Грамотных людей – Понятие, виды, значение, примеры грамотности. Проблема грамотности. Формирование грамотности. Повышение уровня грамотности. Грамотность

Содержание

грамотный человек — это… Что такое грамотный человек?


грамотный человек
literate

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • грамотный
  • грамотрицательный

Смотреть что такое «грамотный человек» в других словарях:

  • ГРАМОТНЫЙ — ГРАМОТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. Г. человек. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой н. области. Г. инженер. 3. Выполненный без ошибок, со знанием …   Толковый словарь Ожегова

  • грамотный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Умеющий читать и писать; умеющий писать грамотно, без ошибок. Г. человек. Г. ученик. // Не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий нормам литературного языка. Г ое сочинение. Письмо было не… …   Энциклопедический словарь

  • грамотный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. грамотно, грамотность 1) а) Умеющий читать и писать; умеющий писать грамотно, без ошибок. Гра/мотный человек. Гра/мотный ученик. б) отт. Не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий норма …   Словарь многих выражений

  • Пугачев Емельян Иванович — Пугачев (Емельян Иванович, умер в 1775 году) предводитель народного движения, названного по его имени пугачевщиной. Время рождения его неизвестно; при допросе 4 ноября 1774 года Пугачев показал Шешковскому , что ему от роду 30 лет значит, родился …   Биографический словарь

  • Пугачев, Емельян Иванович — († в 1775 г.) предводитель народного движения, названного, по его имени, пугачевщиной (см.). Время рождения его неизвестно; при допросе 4 ноября 1774 г. П. показал Шешковскому, что ему от роду 30 лет значит, родился он около 1744 года. Родиной… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пугачев — (Емельян Иванович, † в 1775 г.) предводитель народного движения, названного, по его имени, пугачевщиной (см.). Время рождения его неизвестно; при допросе 4 ноября 1774 г. П. показал Шешковскому, что ему от роду 30 лет значит, родился он около… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Медицина — от латинского слова medicari назначать лечебное средство. Но М. заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение М. с современной точки зрения: М. есть наука, изучающая болезни …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пугачев — (Емельян Иванович, умер в 1775) предводитель народногодвижения, названного, по его имени, пугачевщиной . время рождения егонеизвестно; при допросе 4 ноября 1774 г. П. показал Шешковскому, что емуот роду 30 лет значит, родился он около 1744 года.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Интеллектуал — человек с высоко развитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального труда. С позиции социологии «интеллектуал», в отличие от «эрудита», является творческим социальным субъектом, постоянно включенным в процесс… …   Википедия

  • ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — (англ. visual literacy), направление в совр. педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией. Пед. концепция В. г. возникла в кон. 60 х гг. 20 в. в США. Основывается на положениях о… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Обработка жидкими средами —         И все же тепловая обработка чаще всего происходит через воздействие жидкой среды на пищевой продукт. На пути открытого огня или излучаемого тепла обычно имеется, помимо посуды с ее металлической, керамической или каменной средой, еще… …   Большая энциклопедия кулинарного искусства

Книги

  • Так говорил Заратустра (аудиокнига MP3 на 2 CD), Ф. Ницше. В сочинении «Так говорил Заратустра» Ницше, по его собственному выражению, «философствует с молотком», рушит догматы, которые сознание безоговорочно принимает на веру. В форме притч о жизни… Подробнее  Купить за 271 руб аудиокнига
  • Так говорил Заратустра, Фридрих Вильгельм Ницше. В сочинении «Так говорил Заратустра» Ницше, по его собственному выражению, «философствует с молотком», рушит догматы, которые сознание безоговорочно принимает наверу. В форме притч о жизни… Подробнее  Купить за 189 руб аудиокнига
  • Грамотный человек. Учебное пособие, Л. А. Константинова. Пособие содержит материалы для повторения самых частотных орфограмм и пунктограмм. Оно позволяет систематизировать ранее полученные знания, повторить наиболее трудные правила, которые… Подробнее  Купить за 120 руб электронная книга
Другие книги по запросу «грамотный человек» >>

20+ неочевидных фактов о русском языке, которые изменят ваше представление о грамотности

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Любой язык — это живой организм, который постоянно меняется и эволюционирует, нравится нам это или нет. Причем перемены выражаются не только в появлении новых слов, но также в изменении написания, ударений и т. д. Так что то, что считалось неграмотным еще полвека назад, сегодня становится языковой нормой просто потому, что так говорит и пишет большинство. С точки зрения языка это нормальный процесс. Хотя иногда бывает наоборот: мы делаем ошибки, о которых даже не подозреваем.

