болдырев впервые сформировали научное содер­жание и теоретические основы финансов и их роль в экономическом развитии страны. Успешно разви­вали их идеи И.Д.Злобин, М.К.Шерменев, Р.Д.Вино­кур, И.Д.Шер, Д.С.Моляков. В дальнейшем — В.М.Ро­дионова, Л.П.Павлова, В.С.Бард, Л.И.Гончаренко, Е.В.Маркина, И.В.Ишина, Л.А.Орланюк-Малицкая, Б.Б.Рубцов, М.А.Федотова, Е.И.Шохин и другие.

Во главе научной школы денежных и кре­дитных отношений стояли видные отечественные ученые З.В.Атлас, B.C.Геращенко, М.М.Усоскин, В.В.Иконников, которые дали научное обоснование основ денежной реформы 1947 года и направлений ее практической реализации, что во многом предопре­делило ее успех. В последующие периоды в этой области успешно работали известные профессора Г.А.Шварц, Ю.Е.Шенгер, М.А.Пессель, О.И.Лаврушин, М.А.Абра­мова, И.Д.Мамонова, И.В.Ларионова и другие.

Свою славную историю имеет и научная школа мировой экономики и международных валютно-кредитных и финансовых отношений, формиро­вание которой начинается с периода создания МФИ. Это одна из старейших научных школ наряду с двумя уже названными, основу которой заложили профес­сора З.В.Атлас, Н.Н.Любимов, Г.П.Солюс, А.Ф.Яков­лев. Особенностью развития этой научной школы яв­ляется то, что в условиях ограниченных связей эко­номики СССР с зарубежными государствами она го­товила базу для дальнейшего расширения внешнеэко­номических отношений, почву для реализации требо­ваний глобализации мирохозяйственных связей.

В современный период проблемами мировой экономики, международных валютно-кредитных и финансовых отношений успешно занимались и занимаются Л.Н.Красавина, Б.М.Смитиенко, С.Н.Сильвестров, В.К.Поспелов, М.М.Усоскин, В.Н.Шенаев, М.А.Эскиндаров и другие. Анализ направления и пути развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений в кон­тексте глобальных вызовов — основное направление в деятельности ученых этой школы на современном этапе.

У истоков научной школы бухгал­терского учета, анализа хозяйствен­ной деятельности, контроля и аудита в нашем вузе стояли такие крупные уче­ные, как профессора A.M.Галаган, А.П.Рудановский, Р.Я.Вейцман, Н.А.Кипарисов. Продолжили их деятельность Е.И.Глейх, А.И.Шоломович, В.П.Копняев, С.Б.Барнгольц, А.А.Додонов, Б.И.Майданчик. Ныне на этом направлении активно работают М.В.Мельник, Р.П.Булыга, В.Г.Гетьман, З.Д.Бабаева, Л.3.Шнейдман, Г.В.Кулинина, В.И.Бариленко и другие.

Для подготовки высококвалифициро­ванных финансистов-экономистов, способных теоретически обосновать и реали­зовать глобальные проекты развития страны, важно наличие научной школы эко­номической теории. Московский финансовый институт всегда был известен в на­учном сообществе своей кафедрой политической экономии. Такие ученые, как М.С.Атлас, А.Л.Реуэль, В.В.Мотылев, А.П.Погребинский, Г.А.Козлов, заложили сво­ими трудами базу для научной школы, которую потом активно развивали и разви­вают А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, С.А.Ленская, В.В.Щербаков, А.Ф.Яковлев, А.Ю.Юданов и другие.

Основателем научной школы статистики Московского финансового институ­та являлся выдающийся ученый, энциклопедист профессор П.П.Маслов, автор более 20 книг и монографий, свыше 500 статей. В области развития теории и практики ста­тистической науки в рамках этой научной школы активно работали профессора Б.М.Четыркин, В.М.Симчера, М.Г.Назаров, В.И.Рябикин, В.В.Щенков, В.Н.Румянцев, Н.Е.Васильева, А.А.Аброскин, И.Ю.Писарев, В.Н.Костюхин, К.В.Себровкина, В.Т.Евдо­кимов, А.Х.Карапетян, Ж.И.Николаенко, А.В.Гордиенко и многие другие.

