Финансовая грамотность молодежи – Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Статья на тему: Финансовая грамотность среди молодежи

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ.

Перфилова Л.Р. ( г. Павловский Посад, [email protected])

      Способность принимать грамотные решения, а также совершать эффективные действия  в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды характеризует человека как финансово грамотного.

      Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения  какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.   Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок, полученный по щелчку на даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

       Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Обратим свое внимание на кредитные карты. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Необходимо дать понять, что долг остается долгом, даже такое приятный на первый взгляд.

   Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Это простая математика, которая, к сожалению не всем доступна. Очень важно помочь ребенку в выборе своей будущей профессии, которая будет удовлетворять его потребности, и потребности его будущей семьи. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами. Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни

        Немаловажно  рассказать детям, o существовании денег, с помощью которых можно зарабатывать. Научить ребенка, как и куда правильно вкладывать денежные средства. Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.

         С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. В ситуации экономической неопределенности важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота-М.: Баккара-принт,  2012г-118с.

2.Окишев И. Основы финансовой грамотности – СПб.: Питер,2011г-226с.

3.Савенок В. Путь к финансовой независимости-СПб.: Питер,2011-200с.

4.Савенок В. Ваши деньги должны работать-М.:Манн,Иванов,Фербер,2013-224с.

Финансовая грамотность молодежи – надежный фундамент личного успеха!

Финансовая грамотность молодежи – надежный фундамент личного успеха! / Открытый урок

Открытый урок Обучение, воспитание, развитие, социализация ISSN 2410-2830. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-65466 от 04.05.2016