Поскольку мы в AdMe.ru работаем со словами каждый день, то стараемся очень тщательно изучать все тонкости и нюансы русского языка.

Неочевидные ошибки, которые мы часто делаем

  • Слова «касатка» и «косатка» часто путают. Так вот, касатка — это ласточка, а косатка — млекопитающее семейства дельфиновых. Поэтому не стоит покупать билет в дельфинарий на шоу с касатками.
  • Грамотно говорить «в Строгине», «в Кемерове», «в Кратове»
    и т. д. Несклоняемые названия населенных пунктов пришли в нашу речь из языка военных и сейчас считаются разговорным вариантом. Это как со словом «кофе»: в Кемерове — крепкий кофе, в Кемерово — крепкое кофе.
  • Кстати, о кофе. Не верьте тем, кто говорит, что слово «кофе» стало среднего рода совсем недавно. На самом деле пометка о том, что в образцовой речи «кофе» мужского рода, а в разговорной — среднего, появилась еще в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова в 1934 году.
  • Можно сказать «двое мальчиков», но нельзя «двое девочек». Дело в том, что собирательные числительные нельзя употреблять с существительными женского рода. В случае с девочками правильно говорить «две девочки».
  • Многие родители любят фразу «садить детей» (на колени, на лошадку и т. д). Так вот, правильно «сажать детей». Глагол «садить», конечно, присутствует во многих словарях, но он помещен там с пометкой «просторечный».
  • В русском языке есть глагол «порешать», но он может быть употреблен только в одном контексте: если это действие совершается в течение какого-то времени. Например, «я порешал задачку и бросил». А вот фраза «нужно порешать этот вопрос» неграмотная и не является синонимом выражения «нужно решить этот вопрос».
  • Пара слов о заглавных и строчных буквах. Не нужно писать слово «президент» с большой буквы. Эта должность пишется с заглавной только при официальном титуловании и в текстах официальных документов. Еще очень распространен миф о том, что «день рождения» нужно писать с прописной буквы. Правильно же, поздравляя человека, ставить оба слова с маленькой.
  • Кстати, заглавная буква и прописная — это одно и то же. Так называется большая буква, а маленькая — это строчна́я.

Ошибки, за которые нам часто бывает стыдно, а зря

  • Слово «извиняюсь» вполне имеет право на существование. Вопреки расхожему мнению, оно вовсе не означает «извинять себя». Здесь можно провести аналогию со словом «целоваться», которое не значит «целовать себя». Слово «извиняюсь» некорректно только в том случае, если оно брошено на ходу, когда человек не раскаивается на самом деле за свой проступок. При этом в письмах русских классиков нередко можно встретить фразу «тысячу раз извиняюсь».
  • Такая же ситуация со словом «убираться». Это допустимое разговорное слово. В неформальной каждодневной беседе вы вполне можете сказать «сегодня я убрался в своей квартире».

Статья на тему: Что значит – «грамотный человек»?

Что значит – «грамотный человек»?

В наши дни трудно, наверное, представить себе человека, который не умел бы читать и писать. Таких людей еще один-два века назад называли «грамотеями» — к ним шли, чтобы прочитать письмо, составить документ, проверить счета. Неужели и сегодня одно лишь умение читать и писать является весомым аргументом, чтобы называть человека грамотным? Приходится констатировать, что в данное время нет какого-либо единого понимания сущности и уровня образовательных навыков, раскрывающих понятие «грамотность». Однако, не вызывает сомнений, что в понятие грамотный человек сегодня вкладывают совершенно иной смысл, чем даже несколько десятилетий назад. Уровень грамотности, допустимый, к примеру, 50 лет назад, не позволяет продуктивно функционировать в современном обществе. Становится недостаточно читать и писать, а требуются владение некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний.

Сегодня востребованный член общества – это личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоконравственная, динамичная, способная к сотрудничеству, а самое главное, имеющая способности к развитию. Значит, грамотным человеком должен являться человек, прежде всего, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своих образовательных возможностей.

