Цель тема: Your access to this site has been limited – «Как определить цель и задачи в курсовой работе?» – Яндекс.Кью

Материал по теме: Тема, цель, задачи МО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад и презентация по теме «Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога.»

Педсовет на тему: «Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога»+презентация к докладу…

Цели, задачи и функции мониторинга

Доклад по теме: » Цели, задачи и функции мониторинга» с презентацией…

Презентация по теме «Цели и задачи проекта» 1 класс Курс «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова

Презентация по теме «Цели и задачи проекта» 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова….

Работа с детьми: цели, задачи, рекомендации.

Моя основная  заповедь – спешить  делать  добро. А добро   воспитывается  добротою, любовь – любовью,  радость —  радостью, терпение —  терпением, благород…

Конспект урока математики в 1 классе. Тема. Решение задач. Цели: формировать умение решать задачи изученных типов; закреплять вычислительные навыки в пределах 10; воспитывать стремление следить за своим здоровьем.

Фестиваль  нетрадиционных уроков  для родителей   в рамках декады физической культуры   «Хорошо здоровым быть»«В гостях у Айболита»…

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке….

Статья «Цель, задачи и содержание деятельности группы продлённого дня»

Урок 2. Риторическое позиционирование: тема, цель, задачи, стиль

риторическое позиционированиеНаписание любого текста должно начинаться с риторического позиционирования. Оно подразумевает ответ на следующие вопросы:

— О чём я пишу?
— Зачем я пишу?
— Для кого я пишу?
— Как я пишу?

Другими словами, риторическое позиционирование включает в себя определение темы, его цели, его аудитории, и, наконец, его стилистической и жанровой формы. Посредством этого автор указывает на свою позицию относительно других текстов и, шире, – относительно всего массива человеческих знаний и деятельности. Поговорим подробнее о каждом из этих пунктов.

Содержание

  1. Тема
  2. Цель создания текста
  3. Целевая аудитория
  4. Стиль и жанр
  5. Соответствие формы и содержания
  6. Проверочный тест

Тема

Тема – это то, о чём вы пишете, предмет вашего рассмотрения. Обычно содержание текста организовано вокруг одной темы. Иногда в тексте могут переплетаться несколько тем. Однако старайтесь не распыляться: лучше написать несколько компактных текстов, посвящённых разным предметам, чем запихивать всё в один несвязный текст. Многим авторам присуща следующая ошибка: они стараются показать в тексте всё, что они знают, придумали, сделали и т.д. Тем самым они постоянно отвлекаются от основной темы повествования. Безусловно, желание показать свою осведомлённость, свою оригинальность или силу своего воображения похвально. Однако читатель может просто потеряться во всей дополнительной (и, по большому счету, лишней) информации и утратить интерес к вашему тексту. Поэтому старайтесь ограничивать себя в отступлениях и концентрируйтесь на основной теме. Если у вас есть какая-то очень оригинальная идея, которой вы хотите поделиться, но она лишь по касательной связана с основной темой, то посвятите ей отдельный текст.

Далее, важно следить за тем, чтобы тема соотносилась с содержанием вашего текста. Читатель будет, безусловно, недоволен, если он столкнётся с текстом, который представляет собой иллюстрацию знаменитого анекдота: тема моего билета «Почва», в почве растёт трава, траву едят зайцы, у зайцев водятся блохи, так вот блохи… В случае, если вы выбираете тему сами, это не так страшно, потому что в процессе работы вы просто можете её скорректировать. При этом важно помнить, что если к середине текста вы понимаете, что ваша тема изменилась, то нужно просмотреть уже написанное на предмет соответствия новой теме. Иначе текст может получиться фрагментарным: часть текста написана на одну тему, часть – на другую, заключение – на третью. Если тема является заданной и соответственно, её нельзя скорректировать, то необходимо постоянно проверять, насколько соотносится то, о чём вы пишете, с тем, о чём вас просят написать.

