Что такое деофшоризация: Деофшоризация — Википедия – Деофшоризация. Новости и статьи | Forbes.ru

Содержание

Деофшоризация Википедия

Деофшоризация (англ. de-offshorization, от слова offshoring) — система законодательных инициатив в Российской Федерации, направленных против сокрытия доходов российских предприятий, формально принадлежащих компаниям, находящимся в офшорах. Данная мера призвана повысить собираемость налогов, усложнить отмывание криминальных денег и привести к большей ясности о собственниках предприятий.

См. также Мировая борьба с офшорами

История возникновения и использования понятия «деофшоризация»[ | ]

Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить [средства] где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара»[1].

13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил[2]: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»

[3]. Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин[4].

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый екс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы[5] также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Термин «конечный бенефициар», использованный в законопроекте ФНС России, означал физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом получает доход данной организации и обладает правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохо

EY — Деофшоризация — EY

В мае 2016 года Федеральная налоговая служба России подписала многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.

Международный обмен налоговой информацией

Данное соглашение вводит особый механизм, по которому налоговые органы будут получать от банков и других финансовых учреждений информацию о счетах нерезидентов и передавать ее налоговым органам страны, в которой лицо является резидентом.

Помимо общей информации о владельце счета (имя, дата и место рождения, ИНН), финансовые институты должны будут раскрывать налоговым органам следующее:

  • номер счета
  • баланс счета
  • общая сумма процентного дохода, дивидендов и валовый доход от реализации (погашения) финансовых активов или валовый доход, выплачиваемый финансовым институтом (в зависимости от типа счета).

При этом раскрытию подлежат данные не только о счетах физических лиц, но также о счетах

компаний и структур без образования юридического лица, бенефициарами которых являются российские резиденты (так называемые контролирующие лица).

Соглашение было подписано представителями более 80 стран, включая основные развитые страны, а также многие низконалоговые юрисдикции (такие как Панама, Бермуды, Гернси, БВО). Автоматический обмен информацией НАЧАЛСЯ в 2017 году, а первый транш данных в Россию придет уже в сентябре 2018 года от большинства юрисдикций.

Указанное соглашение является мощным инструментом налоговых органов, который дополняется множеством других (к ним относятся соглашения об избежании двойного налогообложения; соглашения об обмене налоговой информацией в рамках ОЭСР; взаимодействие в рамках международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег; конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам).

Таким образом, повышается степень детализации запрашиваемой и предоставляемой налоговыми органами информации, ужесточаются механизмы налогового администрирования как на международном уровне, так и в России, в особенности относительно зарубежных активов.

Международный обмен налоговой информацией развивается колоссальными темпами, и уже в ближайшее время практически не останется данных, недоступных для налоговых органов РФ.

Первая волна компании доказала свою состоятельность. Не упустите возможность воспользоваться вторым шансом. Более подробная информация представлена на нашем сайте.

30 января 2018 года в Государственной думе ФС РФ был утвержден пакет из трех законопроектов, призванных продлить начатую в июле 2015 года программу амнистии капиталов вплоть до 1 марта 2019 года.

Амнистия 3.0

Тезисно об основном:

  • Начался «второй этап декларирования», в рамках которого физическое лицо будет вправе представить специальную декларацию в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
  • Физическое лицо вправе представить декларацию в любой налоговый орган по своему выбору.
  • Участникам второго этапа декларирования предоставляется такой же объем гарантий, как и участникам первого этапа, включая освобождение от ответственности за налоговые и валютные правонарушения.
  • Гарантии предоставляются в общем случае в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, а по валютным правонарушениям ‒ вплоть до даты подачи декларации (с исключениями).
  • Участники имеют возможность указать в декларации не только открытые на дату представления декларации иностранные счета (вклады), но также и сведения по старым закрытым счетам / вкладам.
  • Поздние уведомления о КИК и уведомления об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией.

Контролирующие лица уже в 2017 году начали соблюдать правила отчетности и налогообложения доходов КИК, что в свою очередь требует большой подготовительной работы от администраторов, налоговых консультантов и самих бенефициаров .

Концепция контролируемых иностранных компаний

В рамках пакета законов по деофшоризации были введены понятия контролируемых иностранных компаний / структур (КИК) и контролирующих лиц. Концепция КИК внесла принципиальные изменения в налогообложение физических лиц и их зарубежных компаний в России, среди которых можно выделить следующее:

  • Введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний / структур путем включения нераспределенной прибыли
    данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ.
  • Установлена возможность признания иностранной организации налоговым резидентом РФ по месту ее фактического управления.
  • Введено правило фактического получателя дохода, ограничивающее применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Законодательство содержит комплексные и многоступенчатые правила определения статуса контролирующего лица иностранной организации и структуры.

При ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее нераспределенная прибыль не учитывается при налогообложении физического лица, уведомления за 2017 год не подаются (при этом 2016 год остается в КИК контуре).

Как и в прошлом году, если за 2017 год физическое лицо признано контролирующим в отношении иностранной компании / структуры, то ему необходимо быть готовым к следующим шагам:

  • Уведомление об участии в КИК – подавалось до 20 марта 2018 года.
  • Финансовая отчетность компании – составляется к началу подготовки уведомления о КИК.
  • Аудиторское заключение в отношении определенных видов КИК – должно быть готово к началу подготовки уведомления о КИК.
  • Декларация по налогу на доходы физических лиц – представляется до 30 апреля 2018 года.
  • Налог на прибыль КИК облагается по ставке
    13%
    на уровне бенефициаров-физических лиц – срок уплаты до 15 июля 2018 года.

До 1 марта 2019 года налоговые резиденты РФ могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций и структур.

Безналоговая ликвидация иностранных организаций и структур (БНЛ) – продление

При соблюдении определенных условий доходы в виде денежных средств, имущества, полученного физическим лицом при ликвидации иностранной организации / структуры, не будут подлежать налогообложению в России.

Необходимыми условиями БНЛ являются (1) завершение процедуры ликвидации иностранной организации или структуры до 1 марта 2019 года, (2) представление налоговой декларации и заявления с указанием стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации / структуры.

В итоге бенефициары могут не только провести реорганизацию владения на льготных условиях, но и расчистить историю в преддверии автоматического обмена налоговой информацией.

Впоследствии при продаже полученного имущества декларант вправе уменьшить сумму своих доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества. Схожая льгота введена и при осуществлении имущественных прав.

Таким образом,

до марта 2019 года законодатель дает возможность физическим лицам-бенефициарам реорганизовать текущую структуру владения зарубежными активами без налоговых последствий для физического лица в России, а в случае принятия решения о ликвидации структуры (или какой-то ее части) сформировать расходную базу по полученному в результате ликвидации имуществу на уровне физического лица-бенефициара. Впоследствии это должно снизить его налоговое бремя при продаже данного имущества.

Передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу (изменения в статьи 39 и 41 Налогового кодекса) — не доход для последнего.

Номинальное владение

Продлена льгота по передаче имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу. Как и ранее, такая передача не будет признаваться реализацией для номинального владельца, и доходом для фактического владельца – получателя имущества в случае, если данное имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в рамках второй волны амнистии.

Из нововведений: НК РФ был дополнен положениями, предусматривающими вычет расходов при реализации ценных бумаг / имущества / имущественных прав, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца (с учетом требования по раскрытию информации в специальной декларации). Теперь, по аналогии с льготой по БНЛ, в качестве расходов можно учесть документально подтвержденную стоимость активов по данным учета номинала на дату их передачи (но не выше рыночной стоимости). При этом временных ограничений по такой льготе не предусмотрено.

Согласно последним изменениям все граждане Российской Федерации признаются валютными резидентами. При этом было введено понятие «специального резидента», к которому не будет применяться общий запрет на совершение любых валютных операций, а также требования к представлению уведомлений и отчетов в случае пребывания за пределами РФ такого резидента более 183 дней в году.

Риски, связанные с выявлением валютных нарушений, становятся особенно актуальными для физических лиц ввиду стремительного развития международного обмена налоговой информацией.

Валютное законодательство

Российские граждане, а также иностранные граждане, которые имеют вид на жительство в России, признаются валютными резидентами (за редким исключением).

Статус валютного резидента накладывает на физическое лицо ряд обязанностей и ограничений относительно счетов в банках за рубежом. В частности, они должны:

  • уведомлять российские налоговые органы об открытии / закрытии / изменении реквизитов счетов в банках за рубежом в течение одного месяца с момента каждого такого события;
  • ежегодно ( до 1 июня) подавать в налоговую инспекцию отчет о движении средств по всем счетам в банках за рубежом;
  • осуществлять по счетам только те операции, которые прямо разрешены валютным законодательством.

Деофшоризация российской экономики, закон о деофшоризации

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоровНезаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом.Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами.Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности.Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества.Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Также интересно:

Что такое «деофшоризация»? » Новости Швейцарии

В силу известных причин термин “деофшоризация / “деоффшоризация” в настоящее время особенно популярен. Одновременно остаётся непонятным, что следует понимать под данным термином.

