Курс финансовой грамотности для школьников – Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

УМК курса по финансовой грамотности для школьников — Проекты


В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях. 

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.     

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня. 

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования. 

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

УМК 2 3 4.pngПрограмма курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы 

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях

учащимся1.png

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1) 

Материалы для учащихся (часть 2)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

учащимся4.png.(231x182x123).pngИз этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Материалы для учащихся 

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

КИМ (1).png

В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

8,9.pngМатериалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

Учебная программа 

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

10,11.png

В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Учебная программа 

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


10, 11.pngВ пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

программа.pngКурс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России. 

Учебная программа

Материалы для учеников

Материалы для учителей 

Материалы для родителей 

Контрольно измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования 


программа.pngВ пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения
программа (1).png

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

программа (2).pngУ воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.

Учебная программа

Материалы для воспитанников и учащихся

Советы на каждый день

Методические рекомендации для учителя

Дидактические материалы

Контрольные измерительные материалы

9 программ, где можно обучить ребёнка личным финансам и экономике

В конце прошлого года Минфин и ЦБ предложили обучать россиян финансовой грамотности со школы. По словам министра финансов Антона Силуанова, именно от уровня финансовой грамотности зависит благосостояние людей и их семейный бюджет.

Вместе с тем у родителей уже сегодня есть возможность отвести ребенка на специальные курсы или отправить летом в лагерь с финансовым или экономическим уклоном. Это часто не бесплатно, однако в будущем может помочь ребёнку ориентироваться в финансовых инструментах и в целом не растеряться во взрослой жизни.

Курсы

1. «Школа Рокфеллера»: уроки финансовой грамотности для школьников (Москва)

На курсе школьникам рассказывают о базовых понятиях (например, откуда вообще берутся деньги), учат экономить, ставить финансовые цели и достигать их. Детям рассказывают о техниках увеличения дохода — о том, что деньги можно заработать, накопить, инвестировать, получить проценты.

Уроки рассчитаны на детей нескольких возрастных групп: 9–11, 12–14, 15–17 лет. Занятия проходят раз в неделю, по 2 часа (всего 5 встреч). Ближайший курс стартует в апреле 2019 года.

Цена — 11 340 ₽.

2.  Школа финансовой грамотности (Екатеринбург и Свердловская область)

Детей 9–12 лет обучают планировать и вести личный бюджет, ставить финансовые цели и достигать их, грамотно распоряжаться карманными деньгами, понимать, что такое инвестиции, какими они бывают, принимать самостоятельные решения в денежных вопросах.

Занятия проходят в группах по 10–12 человек. Всего занятий — 8. Группы создаются только под заказ. Преподаватели могут выезжать в том числе в школу.

Цена — 8500 ₽ (за одного участника).

3.  Игра «Полезные деньги»

В рамках проекта «Дети и деньги» банк Хоум Кредит проводит в городах России, где есть волонтёры банка, игру «Полезные деньги». Она рассчитана на детей 8–14 лет, и заказать её можно в школу, сразу на класс.

Игра знакомит ребят с понятием семейного бюджета и учит, как разумно им управлять. Дети могут научиться грамотно управлять денежными потоками, расставлять приоритеты в своих расходах и освоить азы финансового планирования.

Проводится бесплатно тренерами — волонтерами банка.

4.  Основы финансовой грамотности

Онлайн-курс для старшеклассников, разработанный Московской академией предпринимательства при Правительстве Москвы. Программа рассчитана на 70 академических часов, в неё включены не только теория, но и практические занятия. Среди тем, которые раскрываются на курсе, — страхование, недвижимость, фондовый рынок, налогообложение физических лиц, основы личной финансовой безопасности.

Курс бесплатный.

Выездные лагеря

6.  Научный лагерь «Слон и жираф» (Московская область)

Программу «О деньгах и том, как их не потерять» дети изучают в гостиничном комплексе «Менделеево». Школьники 8–11 классов учатся ставить перед собой финансовые цели, разбираются в банковских инструментах и предпринимательстве, изучают, что такое фондовый рынок и как устроены его инструменты. На протяжении смены играют в бизнес-игру.

Длительность программы — 1 неделя. Даты: 15–21 июля, 20–26 августа 2019 года.

Цена — 29 990 ₽.

6.  Лагерь в «Лесном озере» (Московская область)

Детский лагерь «Лесное озеро» при Финансовом университете расположен в Солнечногорском районе. Программа включает тематические игры, мастер-классы, лекции на иностранном языке от преподавателей университета, шоу-программы и спортивные мероприятия.​​ Весенняя программа рассчитана на учащихся 8–11 классов.

Даты ближайшей смены: 7–13 апреля 2019 г.

Цена — 19 500 ₽.

7. Летняя экономическая школа I Love Economics (Московская область)

ЛЭШ-2019 пройдет в загородном доме отдыха «Покровское». Организовывается при участии преподавателей Высшей школы экономики и Российской экономической школы, российских и зарубежных исследователей и практиков. Программа академическая и ориентирована в первую очередь на тех, кто нацелился участвовать в олимпиадах по экономике.