Что касается самостоятельного выбора темы, то нужно придерживаться следующего правила: чем уже тема, тем лучше. Выбирая очень широкую тему («Любовь», «Политика», «Кино», «Возникновение Вселенной») мы заведомо ставим себя в проигрышное положение. Во-первых, широкая тема требует изучения огромного массива материала. Работа с ним может затянуться, и мы рискуем вообще никогда не добраться собственно до написания текста. Во-вторых, текст на широкую тему часто превращается в простое перечисление фактов с широкими обобщениями в качестве выводов. Однако такие перечисления не имеют никакой ценности, а обобщения зачастую представляют собой банальности. Наконец, текст на широкую тему всегда уязвим для критики, потому что в нём неминуемо содержится огромное число пробелов. Умберто Эко приводит следующий запоминающийся пример: тема «Геология» необозрима, тема «Вулканология» тоже крайне обширна, из темы «Вулканы Мексики» может получиться интересный, но поверхностный очерк, тема «История Попокатепетля» уже более перспективна, но самой лучшей является компактная и обозримая тема «Вспышка и кажущееся затухание вулкана Парикутин (20 февраля 1943—4 марта 1952)» (Умберто Эко. Как написать дипломную работу). По последней теме вполне реально собрать и проанализировать весь материал. К тому же с такой темой вы всегда будете обладать большей информацией, чем ваши читатели (даже если это специалисты-вулканологи), и вы сможете поведать им нечто действительно новое.

При этом одна и та же тема может быть рассмотрена с точки зрения разных перспектив. Как правило, при работе с довольно сложными объектами и феноменами, люди концентрируются на тех или иных их аспектах. Если привести самый простой пример, о любви можно писать в рамках поэзии, философии, психологии, биологии, химии, истории, антропологии, религии. Каждая из этих научных дисциплин и областей человеческой мысли и жизни, рассматривает любовь по-своему – используя разные инструменты, концептуальные схемы, примеры и т.д. Поэтому старайтесь указать, с каким аспектом рассмотрения работаете вы, как можно раньше в тексте – лучше всего, если это будет понятно из заглавия. При этом будьте аккуратны с соединением разных перспектив рассмотрения. Если взять наш пример с любовью, то соединение философской и психологической перспективы рассмотрения может быть плодотворным, но вот плодотворность соединения поэзии и химии уже сомнительна.

Цель создания текста

Признак любой человеческой деятельности – целенаправленность. Написание текстов не является исключением. Тексты всегда пишутся с какой-то целью или даже несколькими целями. Поэтому при работе над текстом, обязательно нужно задуматься: зачем я пишу этот конкретный текст? Цели текстов могут быть самыми разными: передать накопленное людьми знание, рассказать о новых уникальных результатах в какой-то области, привлечь внимание к чему-то, поделиться своими идеями или эмоциями, сформировать отношение к какому-либо феномену, развлечь читателя, шокировать его, отчитаться о проделанной работе. И это далеко не полный перечень. При этом нужно отдавать себе отчёт, что написание практически любого текста имеет внутреннюю и внешнюю, или прагматическую, цели. Например, написание диссертации имеет внутреннюю цель – рассказать о новых знаниях, полученных автором в результате самостоятельной и оригинальной работы. Также оно имеет и прагматическую цель – получить научную степень кандидата или доктора наук. Точно также написание публицистических или художественных текстов, какие бы внутренние цели они не имели (вплоть до искреннего желания изменить мир к лучшему), часто имеет прагматическую цель – заработать деньги. Поэтому постарайтесь с самого начала определить внутренние и внешние цели вашего текста, какие из них являются для вас приоритетными, и в соответствии с этим организуйте свою работу, рассчитайте, сколько времени и сил нужно в неё вложить для достижения той или иной цели, и что вам для этого потребуется.

Целевая аудитория

Целевая аудитория – термин, пришедший из маркетинга и рекламы. Он означает объединённую общими признаками или целями группу лиц, на которую ориентируются маркетологи при продвижении определённого товара. Целевая аудитория есть не только у товаров, но и у текстов. Тексты пишутся для того, чтобы их кто-то читал, т.е. они изначально ориентированы на читателя. При этом полезно думать о взаимодействии с читателем опять же в терминах маркетинга: вы должны уметь продать свой текст. Ведь текст является успешным, если его прочитали и поняли как можно больше человек.

Очевидно, что разные тексты предполагают разных читателей. Поэтому нужно задуматься над тем, для кого вы пишете свой текст, кого вы видите в качестве своего читателя: специалиста в вашей области, специалиста в смежных областях, неподготовленного читателя, широкую публику, детей, подростков, офисных работников и т.п. В зависимости от уровня подготовки читателя будет варьироваться ваш стиль, используемая терминология и лексика, форма предложений. При выборе целевой аудитории необходимо быть очень осторожными. Не стоит ориентироваться на читателей, которых вы слабо себе представляете. Например, лучше не приниматься за написание книги для подростков, если последний раз вы имели с ними дело тридцать лет назад, когда сами были в их возрасте.

