Финансовая грамотность статистика – Финансовая неграмотность бьет по карману – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Рейтинг финансовой грамотности регионов России — 2018 — НАФИ

Определение финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок, позволяющих человеку принимать взвешенные решения в отношении личных финансов и финансовых продуктов.

Индекс финансовой грамотности рассчитан как сумма значений трех частных индексов, каждый из которых, в свою очередь, строится на основании ответов респондентов на отдельные вопросы анкеты.

  • Частный индекс Знания отражает понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности.

  • Частный индекс Навыки отражает умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни.

  • Частный индекс Установки отражает ориентацию человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений.


Значение Индекса финансовой грамотности

Индекс финансовой грамотности населения России составил 12,12 балла при возможном максимуме в 21 балл. По этому показателю наша страна занимает 9 место среди стран G20 («Большой двадцатки») . Средняя оценка финансовой грамотности по странам G20 – 12,7 баллов. Среди стран «двадцатки» индекс финансовой грамотности выше всего во Франции (14,9) и Канаде (14,6), а ниже всего – в Италии (11,0) и Саудовской Аравии (9,6).


Уровень финансовой грамотности — социально-демографические различия

Финансовая грамотность нелинейно связана с возрастом человека. У среднестатистического гражданина РФ примерно до 30 лет происходит накопление знаний, навыков и установок, ведущих к росту финансовой грамотности. К 30 годам Индекс достигает показателя около 12,5 и держится на этом уровне примерно до 45 лет. После чего рост Индекса прекращается и начинается его плавное снижение вместе с увеличением возраста. 

Средние значения Индекса у мужчин и женщин различаются мало: 12,06 у мужчин и 12,18 у женщин. Примерно до 40 лет гендерные различия в Индексе почти незаметны (в пределах 0,15 балла), но после 40 лет превосходство женщин становится явно выраженным (до 0,5 балла). Связано это с большей вовлеченностью женщин в финансовую деятельность домохозяйства (планирование регулярных расходов, организация финансирования иждивенцев и т.д.). 


Семейное положение сильно дифференцирует уровень финансовой грамотности: люди, состоящие в браке, в среднем, существенно грамотнее своих холостых/незамужних ровесников. Это имеет место в любой возрастной группе, но особенно сильно выражено в диапазоне от 40 до 50 лет.


Принципиально важным для финансовой грамотности является степень вовлеченности человека в экономическую / хозяйственную деятельность. Уровень финансовой грамотности выше у работающих граждан. В то же время у неработающих пенсионеров Индекс существенно ниже среднего по стране, то есть падение Индекса в старших возрастных группах объясняется исключением из экономической и финансовой активности.


Анализ уровня финансовой грамотности в Российской Федерации



Авторами в статье анализируется уровень финансовой грамотности в РФ. На сегодня низкий порог грамотности в области финансов очень актуален, так как у граждан зачастую возникают проблемы с финансовыми институтами.

Ключевые слова:

финансовый рынок, банки, финансовая грамотность, финансовые услуги

На данный момент российский финансовый рынок развивается очень динамично, постоянно увеличивается многообразие финансовых услуг. Однако рядовые потребители часто не обладают знаниями и навыками, которые позволили бы им прибегать к этим услугам с выгодой для себя. Основы финансово грамотного поведения не преподают ни в школе, ни в университете, поэтому нередко люди приобретают финансовые услуги, не совсем понимая, с чем именно они имеют дело. Финансовая грамотность несколько выше в том случае, если потребители финансовых услуг получают или получили экономическое образование.

Недостаточная финансовая грамотность приводит к негативным последствиям, как для личного благосостояния населения, так и для экономики в целом. Если в течение трудовой жизни люди недостаточно сберегают для того, чтобы накопить на достойную пенсию, но взяв кредит, оказываются не в состоянии его выплатить, или это снижает уровень их личного благосостояния.

Однако негативные последствия испытывают не только люди, но и финансовые рынки. Неподготовленные клиенты несут «некачественные деньги»: инвесторы, плохо представляющие себе, как работают рынки, больше подвержены панике, некомпетентные заёмщики перестают обслуживать свои долги, потенциальные клиенты финансовых компаний оказываются не в состоянии сделать информированный выбор, в большей степени реагируя на рекламу, а не на характеристики услуги, что приводит к росту спекулятивных настроений на рынке. Поэтому финансовое просвещение населения, наряду с повышением эффективности защиты потребителей финансовых услуг, является важной задачей [1].