Разумеется, лозунги о борьбе с «налоговыми гаванями», «серыми схемами» и т.п. играют популистскую роль в политическом процессе. Однако, что будет означать на практике данная борьба? Идёт ли речь о запрете или ограничении открывать счета или владеть недвижимостью за рубежом? На каких субъектов будет распространяться пресловутая деофшоризация? Каковы будут санкции? Ясно одно: ответов не просто меньше имеющихся вопросов, ответов практически нет.

В отличии от США и ЕС, которые ведут крестовый поход в поисках недополученных налоговых поступлений в свой бюджет, в России под знамёнами модного слова «деофшоризация», прежде всего, прячется попытка заставить коммерческие трансакции вернуться в российскую юрисдикцию. Целесообразность такой политики, однако, вызывает ряд сомнений, ведь для возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию, прежде всего, необходимо осуществление структурных преобразований (например, решение проблем коррупции и защиты права собственности).

Текущая ситуация в России и других странах СНГ самым негативным образом сказывается на предсказуемости ведения бизнеса на международном уровне. В тоже время, неоспоримым остаётся факт, что использование иностранных юрисдикций при осуществлении международных транзакций неизбежно.

Не стоит исключать, что использование иностранных юрисдикций может преследовать незаконные цели. Однако для таких случаев существуют международно-признанные механизмы (например, проведение расследования собственными силами, запрос о налоговой помощи в иностранное государство, сотрудничество в рамках международных организаций). Иными словами, для противодействия незаконным бизнес-схемам есть целый арсенал уже имеющихся средств. Поэтому обращение к административному принуждению выглядит безосновательным.

Вместе с тем, в большинстве случаев при использовании иностранных юрисдикций речь идёт о легальных операциях, осуществляемых для наилучшей организации бизнеса в условиях постоянной конкуренции. В этом случае, в пользу выбора иностранной юрисдикции говорят реальные проблемы российской правовой системы. Ни для кого не секрет, что российское законодательство и судебная система не могут предложить условия, в достаточной степени способные удовлетворить потребности бизнеса. Для многих один лишь факт отсутствия беспристрастного правосудия является достаточным основанием для выбора в пользу иностранной юрисдикции.

Однако между иностранными юрисдикциями существуют различия, порой, существенные. Именно на данное различие стоит ориентироваться при разработке концепции деофшоризации. Иными словами, во-первых, деофшоризация не должна быть направлена против всех иностранных юрисдикций, во-вторых, меры по деофшоризации следует применять только против так называемых «серых» юрисдикций, которые не поддерживают на надлежащем уровне стандарты прозрачности при проведении транзакций.

Часто читаемое по теме: «Новости мировых финансов»

Неизбежность иностранных юрисдикций
Представьте себе ситуацию, что в каком-либо небольшом городе одно предприятие занимается производством молока. Данному предприятию сопутствует успех в масштабах своего города, и генеральный директор предприятия в один прекрасный день решает экспортировать на имеющейся грузовой машине молоко в региональный центр, в который ведут две дороги: одна объездная – длинная и ухабистая, другая – короткая и асфальтированная. Какую дорогу выбрали бы Вы, окажись на месте данного фермера? Ответ более чем очевиден.

Выбор данного примера неслучаен. Длинная и ухабистая дорога – это российские правопорядок и судебная система (аналогично – правопорядки и судебные системы других стран СНГ), которые по многим важным показателям уступают передовым иностранным юрисдикциям – коротким и асфальтированным дорогам.

деофшоризацияГрафика: www.business-swiss.ch

Если заявленная деофшоризация будет направлена против всех иностранных юрисдикций, в контексте нашего примера это будет означать, что руководству предприятия придется каждый раз отправлять молоко по длинному и некомфортному маршруту. Как это повлияет на бизнес? Очев&

Деоффшоризация Википедия

Деофшоризация (англ. de-offshorization, от слова offshoring) — система законодательных инициатив в Российской Федерации, направленных против сокрытия доходов российских предприятий, формально принадлежащих компаниям, находящимся в офшорах. Данная мера призвана повысить собираемость налогов, усложнить отмывание криминальных денег и привести к большей ясности о собственниках предприятий.

См. также Мировая борьба с офшорами

История возникновения и использования понятия «деофшоризация»[ | ]

Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить [средства] где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара»[1].

13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил[2]: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»[3]. Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин[4].

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый екс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы[5] также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Термин «конечный бенефициар», использованный в законопроекте ФНС России, означал физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом получает доход данной организации и обладает правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохода; либо лицо, в интересах которого иное лицо п

деофшоризация

Формальное отсутствие контроля над иностранной компанией не спасет владельцев офшоров от внимания со стороны российских налоговых органов. Об этом в ходе конференции РБК «Деофшоризация и налоговая амнистия» сообщила партнер адвокатского бюро Forward Legal Ольга Карпова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). В соответствии с последними поправками в НК срок подачи уведомления о контроле над такими компаниями перенесен на 15 июня (ранее было 1 апреля).