При этом текст не обязательно должен быть адресован только одной-единственной аудитории. Опытные авторы умеют ориентироваться на читателей разного уровня. По большей части это относится к написанию художественных текстов, но это умение может быть полезно и в других типах письма. Как это описывает Умберто Эко (успешный писатель и литературовед), читатель первого уровня заинтересован, прежде всего, в сюжете. Ему интересно, чем закончится книга: поженятся ли Ромео и Джульетта, найдёт ли Эркюль Пуаро убийцу. В то же время, текст может быть ориентирован на более продвинутого читателя (читателя второго уровня), которому интересен не только сюжет, но и стратегия автора, его работа, структура текста, его основные движущие механизмы, его скрытые смыслы. Умберто Эко называет его образцовым читателем, потому что он готов снова и снова обращаться к тексту, чтобы найти ответы на свои вопросы (Умберто Эко. Шесть прогулок в литературных лесах). В качестве иллюстрации текстов, которые адресованы читателям разного уровня, можно привести пьесы Шварца. С одной стороны, они построены как сказки и развиваются по законам сказочного сюжета. И в этом смысле они ориентированы на детскую аудиторию. Но с другой стороны, двигателем их действия являются серьёзные моральные проблемы, которые выходят далеко за пределы возможностей осознания ребёнка. Поэтому они точно также обращаются к взрослой публике. Таким образом, автор может оставлять в своём тексте подсказки и маркеры для разных читателей.

Как бы то ни было, ориентируетесь вы на одну или несколько аудиторий, желательно не усложнять задачу вашему читателю. Хотя в современном литературоведении распространён подход, согласно которому полюс активности переносится с автора на читателя, не обольщайтесь – читатель никогда не станет выполнять за вас вашу работу. Он не будет продираться через плохо написанный текст к глубоко спрятанной в нём гениальной мысли. Он сочтёт, что вы его не уважаете или даже издеваетесь над ним. Поэтому если ваша цель не состоит в том, чтобы его эпатировать, ваши интонация, стиль, лексика, правописание, логичность и ясность изложения – всё должно работать на облегчение восприятия текста для читателя. Также необходимо учитывать, что многие читатели подвержены так называемому «синдрому утёнка», т.е. они консервативны и не любят экспериментов. В связи с этим, с использованием любых необычных приёмов нужно быть очень аккуратными. Помните, что это может сильно сузить вашу целевую аудиторию.

Стиль и жанр

Выбор стиля и жанра – это ответ на вопрос, как я буду писать свой текст, в какой форме. Понятие стиля имеет несколько значений. С одной стороны, речь может идти об индивидуальных особенностях письма. В этом смысле стиль есть у каждого из нас. С другой стороны, под стилем подразумевается система языковых средств и способов их организации, связанная с определённой сферой деятельности людей. Стиль в последнем значении часто называют функциональным стилем. По большей части, мы будем говорить о нём. В лингвистике стили принято делить на две группы: разговорный стиль и книжные стили. К последним относятся официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили. Признаки каждого стиля мы рассмотрим подробно в следующем уроке, здесь лишь отметим, что выбор стиля очень важен и зависит от вашей темы, целей и аудитории.

Жанр – это способ организации текста, выделяемый на основе общих формальных и содержательных признаков. Это значит, что произведения одного жанра имеют общую структуру, интонацию, характерные формулировки, лексические средства. Обычно жанр связан с определённым функциональным стилем. Принято говорить о литературных жанрах (рассказ, роман, новелла, басня, ода, сонет), публицистических жанрах (интервью, мемуары, эссе), научных жанрах (доклад, статья, рецензия, реферат) и т.д. Жанр, также как и стиль, определяется вашей темой, целями и аудиторией.

Соответствие формы и содержания

В заключении, скажем о том, что о чём бы вы ни писали, разные компоненты риторического позиционирования должны находиться в гармонии друг с другом. Иными словами, форма вашего текста должна соответствовать его содержанию. В противном случае ваш текст будет порождать либо эффект комического, либо эффект эпатажа. Это значит, что он не будет приниматься читателем всерьёз или, более того, вызовет у него негативную реакцию. Если это не является одной из ваших целей, то такого несоответствия нужно избегать. Грубо говоря, диссертацию по квантовой физике не пишут в стихах, иначе её никогда не удастся защитить. Конечно, начинающему автору не всегда легко понять, удалось ли ему не нарушить это соответствие. К сожалению, здесь невозможно дать какие-то универсальные советы. Единственное, в каждой сфере всегда есть тексты, которые принимаются за наилучшие образцы. На них и стоит ориентироваться при создании собственных текстов.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

риторическое позиционированиеКсения Галанина

Как формулировать цель и задачи по методической теме

Сентябрь 7th, 2016 admin

Готовясь к аттестации педагогу необходимо определить ориентиры не только относительно своей профессиональной деятельности, но и сформулировать цель и задачи работы с детьми по своей методической теме (часто её называют «тема по самообразованию»).