В финансовом образовании нуждаются все категории граждан. Детям оно даёт фундаментальные знания для дальнейшего развития своих навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежь также нуждается в финансовом образовании, оно может помочь при решении проблем финансирования образования или решения жилищных проблем через финансовое планирование. Финансовая грамотность необходима и взрослым гражданам для самостоятельного управления личными финансами, для оптимального соотношения сбережения и потребления, а также для оценки рисков и принятия решений при инвестировании своих сбережений и планировании пенсионного обеспечения. Таким образом, общество явно нуждается в формировании финансовой культуры [2].

Поскольку проблема финансовой грамотности является для России относительно новой, очевидно, что разработке программ в области повышения финансовой грамотности должны предшествовать серьезные исследования ее текущего уровня. Результаты исследования могут послужить основой для определения наиболее эффективных направлений и способов доведения финансовых знаний до населения.

В целях изучения уровня финансовой грамотности населения авторы воспользовались данными исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) [3], фонда «Общественное мнение» по заказу ММВБ и др. [4]. Анализируя результаты, можно с твердостью сказать, что необходимо повышать финансовую грамотность, так как:

‒ до 40 % опрошенных считают, что правительство будет компенсировать им возможные потери, связанные с личными инвестициями;

‒ только 9 % взрослого населения планируют свои финансы на период, превышающий шесть месяцев, и лишь 0,5 % — превышающий один год;

‒ в ходе опроса 2007 г. только 48 % респондентов ответили, что они знают о требовании раскрытия эффективной процентной ставки;

‒ 63,5 % опрошенных не доверяют банкам;

‒ 60 % — не уверены, что через 20 лет крупнейшие компании страхового рынка никуда не денутся. Население в незначительной степени знакомо с законами и нормативными актами по финансовым продуктам.

Результаты социологического исследования НАФИ показывают, что [5] охват населения финансовыми услугами довольно низок — почти половина россиян (44 %) не пользуется финансовыми услугами (в группах с низким доходом эта цифра приближается к 55 %). Если говорить о наиболее популярных услугах и продуктах, то список возглавляют банковские пластиковые карты (в основном зарплатные карты) — 21 % и потребительские кредиты — 19 % [6] (рис. 1).

В результате анализа данных статистического опроса видно, что большое количество россиян до сих пор рассчитывает, что правительство напрямую компенсирует потери, понесенные ими на финансовых рынках. 28 % полагает, что государство должно компенсировать их личные финансовые потери, связанные со снижением рыночной стоимости их доли в паевых инвестиционных фондах, стоимости обыкновенных акций или падением цен на недвижимость, а 32 % − не сформировали собственное мнение по этому вопросу.

Рис. 1. Использование населением различных финансовых услуг

Только 9 % опрошенных считают, что ни в одной из перечисленных ниже ситуаций государство не должно играть роль страховщика.

На рис. 2 представлена динамика личного бюджета. В результате менее половины россиян, около 45 % ведут систематический учет своих личных средств.

Рис. 2. Ведение личного бюджета

Авторы проанализировали показатели уровня финансовой грамотности. На вопрос «Как часто за прошедший год и

Вас (Вашей) семьи заканчивались средства от предыдущей зарплаты или партии дохода до того, как Вы получали следующую зарплату, пенсию, стипендию, пособие идр.?», то текущие расходы 28 % россиян систематически превышают их текущие доходы (рис. 3). Для малообеспеченного населения этот показатель составляет 40 %. Также было отмечено, что малообеспеченное население чаще берет деньги взаймы, чтобы покрыть разницу. В России до сих пор важным фактором является возможность взять деньги в долг у родственников.

На вопрос «Как часто при выборе ииспользовании финансовой услуги Вы сравниваете условия, предлагаемые разными компаниями?» 40 % респондентов никогда не сравнивают условия, предлагаемые различными поставщиками финансовых услуг (рис. 4).

На вопрос «Вы можете суверенностью сказать, какой у

Вас будет уровень дохода?» россияне не уверены в своих доходах даже в краткосрочной перспективе (рис. 5), а «На какой период времени Вы планируете свои расходы?» набольшее количество заявило, что не планирует свои расходы далее чем на 6 месяцев (рис. 6).

Рис. 3. Соотношение доходов и расходов

Рис. 4. Сравнение финансовых услуг разных компаний

Рис. 5. Уверенность в будущих доходах

Рис. 6. Планирование доходов

Таким образом, на основании данных, изложенных выше, можно сделать вывод, что проблема финансового образования и повышения ФГ для России крайне актуальна. Уровень финансовой грамотности населения в настоящее время чрезвычайно низок, и его повышение — актуальная потребность для всех.

