Финансовая грамотность ответы 10 класс – Рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс): рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Содержание

Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 10-11 классы экономический профиль

Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 10-11 классы экономический профиль

Пособие для школьников 10 и 11 классов, посвященное роли финансовых институтов в жизни человека

Материалы для учащихся 10-11 классы экономический профиль

Описание

Пособие включает в себя 6 модулей (тем) (24 занятия) с изложением теории и практическими заданиями.

Автор продукта, координаты

Издательство ВИТА-ПРЕСС (121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, офис 323) 8(499)709-70-78, [email protected]Автор Киреев Алексей

Особенности применения продукта

Пособие предназначено для использования в учебном процессе в рамках вариативных или факультативных курсов финансовой грамотности общеобразовательной школы. При использовании следует обращать внимание на проверку фактического материала по источникам, указанным в интернет-практикуме и иных приводимых в пособии ссылках.

Опыт применения продукта

Материалы УМК апробированы в 5 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 5 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 86 обучающихся; 6 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 56 родителей (законных представителей) обучающихся.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (105062, Москва, улица Макаренко, дом 5/16). 84956213374, [email protected]

Материалы по теме

Разные услуги, пособие, школьное образование

Методические материалы для учащихся 10–11 классов :: Повышение финансовой грамотности

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». 

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и  инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: учебная программа. 10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование) 

Программа определяет объём, структуру и содержание учебного процесса по обучению азам финансовой грамотности. В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и ресурсов. 

Учебная программа

 


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательной организации 

В пособии в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Материалы для учащихся

 


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации 

В пособии содержатся дополнительные материалы и рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий на всех этапах обучения азам финансовой грамотности в старших классах. Особое место занимают тематические задания, головоломки, лабиринты, сценарии обучающих игр, позволяющие мотивировать школьников к обучению финансовой грамотности и помогающие находить решения финансовых задач. 

Методические рекомендации для учителя

 


Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации 

Материалы окажут помощь родителям в формировании у подростков навыков рационального финансового поведения. Материалы оформлены в виде ответов финансового консультанта на наиболее актуальные вопросы из повседневной финансовой жизни семей. 

Материалы для родителей

 


Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10 – 11 классы общеобразовательной организации 

Содержащиеся в пособии материалы служат инструментом контроля овладения знаниями, умениями и навыками учащимися на каждом этапе обучения. Многообразие видов заданий учитывает возрастные особенности учащихся и направлено на применение ими различных способов решения поставленных задач. 

Рабочая тетрадь

 

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классов

Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.

Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе соответствующих предметов и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, что возможно уже на этапе начального общего образования.

Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

Обложка к сборнику специальных модулей для УМК по экономике 10-11 классов
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классов

Сборник содержит материалы по финансовой грамотности в рамках изучения экономики в 10–11 классах. Тематика разделов: «Основы деятельности фирмы», «Инвестиции на фондовом рынке».

Обложка к специальным модулям для ЭФУ учебника по экономике 10-11 классов
Специальные модули для электронной формы учебника по экономике 10–11 классов

Текстовая часть модулей по финансовой грамотности в электронной форме учебника (ЭФУ) полностью соответствует модулям в печатной форме учебника. Дополнительно в специальных модулях ЭФУ представлен список электронных образовательных ресурсов по финансовой тематике.

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по праву 10–11 классов

Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.

Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе соответствующих предметов и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, что возможно уже на этапе начального общего образования.

Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

Обложка к сборнику специальных модулей для УМК по праву 10-11 классов
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по праву 10–11 классов

Сборник содержит материалы по финансовой грамотности в рамках изучения права в 10–11 классах. Тематика разделов: «Налоги и налогообложение в современной России», «Страхование. Теория и практика», «Риски в мире денег: как защититься от разорения».

Обложка к специальным модулям для ЭФУ учебника по праву 10-11 классов
Специальные модули для электронной формы учебника по праву 10–11 классов

Текстовая часть модулей по финансовой грамотности в электронной форме учебника (ЭФУ) полностью соответствует модулям в печатной форме учебника. Дополнительно в специальных модулях ЭФУ представлен список электронных образовательных ресурсов по финансовой тематике.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы экономический профиль

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы экономический профиль

Методические рекомендации предназначены для поддержки преподавателя, указывая ключевые особенности работы по пособию (в рамках УМК)

Методические рекомендации для учителей 10-11 классы экономический профиль

Описание

Методические рекомендации включают в себя цели и особенности курса, инструкции по проведению занятий по 6 модулям (темам), ответы на задания практикума, приложения (шаблоны и образцы).

Автор продукта, координаты

Издательство ВИТА-ПРЕСС (121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, офис 323) 8(499)709-70-78, [email protected]Автор Лавренова Екатерина

Особенности применения продукта

Методические рекомендации следует применять в комплекте с учебным пособием, при необходимости адаптируя их к особенностям учебной группы.

Опыт применения продукта

Материалы УМК апробированы в 5 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 5 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 86 обучающихся; 6 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 56 родителей (законных представителей) обучающихся.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (105062, Москва, улица Макаренко, дом 5/16). 84956213374, [email protected]

Материалы по теме

Разные услуги, школьное образование, поурочное планирование

Урок финансовой грамотности для учащихся 10 класса

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

НИУ ВШЭ-Пермь

Факультет профессиональной переподготовки

Итоговая аттестационная работа

Методическая разработка урока по теме

«Личное финансовое планирование»

Работу выполнил слушатель
программы повышения квалификации педагогических работников

Чакилева Елена Альбертовна

Учитель обществознания МАОУ «Кувинская СОШ»

Пермь 2016

Урок финансовой грамотности по теме «Личный финансовый план»

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.

Цель: Формирование социально-финансовой компетентности учащихся.

Задачи:

1. Обучить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

2. Познакомить с видами инвестиционных инструментов и методами их применения.

3. Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

4. Развивать экономическое мышление и логику.

5. Воспитывать ответственное отношение к финансовой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: Методы достижения финансовых целей и применения инвестиционных инструментов, категории финансовых рисков и способы их снижения.

Учащиеся должны уметь: Планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели, видеть универсальное практическое значение учебных действий.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.

Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.

Личностные: освоение правил грамотного финансового поведения, сформированность основ финансово грамотного поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: умение искать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.

Основные понятия: Личный финансовый план, инвестирование, депозит, сбережения, инвестиции.

Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) с бланком (вариант финансового плана), анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.

Форма урока: практикум.

Используемые ресурсы: http://www.fgramota.org/, Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях РФ открытого урока по основам финансовой грамотности, презентация – http://ww.dnifg.ru.

Работа с эпиграфом:

Богат тот, кто считает себя таким с тем, что у него есть.

Пьер Буаст

Обобщает ответы учащихся. Выводит тему урока и цели на слайд.

Участвуют в обсуждении.

Выявляют проблему.

Выходят на тему урока.

Формулируют цель, задачи.

Построение нового знания

Знакомит с понятием «Личный финансовый план». Организует работу с определением, используя прием «Три главных слова».

Организует «мозговой штурм» по вопросу «Что нужно сделать, прежде чем составить финансовый план?». Обобщает ответы учащихся, выводит итог на слайд.

Предлагает примеры наиболее часто встречающихся финансовых целей. Предлагает учащимся составить свой список (выбрать из предложенных в случае затруднения).

Предлагает найти разницу в способах постановки финансовой цели, предложенных на слайде, сформулировать вывод.

Предлагает познакомиться с таблицей «Мои возможности» на слайде, просит определить, в чем ее смысл.

Предлагает сформулировать проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей.

Организует беседу по слайду «Управление собственным бюджетом»:

— что значит жить уверенно? эффективно? безопасно? (отсутствие навыка управления личными финансами так же опасно для жизни и здоровья, как неумелое вождение автомобиля).

— с какой проблемой сталкивается человек, составляя финансовый план? (возможности не соответствуют цели). Как расширить возможности?

Предлагают варианты определения понятия «Личный финансовый план».

Сравнивают получившиеся варианты с образцом, предложенным учителем. Выделяют в определении три главных слова.

Принимают участие в мозговом штурме. Формулируют вывод о том, что нужно сделать для того, чтобы составить личный финансовый план.

Составляют список собственных финансовых целей (выбирают из предложенных в случае затруднения).

Сравнивают способы постановки финансовой цели. Формулируют вывод о правильности постановки цели.

Изучают таблицу «Мои возможности». Анализируют. Формулируют вывод о том, в чем заключается смысл определения собственных возможностей.

Формулируют проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей (например, неумение управлять собственным бюджетом).

Изучают содержание слайда. Участвуют в беседе. Формулируют вывод о необходимости управления собственным бюджетом.

Выходят на проблему несоответствия возможностей целям. Предлагают пути решения данной проблемы (Размещение денежных средств в банке, хранение денег дома, хранение сбережений в иностранной валюте, приобретение объектов недвижимости, антиквариата и предметов искусства, покупка драгоценных камней и металлов, приобретение различных ценных бумаг).

Формулируют вывод.

hello_html_m6431d7bd.jpg

hello_html_md78e9c4.jpg

hello_html_57ad7a5a.jpg

hello_html_3cf7feb6.jpg

hello_html_m136c0df8.jpg

hello_html_m538622eb.jpg

hello_html_m9eda4a1.jpg

Применение полученных знаний

Организует практическую работу учащихся.

  1. Заполняют таблицы «Мои цели», «Мои возможности».

  2. Сравнивают цель с возможностями.

  3. Просчитывают временные рамки осуществления цели.

  4. Ищут пути расширения возможностей (оптимизировать бюджет, найти дополнительные источники дохода, заставить свои сбережения работать – депозит).

  5. Презентуют свой личный финансовый план.

hello_html_14d4deec.jpg

hello_html_m2cc689ea.jpg

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает составить синквейн «Личный финансовый план».

В качестве домашнего задания предлагает изучить причины, мешающие человеку стать богатым. В случае согласия – привести пример из жизни, в случае несогласия – аргументировать.

1.Пусть малооплачиваемая, но стабильная работа.

2.Боязнь перемен.

3.Низкая самооценка.

4.Нежелание быть активным.

5. Принцип: мне все должны.

Мозг обладает одним интересным свойством: если вы не сделали какое-либо запланированное вами действие в течение 72 часов, то он начинает считать это дело неважным и “забывает” об этом. Начните прямо сейчас!

Составляют синквейны. Выступают.

Тест (10, 11 класс): Задание для проверки уровня финансовой грамотности

Задания для проверки уровня финансовой грамотности

1 Акция

А) это ценная бумага, дающая ее владельцу долю в капитале компании

Б) эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, её выпустившего (эмитента облигации), в оговорённый срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента.

В) ценная бумага, которая подтверждает обязанность должника уплатить указанную сумму кредитору через оговоренный срок после его предъявления 

2 Обыкновенная акция

А) Дает владельцу право голоса на собрании акционеров, то есть позволяет принимать решения связанные с судьбой компании.

Б) Дает владельцу право на получение дивидендов

В) выплаты при банкротстве производятся сразу после выплаты долгов.

3 Биржа

А) финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

Б) это площадка, на которой встречаются продавцы и покупатели ценных бумаг и финансовых активов

В) совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями и продавцами отдельных товаров и услуг

4 Налог

А) платеж, взимаемый с организаций, но не взимаемый с физических лиц

Б) индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц

В) необязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц

5 Какие функции выполняет страхование?

А) регулирующую

Б) рискованную

В) сбережение средств

6 Что включает понятие «страховая защита»?

А)  возмещение ущерба, нанесенного стихийным бедствием

Б)  содержание персонала спасательных служб

В)  финансирование расходов на борьбу со страховым событием

7 Сопоставьте

1 потребитель

2

— организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

2 изготовитель

3

— организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

3 продавец

1

— гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

8 Трудовая пенсия

А) Ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии;

Б) Ежемесячная денежная дотация в целях компенсации гражданам заработной платы;

В) Ежемесячное пособие.

9 К кредитным деньгам относятся

А) Банкноты, кредитные карточки, залоговые сертификаты

Б)Кредитные карточки, чеки

В) Банкноты, кредитные карточки, электронные деньги, чеки, векселя

10 Считаешь ли ты себя финансово грамотным? В чем это проявляется?