В настоящее время научные, методологические и методические основы науч­ной школы статистики Финансового университета продолжают успешно развивать В.Н.Салин, Е.П.Шпаковская, А.В.Сиденко, Е.И.Ларионова, Н.П.Киселева, Э.Ю.Чурилова, Л.Ю.Архангельская, В.Н.Прасолов, О.Ю.Ситникова, В.Г.Медведев, А.А.Попова и другие.

Научная школа информационных технологий формировалась в 1960-е годы и долгое время шла рука об руку со школой бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и контроля. У истоков ее формирования и развития в стенах нашего вуза работали такие ученые, как В.А.Гинодман, К.С.Неслуховский, В.Б.Либерман, В.И.Исаков, B.C.Рожнов, О.В.Голосов.

Совершенствование образовательного процесса в рамках перехода на инновацион­ные принципы подготовки выпускников потребовало более широкого подхода к вне­дрению современной вычислительной техники и формирования информационной об­разовательной среды, охватывающей все направления подготовки студентов и управ­ления научно-образовательным процессом в целом. Эти вопросы составляют основу дальнейшего развития теории и методологии информационных технологий и систем в рамках развивающейся научной школы, в которой работают профессора Д.В.Чис­тов, В.П.Поляков, П.П.Мельников, В.И.Соловьев и другие.

В январе 1991 года МФИ был преобразован в Государственную финансовую ака­демию (ГФА), в октябре 1992 года — в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации, а с июля 2010 года — в федеральное государственное образо­вательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финан­совый университет при Правительстве Российской Федерации».

Статус и программа перехода на уровень национального исследовательского уни­верситета потребовали формирования научных школ по специальностям и направле­ниям подготовки, полностью отражающим те условия, в которых будут работать его выпускники.

В настоящее время идет процесс формирования новых научных школ: оценоч­ной деятельности (профессор М.А.Федотова), антикризисного управления (про­фессор А.Н.Ряховская), налогов и налоговой политики (профессор Л.И.Гончаренко), финансового менеджмента (профессор И.Я.Лукасевич), философии (профес­сор А.Н.Чумаков), политологии (профессор Я.А.Пляйс), социологии (профессор Г.Г.Силласте).

Научные школы Финуниверситета


Аллахвердян Д.А.


Атлас З.В.


Барнгольц
С.Б.


Галаган А.М.


Додонов А.А.


Кипарисов Н.А.


Козлов Г.А.


Любимов Н.Н.


Маслов П.П.


Моляков Д.С.


Ровинский Н.Н.

Для финансово-экономического вуза, пожалуй, ведущей является научная школа финансов, и нам есть чем гордиться. Именно представители этой школы — профессора В.П.Дьяченко, Н.Н.Любимов, К.Н.Плотников, Н.Н.Ровинский, Д.А.Аллахвердян, Б.Г.Болдырев впервые сформировали научное содер­жание и теоретические основы финансов и их роль в экономическом развитии страны. Успешно разви­вали их идеи И.Д.Злобин, М.К.Шерменев, Р.Д.Вино­кур, И.Д.Шер, Д.С.Моляков. В дальнейшем — В.М.Ро­дионова, Л.П.Павлова, В.С.Бард, Л.И.Гончаренко, Е.В.Маркина, И.В.Ишина, Л.А.Орланюк-Малицкая, Б.Б.Рубцов, М.А.Федотова, Е.И.Шохин и другие.

Во главе научной школы денежных и кре­дитных отношений стояли видные отечественные ученые З.В.Атлас, B.C.Геращенко, М.М.Усоскин, В.В.Иконников, которые дали научное обоснование основ денежной реформы 1947 года и направлений ее практической реализации, что во многом предопре­делило ее успех. В последующие периоды в этой области успешно работали известные профессора Г.А.Шварц, Ю.Е.Шенгер, М.А.Пессель, О.И.Лаврушин, М.А.Абра­мова, И.Д.Мамонова, И.В.Ларионова и другие.