Получить свидетельство

Автор: Егорчатова Ольга Владимировна


Финансовая грамотность молодежи — надежный фундамент личного успеха! В современном мире молодежь довольно рано сталкивается с финансовыми вопросами и вынуждена принимать решения при формировании личных доходов и осуществлении личных расходов, что делать достаточно проблематично из-за отсутствия необходимой финансовой грамотности. В XIX веке финансовая грамотность стала жизненно необходима, так как это залог финансовой независимости и уверенности в своём будущем.  Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование и т.д.[2]Грамотный в финансовом плане гражданин не пойдет работать в организацию, которая выдает заработную плату «в конверте», потому что это отразится на пенсионных накопления, по сути, на размере будущей пенсии. Этот гражданин не согласится и на неофициальное трудоустройство, так как он автоматически лишается всего социального пакета: медицинского страхования, отпуска и т.д. Именно финансово грамотный человек всегда себя защитит и обезопасит, он всё обдумает, проанализирует и найдет наиболее правильное решение.В XIX веке отсутствие данного вида грамотности может привести к принятию неразумных финансовых решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние человека и даже загнать его в «долговую яму». Совершенно очевидно, что лишь незначительная часть людей умеет заставить деньги работать на себя, а большая часть населения всю жизнь учится работать за деньги. К сожалению, искусству управления финансами не учат в школе, об этом не принято вести систематических разговоров внутри семьи. Данная проблема ни одного поколения и передается от родителей детям, если родители финансово неграмотны, и детям негде получить необходимые знания, умения, представления об эффективном управлении личными финансами. Конечно, многие дети пытаются что-то изменить, но родители не всегда положительно реагируют на эти попытки – получается замкнутый круг.[1] Единственный способ изменить ситуацию, которая сложилась -– постоянно повышать финансовую грамотность населения, начиная со школьного образования.Финансовая грамотность – сложное, многоаспектное понятие, находящееся за пределами определенных географических, политических, экономических и социальных границ. Развитие экономик отдельных стран и мировой экономической системы в целом зависит от инвестиций, которые направляют в них отдельные люди и группы людей; все это образует сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений, в связи с чем, нельзя недооценивать уровень финансовой грамотности отдельных граждан и ее влияние на развитие мировой экономики в целом.[1]Финансовая некомпетентность граждан пагубно сказывается не только на личном благосостоянии конкретных индивидов из-за неправильного выбора контрагента на финансовом рынке или вида финансовой   услуги, неверных решений в области личных финансов или вообще их отсутствия, избегания, пассивной позиции по отношению к личным финансам, но и оказывает мощное негативное влияние на развитие самих финансовых рынков и экономики в целом. Не подготовленные в достаточной степени инвесторы, ведомые страхом и другими иррациональными чувствами, а не разумом, знаниями, осознанностью и рациональным восприятием ситуации склонны впадать в панику, неся серьезную угрозу финансовой системе страны, что можно было наблюдать на финансовом рынке России в декабре 2014 года.[1]Сейчас в нашей стране очень стремительно развивается кредитование как физических, так и юридических лиц, но из-за нехватки финансовой грамотности заёмщики не могут в полной мере оценить все риски, не могут спланировать свой семейный бюджет, и в большинстве случаев на данный момент в каждой семье расходы превышают доходы. Если заёмщики не своевременно выплачивают кредит, соответственно, очень много средств уходит на погашение процентов за просрочки, а это опять же средства, которые заёмщик мог бы использовать с пользой. Все это лишает финансовой устойчивости банковскую систему.Формирование финансовой грамотности необходимо начинать именно с молодежи. Чем раньше молодежь усвоит основные финансовые понятия, знания, навыки управления личными финансами, тем ранее будут сформированы полезные привычки в области управления финансами (сформируется привычка вести учет расходов, планировать доходы, накопления и т.д.) именно полезные привычки в итоге определяют насколько успешен тот или иной человек. Молодежь XIX века является активным потребителем товаров и услуг. Ведь в первую очередь  она становится объектом для розничных торговых сетей, маркетинговых исследований, финансовых услуг. На данный момент рынок насыщен товарами, услугами – всё это очень красиво преподносится и на экранах наших телевизоров, и на улице, и по принципу «у кого-то это есть – мне тоже нужно», и молодежь, не задумываясь о последствиях, и несмотря на то, что это очень дорого, идет и покупает зачастую в кредит. К сожалению, не только молодежь поступает безрассудно и безответственно в данных ситуация – неграмотное взрослое поколение порой не уступает ей.При формировании финансовой грамотности молодежи необходимо учитывать в первую очередь психолого-возрастные особенности данной группы граждан – необходимо установить непосредственную связь между получаемыми финансовыми знаниями и их применением на практике, учитывать потребности каждого этапа жизненного цикла молодых людей, приучать к ответственности за решения в области финансов.Финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того, в какой стране они живут, в какой сфере они работают, можно с уверенностью сказать, что знание финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Обучение финансовой грамотности касается лично каждого, соответственно повышается заинтересованность в изучении. Но в наше время катастрофически  мало квалифицированных специалистов, способных обучать людей основам финансовой грамотности. Конечно, это «незакрытый клуб», поэтому для тех, у кого есть желание быть финансово грамотным, независимым для того, чтобы жить, а не существовать, сейчас в интернете можно найти очень много информации в виде книг, статей, публикаций и даже есть специализированные игры онлайн и можно самостоятельно повысить свою финансовую грамотность. Помимо этого, существуют различные игры бизнес-стимуляторы, а также стимуляторы инвестиционной деятельности, которые позволяют в лёгкой игровой форме осваивать основы личных финансов и инвестиций. Данный способ развития финансовой грамотности является наиболее эффективным, потому что предполагает практическое применение навыков и даёт возможность увидеть и почувствовать результат от их применения почти сразу. Кроме интернет ресурсом есть возможность посещать семинары, вебинары и курсы по повышению уровня финансовой грамотности, но предварительно необходимо обращать внимание на организаторов.Необходимо планировать своё будущее на много лет вперёд и следовать своему личному плану, и как говорил американский предприниматель, инвестор, писатель и преподаватель Роберт Кийосаки: «Если у Вас нет плана, как стать богатым, то скорее всего, Вы планируете быть бедным. Просто Вы не догадываетесь об этом». Благосостояние нашего общества и нас самих напрямую зависит от уровня нашей финансовой грамотности. Поэтому необходимо постоянно повышать уровень знаний, повышать свою финансовую грамотность, ставить перед собой цели и идти к ним, пусть медленно, но идти. Анализировать свои движения к цели, корректировать план, выбирать наиболее эффективные решения. Каждый гражданин нашей страны должен четко осознавать свои права на финансовом рынке, защиту этих прав, с высокой ответственностью принимать финансовые решения, и учитывать их влияние, не только на личное благосостояние, но и на экономику страны в целом.Библиографический список:1. Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. 2. М.Лукьяненко Персональный финансовый советник.   http://mlconsulting.ru/6-sekretov-finansovoj-gramotnosti/3.Кийосаки Р.  Богатый Папа, бедный Папа.

