Азбука финансовой грамотности для школьников – Рабочая программа: Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

Содержание

Основы финансовой грамотности для школьников

Учеба в школеК большому сожалению, финансовой грамотности не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении финансами практически не разбираются.

Приведем основные утверждения, которые нужно знать подрастающему поколению, школьникам, желающим обрести финансовую независимость.

Оглавление статьи

Актуальность

1. Как мы уже отметили, этот очень нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться финансовой свободы.

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату и зависели от работодателя, часто работая без выходных.

По статистике 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными денежными потоками.

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так, как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Сайт о финансовой грамотности «ProFin.Top» познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и вы увидите, что это относительно просто.

4. Финансовое просвещение актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах — это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут.

pfoto1

Стратегия

5. Контроль доходов и расходов. Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать расходы. Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе.

Размер доходов и расходов не так важен, а важно то, сколько денег остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и инвестировать как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе финансовая грамотность довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных.

Неужели так сложно освоить, что деньги, которые удалось сохранить нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Всё просто и всё только в Ваших руках.

Помните, что 80% миллионеров достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об основах финансовой грамотности для школьников:

Школа финансовой грамотности для детей

Наши преимущества

Независимость

Цель нашего проекта дать детям знания, которые помогут им в реальной жизни выстроить правильные отношения с деньгами. Поэтому мы стараемся давать объективную информацию о существующих финансовых институтах и инструментах, их плюсах и минусах, возможностях и рисках. Мы  не рекламируем и не продвигаем какие-либо финансовые услуги, продукты или бренды.

Индивидуальный подход

Наша задача состоит в том, чтобы ребенок на занятии смог разобраться в теме, понять, усвоить и в будущем использовать  полученную информацию. Это возможно только в том случае, если каждый ребенок получит необходимое внимание тренера и ответы на все возникающие у него вопросы. Именно поэтому мы работаем с группами детей не более 8 человек, что дает более качественные результаты.

Многоуровневая система обучения

Система обучения в школе построена по принципу «от азов – к профессионализму» и предполагает поэтапное изучение материала. Обучающие программы разработаны с учетом индивидуальных особенностей конкретного возрастного периода и учитывают время, необходимое на освоение материала, выработку и закрепление конкретного навыка.

Уникальные авторские программы и методики

Наши программы разработаны для различных возрастных групп детей и адаптированы под окружающую действительность. Они содержат самую необходимую и важную информацию, которую дети могут сразу использовать в реальной жизни. Наша цель – чтобы дети могли  применять новые знания на практике, а  родители видели изменения, которые происходят с ребенком!

Качественный учебный материал

Мы обеспечиваем наших учеников всеми необходимыми учебными материалами, которые разработаны специально для нашей авторской программы. По окончании каждого курса дети получают методические материалы по изученным темам, что позволяет при необходимости возвращаться к ним, и восстанавливать в памяти полученную на уроках информацию.

Тесное взаимодействие с родителями

Родители являются активными участниками процесса обучения – знают, что мы изучаем на уроках, дают обратную связь, под нашим руководством моделируют ситуации, которые позволяют закрепить и отработать у детей навыки общения с деньгами в реальной жизни. Участие родителей – одна из важных составляющих результативного процесса обучения.

Спасибо за Ваш заказ!

В ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами!

Финансовая грамотность. Средняя школа №15 имени Д.М.Карбышева г. Гродно

Финансовая грамотность для школьников, родителей и педагогов

Единый интернет-портал финансовой грамотности
fingramota.by

ОАО «АСБ Беларусбанк» «Азбука финансовой грамотности»
belarusbank.by/ru/press/finansovaya-gramotnost

ОАО «Белагропромбанк» «Финансовая грамотность»
belapb.by/about/finansovaya-gramotnost

Банк Москва-Минск
mmbank.by/personal/finansovaja_gramotnost

Страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и Infobank.by «Дети и деньги».
Цель проекта — в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
infobank.by/3485/default.aspx 

Уроки финансовой грамотности

С 14 по 16 ноября в сотрудничестве с ОАО «Банк Москва-Минск» и ОАО «Белагропромбанк» в школе прошли уроки финансовой грамотности, целью которых является  формирование  у детей финансовой культуры. Сотрудники ОАО «Банк Москва-Минск» выступили с лекцией-презентацией «Банковская карточка – современный и удобный платежный инструмент». На уроке учащиеся узнали о преимуществах использования банковской карточки, как инструмента для совершения безналичных платежей, познакомились со спецификой безналичных платежей, видами платежных систем, многообразием банковских платежных карточек, правилами их использования. Сотрудники ОАО «Белагропромбанк» подарили ребятам книгу, сборник сказок на финансовую тематику, «Твае першыя фінансы». Сказочный персонаж Агрик в легкой и доступной форме рассказывает ребятам, что такое деньги, когда они появились, что такое банк, как он работает, какие мечты способен исполнить, а также отвечает на вопрос: правда ли, что пластиковыми карточками теперь могут пользоваться даже дети.