«Надо сообщать налоговым органам о своем участии в иностранном лице или не надо? – задала Ольга Карпова риторический вопрос. — В НК РФ описан формальный подход к определению контролируемости, который зависит от доли акционерного капитала, де-юре принадлежащей лицу. Это формальный подход. Именно в расчете на него российские бизнесмены сейчас пытаются «дробить» свои иностранные компании.

Но я могу утверждать, что ФНС все активнее использует и так называемый фактический подход, который позволяет выявить контролирующее лицо вне зависимости от того, числится оно акционером иностранной компании или нет».

«Почему мы полагаем, что несмотря на «юность» закона о КИК, практика фактического подхода уже есть? – продолжила Карпова. — Дело в том, что еще в 2012 году законодатель пытался ввести в Гражданский кодекс норму о фактически контролирующих лицах. Тогда насущно встал вопрос, как привлекать к субсидиарной ответственности лиц, которые довели до банкротства некие свои контролируемые компании. В ГК изменения до сих пор так и не вошли, зато в 2014 году они дословно вошли в Налоговый кодекс. То есть закон новый, но идеи в нем заложены уже довольно старые.

И есть судебная практика. К примеру, дело «Макси Групп»: в рамках расследования злонамеренного банкротства факт контроля над иными, юридически никак не связанными компаниями был установлен из переписки руководства с аудиторами, из найденных документов о зарплате сотрудникам тех компаний, из того факта, что сотрудниками разных компаний числились одни и те же люди. Наконец, банковские операции разных, «не связанных» компаний проводились из одного и того же «Банк-клиента».

В другом случае ФНС направила запрос коллегам в Нидерланды, и директор тамошней компании признался, что является «номиналом» и назвал бенефициара».

«Все эти расследования, конечно, проводились в рамках расследования уже возбужденных дел, — заметила представитель Forward Legal. — Но методика действий накапливается, и источником информации могут стать проверки других контролирующих инстанций – к примеру, ФАС.

Любой фактический контроль над иностранной компанией оставляет следы — в вашей личной документации, в вашей переписке, в документации компании, переписке с сотрудниками. Поводом для «вычисления» контролирующего лица может стать, к примеру, сохранение места в совете директоров за одним из замов генерального директора при смене акционеров (российских на иностранного), тем более если этот зам получает дивидендов больше, чем все остальные члены совета директоров, вместе взятые. Исходя из мировой практики, подозрения налоговиков вызывают стабильные отношения между единственным поставщиком и единственным покупателем,  если они принадлежат к разным юрисдикциям, фактическое исполнение функций генерального директора лицом, формально им не являющимся, участие этого лица в переговорах от имени компании, оплата расходов одной компании за счет другой».  

«Если вы решите не подавать уведомление о КИК, позаботьтесь о том, чтобы скрыть «улики», — резюмировала Ольга Карпова. — Не храните в офисе документы и печати КИК, не ведите ее бухучет, заведите для КИК отдельные сервера. Исключите из сделок back-to-back займы. Внимательно относитесь к переписке, будьте уверены в кандидатуре номинального директора. И готовьтесь к тому, что даже в этих условиях скрыть КИК вам будет сложно».  

25 000€ штраф за уклонение через офшорные компании: деофшоризация по-немецки

Что такое деофшоризация по-немецки? Это необходимость отчитываться об иностранных компаниях за пределами ЕС и ЕАСТ, платить штраф в 25 000 евро за налоговые нарушения, которые признаны крайне тяжелыми. К тому же это значит, что срок давности преступления составит не 5 лет, а 10.

21 декабря немецкое правительство рассмотрело черновик поправок в налоговое законодательство. Оно ещё больше усложняет жизнь немецким налогоплательщикам в плане уклонения от налогов, особенно при помощи офшорных компаний за пределами ЕС и ЕАСТ.

В первую очередь повышаются требования к отчётности немецких граждан, у которых существуют финансовые интересы за пределами страны. К тому же повышены требования к финансовым учреждениям, таким как банки, страховые компании и т.п., которые управляют инвестиционными структурами для своих клиентов.