Я считаю, что современная школа является основным фактор формирования и воспитания грамотной личности. Именно грамотный человек способен успешно социализироваться в обществе. И, по моему мнению, условиями успешной социализации являются: готовность к   повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования, способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей, обеспечение собственной безопасности, способность к коммуникативной деятельности.  А также наличие определенного объема знаний и способностей репродуцировать их.

Изменение общества в силу его технического, информационного, ценностного развития приводит к появлению новых требований к уровню грамотности. Следовательно, порог грамотности имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это приводит к тому, что понятие «грамотный человек» зачастую путают с понятием «образованный». Грамотность и образованность категории отнюдь не тождественные. Отсутствие тождества объясняется очевидными различиями – в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик. Образованность —  это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Следовательно, грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В итоге, суммируя все вышесказанное, я могу сказать что, грамотным человеком является человек, получивший некий образовательный минимум, который соединяет в себе различные аспекты первоначального познания мира. Однако здесь возникает ряд весьма сложных вопросов, относящихся к категории грамотность. Например: каким конкретно должен быть образовательный минимум, что должен в себя включать и  каковы оптимальные соотношения различных аспектов грамотности? По каким критериям оценивать грамотность человека: нравственным, интеллектуальным, культурным? Или будет это только уровень знаний, умений, навыков, которыми овладевает человек?  Я хочу сделать вывод, что нельзя конкретно определить рамки грамотности, или точно дать определение понятию «грамотный человек». С каждым годом все расширяются границы приобретения человеком компонентов грамотности. Следовательно, грамотность – это изменчивое понятие, которое развивается вместе с обществом.

Как стать грамотнее: 5 практических советов

В современном мире человеку недостаточно быть специалистом в своей области. Всегда и везде встречают по одёжке, поэтому следите за своей речью.

К сожалению, многие люди забывают о правилах русского языка сразу по окончании школы, так как считают их ненужным элементом жизни. Вы наверняка слышали эти отговорки: «я не на диктанте», «это всего лишь мессенджер, тут можно писать как угодно» и многие другие. Не тратьте нервы и не спорьте с таким человеком, вообще не пытайтесь ему что-либо доказать.

Разумеется, высокий уровень грамотности не является залогом успеха. И опечатки делают все — в этом нет ничего плохого. Гораздо важнее избегать систематических ошибок и нарушений правил, которые могут испортить ваш имидж.

Сегодня мы рассмотрим пять хитростей, которые помогут вам обращаться с языком более уверенно.

1. Читайте больше

Банально? Да. Эффективно? Тоже да. При регулярном чтении качественной литературы мозг запоминает даже самые сложные слова, выражения и грамматические конструкции. Кстати, читать в современном мире как никогда удобно: исследование ЮНЕСКО , посвящённое влиянию использования мобильных устройств на уровень грамотности населения в развивающихся странах, показало, что чем доступнее литература, тем выше словарный запас и навыки владения языком.

2. Держите под рукой словари и справочники

Наши смартфоны и планшеты и здесь приходят нам на помощь. Рекомендация очень простая: нужно иметь под рукой авторитетные толковый и орфографический словари, а также заглядывать на порталы, ссылающиеся на признанные источники (например, «Грамота.ру», «Веб-издание правил русского языка», «Русский филологический портал»). Не ленитесь: открывайте нужное правило или проверяйте правописание слова при каждом сомнении. Конечно, лучше ещё делать упражнения в специальных грамматических задачниках (например, «Отличник по русскому 6 в 1», «Русский язык — грамотей, подготовка к ЕГЭ, ЦТ»), но вы скажете, что это перебор.

Цена: Бесплатно

3. Отключите автозамену на телефоне

Совет неоднозначный и подойдёт не всем. Когда автозамена включена, мы зачастую даже не обращаем внимание на то, как написалось слово. Гаджет решает за нас и пишет за нас. Попробуйте отключить автозамену и посмотреть на то, как вы пишете. Если возникает желание разбираться, как пишутся слова, оставьте автозамену выключенной и работайте над орфографией. Если же для вас это слишком трудно или долго, постарайтесь обращать внимание на предложенные девайсом варианты и запоминать их. В обоих случаях обязательно активируйте выделение неправильно написанных слов (обычно это подчёркивание красным цветом).

