Франкизм что такое – Что такое франшиза простыми словами, как она работает, плюсы и минусы. Что такое франчайзинг в торговле

Франкизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Франкизм (исп. franquismo) — система и идеологическое обоснование диктатуры Франсиско Франко, правившего в Испании с 1939 по 1975 годы. Наряду с итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом, относится к трём «классическим» типам фашизма[1]. К особенностям относятся наличие реакционных движений (Фаланга), большое влияние католической церкви.

Форма правления и франкистская система имели ярко выраженный личностный характер, то есть в большей степени определялась личностью диктатора, нежели какой-то определённой идеологией. Не отличавшийся харизматичностью Франко сумел удержать в своих руках неограниченную власть до самой своей смерти в 1975 году. Во время его правления в Испании не было кодифицированной конституции, действовало лишь ограниченное количество изданных им основных законов, имевших статус конституционных. На все значимые должности в государстве, вплоть до уровня провинций, Франко назначал людей, с которыми его связывали личные доверительные отношения. Те учреждения, которым он передавал властные полномочия или которые он не мог игнорировать, например, государственную партию «Национальное движение», католическую церковь и военных он постоянно настраивал друг против друга.

По мнению франкистской элиты, франкизм получил свою легитимацию победой в Гражданской войне, которая рассматривалась не просто как победа своего мировоззрения, но и как защита испанской и европейской цивилизации и культуры. Поскольку католицизм считался составной частью испанской культуры, церковь тесно сотрудничала с государством в рамках так называемого национал-католицизма.

За 39 лет своего существования франкистское государство претерпело значительные изменения в экономике, внешней политике и в меньшей степени во внутренней политике. Период диктатуры Франко в Испании можно разделить на несколько этапов. Начальный, деспотический этап, когда шла массовая расправа над группами населения, потерпевшими поражение в Гражданской войне, обнаруживает определённые черты фашистских режимов того времени и плановой экономики. В конце правления Франко режим был скорее авторитарно-консервативным, когда после длительного периода внутренней стагнации страна пережила «экономическое чудо», начало которому положил стабилизационный план 1959 года. Испании удалось подняться до уровня развитых стран в десятке самых крупных индустриальных держав мира. Экономический прогресс, тем не менее, не поддерживался каким-либо стремлением к политической открытости.

После смерти Франко Испанию возглавил король Хуан Карлос, который немедленно приступил к демонтажу созданной Франко идеологической и политической системы, закончившийся установлением парламентской демократии в форме конституционной монархии.

У современных исследователей отсутствует однозначная позиция по классификации франкизма. В результате позиции разных авторов варьируются от его отнесения к фашизму до признания формой авторитаризма. Иногда франкизм также относят к уникальным формам политического (государственного) режима.

Франкизм — это… Что такое Франкизм?

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.
Question book-4.svg Флаг Испании при Франко в 1945—1977 годах

Франкизм (исп. franquismo) — система и идеологическое обоснование диктатуры Франсиско Франко, правившего в Испании с 1939 по 1977 годы. Идеология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и немецкий нацизм. Характеризовалась наличием реакционных движений (Фаланга), большим влиянием католической церкви. С течением времени «жёсткость» режима слабела.

Форма правления и франкистская система имели ярко выраженный персоналистский характер, то есть в большей степени определялись личностью диктатора, нежели какой-то определённой идеологией. Не отличавшийся харизматичностью Франко сумел удержать в своих руках практически неограниченную власть до самой своей смерти в 1975 году. Во время его правления в Испании не было кодифицированной конституции, действовало лишь ограниченное количество изданных им основных законов, имевших статус конституционных. На все значимые должности в государстве, вплоть до уровня провинций, Франко назначал людей, с которыми его связывали личные доверительные отношения. Те учреждения, которым он передавал властные полномочия или которые он не мог игнорировать, например, государственную партию «Национальное движение», католическую церковь и военных он постоянно настраивал друг против друга.

По мнению франкистской элиты франкизм получил свою легитимацию победой в Гражданской войне, которая рассматривалась не просто как победа своего мировоззрения, но и как защита испанской и европейской цивилизации и культуры. Поскольку католицизм считался составной частью испанской культуры, церковь тесно сотрудничала с государством в рамках так называемого национал-католицизма.

За 39 лет своего существования франкистское государство претерпело значительные изменения в экономике, внешней политике и в меньшей степени во внутренней политике. Период диктатуры Франко в Испании можно разделить на несколько этапов. Начальный, деспотический этап, когда шла массовая расправа над группами населения, потерпевшими поражение в Гражданской войне, обнаруживает определённые черты фашистских режимов того времени и плановой экономики. В конце правления Франко режим был скорее авторитарно-консервативным, когда после длительного периода внутренней стагнации страна пережила «экономическое чудо». Ей удалось подняться до уровня развитых стран в десятке самых крупных индустриальных держав мира. Экономический прогресс, тем не менее, не поддерживался каким-либо стремлением к политической открытости.

У современных исследователей отсутствует однозначная позиция по классификации франкизма. В результате таковые у разных авторов варьируются от его отнесения к фашизму до признания формой авторитаризма. Иногда франкизм также относят к уникальным формам политического (государственного) режима.

См. также

Ссылки

Значение слова ФРАНКИЗМ. Что такое ФРАНКИЗМ?

Франкизм (исп. franquismo) — система и идеологическое обоснование диктатуры Франсиско Франко, правившего в Испании с 1939 по 1975 годы. Наряду с итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом относится к трём «классическим» типам фашизма. К особенностям относятся наличие реакционных движений (Фаланга), большое влияние католической церкви.

Форма правления и франкистская система имели ярко выраженный персоналистский характер, то есть в большей степени определялась личностью диктатора, нежели какой-то определённой идеологией. Не отличавшийся харизматичностью Франко сумел удержать в своих руках неограниченную власть до самой своей смерти в 1975 году. Во время его правления в Испании не было кодифицированной конституции, действовало лишь ограниченное количество изданных им основных законов, имевших статус конституционных. На все значимые должности в государстве, вплоть до уровня провинций, Франко назначал людей, с которыми его связывали личные доверительные отношения. Те учреждения, которым он передавал властные полномочия или которые он не мог игнорировать, например, государственную партию «Национальное движение», католическую церковь и военных он постоянно настраивал друг против друга.

