Эссе финансовая грамотность – ЭССЕ по теме:«Профессия финансист в современном мире». ЭССЕ по теме: «Значение финансовой грамотности для современного человека».

Эссе «Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников»

Эссе

«Мой опыт проведения занятий

по финансовой грамотности

для дошкольников»

Булдыгина Ольга Михайловна

воспитатель , первой категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Солнышко» городского округа город Фролово

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, реализуемого Министерством финансов РФ в Волгоградской области апробируется и реализуется образовательный курс по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Программа курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», разработана преподавателями Волгоградского социально-педагогического колледжа, в первую очередь ориентируется на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих) .

С 1 сентября 2015 года в МКДОУ «Детский сад №11 «Солнышко» осуществлялась апробация региональной программы по финансовой грамотности в соответствии с приказом «О проведении апробации региональной модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности и учебных материалов для разных возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций Волгоградской области в рамках вариативного и/или факультативного курса в 2015 году». Реализация данной программы продолжается в нашем саду. Содержание курса методически обеспечено и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО. Образовательный курс знакомство с миром экономики и финансов логически выстроен от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий — «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет». Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» рассчитана на 64 часа, включает следующие темы: «Финансовая азбука», «Деньги», «Семейный бюджет», «Труд». Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно — ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно-образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды. Материал образовательного курса объединён общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал. Методические рекомендации содержат конкретный развернутый план работы с детьми при изучении курса, а также тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников. Авторами программы предоставлены электронные варианты мультфильмов, которые сопровождают программу и сборник презентаций. Важной особенностью программы является психологически-возрастной подход к организации обучения. Помимо учета возрастных особенностей и поддержания комфортной атмосферы, учитывается эмоциональное состояние детей на каждом этапе работы посредством различных психологических приемов (экспресс-диагностика с целью создания позитивного эмоционального настроя детей на восприятие мира финансов, физкультурные и психогимнастические упражнения). Знакомство с миром экономики и финансов происходит из собственного опыта к пониманию экономическому, от простейших экономических категорий «труд», «профессия», «потребность», «деньги», — к более сложным финансово -экономическим явлениям «товарно — денежные отношения», «купля — продажа», «бюджет» и к пониманию законов финансового мира. В программе содержится краткая характеристика методов обучения и способов достижения результатов, которые соответствуют целям программы и планируемым результатом. В результате освоения программы дошкольники приобретают опыт в определении своих потребностей. Освоение программы позволяет формировать финансовые умения: определять разницу между «хочу», и «надо», регулировать потребности в соответствии с возможностями; делать покупки; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; умение разумно расходовать деньги; планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета. Таким образом, дошкольники учатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов. Иллюстрированный материал представлен в полном объеме и связан с содержанием темы. Предложенные в методических рекомендациях тексты сказок доступны детям дошкольного возраста. Количество понятий, которые дети получают на занятиях представлено в достаточном объёме.

Занятия по финансовой грамотности показали положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, это доказывает эффективность её освоения. Большинство детей группы имеют первичные представления о экономических понятиях и употребляют экономические слова в непосредственно — образовательной деятельности.

Было организовано анкетирование родителей с целью изучения их мнения об изучении детьми курса по финансовой грамотности. В анкетировании приняло участие 15 родителей детей группы, что составило 100% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество в проведении региональной модульной образовательной программы для дошкольного образования. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение учитывается при организации деятельности ДОУ. При анализе анкетирования выявлено следующее: родители положительно относятся к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности (100%). Родители в оценке заинтересованности дошкольников к изучению финансовой грамотности. Большая часть родителей (66,7%) готовы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамотности.

По результатам проведения занятий можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий уровень развития финансовых представлений. Реализация курса по финансовой грамотности показала положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, показатели дошкольников стали намного выше, что доказывает эффективность освоения образовательной программы. Эти результаты дают основание утверждать, что программа, направлена на развитие экономических знаний , позволяет развивать экономическое мышление дошкольников и формирует первичные экономические представления и компетенции. Многие дети имеют представление и могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, имеют достаточно представлений о мире экономики, употребляют экономические слова. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем правильно вести свой бюджет.

Считаю, что данная программа и ее учебные материалы по реализации финансовой грамотности будут использованы в нашем дошкольном учреждении и позволят нашему педагогическому коллективу сформировать первоначальные экономические представления, воспитывая успешных и ответственных детей.

СБОРНИК ЭССЕ ПЕДАГОГОВ-УЧАСТНИКОВ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДОСТУПЕН НА САЙТЕ — Новости

СБОРНИК ЭССЕ ПЕДАГОГОВ-УЧАСТНИКОВ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДОСТУПЕН НА САЙТЕ

14.11.2016

Распространение накопленного в Волгоградской области позитивного опыта — важная часть реализации программ повышения финансовой грамотности. В конце сентября состоялась третья межрегиональная научно-практическая конференция «Повышение финансовой грамотности населения: региональная практика», в рамках которой был представлен сборник эссе педагогов-участников региональной и федеральной апробаций образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности.

«В настоящий момент в Волгоградской области проходит апробация модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций. Внедрение нового предмета охватило 133 детских сада и 135 школ из всех муниципальных районов и городских округов региона. Педагог как никто другой понимает потребности детей, поскольку у него есть и свои дети. Могу сказать, что первые апробанты – это дети педагогов. И если педагог видит, что это полезно, это нужно, то, естественно, ему интересно работать. Кроме того, «педагог-апробатор» – это хорошее звание для пополнения собственного портфолио, так как оно учитывается при аттестации. Мы планируем продолжить работу по повышению финансовой грамотности обучающихся» — отметил в интервью для сборника председатель комитета образования и науки Волгоградской области Коротков Александр Михайлович.

Напомним, что конкурс «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» прошел в регионе в мае 2016 года впервые. В нем приняли участие учителя и воспитатели, проводившие занятия для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Основной целью Конкурса стало выявление и продвижение методик, образовательных инструментов в области повышения финансовой грамотности, направленных на получение обучающимися знаний и умений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности и реализации долгосрочной финансовой стратегии в рамках предметных областей финансовой грамотности, а также содействие появлению новых инициатив в этой сфере.

«Конкурс эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» был задуман как площадка сбора педагогических инноваций, тех наработок, которые возникли у педагогов в период региональной апробации модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций. Кроме «обратной связи» в форме эссе мы

получили в результате проведения конкурса несравнимо больше: каждый педагог старался к заявке и самому эссе приложить те самые ценные для нас разработки уроков, креативных форм проведения занятий, которые и явились примером педагогических инноваций в области преподавания финансовой грамотности. На этих занятиях каждый из них учит ребят думать, анализировать, выделять те финансовые условия, которые влияют на материальное благополучие, различать варианты финансовых решений, обсуждать денежные и финансовые вопросы между собой и с родителями, строить планы на будущее» — подчеркнула консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению уровня финансовой грамотности на территории Волгоградской области Ольга Сергеевна Андреева.

Всего было прислано 22 работы из 19 учебных заведений практически со всех уголков области – Волгограда, Урюпинска, Калачевского, Николаевского, Светлоярского, Камышинского, Городищенского, Клетского и Киквидзенского районов. Первые места заняли 4 учителя и воспитателя, еще 18 были отмечены грамотами, сертификатами и подарками.

Сборник эссе педагогов доступен по ссылке.

Конкурс эссе

5.1 Сроки проведения Конкурса
Конкурс и подача заявок проводится с 1 апреля по 24 апреля 2019 года. Подведение результатов Конкурса с размещением информации на сайте вашифинансы.рф состоится 18 мая 2019 года. Конкурсные материалы, поступившие позднее 24 апреля 2019 года, к участию в Конкурсе не допускаются.
Награждение победителей состоится в рамках Семейного финансового фестиваля 18 мая 2019 года. Победителям, которые не смогут присутствовать на церемонии подведения итогов лично, – призы будут направлены Консультантом.

5.2 Номинации и призовые места
Конкурс проводится в номинациях в трех возрастных группах (10–13, 14–17 и 18–22 лет). Жюри голосованием определяет одного победителя в каждой возрастной группе и распределяет лауреатские места в соответствии с набранным количеством баллов.

Победители конкурса получают памятные подарки от Генерального партнера Недели – Страхового Дома ВСК.

5.3 Порядок рассмотрения и оценки конкурсных работ
При рассмотрении работ Конкурсным жюри учитываются следующие параметры: соответствие эссе тематическим направлениям Конкурса; соблюдение базовых характеристик эссе*; композиция; авторское восприятие тематики и проблематики эссе; художественность. Каждый параметр оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (см. Приложенную таблицу 1).
*Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Текст эссе не должен содержать нецензурные выражения, призывы к насилию и свержению власти, оскорбления властей (как России, так и других стран), дискриминацию по расовому и половому признакам, пропаганду идей национал-социализма (фашизма), пропаганду войны, иной информации, распространение которой преследуется по закону.
Текст также не должен содержать клеветнические, угрожающие и прочие сообщения, способные нарушить права третьих лиц и противоречащие законодательству России.
Оргкомитет Конкурса вправе без предупреждения автора не допускать к участию в Конкурсе эссе работу, не соответствующую вышеуказанным требованиям.
Оргкомитет Конкурса эссе имеет право на публикацию любых конкурсных работ полностью или частично без уведомления авторов и без выплаты им какого-либо вознаграждения, а также на использование работ в исследовательских целях. Участие в Конкурсе эссе означает согласие с условиями конкурса.

1. Соответствие эссе тематическому направлению Конкурса
Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, соответствие темы и содержания.
2. Соблюдение базовых характеристик жанра эссе
Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями и умениями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста.
3. Композиция сочинения
Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции жанру эссе и логике развития мысли.
4. Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения
Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая придает тексту неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского «я» в конкурсной работе, воплощение в работе собственной человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия, способность к личной интерпретации тематики.
5. Художественность сочинения
Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций.
6. Общее читательское восприятие текста сочинения. Дополнительный (вариативный) балл. Выставляется членами жюри Конкурса. Дополнительный балл участник Конкурса может получить от члена Жюри как читателя оригинального авторского текста, если текст сочинения произвел на читающего сильное впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.
Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в Таблице 1. Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, не может превышать 52 балла.

Таблица 1. Критерии оценки работы участника Всероссийского конкурса эссе

Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

Соответствие эссе тематическим направлениям Конкурса

1.1. соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса

0/1/2/3 балла

1.2. знание основ финансовой грамотности, касающихся тематики Конкурса

0/1/2/3 балла

1.3. соответствие темы и содержания

0/1/2/3 балла

2

Соблюдение базовых характеристик эссе

2.1. наличие в сочинении признаков выбранного жанра

0/1/2/3 балла

2.2. соответствие содержания сочинения выбранному жанру

0/1/2/3 балла

3

Композиция сочинения

3.1. цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения

0/1/2/3 балла

3.2. соответствие композиции жанру эссе

0/1/2/3 балла

3.3. соответствие композиции содержанию

0/1/2/3 балла

4

Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения

4.1. заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах

0/1/2/3 балла

4.2. соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально­-эстетическим опытом

0/1/2/3 балла

4.3. воплощение в работе собственной человеческой позиции

0/1/2/3 балла

5

Художественность

5.1. богатство лексики

0/1/2/3 балла

5.2. разнообразие синтаксических конструкций

0/1/2/3 балла

5.3. использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и др.) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и др.)

0/1/2/3 балла

5.4. использование афоризмов, цитат, пословиц

0/1/2/3 балла

5.5. наличие оригинальных образов

0/1/2/3 балла

5.6. грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок)

0/1/2/3 балла

6*

Общее читательское восприятие текста сочинения

6.1. дополнительный вариативный балл за оригинальность сочинения

0/1/2/3 балла

Итог

Критерии оценки в баллах:

Балл Критерии / оценка показателя:
3 отлично
2 хорошо
1 удовлетворительно
0 неудовлетворительно

* Критерии проставления оценки в компетенции 5.6. «Грамотность»:

Балл

Критерии:

Число ошибок (орфографических /пунктуационных)

3 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
2 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
1 4/4, 3/5″, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
0 7/7, 6/8, 5″/9, 8/6 и более

Исправляются, но не учитываются описки, неправильное написание, искажающее  звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

Эссе для Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи


Тараканов Владимир, г. Балаково
Руководитель:
преподаватель спецдисциплин
высшей квалификационной категории
ДенисоваН.А.
Конкурс эссе
Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи
«Финансовое воспитание детей»
С рождением, каждый ребёнок растёт и познаёт мир так, как видит его своими глазами. С годами дети растут и узнают много нового, им становиться всё интересно, каждая частичка мира. И лишь родители, самые главные помощники в жизни своих детей, только они помогают детям с финансами. Каждый родитель должен приучать своего ребёнка с малых лет к грамотным расходам денег, только делать он должен это правильно, так как у ребёнка может нарушиться психика. С самых ранних лет, необходимо учить детей правильно экономически развиваться. Нужно детям объяснять, откуда берутся деньги и как ими грамотно распоряжаться. Насколько правильно родители будут объяснять детям про финансы, настолько они и будут финансово грамотными. Человек только ещё начинает жить, у него нет своего жизненного опыта, он действительно не знает, откуда берутся деньги и почему родители ссорятся, когда он слишком часто просит их что-то купить. Это всё нужно объяснять. Необходимо объяснять простые понятия и почему так делать нельзя, а вот так, стоит поступать, нужно учить видеть взаимосвязь вещей и постепенно приучать ребёнка обращаться с деньгами.
Уже в подростковом возрасте многие дети начинают стремиться что-то заработать самостоятельно. Такое желание должно вызывать положительные эмоции и всяческую помощь со стороны родителей. Конечно же, при этом необходимо следить за тем, чтобы такой заработок не был опасен. Начав самостоятельно зарабатывать, ребёнок начнёт понимать, каким трудом достаются деньги, и будет их ценить. Тратить заработанное и то, что дали ему родители — это две большие разницы, поэтому заработки будут способствовать бережному отношению к деньгам. Со временем, дети начнут понимать всю суть финансовых ценностей. Если ребёнок не будет чувствовать ответственность за доверенные ему финансовые средства, то это перерастёт в низкий уровень финансовой дисциплины во взрослой жизни. Поэтому, если ребёнок потерял или потратил раньше времени карманные деньги, не нужно сразу же заменять ему эту трату, он должен понимать, что относиться к деньгам нужно бережно, распределяя имеющуюся в его распоряжении сумму на определённый период времени.

Выступление на тему «Теоретический аспект необходимости повышения финансовой грамотности у обучающихся»

Слайд 2:Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора.

Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Слайд 3: Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг). Происхождение термина «финансы» обязано французскому языку, в котором слово «финансы» имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя определения финансов в основном сформированы вокруг денег, сами финансы могут включать в себя и другие активы, в том числе: драгоценные камни, металлы, предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт.

Слайд 4: Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно, с применением новых технологий, терминалов самообслуживания, оплатой услуг через мобильные устройства. В рамках рыночных отношений Россия развивается с 90-х. Также появляется более глубокое понимание как проблем, которые сопровождают большинство граждан, так и перспективы, и механизмы которые их решают. На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.

Слайд 5:Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения — важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в Китае, Бельгии, США и Канаде. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

Слайд 6:В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

К примеру, свыше 60 % семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию обэффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11 % осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 29 % населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Слайд 7:Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Слайд 8: Реализация проекта.В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.

  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

  • инвестиции;

  • ценные бумаги;

  • банковские операции;

  • мошенничества;

  • кредитные системы;

  • финансовые пирамиды;

  • кредиты и т.д.

В нашем ОУ такое обучение прошёл пока один человек это Шевченко Т.Л.

Ожидается, что до конца 2018 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности. Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка? Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Слайд 9: Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы: перечислять не буду их видно на экране.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Слайд 10: Ожидаемые результатыЕстественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители (в рамках родительских лекториев). Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов:

как потратить карманные деньги?

как скопить на желанный подарок?

где приобрести качественную и недорогую вещь?

как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам?

Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Слайд 11:Хотелось бы закончить высказыванием американского бизнесмэна Дэйва Рэмси: «Или ты будешь управлять своими деньгами, или их отсутствие будет управлять тобой» Спасибо за внимание!

Доклад «Развитие финансовой грамотности обучающихся посредством участия в проектах и конкурсах»

Развитие финансовой грамотности

обучающихся посредством участия в проектах и конкурсах

Идрисова Гульнира Магсумовна учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №24» г. Альметьевск 20 ноября 2018 г.

Финансовая грамотность – это система знаний, умений, навыков и ценностных установок, необходимых для принятия взвешенных решений в сфере личных финансов.

Финансово грамотное население:

  • следит за состоянием финансов, планирует личные доходы и расходы;

  • формирует сбережения и финансовую «подушку безопасности»;

  • знает, как искать и использовать информацию, связанную с финансами;

  • обладает знаниями о способах сбережений;

  • живет по средствам, избегая долгов и неплатежей по ним;

  • знает, как отстаивать свои права;

  • обладает информацией о финансовых мошенничествах.

В настоящее время вопросы повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг актуальны для всего мирового сообщества. 

Серьезные потрясения, которые произошли на финансовых рынках в 2000-е годы, активизировали разработку Национальных стратегий повышения финансовой грамотности населения в более чем шестидесяти странах мира, в том числе и в нашей стране.

В 2011 году стартовал проект Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В 2015 году в России был разработан проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2016-2020 годы» – это комплекс мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации. Цель Национальной стратегии – содействовать росту благосостояния населения нашей страны (путем повышения уровня финансовой грамотности граждан и улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг).

Комплексные программы по финансовой грамотности населения реализуются в 9 регионах России. Калининградская и Волгоградская области в 2011 году стали первыми регионами для тестирования методик работы, образовательных программ и учебных материалов.

В 2013 году проект вышел на новый уровень развития. К участию присоединились еще шесть регионов: Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская и Томская области, Республика Татарстан. А в 2016 г. уже 83 региона РФ приняли участие в мероприятиях Проекта.

Ежегодно в рамках Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. С каждым годом количество участников возрастает. Так в 2014 году было 3015 участников, в 2015 году – 150 тысяч, в 2016 году – 800 тысяч (участников Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи).

Конкурсы в рамках недели разнообразные – это Всероссийский финансовый зачет, Тест по финансовой арифметике для школьников, творческие конкурсы презентаций, сочинений, рисунков, видеороликов, лекции, мастер-классы, олимпиада по «Защите прав потребителей», участие в вебинарах и другие мероприятия.

Учащиеся МБОУ «СОШ №24» города Альметьевска тоже активно принимают участие в конкурсах Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи.

Три года подряд в 2015, 2016, 2017 годах ученики нашей школы принимали участие в творческом конкурсе сочинений «Финансовая грамотность населения», организованном отделением Национального банка Республики Татарстан. Все они получили дипломы за активное участие в конкурсе. В 2017 году ученица 9В класса школы №24 Закирова Азалия стала победителем республиканского конкурса сочинений «Финансовая грамотность населения». Для того чтобы раскрыть тему сочинения и грамотно изложить материал, учащиеся изучали экономическую теорию, термины и понятия, дополнительную литературу, использовали современные источники информации, тем самым пополняли, расширяли свой образовательный уровень и финансовую грамотность.

С 9 по 14 апреля 2018 года в рамках 4 Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 20 учеников 8-9 классов нашей школы участвовали во Всероссийском финансовом зачете, 10 учеников 7-8 классов прошли тест по финансовой арифметике, старшеклассники стали участниками тематических вебинаров. Задания и тесты были сложные, интересные, нестандартные, поэтому школьникам было не так-то просто справиться с ними. Это придало импульс и заинтересованность в получении нового знания по финансовой грамотности.

В сентябре 2017 и 2018 году ученики 8-10 классов принимали участие в олимпиаде по «Защите прав потребителей». Каждый из них изучал законы РФ «Защита прав потребителей», «Правила торговли», Гражданский кодекс. В ходе подготовки к олимпиаде, школьники осознали, что необходимо знать свои права, законы, что это пригодится им в практической жизни. В этом учебном году 13 учеников нашей школы зарегистрировались на участие в олимпиаде, во второй этап прошли трое из них, на третий этап была приглашена ученица 9А класса Сабирзянова Аделина, она стала участником заключительного этапа Республиканской олимпиады по «Защите прав потребителей», который прошел в городе Менделеевске.

Как правило, все участники конкурсов и олимпиад, активно учатся в школе, дополнительно занимаются, расширяют свой кругозор, поднимают интеллектуальный уровень, у них постоянно поддерживается интерес к учебному процессу и получению новых знаний. А это является основной целью каждого учителя.