Деофшоризация по-немецки: немецким резидентам необходимо декларировать свои офшорные компании

Немецким налогоплательщикам, если черновик станет законом, придётся отчитываться перед налоговыми службами о своих иностранных активах в виде компаний, фондов и т.п. Это предприятия, которые находятся за пределами Европейского Союза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Деофшоризация по-японски: власти борются с уходом от налогов на наследство и подарки

Минимальный порог владения оффшорной компанией: 10%. Причём речь идёт, как о прямом, так и о косвенном владении. Другой вариант: если доля в офшорной компании стоит более 150 000 евро – тогда также появляются обязательства по декларированию.

Если лицо не задекларирует свои «бизнес-связи» с подобной компанией, то ему грозит штраф размером до 25 000 евро. Бизнес-связями признаны офшорные компании, партнёрства, фонды, ассоциации и т.п.

Велика вероятность, что тем владельцам, у которых компании за пределами ЕС, придётся дольше хранить документы. Помимо владельцев это относится к любым лицам, которые прямо или косвенно управляют бизнесом, влияют на неё в финансовом, законном или бизнес смысле.

В будущем предполагается, что такие налогоплательщики дадут доступ налоговикам для налогового аудита без дополнительного обоснования.

Самая эффективная политика деофшоризации: Индия за ночь отказалась от купюр в 500 и 1000 рупий

Деофшоризация по-немецки: финансовым учреждениям необходимо дольше хранить документы и больше платить

Выросли требования и к финансовым организациям, которые управляют активами своих клиентов: если под контролем находятся иностранные компании немецких налогоплательщиков (за пределами ЕС и ЕАСТ), то о них необходимо сообщить. Мало того, необходимо сообщить какие именно структуры были созданы или управляются для клиентов.

Для учреждений штраф за сокрытие информации возрастает до 50 000 евро. Плюс у такого учреждения может появиться ответственность за все упущенные налоги.

Также стоит сказать, что предложенный законопроект предлагает полностью уничтожить банковскую тайну в Германии. Речь, разумеется, идёт не о том, чтобы сделать банковскую информацию открытой для всех. Банкам, по факту, запретят защищаться банковской тайной от проверок со стороны немецких налоговиков.

Последствия деофшоризации в Великобритании не только для олигархов

Таким образом банки и прочие финучреждения не смогут помешать налоговым службам выполнять свою работу в рамках расследования.

При этом оговорено, что расследование возможно только при наличии улик.

И вообще налоговики в Германии получат право на автоматический доступ к счетам ради налоговых целей, в рамках налогового расследования. При этом банкам придётся хранить информацию о счетах и его владельцах в течение 10 лет после его закрытия.

Помимо данных о самом владельце счета, банк обязан собрать идентификационную информацию о всех лицах, у которых есть право распоряжаться средствами на счету. Данные предоставят исключительно налоговой службе в процессе сбора информации.

Крушение Deutsche Bank

В целом налоговые преступления, как для физических лиц, так и для юридических, перекочуют в разряд особо тяжких. Срок давности по таким преступлениям составит не 5 лет, а 10. Иными словами, если компания 10 лет назад совершила налоговый проступок (и её владелец не заплатил налоги) и даже была закрыта 9 лет назад, то по новым правилам у налоговиков будет шанс её найти и востребовать выплаты налогов с её владельцев и бенефициаров.

Если ничего не изменится, поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Вкупе с этим законопроектом, Германия заявила, что подпишет многостороннее соглашение, которое поможет выровнять налоговые договорённости в рамках требования BEPS.

Так что деофшоризация идёт полным ходом, даже в Германии. Это значит, что следовать правилам придётся в разы сильнее. Несмотря на то, что законопроект, во-первых, ещё не стал законом, а во-вторых, относится в первую очередь к налогоплательщикам (резидентам) Германии, даже бизнесменам из России стоит задуматься.

О чём? О том, что необходимо вести свои дела максимально прозрачно. Да, из России многие уходят именно из-за опасений, что честность наказуема, но в мире требуют прозрачности. Уклонение от налогов становится опасным не только с точки зрения пени, но и штрафов, а в некоторых случаях – даже тюремного заключения.

Деофшоризация в России: бизнес возвращается домой?

Налоговики, что в Германии, что в России, с каждым годом становятся всё опытнее, всё проворнее, а иногда и хитрее. Закон меняется и они получают больше власти. Это не значит, что следует отказаться от бизнеса или полностью уйти в тень. Это скорее говорит о том, что даже в тихом режиме работы необходимо стремится к максимальной законности и прозрачности. Особенно при использовании офшоров.

Поэтому так важно с первого дня правильно структурировать свой бизнес, выбрать надёжную юрисдикцию и обеспечить себе спокойствие не только с точки зрения уменьшения затрат, но и головной боли в будущем. Как это сделать? Обратиться к консультантам портала прямо сейчас: [email protected]