Свою славную историю имеет и научная школа мировой экономики и международных валютно-кредитных и финансовых отношений, формиро­вание которой начинается с периода создания МФИ. Это одна из старейших научных школ наряду с двумя уже названными, основу которой заложили профес­сора З.В.Атлас, Н.Н.Любимов, Г.П.Солюс, А.Ф.Яков­лев. Особенностью развития этой научной школы яв­ляется то, что в условиях ограниченных связей эко­номики СССР с зарубежными государствами она го­товила базу для дальнейшего расширения внешнеэко­номических отношений, почву для реализации требо­ваний глобализации мирохозяйственных связей.

В современный период проблемами мировой экономики, международных валютно-кредитных и финансовых отношений успешно занимались и занимаются Л.Н.Красавина, Б.М.Смитиенко, С.Н.Сильвестров, В.К.Поспелов, М.М.Усоскин, В.Н.Шенаев, М.А.Эскиндаров и другие. Анализ направления и пути развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений в кон­тексте глобальных вызовов — основное направление в деятельности ученых этой школы на современном этапе.

У истоков научной школы бухгал­терского учета, анализа хозяйствен­ной деятельности, контроля и аудита в нашем вузе стояли такие крупные уче­ные, как профессора A.M.Галаган, А.П.Рудановский, Р.Я.Вейцман, Н.А.Кипарисов. Продолжили их деятельность Е.И.Глейх, А.И.Шоломович, В.П.Копняев, С.Б.Барнгольц, А.А.Додонов, Б.И.Майданчик. Ныне на этом направлении активно работают М.В.Мельник, Р.П.Булыга, В.Г.Гетьман, З.Д.Бабаева, Л.3.Шнейдман, Г.В.Кулинина, В.И.Бариленко и другие.

Для подготовки высококвалифициро­ванных финансистов-экономистов, способных теоретически обосновать и реали­зовать глобальные проекты развития страны, важно наличие научной школы эко­номической теории. Московский финансовый институт всегда был известен в на­учном сообществе своей кафедрой политической экономии. Такие ученые, как М.С.Атлас, А.Л.Реуэль, В.В.Мотылев, А.П.Погребинский, Г.А.Козлов, заложили сво­ими трудами базу для научной школы, которую потом активно развивали и разви­вают А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, С.А.Ленская, В.В.Щербаков, А.Ф.Яковлев, А.Ю.Юданов и другие.

Основателем научной школы статистики Московского финансового институ­та являлся выдающийся ученый, энциклопедист профессор П.П.Маслов, автор более 20 книг и монографий, свыше 500 статей. В области развития теории и практики ста­тистической науки в рамках этой научной школы активно работали профессора Б.М.Четыркин, В.М.Симчера, М.Г.Назаров, В.И.Рябикин, В.В.Щенков, В.Н.Румянцев, Н.Е.Васильева, А.А.Аброскин, И.Ю.Писарев, В.Н.Костюхин, К.В.Себровкина, В.Т.Евдо­кимов, А.Х.Карапетян, Ж.И.Николаенко, А.В.Гордиенко и многие другие.

В настоящее время научные, методологические и методические основы науч­ной школы статистики Финансового университета продолжают успешно развивать В.Н.Салин, Е.П.Шпаковская, А.В.Сиденко, Е.И.Ларионова, Н.П.Киселева, Э.Ю.Чурилова, Л.Ю.Архангельская, В.Н.Прасолов, О.Ю.Ситникова, В.Г.Медведев, А.А.Попова и другие.

Научная школа информационных технологий формировалась в 1960-е годы и долгое время шла рука об руку со школой бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и контроля. У истоков ее формирования и развития в стенах нашего вуза работали такие ученые, как В.А.Гинодман, К.С.Неслуховский, В.Б.Либерман, В.И.Исаков, B.C.Рожнов, О.В.Голосов.