4. Старайтесь всегда писать грамотно

Будь это чат подъезда или диалог с другом/подругой, уважайте язык, на котором вы общаетесь. Это не только пойдёт на пользу вашему имиджу, но и поможет вам выработать привычку соблюдать правила всегда и везде.

5. Читайте образовательные издания, каналы и сообщества

Адептов бережного отношения к языку не так мало, как кажется. Многие из них являются редакторами и авторами различных изданий, публикующих материалы об орфографии, пунктуации и лексике. Выберите себе несколько понравившихся порталов и следите за обновлениями. Повышение интереса гарантировано.

Не стесняйтесь и поделитесь в комментариях, как вы относитесь к грамотности в современном мире.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Понятие, виды, значение, примеры грамотности. Проблема грамотности. Формирование грамотности. Повышение уровня грамотности. Грамотность

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

грамотность это

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности — одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

проблема грамотности

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Это понятие тесно взаимосвязано с предыдущим пунктом. Общение через Интернет стало неотъемлемой частью общественной деятельности. Этот вид коммуникации предполагает не только общение, но и познавательный процесс. Кроме навыков владения персональным компьютером и умения правильно работать с информацией, не менее важно также развивать критическое мышление.

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык — это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность — это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ — начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

примеры грамотности

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие орфографические ошибки и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность — это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.
значение грамотности

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. Без сомнения, этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, «Змейка», где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, «Поле чудес», «Путаница» — игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные игры: «Скраббл» и русская версия «Эрудит».
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    — «не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно»;
    — «либо, кое, то, нибудь — здесь дефис не позабудь»;
    — «уж замуж невтерпёж».
  • Также очень полезно развивать зрительную память. Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.
виды грамотности

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные речевые ошибки: правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея — игры в стиле «вставить пропущенную букву». Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность — это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

понятие грамотности

Повышение уровня грамотности — одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, образное мышление, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

уровень грамотности

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

13 ошибок в речи, которые выдают неграмотного человека

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Язык — такое же наследие любого народа, как и созданные им произведения искусства. Со временем меняются его нормы, поэтому слова, которые использовали наши предки, будут непонятны людям XXI века. Так, например, в одах Ломоносова можно встретить множество слов, которые давно исчезли не только из разговорного, но и из «словарного» языка. Однако это вовсе не значит, что мы можем распоряжаться родным языком как хотим — грамотность в современном мире не менее важна, чем умение находить общий язык с людьми и вести себя в обществе.

Мы в AdMe.ru любим русский язык и считаем, что правильная речь — залог успеха даже в нашем быстро меняющемся мире.

1.

Вряд ли кто-то пишет глагол «мириться» через «е», однако в разговорной речи подобную ошибку слышать приходится довольно часто. Конечно, в русском языке много слов, которые произносятся не так, как пишутся, но тут и звучание, и написание одинаковы. Померяться, конечно, можно, однако в нашем случае речь идет не о сравнении чего-либо, а о заключении мира.

2.

«Классическая» ошибка, которую можно встретить примерно так же часто, как и шедевральное «ложить». Глагол «влазить» в русском языке хоть и существует, но считается просторечным и не рекомендованным к употреблению.

3.

Разница между глаголами «нарезать» и «порезать» практически неуловима, однако «порезать» в этом случае все же считается разговорным вариантом. Поэтому правильнее будет сказать «нарезать».

4.

Слово «тупизм» «Викисловарь» относит к жаргонизмам. И хотя подобные слова имеют право на существование в разговорной речи, в интернет-общении и просто в письме лучше их не употреблять. Да и в разговоре, в общем-то, не стоит.

5.

Видимо, путаница здесь произошла по вине глагола «вешать», который каким-то образом преобразовался в «повешать». Однако глагол «вешать» в несовершенном виде звучит исключительно как

Как стать грамотнее за 10 шагов

Экология жизни: Что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.

Важна ли грамотность для человека? А для писателя? Идти ли в писатели, если имеются проблемы с грамотностью – ошибки в словах и знаках препинания, сумбур в формулировке мыслей на бумаге?

Данная статья о том, что чаще всего умение красочно и точно излагать на бумаге мысли идет рука об руку с грамотностью. Но встречаются и исключения, пишет Ева Озерова, специально для econet.ru.

Важно понять, как подтянуть личную грамотность, можно ли это сделать, какие шаги для это предпринять. Польза грамотности очевидна, так как в век небывалого развития технологий и виртуального общения люди частично утратили чувство родного языка, забыли языковые правила.