Похожие публикации

7 базовых правил финансовой грамотности для молодежи – Вести Экономика, 14.09.2017

Москва, 14 сентября — «Вести.Экономика». Представьте, если бы то, что мы знаем о финансах сегодня, мы изучали бы еще в старших классах средней школы. Насколько бы успешной была наша жизнь!

К сожалению, получая аттестат зрелости, почти никто из выпускников не может объяснить, как работают деньги, как грамотно осуществлять финансовое планирование или безопасно инвестировать.

Все эти базовые знания могли бы спасти молодых людей от совершения многих, порой роковых, финансовых ошибок.

Американское интернет-издание Business Insider составило список финансовых тем, которые каждый выпускник средней школы должен хорошо понимать.

Как работают кредитные карточки и процентные ставки

Кредитная карточка может быть полезным и удобным инструментом, если вы каждый месяц полностью гасите свой долг. Проценты по «пластику» могут работать против вас, когда в течение длительного периода времени вы имеете огромный баланс.

Следовательно, необходимо ежемесячно возвращать каждый взятый у банка доллар (или рубль), так как процент по кредитной карточке увеличивается ежедневно, когда долг переносится в следующий отчетный период.

Кроме того, ваша процентная ставка может занимать значительную долю в вашем ежемесячном счете, если вы не вносите платеж каждый месяц.

Почему следует контролировать баланс банковского счета

Очень важно внимательно следить за притоком и оттоком денежной наличности на ваш счет, чтобы избежать комиссию за овердрафт, которая может быть достаточно значительной.

Помочь управлять личными деньгами могут различные мобильные приложения, которые, как правило, предлагает любой крупный банк.

Финансовое планирование

Планирование расходов — один из самых важных навыков, который необходимо развивать. Любой молодой человек должен знать, как планировать свою жизнь, чтобы расходы не превышали доходы.

Другими словами, следует помнить, что помимо обедов в ресторане «Макдональдс» и посещения кинотеатров, до конца месяца также понадобятся деньги на аренду квартиры, погашение автокредита, оплату коммунальных услуг и т. д.

Сила сложных процентов

Несмотря на то что молодым людям потребуется много лет для достижения потенциала своего дохода, у них есть важное преимущество — время — в инвестировании перед всеми, кто старше.

Имея время на своей стороне, они могут воспользоваться всем потенциалом открытия и пополнения сберегательного счета, чтобы использовать по максимуму силу сложных процентов (процент, начисляемый не только на первоначальную сумму вклада, но и на реинвестированный процентный доход).

Даже кладя небольшую сумму под высокий процент сберегательного счета, пока они молодые, выпускники средней школы или студенты университета могут начать строить свое богатство, которое вновь и вновь будет начислять сложные проценты.

Кредитная история

Кредитный рейтинг — важная часть вашего финансового здоровья — может сыграть ключевую роль в том, как вы управляете своими финансами в зрелом возрасте.

С хорошей кредитной историей намного проще купить в ипотеку дом или квартиру, приобрести в кредит автомобиль. С плохой кредитной оценкой (или при отсутствии таковой) намного сложнее достичь ваших финансовых целей.

Студенты должны понимать, почему кредитный рейтинг так важен и как строить свою кредитную историю. Начать следует с получения обычной кредитной карточки или небольшого потребительского кредита. При этом следует помнить, что для хорошей кредитной истории необходимо всегда вовремя производить платежи.

Инвестирование и принципы работы фондового рынка

Молодые люди должны знать, что такое фондовый рынок и как инвесторы зарабатывают (и теряют) деньги. Кроме того, им необходимо понимать, как инвестирование может сделать их богатыми.

Очень важно, чтобы студенты видели разницу между безопасным инвестированием и инвестиционным мошенничеством. Следует всегда выбирать компанию с хорошей репутацией, как, например, Vanguard или Fidelity, когда инвестируете свои деньги. Перед тем как вложить средства, необходимо все узнать об этой компании.

«Правильный» способ занимать деньги

Несмотря на то что заимствование не всегда предпочтительный вариант, в жизни возникают ситуации, когда без кредита (срочное погашение долга, внезапная болезнь или свадьба) никак не обойтись.