Совершенствование образовательного процесса в рамках перехода на инновацион­ные принципы подготовки выпускников потребовало более широкого подхода к вне­дрению современной вычислительной техники и формирования информационной об­разовательной среды, охватывающей все направления подготовки студентов и управ­ления научно-образовательным процессом в целом. Эти вопросы составляют основу дальнейшего развития теории и методологии информационных технологий и систем в рамках развивающейся научной школы, в которой работают профессора Д.В.Чис­тов, В.П.Поляков, П.П.Мельников, В.И.Соловьев и другие.

В январе 1991 года МФИ был преобразован в Государственную финансовую ака­демию (ГФА), в октябре 1992 года — в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации, а с июля 2010 года — в федеральное государственное образо­вательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финан­совый университет при Правительстве Российской Федерации».

Статус и программа перехода на уровень национального исследовательского уни­верситета потребовали формирования научных школ по специальностям и направле­ниям подготовки, полностью отражающим те условия, в которых будут работать его выпускники.

В настоящее время идет процесс формирования новых научных школ: оценоч­ной деятельности (профессор М.А.Федотова), антикризисного управления (про­фессор А.Н.Ряховская), налогов и налоговой политики (профессор Л.И.Гончаренко), финансового менеджмента (профессор И.Я.Лукасевич), философии (профес­сор А.Н.Чумаков), политологии (профессор Я.А.Пляйс), социологии (профессор Г.Г.Силласте).


Атлас М
.С.

Бард В.С.

Вейцман Р.Я.


B.C.Геращенко


Злобин И.Д.


Копняев В.П.


Либерман В.Б.

Мамонова Л.Б.


Майданчик Б.И.


Плотников К.Н.


Рожнов В.С.

Школа финансов и финансовых менеджеров

Кейс “За месяц сделала на курсе то, к чему сама шла 3 года”.По образованию я Магистр филологии. Преподаватель украинского языка и литературы.

Сейчас уже 5-ый год я проживаю с семьей в Киеве. Война на Донбассе заставила нас бросить все и уехать в столицу.

Переехав в Киев, я устроилась на работу помощником руководителя. Малый бизнес, людей в компании до 5-ти человек. Из управления только руководитель (он же собственник) и я. За 3,5 года пришлось осваивать все сферы ведения бизнеса. В том числе и финансы. Каждый год желание заниматься финансами в компании все возрастало и возрастало, так как всегда было какое-то понимание как должно быть, хотя базы и знаний для этого не было. Руководитель предложил мне максимально осваивать это направление. Я заказала книгу Снежаны (по ее видео из Ютуб мы вели минимальные таблицы для фин учета на протяжении 2-х лет), и нашла в интернете Школу FIN-SKILL, совместно с руководителем решили проходить обучение.

У нас в компании все достаточно просто, поэтому я была уверена, что прохождение уроков модуля “Финансовый факт” даст максимальный результат в получении данных и работе с ними. Так все и произошло.

Результатом стало 95% составление управленческой отчетности и получение информации о состоянии бизнеса в цифрах на дату. Остальные 5% — это работы по усовершенствованию, но уже есть составленный план. Данный результат — это фундамент и отправная точка, которая дает четкие данные для дальнейшего планирования и анализа.

Я на практике применила практически все знания, навыки и инструменты из уроков:

— Файл “Анализ компании” позволил проанализировать ее с точки зрения финансовой управленческой отчетности и помочь руководителю четко определить, каких данных ему не хватает, чтобы принять стратегически важные решения. На это мы с ним потратили больше 3-х часов, разбирали то, что есть, и что нужно, чтобы получить итог. Это первое задание и без четких задач дальше будет сложно двигаться в правильном направлении. Результат – четкий план задач над чем работать, чтобы решить их и получить нужные данные.

— Сбор справочников и формирование форм основных отчетов позволило сразу определиться с разрезом поиска данных и увидеть прообраз, как исходя из этого будут выглядеть 3 основные отчета. Я сначала слишком широкого все написала, но зато это позволило брать данные для справочников в других отчетах, например, по запасам и сотрудникам (их подразделению).

— Составление учетной политики позволило определиться с тем, что вносить в Основные средства, Нематериальные Активы, как их амортизировать или увеличивать стоимость. Также разобралась с таким понятием как Резервный капитал.