По мнению франкистской элиты, франкизм получил свою легитимацию победой в Гражданской войне, которая рассматривалась не просто как победа своего мировоззрения, но и как защита испанской и европейской цивилизации и культуры. Поскольку католицизм считался составной частью испанской культуры, церковь тесно сотрудничала с государством в рамках так называемого национал-католицизма.

За 39 лет своего существования франкистское государство претерпело значительные изменения в экономике, внешней политике и в меньшей степени во внутренней политике. Период диктатуры Франко в Испании можно разделить на несколько этапов. Начальный, деспотический этап, когда шла массовая расправа над группами населения, потерпевшими поражение в Гражданской войне, обнаруживает определённые черты фашистских режимов того времени и плановой экономики. В конце правления Франко режим был скорее авторитарно-консервативным, когда после длительного периода внутренней стагнации страна пережила «экономическое чудо», начало которому положил стабилизационный план 1959 года. Испании удалось подняться до уровня развитых стран в десятке самых крупных индустриальных держав мира. Экономический прогресс, тем не менее, не поддерживался каким-либо стремлением к политической открытости.

У современных исследователей отсутствует однозначная позиция по классификации франкизма. В результате позиции разных авторов варьируются от его отнесения к фашизму до признания формой авторитаризма. Иногда франкизм также относят к уникальным формам политического (государственного) режима.

Франкисты (секта) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Франкисты.

Франкисты (сер. XVIII века — нач. XIX) — полухристианская мистическая секта, основанная среди польских евреев Яковом Франком (1726—1791), с учением мессианских преданий саббатианцев и признанием троичности Божества; её члены были вынуждены принять католичество во Львове и Варшаве[1].

Середина XVIII века[править | править код]

Новая религиозная секта, возникшая среди польских евреев в середине XVIII века явилась конечным результатом двух причин:

  • мессианского движения, волновавшего еврейский мир после появления смирненского лжемессии Саббатая-Цеви и выродившегося затем в религиозно-мистическое сектантство;
  • социально-экономических потрясений в жизни польских евреев.

Разгар мессианского движения (1660—1670) совпал с эпохой, последовавшей за разгромом евреев при Богдане Хмельницком. Сотни разорённых общин, где редкая семья не оплакивала своих мучеников, ждали спасения свыше. В украинской резне склонны были видеть «предмессианские страдания», а в Саббатае-Цеви — грядущего Мессию-избавителя. Падение лжемессии и его переход в ислам оттолкнули от него многих приверженцев; но в низших слоях народа еще долго держалась вера в мистическое призвание Саббатая.

Конец XVII века[править | править код]

Утратив свой политический характер, мессианизм с конца XVII века получает мистическую окраску; открытое народное движение превращается в тайное сектантское учение. В Турции образовалась полуеврейская, полумагометанская секта саббатианцев. В Польше (особенно в Подолии и Галиции) размножились кружки тайных саббатианцев, называвшихся в народе «шабси-цвинниками» или «шебсами» (по западному произношению имени «Саббатай»). Члены этих кружков в ожидании великих мессианских переворотов сбрасывали с себя иго строгой еврейской религиозности, пренебрегая многими религиозными законами и обрядами. Мистический культ «шебсов» заключал в себе элементы и аскетизма, и чувственности: одни предавались покаянию, истязали свою плоть и «скорбели о Сионе»; другие эмансипировались от присущих иудаизму строгих правил целомудрия и даже впадали иногда в половую распущенность. Польские раввины воздвигали гонения на «саббатианскую ересь» (Львовский собор (1722) и др.), но совершенно искоренить её было невозможно, так как она держалась главным образом в тайных кружках, имевших нечто вроде масонской организации.

Распространению мистицизма содействовало тяжелое социально-экономическое положение подольских и галицийских евреев в

первой половине XVIII века, когда Польша клонилась к упадку, а гайдамацкие движения уничтожили в многих местах еврейской оседлости безопасность личности и имущества. Вызванный этим упадок раввинских школ и умственной деятельности вообще способствовал развитию мистических доктрин, принимавших иногда в народе самые уродливые формы.

Основатель секты[править | править код]

Из этих тайных кружков саббатианцев вышел основатель секты франкистов Яков Франк, родившийся в Подолии около 1726 года. Его отец был исключён из своей общины за принадлежность к тайному кружку «шебсов» и переселился в Валахию, где было сильно влияние соседних турецких саббатианцев. В школьном возрасте Яков обнаружил отвращение к еврейской науке, в основе которой лежал Талмуд, и впоследствии часто называл себя «простаком», то есть неучем. В качестве странствующего торговца он часто ездил с товарами в соседнюю Турцию (здесь он получил прозвище «Франк», даваемое на Востоке всякому выходцу из Европы) и жил в центрах тамошнего саббатианства — Салониках и Смирне. В начале 1750-х годов он сблизился с вождями секты и принимал участие в её полумагометанском культе. В 1755 году он появился в Подолии и, собрав вокруг себя группу местных сектантов, стал вещать им те откровения, в которые его посвятили салоникские преемники лжемессии. В своих тайных сходках сектанты под руководством Франка совершали много такого, что резко противоречило религиозно-нравственным понятиям правоверных евреев. Одна из таких сходок, окончившаяся скандалом, обратила внимание раввинов на новую пропаганду. Франк, как иностранец, должен был уехать в Турцию, а его приверженцы были отданы в распоряжение раввинов и кагальных властей (1756).

Раввинские суды и первый диспут (1757)[править | править код]

Перед раввинским судом в местечке Сатанове масса сектантов и сектанток созналась в нарушении основных начал нравственности; женщины сознались в нарушении супружеской верности и рассказали о половой распущенности, царившей в секте под видом мистической символики. Вследствие этих улик собор раввинов в Бродах объявил строгий «херем» (исключение из общины) над всеми нераскаявшимися еретиками, вменив в обязанность всякому благочестивому еврею выявлять их и преследовать.

