Грамотность для чего нужна: Зачем человеку грамотность? | Обучение – Что дает человеку грамотность? | Газета педагогов

Что такое функциональная грамотность и почему в последнее время о ней говорят

Все мы знаем, что нужно научиться правильно читать и писать, но редко нам говорят, что этого может быть недостаточно. В реальной жизни важно критически мыслить и логически рассуждать. Иначе многие люди рискуют быть обманутыми хитрыми шарлатанами или навредить самому себе.

Что такое функциональная грамотность

Понятие такого типа грамотности впервые появилось около 60 лет назад для того, чтобы отразить связь между общим образованием человека и его способностью использовать приобретенные знания в разных ситуациях в реальной жизни. Другими словами, этот тот набор умений и навыков, который помогает людям успешно решать различные проблемы в обществе.

Функциональная грамотность несколько напоминает способность к логическому мышлению, которое мы используем при решении разнообразных задач в нашей жизни. Большую роль при этом играет функциональное чтение, которое подразумевает чтение текстов и понимание их смысла.

pic

Отсутствие такой грамотности связано с тем, что в школах, колледжах и университетах недостаточно практики. Дети учатся составлять слова из букв, потом читать их, затем учителя проверяют технику чтения ребенка, не делая упор на смысл прочитанного. Студенты слушают лекции или читают доклады, зачастую не понимая услышанного и сказанного. Все это свидетельствует о том, что знания не находят отражения в реальной жизни, и у человека не развивается навык функциональной грамотности.

Зачем нужно развивать функциональную грамотность

Психологи утверждают, что развивать ее однозначно необходимо. Причина в том, что именно она помогает нам справляться с проблемами в нашей жизни и делать верные умозаключения.

В современном мире особенную популярность набирают тесты по функциональной грамотности. Эти тесты зачастую включают в себя вопросы, которые периодически возникают в нашей голове каждый день. Например вот такое задание в стиле рекламы:

Как вы понимаете значение рекламной фразы: тестирование нового увлажняющего крема «Мягкий» показало, что он увлажняет на 70% эффективнее?

а) Крем «Мягкий» лучше, чем другие крема, на 70%.

б) Смысл рекламной фразы мне не понятен.
в) Новый увлажняющий крем лучше, чем старый.

С рекламными щитами, объявлениями и роликами мы сталкиваемся ежедневно, нас призывают купить новую стиральную машину, задуматься об ипотеке или зайти в новый ресторан. Многие из них как раз содержат похожие утверждения о том, что одно лучше другого, но что на самом деле мы понимаем из этой фразы? Является ли предмет лучшим из всех или он просто лучше предыдущего? Если человек грамотен, то он ответит, что фраза не понятна ему, поскольку не содержит никаких уточняющих обстоятельств.

Можно привести еще один пример:

Губернатор Борвилля объявил о нападении диких пчел на туристов, которые приезжают насладиться красотами Борвилля. Он рекомендует туристам надевать защитные костюмы для прогулок, останавливаться при приближении пчел и только затем продолжать прогулку.

Значит ли это, что:

а) Пчел привлекают защитные костюмы туристов.
б) Губернатор не запрещает туристам гулять в Борвилле в обычной одежде.

в) Туристы не имеют права выходить из дома без защитного костюма.

Объявления о предостережении граждан также можно часто услышать в новостях, но не всегда у людей правильно получается понимать их и интерпретировать. В такой ситуации навыки функциональной грамотности могут спасти человеку жизнь или здоровье, именно поэтому важно понимать смысл услышанного и правильно выстраивать в голове логические цепочки. Правильным ответом будет второй, то есть туристы вполне могут гулять по улице в чем пожелают.

pic

Как развить навыки функциональной грамотности

Основным помощником человека в этом случае является критическое мышление. Нужно ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Необходимо ответить себе на вопросы, точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, каков главный ее посыл.

Можно также чаще решать логические задачи, тренироваться понимать главную мысль текста или сообщения. Полезно научиться формулировать ее в одном предложении, таким образом будет ясна суть. Важным условием является расширение знаний о мире, чтение книг и журналов, изучение различных экспертных точек зрения. Можно периодически проверять свои знания, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогая мыслить независимо от массовой культуры.

А как считаете вы? Делитесь своим мнением и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

17 февраля 05:08

Мода на грамотность. Лингвист — о том, почему нужно писать без ошибок | ОБЩЕСТВО: Образование | ОБЩЕСТВО

Социальные сети не просто вошли в жизнь, но и изменили наши привычки, распорядок дня и, конечно, речь. О том, как интернет повлиял на русский язык, почему появился спрос на грамотность и вытеснят ли смайлы знаки препинания, «АиФ-Юг» узнал у

лингвиста Лидии Медведевой.

Лучше позвонить?

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Русский язык постоянно меняется. Что нового появилось в нём за последние лет пять, например?

Лидия Поцелуева: Это слишком короткий срок для каких-то значительных трансформаций в языке. Изменения начались в 1990-е с приходом в нашу жизнь новых технологий. Сначала появились явления, которым нужно было дать названия. Например, клавиатура, монитор, чат, онлайн. В то же время наступила глобализация. Люди стали много ездить по миру, общаться, в том числе и виртуально. Появилось много заимствований. Вместе с новыми технологиями в жизни стала преобладать письменная речь, которая повлияла на устную. В итоге разговорная стала упрощаться.

— В соцсетях переписываемся короткими фразами, такая же манера общения переходит в живой разговор. Почему не наоборот — письменный стиль с обилием прилагательных и развёрнутых предложений не перешёл в устную речь?

— Люди стали более занятыми, живут в постоянном цейтноте. Поэтому речь упрощается, предложения становятся короче. Переписка превалирует над телефонным разговором. Ещё пять лет назад я не понимала, зачем набирать сообщения, ведь лучше позвонить. Сейчас же всё чаще ловлю себя на мысли, что лучше написать. Ведь мой звонок может прозвучать в неподходящий момент для человека, или он не возьмёт трубку, а когда будет перезванивать, не смогу ответить. Написать проще, удобнее.

Когда большинство взрослых людей писали собственный текст в последний раз? Скорее всего, это было школьное сочинение.

— По общим наблюдениям, люди даже при встрече сидят, уткнувшись в гаджеты. Может, скоро вообще перестанем друг с другом устно общаться?

— Читала исследование на эту тему, американские учёные задались вопросом, не заменит ли виртуальное общение реальную жизнь. Выяснилось, что 80 % людей сидят в интернете пассивно, а потом делятся информацией с друзьями и родными в реальной жизни. Только 20 % пользователей ведут постоянную переписку. Ничего плохого в виртуальном общении не вижу. Для кого-то это единственная связь с людьми, миром.

Взрослые тоже учатся

— Некоторые родители и учителя жалуются, что дети перестали общаться, стали хуже устно отвечать и делают ошибки в письме. Это тоже вина интернета?

— Привычка ругать младшее поколение прослеживается ещё в переписке Александра Сергеевича Пушкина с другими классиками XIX века, античные авторы тоже осуждали молодых. Не могу сказать, что грамотность детей за последние годы упала.

Орфографические и пунктуационные ошибки были, есть и будут. Просто мы становимся взрослее, умнее. Это вечная проблема отцов и детей. Больше того, такое явление как блогерство, на мой взгляд, стимулирует быть грамотным. Причём, не только молодых. Когда большинство взрослых людей писали собственный текст в последний раз? Скорее всего, это было сочинение в 11 классе. Всё остальное, если не научные труды, как правило, компиляция текстов из интернета — по кусочку из разных источников. Выкладывая фотографию в Инстаграме, нужно подумать, как подписать. Для кого-то это сложно. Я, к примеру, свой блог веду для души, коммерческой цели нет, но мне поступает много запросов от людей, которые умеют хорошо говорить, а вот в письме допускают ошибки, с просьбой организовать короткий онлайн-марафон, ликбез по правописанию. Когда бы ещё люди во взрослом возрасте чувствовали потребность в такой услуге, как выучить русский язык? Это пришло с соцсетями. Известные блогеры пишут тексты, отправляют корректору и только потом публикуют. Быть грамотным модно.

— Постановка ударения считается маркером образованности, интеллигентности?

— В такие моменты вспоминаю высказывание Антона Павловича Чехова: «Воспитанный человек не тот, кто не прольёт соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделают другие». Несмотря на то, что я веду блог о грамотности, не отношусь к борцам за правописание. Если исправляю ошибки, то только у учеников, причём корректно. В редких случаях поправляю близких. Ездили как-то с друзьями в Дубай, предупредила их, чтобы не говорили «ДубаИ». Кто-то из филологов сказал, что, если хочется исправить человека, например, в ударении, лучше сначала задуматься: действительно ли таким образом принесёте пользу русскому языку или хотите в этот момент возвыситься над собеседником, указав на ошибку. Как правило, человек просто хочет показать себя умнее. Большой трагедии в неправильном ударении нет, если это единичные случаи. В целом же образованный человек должен говорить грамотно.

— Как говорить культурно и современно?

— Главное здесь, как и в одежде, — уместность. В поход идём в джинсах и кроссовках, а не в вечернем платье. Так и с языком. С коллегами или на конференции общаемся грамотно, культурно. Дома с друзьями для эмоциональности не запрещается и крепкое словцо употребить.

Коротко и по делу

— Зачастую в переписке в месенджерах люди не проверяют себя. Пропущенная буква или запятая, как правило, не препятствует пониманию сообщения. Была даже мода на специальное искажение слов: канеш, седня. Это откуда?

— Для экономии времени. У меня однажды был курьёзный случай с «спс» (спасибо — прим. ред.) Отправляла электронные документы, в ответ получаю «спс». Подумала, это аббревиатура, и с меня спрашивают ещё какие-то бумаги. Пришлось выяснять, что означают эти буквы. Общаясь в Сети, люди могут забыть прописные-строчные буквы, не расставить знаки препинания, но при составлении официального документа все правила русского языка учтут. Словом, дают себе отчёт, где пишут, и знают, как писать правильно. К всеобщей безграмотности общение в интернете не ведёт. В публикациях, комментариях пользователей не наблюдаю вопиющего количества ошибок. В основном тексты довольно стройные и грамотные. Суть понятна. Есть же и вторая сторона — граммар-наци, которые будто так и выискивают ошибки и обязательно указывают на них. И в моём блоге такое бывало. Комментаторы интересовались списком литературы, на основе которого делала пост. Но у меня не научная работа, пишу, когда есть 15 свободных минут. Стараюсь делать публикации не длинными, иначе не дочитают. Никого за это не осуждаю. Люди перестали читать большие тексты, потому что им некогда. У них работа, дети, спортзал, друзья. Но почитать и узнать что-то новое хочется. Поэтому ценят сейчас короткие энциклопедические знания. Сама обычно просто пролистываю ленту новостей в течение дня. Правда, есть авторы, чьи длинные публикации мне интересны, их оставляю на вечер, чтобы прочесть в спокойной обстановке.

— Общаясь в соцсетях и мессенджерах, обычно не ставим точку в конце предложения. Чаще это скобка. Как думаете, какое будущее у этих знаков препинания?

— Да, смайлы прочно вошли в нашу жизнь. Они здорово упрощают текст. Если не поставим улыбку или грустный символ, придётся выражать эмоции словами, а на это нужно время: обдумать, напечатать. Что касается знаков препинания, языковая норма исчезает долго — больше ста лет, беспокоиться по этому поводу не стоит.

— Каким видите будущее русского языка?

— Известные филологи, учёные не переживают за русский язык. За ним стоит фундаментальная литература, и огромное количество людей на нём разговаривает. Тоже считаю, ничего серьёзного с ним не произойдёт, английский его не вытеснит.

Если родители хотят, чтобы ребёнок знал язык более углубленно, тогда школьных уроков будет недостаточно.

Вообще, думаю, значимость английского языка преувеличена в нашей стране. У нас нет иностранных вывесок, меню в ресторанах, как и этикетки на продуктах, написаны на русском, поэтому можно прекрасно обходиться без него. Много успешных людей, состоявшихся в жизни, не владеют английским и не комплексуют по этому поводу. В путешествиях, конечно, зная иностранный, чувствуешь себя свободнее, но, тем не менее, незнание чужой лексики не мешает ездить в другие страны. Не вижу большого толка в том, чтобы трёхлетних детей учить английскому. Да, ребёнок будет знать названия животных, цветов, считать до десяти. Но то же самое он выучит за одну четверть в школе. Если родители хотят, чтобы ребёнок знал более углубленно язык, тогда школьных уроков будет недостаточно. В таком случае рекомендую заниматься дополнительно.

Компьютерная грамотность за или против


Действительно спросите вы. Зачем!?
Вот на эту тему мы и поговорим в сегодняшней статье.

На самом деле, уровень компьютерной грамотности населения, характеризует грамотность и конкурентоспособность современного общества.
Неважно, в каких целях вы используете компьютер, только в личных и домашних, либо в целях бизнеса и автоматизации различных процессоров.
Люди, которые не изучают компьютерные технологии, или сторонятся их использования, очень многое теряют. Компьютер позволяет раскрыть свои творческие способности (занятие музыкой, написание книг, ведение своего интернет дневника, рисование, графика и так далее) или просто сделать повседневную жизнь проще (поиск нужной информации в сети, распечатка нужных документов, набор текста).

Но, а о безграничных возможностях интернета, даже и говорить не стоит. Представьте, что вы, не выходя из дома, можете, зайти на любой сайт, который может находиться в любой точке планеты Земля. Именно двадцать первый век – век информации, позволяет нам черпать знания из «всемирной паутины», как из гигантской библиотеки. Ну а познание нового, всегда развивает наш с вами интеллект.

Умение владения компьютером, в современном мире цениться очень высоко. Развивается такое направление работы как «Фриланс». Это когда вы можете работать не выходя из своего дома, ну и, конечно же, получать за это деньги. Например, создавать сайты, писать тексты на заказ, или обрабатывать фотографии клиентов, сидя при этом в удобном домашнем кресле, перед монитором.
Однако чтобы всем этим заниматься, нужно освоить сначала базовый компьютерный уровень.

Исходя из моей практики, я заметил, что даже, казалось бы, опытные пользователи компьютера, впадают в панику, когда в компьютере наблюдается какая либо неисправность или неполадка.
Главное не паниковать и мыслить трезво.

Если вам хочется стать уверенным пользователем компьютера, и уметь исправлять базовые компьютерные неисправности. То щёлкните тут: http://windows7.winda-comp.ru/

В этой заметки, я пояснил своё виденье компьютерной грамотности и описал, зачем нужно знать компьютер. Тем более владеть хорошо, владеть компьютер на пользовательском уровне, это совсем не трудно. Тут я не говорю, о каком-то программировании и других сложных материях.
Пользовательский уровень владения компьютером – это как велосипед, просто как никогда.

Крепких вам компьютерных знаний.
С Уважением Артём Ющенко.


Это интересно:

Вы можете оставить комментарий ниже.

Этнографическая грамотность, зачем она нужна?

​В сегодняшнем мире, где постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, крайне важно понимать тех, кто тебя окружает. О том, что этому способствует, в преддверии первой всероссийской акции «Большой этнографический диктант» журналисты «НВС»  поговорили с сотрудниками отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН.

Это очень важный шаг

Всероссийская акция «Большой этнографический диктант» пройдет по всей России четвертого октября. В Новосибирске она состоится на восьми площадках — в вузах, колледжах и центрах национальных культур, и будет представлять собой тест, включающий 30 открытых вопросов, посвященных многонациональной России.

Инициатором мероприятия выступило Федеральное агентство по делам национальностей совместно с Министерством национальной политики Удмуртской Республики, автономной некоммерческой организацией «Ассамблея народов Удмуртии» и Общероссийской общественной организацией «Ассоциация антропологов и этнологов России». Координатором проекта в Новосибирске стал отдел этнографии ИАЭТ СО РАН (при поддержке НГУ и правительства Новосибирской области).

«Обсуждение проблем этнографии и этнографической грамотности в публичном пространстве — это очень важный шаг. Он позволит вывести на новый уровень организацию этнографического образования, которое неотделимо от решения проблем межнационального взаимодействия и формирования многонародной российской нации — задачи, которая сейчас стоит перед нашей страной», — говорит заведующая отделом этнографии ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Ирина Вячеславовна Октябрьская.

Когда речь идет об этнографическом образовании, имеются в виду профессиональные знания: термины, концепции, теории. А в повседневной жизни важны этнокультурные компетенции, которые определяются опытом, навыками, практикой межнационального общения.

«Если говорить о Новосибирске или в целом о Сибири, то уровень такой компетенции здесь достаточно высок — за этим стоит повседневная практика общения. В регионе живет очень много народов. Городское новосибирское сообщество многолико. И люди давно привыкли учитывать опыт друг друга. Они неплохо ориентируются в окружающем их вариативном культурном пространстве. Жители нашего города, например, прекрасно различают сорта лаваша — грузинский или армянский, любят таджикские лепешки и осетинские пироги, отлично понимают разницу между мацони, айраном и кефиром. В городе есть школы русского костюма, грузинского танца, татарского языка и тому подобное.

Многообразие повседневной жизни определяет этнокультурную компетентность обывателя. В Новосибирске зарегистрировано более 40 национально-культурных автономий и национальных организаций, которые ведут активную работу, взаимодействуют друг с другом. Они ориентированы на формирование комфортной среды нашего города, — отмечает ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Анна Юрьевна Майничева. — Однако есть и другой момент. Много лет кроме основной работы в институте я преподавала в школе. И еще недавно слово «этнография» школьникам не было известно. Они в принципе не сталкивались с этой наукой в обучении. Но когда мы в игровой форме проводили этнографические марафоны, где было множество вопросов по истории и культуре народов Сибири, это вызывало у детей очень большой интерес. Они начинали копаться в литературе, в интернете, ходить в музеи…».

Этнокультурная компетентность — это прикладные знания, практические навыки межэтнического общения. Однако исследователи уверены — повседневный опыт должен подкрепляться знаниями. Нужно отчетливо понимать, чем «ассимиляция» отличается от «аккультурации» или что стоит за категорией «диаспора». Выстраивание эффективной национальной политики вне каких-то реальных концепций, вне научного мировоззрения, с точки зрения этнографов, невозможно.

Ситуация с этнографическим образованием в нашей стране постепенно меняется. Задания по культуре народов России уже появляются в учебниках для первоклассников в рамках предмета «Окружающий мир». Уроки, посвященные истории многонациональной России, включены в программу средней школы. Этнография входит в университетский курс. Реализация национальных программ, которые сегодня актуальны для России (в том числе Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)»), требует развития образования в этой области.

В то же время наблюдается рост интереса российского общества к этнографической тематике. «Сейчас мы готовим конференцию «Народный костюм Сибири», и ближе к ее открытию «проснулись» детские художественные школы и культурные центры Новосибирской области, все желают участвовать, хотя конференция сугубо научная, — отмечает ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Елена Федоровна Фурсова. — Интерес к этнографии очень большой и потенциал огромный, многие школы и культурные центры занимаются реконструкцией народных костюмов».

Как «чужого» сделать «своим»

Тема культурного многообразия сегодня чрезвычайно востребована российским обществом. Очень остро стоит проблема межнациональных контактов и конфликтов. «Есть одна закономерность, которую демонстрируют нам результаты опросов (в том числе и в молодежной среде). Большинство конфликтов имеют социально-экономическую природу. Речь идет о конкуренции — по поводу социальных преференций, экономических ресурсов или ресурсов власти. Этнические факторы могут использоваться в развитии конфликтов, — комментирует ситуацию Ирина Октябрьская. — Но когда мы начинаем оценивать этническое в структуре рисков современного города, то обнаруживаем, что очень часто в восприятии людей оно являются ма́ркером «чужого», хотя неприязни по поводу конкретного народа у людей нет».

Эти сложные процессы находятся в сфере внимания сибирских этнографов. «В социальных отношениях есть такой парадокс: если они гармоничны, стабильны, то этнические различия между людьми, которые тебя окружают, становятся не столь актуальными. Потому что есть общее социокультурное пространство, общие интересы, и они оказываются гораздо важнее. Если же ситуация напряженная, нередко случается, что именно этнический фактор начинает использоваться для эскалации конфликта», — говорит исследовательница. Причем нередко в этом бывает виновато банальное незнание, непонимание иной культуры.

В качестве доказательства этнографы приводят показательный пример: в XIX веке в алтайском среднегорье появились казахи-мигранты. Они обживались среди казачьих станиц, старообрядческих деревень и алтайских стоянок, разводили коней, держали кумысные фермы и пасеки, занимались торговлей и извозом. Освоились в православии, сохранив при этом ритуалы народного ислама. Построили церковь, где служба велась на казахском языке. Но в начале XX века началась массовая миграция на Алтай, «крещеные казахи» не поладили с новоселами, потому что те погнушались «инородческой церковью». В результате казахи оставили православие, основали новое село. Так из-за отсутствия опыта контактов и знаний разыгрался конфликт (впрочем, постепенно он уступил место сотрудничеству).

«Это простая и эффективная модель развития: формируя знания, мы делаем адекватным представление о другом, избавляемся от враждебного образа «чужого». Всем этнографам известны десять заповедей этой науки, которые в начале ХХ века ввел известный советский ученый Лев Яковлевич Штернберг. Одна из них гласит: «Кто знает один народ — не знает ни одного, кто знает одну религию — не знает ни одной». Нельзя оценить собственную культуру, не узнав других; только так мы в конечном итоге делаем их «своими». Это главная миссия нашей науки, и все, что работает на эту конечную цель, имеет смысл», — говорит Елена Фурсова.

Национальная идентичность: сохранить и приумножить 

С развитием и сохранением этнокультурного разнообразия в России сейчас все непросто. С одной стороны, втянутые в процессы интеграции, народы оставляют свои традиции, перестают использовать для общения родной язык; с другой стороны — этничность становится очень важным фактором самоопределения. «Если вам предложить ответить на вопрос «Кто я?», вы назовете пять — десять позиций, — комментируют ситуацию этнографы. — Одной из них наверняка будет ваше этническое имя; хотя выбор его — сложный процесс. Этническая идентичность формируется на пересечении очень многих определений, но решающими становятся самые субъективные из них — самосознание и самоопределение. И не так важно, на какую культуру ориентируются люди, на каком языке говорят, расселены ли они по всему земному шару или сосредоточены в одном месте. Фактически народ существует до той поры, пока есть люди, которые считают себя принадлежащими к нему».

Ученые отмечают: при очевидных процессах унификации культуры глобального мира люди держатся за самобытность. В каждом регионе России и сегодня сохраняется своя специфика. В Сибири очень часто она связана с синтезом культурных традиций. Все, кто живет в Бурятии, на Алтае, в Хакасии знают об обычаях на перевалах — побрызгать водой на землю и небо, привязать ленточки. Древний ритуал почитания духов-хозяев гор стал нормой, знаком уважения к месту для многих людей вне зависимости от того, кто они по национальности. «В деревнях, где живет несколько народов, зачастую отмечают праздники каждого из них: и православные, и буддистские, могут по два раза встречать Рождество и Пасху — чтобы никому не было обидно, ну и на всякий случай», — улыбается Елена Фурсова. Это — культурные стандарты, которые становятся общепринятыми, облегчают жизнь.

В России, при сохранении этнического многообразия, сейчас реализуется попытка сделать доминирующей российскую идентичность — создать, сплотить многонародную нацию россиян. Этот процесс рождает интерес к этнографии. Сегодня наблюдается своего рода этнографический бум. В очередной раз речь идет о систематизации знаний. Большими тиражами издаются энциклопедии и многотомные издания: «Народы и религии мира», «Народы и культуры России», «Страны и народы». В последнее время очень активно развивается краеведение. Появляются атласы различных регионов (так, с этого года Новосибирская область реализует программу по созданию этноконфессионального атласа). Этнографы уверены: все это работает на этнографическое образование, а значит, на будущее России. И этнографический диктант — часть этой системы. «Этнография является одной из тех наук, которые формируют мировоззрение, учат человека жить с пониманием единства в многообразии страны и мира. Хочется надеяться, что такое понимание и будет главным результатом диктанта», — говорит Ирина Октябрьская.

Диана Хомякова