Что такое деньги урок в 3 классе по финансовой грамотности – Методическая разработка (3 класс) на тему: Методическая разработка 1 занятия кружка «Финансовая грамотность. История денег» по теме «Что такое деньги?»

Конспект занятия по финансовой грамотности в 3 классе на тему » Семейный бюджет»

I. Организационный момент.

— Добрый день! Ребята, какое у вас сегодня настроение?

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

II.Актуализация знаний.

1 .Фронтальный опрос. Слайд 2.

— Ребята, отгадайте зашифрованное слово? Какое слово получилось?

(Бюджет.)

— Что такое бюджет? Что оно означает?

Бюджет-это план доходов и расходов. В переводе с английского означает «Денежная сумка»

Слайд 3. – Соотнесите термин с его определением ( работа по карточкам)

Налог

Деньги, поступающие в бюджет

Доход

Деньги, которые тратит государство

Расход

Установленные государством платежи

Проверка

— Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

— Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

— Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

– о чём мы говорили сейчас? (о государственном бюджете.)

– На что расходуется государственный бюджет? (на образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)

3.Проблемное объяснение нового знания.

– Как вы думаете, бюджет может быть только у государства? А семья может иметь собственный бюджет?

– Образуйте от слова «семья» прилагательное, которое согласуется с существительным «бюджет». О каком бюджете мы будем сегодня говорить?

(о семейном бюджете.)

Слайд 4. «Семейный бюджет»

– Как вы думаете, отличается ли семейный бюджет от государственного? Чем?

– Как вы понимаете выражение: «Живут доходом, а проживают расходом»?

– В чем, измеряется доход и расход семьи? (слайд5)

– Какие денежные единицы России вы знаете?

– Какие денежные единицы других стран вы знаете?

– Мы должны разобраться, из чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете.

З. Ролевая игра «Источники доходов семьи».

На столе лежат карточки.

Учитель распределяет роли и раздает реквизит:

  1. Бабушке — платок.

  2. Папе — галстук.

  3. Маме — фартук.

  4. Старшему брату — книгу.

  5. Человек с ограниченными возможностями — костыль.

Задание.

— Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку). А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт в ряд. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно. (Дети читают хором источники доходов).

Бабушка Дети — Пенсия.

Папа. Дети — Зарплата.

Старший брат. Стипендия.

Мама с маленькой дочкой.

Дети — Пособие. -Инвалид

Дети — Пенсия по инвалидности.

(Слайд 6,7)

  1. Практическое задание.

— Давайте повторим из чего складывается статья доходов и расходов бюджета семьи.

На экране ( слайд8) вы видите слова: зарплата, одежда, пенсия, лекарства, стипендия, оплата за детский сад, пособие, квартплата, секции, кружки, транспортные услуги, прибыль, продукты, гонорар, проценты, обувь, кредит за товар.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.

Слайд

Проверим, как вы справились с заданием.

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

Лекарства

гонорар

Оплата за детский сад

Проценты

Секции, кружки

Прибыль

Одежда

Обувь

Кредит за товар

2)Вывод:

– Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составиться бюджет семьи? Самый удобный срок – на месяц.

Слайд 5.Семейный бюджет

– Учитель: Итак, основным источником доходов в семьях -это заработная плата. Она может быть постоянной, а может меняться. Почему? Если у человека фиксированная сумма (она называется

окладом) оплаты труда, то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотеки. Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше деталей, то получит больше. Такая форма оплаты труда называется сдельной. Оплата работы может быть почасовой. Тогда каждый час работы начисляется какая-то определенная сумма. Так, например, работают охранники.

Люди, которые не работают, получают пособия.( К каких случаях?)

Есть люди, профессия которых позволяет им работать дома. Как, например, работает писатель? Как оплачивается работа композитора? художника?

Люди этих профессий получают не зарплату, а гонорар.

Слайд. Гонорар – вознаграждение за труд по договору. Между кем могут заключаться такие договоры?

Писатель или поэт заключают договоры с издательствами, которые выпустят их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами. Художники договариваются с покупателем или владельцем художественного салона, который выкупит картину. Гонорары могут выплачивать не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу.

Учитель:– Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.

Игра «Семейный бюджет»

У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.

Лекарства.

Продукты.

Одежда.

Обувь.

Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …).

Транспорт.

Музыкальная (спортивная) школа.

Книги.

Компьютер.

Игрушки.

Платежи и налоги.

Видеокассеты.

Посещение театра, цирка.

Посещение боулинга.