Ключевым моментом заимствовании является выбор оптимального вида кредита для конкретной ситуации, а также каких займов следует всегда избегать.

Потребительская ссуда у компании с хорошей репутацией может быть правильным выбором, так как этот вид необеспеченного займа предлагается по низкой процентной ставке и с гибкими условиями оплаты.

Микрокредиты никогда не должны рассматриваться.

Финансовую грамотность повышать необходимо не только молодежи

Библиографическое описание:

Финансовую грамотность повышать необходимо не только молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №2. — URL https://moluch.ru/archive/82/57494/ (дата обращения: 25.01.2020).

На протяжении уже нескольких лет все регулирующие органы России, в частности, Правительство и ЦБ РФ, нацелено стараются повысить уровень финансовой грамотности молодежи. Например, внедряя профильные занятия в школах и высших учебных заведениях. В то же время многие забывают о более старшем поколении. Ведь гражданам от 20-25 лет никто не разъяснял даже азы финансовых вопросов. Естественно, если они не обучались на профильные специальности. Что же остается делать им? Ведь жизнь еще достаточно долгая, а уроков уже не будет. Остается только один вариант решения проблемы – самообучение. Благо в настоящее время существует огромное количество бесплатных онлайн уроков по основам финансовой грамотности от профильных ресурсов. Три наиболее подходящих и стоит рассмотреть.

Кредитование – сложная сфера

В первую очередь стоит остановиться на отечественном рынке кредитования. Он включает в себя не только банковские услуги, которые делятся на потребительские займы, ипотеку и автокредиты, но и другие профильные коммерческие структуры. В том числе и микрофинансовые организации (МФО). Наверное, одним из наиболее актуальных вариантов изучить весь рынок является использование профильного раздела финансовой грамотности портала БанкРФ.ру. Такое утверждение основывается сразу на двух основных пунктах:

  • Профильность. Портал полностью нацелен на работу по финансовым услугам. Включает в себя не только их описание, но и другие блоки, например, с ответами на вопросы посетителей. То есть предоставляемая информация в финансовой грамотности основывается не только на теоретических аспектах, включающих законодательную базу, но и практических. Ведь важно учитывать, что нормы того же Гражданского кодекса РФ не всегда соблюдаются, и стоит знать, что в таких случаях делать.
  • Тестирование. Блок разработан непосредственно для обучения. То есть после прочтения материала и всего курса в целом предлагается пройти опрос, состоящий из ряда задач. Таким образом информация не улетучивается, а закрепляется. Плюс, тест позволяет осознать – правильно ли был воспринят материал.

Регулятор позволяет самопросвещаться

ЦБ РФ так же не стоит на месте. Он разработал профильные ресурс по повышению финансовой грамотности – Финансовая культура. Если в предыдущем варианте основная цель – обучить правильному использованию финансовых услуг разных профильных компаний, то здесь уже более широкий спектр материалов. Они охватывают уже и личный бюджет с открытием бизнеса. Правда, закрепить тестированием, проверив самого себя, здесь получится только в общем. К каждому отдельному блоку и материалу такая функция не предусмотрена.

Финансовая грамотность – не только кредиты но и личный бюджет

К рассматриваемому понятию относятся и другие аспекты жизни. Например, способы экономии, получения дополнительного дохода и т.д. Здесь более актуальной будет информация уже пару лет действующего ресурса – Тинькофф Журнал. К его преимуществам можно отнести широкоформатность. То есть охват всех возможных сфер, касающихся финансовых вопросов. Правда, это и недостаток – придется сортировать материалы, так как встречаются и отстраненные от основной тематики.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, уж, ЦБ РФ.

Похожие статьи

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно…

Анализ уровня финансовой грамотности в Российской

Авторами в статье анализируется уровень финансовой грамотности в РФ. На сегодня низкий порог грамотности в области финансов очень актуален, так как у граждан зачастую возникают проблемы с финансовыми институтами.

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем…

Вопросы повышения финансовой грамотности

В статье рассмотрены основные признаки нормативно-правового понимания финансовой грамотности, отдельные аспекты понятия, интерпретация финансовой грамотности и финансово-правовой культуры в банковском секторе.