Гонимые сектанты объявили каменец-подольскому католическому епископу, что еврейская секта, к которой они принадлежат, отвергает Талмуд и признает лишь священную книгу каббалы «Зогар», допускающую будто бы догмат Св. Троицы. Сектанты уверяли, что они признают Мессию-искупителя одним из трёх лиц Божества, но скрыли, что под мессией они подразумевают Саббатая-Цеви. Епископ взял под свою защиту «контра-талмудистов» или «зогаристов», как отныне назывались сектанты, и устроил в 1757 году религиозный диспут между ними и раввинами. Контраталмудисты выставляли свои двусмысленные тезисы, на которые раввины возражали очень слабо и неохотно из опасения раздражить присутствовавших сановников церкви. Епископ решил, что талмудисты побеждены, и приказал им уплатить денежный штраф в пользу своих противников и сжечь все экземпляры Талмуда, которые найдутся в Подольской епархии.

Новые гонения[править | править код]

После смерти покровительствовавшего им епископа сектанты подверглись ожесточенным гонениям со стороны раввинов и кагальных старшин. Контраталмудистам удалось получить от короля Августа III охранную грамоту (1758), но и это не могло вывести их из тяжёлого положения людей, которые, порвав связь с своими единоверцами, ещё не успели примкнуть к чужим. В этот критический момент Яков Франк явился в Подолию с новым планом: он выдавал себя за прямого преемника Саббатая-Цеви и уверял своих адептов, что получает чудесные откровения от Бога. Эти откровения гласили, что Франку и его последователям предназначено принять христианскую веру, которая должна служить только видимой переходной ступенью к будущей «мессианской религии».

В 1759 году франкисты деятельно вели переговоры с высшими представителями польской церкви о своем желании перейти в христианство; вместе с тем они хлопотали о назначении второго публичного диспута с раввинами.

Второй диспут (1759)[править | править код]

Примас польской церкви Лубенский и папский нунций Серра относились недоверчиво к стремлениям франкистов; но по настоянию администратора Львовской епархии, каноника Микульского, диспут был назначен. Он состоялся во Львове, под председательством Стефана Микульского. На этот раз раввины дали энергичный отпор своим противникам. По окончании диспута от франкистов потребовали, чтобы они немедленно доказали на деле свою привязанность к христианству.

Переход в католичество (1759)[править | править код]

Прибывший тем временем во Львов Яков Франк поощрял своих приверженцев к этому решительному шагу. Крещение франкистов было торжественно совершено в церквях Львова, причём восприемниками были представители польской знати; неофиты принимали фамилии и звания своих крёстных отцов и матерей и впоследствии вступили в среду польского дворянства. В течение года во Львове приняло крещение свыше 500 человек, в том числе приближённые и сподвижники Франка. Сам Франк принял крещение в Варшаве; крестным отцом его был сам король Август III (1759). В крещении Франк получил имя Иосиф.

Тюремное заключение Франка (1760—1772)[править | править код]

Вскоре, однако, обнаружилась неискренность франкистов; обращенные сектанты продолжали заключать браки только между собой, держались особняком и преклонялись перед Франком, называя его «святым паном»: обнаружено было также, что Франк в Турции выдавал себя за магометанина. Франк был арестован в Варшаве (1760) и предан церковному суду по обвинению в притворном принятии католицизма и в распространении вредной ереси. Духовный суд постановил заключить Франка, как ересиарха, в Ченстоховскую крепость и содержать при тамошнем монастыре так, чтобы он не мог сообщаться с своими приверженцами. Тринадцать лет длилось заключение Франка, но оно только усилило его влияние на секту, окружив его ореолом мученичества. В окрестностях Ченстохова расположились многие франкисты, поддерживавшие постоянные сношения с своим «святым паном» и нередко проникавшие в самую крепость. Франк воодушевлял своих последователей мистическими речами и посланиями, где говорилось, что спастись можно только через «религию Эдома», или дас, под которой подразумевалась какая-то странная смесь христианских и саббатианских воззрений. После первого раздела Польши Франк был освобожден из заточения занявшим Ченстохов русским генералом Бибиковым (1772).

Секта в 1772—1816 годы[править | править код]

До 1786 года Франк жил в моравском городе Брно, окружённый многочисленной свитой преданных ему сектантов и «паломников», приезжавших к нему из Польши. Большой приманкой для многих паломников служила красивая дочь Франка — Ева, которая с этих пор стала играть выдающуюся роль в организации секты. Франк ездил неоднократно с дочерью в Вену и успел приобрести расположение Венского двора. Набожная Мария Терезия смотрела на него как на распространителя христианства среди евреев, а Иосиф II, как рассказывали, был благосклонен к юной Еве Франк.

Впоследствии и здесь узнали о сектаторских планах Франка; он вынужден был покинуть Австрию и переселился с дочерью и свитой в Германию, в городок Оффенбах. Здесь он присвоил себе титул «барона Оффенбахского» и жил как богатый магнат, получая деньги от своих польских и моравских приверженцев, часто совершавших паломничество в Оффенбах. По смерти Франка (1791) роль «святой панны» и руководительницы секты играла Ева. С течением времени прилив паломников и денег все более сокращался, между тем как Ева продолжала по привычке жить расточительно. Кончилось тем, что она запуталась в долгах и умерла в одиночестве в 1816 году.

Разбросанные в Польше и Чехии франкисты постепенно превращались из мнимых католиков в настоящих, и потомки их слились с окружающим христианским населением. Секта франкистов исчезла, не оставив никаких следов в еврействе.

Попытки точно формулировать учение Франка на основании его изречений, сохранившихся в рукописных сборниках («Biblia balamutna»), были неудачными. Франкизм заключался в отрицании как религиозной, так и моральной дисциплины иудаизма. «Я пришёл избавить мир от всяких законов и уставов, которые существовали доселе», — гласит одно из характерных изречений Франка. В этом движении мечтательный мистицизм выродился в мистификацию, а мессианизм — в стремление избавиться от «еврейского горя» путем отречения от еврейства.

франкизм — это… Что такое франкизм?

  • Франкизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Франкизм — см. Франкисты …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • франкизм — франк изм, а (от Фр анко) …   Русский орфографический словарь

  • франкизм — франк/изм/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ФРАНКО — (франкизм) (Francoism)) Франсиско Франко Баамонде (1892–1975) родился в Эль Ферроле, на северо востоке Испании, в зажиточной семье потомственных моряков. В школе особыми успехами не отличался. В 1907 г. поступил в Толедское военное училище. Его… …   Политология. Словарь.

  • ИСПАНИЯ — (España) гос во в Зап. Европе, расположено на Пиренейском п ове; включает Балеарские (в Средиземном м.) и Канарские (в Атлантическом ок.) о ва. Площ. 503,5 тыс. км 2. Нас. 30,7 млн. чел. (1962, оценка), св. 2/3 испанцы, остальные каталонцы,… …   Советская историческая энциклопедия

  • тоталитаризм — а; м. Книжн. Тоталитарный режим. Приверженец тоталитаризма. ◁ Тоталитаристский (см.). * * * тоталитаризм (от средневекового лат. totalis  весь, целый, полный), 1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным… …   Энциклопедический словарь

  • Саббатианство — Саббатианство  еретическое направление иудаизма, возникшее в 1665 году после того, как Шабтай Цви (в другой транскрипции Саббатай Цеви) объявил себя мессией. Движение захватило еврейские общины по всей диаспоре, однако, после того, как… …   Википедия

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (на средневековой латыни totalis весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод,… …   Современная энциклопедия

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (от ср. век. лат. totalis весь целый, полный),..1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Франкизм — Википедия. Что такое Франкизм

    Флаг Испании при франкистском режиме в 1945—1977 годах

    Франкизм (исп. franquismo) — система и идеологическое обоснование диктатуры Франсиско Франко, правившего в Испании с 1939 по 1975 годы. Наряду с итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом относится к трём «классическим» типам фашизма[1]. К особенностям относятся наличие реакционных движений (Фаланга), большое влияние католической церкви.

    Форма правления и франкистская система имели ярко выраженный личностный характер, то есть в большей степени определялась личностью диктатора, нежели какой-то определённой идеологией. Не отличавшийся харизматичностью Франко сумел удержать в своих руках неограниченную власть до самой своей смерти в 1975 году. Во время его правления в Испании не было кодифицированной конституции, действовало лишь ограниченное количество изданных им основных законов, имевших статус конституционных. На все значимые должности в государстве, вплоть до уровня провинций, Франко назначал людей, с которыми его связывали личные доверительные отношения. Те учреждения, которым он передавал властные полномочия или которые он не мог игнорировать, например, государственную партию «Национальное движение», католическую церковь и военных он постоянно настраивал друг против друга.

    По мнению франкистской элиты, франкизм получил свою легитимацию победой в Гражданской войне, которая рассматривалась не просто как победа своего мировоззрения, но и как защита испанской и европейской цивилизации и культуры. Поскольку католицизм считался составной частью испанской культуры, церковь тесно сотрудничала с государством в рамках так называемого национал-католицизма.

    За 39 лет своего существования франкистское государство претерпело значительные изменения в экономике, внешней политике и в меньшей степени во внутренней политике. Период диктатуры Франко в Испании можно разделить на несколько этапов. Начальный, деспотический этап, когда шла массовая расправа над группами населения, потерпевшими поражение в Гражданской войне, обнаруживает определённые черты фашистских режимов того времени и плановой экономики. В конце правления Франко режим был скорее авторитарно-консервативным, когда после длительного периода внутренней стагнации страна пережила «экономическое чудо», начало которому положил стабилизационный план 1959 года. Испании удалось подняться до уровня развитых стран в десятке самых крупных индустриальных держав мира. Экономический прогресс, тем не менее, не поддерживался каким-либо стремлением к политической открытости.

    После смерти Франко Испанию возглавил король Хуан Карлос, который немедленно приступил к демонтажу созданной Франко идеологической и политической системы, закончившийся установлением парламентской демократии в форме конституционной монархии.

    У современных исследователей отсутствует однозначная позиция по классификации франкизма. В результате позиции разных авторов варьируются от его отнесения к фашизму до признания формой авторитаризма. Иногда франкизм также относят к уникальным формам политического (государственного) режима.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Франко, Франсиско — Википедия

    У этого человека испанская фамилия; здесь Франко — фамилия отца, Баамонде — фамилия матери.

    Франси́ско Паули́но Эрменехи́льдо Тео́дуло Фра́нко Баамо́нде (исп. Francisco Paulino Hermenegildo Teódulo Franco Bahamonde [fɾanˈθisko ˈfɾaŋko]; 4 декабря 1892, Ферроль, Испания — 20 ноября 1975, Мадрид, Испания) — испанский военный и государственный деятель, каудильо Испании в 1939—1975 годах[9][10]. Генералиссимус.

    Был одним из организаторов военного переворота 1936 года, который привёл к гражданской войне между республиканцами и националистами. Возглавив националистические силы, после победы в войне получил полный контроль над страной, установив правый авторитарный режим, известный как Франкистская Испания, охарактеризованный самим Франко как тоталитарное государство[11]. Одновременно совмещая функции главы государства, правительства и верховного главнокомандующего, носил титул Каудильо, означающий «вождь», или «предводитель». Социально-экономическая политика режима Франко («интегральный национализм») базировалась на четырёх основных элементах — контролируемой экономике, автаркии, корпоративизме и социальной «гармонизации»[12].

    Родился 4 декабря 1892 года в доме № 108 по улице Фрутос Сааведра в галисийском городе Ферроле провинции Ла-Корунья, где исторически находится одна из основных военно-морских баз Испании. 17 декабря он был крещён в воинской церкви Святого Франциска. Он был назван Франсиско в честь деда по отцу, Эрменхильдо — в честь бабушки по отцу и крёстной матери, Паулино — в честь крёстного, и Теодуло, поскольку его крестили в день святого Феодула[13].