Туристическая поездка.

-Так, на что расходуется семейный бюджет?

– А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Услуги, квартплата, кредит, питание)

(Слайд 9)

Доходы = расходы.

Доходы > расходы

Доходы < расходы

– Какая формула будет наилучшей?

– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

– Что в этом случае делать?

(Если экономия – отложим сбережения, Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

Вывод.- Планируйте семейный бюджет исходя из доходов

Беседа.

– Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, – они есть, но не для этого.

IV.Рефлексия Интерактивная игра

Доход -7 аванс- 32

Зарплата-3 проценты- 18

Копилка-4 банкомат-26

Налог – 21 монета -29

  1. Игра «Да, нет»

А теперь поиграем в игру «Да, нет» и узнаем как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное говорите да, если не правильное — нет.

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2.Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

  1. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)

  2. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)

  3. Экономя семейный бюджет — откажись от экскурсии в музей. (Нет)

  4. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)

  5. Бережно относись к своим вещам. (Да)

  6. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)

  7. Старайся больше ходить пешком. (Да)

10.Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

Методическая разработка (3 класс) на тему: Занятие кружка «Финансовая грамотность» на тему «Что такое деньги?

Дьякова С.А., учитель МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»

Финансовая грамотность

Занятие 1 .

Тема: Что такое деньги?

Форма занятия: интерактивная беседа

Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?

Основные понятия:

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Жизненные ситуации

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

Оборудование: карточки с тестом, карточки с практическими заданиями, презентация.

Содержание

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. Тем не менее даже сегодня в опредеённых ситуациях люди используют бартер, начиная с обменов средиколлекционеров и кончая международными коммерческими сделками. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Товарными деньгами может быть любой предмет, который представляет ценность и всеми принимается для обмена. Способность легко обмениваться называется ликвидностью. Основными товарными деньгами стали драгоценные металлы, из которых позже стали изготавливать монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.

Важной характеристикой денег является их покупательная сила, т. е. способность обмениваться на некоторое количество товаров. Если по прошествии некоторого времени за одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров, это означает, что покупательная сила денег уменьшилась. Изменение покупательной способности денег связано с изменением цен на товары.

1.Постановка практической задачи.

Работа с учебником.

Посмотри на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как ты думаешь, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?

Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Низа что не догадаешься! Это… деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!

А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё… Стоп! Не будем торопиться. Давай обовсём по порядку.

2. Постановка учебных задач.

Итак, какие задачи поставим перед собой?

1.-  что такое деньги; 2.- какие они бывают ; 3 — откуда они взялись.

3. Планирование.

Что нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?

Спланировать свою деятельность: узнать теорию, затем эти знания применить  на практике.

4. Освоение теоретического материала.

 Появление обмена товаров.

Давным-давно, когда люди ещё охотилисьна мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время…Они стали встречаться и обмениваться товаром между собой.

То, что люди предлагают для обмена называется товаром.

Возникли ситуации при обмене. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Так появились первые деньги.

-Вспомните, что было в качестве первых денег?

А вот другие примеры необычныхденег. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них простописали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.

5. Решение практической задачи.

Практические задания

Вопросы

1. Почему люди обмениваются?

2. Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной?

3. Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его было удобно использовать в качестве денег?

4. Для чего нужна мелочь?

Тест

Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

6. Презентация решения практической задачи.

2. Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте  общее название оставшимся словам.

Продукты, одежда, обувь, связь, игрушки, машина, телефон, телевизор.

7. Выполнение тренировочных заданий.

3. Укажите, в каких случаях деньги выполняют функции : средства  обмена (а), меры ценности (б) и средства платежа (в).

При обмене мы отдаём деньги и получаем товар или услугу. Если мы видим число, обо-

значающее цену товара, то деньги являются мерой ценности. При платеже мы  получаем деньги или только отдаём, ничего не получая взамен, например возвращая долги или выплачивая налоги.

• Мама купила конфеты. (…)

• Папа заплатил штраф. (…)

• Митя купил билет и едет на трамвае. (…)

• Маша знает, что книга стоит 100 р. (…)

• Илья заплатил налоги. (…)

• Поля увидела, что цены на обувь снизились. (…)

• Дедушка купил фотоаппарат. (…)

Задачи

1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной  травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

4. Люди изобрели деньги для того, чтобы

1) Облегчить обмен

2) Измерить ценность разных товаров

3) Иметь возможность делать накопления

4) Все ответы верны

3. Рефлексия.