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Быть финансово грамотным сегодня — это модно?… это престижно?… это выгодно? Или это необходимость и действительность сегодняшних дней… Цель финансового просвещения студентов — доставка понятной качественной информации до каждого нуждающегося в ней…

Интернет-банкинг: современный вид сетевых финансовых

Регулирование деятельности банков осуществляется Центральным Банком России через. ЦБ РФ продолжит играть важную роль в стабильности банковской системы, с точки зрения. Также ЦБ РФ продолжает формировать законодательную базу для улучшения надзора за…

Повышение уровня финансовой грамотности пенсионеров…

Статья посвящена проблеме повышения финансовой грамотности населения Республики Бурятия в целях снижения уровня закредитованности наиболее уязвимых социальных групп населения, в частности, пенсионеров.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей…

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Анализ финансовой грамотности студентов вузов

В статье проведен анализ финансовой грамотности студентов, проведенный методом анкетирования на базе Дальневосточного Федерального университета. В ходе исследования были проанализированы субъективная оценка уровня финансовой грамотности

Проблемы развития банковского кредитования населения в России

В статье представлен анализ проблем развития рынка банковского кредитования населения в РФ. Рассмотрены основные проблемы, оказывающие влияние на сферу кредитования. Ключевые слова: кредит, банковское кредитование населения, задолженность, проблемы…

Статья: Статья РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ  ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

Канищева Наталья Владимировна (г. Люберцы [email protected])

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.

Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, — Президент Российской Федерации дал поручение Правительству РФ разработать программу по повышению финансовой грамотности населения РФ.

Основы финансовой грамотности необходимы всем нам, так как только в этом случае мы сможем воспользоваться своими правами, предоставляемые нам Конституцией и финансовым законодательством. Например, это право граждан на социальные льготы, такие как оплата лечения, образования и др. Большинство не пользуются своими правами, так как, во-первых, их не знают, во-вторых, не знают, как и в какие сроки необходимо оформить налоговую декларацию, чтобы получить налоговое возмещение.

Одним из актуальных вопросов повышения общей финансовой грамотности молодёжи является их обучение основам банковской деятельности и банковских услуг. Задача развития банковской грамотности у студентов заключается не только в предоставлении информации в данной области, но и формирование у них начальных знаний практического управления личными финансами. Это обусловлено тем, что, начиная с 14-ти лет, у несовершеннолетних возникают финансовые права, закрепленные в действующем законодательстве. Так, согласно статье 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Зарубежные аналитики отмечают: «Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансовая грамотность учащейся молодежи – важнейшее условие долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.

В этой связи, им необходимы прикладные навыки в управлении личными денежными средствами. Следует также отметить, что современное молодое поколение является активным потребителем и все больше становится объектом внимания розничных торговых сетей, сервисных компаний, производителей банковских услуг, реализующих, в том числе и совместные проекты. Недостаток понимания и практических навыков в сфере сбережения, кредитования, оплаты услуг может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые возможно придется расплачиваться в течение многих лет.

Поэтому в СПО в тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности студентов.

А это значит, что обучающиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического  сознания и финансовой грамотности обучающихся. В процессе ее осуществления обучающиеся усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производственных отношений, о действующем хозяйственном механизме.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки, финансовой грамотности и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.

Сегодня требования рынка таковы, что требуются широко образованные грамотные специалисты, обладающие соответствующей реакцией, самостоятельностью мышления, инициативностью и ответственностью. Молодым людям, стремящимся создать собственный бизнес или сделать стремительную карьеру в крупной корпорации, необходимо уметь пользоваться новыми финансовыми инструментами, иметь экономическое образование.

Востребованность различных специальностей меняется со временем. Существует мнение, что профессия экономиста не такая престижная, как в 90-е годы. Позвольте с этим не согласиться. Сейчас профессия финансиста является одной из наиболее востребованных. Вот только рынок труда ждет экономистов новой формации. Пришедшие на российский рынок иностранные компании заинтересованы в грамотном персонале, умеющем вести бизнес, знающем, что такое деловой этикет. Отечественная экономика, также очень нуждается в грамотных специалистах.

Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности в ГБПОУ МО  «Люберецком техникуме имени Героя Советского Союза, лётчика, космонавта Ю.А.  Гагарина» осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общеобразовательный цикл обеспечивает усвоение обучающимися основных понятий экономики.