Литература:

  1. Кузиной О. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. — 2015.
  2. Чечулина М. А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1. — С. 29–32.
  3. httр://www.mуmоnеу.gоv/
  4. httр://www.соnsumеrfinаnсе.gоv/thе-burеаu/
  5. httр://www.finаnсiаl-еduсаtiоn.оrg.
  6. Finаnсiаl litеrасу: Wоmеn undеrstаnding mоnеу (Соmmоnwеаlth оf Аustrаliа), 2008.
  7. httр://www.dоlсеtа.еu/mаltа/
  8. httр://www.fsа.gоv.uк/Раgеs/Аbоut/Whо/indех.shtml.

Основные термины (генерируются автоматически)

: финансовая грамотность, услуга, Россия, финансовое образование, половина россиян, финансовая грамотность населения, малообеспеченное население, личной бюджет.

Россияне уступили в финансовой грамотности Монголии и Зимбабве :: Экономика :: РБК

Лишь 38% россиян финансово грамотны, следует из отчета S&P, — это меньше, чем в Зимбабве или Монголии. Наивысшие показатели финансовой грамотности — в Скандинавии, а самые низкие — в странах Южной Азии

Фото: Lori

​Финансовая грамотность россиян находится на одном уровне с Камеруном, Мадагаскаром и Того и хуже, чем в Зимбабве, Туркменистане и Монголии, показало глобальное исследование рейтингового агентства Standard &Poor’s.

По финансовой грамотности населения Россия разделила 24-е место с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Мадагаскаром, Сербией, Того и ОАЭ. Доля «финансово грамотного» населения, по версии S&P, в этих государствах составила 38%. При этом Россию в рейтинге опередили такие страны, как Зимбабве, Туркменистан и Монголия (по 41%), а также Казахстан, Замбия, Сенегал и Украина (по 40%)

Как оценить финансовую грамотность​

В основу исследования легли данные, полученные из опроса Gallup World Poll, который был дополнен соответствующими вопросами (см. врез). Более 150 тыс. выбранных случайным образом взрослых старше 15 лет более чем в 140 странах приняли участие в этом исследовании в 2014 году. Вопросы были направлены на то, чтобы оценить понимание четырех ключевых концептов принятия финансовых решений: процентные ставки, расчет сложных процентов, инфляция и диверсификация рисков. Если респондент давал верный ответ в частях, касающихся хотя бы трех из четырех блоков, его относили к финансово грамотным.

Лучше всего люди понимают инфляцию и процентные ставки, следует из результатов исследования: эти вещи ясны половине взрослого населения в мире. Хуже всего дело обстоит с диверсификацией рисков: лишь 35% респондентов верно отвечали на вопрос, посвященный этой теме.

Какие вопросы задавали участникам исследования

Диверсификация рисков

Представьте, что у вас есть некоторая сумма. Что менее рискованно: вложить всю сумму в один бизнес (актив) или вложить ее в несколько бизнесов (активов)?

Инфляция

Представьте, что за следующие 10 лет цены на товары, которые вы покупаете, вырастут в два раза. Если ваш доход также увеличится в два раза, сможете ли вы купить меньше, чем сегодня; столько же, сколько и сегодня, или больше, чем сегодня?

Процент

Представьте, что вам нужно взять в кредит $100. В каком случае вы выплатите обратно меньшую сумму: если нужно будет вернуть $105 или $100 плюс 3%?

Сложный процент

Представьте, что вы кладете деньги в банк на два года, и банк соглашается добавлять к вашему счету 15% в год. Выплатит ли банк во второй год больше, чем в первый, или же он выплатит одинаковое количество денег в оба года?

Представьте, что на вашем сберегательном счете $100 и банк добавляет к вашему счету 10% в год. Сколько денег будет на вашем счете через пять лет, если вы не снимаете с него деньги? Больше $150, ровно $150 или меньше $150?

(Правильные ответы: разные; столько же, сколько и сегодня; $100 плюс 3%; больше; больше $150)

Развитые и развивающиеся страны

В S&P выяснили, что в мире лишь один из трех взрослых людей финансово грамотен. «Это означает, что

Почему в России много финансово безграмотных людей?