— Полученные знания по типовым операциям и их разбор позволили правильно составить баланс, избежав расхождений дебета с кредитом.

— Таблица по учету денег стала основным файлом в моей работе из которого я теперь формирую 80% всей отчетности.

— Таблица по учету продаж дала понимание по поводу мотивации менеджера и стала основой, чтобы автоматизировать просчет бонусов мастерам по выполненным услугам.

— Таблица по учету зарплат позволила собрать все данные по выплатам з/п в расширенном виде в одном месте, чего раньше не было.

— Все таблицы по основным отчетам позволяют заявить, что у нас формируется финансовая отчетность. Это то, к чему я сама шла 3 года, а на курсе сделала за месяц.

Когда я дала руководителю готовые 3 основных отчета за январь — его глаза загорелись, увидел большинство интересующих его цифр в одном месте, попросил еще показать, что есть по отчетам.

Что касается полученных теоретических знаний, то очень многое стало понятно по основным финансовым терминам, категориям и управленческим отчетам. Точно знаю, что нигде не смогла бы получить такое количество важной информации за столь короткое время из одного источника.

По итогам прохождения модуля “Финансовый план”: нет слов, чтоб описать восторг — насколько данные знания и умения реализовать план руководителя на словах в четкие цифры помогут улучшить ситуацию в бизнесе. Это та возможность что-то сделать более весомое и полезное в компании, которую я искала всегда. Все эти годы я была лучшим сотрудником, меня ценили и ценят. НО. Я делала 80% работы, которая позволяла руководителю с моей помощью получать только 20% прибыли. Теперь, я думаю, эта ситуация изменится.

Огромное спасибо за такой инструмент 100% действия!

В заключении, хочу сказать, без преувеличения, что Снежана Манько – это гуру преподавания финансов. Это первоклассный специалист в области финансов, который ко всему умеет доносить свои знания и навыки, держать аудиторию, мотивировать ее и вдохновлять!

На курсе Снежана была моим куратором – и всегда это была максимальная информационная и практическая помощь, советы и рекомендации по улучшению, а также похвала и акцент на всем, что получилось, что просто не могло не мотивировать двигаться дальше.

Благодаря ее подходу, школа FIN-SKILL.RU – это идеальный баланс теории и практики, который позволяет определять правильное движение в финансах компании, чтобы в результате все приумножать и избегать потерь.

Я однозначно смело могу рекомендовать Снежану и FIN-SKILL.RU всем, кто хочет навести порядок в финансах самостоятельно. Это возможно даже с нуля. Здесь дают все инструменты и всестороннюю информационную помощь, чтобы максимально реализовать полученные знания у себя на практике. Вам всегда придут на помощь и наставники, и спикеры на мастер-майндах и конференциях, и резиденты программ и новые участники в чатах школы, а также менеджеры и кураторы учебного процесса на платформе. Все эти люди будут вам помогать и откликаться на ваши вопросы, связанные с обучением, по первому обращению. Оплачивая обучение, вы оплачиваете 100% организацию процесса получения новых емких и важных знаний по финансам компании и внедрения их в ваш проект!

Я жалею только об одном, что не прошла здесь обучение на пару лет раньше!

Финансовая грамотность, ГБОУ «Московская международная школа», Москва

Проект реализуется при взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Центральным Банком Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, другими ведомствами и организациями.

— взрослое население
— школьники, студенты и молодежь

— разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения
— создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения
— образовательные программы и информирование населения
— совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг

С 17 апреля по 24 апреля прошла V Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи 2019

подробнее

обновлено: 25.04.2019

Пятая Всероссийская неделя финансовой грамотности. День четвертый.

подробнее

обновлено: 23.04.2019

На территории Урана для учащихся пятых-шестых классов представитель ПАО «Промсвязьбанк» А.В. Бархота провел интерактивный урок «Как спланировать покупки: учись считать деньги по-взрослому»

подробнее

обновлено: 23.04.2019

На территории Солнца для учащихся девятых классов состоялся леминар «Услуги финансовых организаций: используй грамотно».

подробнее

обновлено: 22.04.2019

Сегодня, 17 апреля 2019 года, во всех регионах страны от Калининграда до Владивостока стартовала юбилейная пятая Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи.