Что такое цель? Это предполагаемый результат Вашей деятельности.  Цель должна быть диагностируемой.

Формулировка цели будет похожа на формулировку методической темы, потому что цель уточняет Вашу тему. В этом ничего страшного нет, так как в грамотной формулировке темы также «виден» предполагаемый результат.

Например:

1. Тема: «Развитие личностных качеств воспитанников в различных видах деятельности».

Цель: «Развитие активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

2. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края».

Цель: «Формирование у воспитанников моральных и нравственных норм и ценностей в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края».

Затем эту цель следует разложить на конкретные задачи. Как это сделать? Необходимо задать себе вопросы (по порядку):

1. Что мне поможет в достижении цели? (То есть, выбрать средства и условия, которые помогут прийти к результату).

2. Как мне нужно действовать, чтобы добиться результата? (То есть, определить способы деятельности).

Не надо писать много задач, напишите основные три-четыре. Конкретные задачи у Вас будут в планах.

Основными задачами могут быть такие:

1. Создать условия для … (например, для познавательного развития воспитанников). О том, какие условия Вы должны создать, читайте в этой статье.

2. Дальше можно написать одну обучающую и одну развивающую задачу.

Обучающая может начинаться так: «Формировать навыки и умения дошкольников для … (освоения, развития, обогащения опыта)».  Знания, навыки и умения необходимо формировать во всех видах деятельности, даже если у Вас тема про развитие творческих способностей.

Развивающие могут звучать так:

— Развивать способность дошкольников осознавать свои действия и формулировать результаты своей деятельности.

— Развивать интерес у воспитанников к … деятельности.

Если у Вас тема по воспитанию, то лучше написать воспитательную задачу (Можно даже без обучающей и развивающей задач, их Вы озвучите при планировании). Например: «Воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к Родине, гордости за ее достижения».

3. Последнюю задачу желательно написать о взаимодействии с родителями. Например:

— Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах…

— Объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе …

Таким образом, у Вас должна быть сформулирована тема, цель и три-четыре основные задачи относительно работы с детьми.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Методическая разработка по теме: Методические разработки .Рекомендации

Экспертная оценка методической разработки педагога

 на соответствие

 высшей квалификационной категории

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  1. разработку конкретного урока;
  2. разработку серии уроков;
  3. разработку темы программы:
  4. разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
  5. разработку общей методики преподавания предметов;
  6. разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  7. разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных  средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  1. характеристика темы;
  2. планирование изучение темы;
  3. рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

— Образовательные цели и задачи темы;

— Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

— Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

— Место и роль темы в курсе;

— Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

— Дается дидактический анализ содержания материала;

— Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

— Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.


Примерная технологическая карта урока:

Дидактичес-кая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидакти-ческих

задач

Мето-ды

обуче-ния

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  1. Урок изучения нового учебного материала.
  2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  3. Урок обобщения и систематизации знаний.
  4. Урок контроля знаний, умений и навыков.
  5. Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  1. Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  2. Урок совершенствования умений и навыков.
  3. Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Практическая работа.
  5. Лабораторная работа.
  6. Конференция.
  7. Семинар.
  8. Контрольная работа.
  9. Зачет.
  10. Деловая игра.
  11. Экскурсия.
  12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на  цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки.

  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  2. Объем основного содержания — не менее половины всей рукописи.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  6. Количество и объем разделов не лимитируется.

Примерная схема методической разработки: 

1. Название разработки.

2. Название и форма проведения мероприятия.

3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

5. Методические советы на подготовительный период

(правильное распределение поручений).

6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.

7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

10.Список литературы.

11. Автор разработки, должность, место работы.

Методическая разработка по теме: Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

Методическая тема — эффективная форма организации
работы педагогов

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М. Монтель

   Вся работа педагога — это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.

    Педагог, определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач. 

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий. (Слайд №2)

Тема, над которой работает педагог

 Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого  педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. 

    Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х  лет. Темы фиксируются в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога (Слайд №3)

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана — это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

• название темы

• цель

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

   В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

   По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.

Источники самообразования Слайд №4

    Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)

Интернет- ресурсы

Видео, аудио информация на различных носителях

Повышение квалификации

Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Телевидение

Газеты, журналы.

 

Этапы самообразования (Слайд №5)

 Интерес  (Чего хочу?)

— определение профессиональных  потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

— формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

План  (Как достигну?)

— отбор действий (Что надо сделать?)

— установка  их последовательности (В какой последовательности?)

— определение сроков (Когда?)

Работа

— обучение и воспитание (Что делаю?)

— оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

— сбор информации для анализа (Как получается?)

Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

— подбор методик анализа

— проведение анализа

— выводы

Будущее (Что дальше делать?)

— задачи на будущее

Результат самообразования

     Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

разработка новых форм, методов и приемов обучения,

доклады, выступления, рефераты, статьи,

разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,

разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

создание  комплектов педагогических  разработок,

разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)

создание главы или страницы электронного учебника.

разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

и др.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

Работа над индивидуальной методической, психологической, педагогической темой (Слайд №6)

Вопросник.

Как называется тема, над которой работаете?

Чем вызвана постановка темы?

Когда начали работу над темой?

Что сделано?

Каков план работы по теме в этом году?

Какой результат прогнозируете?

В какой форме и где будет представлен отчёт?

В чём испытываете трудности?

Какая помощь и от кого нужна?

 Какой срок работы по теме?

Используемая литература: (Слайд №7)

Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2-2003 стр.16

Картавцева В.А. «Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования» журнал «Дополнительное образование» 6-2002 стр.4

Лизинский В.М. «О методической работе в школе» Москва «Педагогический поиск» 2002

Созонова О.П. Методическое сопровождение профессионального роста педагога, журнал «Дополнительное образование и воспитание»,  №5-2008, с.21

                                                                                                 

Рекомендации:

1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет

2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.

3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.

4. Продолжить работу по обобщению опыта  педагогов.

Заключение

    В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится». (Слайд №8)

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного образования

Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе …        

Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях  объединения …, как средства успешной социализации личности.

Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы …., как средство повышения мотивации  воспитанников.

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся  по дополнительной образовательной программе…

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе…

Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).

Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.

Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии

Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе…

Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе… посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

 Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы…

Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования…

Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе…

Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художествено-эстетической направленности.

 Примерный план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

 Собеседование с заместителем директора по МР (методистом)

II. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Выступление перед коллегами одной направленности

Второй год работы над темой

III. Практический

Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

Открытые занятия, выступления на  заседании педагогического совета

 Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.

Методическая разработка по теме: Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня

Самоподготовка

Закрепить навыки самообразовательной работы.

Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, выработка рациональных методов и приемов организации труда;

Обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;

Развитие воли, умения преодолевать трудности; характера;

Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;

Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных.

Формирование учебно-организационных умений:

 Организовывать своё рабочее место

 Планировать текущую работу;

 Понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение»

 Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых временных рамках;

 Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  (решения задачи).

 Формирование коммуникативных умений: развивать умение слушать; понимать сказанное учебником, памятками

 Формирование учебно-информационных умений: пользоваться схемами однократно.

  Формирование учебно-интеллектуальных умений: учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание.

Прививать навык самостоятельности.
Учить рациональному использованию времени;
Учить соблюдению гигиенических требований;
повышать положительную мотивацию к учению, создавая ситуацию успеха у каждого

Организация начала самоподготовки;
 Подготовка к самостоятельной работе

 Планирование текущей работы. Психологический настрой.
 Инструктаж и выполнение домашней работы.

 Самостоятельная работа детей
 Самооценка, взаимопроверка, оценка работы
 Подведение итогов работы.

Контроль за пониманием заданий;        
Необходимость в постоянной помощи при выполнении заданий или контроля над процессом их выполнения.

Структура самоподготовки

Организационный момент
Организация рабочего места.
Настрой детей.
Постановка цели и мотивация работы.
Определение времени на каждый предмет.

Инструктаж
Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).
Работа с памятками.
Определение плана выполнения работ по предмету.

Самостоятельная работа
Использование сигнальных карточек.
Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
Контроль со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с учащимися.

Самопроверка, взаимопроверка
Использование памяток.
Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
Повторение правила.
Исправление недочётов, ошибок в работе.
Подключение к работе консультантов

Проверка работы воспитателем
Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).