Учащиеся узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.

На уроках математики обучающиеся решают задачи экономического содержания.

Уроки физики, биологии, химии демонстрируют им использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.

Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение обучающимися информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.

Особую роль, в экономическом воспитании обучающихся принадлежит учителям профессиональных  дисциплин. Практически это единственные специалисты техникума, получившие подготовку в области конкретной экономики и финансах.

Благодаря этому они должны быть своеобразными консультантами по осуществлению экономической и финансовой подготовки обучающихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в техникуме.

То есть активно включать обучающихся в экономическую и финансовую деятельность. В определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).

Но главное – практическое включение обучающихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.

В деятельности мастера производственного обучения экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия обучающихся в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество техникума.

Особое значение в экономическом воспитании и финансовой грамотности  обучающихся приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития общества.

Система среднего профессионального образования за последние годы значительно окрепла. Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.

В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.

РОЛЬ ФАКУЛЬТЕТОВ ПО ЭКОНОМИКЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы, и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.

В процессе изучения факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.

Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.

Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».

Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания обучающихся далеко не исчерпаны.

Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.

Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Сюда относится работа кружков экономических знаний:

  • организация бесед, диспутов, собраний;
  •  лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям;
  •  проведения викторин, семинаров;
  • выставок;
  • конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам.

В системе экономического воспитания учащихся большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями предприятий отрасли.

 Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления учащихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела

Развитию способностей к труду помогает участие обучающихся  в различных формах самоуправления.

Участие в управлении расширяет кругозор ребят, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.

Чтобы каждый чувствовал себя хозяином техникума, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.

Привлечение обучающихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждом учебном заведении атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий профессиональной школы, семьи.

Очевиден тот факт, что если воспитание в учебном заведении не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажным является также экономическое воспитание в семье. Оно призвано решать следующие задачи:

  • Формировать у детей разумные потребности.
  • Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.
  • Понимание необходимости труда для наиболее полного удовлетворения потребностей.

Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.

Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.

Повышение финансовой грамотности молодежи

УДК 336.02

Гукасова Н.Р., Бисакаева М.А.

Gukasova NR, Bisakaeva MA

Северо-Кавказский институт-филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

North-Caucasian Institute-Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President of the Russian Federation»

Влияние финансовой грамотности населения на устойчивое развитие региона

Influence of the population financial literacy on sustainable development of the region

Аннотация: В статье рассматриваются основные причины недостаточного уровня финансовой грамотности населения России. Авторы приводят результаты анализа общественного мнения, ранжируют сформулированные проблемы по степени важности и предлагаю пути повышения финансовой грамотности населения на региональном уровне.

Ключевые слова: финансовая грамотность, население, регион, региональный методический центр (РМЦ)

Abstract: The article considers the main reasons for the insufficient level of financial literacy of the Russian population. The authors cite the results of the analysis of public opinion, rank the problems formulated in terms of importance and propose ways to increase the financial literacy of the population at the regional level.

Keywords: financial literacy, population, region, regional methodical center (RMC)

Финансово грамотное и экономически активное население на сегодняшний день является залогом успешного стратегического развития российской экономики, ориентированной на интенсивный сценарий.

Активность жителей страны должна проявляться, в том числе, через широкое участие всех категорий граждан в долгосрочных пенсионных, страховых и ипотечных программах, направленных на решение вопросов пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, жилищного обеспечения и образования.

В России на сегодняшний день преобладает регуляторная модель финансовой грамотности, характеризующаяся преобладанием временных финансовых продуктов и пассивностью финансового поведения. Об этом свидетельствуют следующие результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ): зарплатными картами пользуется 63% жителей России, услугами ОСАГО – 22 %, услугами добровольного медицинского страхования на работе – 17% соответственно.

Дальнейшее развитие рынка финансовых услуг будет происходить за счет переключения потребителей на дистанционные каналы и расширения возрастных рамок целевой аудитории. По данным НАФИ на сегодняшний день граждане России от 18 до 24 лет и свыше 60 лет, проживающие в сельской местности, со средним образованием и ниже, а также с низким уровнем дохода, не имеют банковского счета. Результаты опроса подтверждают тот факт, что 71% россиян считают, что в финансовых услугах сложно разобраться; инвестиционные продукты и кредиты – наиболее сложные для них; защита прав на рынке финансовых услуг – зона уязвимости неосведомленного в финансовой сфере населения. Только треть россиян утверждают, что их права как потребителей финансовых услуг защищены. Только каждый десятый россиянин информирован об организациях, которые занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке.