подробнее

обновлено: 18.04.2019

22 марта в  НИУ ВШЭ для учителей города Москвы, прошедших обучение по программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» в 2016-2017 гг., состоялась практическая конференция «Внедрение курсов /модулей по финансовой грамотности в систему общего образования».

подробнее

обновлено: 02.04.2019

6 марта 2019 года на базе Московской международной школы состоялся VI коуч-сет «Финансовый конструктор» для учащихся 8–10-х классов

подробнее

обновлено: 12.03.2019

27 февраля старшеклассники из трех подразделений Московской международной школы (Солнце, Эрида, Церера) приняли участие в лектории «Альманах профессий»

подробнее

обновлено: 02.04.2019

День предпринимательской культуры в дошкольном отделении

подробнее

обновлено: 31.01.2019

День предпринимательской культуры, 25 января, был удивительно разнообразен мероприятиями, посвященными предпринимательству.

подробнее

обновлено: 02.04.2019

25 января в ГБОУ «Московская международная школа» состоялся настоящий День предпринимательской культуры

подробнее

обновлено: 31.01.2019

Первым мероприятием проекта стал открытый урок с участием 150 учащихся московских школ с углубленным изучением экономики.

подробнее

обновлено: 31.01.2019

Три дня на территории УП Уран пятиклассники участвовали в квесте «В гостях у царицы экономики»

подробнее

обновлено: 18.12.2018

Учащиеся 11А и 11Б классов вместе с классными руководителями Мачаловой И.Н. и Закирджановым А.Д 13 декабря 2018 года совершили экскурсию в Центробанк

подробнее

обновлено: 31.01.2019

30 ноября учащиеся 6Г и 7Г классов приняли участие в увлекательной бизнес-игре «Школа юного инвестора» в центре информационных технологий «Умный город»

подробнее

обновлено: 06.12.2018

Олимпиада по финансовой грамотности напрямую связана с реальной жизнью

подробнее

обновлено: 12.11.2018

4 октября 2018 года Вольным экономическим обществом России при участии Финансового университета при Правительсве РФ был проведен Всероссийский экономический диктант.

подробнее

обновлено: 05.10.2018

8 сентября Московская международная школа как действующая площадка Второго Московского фестиваля по финансовой грамотности радушно распахнула двери для жителей нашего района.

подробнее

обновлено: 12.09.2018

Тема лекции «Для чего нужно быть финансово грамотным?» и состоялась она в прямом эфире Московского образовательного интернет телеканала.

подробнее

обновлено: 28.03.2018

12 января, в преддверии Старого Нового года, в Московской школе состоялся брейн-ринг по финансовой грамотности. Его участники – учащиеся девятых классов, участники осенней сессии проекта «Онлайн уроки финансовой грамотности».

подробнее

обновлено: 24.01.2018

Учащиеся 6-7 классов попробовали свои силы в отборочном туре Московской олимпиаде школьников по финансовой грамотности.

подробнее

обновлено: 19.11.2017

В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» 4 апреля 2017 года на базе ГБПОУ «Московский колледж бизнес-технологий» прошел III Коуч-сет «Финансовый конструктор» для обучающихся 8-9 классов в рамках проекта «Финансово-экономическая грамотность», проводимый ГБОУ ГМЦ ДогМ.

подробнее

обновлено: 06.06.2017

23 марта 2017 года в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» в ГБОУ Московская Международная гимназия прошёл межрайонный экономико-математический квест по финансовой грамотности для обучающихся 6-х классов.

подробнее

обновлено: 06.06.2017

В рамках реализации программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве» прошёл заключительный этап деловой игры «Рациональный выбор» для обучающихся образовательных организаций города Москвы на базе ГБОУ ММГ.

подробнее

обновлено: 06.06.2017

Центральный банк Российской Федерации в рамках акции «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях», приуроченной к государственному профессиональному празднику «День финансиста» провел 26 октября 2016 года в нашей гимназии мероприятие по финансовой грамотности.