Этот текст призван напомнить о пользе чтения, о важности поддержки чистоты языка; расскажет о способах повышения собственной грамотности не только для того, чтобы начать писать корректные статьи, а также для общего личностного развития. Без высокого уровня знания родного языка нет полноценного, состоявшегося и культурного человека.

Как стать грамотнее за 10 шагов

«Если культура – это дом, говорил он, то язык – ключ и

к входной двери, и ко всем комнатам внутри.

Без языка, говорил, заплутаешь, останешься бездомной,

без полноценной самоидентичности».

Х. Хоссейни «И это летит по горам»

В конце прошлого года коллега спросила меня, как же стать грамотной. Она пытается писать посты для социальных сетей, у нее всегда много интересных идей роится в голове, но с грамотностью заметны огромные проблемы! И не только со знаками препинания, но и с формулировкой самих фраз. И насколько я вижу по тем людям, с кем общаюсь на работе, это общее больное место.

К сожалению, сегодняшняя тенденция – люди все чаще и чаще ошибаются, все чаще и чаще не могут быстро и четко сформулировать свои мысли для того, что изложить их на бумаге. Люди не умеют писать лаконичные письма, а потом удивляются, что им на эти письма никто так и не ответил. Общая грамотность сильно ухудшилась.

У меня был «смешной» случай. Когда почти 10 лет назад мы в отделе ЗАГС с будущим мужем заполняли заявление на вступление в брак, работник загса не смогла скрыть своего восторга и удивления, приняв наше заполненное заявление. Видя наше недоумение, она сразу пояснила, что за долгое время мы – первая пара, которая с первого раза корректно заполнила заявление. Грустно.

Как стать грамотнее за 10 шагов

Вспомним наш главный вопрос – стоит ли начинать что-то писать, задумываться о будущем писательстве, если ты не в ладах с грамотностью? Мой однозначный ответ – стоит. Но только начинать нужно писать для себя, не грезя славой писателя. Для начала нужно обязательно прийти в определенную форму (как у спортсменов), которая позже позволит уже писать для других, а не в стол. Но чтобы в форму войти, нужно серьезно, до седьмого пота, трудиться.

И прежде чем перейти к сути нашего вопроса, я предлагаю сформулировать для себя, что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.

Да, отсутствие ошибок важно, безусловно. И желательно иметь врожденную грамотность или какое-то внутреннее чутье, которое помогает правильно писать слова и верно выбирать запятые. Но это еще не всё, что для меня входит в обширное понятие «грамотность. Важно чувствовать язык, понимать, в каких ситуациях или контекстах нужно и можно употреблять те или иные слова, фразы и выражения. Также сюда входит жизненный опыт, начитанность, наблюдательность, любознательность. Без этого человек не может быть всецело грамотным.

Итак, можно ли повысить свой уровень грамотности и как это сделать?

Да, можно и нужно это делать на протяжении всей своей жизни.

Я предлагаю следующие 10 шагов для повышения личной грамотности:

1. Постоянно обращаться к специальным ресурсам-помощникам. 

2. Много читать. Читать внимательно, пытаясь запомнить написание и правильное употребление слов. Читать вдумчиво.

3. Завести себе в формате настольной книги словарь русского языка.

4. Решать кроссворды и головоломки.

5. Писать диктанты.

6. Посещать курсы для повышения грамотности.

7. Запускать написанные тексты на проверку грамотности

8. При сомнении в написании слов лучше заменить слово, фразу на близкую по смыслу, или уточнить написание у коллег, друзей.

9. Нужно много тренироваться в написании текстов. Начинать лучше с простых коротких рассказов обо всем. Тут можно взять правило акына – что вижу, то пою. Главное, простота. Не выдумывайте темы, не берите слишком сложные предметы для описания, просто оглянитесь вокруг. Для разнообразия можно свои сны записывать. Это вдвойне полезно

10. Пишите изложения. Помните из школы, что это такое? Это письменный пересказ короткого рассказа собственными словами. Полезно совмещать чтение с изложением. Прочитали небольшой по объему рассказ, переписали его своими словами, потом сравнили с оригиналом.

Главное, упражняться ежедневно, тогда прогресс не заставит себя ждать. Успехов!

Автор: Ева Озерова, специально для econet.ru