    Отец Франсиско Франко — потомственный офицер флота Николас Франко-и-Сальгадо-Араухо (1855—1942), мать — Мария дель Пилар Баамонде-и-Пардо де Андраде (1865—1934) приходилась потомком Педро Фернандесу де Кастро — седьмому графу Лемосу. Дед и отец Франсиско служили на административных должностях во флоте и оба имели звание «интенданте-хенераль», равное армейскому званию бригадного генерала[14]. У Николаса Франко и Марии дель Пилар было в общей сложности пятеро детей — Николас (1891—1977), Франсиско, Рамон (1896—1938), Пилар (1894—1989) и Пас (1898—1903). В 1907 году, когда Франсиско было 15 лет, отец фактически ушёл из семьи и жил в Мадриде с другой женщиной до своей смерти.

    Франсиско имел невысокий рост — 164 см и высокий голос[15], отчего всю жизнь имел прозвище «Франкито» (исп. Franquito).

    Молодой Франко в униформе. 1910 год

    Окончив военно-морскую школу в 14 лет, первоначально собирался последовать семейной традиции и стать военным моряком, но поражение Испании в Испано-американской войне 1898 года привело к тому, что количество вакансий значительно уменьшилось. В 1907 году Франко поступил в Пехотную академию в Толедо.

    В 1910 году был выпущен из академии в звании прапорщика (alférez) (251-м из 312 учащихся) и провёл два года в тихом испанском гарнизоне в своём родном городе Ферроль, но при первой возможности отправился служить в Испанское Марокко. Только служба в этом новом испанском африканском протекторате давала возможность получить боевой опыт в условиях жестокой войны в пустыне и сделать военную карьеру.

    Франко быстро заработал репутацию хорошего офицера. Он провёл в Марокко около одиннадцати лет, служа с апреля 1913 года (по собственной просьбе) в Regulares Indígenas (туземных регулярных войсках, полку мавританских наёмников), а потом в Испанском иностранном легионе. С февраля 1912 по 1916 год и с 1920 по 1926 год принимал участие в сражениях против рифских кабилов, пройдя путь от прапорщика до генерала (13 июня 1913 — поручик (teniente), 1 февраля 1914 — капитан, 28 февраля 1917 — майор, 8 июня 1923 — подполковник, 7 февраля 1925 — полковник, 3 февраля 1926 — бригадный генерал). 12 октября 1913 получил свой первый орден, Крест военных заслуг.

    После тяжёлого ранения в 1916 году в возрасте 23 лет стал самым молодым майором (Comandante) в испанской армии, а в 33-летнем возрасте — самым молодым генералом.

    С весны 1917 года служил в гарнизоне Овьедо. В августе 1917 года принял активное участие в жестоком подавлении шахтёрских волнений в Астурии.

    Под влиянием фигуры основателя Испанского Легиона Хосе Мильяна Астрая, который взял Ф. Франко под свою опеку, в 1920 году вернулся в Африку в должности командира батальона. Части Легиона отличались железной дисциплиной, исполнительностью в бою и жестокостью наказаний против гражданского населения и пленных (в частности, практиковались обезглавливание заключённых и демонстрация их отрубленных голов в качестве трофеев)[16]. Именно тогда сложился сплочённый круг военных, воевавших в Африке (Хосе Санхурхо, Эмилио Мола, Мануэль Годед, Луис Оргас, Хуан Ягуэ, Хосе Энрике Варела и Ф. Франко), который потом определяюще влиял на армию и государство.

    В ходе боёв июля-августа 1921 года испанские войска потерпели жестокое поражение, включая Испанский Легион. В 1922 году Ф. Франко (с помощью журналиста) написал и издал книгу о боевых действиях.
    В сентябре 1925 года в ходе сражения за порт Эль-Хосейма геройски проявил себя, за что был повышен до бригадного генерала.

    По возвращении в Испанию в 1926 году Ф. Франко назначают командующим пехотной бригадой в Мадриде, а в январе 1928 года — первым главой вновь созданной Военной академии в Сарагосе.

    В воскресенье 12 апреля 1931 года по всей стране прошли муниципальные выборы (англ.)русск., победителем в которых стала коалиция республиканских и Испанской социалистической рабочей партий, чьи кандидаты победили в 41-ой из 50 столиц провинций, а монархисты в оставшихся девяти. Хотя выборы носили местный характер, они были восприняты как плебисцит об Испанской монархии. В ночь на 14 апреля 1931 года испанский король Альфонсо XIII в собственном вагоне оставил Мадрид, не отрёкшись от престола. В тот же день в Испании была провозглашена Вторая Испанская Республика.

    Франко в это время не вмешивался в политику, публично заявляя о своей нейтральности. 15 апреля 1931 года он выступил перед слушателями Военной академии в Сарагосе и заявил: «Итак, поскольку провозглашена республика и верховная власть находится в руках временного правительства, мы обязаны соблюдать дисциплину и сплотить свои ряды, с тем чтобы сохранить мир и помочь нации двинуться по верному пути». Однако симпатий новая власть у него не вызывала, учитывая и то, что академия в Сарагосе была закрыта и 8 месяцев Ф. Франко был не у дел.
    5 февраля 1932 года он был назначен командиром 15-й Галисийской пехотной бригады в Ла-Корунье. В феврале 1933 года министр обороны и будущий президент страны Мануэль Асанья-и-Диас направил его командующим гарнизоном Балеарских островов.

    В течение первых двух лет республики у власти были в основном левые партии, проводившие военную и аграрную реформы, секуляризацию образования и социальные преобразования (введено трудовое законодательство на селе, минимальная оплата труда трудящихся, арбитражные суды по производственным конфликтам, 8-часовой рабочий день, обязательная оплата сверхурочной работы, страхование от несчастных случаев и пособие по беременности). Кроме того, были проведены антиклерикальные реформы, ликвидирован конкордат с католической церковью 1851 года, католицизм перестал быть государственной религией, любые выплаты духовному сословию были приостановлены на двухлетний период, орден иезуитов вновь запрещён, широко распространённая система церковного образования расформирована, облегчена процедура развода, принят закон о конфискации церковных земель и части недвижимости.

    Влиятельные в стране церковные круги, консервативная часть общества и большинство офицерства возражали против этих реформ. Общество стремительно политизировалось и радикализировалось. Забастовки, покушения, сопровождавшиеся бомбометанием, и кровавая смута в деревне[17], за которой стояла «Federación Anarquista Ibérica» (FAI) — «Федерация анархистов Иберии» (ФАИ), выдвигавшая лозунги «свободного коммунизма», привели к смене правительства.

    В 1933 году к власти пришли правые партии, остановившие реформы. После «двух красных лет» начались «два чёрных года» республики. В результате в стране начали активно формироваться многочисленные полувоенные организации различных политических оттенков, от анархистов и коммунистов до националистической «Испанской фаланги». В 1934 году в Астурии вспыхнуло восстание, возглавляемое социалистами и анархистами, в подавлении которого принимал участие Франко, получивший в марте звание дивизионного генерала.

    В феврале 1935 года Ф. Франко стал главнокомандующим в Марокко, но спустя 3 месяца возвратился в Мадрид, чтобы занять пост главы Генерального штаба вооружённых сил Испании.

    В феврале 1936 года на выборах победили партии «Народного фронта», в который входили социалисты, коммунисты, анархисты и леволиберальные партии. Уже тогда Ф. Франко и его соратник Мануэль Годед обратились к президенту страны Н. Алькала Самора с предложением признать итоги выборов недействительными и не допустить победу левых. Однако президент и премьер-министр на это не решились. Ф. Франко был переведён на Канарские острова. В течение нескольких последующих месяцев правительство всё более и более радикализировалось, раскол в обществе углублялся, участились насилие и террористические акты.

    Франко на военном параде в 1937 году

    23 июня 1936 года Ф. Франко, явно не убеждённый в успехе мятежа, написал главе правительства письмо с двусмысленными намёками на скорое выступление военных и просьбой о своём обратном переводе в континентальную Испанию. Однако С. Касарес Кирога не придавал сведениям о подготовке мятежа значения, и это письмо проигнорировал.

    16 июля в Испанском Марокко начался мятеж в «туземных» частях и Испанском легионе, который в следующий день перерос в мятеж в разных районах Испании и её колоний. Путчисты распространяли обращение Франко, который в это время руководил мятежом на Канарских островах. В обращении, выдержанном в демократической риторике, ни слова не было об установлении военной диктатуры, говорилось лишь о необходимости борьбы с анархией и установления порядка в Испании.
    Военные подняли восстание в большинстве крупных городов Испании, но в большинстве, включая Мадрид, Бильбао и Барселону, оно было быстро подавлено. В результате быстрой победы не вышло. Обе стороны начали массовые расстрелы своих идеологических противников.

    18 июля 1936 года началась Гражданская война в Испании.

    Первоначально лидером восставших/мятежников был не Франко, а генерал Хосе Санхурхо, находившийся в изгнании в Португалии. Но сразу же после начала восстания он погиб в авиакатастрофе, направляясь на территорию, занятую националистами (так называли восставших). 29 сентября 1936 года состоялись выборы нового вождя среди генералитета восставших, на которых победил Франко — он не был в отличие от других генералов ни фалангистом, ни монархистом, ни правым республиканцем. Ему был присвоен чин генералиссимуса и титул каудильо (вождя). Франко быстро установил связь с нацистской Германией и фашистской Италией. Гитлер и Муссолини, рассчитывая сделать Франко своей марионеткой, начали поставлять ему оружие. В конце 1936 года на стороне националистов стали сражаться немецкий авиационный «Легион Кондора» и итальянский пехотный «Корпус добровольческих сил». Помимо них, на стороне Франко воевали добровольцы из Ирландии, Португалии и из числа российских белоэмигрантов. На стороне же Республики воевали коммунисты, анархисты и социалисты со всего мира.

    Испания Франко стала напоминать фашистские страны — были введены нацистский девиз «один вождь, одно государство, один народ» и «римское приветствие» — вскидывание вперёд и вверх правой руки с открытой ладонью, единственной разрешённой партией стала Фаланга.

    Пропаганда одной стороны представляла эту войну как «борьбу с силами фашизма и реакции», с другой стороны война виделась как «крестовый поход против красных орд».

    В итоге, начиная с лета 1937 года, националисты стали выигрывать одну битву за другой, ими были заняты Северная Испания, Андалусия, Арагон, Каталония.

    1 апреля 1939 года радио Бургоса передало сообщение, распространённое позднее всеми газетами франкистской зоны: «На сегодняшний день армия красных пленена и разоружена, национальные силы овладевают последними военными объектами. Война закончена. Бургос 1 апреля 1939 года — года победы. Генералиссимус Франко».

    С 1939 года в Испании установилась диктатура Франко, просуществовавшая до ноября 1975 года. Испанская республика пала.

    Гражданская война обошлась Испании в 450 тысяч погибших (1,8 % довоенного населения). По приблизительным подсчётам, погибло 320 тысяч сторонников республики и 130 тысяч националистов. Каждый пятый погибший стал жертвой не собственно военных действий, а политических репрессий по обе стороны фронта. По окончании войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, среди них было немало интеллектуалов, таких как художник Пабло Пикассо и философ-публицист Хосе Ортега-и-Гассет.

    В преддверии Второй мировой войны Франко предпочитал оставаться нейтральным по отношению к западным странам.

    Италия с Германией в результате получили не так уж много дивидендов. Конечно, они избавились от угрозы получить коммунистическое государство в Западной Европе, а также получили ценный боевой опыт для ряда соединений, но Испания не вошла в «страны Оси» и на протяжении Второй мировой войны оставалась по большей части нейтральной (за исключением посылки «Голубой дивизии» на Восточный фронт). По словам Франко немецкому послу в Испании Дикхофу, «такая осторожная политика отвечает не только интересам Испании, но и интересам Германии. Нейтральная Испания, поставляющая Германии вольфрам и другие продукты, в настоящее время нужнее Германии, чем вовлечённая в войну». Формируя «Голубую дивизию», Франко одновременно и помогал Гитлеру и избавлялся от наиболее радикальной части военных. В ходе личной встречи с Гитлером в октябре 1940 Франко отказался участвовать в плане по захвату Гибралтара, потребовав более выгодных условий соглашения. Во время беседы между Франко и новым послом США в Испании Карлтоном Хейсом 9 июня 1942 года последний спросил, может ли Франко спокойно относиться к такой перспективе, как господство на всем континенте нацистской Германии с её фанатическим расизмом и антихристианским язычеством. Франко ответил, что это не совсем приятная перспектива для него самого и для Испании, но он надеется, что Германия сможет пойти на какие-то уступки западным державам и установить какого-либо вида «баланс сил» в Европе. «Франко настаивал, что опасность для Европы и Испании исходит не столько от нацистской Германии, сколько от советского коммунизма. Испания не столько желает победы оси, сколько поражения России»[18].

    В результате после окончания Второй мировой войны франкистский режим не пал, используя выгоды от начавшейся холодной войны, хотя одно время, под влиянием США и СССР, находился в международной изоляции.

    Следует отметить, что под давлением международного сообщества, особенно усилившегося после самоубийства известного интеллектуала Вальтера Беньямина, которому было отказано в выезде через Испанию в США, Франко не только закрывал глаза на то, что испанские пограничники за взятки пропускали на территорию Испании евреев, бежавших из оккупированных стран, но и отказывался принять антисемитское законодательство. По этой причине историография современного Израиля относится к нему снисходительно, несмотря на его сотрудничество с Гитлером. Помимо евреев, на территории Испании спасались сбитые над Францией и сумевшие перейти Пиренеи лётчики антигитлеровской коалиции. Терпимость режима Франко к ним доходила до того, что им даже не мешали за свои деньги фрахтовать суда и отправляться на территории, подконтрольные западным союзникам.

    Франко принимает посетителей во дворце Эль-Пардо, 1972 год

    После начала холодной войны в начале 1950-х годов последовала волна дипломатических признаний Испании. Уже в ходе Второй мировой войны Франко начал ограничивать влияние Фаланги, а после неё партия в основном занималась социальной работой[19], позже партия стала называться Национальным движением.

    По инициативе Франко был возведён памятник — Долина Павших, посвящённый погибшим в гражданскую войну (Valle de los Caídos), в котором, помимо Франко, захоронены тела более 33 700 погибших в гражданской войне с обеих сторон человек[20]. Монументальный комплекс был построен, в основном, силами заключённых республиканцев, причём тела погибших республиканцев были там погребены без ведома их семей[21][22].

    Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, республиканцы и сепаратисты из Каталонии и Страны Басков) продолжались вплоть до са́мой смерти Франко. Так, в 1974 году сильный международный резонанс вызвала казнь каталонского анархиста Сальвадора Пуча Антика на гарроте по приговору франкистского суда. За два месяца до своей смерти Франко подписал смертный приговор пяти политическим заключённым-террористам, о помиловании которых просили главы правительств многих стран, включая римского папу Павла VI. 15 европейских государств отозвали своих послов из Испании, а их жители провели многолюдные демонстрации протеста против готовящихся казней. Но, несмотря ни на что, 27 сентября 1975 года боевики были расстреляны. В то же время Франко дал прибежище многим беглым нацистам и их пособникам, в частности — лидеру хорватских усташей Анте Павеличу.

    С середины 1950-х годов началось «испанское экономическое чудо», выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. В 1959 году был принят стабилизационный план, направленный на либерализацию экономики страны. Многие министры-технократы были членами католической организации Opus Dei[23]. В конце 1960-х годов в Испании начались политические реформы, был принят закон о прессе и разрешены забастовки неполитического характера, расширено местное самоуправление, принято несколько конституционных законов, расширивших права граждан.

    Мировые державы содействовали сохранению status quo в Испании. Существующий режим устраивал западные державы, хотя бы потому, что с Испании снималась «коммунистическая» угроза, что для Запада было намного страшнее, чем диктаторский режим.

    Табличка на проспекте Генералиссимуса в Ла-Корунье, 2004

    Всё это время (с 1947 года) Испания считалась монархией с вакантным местом короля. Франко принял решение, что королём после его смерти должен стать принц Хуан Карлос, что и произошло в 1975 году. Король Испании Хуан Карлос I завершил процесс превращения страны из авторитарной в демократическую[24].

    В 1973 году Франко ушёл с поста главы правительства, доверив эту должность неофранкистскому адмиралу Луису Карреро Бланко, который был убит в том же году террористами ЭТА.

    После ухода со своего поста Франко находился на лечении. В последние годы жизни он страдал болезнью Паркинсона.
    Его агония была долгой и болезненной. В последний месяц жизни он перенёс 2 инфаркта, ампутацию 2/3 желудка, операцию по поводу острого перитонита. 20 ноября 1975 года — в годовщину расстрела Хосе Антонио Примо де Риверы[25] — Франсиско Франко скончался. О его смерти было объявлено только на следующее утро.
    Архивы, содержащие сведения о политических заключённых, было приказано уничтожить, но они были сохранены гражданскими служащими на свой страх и риск[26].

    У Франсиско было два брата — старший Николас, офицер флота, и младший Рамон, авиатор (погиб в 1938 году во время боевого вылета), а также две сестры — Мария дель Пилар и Мария-де-ла-Пас, с которыми провёл всё своё детство.

    Жена — Кармен Поло (1900—1988). В браке с 1923 года. После смерти Франко получила титул герцогини.

    Единственная дочь — Мария дель Кáрмен (1926—2017), вышла замуж за маркиза Вильяверде Кристобаля Мартинеса-Бордью, известного хирурга (кроме прочего, он возглавлял врачей, осуществлявших лечение тестя), в браке с которым родилось три сына и четыре дочери.

    Внуки:

    • Мария дель Кармен Мартинес-Бордью и Франко (р. 26 февраля 1951 года), была замужем за принцем Альфонсо де Бурбоном (1936—1989)
    • Мария де ла О (Мариола) Мартинес-Бордью и Франко (р. 19 ноября 1952 года)
    • Дон Франциско Франко и Мартинес-Бордью, 2-й лорд (сеньор де) Меирас и 11-й маркиз де Вильяверде (р. 9 декабря 1954 года)
    • Мария дель Мар (Мэрри) Мартинес-Бордью и Франко (р. 6 июля 1956 года)
    • Хосе Кристобаль Мартинес-Бордью и Франко (р. 10 февраля 1958 года)
    • Мария де Арáнсасу (Arantxa) (р. 16 сентября 1962 года)
    • Хайме Фелипе Мартинес-Бордью и Франко (р. 8 июля 1964 года)

    Двоюродный брат диктатора, майор Рикардо де ла Пуэнте Баамонде, во время путча остался верен правительственным войскам. Находясь в Марокко, он защищал от мятежников аэродром Тетуан, был взят ими в плен, осуждён военным трибуналом и казнён (сам Франко, чтобы не брать на себя ответственность за его смерть, на короткое время сложил с себя полномочия командующего)[27].

    Франсиско Франко был автором двух книг (в 1922 году — «Дневник одного подразделения», о службе в Испанском иностранном легионе, и в 1940 году, под псевдонимом Хайме де Андраде — «Порода», беллетризированная семейная хроника), а также ряда статей, обличающих масонство, изданные под псевдонимом Хаким Бор[28].

    Франко любил кино, но не жаловал литературу. В его обширной резиденции как главы государства в мадридском дворце Эль-Пардо не была предусмотрена библиотека, зато имелся великолепно оснащённый кинозал. Ещё одним увлечением Франко были рыбная ловля и охота.

    Считается, что Франко также был покровителем футбольного клуба «Реал Мадрид». При нём 13 июня 1943 «Реал» одержал крупнейшую в своей истории победу над «Барселоной» со счётом 11:1, однако и по сей день остаётся открытым вопрос, действительно ли ставленники Франко заставили каталонцев проиграть матч под страхом смерти[29].

    Первоначальная могила Франко в базилике Долины Павших. 2005 год

    Первоначально был похоронен в Долине Павших недалеко от Мадрида. Эксгумирован 24 октября 2019 года. Перезахоронен на кладбище Мингоррубио в районе Эль-Пардо, входящем в муниципалитет Мадрид. Здесь покоится супруга диктатора Кармен Поло.

    В 2006 году Парламентская ассамблея Совета Европы строго осудила многочисленные и грубые нарушения прав человека франкистским режимом в 1939—1975 годах[30][31].

    В 2007 году, когда у социалистов было устойчивое большинство в парламенте, был принят закон «Об исторической памяти», в котором Долина Павших определялась как памятник жертвам франкизма. Однако реализация этого закона застопорилась после потери социалистами парламентского большинства. В 2013 году Испанская социалистическая рабочая партия выступила с предложением перенести могилы Франко и Примо де Риверы из Долины Павших в другое место, а само кладбище сделать мемориалом в память о погибших в годы правления Франко. По данным соцопросов, в 2013 году за перенос останков Франко были чуть больше половины граждан страны[32].

    Утром 24 октября 2019 года останки Франко были вынесены из базилики и доставлены на вертолёте на муниципальное кладбище в районе Эль-Пардо[es] на севере Мадрида, где они были перезахоронены рядом с могилой его жены. В процедуре участвовал министр юстиции Испании, судмедэксперт, священник и 22 потомка Франко, участвовавшие в переносе гроба[33].

    Публикации на русском языке
    • Франко Ф. Масонство / Франсиско Франко; Пер. с испанского А. М. Иванова; Предисловие и комментарии П. В. Тулаева. — М.: Форт-Профи, 2008. — 304 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-902825-11-1. (в пер.) (Предисловие П. В. Тулаева содержит биографический очерк Франко)
    1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    2. 1 2 Encyclopædia Britannica
    3. ↑ RKDartists
    4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #11853470X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    5. 1 2 Франко Франсиско // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
    6. ↑ https://www.eldiario.es/sociedad/Francisco-Franco-Valle-Caidos-despues_0_955755238.html
    7. ↑ https://elpais.com/politica/2019/10/24/actualidad/1571914801_488476.html
    8. Lundy D. R. The Peerage — 717826 экз.
    9. ↑ Конституционное право зарубежных стран, Учебник для вузов Баглай М. В.
    10. ↑ Франко Баамонде Франсиско, Исторический словарь. 2000
    11. ↑ El «ideal supremo» totalitario de Franco que bendicen con dinero público los académicos de la Historia
    12. Антонов М. Ф. Глава 5. Фалангистское корпоративное государство Франсиско Франко // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России. — М.: Альта-Принт, 2008. — 592 с. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-98628-110-0.
    13. ↑ Престон С. 14
    14. ↑ Престон С. 15
    15. ↑ Престон С. 36
    16. ↑ Престон С. 57
    17. Х. Г. Дамс. Франсиско Франко. Солдат и глава государства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 42—43. — 352 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-222-00792-8.
    18. С. П. Пожарская. Испанская «Голубая дивизия» на советско-германском фронте (1941—1943 гг.) // Крестовый поход на Россию. — М.: Яуза, 2005. — 480 с.
    19. Дамс Х. Г. Франсиско Франко / Пер. с нем. И. Жаровой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — (След в истории). — C. 125. — ISBN 5-222-00792-8
    20. ↑ На сайте Бенедиктинского аббатства, которому поручено обслуживание базилики, указано, что согласно их реестру там захоронено более 33 700 человек, а что по другим, более достоверным оценкам их может насчитываться более 50 000.
    21. ↑ Francisco Ferrandiz. Guerras sin fin: guía para descifrar el Valle de los Caídos en la España contemporánea
    22. ↑ Juan Miguel Baquero. Estos son los otros muertos del Valle de los Caídos
    23. Хью О’Шонесси. Потерянные миллионы Пиночета: британский след. Сноска № 8
    24. Годлевська В. Ю. Перехід від авторитаризму до демократичного суспільства в Іспанії (1960—1982). — Вінниця: ВНТУ[uk], 2009. — 160 с. — ISBN 978-966-641-318-8
    25. ↑ Франсиско Франко (неопр.). Larivera.info. Дата обращения 8 августа 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
    26. Graham Keeley. Spanish archive sheds light on Franco’s dark days
    27. Абросов С. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936—1939 гг. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — С. 25—26. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-25288-6.
    28. Франсиско Франко. Масонство = Masonería. — М.: Слава!, 2008. — 303 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-902825-11-1.
    29. Javier.