— Что нового вы узнали о деньгах?

— Какими свойствами могут обладать деньги?

— Для чего они нужны?

— С какими новыми понятиями познакомились?

— С какими  видами денег познакомились?

Р.S.- на следущее занятие принести монеты.

Презентация к уроку (3 класс): Презентация по финансовой грамотности

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Сибирцева А.Н. г.Сургут Конспект урока по финансовой грамотности на тему: «Деньги» (для 3 – 4 классов). Выполнила: Федорова А.В

Слайд 2

Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы; повторение и обобщение знаний о деньгах. Задачи: способствовать формированию экономического образа мышления; воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту; формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики .

Слайд 3

Представление о результатах: Личностные: осознание себя как части семьи, общества; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные : познавательные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; регулятивные: оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка ; адекватное восприятие предложений товарищей, учителя; коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Предметные: понимание и правильное использование экономических терминов; представление о роли денег в семье и обществе; проведение элементарных финансовых расчётов.

Слайд 4

(Деньги) Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат.

Слайд 5

Your Text here Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi.

Слайд 8

В Е Р АС — Аверс — лицевая сторона монеты, ВЕРЕСР — Реверс – оборотная сторона монеты, НЕГЛЕАД — Легенда – надпись на монете. РУГТ — Гурт — боковая поверхность монеты.

Слайд 11

Древние деньги

Слайд 12

Тратим денежки с умом! Забывчивая бабушка Однажды мама дала Тимуру 200 тенге и сказала: «Можешь купить на эти деньги что-нибудь сладкое для чаепития в школе». Тимур решил купить шоколад и отправился в ближайший киоск. «Сколько стоит такая шоколадка?» — спросил Тимур бабушку — продавщицу. «Сто двадцать тенге»,- ответила она. «Я могу купить только __ шоколадку», — расстроился Тимур. Но тут бабушка сказала: «Ты спрашиваешь вот об этих, в синих упаковках? Так они продаются по 100 тенге». «Хорошо, я смогу купить уже __ шоколадки, хотя это тоже маловато». Бабушка не унималась: «Ой, мальчик, я перепутала, эти шоколадки по 65 тенге». Тимур нахмурил лоб и сосчитал — получалось, что он может купить __ шоколадки. Вдруг бабушка-продавец запричитала: «Ох и устала же я сегодня, все в голове перепуталось! Вот правильная цена!» И Тимур увидел, что она прикрепляет к шоколадке ценник: «50 тенге». Тимур обрадовался и купил сразу __ шоколадки.

Слайд 14

Игра «Счастливый билет» Гривна – крупный серебряный слиток или счетная денежная единица на Руси? (Да) Каури – деньги с неба?(Нет) Аверс – лицевая сторона монеты? (Да) Деньги, которые требуется вложить, чтобы запустить производство – капитал ? (Да) Гурт – обратная сторона монеты? (Нет) Реверс – боковая поверхность монеты? (Нет) Легенда – надпись на монете? (Да) Тенге – национальная валюта Казахстана? (Да) Кредит – деньги взятые в долг на какой-то срок? (Да) Товар – это доход? (Нет)

Слайд 15

Рефлексия Закончите предложения: Чему я научился на уроке?……… Что мне этот урок дал для жизни?…… Урок привлек меня тем, что.………… Урок показался интересным…………

Проект финансовая грамотность. Классный час. «Что такое деньги? Откуда они взялись?

hello_html_m1fe14c14.pnghello_html_3f8b2e52.gif

СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Северо-Кавказский институт-филиал

hello_html_m3e4b0e69.png

Тема итоговой аттестационной работы:

методическая разработка внеклассного занятия по теме:

«Что такое деньги? Откуда они взялись»

Составители:

1. Абубакарова Айза Догаевна – учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №3 с. Алхан-Юрт» Урус-Мартановского района;

2.Вахабова Петимат Кахитовна — учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 1 с.п. Надтеречное» Надтеречного района;

3. Джабраилова Эльза Нурдиевна — учитель начальных классов, МБОУ «СОШ

№ 3 с.п. Надтеречное» Надтеречного района;

4. Мухаева Лейла Салгировна — учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 2 ст. Ассиновская» Сунженского муниципального района;

5. Магомадова Хава Идрисовна — учитель начальных классов, МБОУ «СОШ с.п. Мекен- Юрт» Надтеречного района;

6. Патаева Зайнапи Хаидовна — учитель начальных классов, МБОУ «Верхатойская СОШ» Веденского района;

7. Тасуева Сацыта Суворовна — учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 1 с. Серноводское» Сунженского муниципального района.

Старший методист РМЦ по Ставропольскому краю

____________ Григорьева А.В.

г. Грозный, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

«Богатство — это не скопление материальных ценностей. Это умение тратить меньше, чем зарабатываешь, умение откладывать и вкладывать. Вы не разбогатеете, пока не усвоите это»

Дэйв Рэмси

Актуальность темы неоспорима, так как на протяжении всей жизни от самого рождения и до смерти деньги сопровождают человека, ребенок должен знать, что финансовая грамотность играет огромную роль в благополучии его будущего.

Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в последних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он начинает понимать, что удовлетворение его желаний «Купи мороженое! Хочу такую машинку!», зависит не только от расположенности или не расположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.

В 7- 8 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи. Как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее – на что они тратятся, как при этом учитываются нужды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, которая складывается из расходов обязательных (содержание жилища, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подарков, лекарств, оплата услуг телефонной связи). Иногда в присутствии ребенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммунальные услуги, телефон, за оплату кружков, секций, а также питание в школьном буфете. При этом мама (папа, бабушка) должен обязательно обратить внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что может стать прологом к беседам об экономии.

Сегодняшние дети на каждом шагу встречаются с такими понятиями: «мое», «твоё», «наше», «деньги», «валюта», «бартер», «бизнес» и т.д. Конечно, изучая такие курсы, как «Математика», «Ознакомление с окружающим миром», «Технология» дети знакомятся с некоторыми экономическими терминами, взаимоотношениями в современном обществе, с различными видами деятельности человека, однако этого недостаточно для формирования и развития у детей экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность.

Младшим школьникам важно дать базовые знания об истории возникновения денег, о тех изменениях, которые они претерпели в ходе развития общества. Научиться разумному финансовому поведению способствует изучение курса «Финансовая грамотность» для учащихся 2-4 классов.

1.1. Общая характеристика занятия

Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования знаний и умений финансовой грамотности подрастающего поколения для обеспечения благополучия в дальнейшей жизни.

Объект :

Место: г. Грозный

Учреждение: МБОУ «СОШ№2 ст. Ассиновская»

Участники проекта:

Педагог: Мухаева Лейла Салгировна, учитель начальных классов

Обучающиеся: 3 «Б» класс

Название темы: «Что такое деньги? Откуда они взялись»

Вид деятельности обучающихся: внеклассное занятие.

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме:

Раздел 1, урок 1

Тип занятия: комбинированный

Оборудование и характеристика образовательной среды: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).

Учебно-методическое обеспечение:

Основная литература

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c.

  2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c.

  3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Дополнительная литература

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Интернет-источники

Финграмотность в школе.рф

1.2. Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия: дать понятие сущности денег, причины появления и роль денег в повседневной жизни.

Задачи занятия:

предметные: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе;  умение различать виды и функции денег; наблюдать пути развития денег от примитивных форм до современных.

личностные: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.

коммуникативные: умение работать в группе, умение строить совместную деятельность, согласовывать свои действия, избегать конфликты.

метапредметные: проводить сравнительный анализ; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; обобщать понятия.

Продолжительность занятия «Что такое деньги? Откуда они взялись» —40 минут.

В Таблице 1 представлены действия обучающихся при выполнении заданий.

Таблица 1

Этап

Продолжительность

Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Организационный

1мин

Обучающиеся готовят рабочие места, приветствуют друг друга

Создание проблемной ситуации, определение темы и постановка целей.

7мин

  • Психологически настраиваются к предстоящей деятельности «Путешествие» (приложение 1)

  • Обучающиеся просматривают слайды с различными историческими видами денег, высказывают свое мнение.

  • На основе своих высказываний формулируют цель занятия. высказывают предположения. Определяют тему занятия.

Беседа —

практикум

25 мин

  • Участвуют в импровизированной сценке «Обмен» (приложение 2). На основе игры проводят анализ и обучаются обмену товара (приложение 3)

  • Работают в парах (решают задачи, работают с карточками) (приложение 4)

  • Просматривают видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=1coLB_h2Kgw, анализируют полученную информацию, отвечают на вопрос (приложение 5).

Итог

3 мин

Составляют кластер на тему: «Деньги» (приложение 6)

Рефлексия

4 мин

Обучающиеся в свободной форме отвечают на вопросы педагога (приложение 7)

Организационный этап предполагает

Роль преподавателя: коммуникатор

Последним этапом является рефлексия, которая длится 4 минуты.

В Таблице 2 представлены типы заданий контрольно-измерительных процедур.

Таблица 2

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Организационный

Словесный

Создание проблемной ситуации, определение темы и постановка целей.

Словесный

интерактивный

Беседа — практикум

Словесный, игровой, практический, частично-поисковый,

интерактивный

Карточки с заданиями

Итог

Словесно- наглядный

Рефлексия

Метод эмоциональной рефлексии «Светофор»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

Деньги будут актуальны до тех пор, пока существует само человечество. Возможно, через пару сотен лет деньги уже будут выглядеть совершенно по-другому, да и само привычное название уступит место новому термину. Но, так или иначе, суть и функции заменителей денежных знаков останется той же.

Внеклассное занятие по теме «Что такое деньги и для чего они нужны?», станет своеобразным «мостиком», который поможет младшим школьникам понять, что такое деньги и их роль в современном обществе.

В заключение стоит отметить важность изучения данной темы младшими школьниками, поскольку именно на данном возрастном этапе закладываются основы финансовой культуры будущего гражданина нашей страны.

Основная литература

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c.

  2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c.

  3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Дополнительная литература

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Интернет-источники

Финграмотность в школе.рф

П

Мотивационный этап «Путешествие»

риложение 1

Экипажи к полёту готовы? /Да/

— Пристегнуть ремни.

Протяжка

— Один.

— Прокачка.

Два.

— Промашка.

Три.

— Продувка.

Четыре.

— Контакт!

— Есть контакт!

— Пуск! …

Работают все приборы космического корабля. Внимание на пульт управления

hello_html_2b05781f.jpg

Приложение 2

Обучающиеся просматривают слайды с различными историческими видами денег, высказывают свое мнение.

hello_html_m179ede4f.gifhello_html_m3ff09f47.gif

Приложение 3

hello_html_27aaa15.pnghello_html_290d15e7.gif

Импровизированная сценка «Обмен»

/ 3 участника, инвентарь для сценки: маски с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли /

— Представь, что ты – охотник из племени «МУМБА-ЮМБА». Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Итак, ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке, а навстречу тебе идёт человек из соседнего племени «У-ГУ-ГУ». Он лучше всех умеет делать оружие, как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе понравился его лук, а ему – твоя рыба.

Задачка из блокнота

Сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать? /работа в парах/

(6 плиток; 3 рыбы)

hello_html_49bfd8b1.pnghello_html_mf6d0835.png

Приложение 5

Видеоролик «В гостях у тетушки Совы»

https://www.youtube.com/watch?v=1coLB_h2Kgw

hello_html_m56ca2155.png

П

Кластер

риложение 6

hello_html_2d8903c7.png

Приложение 7

Рефлексия «Светофор»

Мое настроение

hello_html_77a1dde0.png

Методическая разработка (3 класс) на тему: Методическая разработка 1 занятия кружка «Финансовая грамотность. История денег» по теме «Что такое деньги?»

Дьякова С.А., учитель МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»

Занятие 1. «Финансовая грамотность. История денег».

Тема: Что такое деньги?

Форма занятия: интерактивная беседа

Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?

Основные понятия:

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Жизненные ситуации

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

Оборудование: карточки с тестом, карточки с практическими заданиями, презентация.

Содержание

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. Тем не менее даже сегодня в опредеённых ситуациях люди используют бартер, начиная с обменов среди коллекционеров и кончая международными коммерческими сделками. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Товарными деньгами может быть любой предмет, который представляет ценность и всеми принимается для обмена. Способность легко обмениваться называется ликвидностью. Основными товарными деньгами стали драгоценные металлы, из которых позже стали изготавливать монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.

Важной характеристикой денег является их покупательная сила, т. е. способность обмениваться на некоторое количество товаров. Если по прошествии некоторого времени за одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров, это означает, что покупательная сила денег уменьшилась. Изменение покупательной способности денег связано с изменением цен на товары.

1.Постановка практической задачи.

Работа с учебником.

Посмотри на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как ты думаешь, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?

Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Низа что не догадаешься! Это… деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!

А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё… Стоп! Не будем торопиться. Давай обо всём по порядку.

2. Постановка учебных задач.

Итак, какие задачи поставим перед собой?

1.-  что такое деньги; 2.- какие они бывают ; 3 — откуда они взялись.

3. Планирование.

Что нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?

Спланировать свою деятельность: узнать теорию, затем эти знания применить  на практике.

4. Освоение теоретического материала.

 Появление обмена товаров.

Давным-давно, когда люди ещё охотилисьна мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время…Они стали встречаться и обмениваться товаром между собой.

То, что люди предлагают для обмена называется товаром.

Возникли ситуации при обмене. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Так появились первые деньги.

-Вспомните, что было в качестве первых денег?

А вот другие примеры необычныхденег. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них простописали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.

5. Решение практической задачи.

Практические задания

Вопросы

1. Почему люди обмениваются?

2. Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной?

3. Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его было удобно использовать в качестве денег?

4. Для чего нужна мелочь?

Тест

Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

6. Презентация решения практической задачи.

Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте  общее название оставшимся словам.

Продукты, одежда, обувь, связь, игрушки, машина, телефон, телевизор.

7. Выполнение тренировочных заданий.

Укажите, в каких случаях деньги выполняют функции : средства  обмена (а), меры ценности (б) и средства платежа (в).

При обмене мы отдаём деньги и получаем товар или услугу. Если мы видим число, обо-

значающее цену товара, то деньги являются мерой ценности. При платеже мы  получаем деньги или только отдаём, ничего не получая взамен, например возвращая долги или выплачивая налоги.

• Мама купила конфеты. (…)

• Папа заплатил штраф. (…)

• Митя купил билет и едет на трамвае. (…)

• Маша знает, что книга стоит 100 р. (…)

• Илья заплатил налоги. (…)

• Поля увидела, что цены на обувь снизились. (…)

• Дедушка купил фотоаппарат. (…)

Задачи

1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной  травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

3. Люди изобрели деньги для того, чтобы

1) Облегчить обмен

2) Измерить ценность разных товаров

3) Иметь возможность делать накопления

4) Все ответы верны

8. Рефлексия.

— Что нового вы узнали о деньгах?

— Какими свойствами могут обладать деньги?

— Для чего они нужны?

— С какими новыми понятиями познакомились?

— С какими  видами денег познакомились?

Проект (2 класс) на тему: Урок финансовой грамотности «Откуда в семье деньги»

Проект занятия по финансовой грамотности во 2 классе.

Разработчик: Демидова Ирина Александровна

Тема: Откуда в семье деньги?

Планируемые результаты:

Личностные:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание финансового положения семьи;

Предметные:

• представление о роли денег в семье и обществе;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

уметь объяснять, что такое, семейный доход, заработная плата и из чего они формируются и складываются

Метапредметные:

— регулятивные:

• понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

— познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

— коммуникативные:

• постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и

поискового характера;

• планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии заданиями и условиями коммуникации;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Основные понятия: Доход. Зарплата.

Жизненные ситуации: Знакомство с работой родителей.

Форма обучения: групповая, индивидуальная

Оборудование: ватман, фломастеры, клей, ножницы

Общее описание занятия

1.1

Дата проведения

 29.11.2017

1.2

Место проведения (адрес образовательной организации)

 Нижегородская область, Кстовский район, с.п. Селекционной станции, МБОУ СШ с.п. Селекционной станции

1.3

ФИО и должности преподавателей, проводивших занятие по ФГ

Демидова Ирина Александровна, учитель начальных классов

1.4

Тема и форма (тип) занятия

 Внеурочное занятие

1.5

Время (продолжительность) проведения занятия

 40 минут

1.6

Категория обучающихся

 2 класс

Этапы/время

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Примечание

Организационный

2 минуты

 

Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия! Сегодня наше занятие немного необычное, к нам проехало большое количество гостей. На каком занятии мы с вами находимся?

Принятие установок учителя.

Финансовая грамотность

Актуализация опорных знаний

 5 мин.        

На прошлом уроке мы с вами закончили первый раздел финансовой грамотности «Обмен и деньги». Давайте с вами вспомним основные понятия, которые мы с Вами изучали в этом разделе, а за правильные ответы я вам буду давать цветные жетоны:

1. Что такое деньги?

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Распределитесь по группам, в зависимости от того какой цвет вы получили.

Постановка учебной задачи

3 минуты

Ребята, посмотрите на экран, перед Вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано?

А как вы думаете, как будет звучать теме сегодняшнего занятия? Что мы с вами будем делать?

Сегодня мы с Вами начинаем второй блок нашего курса «Финансовой грамотности», который называется «Семейный бюджет».

Семья, деньги

Откуда в семье деньги?

Узнаем, откуда берутся деньги, кто их зарабатывает.

Дети рассаживаются по группам – семьям, в зависимости от выбранного цвета. На столах стоят таблички ( 1 семья, 2 семья, 3 семья)

Объяснение нового материала учителем

13 минут

У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое?

А как вы считаете, что такое доходы и расходы?

Доходы – это денежные средства, которые получает каждый из членов семьи.

Есть доходы, которые запланированы в семье, и к ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, а есть незапланированные доходы, к ним относятся: подарок, выигрыш, премия, гонорар.

Задание 1: перед вам доходы вашей семьи. Определите, к какому члену семьи относится тот или иной доход.

1 семья:

Член семьи

Доход

Бабушка

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Мама

Заработная плата

Папа

Ребёнок (1 год)

пенсия

2 семья:

Член семьи

Доход

мама

пенсия

папа

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Дочь 14 лет

зарплата

Сын 1 год

зарплата

Дедушка

Детское пособие для детей до 14 лет

3 семья:

Член семьи

Доход

Бабушка

Детское пособие для детей до 14 лет

Мама

пенсия

Папа

Заработная плата

Ребёнок 10 лет

стипендия

Ребёнок 20 лет

Заработная плата

Презентация каждой семьи своих

Расходы — это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. 

Расходы также бывают запланированные (….) и не запланированные (….).

Задание 2: Определите запланированные и незапланированные расходы вашей семьи:

1 семья:

 Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

Расходы

Оплата продуктов питания

Запланированные

Оплата телефона

Подарок на день рождение друга

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Незапланированные

Оплата жилья

Посещение ресторана

2 семья:

 Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

Расходы

Оплата детского сада

Запланированные

Оплата продуктов питания

Поход в кино

Поломка телевизора

Незапланированные

Оплата лекарств, в случае болезни

Покупка новой компьютерной игры

3 семья:

 Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:

Расходы

Обучение

Запланированные

Отдых в санатории

Покупка новой одежды

Оплата кружка ребёнка

Незапланированные

Оплата продуктов питания

Покупка бензина для машины

это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года

Откуда берутся деньги и куда они тратятся.

Работа в группах

Работа в группах

Физкультминутка

 2 минуты

Практическая деятельность 13 минут

Перед вами ватман, ножницы, клей и заготовки доходов и расходов. Ваша задача определить доходы и расходы Вашей семьи и разместить их на ватмане.

Презентация каждой из семей доход и расходов.

Послушайте одну историю, о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы (2 ребёнка читают наизусть).

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает.

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша объясняет:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

Работа в группах. Определяют доходы и расходы семьи

Рефлексия содержания учебного материала

2 минуты

Ребята, чему мы сегодня с вами научились?

Вашим домашним заданием будет, написать доходы и расходы вашей семьи за неделю.

Здравствуйте ребята, и гости нашего мероприятия. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Откуда в семье деньги» (Слайд 1). Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы. И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Ребята, перед вами ребус. Что здесь зашифровано? Как вы думаете, что такое семья?

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. 

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Семейный бюджет складывается из: доходов и расходов (2 человека):

  1. Доходы:

РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. 3 команды по 5 человек. Вы сидите в пятером:

  1. Муж
  2. Жена
  3. Бабушка
  4. Дедушка
  5. Сын

 за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается.  Нужно расписать все возможные  доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.
  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

Чтение стихотворения «Саша, друг мой, изменился»

 Послушайте одну историю, о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы.

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает.

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша объясняет:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

Задание.

Воспитатель: Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(карточку на доске).

Задание гостям.

Воспитатель:А вы должны проверить правильность выбора.

Дружная семья встает у стенда. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Проверка.

Воспитатель: встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны, верно.

(Дети читают хором источники доходов.) (Слайд 6)

Воспитатель: — Бабушка

Дети — Пенсия.

Воспитатель: — Папа

Дети – Зарплата

Воспитатель: — Старший брат

Дети – Стипендия

Воспитатель: — Мама с маленькой дочкой

Дети – Пособие

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Домашним заданием будет составить бюджет каждого из вас на месяц.

Ребята, чем вы бы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и мороженом, но не экономьте на обедах. Экономия на пище духовной может в будущем обернуться нежелательными последствиями для здоровья как физического так и морального. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода.

Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, всё соизмерить деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Помните, что культура общения с деньгами- это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит задуматься, откуда берутся деньги. Попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми. А значит надо самим научиться тому, что поможет вам зарабатывать деньги.

Самое главное — научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом

Финансовая грамотность 3 класс «Семейный бюджет»

Тема «Семейный бюджет» (Слайд 1)

Цели: (Слайд 2)

  • Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»

  • Закрепить понятия: «доходы», «расходы».

  • Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.

  • Развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление.

  • Воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в коллективе.

Оборудование: карточки, презентация, тест.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Слайд 3)

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

2. Актуализация знаний.

— Как вы понимаете слово «Бюджет»? ( высказывания детей) (Слайд № 4)

— Давайте посмотрим объяснение этого слова в словаре Ожегова (Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи)

-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи). (Слайд5)

Кто может сказать, что такое бюджет семьи? (Слайд 6)

Бюджет семьи — структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).

-Вспомните, что такое доход? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).

— Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).

3. Новая тема.

Построим дом. (Слайд 7)

— По вашему мнению: «Что является основным доходом семьи?» (зарплата)

Это фундамент.

— Что такое зарплата? (плата за труд)

Для того чтобы человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия должна быть востребована на рынке труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать свои способности, интересы, возможности.

Строим крышу.

— Мы рассмотрели основные доходы семьи. Но ведь деньги нужны для того, чтобы их использовать. Назовите виды расходов.

— Внимание на экран, что произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд8)

Такая ситуация называется дефицит бюджета.

— Исправить эту ситуацию можно различными способами, но мы выберем один который наиболее приемлемый. Часть расходов превратим в доходы.

— Изготовление вещей необходимых семье своими руками.

— Внимание на экран, что теперь произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд 9)

Такая ситуация называется избыточный бюджет.

— А если доходы и расходы равны?

Такая ситуация называется сбалансированный бюджет.

— Как вы думаете какая ситуация семейного бюджета лучше? Объясните почему.

Вывод: (Слайд10)

— если доходы равны расходам, бюджет сбалансированный.

— если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.

— если доходы превышают расходы, бюджет избыточный.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

4. Работа по карточкам. (Слайд № 11)

Заполни таблицы, вставляя данные «Семейного бюджета» каждой семьи.

Взаимопроверка.

5. Физминутка. (Слайд № 12)

6. Воспитательный момент. (Слайд № 13)

Взрослые трудятся и за свой труд получают деньги. Но не каждый труд оплачивается. Например, дети не платят маме за то, что она приготовила им вкусный ужин, а мама – папе, за то, что он починил телевизор. Взрослые и дети трудятся дома, чтобы создать в нем уют и тепло.

— Как вы помогаете своим родителям?

(обсуждение)

— А вы берете за это деньги?

Родители дают детям деньги на карманные расходы.

-Как вы их тратите?

7. Работа по карточкам. (Слайд № 14)

На карманные расходы вам дана сумма 680 тенге. Отметьте в таблице6 «-« или «+» свою покупку.

Объясни свой выбор.

8. Работа по теме.

(Слайд 15)

Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всем дворе никто не понимает.

А тем, кто задает вопрос,

Наш Саша объясняет:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия».

— Что значит экономить? (Слайд 16)

Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.

— Чем отличается экономный человек, от жадного?

— На чем бы вы экономили?

— А на чем экономить нельзя?

— Как можно экономить деньги в семье?

1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.

2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.

3. Бережно относиться к вещам.

Тогда баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.

9.Работа по теме. (продолжение) (Слайд 17)

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

( премия, наследство)

– А непредвиденные расходы? (слайд 18)

( болезнь, несчастье)

Теперь давайте подробнее рассмотрим вопрос о доходах и расходах.

Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (Слайд 19)

Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д).

Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и.т.д).

Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д).

Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. д.

Задание.

— Выделите постоянные расходы вашей семьи. (Слайд20)

1. Оплата коммунальных услуг.

2. Расходы на покупку билетов в цирк.

3. Расходы на лекарство.

4. Оплата учебы в институте.

5. расходы на покупку туристических путевок.

6. Расходы на еду.

10. Проверка знаний.

Тест

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет.)(Слайд21)

– Абсолютно верно! Молодцы!

11.Рефлексия.

Доскажи словечко. (Слайд 22)

Папа, мама, братишка и я – наша дружная ____________.

Заработная плата папы и мамы, стипендия брата – это ___________ нашей семьи.

Мама купила сыр, масло, хлеб, заплатила за квартиру и подсчитала свой ________ .

12. Домашнее задание. (Слайд 23)

Заполнить таблицу.

Читать текст в учебнике на странице 110 – 111.