Подведение итогов самоподготовки
Общая оценка работы группы.

Классный час (10 класс) на тему: Внеклассное мероприятие на тему «Цели и смысл жизни»

 

Тема: «Цели и смысл жизни »

Цель: помочь детям сформировать свои жизненные цели, анализировать свои действия и поступки, обрести уверенность в жизни; воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленной цели; коррекция развития речи, памяти, мышления, умение работать в группе.

 

Ход мероприятия.

Эпиграф: 1. Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами.
Уолт Уитмен.

Стихи(заранее подготовленные ученики):
1. Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».

2. Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глаза секретарш пленённых
И трепете подчинённых.

3. Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

4. По мненью четвёртых, это –
С милой сидеть до рассвета.
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

5. Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
6. А счастье, по моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

— Мы собрались здесь для общения, для разговора.

Правила общения:
1. Не могу молчать.
2. Уважай ближнего своего.
3. Заговори, чтобы мы тебя увидели.

— Наше занятие я не случайно начала с разговора о счастье
Вопросы к детям:
1. Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?
2. Можно ли научиться быть счастливым?
3. Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
(Любить; быть добрым, жизнерадостным, хорошим человеком; ценить хорошее, не держать обид; не спорить, а спокойно выслушать собеседника; с желанием ходить в школу; положительно влиять на других; заниматься спортом; самому хочется помочь пожилым людям и т.д.)

— Нет на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится целью всей жизни и, достигнув её, человек чувствует себя счастливым.

— Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Придёт тот момент, когда ни школа, ни учитель, ни воспитатель, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

.

— Ребята, как вы думаете, мечта и цели жизни – это одно и то же?

 

Цель жизни человека – это его планы на будущее. Цель придаёт жизни смысл, помогает осознанно относиться к учению, развитию своего интеллекта, укреплению здоровья, развивать свой талант в творчестве.

Жить – значит, не только удовлетворять материальные запросы организма, но, главным образом, сознавать своё человеческое достоинство

— Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живёт? Для чего? От ответа на этот вопрос зависит многое в жизни человека.

— В чём же этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного – это любовь, для другого – дом, дача, квартира, машина, для третьего – любимая работа, для кого-то – семья, кто-то живёт для других, кто-то из любопытства, одни стремятся к власти, другие – к общению.

— Несколько дней назад вам было предложено ответить на вопрос: «Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?». (Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответы.)

— Из ваших высказываний мы делаем вывод, что в жизни для вас значимы: создать счастливую, хорошую семью; построить дом и иметь детей; окончить школу, пойти учиться дальше и получить профессию; принести пользу людям, жить для родных; стать мастером своего дела.

* «Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

* «Когда человек чувствует себя на месте, он становится лучше».

— Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Высказывания детей: быть талантливым; быть верным себе, своим идеалам и целям; быть целеустремлённым, трудолюбивым; иметь силу воли, чтобы доводить начатое дело до конца; быть оптимистом – во всём видеть только положительное.)

* «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» (М. Горький)

* «Уважение к людям – есть уважение к самому себе».

* «Спешите делать добро».
(Детям необходимо объяснить смысл этих высказываний.)

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение? (Ответы детей: доброта, смелость, совесть, долг, уважение к людям, сопереживание, сочувствие, жизнерадостность, честность, ответственность.)

Притча:
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне ближе, он устроил своё жилище на горе, и каждый вечер смотрел на неё, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на неё и пошёл к Луне. Он уже прошёл половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз и упал.

— В чём смысл этой притчи? (На пути к своей цели нужно идти только вперёд, не оглядываясь назад.)

— Учёные говорят, что жизненная цель даёт человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, мечты его сбываются.

— А что вы сейчас делаете для будущей своей цели? (Ответы детей.)

— Достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели, хотя бы, один шаг. Выбирая цель, помните, человек идёт дорогою добра. Выпускник должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживёшь, и без которых, в конце концов, жизнь была бы пуста.

Презентация проектов «Мой выбор».

— Давайте помечтаем, каким вы представляете своё будущее; как бы вы хотели чтобы сложилась ваша жизнь после школы (дети выбирают картинки и клеят их по степени важности: 1-е, 2-е, 3-е места).

Итог:
Эпиграф: «Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами».
«Каждый сам является хозяином своего жизненного пути».

— Смысл жизни нельзя получить готовым из чужих рук. У каждого своё собственное призвание и предназначение в жизни. Каждый должен выносить его в своей душе. Жизнь конкретного человека неповторима.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям!