Финансовая грамотность 2 класс учебник: Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 – Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразовательной организации

Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразовательной организации

Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразовательной организации

Пособие для чтения школьниками начальной школы, посвященное теме денег и денежных отношений в семье.

Материалы для учащихся 2-3 классы, часть 1

Материалы для учащихся 2-3 классы, часть 2

Описание

Пособие включает в себя 2 части (6 и 8 уроков) с изложением теории, иллюстрациями и развлекательными элементами.

Автор продукта, координаты

Издательство ВИТА-ПРЕСС (121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, офис 323) 8(499)709-70-78, [email protected]Автор Федин Сергей

Особенности применения продукта

Пособие ориентировано на самостоятельное изучение и может использоваться для домашнего чтения. Преподавателю, использующему это пособие в учебном процессе, необходимо дополнять его игровыми и иными интерактивными мероприятиями, необходимыми для эффективной аудиторной работы в начальной школе.

Опыт применения продукта

Материалы УМК апробированы в 28 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 46 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 1075 обучающихся; 38 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 797 родителей (законных представителей) обучающихся.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (105062, Москва, улица Макаренко, дом 5/16). 84956213374, [email protected]

Материалы по теме

Разные услуги, пособие, деньги, школьное образование, домашнее чтение

Методические материалы для учащихся 2–3 классов :: Повышение финансовой грамотности

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

 

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации (начальное общее образование)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) . В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа (PDF, 601 Кб)

 

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1) (PDF, 621.52 Мб)

 

Материалы для учащихся (часть 2) (PDF, 189.27 Мб)


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 — 3 классы общеобразовательной организации


Методические рекомендации включают описание методов преподавания, формы и системы оценивания, краткое тематическое планирование для начальной школы. Для каждого занятия приведены цель изучения, ключевой вопрос для обсуждения на занятии, ссылка на тот или иной учебный материал, жизненные ситуации, отвечающие теме занятия, план занятия и задания для учащихся с ответами. В связи с тем, что курс может изучаться во 2–3 классах, учитель может использовать материал полностью или выбрать отдельные задания в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 1.18 Мб)

 

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 — 3 классы общеобразовательной организации



Курс имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. Позитивное отношение родителей к изучению их детьми этого курса и их активное участие в этом процессе будет способствовать реализации учебных целей. В пособии подробно описаны формы взаимодействия родителей с детьми, с учителем. Приведены виды исследовательских и творческих работ, игры, моделирующие жизненные ситуации.

Материалы для родителей (PDF, 2.32 Мб)

 

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2 — 3 классы общеобразовательной организации

Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

Контрольные измерительные материалы (PDF, 490 Кб)

Рабочая программа (2 класс) на тему: Рабочая программа по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                         СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                            КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                            СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Основы финансовой грамотности»

для учащихся 2 классов

                       учителя начальных классов Хлебак Л.А.

                                2017-2018 у/г

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования,  на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой  грамотности  населения  и  развитию  финансового  образования  в Российской Федерации».

  Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.

  Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

        • деньги, их история, виды, функции;

        • семейный бюджет.

Курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами  изучения  курса  «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;

• овладение  логическими  действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

Содержание  программы для  2 класса

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

•  Объяснять причины и приводить примеры обмена.

•  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

•  Описывать свойства товарных денег.

•  Приводить примеры товарных денег.

•  Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•  Объяснять, почему появились монеты.

•  Описывать купюры и монеты.

•  Сравнивать металлические и бумажные деньги.

•  Объяснять, почему    изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

•  Описывать старинные российские деньги.

•  Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары.  Евро.  Банки.  Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

•  Описывать современные российские деньги.

•  Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

•  Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

•  Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

•  Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

•  Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

•  Сравнивать покупки по степени необходимости.

•  Различать планируемые и непредвиденные расходы.

•  Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

•  Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

•  Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

•  Сравнивать разные виды сбережений.

         Формы оценивания

        Текущая аттестация:

        • устный опрос;

        • тестовые задания;

        • решение задач;

        • решение кроссвордов и анаграмм;

        • мини-исследования;

        • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

        • творческая работа: постер, компьютерная презентация.

        Итоговая аттестация:

        • викторина;

        • тест.

        Внеурочная деятельность:

        • творческая работа;

        • проект.

        Система оценивания

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном    подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • урок-практикум,
  • дискуссия, обсуждение.

Учебно-тематический план для 2 класса

занятия

Тема занятия

Теоретическая

часть

Практическая часть

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

2

Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами».

1

3

Что такое деньги и откуда они взялись. Решение задач с денежными расчетами

1

4

Что такое деньги и откуда они взялись. Тест.

1

5

Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата.

1

6

Рассмотрим деньги поближе.

 Постер «Виды товарных денег»

1

7

Рассмотрим деньги поближе.

Игра — путешествие «Сказочная страна финансов»

1

8

Рассмотрим деньги поближе.

Защита от подделок.

9

Рассмотрим деньги поближе. Тест.

1

10

Какие деньги были раньше в России.

Деньга, копейка, рубль.

1

11

Какие деньги были раньше в России.

Первые бумажные деньги.

1

12

Какие деньги были раньше в России.

Пословицы и поговорки про деньги.

Дизайн купюры сказочной страны.

1

13

Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России.

1

14

Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги.

1

15

Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты.

1

16

Современные деньги России и других стран. Постер «Оборот денег»

1

17

Современные деньги России и других стран. Доллар и евро.

1

18

Современные деньги России и других стран. Тест.

1

19

Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство.

1

20

Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1

21

Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

1

22

Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер  «Доходы бывают разные»

1

23

Откуда в семье деньги. Тест.

1

24

На что тратятся деньги. Необходимые расходы.

1

25

На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»

1

26

На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.

1

27

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Считаем  деньги.

1

28

Как умно управлять своими деньгами.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1

29

Как умно управлять своими деньгами.

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.

1

30

Как умно управлять своими деньгами.

Игра «Распредели семейный бюджет»

1

31

Как делать сбережения.  Куда и как откладывать деньги?

1

32

Как делать сбережения.

«Путешествие в страну Капиталия»

1

33

Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель»

1

34

Итоговый урок. Тестирование по курсу.

1

Итого часов: 34

11

23

        Список рекомендуемой литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

 8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под   ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

         Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

                                            Интернет-источники

        

1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

3..  Сайт  «Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  — http://festival.1september.ru/

4.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru

Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4

                                  Актуальная информация, статистика

1.  Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58

3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

4.  Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

5.  Сайт  Общества  защиты  прав  потребителей  —  http://ozpp.ru/laws/zpp.php

6.  «Достаток.ру»  —  сайт  по  основам  финансовой  грамотности http://www.dostatok.ru

7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

8.  Портал  «Профориентир»  «Мир  профессий»  —  http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102

10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

11.  Сайт  «Всё  о  страховании»  —  http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

12.  Сайт  страховой  компании  «Уралсиб»  (о  ДМС)  —  http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

13.  Сайт  «Методическая  копилка  учителя,  воспитателя,  родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm

14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/ http://bs-life.ru/rabota/personal/professiya2013.html

        

        

Методическая разработка (2 класс) на тему: ПРОЕКТ «Для чего нужны деньги» по курсу финансовая грамотность

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА

ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

«Для чего нужны деньги»

   Разработчики проекта:

  • Етеревская Л.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18» ЭРМ Саратовской области
  • Осипова М. П. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7» города Балаково  Саратовской области
  • Миронова Н.А. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 28» города Балаково  Саратовской области
  • Хохлова Ю. В. учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука» р.п. Духовницкое Саратовской области
  • Рябуха О. В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» ЭРМ Саратовской области

Проект допущен к защите

Старший методист РМЦ

____________ И.Н.Иванова

Саратов, 2017

Введение

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это — одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. Не представляя сколько-нибудь значительной ценности как таковой, они служат мерилом стоимости всех окружающих нас вещей и обладают способностью «превращаться» в любую из них!

Ежедневно люди ходят на работу, получая за свой труд деньги. Деньги – это необходимость современного мира, без которой не прожить. Но вот разумно использовать их – это еще и большое искусство.

Говорят, что без денег не прожить, за все нужно платить, но зачем? Возникает противоречие — как было бы здорово жить без денег, получать все, что хочется и ничего за это не платить.

Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег представить просто невозможно. С ними неразрывно связаны все успехи мировой цивилизации. Они создали общество таким, каким мы его видим, с его достоинствами и противоречиями. Но пользу они принесут только тогда, когда ими будут грамотно распоряжаться.

Опираясь на жизненный опыт детей, на данном занятии раскрывается значение денег в современном мире.

  1. Общая характеристика занятия
  • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
  • Количество занятий по теме: 2
  • Тип занятия: внеурочное занятие общеметодологической                                          направленности

2.Характеристика условий реализации проекта

  • Место: кабинет  начальных классов
  • общеобразовательное учреждение
  • Участники проекта:
  •  Етеревская Л.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18» ЭРМ Саратовской области
  • Осипова М. П. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7» города Балаково  Саратовской области
  • Миронова Н.А. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 28» города Балаково  Саратовской области
  • Хохлова Ю. В. учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука» р.п. Духовницкое Саратовской области
  • Рябуха О. В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» ЭРМ Саратовской области
  • Учащиеся: 2 класс
  • Место занятия в логике реализации предмета «Окружающий мир»
  • Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
  • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1
  • Тип занятия: мероприятие
  • Оборудование и характеристика образовательной среды: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал
  • Учебно-методическое обеспечение:
  • Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: ФЕДИН Сергей Николаевич ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Материалы для учащихся 2, 3 классы общеобразовательных организаций в 2-х частях Часть 1
  • Методические материалы для учителя: КОРЛЮГОВА Юлия Никитична ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Методические рекомендации для учителя2–4 классы общеобразовательных организаций

2. Педагогическая характеристика занятия

Тема: Для чего нужны деньги

Ключевой вопрос: Нужны ли людям деньги?

Цель занятия: Создать условия для формирования экономического кругозора детей

Задачи:

образовательные;

  •  знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен» («бартер»), «покупка, продажа

 развивающие: развитие умения бережного отношения к деньгам; умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

  • развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;

воспитательные: воспитание  умения работать в группе, формирование   у обучающихся

Предметные образовательные результаты: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе;  умение характеризовать виды и функции денег.

Метапредметные результаты: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Этапы и типы задания для учащихся

Этап

Продолжитель-ность

Действия учащихся/учителя

 при выполнении заданий или

 типы заданий для учащихся

Организационный (постановка практической задачи)

5 минут

Отгадывание ребуса. Определение

 темы занятия,  постановка целей и

 задач мероприятия.  

Деление класса на группы  для ра —

боты с практическими задачами.

Основной (содержательно-операционный

30 минут

  • Работают в группах, по обмену

вещами, обсуждают ситуации,

делают выводы, готовят выступле-

ние группы.

  • Работа с учебником  по поиску инфор-

мации  откуда появились деньги.

  • Дидактическая игра «Магазин игру-

шек» (Расположите по порядку действия

которые надо предпринять, совершая по-

купку в супермаркете)

  • Работа с пословицами, содержащими

 слова «деньги» (Собери пословицу)

Итог занятия.

Рефлексия.

10 минут

Тестирование. Составление синквейна.

Совместное подведение итогов

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Этап

Метод

Типы заданий

контрольно-измерительных

процедур

Организационный (постановка практической задачи)

Проблемный, ролевая игра

Основной (содержательно-операционный)

Практические задача, мини – исследование, частично – поисковый, игровой, составление диаграммы связей

Дидактическая игра «Магазин

игрушек» 

(Расположите по порядку

действия, которые надо

предпринять, совершая покупку

 в супермаркете) 

Рефлексия

ТРКМ (технология развития критического мышления)

Тест

Синквейн

2.Методическая характеристика занятия

Перечень методик (или технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

1.  Здоровьесберегающие технология.

2.  Кейс-технология (решение практических задач, анализ).

3.  Метод организационно-деятельностных игр. Игровая технология.

4.  ИКТ – технология.

5.  Работа в группах.

6.  Методический прием на закрепление знаний по основным терминам: синквейн, тестирование.

Методика оценки педагогической эффективности занятия

  • Вопросы для педагогической рефлексии:
  • Усвоены ли учащимися базовые понятия и знания по теме «Для чего нужны деньги»: обмен, деньги, покупка, продажа
  • Отработаны ли навыки коммуникативной работы?
  • Сформированы ли компетенции? (усвоены ли выгоды обмена.

Научились оценивать свойства предмета, выполняющего роль денег,

описывать ситуации, в которых используются деньги)

2) Критерии оценки эффективности занятия

Заключение

В начале занятия дети определили тему урока, разгадав ребус, сформулировали цель.  В процессе игры, обучающиеся поняли проблемы, возникающие при обмене. Выявили причину необходимости появления денег.

Работая с учебником, учащиеся нашли необходимую информацию о том, какие деньги использовались раньше и результаты своей работы представили в виде устных выступлений.  

В результате групповой работы, анализируя различные ситуации, отвечают на вопрос «Для чего нужны деньги?» По итогам выступления составлена диаграмма связей.

Объясняя смысл пословиц, дети учатся разумному отношению к деньгам.

Выполнив тест, проверив по эталону, учитель делает вывод о качестве усвоения материала занятия. Подводя итог занятия, учащиеся составляют синквейн.

Список использованных источников и литературы

Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра —

зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополни-

тельное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова, Ю. Н.

К66 Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы обще-

образоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Допол-

нительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе-

нию»).

Интернет-источники

1.

Рабочая программа по финансовой грамотности. 2,3 классы

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2,3, классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— развитие экономического образа мышления;

— воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

— формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

— деньги, их история, виды, функции;

— семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

2. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3, классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)

3. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.

4. Содержание учебного предмета.

2.3 классы.

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая тема программы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

5. Календарно – тематическое планирование 2,3 класс

п/п

Дата

прове

дения

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности,

осуществляемые на занятиях.

Обмен и деньги (8 часов)

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2 часа

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

3-4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2 часа

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

5-6

Какие деньги были раньше в России.

2 часа

« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

7-8

Современные деньги России и других стран.

2 часа

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

Семейный бюджет (8 часов)

9-10

Откуда в семье деньги

2 часа

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

11-12

На что тратятся деньги.

2 часа

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Считать общую сумму расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.

13-14

Как умно управлять своими деньгами.

2 часа

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

15-16

Как делать сбережения.

2 часа

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

6. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015

Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для карт