В первой половине дня школьники 8–11 классов посещают обязательные занятия, а во второй — занятия по выбору, мастер-классы, кружки. В программе — математика, теория игр, макроэкономика, финансы и работа с данными. По итогам обучения при условии успешной сдачи зачёта участники получают сертификат о прохождении программы летней школы НИУ ВШЭ.

Даты: с 10 по 26 августа 2019 года.

Цена будет объявлена в начале апреля. Есть система скидок и грантов.

8.  Бизнес-лагерь в Юрмале

Дети 5–14 лет размещаются в гостинице Baltic Beach hotel. В течение смены их занимают играми на развитие финансовой грамотности, спортивными и развлекательными мероприятиями, походами, проводят для них мастер-классы и тематические мероприятия.

Даты: восемь недельных смен с 17 июня по 11 августа 2019 года.

Цена — €294 за неделю. Разовое посещение (один день) — €42.

9. «Цифровая грамотность с QIWI»

Qiwi Finteen, молодёжная инициатива банка Qiwi, организует конкурс для школьников (текущий этап начался 1 марта, заявки будут принимать до 31 марта, а 20 апреля 2019 года объявят победителей) и по результатам проводит в международном детском центре «Артек» программу «Цифровая грамотность с Qiwi». Отбираются дети, которым на момент поездки в «Артек» в июне-августе исполнилось 10 лет и до 17 лет включительно, а на период учебного года — учащиеся 5–11 классов. Для участия нужно сделать видеоролик по одной из предложенных тем, связанных с финансовой грамотностью.

Смену указывают в сертификате победителя.

Автор: Екатерина Аликина, источник фото — shutterstock.com

Школа финансовой грамотности | Портал финансовой грамотности в Республике Коми



В условиях стремительного развития общества финансовая грамотность принимает такое же важное значение, как умение читать, писать, считать и использовать информационные технологии. Известно, что нет абсолютно здоровых людей и нет абсолютно финансово грамотных. Однако быть финансово грамотным сегодня, в условиях информатизации общества и развития кибер мошенничества, – очень важно и выгодно, поскольку финансовая грамотность позволяет человеку избежать серьезных рисков, угрожающих его финансовому здоровью.

В этом разделе мы предлагаем Вам материал, который позволит регулярно проверять и поддерживать уровень Вашей «финансовой грамотности».

Для школьников и студентов, для работающих и пенсионеров, а также отдельно для педагогов на портале представлены разнообразные видео и презентационные, а также учебно-методические материалы обучающего и просветительского характера.



Отдельное внимание мы уделили детям и взрослым, которые понимают значений игр в обучении финансовой грамотности.

Ведь игра – это один из лучших инструментов для изучения, а в дальнейшем и закрепления пройденного материала.

Вашему вниманию предлагаются тесты, с помощью которых Вы можете проверить уровень своих практических навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами и приумножения финансового капитала.

Результаты тестирования позволят понять, каких именно знаний Вам недостает, чтобы считать себя финансово грамотным человеком. 




В целях выявления потребностей детей, молодежи и взрослого населения Республики Коми в вопросах финансового просвещения, мы будем благодарны Вам за участие в проводимых нами анонимных социологических исследованиях (опросах). Они позволят нам повышать качество содержимого портала и соответствовать пожеланиям его посетителей.

Повышение финансовой грамотности у школьников 5-11 классов

Важно не путать метапредметность с межпредметностью, хотя во многих случаях они выступают сообща. Приставка «мета» означает «за», «через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным областям деятельности человека.

Читайте также: Когда появится метаучебник?

Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня. Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Материал подготовлен на основе вебинара «Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов»

В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.

Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект. Математике же отводится особое место в повышении финансовой грамотности — создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач».

Финансовая грамотность на уроках математики

В школьном курсе математики, разработанном Муравиными Ольгой Викторовной и Георгием Константиновичем, предлагается поэтапная схема введения практических знаний о финансах. То есть не обрушивать на старшеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагать задачи, которые отображают финансовые операции. Стоит обратить внимание на то, что это должно стать дополнительным стимулом для изучения предмета: теперь есть очень четкий ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?». Не лишним будет напомнить ученикам, что такие задачи будут встречаться в ЕГЭ, это привлечет внимание тех, кто заранее замотивирован на успешную сдачу государственной аттестации.

Как же предлагается соотносить новые темы со школьной программой?

В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не только свое имя, возраст, но и, например, размер одежды. Обязательными становятся задачи на расчет стоимости; пользуясь таблицами с данными, ученик будет совершать покупки: например, будучи ограниченным конкретной суммой, он должен принять решение, какие билеты в театр он может себе позволить купить.

Учим школьников считать деньги: основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе

Математика 6 класс

В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии. Стоит заострить внимание на том, что денежные средства выгоднее хранить в банках, а не прятать под подушкой. В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

Математика 7 класс

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

Математика 8 класс

В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.

Математика 9 класс

9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций. В 10-11 классах при введении математического анализа ученикам будут предложены более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения.

Перейти в каталог продукции по алгебре для 7-11 классов

Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задач должно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можно говорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формировании финансовой грамотности.

Подробная информация о финансовой грамотности на уроках математике представлена в вебинаре. Смотреть запись