Для чего информация нужна человеку – Для чего нужна письменность 🚩 для чего была нужна письменность финикийским торговцам 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Содержание

Зачем нужна информация?

Вопрос «Зачем?» является одним из самых сложных, ставящих в трудное положение. Можно обсуждать все, что угодно, в общем виде или в деталях. А вопрос «А зачем это нужно вообще?» может поставить в тупик.

Мы много и часто говорим о том, что компьютер является важным помощником человека в получении необходимой информации. Действительно, компьютер используется чаще всего в этом качестве, в роли незаменимого помощника в поиске и обработке интересующей информации.

избыточность информации

Содержание (кликабельно):
1. Некоторые закономерности
2. Связь принятия решений и знаний
3. О накоплении информации
4. Приятные и неприятные следствия накопления информации
5. Правда и ложь в информатике и в жизни
6. Как отличить правду от лжи?
7. И все-таки компьютер – незаменимый помощник человека

Вроде бы все просто и ясно. Пока не поставишь вопрос: «А зачем вообще нужна информация?». Та самая информация, ради поиска и обработки которой мы предпринимаем беспрецедентные усилия. Зачем она нужна?

И это не абстрактный вопрос научного характера.

Некоторые закономерности

Зачем знать цены на товары? – Чтобы делать правильный выбор товаров, оценить возможность их приобретения. Или чтобы получить представление о ситуации на товарных рынках.

Зачем знать текущую ситуацию в Гондурасе? – Чтобы сравнить с это с ситуацией у себя дома и оценить ее. Или чтобы знать, что происходит в этой далекой (но вместе с тем близкой!) стране.

Зачем знать повадки птиц? – Чтобы не ходить под навесами крыш, на которых птицы отдыхают. Или чтобы понимать, почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

Список подобных вопросов и ответов можно продолжать до бесконечности. Вместе с тем можно заметить определенные закономерности. Если задуматься над каждым вопросом, то довольно часто ответом на это будут 2 варианта.

Первый вариант. Информация нужна человеку

для принятия решения. Ответы «Чтобы сделать правильный выбор» или «Чтобы не ходить под навесами крыш» – суть «принятие решения».

Второй вариант. Информация нужна человеку для накопления им знаний. Эти знания пригодятся ему не сейчас, а в будущем. Причем важно понимать, что многие из полученных знаний могут так никогда и не пригодиться. А могут и пригодиться, и заранее этого никто не знает. Ответы «Чтобы получить представление о ситуации на рынке» или «Чтобы знать, что происходит в другой стране» – суть новое знание, которое может пригодиться в будущем.

Связь принятия решений и знаний

Для принятия решения (первый вариант ответа на вопрос «Зачем?») нужна информация. Чем сложнее принимаемое решение, тем больше нужно информации.

Но эта информация должна быть истинной, иначе решение может оказаться неверным. И тут важную роль начинает играть знание (второй вариант ответа на вопрос «Зачем?»). Чем больше мы знаем, тем меньше информации нам нужно для принятия решения.

И наоборот, чем меньше мы знаем, тем больше достоверной, истинной информации нам нужно для принятия решения.

Например, если говорить по теме «Компьютерная грамотность», предположим, что ПК стал работать со сбоями. Если у нас есть знания о причинах сбоев ПК, и эти знания помогают нам выяснить причины сбоев, то мы можем принять правильное решение о методах устранения проблемы.

И, наоборот, если мы встречаемся с таким вариантом сбоя ПК, когда наших знаний явно не хватает, то мы нуждаемся в большом количестве конкретной информации о том, как подобные сбои ПК можно устранить. Причем в этом случае мы становимся чрезвычайно зависимыми от того, насколько достоверна информация, получаемая нами в условиях отсутствия собственных знаний.

К чему приводит такая связь между информацией и знаниями? Если говорить в общем виде, то мы стремимся к тому, чтобы знать максимально больше и чтобы не зависеть в момент принятия решения от наличия или отсутствия необходимой информации.

Но так как знать все невозможно, то мы начинаем прибегать к посторонней помощи. В том числе к помощи компьютера.

А что нужно, чтобы больше знать? Надо иметь как можно больше достоверной информации, и ее систематизировать для преобразования простой несвязанной информации в структурированные знания.

А значит? Мы стремимся к тому, чтобы иметь как можно больше информации, в том числе «впрок». И стремимся к тому, чтобы эту запасенную впрок информацию предварительно структурировать. Стремимся связать между собой отдельные разрозненные кусочки информации и превратить в знания.

В ответственный момент принятия решения нам нужно знать ответ и решение здесь и сейчас, без промедления, без всяких сомнений. И в случае, если сомнения все-таки остаются, нам нужно как можно быстрее недостающую информацию найти, получить и обработать.

О накоплении информации

Мы не только стремимся к постоянному накоплению информации, но и делаем все от нас зависящее для превращения этой информации в знание. И это потому, что так устроен человек, вернее его мозг.

Все, что фиксирует наш мозг, откладывается в памяти. Ученые утверждают, что мозг способен помнить все, что человек видел или слышал, или чувствовал. Он запоминает всю информацию, которая поступает от органов чувств.

Это запоминание мозг делает постоянно, не пропуская ничего. Но при этом, чтобы избавить себя же от перегрузки, мозг помещает увиденную и услышанную информацию туда, откуда ее непросто достать. Это делается, чтобы не мешать работе мозга и не перегружать его во многом ненужной в данный момент информацией.

И только в нужный момент, когда эта информация действительно востребована, мозг сможет ее отыскать и обработать для принятия решений. Данный совершенный механизм запоминания и вспоминания есть следствие длительной эволюции живых существ на Земле. Итог развития и эволюции длиной несколько миллиардов лет.

Компьютер – незаменимый помощник человека. Он является своего рода продолжением самого человека в части хранения и обработки информации. Поэтому и здесь каждый отдельно взятый человек и человечество в целом придерживаются аналогичных подходов.

А именно. Мы получаем информацию, накапливаем и храним ее в компьютерах, не доверяя собственной памяти. Систематизируем накапливаемую информация и используем ее по назначению в моменты принятия решений. Это про отдельного человека – пользователя ПК.

Если же говорить про человечество в целом, то оно создало глобальные сети из тех же компьютеров. И это опять же для  накопления информации, ее систематизации и использования для принятия решений.

Действовать по-другому мы не можем и не хотим, так как весь ход многовековой эволюции подсказывает нам наиболее приемлемый способ работы с информацией. Приемлемый потому, что при таком подходе требуемые нам для принятия решения информация и знания будут получены нами в необходимом количестве и в нужное время

Приятные и неприятные следствия накопления информации

Важнейшим следствием постоянного накопления информации и превращения ее в знания является тот факт, что любая накапливаемая нами информация является избыточной. Мы накапливаем эту информацию в избытке. Впрок, про запас. Также как это делает мозг.

Мы загружаем в свои ПК  нужные и ненужные нам файлы. Зачем? Потому, что мы не знаем, когда и какая информация может пригодиться для принятия очередного решения. И поэтому собираем все больше и больше данных.

В попытках систематизировать накопленную информацию мы придумываем различные системы связей. От простейших папок, в которых размещаем файлы в том или ином порядке. До сложнейших специальным образом структурируемых баз данных и баз знаний, в которых информация хранится в систематизированном виде.

То же делаем мы (люди, человечество) в глобальных масштабах. Создали глобальную сеть Интернет. Соединили в сеть множество серверов. Разместили на них огромные массивы информации. Затем создали так называемые поисковые машины, которые день и ночь без перерыва систематизируют эти массивы информации с тем, чтобы по любому запросу любого пользователя этой сети выдать ему максимально большое количество доподлинной информации и знаний.

Все это ведет к неизбежной избыточности накапливаемой информации. И это плохое следствие накопления информации. Результатом плохого следствия является то, что в наших компьютерах хранится очень много ненужной или устаревшей информации, хранится про запас. И что бы мы ни делали для очистки компьютеров от лишней ставшей ненужной информации, мы никогда не добьемся, чтобы в ПК (или на сетевых серверах) были только нужные нам файлы данных. Это невозможно, так как избыточность информации есть первооснова современных информационных технологий.

Хорошее же следствие избыточности информации состоит в том, что мы научились использовать огромные массивы данных для своевременного и правильного принятия решений. И компьютеры, и сети стали нашими союзниками в данных вопросах, несмотря на то, что они перегружены избыточной информацией.

Писатели-фантасты середины XX века описывали так называемые «центральные информатории» в виде огромных вычислительных машин, где по замыслу должна была храниться вся доступная и достоверная информация и знания человечества. Это означало, что на любой вопрос в этой грандиозной системе можно найти один или несколько совершенно точных ответов. Избыточность информации, по замыслу фантастов, отсутствует.

Инженеры, создавшие ПК и глобальные сети, поступили иначе, и даже с точностью до наоборот. Они создали условия для хранения и обработки избыточной информации. Но это позволило смоделировать накопление и обработку информации так же, как это происходит в голове человека, в его мозгу. Поэтому компьютеры и сети стали незаменимыми помощниками человека.

Конечно, неплохо было бы иметь единый «центральный информаторий», где есть ответы на все вопросы и где хранятся все знания человечества. Правда, невозможно представить себе, кто и в какие сроки сможет наполнить такой «информаторий» знаниями. Да и располагаем ли мы сами ответами на все вопросы? Все ли мы знаем?

Правда и ложь в информатике и в жизни

Истинна или ложна информация, которую нам предоставляют компьютерные системы (ПК, сети, Интернет и т.п.)? Можно ли на нее положиться и использовать для принятия решений?

В компьютерных программах (в программах, тексты которых понимает и исполняет компьютер) понятия «истина» и «ложь» имеют свое однозначное представление. Любое выражение, понимаемое компьютером, может быть однозначно интерпретировано только как истинное или ложное. Ошибки исключены!

Для интерпретации этих понятий, как истина и ложь в языках программирования есть постоянные и переменные величины, имеющие значения «истина» (иногда это обозначают цифрой «1») или «ложь» (здесь может применяться цифра «0»).

Поэтому, например, в текстах компьютерных программ можно увидеть такие бессмысленные с человеческой точки зрения выражения: 5>2=1 или 4>9=0. Первое означает (в переводе на человеческий язык) «утверждение о том, что 5 больше 2 – истинно». Второе означает «утверждение о том, что 4 больше 9 – ложно».

С цифрами можно выполнять арифметические действия, их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.п. И с логикой («истина» и «ложь») можно тоже выполнять так называемые логические действия. Этих действий предусмотрено всего 3: «не» (или иными словами логическое отрицание), «и» (логическое умножение) и «или» (логическое сложение).

Логическое действие «не» означает отрицание. Все просто: программное утверждение «не ложь» означает «истина», а программное утверждение «не истина» означает «ложь».

Логическое действие «и» означает логическое умножение. Если представить «истину» как «1», а «ложь» как «0», то «и» (логическое умножение) можно заменить на знак умножения. Тогда любое умножение на «0» дает в ответе «0», и только перемножение двух единиц даст в ответе «1» (1×1=1). Таким образом, результатом логического умножения может быть «истина» только в том случае, если умножаются две «истины». В остальных случаях ответом будет «ложь».

Логическое действие «или» означает логическое сложение. В двоичной системе (в каковой существуют понятия «истина» – «1» и «ложь» – «0») нулевой результат сложения может быть только в том случае, если складывать два нуля. В остальных случаях результат будет «1».  Таким образом, результатом логического сложения может быть «ложь» только  в том случае, если складываются две «лжи». В остальных случаях результатом является «истина».

И вот с помощью этого простого и в чем-то даже примитивного набора логических операций строятся все компьютерные программы, которые призваны выяснять истинность или ложность тех или иных компьютерных высказываний. Подобная простота приводит к тому, что компьютер не может ошибиться, интерпретируя истинность или ложность выражений (конечно, если программа составлена правильно, но это уже совсем другая история!).

Однако такое безошибочное поведение компьютера возможно только в том случае, если изначально понятно, что есть «истина» и что есть «ложь». А если не понятно? А вот тут уж компьютер нам ничем помочь не может!

Если изначально в ПК ввести заведомо ложную информацию, но при этом подразумевать ее истинной, то все дальнейшие компьютерные безошибочные логические преобразования не будут иметь смысла. А так как информация в компьютеры попадает из внешнего мира в основном с помощью людей, которые сами порой не могут отличать истину от лжи, то безудержно полагаться на ПК в поиске истиной или ложной информации по меньшей мере безответственно.

Есть и другая причина, когда нельзя полагаться на ПК в этом вопросе. Этой причиной является время. Дело в том, что любая самая истинная информация с течением времени может стать ложной, может устареть, потерять актуальность и даже смысл. Все течет, все изменяется, и изменяются наши представления о мире, о вещах и событиях.

Значит, безответственно полагаться на компьютеры и сети нельзя. А как  быть?

Как отличить правду от лжи?

Информацию можно условно поделить

  • на техническую и
  • гуманитарную.

Техническая информация – это информация, касающаяся каких-либо технических устройств и систем, информация о взаимодействии технических устройств между собой, о взаимодействии человека с машинами. Техническая информация формализуется и оцифровывается. Она более или менее точна, и часто ее можно измерить приборами.

Гуманитарная информация – это информация о взаимоотношениях между людьми, между сообществами людей, между целыми странами и народами. Гуманитарная информация – это слабо формализуемая информация, она наиболее спорна в отношении истинности или ложности тех или иных положений и высказываний. Ее труднее измерить, а иногда совершенно невозможно объективно оценивать.

Поэтому все, что касается технической информации, здесь легче отличить правдивую (точную, достоверную) информацию от  ложной (неточной, недостоверной). Но и тут могут быть проблемы.

Представьте себе, например, гипотетический случай. Предположим, инопланетяне (если, конечно верить в их существование!) подключились к нашему Интернету и выложили туда чертеж своей летающей тарелки. Техническая информация? Да, техническая. Поверим? Допустим. А сможем сделать по ней аналог? Вряд ли… Почему?

Потому что чертеж ранее неизвестного устройства – это еще далеко неполная информация. А как изготовить все это? Из каких материалов? А как эти материалы создать? А на каком оборудовании можно это изготовить? А есть ли чертежи этого оборудования? А опять же где технологии производства оборудования для производства летающих тарелок? И так далее. Чем больше вопросов, тем меньше ответов.

Правда, в приведенном фантастическом примере чертеж летающей тарелки можно условно считать истинным, так как, предположим, он дан нам без каких-то искажений. Но так как мы с этим ничего не можем сделать, то вопросы истинности или ложности этой информации становятся неразрешимыми.

Также может происходить и с вполне земной технической информацией. Есть-то она есть, но истинная ли она? Попробуй, проверь…

А вот с гуманитарной информацией нам и без инопланетян невозможно разобраться с точки зрения ее истинности или ложности. Можно ли  считать истинными те или иные взаимоотношения людей, философские категории, рассуждения о жизни? Для кого-то это действительно то, что он искал. Для другого – совсем не то.

Вывод. Истина или ложна предоставленная ПК и Интернетом информация – это решение остается за пользователем, который эту информацию запросил. Как говорится, фирма не гарантирует! Полностью полагаться на ПК нельзя, особенно если от принятия решения на основании компьютерных данных зависит судьба человека или человечества.

И все-таки компьютер – незаменимый помощник человека

Почему же тогда люди постоянно применяют ПК, в том числе там, где нужно постоянно принимать решения? Почему люди доверяют компьютерной информации?

Почему компьютерам часто доверяют даже людские жизни? Это я про компьютеры, которые управляют самолетами, автомобилями, поездами.

На самом деле все просто. Мы говорили о том, что компьютер не ошибается, интерпретирую информацию, безошибочно отделяя истину от лжи в своих внутренних программах. И это его неоценимое свойство очень нам полезно.

Человеку свойственно делать ошибки даже при условии получения объективной и истинной информации. Почему? Из-за эмоций, из-за усталости, из-за перенапряжения и тому подобных факторов. Компьютер же не устает и не обладает эмоциями (пока не обладает!).

Но у ПК есть существенный недостаток. Он не может отличить правду от лжи в момент ввода в него информации. Если эту информацию вводит в него человек, особенно если вводимая информация является гуманитарной, не подлежащей строгому измерению и оцифровке.

А если этот недостаток преодолеть? А как? Да очень просто! Давайте, во-первых, попробуем вводить в ПК информацию, минуя участие человека. А там, где это невозможно, во-вторых, давайте сделаем так, чтобы эту информацию вводил наиболее осведомленный человек, самый умный и самый компетентный в этом вопросе.

Первый вариант (ввод информации без участия человека) используется при управлении техническими объектами. Например, компьютер самолета получает множество информации от датчиков, работающих автоматически без участия человека. Если датчики исправны (а для этого предусматриваются варианты их дублирования и резервирования), то поступающая информация (например, о скорости самолета, высоте полета и пр.) будет истинной. Соответственно, компьютеру можно доверить управление самолетом. Так как он, получив истинную информацию от всех датчиков и приборов, выберет наиболее оптимальные варианты пилотирования. Без эмоций, без ошибок.

Второй вариант (ввод информации наиболее осведомленными людьми) применяется в человеко-машинных системах. Например, кассир в супермаркете пробивает покупателю чек. Все, что он пробил в чеке покупателя (руками или с помощью сканера, что уменьшает вероятность ввода ошибочных данных о товаре) можно автоматически ввести в компьютер. А значит, введенная информация о произведенной покупке является истинной. Дальше компьютер может ее обрабатывать и выдавать истинные результаты (кто и сколько купил, какие продукты и товары покупают больше всего и т.п.).

Подводя итоги можно сказать, что

получение истинной информации с применением ПК и сетей гарантированно возможно в том случае, если введенная в ПК и в сети информация истинна. И если эта информация  не устарела с течением времени.

Во всех остальных случаях, если пользователь компьютера не уверен в достоверности введенной информации (или не может проверить достоверность введенной информации), доверять на сто процентов полученной информации нельзя. Опасайтесь подделок!!!

И пока еще не ясно, когда будут найдены решения, позволяющие гарантировать пользователям достоверность получаемой посредством ПК и сетей информации. Да и возможны ли такие решения? Я считаю это маловероятным с учетом того, что движемся мы совершенно другим путем. Путем обеспечения максимальной избыточности информации вместо того, чтобы добиваться хранения только достоверной и единственной в своем роде информации.

Кто не верит всему вышесказанному, пусть попробует на своем ПК хотя бы раз расчистить диски так, чтобы на них осталась только нужная в данный момент информация. Предлагаю только перед проведением этого эксперимента сначала скопировать отдельно всю хранимую в ПК информацию, чтобы не потерять ее безвозвратно.

Уверен, что эксперимент не получится. Потому что мы не можем существовать без избыточной информации, так предопределено всем ходом развития жизни. Мы нуждаемся в избыточной информационной среде для получения и развития знаний, и в конечном итоге для принятия ответственных (и не очень) решений.

Информации много не бывает! Бывает ложная и недостоверная информация. А бывает достоверная и точная. Последняя всегда нужна нам, как воздух.

Дайте информацию, еще информацию, еще, еще!..

P.S. Предлагаю еще почитать:

Информационные технологии: информация или технологии?

Представление информации в компьютере

Единицы измерения объема информации

Как работает ПК: часть 3. Программное обеспечение персонального компьютера

6 кадров компьютерной грамотности: информация, знания, опыт, …


Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик.
Уже более 3.000 подписчиков

.

Важно: необходимо подтвердить свою подписку! В своей почте откройте письмо для активации и кликните по указанной там ссылке. Если письма нет, проверьте папку Спам.

Автор: Юрий Воробьев

9 февраля 2012

Зачем нужна информация 🚩 для чего нужен мир 🚩 Разное


Информация существует в мире объективно, то есть независимо от того, воспринимается она кем-либо или нет. Она присуща всем материальным объектам. Кибернетика определяет ее как способность объектов порождать многообразие состояний, которые передаются от одного объекта к другому и запечатлеваются в структуре друг друга.

Человек получает информацию с помощью органов чувств и обрабатывает ее. Как и все живые организмы, люди реагируют на полученные сведения, они способны с учетом новых фактов измениться – подстроиться под условия. Это позволяет человечеству выживать, устойчиво существовать и развиваться.

Непрерывно обмениваясь информацией с окружающим миром, каждый человек формирует в своем сознании картину мира. То есть именно благодаря поступающим видам информации люди составляют себе представление о прошлом, настоящем и будущем, конкретизируют эти абстрактные временные понятия, наполняют их множеством смыслов. И более того, именно информация помогает всем составляющим этой единой картины мира в реальности взаимодействовать, существовать.

Это происходит на всех уровнях бытия. В зависимости от назначения информация делится на массовую, специальную и личную. Каждый вид обеспечивает человеку возможность полноценно жить. Массовая информация составляется из сведений, которые понятны всем. Сюда можно отнести культуру в широком понимании этого слова. Благодаря массовому обмену информацией человечество выработало общие для всех нормы, чтобы комфортно жить на одной территории. Так появились нормы права и морали, благодаря этому обществу известны и понятны основные принципы и условия существования государства.

Специальная информация полезна для отдельных групп населения. Для каждого конкретного человека она обеспечивает возможность работать, общаться с коллегами. При желании человек, который не разбирается в какой-либо части специальной информации, например, в физике, может изучить ее и расширить таким образом свои представления о мире.

Не менее важная задача – расширение представлений о самом себе. В этом людям помогает личная информация. Она формирует человека, индивидуальный социальный и психологический портрет каждого. В результате чего образуются социальные группы — люди объединяются исходя из определенных характеристик, а у конкретного человека появляются те, кого он может назвать близкими и любимыми. На генном и психологическом уровнях он передает личную информацию своим детям.

Урок 6. Работа с информацией

Урок 6. Работа с информацией Актуальность правильной работы с информацией сегодня неоспорима. Если прошлое столетие было эпохой промышленности, то в 21 веке наиболее ценным ресурсом без каких-либо сомнений является информация.

В наше время любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия связана с потоками данных, а развитие критического мышления и тренировка навыков работы с информацией крайне важны для достижения успеха на любом поприще.

Всякий человек, заинтересованный в достижении успеха в обучении, на работе и в жизни вообще, просто обязан научиться находить, собирать, анализировать, исследовать и хранить информацию, а также делать на ее основе правильные выводы.

Информация огромнейшими объемами обрушивается на нас буквально ежедневно. И если мы не будем в состоянии распределять данные, определять, какие из них полезны и ценны, а какие можно отбросить за ненужностью, мы рискуем в них утонуть и запутаться.

Информационное поле – это та среда, в которой сейчас мы находимся постоянно, однако далеко не все, что мы узнаем, видим и слышим, может быть для нас важным и имеющим значение. Данные нужно оценивать критически, проверяя на актуальность, достоверность, правдивость.

Чересчур большие объемы поступающих сведений становятся причиной поверхностного восприятия, а это в свою очередь приводит к клиповому мышлению, являющемуся, кстати говоря, одной из характеристик поколения современности.

Клиповое мышление представляет собой такое явление, когда человек улавливает и усваивает лишь небольшие и поверхностные отрывки информации. В итоге память засоряется огромным количеством самых разных, но, по сути, совершенно бесполезных сведений.

Чтобы избежать этой коварной ловушки, нужно также научиться правильно взаимодействовать с данными, а это требует не только умения отсеивать нужное и ненужное, но и освоения различных методов работы с информацией.

Обо всем, что мы только что перечислили, мы с вами и поговорим ниже. После прохождения урока ваши знания о развитии и применении критического мышления станут намного обширнее, что, несомненно, пригодится на практике в каждодневной жизни.

Для начала же стоит коротко поговорить о том, для каких целей вообще применятся информация.

Содержание:

Для чего нужна информация

Цели применения информации могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Это обуславливает ее целевое назначение.

Стратегическая информация

Стратегическая информация применяется при долгосрочном планировании и решении задач глобального масштаба, а также в бизнесе, к примеру, в поиске путей развития компаний и организаций. Даже в тех случаях, когда при первом ознакомлении с этим типом данных они никак не связаны с деятельностью напрямую, они могут играть решающую роль судьбе человека или организации, инициировавшей поиск.

Стратегические сведения могут затрагивать экономические тенденции регионов, политические события, изменения в мировой экономике, инновационные методы производства, современные технологии, игроков рынка, конкурентов, партнеров, клиентов и т.д.

Структура базы стратегической информации применительно, например, к бизнесу, может выглядеть следующим образом:

  • Изучение сферы применения какого-то продукта
  • Внешние факторы (такие как наличие сырья, экология, стоимость товаров и услуг)
  • Развитие бизнеса в различных регионах и за рубежом

Говоря проще, стратегическая информация позволяет найти ориентиры на пути постановки целей и в общих чертах указать направление движения.

Тактическая информация

Если стратегическая информация служит для определения направления развития, то тактическая будет отвечать на вопрос, каким именно образом будут достигаться цели и решаться задачи. Она способствует повышению эффективности планирования, помогает определять препятствия на пути, расширять масштабы деятельности, внедрять инновации, применять новые технологии и т.п.

Если вернуться к нашему примеру с бизнесом, то структура базы тактической информации будет выглядеть так:

  • Продукт (исследование предложений конкурентов, снятие с производства устаревшей продукции, вывод на рынок новых разработок, изучение соответствия нового продукта правовым нормам государства)
  • Повышение объемов производства (прогнозирование роста спроса на предлагаемый товар или услугу, определение предполагаемых затрат и доходов, анализ поведения конкурентов)
  • Выход на новые территории (исследование социально-культурной, политической и экономической обстановки в других регионах)
  • Изучение факторов, имеющих значение для развития компании (рассматриваются вопросы лицензирования и патентирования, категории востребованного продукта, территории, занятые конкурентами)

Тактическая информация носит более практический характер и позволяет разработать комплекс конкретных мероприятий или подробный план действий по решению наиболее приоритетных задач.

Оперативная информация

Оперативная информация состоит из сведений, которые могут помочь разрешить текущие и срочные вопросы. В бизнесе это может быть срочный поиск нового поставщика или заказчика, урегулирование форс-мажорных обстоятельств, устранение угроз, способных привести к исчезновению компании. В работе это могут быть изменения в структуре организации, повышение должности, объединение нескольких отделов. В обычной жизни это может быть поиск той самой работы при внезапном сокращении, выбор специальности при поступлении в институт и т.д. Оперативная информация необходима для разрешения любых подобных ситуаций.

Базы оперативной информации включают все, что может быть быстро применимо в сложных условиях. Точность и достоверность фактов играет здесь ключевую роль, т.к. вопросы, на разрешение которых они влияют, могут иметь судьбоносное значение для всей деятельности человека, группы людей или организации.

Несмотря на то, что мы привели в качестве основного примера бизнес, не стоит полагать, что стратегические, тактические и оперативные цели применения информации касаются только этой сферы. С подобным успехом аналогичные цели можно ставить при планировании обучения, разработке пошагового руководства по выходу из сложной финансовой ситуации, разрешении срочных проблем в любой сфере жизни. Главное в этом вопросе – определить, какая информация будет стратегической, какая – тактической, а какая – оперативной.

Таким образом, понять, в чем суть применения информации, достаточно просто: она служит для пополнения своего багажа знаний (базы данных) новыми сведениями, которые могут теоретически или практически пригодиться в жизни. Но мы с вами ведем речь о развитии критического мышления, а это значит, что информацию нужно научиться правильно искать, и этот вопрос имеет в контексте нашей беседы основополагающее значение.

Теоретические основы поиска информации

Одна из особенностей информации в эпоху современности состоит в том, что намного чаще она сама находит человека, даже если он ее не ищет. Но знать основы информационного поиска все же нужно.

В первую очередь следует вспомнить, что информация может различаться по способу восприятия (визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная и вкусовая), по форме представления (графическая, звуковая, текстовая и числовая) и по назначению (массовая, личная и специальная).

Такое различие обуславливает и многообразие источников информации. Среди основных источников можно выделить:

  • Средства массовой информации (радио, телевидение, газеты)
  • Интернет
  • Узкопрофильные источники (научные трактаты, фундаментальные труды, методические пособия, учебники и другая специализированная литература)
  • Живые источники (друзья, коллеги, специалисты и другие люди, которые могут предоставить какие-то сведения)

Чтобы поиск информации проходил наиболее продуктивно, рекомендуется использовать в работе сразу несколько источников информации, и желательно, чтобы они были разных типов. Но основное значение имеет все же их достоверность. К примеру, самыми объективными и правдивыми считаются данные из научной литературы, энциклопедий и словарей. Если же с какими-то материалами вы сталкиваетесь впервые, нужно проводить анализ источников информации.

Получить дополнительные знания о поиске информации и выборе источников вы можете, перейдя по этой ссылке. Мы же, учитывая наличие на нашем сайте соответствующего материала, рассчитываем на ваш серьезный подход к делу, и, дабы не тратить времени, перейдем к следующему вопросу.

Практические основы поиска информации

Информация, если найти ее определение в энциклопедии или Википедии, представляет собой сведения по какому-либо вопросу. О том, зачем человеку могут потребоваться сведения, говорить, наверное, не нужно – это просто жизненная необходимость. Располагая нужной информацией, мы получаем возможность принимать решения, делать выводы, давать оценку происходящему и реагировать на него. Но сам факт того, что у нас есть информация, еще вовсе не означает, что все это мы сможем сделать правильно, критически и объективно.

Информация обладает рядом качественных характеристик:

  • Достоверность-недостоверность
  • Объективность-субъективность
  • Актуальность-неактуальность
  • Полнота-неполнота
  • Полезность-бесполезность

Подходя к работе с данными безграмотно, мы рискуем не только никуда не продвинуться на своем пути и не узнать ничего дельного, но и составить неверные выводы, совершить неправильные поступки и ошибиться. Поэтому работа с информацией предполагает серьезный и критический подход.

Правильный подход к работе с информацией означает, что:

  • Нужно составить приблизительный список источников, где может находиться искомая информация (книги, учебники, интернет-сайты, карты, фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы, статистика и т.д.)
  • Нужно грамотно и грамматически верно сформулировать запрос (очень важно четко понимать, что конкретно вы хотите найти)
  • Нужно использовать уже имеющуюся информацию, которая может помочь в поиске недостающей (например, при поиске данных в периодике может помочь знание дат выпуска изданий, при поиске стихотворения в интернете может помочь даже пара слов из какой-то строчки и т.д.)

Как только вы обозначите область поиска, можно приступать к практическим действиям. Основой этих действий служат методы работы с информацией:

  • Мозговой штурм
  • Фильтрация
  • Анализ
  • Повторный анализ
  • Выводы и формулировка

Рассмотрим методы работы с информацией подробнее.

1

Мозговой штурм

Первым этапом здесь станет своеобразный мозговой штурм: вы просто находите информацию по теме, никак ее не анализируя, не сортируя и не отбирая. Ваша задача – собрать материал для работы, т.е. любые сведения на исследуемую тему.

2

Фильтрация

Следует понимать, что случаи, когда полезным оказывается весь объем найденных данных, – большая редкость. Практически всегда люди ищут ответы на конкретные вопросы или раскрывают узкую тему. Получается, что на втором этапе вы должны отобрать полезные вам сведения. Лучше всего сразу бегло ознакомиться с источником и отбросить все, что не касается актуальной для вас темы. Далее следует третий этап.

3

Анализ

Как только вы отсеете все ненужное, вам останется проанализировать нужное и определить его объективность и достоверность (не забывайте учитывать и достоверность источников). Критически оценить информацию можно только через факты и логику – ни о каких ощущениях и «здравом смысле» не может быть и речи. Подтвердить же факты и свидетельства вы сможете лишь с помощью собственного исследования.

Исследование проводится с учетом следующих правил:

  • Проверять все, что только можно проверить, и не доверять ничему, что не подкреплено фактами, установленными эмпирическим путем
  • Принимать во внимание любые источники информации, где есть хотя бы некоторые сведения по интересующему вопросу
  • Если один источник ссылается на другие, в обязательном порядке проверять их
  • Всегда искать более одного взгляда на проблему, в особенности, когда она касается каких-то предположений, гипотез и теорий
  • Учитывать любую информацию, не опровергнутую доподлинно (при этом, если достоверность не подтверждена полностью, эта информация становится второстепенной)

После всех описанных манипуляций с источниками в распоряжении появляется определенный массив информации, где содержатся самые разнородные сведения. Из них уже можно составить общую картину происходящего, но делать окончательный вывод еще рано. До этого нужно еще раз проанализировать все новые данные.

4

Повторный анализ

Делая окончательный анализ, нужно вернуться к основной теме и целям поиска, чтобы посмотреть на полученные сведения именно под этим углом. Очень важно получить ответы на основные вопросы:

  • Что теперь я могу уверенно сказать?
  • Что можно предположить?
  • Есть ли логические нестыковки или пробелы?

Если на какой-то из вопросов ответить однозначно не получается, сбор данных следует осуществить повторно. Может получиться так, что вы сделаете выводы, совершенно противоположные тем, к которым вы склонялись в начале, или найдете новый смысловой слой по выбранное проблеме, способный изменить или углубить ваше понимание.

5

Еще немного об анализе информации

Самое главное в процессе анализа данных и, пожалуй, первое, что вы должны сделать – это определиться с тем, что для вас будет действительно полезной информацией, а что окажется лишь информационным шумом. В этом вам помогут ответы на такие вопросы:

  • Будет ли эта информация полезной?
  • Для чего я смогу применить эту информацию?

Как видите – критическое мышление во всей красе. И если по какой-то причине ответить на эти вопросы вы не можете, значит, сведения, с которыми вы столкнулись, вам не нужны. Полезная информация всегда связана с действиями. Поэтому данные, которые нельзя нигде применить, можно считать бесполезными.

Кроме того, при анализе информации нужно учитывать два базовых критерия оценки – это правдивость и надежность сведений. Определить их можно, изучив первоисточник, а также сравнив его с другими первоисточниками. Получаемые вами данные должны соответствовать особенностям эпохи и быть актуальными, иначе их можно смело отбросить как устаревшие.

Чтобы оценить информацию вам было проще, очень полезно изначально определять подходящие темы, по которым вы будете искать данные. Четко обозначенные темы способствуют более легкому восприятию, разделению и обобщению полученных сведений. Смежные темы тоже можно изучать, чтобы исключить дублирование подразделов и путаницы в создаваемой системе.

О других принципах отбора информации вы также можете узнать из статьи, указанной нами выше, в одноименном разделе. Помните, что анализ данных – это краеугольный камень всего информационного поиска, и если они соответствуют заявленным требованиям, их можно смело брать в оборот.

Когда нужная информация будет найдена, настанет время переходить к следующей стадии – обработке, заключающейся в составлении выводов и грамотной формулировке.

6

Выводы и формулировка

Выводы проистекают из анализа. Анализ, конечно, отвечает на поставленные в начале поиска вопросы, но выводы являются сферой деятельности личного ума и творческой составляющей. Основываясь на проанализированной информации, следует сделать умозаключения. Нередко это позволяет даже выдвинуть собственные гипотезы и версии.

Теперь нужно придать своим мыслям удобоваримую форму, выстроив их в текст. Можно делать это письменно, а можно мысленно и устно. Последнее, кстати, прекрасно упорядочивает мышление, делая его более стройным и лаконичным, и способствует более глубокому пониманию новой информации.

На этом поиск и обработка информации заканчиваются, и вы можете использовать ее для решения актуального для вас вопроса. В бизнесе этот навык позволяет «прощупать почву» на новом рынке, в работе помогает реализовывать проекты, в обучении служит прекрасным инструментом для написания курсовых и научных работ, дипломов и диссертаций, в обычной жизни способствует разрешению конфликтов и выходу их сложных ситуаций.

Это лишь несколько примеров, показывающих всю широту области применения навыка критической обработки информации. Применена же информация может быть как единовременно, так и многократно. Информация, нужная нам сейчас лишь постольку-поскольку, чаще всего через какое-то время отбрасывается за ненадобностью. Но важные сведения, имеющие для человека большое значение, сохраняются, чтобы к ним был обеспечен постоянный доступ. Поэтому необходимо уметь правильно хранить их.

Хранение информации

Невзирая на то, что сегодня всеобщее распространение получил интернет, а информацию все чаще хранят на портативных высокотехнологичных носителях (флешках, внешних жестких дисках и других хранилищах) и в виртуальном пространстве (Google.Docs, Яндекс.Диск, Облако@mail и т.п.), многие учреждения (государственные, коммерческие, юридические) и специалисты предпочитают хранить важные сведения в форме бумажных документов. Исходя из этого, нижеизложенные советы будут применимы как к электронным, так и к бумажным носителям.

Наиболее удобным способом работы с данными станет размещение документации так, чтобы был обеспечен быстрый и беспрепятственный доступ к ним. Для этого рекомендуется создать три рабочих области, и каждая из них будет соответствовать частоте ваших запросов – тому, насколько часто вы к ней обращаетесь.

1

Первая область

К первой области нужно отнести те сведения, которые требуются вам каждый день, и которые могут пригодиться в любой момент. Независимо от того, в бумажной или электронной форме они представлены, находиться они должны на вашем рабочем столе (рабочем столе компьютера).

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Касаемо конкретно ПК, не следует хранить файлы важных данных на самом рабочем столе, т.к. все, что на нем находится, относится к операционной системе, а она, как правило, устанавливается на системный диск C. Если вдруг «винда слетела» или на компьютере произошел какой-то сбой, систему придется переустанавливать, а это значит, что все данные с диска C будут стерты. Чтобы предостеречь себя от потери важных документов, нужно либо создавать резервные копии и переносить их на диск D или съемный носитель, либо просто хранить на диске D, а на рабочем столе создавать ярлыки. Здесь же заметим, что не стоит хранить данные на обычных компакт-дисках, т.к., во-первых, они уже почти неактуальны, а во-вторых, при многократном использовании и долговременном хранении они перестают читаться устройствами воспроизведения и становятся совершенно непригодными к использованию.

2

Вторая область

Ко второй области относится информация, необходимая время от времени, но не каждый день. Например, в рабочем кабинете или просто дома для хранения таких данных могут подойти ящики рабочего стола или специальные полочки для папок и бумаг. Если речь об электронных документах, то они могут храниться на диске D или на съемном накопителе.

3

Третья область

И третья область – это архивная зона. В ней хранятся сведения, использовавшиеся вами ранее и способные пригодиться в перспективе. Иногда нужно что-то перепроверить или освежить в памяти, и документы в архиве хранятся как раз для этого. На компьютере этим документам соответствует раздел «Архив», а в рабочем кабинете или дома – отдельные полки, стеллажи, ящики, коробки.

Кстати, говоря об электронных носителях, важно заметить, что сохранять свои файлы и документы нужно в распространенных расширениях (например, документ MS Word лучше сохранить с расширением «doc», а не «docx»), чтобы при необходимости они могли быть открыты любыми версиями и аналогами программ.

ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Не будет лишним заметить, что для хранения информации второго (время от времени) и третьего (архив) порядка сейчас очень удобно использовать облачные сервисы, о которых мы упоминали в начале этого раздела. При желании можно обратиться и к платным сервисам хранения данных, где сведения будут защищены более надежно: Microsoft OneDrive, Dropbox, Amazon Web Services, iCloud Drive (плата на этих сервисах взимается, если вы планируете хранить более 5-10 Гб данных). Ощутимое преимущества такого способа хранения состоит в том, что получить доступ к данным вы можете из любой точки мира, где имеется доступ в Сеть. Однако слепо доверять этим сервисам опять же не стоит, ведь в случае серьезного сбоя в работе или мощной хакерской атаки информация может быть безвозвратно утеряна или доступна третьим лицам. Помните, что осторожность всегда полезна, а золотым правилом хранения данных является наличие одного оригинала и двух копий на разных носителя и в разных местах.

4

Корзина

Не менее важно, помимо прочего, и то, что работа с информацией включает в себя не только ее сбор, обработку и хранение, но также и утилизацию. Поэтому есть еще и четвертая область (она может быть как реальной, так и виртуальной) – это корзина (мусорное ведро). Если данные устаревают и становятся неактуальными, если вы уверены в том, что вам больше не придется к ним обращаться, без всяких сожалений выбрасывайте их. Во-первых, вы освободите львиную долю места, а во вторых избавите себя от перспективы тратить время на разбор завалов, состоящих из кип бумаг или десятков и сотен самых разношерстных файлов. На этом разговор о работе с информацией можно считать законченным.

5

Заключение

Грамотная работа с информацией является одним из важных элементов критического мышления. Научившись правильному поиску, фильтрации, анализу, обработке и хранению данных вы существенно облегчите себе жизнь. Отныне вы не будете тратить бесконечные часы на блуждание в информационных потемках, а все собранные вами данные будут иметь исключительную практическую пользу для вас.

Итак, наш курс по развитию критического мышления подошел к концу. Теперь в вашем распоряжении все необходимые знания. Мы желаем вам успехов на пути освоения навыка мыслить критически, и уверены, что успех не заставит себя долго ждать.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Урок 6. Работа с информациейКирилл Ногалес

Что такое информация, и какую роль она играет в современном мире :: SYL.ru

Что такое информация?

В современном обществе информация давно стала чуть ли не самым дорогим товаром, не зря же говорят, что тот, кто ею владеет, владеет миром. Однако, несмотря на популярность этого понятия, нет четкого представления о том, что такое информация —

что такое информация настолько широкую область знаний она охватывает. В общих случаях применяют следующую формулировку: совокупность каких-либо данных, записанных на материальном носителе, хранимых и передаваемых в пространстве и времени. Для определения понятия «информация» в более узком смысле нужно учитывать контекст — очевидно, что журналист или биолог вкладывает в данный термин совсем иной смысл, нежели физик или программист.

Формы представления информации

Несмотря на множество разработанных классификаций, информацию можно разделить на два вида: аналоговую и дискретную, в любом другом состоянии в нашем материальном мире она существовать не может. В чем различие между ними? Аналоговая информация изменяется непрерывно, ее можно представить в виде мелодии, речи, тепловых ощущений и т. д. Дискретная информация (или цифровая), соответственно, меняется скачкообразно. Она, скорее, тяготеет к символьному представлению: музыкальные ноты, буквы, машинный код. Последовательность нулей и единиц — вот что такое информация в представлении компьютерщика.

Роль информации в жизни человека

Окружающий мир люди воспринимают органами чувств, анализируя поступающие извне звуковые, визуальные, вкусовые, тактильные сигналы. Без них

информация и ее свойствачеловек не смог бы составить реальную картину происходящего. Кроме того, как многие наверняка помнят из школьного курса, в истории человечества было четыре качественных скачка в развитии, каждый из которых кардинально менял облик человечества и его способ мышления и был связан с изобретением определенного способа хранения и передачи информации:
  • изобретение письменности;
  • изобретение книгопечатания;
  • открытие способов применения электричества, что послужило основой для изобретения радио и телеграфа;
  • изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и их последующая эволюция.

Информация и ее свойства

Совокупность сведений, как и любое явление, имеет ряд характеристик. Поэтому сейчас от рассмотрения того, что такое информация, мы перейдем к изучению ее

дискретная информация
качеств. Информатика (наука, занимающаяся проблемами получения, хранения, передачи и практической реализации информации) выделяет следующие ее свойства:

1. Объективность — отражение реальной картины происходящего в окружающем мире.

2. Достоверность — информация должна содержать в себе реальное положение дел. Достоверность отличается от объективности тем, что она может быть и субъективной, например, отражать истинные мысли человека, его душевное состояние, мировоззрение.

3. Точность — максимальная близость к настоящему состоянию объекта или явления.

4. Полнота — информации должно быть достаточно для того, чтобы на ее основании принять верное решение.

5. Актуальность — свежесть сведений, их востребованнность в современных условиях.

6. Доступность — подразумевает под собой не только легкость получения данных, но и их понятность.

60 фактов, которые полезно знать каждому!

Это удивит всех!

1. Молочный шоколад был изобретен в Ирландии.

2. Попробуйте дышать и глотать одновременно. У вас ничего не получится!

3. Вот как это выглядит, когда звезда встречает черную дыру:

Когда звезда встречает черную дыру

4. Раньше кетчуп продавался как лекарственное средство.

5. Дата рождения самого старого человека на Планете (1898 г.), Мисао Окава, ближе к дате подписания конституции Америки (1787г.), чем к сегодняшнему дню.

6. Кроме того, со дня рождения этого человека сменилось уже целое поколение на Земле.

7. Каждый год кокосы убивают больше людей, чем акулы. Как, впрочем, и коровы.

8. В Норвегии однажды посвятили в рыцари пингвина.

В Норвегии однажды посвятили в рыцари пингвина

9. Один миллион секунд равен 11 дням. Один миллиард секунд – 33 года!

10. Мэй Уэст (англ. Mae West, 17 августа 1893 — 22 ноября 1980) — американская актриса, драматург, сценарист и секс-символ, одна из самых скандальных звёзд своего времени, помимо всего прочего прославилась своими афоризмами, наиболее известный из которых был произнесён на железнодорожном вокзале в адрес полицейского, который встречал её после прибытия из Чикаго:»Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?». Эту фразу она использовала в двух своих фильмах «Она была неправа» (1933) и «Секстет» (1978)

Мэй Уэст

11. Сутки на планете Венера длиннее, чем год.

12. Если вы находитесь в одном помещении с 23 людьми, то вероятность того, что у двоих из них день рождения в один день, составляет более 50%.

13. Калькулятор TI- 83 имеет в шесть раз больше вычислительной мощности, чем компьютер, который приземлил пилотируемый космический корабль Аполлон-11 на Луну.

14. Вот как выглядит солнечное затмение на Земле из космоса:

Вот как выглядит солнечное затмение на Земле из космоса

15. Кембриджский университет старше империй ацтеков и инков.

16. Высшая математика была введена годами позже основания Гарварда.

17. Бетховен и Джордж Вашингтон были современниками – по сути, Джордж Вашингтон был на пятом десятке, когда родился Бетховен.

18. Последний ветеран американской гражданской войны умер в 1959 году, он достаточно долго прожил, чтобы увидеть атомную бомбу, сброшенную в Японии.

19. Количества способов, как перетасовать колоду карт, больше, чем атомов на Земле.

Как перетасовать колоду карт

20. 111,111,111 × 111,111,111 = 12,345,678,987,654,321.

21. Коровам свойственно заводить лучших друзей, и они стремятся проводить друг с другом большую часть своего свободного времени.

22. Лошади не могут дышать ртом.

23. Имена четырех племянников мульт героя морячка Попая — Пайпай, Пипай, Паапай и Пупай.

Имена четырех племянников мульт героя морячка Попая

24. В 60-х годах Австралия потеряла своего премьер министра. Он бесследно исчез и так и не был найден.

25. В кофе слабой обжарки больше кофеина, чем в кофе сильной обжарки.

Kофе слабой обжарки

26. На верхнем этаже здания Верховного Суда Соединённых Штатов Америки располагается баскетбольная площадка. Этот суд известен как «высший суд земли».

27. Оргазм у свиньи длится на протяжении 30 мин.

28. Лидер американского движения за права афроамериканцев, Мартин Лютер Кинг Младший, за несколько часов до своего заказного убийства провёл бой подушками в гостинице, в которой он остановился.

29. Большее количество людей живёт внутри круга на изображении ниже, чем снаружи:

Большее количество людей живёт внутри круга на изображении

30. Франция – это страна с самым большим количеством временных зон в мире.

31. Временной промежуток между существованием Тираннозавра Рекс и человека меньше, чем между всё тем же Тираннозавром Рекс и Стегозавром.

32. Птицы более близкие родственники крокодилу, чем ящёрицы.

33. Территория Африки больше, чем суммарная территория Соединённых Штатов Америки, Китая, Индии, Испании, Франции и ещё нескольких других стран.

Территория Африки

34. Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках.

35. «Миг» является фактической единицей измерения времени. Он равен 33.3564 пикосекундам.

36. Ворс, который собирается на дне карманов в английском языке имеет своё название — «гнё» (gnurr).

Ворс который собирается на дне карманов

37. Один кубический дюйм (равен 16.39см&sup3) кости может вынести нагрузку в 8620 кг, что делает ее примерно в четыре раза сильнее бетона.

38. Температура воздуха может быть определена путем подсчета стрекотания сверчков в течение 25 секунд: получившееся число разделить на 3, а затем добавить 4.

39. В Канаде больше рек, чем во всём остальном мире.

40. То чувство, когда вас переполняет умиление, и вы не можете устоять перед тем, чтобы не стиснуть кого-то в объятиях называют «милая агрессия».

41. Фамилия актёра Уилла Смитта в переводе с английского языка «Smith» означает «кузнец». Аналог нашей фамилии Кузнецов.

Уилл Смитт

42. В США больше государственных библиотек, чем Макдональдсов.

43. Голос Йоды и мисс Пигги принадлежат одному и тому же человеку.

44. Колибри единственная птица, которая может летать задом наперёд.

45. В Техасе живёт больше тигров, чем во всём остальном мире.

46. Вот как летает божья коровка:

Вот как летает божья коровка

47. Если плыть только прямо, то можно доплыть на лодке из Пакистана в Россию.

48. В среднем, астронавты на 5 см выше, когда находятся в космосе.

49. Шекспир и Покахонтас жили в одно и тоже время.

50. Чарльз Дарвин и Авраам Линкольн родились в один день — вплоть до года.

51. Ещё сохранилось несколько деревьев, которые росли до постройки пирамид.

52. Когда вы одновременно зеваете и потягиваетесь, это называется одним словом — «пандикуляция».

53. Невозможно издавать звук гудения с закрытым носом.

54. Современный флаг США придумал 17-ти летний подросток при выполнении школьного проекта. За него он получил оценку «4 с минусом».

55. Фекалии вомбата (австралийское крупное сумчатое животное) квадратные.

56. Улитки-альбиносы существуют:

Улитки-альбиносы

57. США старше Германии.

58. Монгольский флот состоит из семи человек и одной лодки.

59. В человеческом организме достаточно железа, чтобы сделать 5 сантиметровый гвоздь.

5 сантиметровый гвоздь

60. При пересадке почки, пораженную почку оставляют на месте, а третью, новую почку, помещают в таз.

 

Зачем нужны переписи населения и надо ли участвовать. Польза? Anews

В октябре 2018 года в России пройдет пробная перепись населения. Она станет ключевым этапом подготовки к главной Всероссийской переписи населения 2020 года. Зачем проводят такие мероприятия и почему людям стоит в них поучаствовать?

Для чего перепись нужна государству?

Перепись населения — это мероприятие государственной важности. Она является своеобразным «моментальным снимком» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, она проводится приблизительно раз в десять лет.

Перепись позволяет узнать точную численность населения страны, сведения о его составе и об условиях жизни. Однако важны не голые цифры, а та аналитика, которая затем на их основе может быть сделана. Для этого результаты переписи собирают в базы данных. По итогам их анализа можно будет судить о «качестве населения» не только страны в целом, но и в разных категориях и регионах.

Перепись дает возможность оценить динамику изменений важных демографических, социальных и экономических показателей за время, прошедшее с момента предыдущей переписи. Эта информация служит основой для прогнозирования численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы. И, как следствие, ляжет в основу долгосрочного бюджетного планирования.

Иначе говоря, перепись — это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования.

Для чего проводить пробную перепись?

Чтобы отработать новые современные методики опроса. В этот раз гражданам предложат несколько способов ответов на вопросы переписи. С 1 по 10 октября любой житель России сможет переписаться самостоятельно, заполнив электронный переписной лист на портале Госуслуг. В десяти пилотных районах респонденты, заполнившие переписные листы в интернете, получат уникальные коды подтверждения прохождения переписи – они понадобятся на втором, локальном, этапе переписи.

С 16 по 31 октября на территории десяти пилотных районов в девяти субъектах Российской Федерации переписчиками будет осуществляться поквартирный обход: с 16 по 27 октября – стопроцентный, а с 28 по 31 октября – выборочный контрольный обход 10% жилых помещений. Кроме того, жителям будет предоставлена возможность переписаться на переписных участках. Респондентам десяти пилотных районов, уже переписавшимся на портале Госуслуг, достаточно будет предоставить переписчику для сверки полученный ранее код подтверждения.

Переписчиками в ходе поквартирного обхода для сбора сведений о населении будут использоваться как мобильные электронные устройства, так и традиционные «бумажные» машиночитаемые переписные листы. От них пока решено не отказываться на случай нежелания респондента переписываться с помощью электронного устройства.

Если новые технологии будут правильно работать, то могут быть применены уже в 2020 году в ходе «большой» переписи.

Зачем это нужно мне лично?

Каждый гражданин, который участвует в переписи, сообщает информацию о себе, а значит участвует в разработке социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит.

Так, например, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько людей будет выходить на пенсию, чтобы формировать бюджеты Пенсионного фонда.

Данные переписи дают возможность формировать социальные программы, направленные на поддержку семей, планировать строительства поликлиник, детских садов и объемов жилищного строительства в целом.

Таким образом, то самое «гражданское общество», о котором в России любят говорить, может показать себя именно во время переписи. И не просто показать, а даже поучаствовать в социально-экономической политике государства.​

Как работать с информацией осмысленно?

Информация — один из элементов мышления, включающий факты, наблюдения, личные переживания, и нередко основным для нас становится именно последний компонент. Однако, основываясь на своём опыте как на единственном источнике, мы ступаем на скользкую дорожку искажений: так, опыт, выросший из предубеждений, будет распространять предубеждение, а опыт, порождённый самообманом, соответственно, будет поддерживать самообман. Именно поэтому мы должны лишить опыт аксиоматической истинности и подвергать его критическому осмыслению наравне с другими источниками.

image_image

Р. Гонсалвес, «Астральные проекции»

(источник: progressiveart.com)

По словам философа Р. Пола, первым шагом на этом пути является понимание того, что мы получаем информацию тремя различными способами: в своей статье учёный окрестил их «пассивной информацией», «активным невежеством» и «активным знанием».

Итак, какова же разница между ними и какой из способов более всего подходит для тех, кто хочет научиться мыслить критически?

Под пассивной информацией Пол подразумевает запоминание фактов и суждений, которые мы не до конца осмыслили, хотя и готовы поспорить с этим, уверенные, что всё прекрасно поняли.

Например, из урока обществознания мы запоминаем, что такое «демократия», и умение воспроизвести вызубренное определение заставляет многих считать, что они действительно понимают, что означает это слово.

image_image

Р. Гонсалвес, «Портрет общества»

(источник: progressiveart.com)

На самом же деле нам известен лишь «словесный ритуал», набор общих фраз, едва ли характеризующих явление. Мы охотно повторяем за А. Линкольном, что «демократия — это правление народа, избранное народом и для народа», но как броская цитата, эпиграфом красующаяся на страницах учебника, помогает понять, чем отличается этот политический режим от иных? Большинство людей, раз за разом используя терминологическое клише, с трудом могли бы ответить на вопросы, предлагаемые Полом для самопроверки:

В чём разница между «правлением народа» и «правлением для народа»? А между «правлением для народа» и «правлением народа, избранным народом»? «Правлением народа, избранным народом» — и «правлением народа»? И что вообще подразумевается под «народом»?

Неосмысленная информация оседает в нас штампами. Это можно рассмотреть на примере других, более простых концептов, из которых в нашем сознании конструируется окружающий мир: «солнце», «дерево», «река», «люди», «дом»… Превращение явления или предмета в концепт происходит естественно: концептуализируя, мы встраиваем понятие в систему образов; ни один из концептов не живёт обособленно, что подтверждает наша склонность объяснять одно другим.

image_image

Р. Гонсалвес, «Вся Вселенная мелом на доске»

(источник: progressiveart.com)

Например, как бы мы объяснили, кто такой «просветитель»? «Тот, кто распространяет передовые идеи», отвечаем мы — и для толкования привлекаем ключевое в этом определении понятие «передовые идеи». Но что подразумевается под «передовыми идеями»? Объясняя, мы снова будем задействовать концепты, подбирая синонимы или «говорящие» примеры. Разбор концептов на составляющие — отличный метод для проверки того, насколько мы разобрались в том или ином понятии.

Чем «смелость» отличается от «фривольности»? А «жадность» — от «экономности»? Когда уместно говорить «разоблачать», а когда — «обличать»? «Власть» и «контроль» — это одно и то же? Чтобы уметь добираться до истинных значений, нужно отринуть «наивные» трактовки, которые искажают смысл поверхностностью. 

Не понимая и неверно употребляя слова, мы продолжим множить бессмыслицу в духе «свободная вакансия», «патриот родины» или «главный приоритет». Зубрёжка определений, искусственно загружающая в нас информацию, не приблизит понимание, а вот лишний раз заглянуть в толковый словарь — решение куда более конструктивное.

image_image

Р. Гонсалвес, «Башни знаний»

(источник: progressiveart.com)

Понимание концептов позволяет нам расшифровывать код языка и избавляться от неглубокого восприятия, а значит, если и не принимать, то хотя бы допускать альтернативные точки зрения на одно и то же явление. Так мы излечиваемся от узости мышления, возникающей за счёт фокуса исключительно на своей позиции — или на тех стереотипах, что были привиты мировоззрением нашей социальной группы.

Таким образом, чтобы освободиться от пассивного знания, нужно пройти краткий курс информационного детокса: выявить то, что нам на самом деле неясно (и часто именно этот этап является самым сложным), и трансформировать непонятое в осмысленное посредством анализа.

Под активным невежеством понимается принятие и использование ложной информации, которую мы считаем достоверной. Пол приводит в пример концепцию Р. Декарта: учёный считал, что животные — всего лишь «автоматы», не имеющие разума, а значит, и не чувствующие боли.

Отталкиваясь от этой идеи, учёный провёл немало болезненных экспериментов, воспринимая стоны живых существ как «скрипы механизмов».

Пример с Декартом весьма показателен, поскольку под воздействием ложных представлений и принципов, усвоенных нами в качестве истины, мы, зачастую не осознавая, причиняем страдания другим.  

Активное невежество может быть как индивидуальным, так и массовым (вспомним о национал-социализме, опирающимся на расовую теорию), но и в том, и другом случае оно одинаково опасно.

Пол предлагает проверять информацию на достоверность при помощи следующих вопросов:

Тестируя свои убеждения на подлинность, спросите у себя, чем, например, обоснована наша уверенность в том, что мыши обожают сыр? Или почему мы убеждены, что все товары, маркированные припиской «детское», априори безвредны? Иными словами, отфильтровывайте  информацию сомнением, чтобы не попасться на крючок активного невежества. 

И пассивная информация, и активное невежество, очевидно, не самые лучше способы знакомиться с новыми фактами, чего не скажешь об активном знании. Под активным знанием Пол подразумевает восприятие верной информации и её грамотное применение.

Учёный приводит в пример типичную подготовку к экзамену по истории: в ночь перед испытанием мы наспех пролистываем учебник или безуспешно пытаемся разобраться в рукописных криптограммах однокурсников. Та информация, которую мы не понимаем и уже вряд ли поймём в связи с нехваткой времени, оседает в сознании в виде заученных абзацев, пополняя резерв пассивной информации.

image_image

Р. Гонсалвес, «Лунный свет Средневековья»

(источник: progressiveart.com)

То же, что мы понимаем превратно («Средние века называют «тёмными» потому, что это время тотального упадка культуры»), становится частью активного невежества. 

Хотя, конечно, многое и вовсе выветривается сразу после того, как оценка оказывается в зачётке, что, впрочем, не так уж плохо: незнание лучше усвоения искажённых фактов.

 А что насчёт активного знания? Оно станет нам доступно, когда мы поймём логику исторического мышления, осознав, как мыслили люди прошлых эпох, а не оценивая исторические события с точки зрения современности.

Что для этого нужно? Пол советует испробовать простой приём: составьте рассказ о том, что произошло в мире за сегодня. Создавая свою историю, вы будете отбирать и оценивать факты, но едва ли в вашем рассказе будет описано абсолютно всё, что случилось за этот период: вы выберете только то, что, на ваш взгляд, действительно актуально. Более того, рассказывая, вы склонны оценивать каждое событие субъективно (так, если вы против ограничения свобод в интернете, то вряд ли одобрительно воспримете законопроект, который налагает штраф за использование нецензурных выражений в киберпространстве).

Очевидно, что люди, пишущие историю, выстраивают её согласно своим воззрениям и личным целям. То есть:

Такие инсайты об истории являются результатом того, что мы пропустили знание через себя, не оставив ему шанса на пассивное прозябание или превращение в невежество. Воспринимая историю не как дисциплину, затвердевшую в веках, а как живой текст, создающийся прямо сейчас, в это мгновение, мы начинаем понимать логику истории, разбираться в текстах давних времён и, замечая закономерности, даже прогнозировать будущее.

Итак, активное знание — это, как замечает Пол, «знание, порождённое плодотворными идеями». Таким способом мы можем получать информацию в любой из научных сфер: весьма демократичная практика, которую способен освоить каждый. Единственное, что понадобится прежде, чем начать — это запастись привычкой докапываться до сути вещей и смирением с тем, что знание гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.