Среди стран «Большой двадцатки» Россия занимает девятое место по уровню финансовой грамотности. В ходе опроса населения в рамках совместного исследования Всемирного банка и Минфина РФ россияне из возможного 21 балла набрали только 12,7 балла. Что объясняет низкие познания наших соотечественников в финансовых вопросах, разбирается Zaim.com.

Лидеры также далеки от совершенства

Финансовая грамотность жителей стран «Большой двадцатки» оценивается в среднем в 12,7 балла (из 21 возможного, как было сказано выше). Причем никто из лидеров не набрал максимального количества баллов. Так, познания французов в финансовой сфере оцениваются в 14,9 балла, канадцев – в 14,6 балла, китайцев – в 14,1 балла. Как мы видим, до полной финансовой грамотности этим странам тоже далеко.

Намного хуже, чем в России, ситуация с финансовой грамотностью обстоит в Аргентине (11,4 балла), Италии (11 баллов) и Саудовской Аравии (9,6 балла).

Оценка финансовой грамотности в странах «Большой двадцатки»Рис. Оценка финансовой грамотности в странах «Большой двадцатки»

«По статистике Россия находится в числе самых финансово безграмотных стран мира. На удочку мошенников попадаются не только пенсионеры, но и люди среднего возраста, с высшим образованием и хорошей работой. По нашим данным, только 10% респондентов знают, что такое брокерский счёт, из них 20% знают об индивидуальном инвестиционном счете с налоговыми льготами для инвесторов, а пользуются подобными счетами всего 3% опрошенных», – отмечает Наталья Семенова, независимый финансовый советник.

Почему россияне слабо разбираются в финансовых вопросах?

Невежество россиян в финансовых вопросах обусловлено рядом причин.

Во-первых, на финансовую грамотность населения повлияли исторические особенности развития страны. «В отличие от западных стран, с более чем 200-летним опытом развития рыночной экономики, у россиян было только 30 лет, на которые пришлось 4 полномасштабных экономических кризиса», – заметил Роман Хорошев, основатель краудлендинговой платформы Jetlend.

Пройдет немало лет, прежде чем вырастет новое поколение финансово грамотных людей. Здесь играет роль общая образованность населения. Бесполезно говорить о финансовом планировании, о здоровом отношении к кредитам, пока люди толком не знают об устройстве государственного аппарата, о собственном правовом поле, отмечают эксперты.

Во-вторых, ментальные особенности россиян откладывают свой отпечаток на финансовое мышление. Антон Баринов, основатель школы финансовой грамотности и инвестиций iNDEX School, комментирует: «Вечная тяга к «халяве» и стремление переложить ответственность за свои неудачи на других подталкивают народ к вложениям в сомнительные мероприятия и пирамиды (от «МММ» до «Кэшбери»). После потерь денег на этом люди боятся уже вкладывать даже в банки, что говорить о фондовом рынке».

Желание быстро и без особых усилий обогатиться – еще одна черта многих россиян. «Часто люди теряют деньги именно из-за того, что хотят много заработать, например, за счет высоких процентов, при этом не обращают внимания на нюансы. Они просто не думают о них. Можно сказать, отключается инстинкт самосохранения, и человек рассчитывает, что ничего не случится», – отмечает Владимир Григорьев, к. э. н., эксперт в сфере финансов и банковского дела Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ».

В-третьих, социально-экономическая обстановка в стране влияет на уровень финансовой грамотности. «Когда гражданин не имеет возможности для реализации своих базовых потребностей, говорить ему о финансовой грамотности не имеет смысла. Нужно учесть, что многие жители нашей страны имеют крайне ограниченные финансовые возможности», – отметили в пресс-службе МКК «Срочноденьги».

«Наряду с этим, слишком высоки условия неопределенности: у нас в стране всё слишком часто, быстро и непонятно меняется, так, что даже профессионалы на рынке не всегда владеют последними сведениями об этих изменениях. Пенсионная реформа, например, тут уже давно притча во языцех», – указывает Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group.

Однако некоторые эксперты отмечают, что россияне постепенно накапливают тот практический финансовый опыт, которого они были лишены в ХХ веке из-за отсутствия рыночной экономики в стране. Усвоение уроков происходит неравномерными темпами, но то, что население страны становится более открытым финтеху и альтернативным продуктам, – это факт.

«Уровень финансовой грамотности россиян в целом нельзя назвать слишком уж низким: непростые времена для отечественной экономики многому нас научили, – отмечает Роман Макаров, глава сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер». – Так, например, один из наших недавних опросов показал, что только около 8% наших сограждан не контролируют расходы своего семейного бюджета. А всего лет 5 назад таких среди нас было около 20%. Или еще пример: порядка 60% заемщиков МФО стремятся выплатить займы ранее положенного срока, чтобы сэкономить на процентах, даже если им сначала приходится продлевать договор с кредитором. А значит, рост финансовой грамотности налицо».

Также можно отметить, что низкая финансовая грамотность россиян связана с тем, что им приходится часто сталкиваться с обманом и навязыванием ненужных продуктов со стороны легальных финорганизаций. Прозрачность услуг и повышение качества обслуживания будет увеличивать уровень доверия и стимулировать население «пробовать» различные финансовые продукты. Невозможно научиться грамоте, когда не все буквы известны.


Маргарита ГВОЗДЕВА

Финансовая грамотность в мире | Fin-plan.org

Для того, чтобы ответить на этот вопрос международное рейтинговое агентство Standart and Poor’s провело масштабное исследование финансовой грамотности взрослого населения по всему миру. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек из 148 стран.

Финансовая грамотность в мире

Целью исследования было показать важность финансовой грамотности в современном мире. Финансово грамотные люди способны принимать более правильные решения относительно своих сбережений, инвестиций, кредитов и в других финансовых вопросах.

Для оценки финансовой грамотности респондентам задавали простые вопросы, чтобы выяснить понимание 4 базовых концепций личных финансов: диверсификации рисков, инфляции, расчета простых и сложных процентов.

Давайте сами попробуем ответить на эти вопросы!

Тест — Как узнать свою финансовую грамотность?

1. Диверсификация рисков.

Представьте, что у Вас есть некоторое количество денег. Что будет безопаснее – инвестировать все деньги в один актив или один конкретный бизнес, или инвестировать в несколько различных активов (несколько различных бизнесов)?

Варианты ответов: a. один актив или бизнес; b. несколько разных активов или бизнесов; c. не знаю; d. отказ от ответа.

2. Инфляция.

Представьте, что через 10 лет цены на все товары, которые вы покупаете, вырастут в 2 раза. Если Ваши доходы также удвоятся, сколько вы сможете приобрести товаров по сравнению с сегодняшним днем?

Варианты ответов: a. больше; b. меньше; c. столько же; d. не знаю; e. отказ от ответа.

3. Простые проценты.

Представьте, что вы взяли в долг 100 долларов. Какая схема выплаты для вас будет выгоднее: вернуть 105 долларов или 100 долларов плюс 3 %?

Варианты ответов: a. 105 долларов; b. 100 долларов плюс 3 % ; c. не знаю; d. отказ от ответа.

4. Сложные проценты.

Представьте, что у Вас было 100 долларов на сберегательном счете в банке под 10% годовых. Сколько денег будет на Вашем счете через 5 лет, если Вы не снимали деньги со своего счета.

Варианты ответов: a. 150 долларов; b. Больше 150 долларов; c. меньше 150 долларов; d.не знаю; e. отказ от ответа.

Основные выводы исследования «финансовая грамотность в мире»

Все респонденты, ответившие как минимум на 3 из 4 вопросов, признавались финансово-грамотными. В среднем в мире лишь каждый 3 респондент дал правильные ответы на поставленные вопросы. Разброс доли финансового грамотного населения составил от 13% в Йемене до 71% в Данни, Норвегии и Швеции.

Финансовая грамотность в мире

Не было сюрпризом то, что доля финансового грамотного населения выше в развитых странах (Скандинавские страны, Германия, Великобритания, США, Канада, Австралия) и близка к нулю в полуразрушенных экономиках (Йемен, Афганистан, Албания). Все остальные страны где-то посередине.

В России доля финансового грамотного населения составила всего 38%. И это более чем в 1,5 раза ниже, чем в развитых странах, где доля финансово-грамотного населения составила от 45% до 70%.

Доля финансово-грамотных в развитых и развивающихся странах

Самым сложным вопросом оказался первый вопрос про диверсификацию рисков. На него ответили лишь 35% всех респондентов.

Исследование показало, что мужчины более финансово-грамотны, чем женщины, как в развитых странах, так и в развивающихся.

Финансовая грамотность мужчин и женщин

Также в ходе исследования было установлено, что молодежь во всех странах является более финансово-грамотной, чем предшествующие поколения.

Доля финансово-грамотных людей в разных возрастных группах

Обеспеченные люди имеют больше финансовых навыков, чем бедные, как в развитых странах, так и в развивающихся.

Доля финансово-грамотных в зависимости от уровня доходов

Таким образом, уровень финансовой грамотности зависит от общего образования, возраста и уровня достатка. В тоже самое время мы живем в мире, когда банки и финансовые компании предлагают все более и более сложные финансовые продукты населению. Причем эти продукты ориентированы не на узкие сегменты, а на самые широкие группы населения.

В результате это приводит к тому, что согласно проведенному исследованию, сегодня лишь половина владельцев кредитных карт могут выполнить простые вычисления, связанные с процентами.

В нашей стране доля финансово-грамотных людей составила 38%. Напомню, что это был самый примитивный тест на финансовую грамотность. Т.е. 62% наших соотечественников не могут ответить на эти вопросы…

При этом мне радостно видеть, что мы с Вами обогнали Китай и Индию, но пока еще отстаем от развитых стран, а также Южной Африки – давайте поднажмем! Наш сайт существует именно для этого! Читайте Fin-plan.org!

Источник исследования – сайт www.mhfi.com

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк и поделитесь ей с друзьями!

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы



Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно, с применением новых технологий, терминалов самообслуживания, оплатой услуг через мобильные устройства. В рамках рыночных отношений Россия развивается с 90-х. Также появляется более глубокое понимание как проблем, которые сопровождают большинство граждан, так и перспективы, и механизмы которые их решают. На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты. Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения — важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. По даннымВсемирного банказа 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49 % россиян хранят сбережения дома, а 62 % предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов [1] осведомлено 45 % взрослого населения России, причем половина из этого количества, только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25 % россиян пользуютсябанковскими картами. При этом у держателейкредитных картнаблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11 % россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63 % — в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60 % семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию обэффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11 % осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28 % населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ [2]. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России [3]. Министерство финансов РФсовместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах [4]. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн. долларов. Основная часть (80 %) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся — за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Несмотря на большое количество ресурсов посвященных грамотности населению, они носят либо специализированный характер [5], либо коммерческую специализированную основу [7], либо малоизвестны. К тому же, несмотря на то, что имеются ресурсы достаточно популярные [6], к ним обращаются как правило, уже после появление финансовой проблемы. Как правило, такие проблемы решаются не в сторону населения, так как финансовая сфера следует исполнению договоров, как правило, учитывает компонент не грамотности населения, или доверие при подписании. Здесь много зависит от государственного регулирования. Люди пока не всегда понимают те термины, которые финансовые компании используют при написании текстов своих договоров. Примерно треть россиян подписывают договоры вне зависимости от понятности смысла текста или вовсе не читая документ, полагаясь лишь на слова сотрудников банков и иных финансовых учреждений. Более того, 31 % граждан вообще не имеют опыта подписания подобных договоров. Едва ли можно рассматривать эти цифры как показатель умения и возможности сравнивать и, соответственно, высокого уровня финансовой грамотности.

Также низкая финансовая грамотность приводит к повышенной криминогенности на финансовых рынках. Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств. Злоупотребляют низкой финансовой грамотностью и юристы-шарлатаны, за значительные гонорары составляющие бессмысленные письма в различные инстанции. А обращение к кредитным брокерам и вовсе грозит самому потребителю обвинением в мошенничестве или подделке документов.

Решению этих проблем на данный момент уделяется значительное внимание. На законодательном уровне появляется все больше законов и указаний ЦБ РФ, направленных на раскрытие информации о займе. К тому же появились ограничения штрафов и пеней, что способствует снижению долговой нагрузки [13]. Все эти шаги полезны и для потребителей, и для отрасли. Но регулировать этот вопрос законодательно до бесконечности не представляется разумным. К сожалению, рост доступности информации о финансовых услугах не означает автоматического повышения финансовой грамотности. Мы вынуждены констатировать, что далеко не каждый потребитель осознает полезность знаний о финансовой сфере и хочет их приобрести. Исправить такую ситуацию, на наш взгляд, помогло бы введение обязательных уроков финансовой грамотности в российских школах и вузах.

На рынке одна из частей программы финансовой грамотности — это создание институтов посредничества между клиентом и финансовым институтом. Скажем, нужны независимые страховые брокеры, не те, которые сидят на проценте у страховых компаний, а те, которые получают деньги от самого клиента; независимые финансовые советники, чтобы человек мог прийти и получить консультацию третьей стороны, не связанной с банкирами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами.

Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, но у населения нет о них знаний, необходимых для их использования. Если брать самые распространенные услуги: потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, лизинг, практически каждому человеку приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения. Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения, которые будут сказываться в последствии на каждой семье отдельно, и на общество и государство в целом.

Центробанк, институты гражданского общества, участники рынка пытаются повысить финансовую грамотность населения, формируя корректный образ отрасли в СМИ и работая с потребителями услуг: открываются горячие линии, на которые можно обратиться с вопросом или жалобой на действия, выпускаются просветительские печатные материалы. Эксперты проводят уроки в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», а также сами в инициативном порядке.

Первые замеры финансовой грамотности были проведены в США в 1990-х годах. В это время исследователи не ставили перед собой как таковой задачи измерения уровня финансовой грамотности населения. Тема недостаточного уровня знаний и навыков в отношении личных финансов возникала из более практически ориентированных проблем. В основном эти проблемы касались пенсионных сбережений работающего населения и финансового поведения студентов. Но уже в конце 1990-х стало понятно, что для того, чтобы, используя собранные данные, обоснованно говорить об уровне финансовой грамотности населения, необходимо перейти от измерения частных разрозненных индикаторов к системе взаимосвязанных показателей финансовой грамотности, обоснованных теоретически. С тех пор исследователи и практики значительно продвинулись в этой области. Сегодня уже создаются универсальные методики измерения финансовой грамотности населения, которые могут быть использованы в разных странах в сравнительных исследованиях. Финансовая грамотность — это «способность индивида получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую ему для принятия решений с осознанием возможных последствий своих действий». Иными словами, финансовая способность — это практическая деятельность индивида по достижению поставленных им целей. Поэтому если мы хотим измерить финансовую способность человека, то необходимо не столько измерять знания человека, сколько оценить, насколько то, что он делает, соответствует нашим представлениям о том, что делают финансово способные люди.

Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, задававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж), Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пенсильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (сравнительно недавно работу Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic Literature). Правильные ответы дали 30 % американцев, 21 % шведов, 25 % итальянцев, 27 % японцев, 31 % французов. Только в Германии (53 %) и Швейцарии (50 %) финансово грамотные люди не в меньшинстве. Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4 %. Россиян, не сумевших справиться, ни с одним вопросом, оказалось 28 %. В других странах не правильных ответов было по 10–11 % [12].

В НАФИ отмечают, что кризис подтолкнул граждан повышать свою финансовую грамотность. По сравнению с июнем 2008 года в феврале текущего года доля россиян, считающих себя финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов. На сегодняшний день 22 % респондентов оценивают свои знания как хорошие, 44 % — как удовлетворительные. Более грамотными россияне стали и в выборе финансовых услуг: если в июне 2008 года 40 % респондентов никогда не сравнивали условия услуг перед их приобретением, то в феврале 2010-го таковых оказалось всего 16 %. Вместе с тем данные опроса НАФИ говорят о том, что кризис несколько дезориентировал граждан. Например, если до кризиса в 2008 году всего 20 % респондентов считали, что ПИФы, ОФБУ и депозиты под 12 % годовых — это финансовые пирамиды, то в феврале 2010-го так думали уже около 30 %. Причем затруднившихся с ответом на вопрос, что из перечисленных продуктов считать пирамидой, также стало больше: их доля выросла с 26 до 31 % [14].

Полученные результаты показали, что осведомленность о финансовых продуктах и рынках как таковых играет второстепенную роль в определении того, что исследователи называли финансовой грамотностью. Главное — поведенческие установки населения, такие как «жить не одним днем», «избегать спонтанных покупок», «следить за количеством денег в кармане». Важно сказать, что в отличие от других подходов к измерению финансовой грамотности данная методика опирается не только на оценочные суждения экспертов о составных частях понятия финансовой грамотности индивидов, но включает также и представления самих людей о том, какое поведение можно считать финансово грамотным.

Не обходится финансовая грамотность населения и без влияния бизнеса. Будучи заинтересованными в увеличении количества пользователей тех или иных финансовых продуктов, рыночные игроки также оказывают влияние на уровень финансовой грамотности их клиентов. Чтобы кредитные учреждения могли привлекать все больше новых клиентов, недостаточно только создавать новые финансовые продукты. Принципиально важен ответственный подход к ведению бизнеса, основанный на полном информировании клиента о характеристиках предлагаемых ему продуктов.

Финансовая грамотность, конечно, должна быть выше. Люди должны как минимум интересоваться этими вопросами. Однако очень легко потеряться в информационном потоке, как отличить рекламу от настоящей информации — непонятно. Например, если человек хочет получить кредит или положить деньги на депозит, ему необходимо знать и терминологию, и основу договорных отношений, и основу финансовых отношений. В итоге, для консультации человек обращается непосредственно в сам банк, или страховую компанию, к самому банкиру или страхователю, но банкир — это заинтересованная сторона, а значит, очевиден конфликт интересов.

Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финансовой грамоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение [10].

Еще одна задача — найти тьюторов, которые будут обучать учителей финансовой грамотности, ведь учителя не обладают специальными финансовыми знаниями, отметили в Министерстве финансов [8]. Если же привлекать внешних экспертов, из банковской сферы, такие гонорары могут сделать программу бессмысленной. К тому же если такие мероприятия будут проводиться самими банками, есть возможность не развития навыков и знаний, а самореклама и предложение услуг через такое «образование».

Таким образом, можно сделать вывод что:

  1. Необходимо давать населению в рамках обучающих курсов терминологию привычную для финансовых инструментов.
  2. Научить «читать» документы и осознавать последствия принятия на себя ответственности за то или иное действие.
  3. Проводить независимое обучение финансовой грамоте.
  4. В рамках обучения необходимо показывать, как тот или иной инструмент работает на практике, его плюсы, минусы и риски.
  5. В какие органы следует обращаться в зависимости от ситуации.
  6. Формировать методические издания на примере разделов «На заметку» или «Советы»на бумажных носителях, доступные в общественных местах. Так как финансовыми услугами пользуются и те кто не пользуется интернетом, или кто целенаправленно не ищет информацию в Интернете, т. е. может быть подвержен риску обмана со стороны финансовых пирамид или иных незаконных услуг.
  7. Для того, что бы избежать конфликта интересов, можно привлечь заинтересованное банковское сообщество для финансирования программ повышения финансовой грамотности, а НКО (Некоммерческие организации, общественные организации) к исполнению образовательного компонента. Высшие учебные заведения для экспертной оценки программ, а государство для незначительного регулирования в рамках взаимного балансирования интереса между всеми участниками процессов.

Сами же образовательные программы необходимо делить по возрастам, и начинать с раннего возраста.

Так в младших классах это могут быть интерактивные игры, в старших классах рассматривать различные финансовые продукты, их плюсы, минусы и угрозы. В высших учебных заведениях изучать специализированные финансовые инструменты. Для старшего поколения формировать общие обзорные программы по экономическому образованию. Такие занятия должны быть системными, обзорными, и добровольными. Необходимо, прежде всего, заинтересовать, и показать значимость такой информации, и возможности применения в жизни, иначе такие программы могут стать формальными, скучными, или получить отторжение через «обязательность».

Финансовая сфера окружает нас практически каждодневно. Финансовую грамотность необходимо повышать, что бы со временем становилось общественной нормой: рациональное потребление, оценка личных возможностей и рисков, эффективное инвестирование и приумножение благосостояния населения, принятие ответственных решений было осознанным.

Литература:

  1. Официальный сайт: Агентство по страхованию вкладов http://www.asv.org.ru/ [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: Международная информационная группа «Интерфакс http://www.interfax.ru/ [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/main [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ru/ [Электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: Информационные портал Банкир.ру http://bankir.ru/ [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru/ [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: Форекс-брокер «Альпари» http://www.alpari.ru/ [Электронный ресурс]
  8. Официальный сайт: Информационный портал «Известия» http://izvestia.ru/ [Электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион» http://rugion.ru/ [Электронный ресурс]
  10. Официальный сайт: информационный интернет журнал «Форбс» http://www.forbes.ru/ [Электронный ресурс]
  11. Официальный сайт: Информационный ресурс Национальное агентство финансовых исследований http://nacfin.ru/ [Электронный ресурс]
  12. Официальный сайт: информационный иностранный ресурс: Национальное бюро экономических исследований http://www.nber.org/ [Электронный ресурс]
  13. Официальный сайт: Информационно-правовой портал «Гарант.ру» http://www.garant.ru/ [Электронный ресурс]
  14. Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион», филиал пермского края http://59.ru/ [Электронный ресурс]

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, услуга, область финансов, финансовая сфера, Всемирный банк, финансовая грамота, Великобритания.

Минфин России :: Цели и задачи Проекта

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Основные задачи Проекта:

  1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
  2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
  3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
  4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
  5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
  6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
  7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
  8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.