подробнее

обновлено: 05.06.2017

​В Москве стартовал образовательный проект «Школа финансовой безопасности», который уже второй год подряд проводят для московских школ и колледжей Региональная молодежная общественная организация «Молодежный центр изучения финансовых операций» (РМОО МЦФО), Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский центр технологической модернизации образования» (ТемоЦентр) при поддержке Департамента образования города Москвы.

подробнее

обновлено: 05.06.2017

Сегодня в Московской международной гимназии стартовал новый проект в рамках реализации городских обучающих программ по финансовой грамотности и финансовой безопасности.

подробнее

обновлено: 05.06.2017

Личные финансы – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

О программе

Успешные люди знают, как управлять личными финансами

Поэтому Высшая школа экономики — единственный российский вуз, входящий в международные предметные рейтинги в сфере финансового образования — проводит этот мини-курс.

Мы разберемся с базовыми понятиями и инструментами из мира независимых инвесторов: вложениями в недвижимость, валюты, облигации, предметы искусства, их доходностью и рисками и так далее. Занятия проведут преподаватели Школы финансов НИУ ВШЭ — практики с многолетним опытом личных инвестиций.

Каждое занятие — это не только лекции, но и разбор и презентация решений кейсов по теме. Так вы сразу закрепите необходимые навыки: это может быть расчет сложных процентов для принятия финансовых решений, сравнение доходности между биржей, депозитом и страховкой, выбор между покупкой в ипотеку и арендой и другие случаи. Всего наша программа охватит 8 тем.

В результате вы систематизируете и обновите знания о финансовом мире, составите первый четкий план по управлению капиталом на примере своего бюджета (последнее занятие посвящено защите проекта «Личный бюджет») и получите рекомендации преподавателей.

Целевая группа

Курс предназначен для широкого круга лиц, интересующихся финансами

С курсом вы получите

Удостоверение о повышении квалификации

от единственного российского вуза, входящего в международный рейтинг QS по профилю Accounting and Finance

Все материалы от преподавателей

презентации, таблицы, шаблоны, к которым можно обратиться в любое время и адаптировать для своих задач

Рекомендации и новые контакты в отрасли

вы получите ответы преподавателей на свои вопросы, рекомендации Школы финансов по продолжению образования и не только

Преподаватели

Елена Чиркова

Доцент Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Кандидат экономических наук. 17 лет опыта в инвестиционном бэнкинге и финансовом консалтинге. Специализируется по корпоративным финансам, оценке и финансовым рынкам. Автор популярных научных статей по финансовой и экономической проблематике. Автор «The Warren Buffett Philosophy of Investment» от издательства McGraw-Hill. Автор книги «Как оценить бизнес по аналогии», посвященной оценке бизнеса и акций сравнительным методом, выдержавшей четыре переиздания.

Марина Полякова

Доцент Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Имеет опыт преподавания в различных вузах более 20 лет. Имеет десятки публикаций по банковской аналитике и теоретическим финансам.

Антон Прокудин

Ведущий аналитик «Эксперт РА»

Имеет опыт работы в финансах 10 лет (Минфин России, БазЭл, ЕВРАЗ и др.), опыт в инвестициях – 17 лет, является победителем конкурса «Лучший частный инвестор» (Московская Биржа, 2014). Выпускник факультета экономических наук НИУ ВШЭ по программе «Корпоративные финансы» (2013).

Набор на программу

стоимость обучения

 продолжительность обучения

общая трудоемкость

аудиторных часа

Май 2020старт занятий

слушателей в группе

Условия поступления

При поступлении на программу  «Личные финансы» необходимо предоставить следующие документы:

  • Скан первых двух разворотов паспорта
  • Скан диплома о высшем/среднем специальном образовании либо справку об обучении
  • Скан свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Отправить заявку на обучение

Как нас найти

Вы можете посетить Школу финансов НИУ ВШЭ с 10:00 до 21:00 по будням и получить консультацию.

Наш адрес: Москва, м.Чкаловская/Чистые пруды/Китай-город, Покровский бульвар, д.11.

Телефон: +7 (495) 621-91-92. E-mail: [email protected]

Вас могут заинтересовать