Наряду с ростом финансового благосостояния российских граждан должно формироваться и их активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Для формирования такого поведения требуется наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности, который должен служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.

Согласно мнению экспертов в области финансов, на сегодняшний день в России существует проблема иллюзии осведомленности граждан в финансовых вопросах. Это связано с огромным количеством информации, которая неограниченным потоком поступает из СМИ. В реальности же финансовая грамотность населения остается на крайне низком уровне.

Существует несколько причин «лжефинансовой грамотности», первая – это историческая: участие государства и применение административного ресурса в рыночной экономике на протяжении долгого времени, замораживание счетов во время проведения реформ, кризис 1998 года, появление на рынке финансовых пирамид. Еще одна причина – ментальность. Литература и фольклор пестрят примерами нерационального отношения к финансам: Балда, работающий за щелчки, ленивый Емеля, лежащий на печи.

Последствия финансовой безграмотности населения подтверждаются результатами опросов. На сегодняшний день четверть всех россиян не имеет представления о том, какими вопросами занимается Центральный банк, и каждый десятый не отличает его от Сбербанка.

Лишь небольшая часть российского населения ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Почти половина россиян (49%) предпочитают хранить сбережения дома, а 62% находят финансовые услуги сложными и непонятными [2].

Россияне обладают низким уровнем знаний о грамотном использовании отдельных финансово-экономических продуктов. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России. При этом 58% респондентов, информированных о системе страхования вкладов, лишь слышали о ее существовании, 33% знают о работе системы в общих чертах и лишь 9% оценили свои знания по данному вопросу как уверенные. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у владельцев кредитных карт наблюдается низкий уровень осведомленности о рисках, связанных с данным кредитным продуктом. Подавляющему большинству неизвестно, как правильно осуществлять финансовые накопления и инвестиции; лишь малая часть людей читает литературу по экономике и заинтересована в повышении уровня своей финансовой грамотности [1].

Несомненно, безграмотность людей отражается на уровне личных доходов и состоянии экономики. Наивные ожидания быстрой прибыли, необдуманные решения, задолженности по кредитам — из-за подобных действий непросвещенных граждан рынок наполняется «некачественными» деньгами. Увеличение числа подобных потребителей снижает экономическую стабильность, способствует росту нечестных конкурентов. При таких условиях рынок начинает «лихорадить», возникает опасность появления массовых спекулятивных и панических настроений у населения.

Перед правительством сегодня стоит важная цель – повышение финансовой грамотности населения. Это должно помочь оздоровить ситуацию на рынке кредитов, создать условия для появления к 2020 году целого класса частных инвесторов, научить людей создавать стратегию своего будущего на период пенсии.

Финансово грамотный человек сохраняет баланс между потреблением и инвестициями, он ставит перед собой четкие финансовые цели и успешно достигает их, планирует свое будущее на 10-20-50 лет вперед и следует личному финансовому плану, умело используя различные финансовые инструменты для достижения различных целей. У финансово грамотного человека несколько источников дохода и, естественно, он осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. «Подушка безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств) это само собой разумеющееся для такого человека.

Исходя из вышеизложенного, развитие финансовой грамотности населения регионов является насущной проблемой, требующей планомерного решения с привлечением образовательных организаций и научного сообщества.

На сегодняшний день на территории Ставропольского края действует региональный методический центр (далее – РМЦ) повышения финансовой грамотности населения.

Целью данного РМЦ является обучение педагогов образовательных организаций основам финансовой грамотности для транслирования полученных знаний своим ученикам в рамках элективных и факультативных курсов. Одной их особенностей такого обучения возрастное ранжирование и обучение по категориям. Эксперты и методисты РМЦ в процесс курсов повышения квалификации систематизируют знания педагогов, дают им ценные советы о том, как в аудитории преподносить основы финансовой грамотности, используя различные методы в зависимости от возраста своих подопечных: от начальных классов до старшей школы. Ведь то, что хорошо старшекласснику, будет неприемлемо ребенку восьмилетнего возраста.

Педагогический состав РМЦ постоянно совершенствует и расширяет перечень педагогических приемов и методов, несмотря на то, что уже обучено более 300 педагогов школ и организаций СПО Ставропольского края на базе Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС. Деятельности подход в обучении финансовой грамотности – это тот краеугольный камень, вокруг которого сейчас движется Всероссийский проект, реализуемый совместно с Всемирным банком.

В начале марта 2017 года преподаватели и методисты РМЦ по Ставропольскому краю прошли курс обучения по внедрению игротехник в процесс повышения финансовой грамотности на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

На сегодняшний день существует огромный выбор различных бизнес-игр, развивающих навыки грамотного обращения с финансовыми средствами (от планирования личных расходов до осуществления крупных инвестиций). Это реальный способ испытать различные идеи и стратегии в действии, увидеть, насколько они результативны. Огромный плюс игры заключается в том, что в случае ошибки вы не понесете финансовых потерь, но при этом обретете необходимые знания и полезный опыт.

Консультационная компания «ПАКК» любезно предоставляет свои разработки действующим РМЦ, проводит выездные сессии и дает возможность на практике не просто поиграть, но и самим сконструировать такие игры, четко освоив их алгоритм.

Тем не менее, следует с осторожностью относиться к огромному количеству приглашений на мероприятия для повышения финансовой грамотности. Старайтесь выбирать из существующих курсов и тренингов именно те, которые принесут максимальную пользу, а не будут ориентированы на то, чтобы сделать вас своим клиентом или склонить к приобретению предлагаемых ими услуг.

Подытожив вышесказанное, сгруппируем перечень тех полезных привычек, которые нужно вырабатывать в себе, обучаясь и постоянно совершенствуя свою финансовую компетентность:

  • Не вступайте в долги и кредитные отношения – живите в соответствии со своими доходами.

  • Заранее составляйте примерный план расходов на предстоящий месяц. Записывайте все доходы и расходы.

  • Приучите себя откладывать каждый раз около 10 % от суммы своего дохода.

  • Прислушивайтесь к советам финансового консультанта, если вы решили инвестировать.

Библиографический список

1. Гукасова Н.Р., Ступникова О.Е. Финансовая грамотность населения: состояние и направления развития / Вестник экспертного совета. 2016. № 4 (7). С. 11-19.

2. Офицальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

Финансовая грамотность для молодежи | Финаграм

Важно повышать свою финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели.

Вот несколько основных финансовых советов для молодых.

Делайте сбережения

Часто рекомендуется откладывать минимум 10% от своих ежемесячных доходов, но чем больше будет это значение, тем быстрее будет происходить наращение с учётом начисленных процентов. То есть не просто делайте сбережения, но и приумножайте их (положите в банк под проценты, инвестируйте). Начните откладывать 20% или даже 25% (при хорошей стабильной работе с хорошим заработком) и уже через пару десятков лет вы удивитесь насколько большая сумма у вас есть. Хотя, конечно, здесь не учитывается инфляция и кризисы, но это не повод не делать сбережения на своё будущее.

Старайтесь быть лучшим в своём деле

Будьте лучшим в том, что вы делаете, продолжайте учиться и достигайте высот в своей профессии. Очень важно вкладывать деньги в себя. Учитесь финансовой грамотности и приобретайте новые навыки в этой сфере. Всё это поможет подняться по карьерной лестнице и увеличить собственные доходы.

Здоровье превыше всего

Ещё один важный аспект, который часто игнорируют — собственное здоровье. Тратьте деньги на здоровое питание. Cтарайтесь покупать продукты высокого качества и по возможности готовьте сами. Кроме того, качество питания ощутимо влияет на вашу продуктивность сейчас и в будущем. Вы получаете запас энергии, оберегаете свой организм и не допускаете хронических заболеваний. И помните, что болеть с каждым годом всё дороже и дороже! Да и лекарства не смогут восстановить здоровье полностью, так что позаботьтесь о себе как следует.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых решений, поэтому обязательно выделите время для повышения своей личной финансовой грамотности. А мы предлагаем для начала онлайн курсы по финансовой грамотности: «Базовый курс по финансовой грамотности» и «Финансовая грамотность для продвинутых».