 

Рабочая программа: Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

р.п. Майна Ульяновской области

Парциальная программа

«Азбука финансов»

(обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

Разработчик: Старший воспитатель Уланова Н.В.

р. п. Майна, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности  населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— сформировать первичные экономические понятия;

— научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

— объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

— научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор  и т. д.

Сроки реализации программы: сентябрь-май


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование мероприятия

Цель

Дата проведения

«Финансовая азбука»

1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое  потребности? Потребности как экономическая категория. Основные  потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»
2.Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие  потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

 Познакомить детей  с понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах.

Сентябрь

«Финансовая азбука»

1.Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья»
2. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка).

Уточнить  значение  слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить  сформированные  представления   о 

потребностях; научить   различать   потребности  и  желания; уяснить  в  чём нуждается   каждая   семья; формировать  умение  принимать решения   сообща, воспитывать   взаимопонимание.

Октябрь

«Труд»

1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
Д/И «Что сделано руками человека?»
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)

Формировать положительное отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Ноябрь

«Труд»

1. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
2. Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?»

Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях

Декабрь

«Всякому делу надо учиться»
1.Беседа «Зачем всему надо учиться?» 
2.Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)

 Способствовать формированию у детей долгосрочной мотивации к учебной деятельности. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека.

Январь

«Всякому делу надо учиться»

1. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Рисование «Моя будущая профессия»
2. Беседа «Профессии моих родителей» 

Создать условия для воспитания  уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.  

Февраль

«Результаты труда человека. Товар»
1.Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра  «Кафе»

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Задачи:

• Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения

Март

«Результаты труда человека. Товар»

1. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» 
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
2. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Продолжать формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевые  игры с финансовым содержанием.

Задачи:

• Развивать и обогащать сюжет игры;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения

Апрель

«Деньги. Семейный бюджет»
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3.Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

Познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия,  расход, накопления, экономия, прибыль.

Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Май


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце реализации  программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010—С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, — Калининград, 2013.-26 с.

Книга Азбука финансов читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов на Fictionbook

Азбука финансов

Книга задумана как поддерживающее общеобразовательное пособие, и материал представлен здесь в обобщенной и упрощенной форме, хотя авторы и предприняли все разумные усилия для того, чтобы содержащаяся в настоящем пособии информация была бы на данный момент правильной, полной, точной и актуальной. Составители не предполагают и при этом не берут на себя обязательств обновлять материалы данной книги, которые представлены в ней на текущий момент и суть которых может со временем измениться. Приведённые в книге сведения не являются финансовой или юридической рекомендацией, а также не рассматриваются как мнение или позиция Финансовой инспекции или Таллиннской биржи NASDAQ OMX. Каждая предлагаемая финансовая услуга сама по себе уникальна, для её оценки, прежде всего, необходимо проанализировать условия данной услуги.Воспроизведение книги без письменного разрешения Финансовой инспекции и Таллиннской биржи NASDAQ OMX не допускается.

Тоомас Хендрик Ильвес

Президент Эстонской Республики

Умение разумно обращаться со своими деньгами относится к базовому образованию в числе тех специальностей, которые до сих пор осваивались больше дома, нежели в школе, и скорее на примере родителей, чем по учебникам. Различные возможности накопления средств и инвестирования становятся все сложнее, и для понимания этих процессов и разумного использования базовых знаний о планировании денежных средств нужно ввести себя в курс как математики, обществоведения, истории, так и экономической теории.

Данная финансовая азбука является ценным вспомогательным средством как для учителей и родителей, так и для учащихся любого возраста; она поможет лучше разобраться в сложностях финансовых сделок и принимать решения в повседневных ситуациях.

В Эстонской экономике не всегда всё было только гладко. Наряду с предприятиями неудачи потрясли десятки тысяч наших сограждан, причиной чего были неверно рассчитанные риски или недостаточные знания в области финансов. Образованный и осведомлённый гражданин продумывает все свои решения основательно, помогая, таким образом, и государству избежать ошибок, учится на ошибках и лучше восстанавливается от последствий кризиса.

Надеюсь, что при содействии данной книги вырастет поколение, которое сможет лучше своих предшественников, более толково распоряжаться деньгами – не впадая от этого в упоение, и в то же время избегая больших потрясений.


Сандра ЛиллемааПреподаватель обществоведения Таллиннской Художественной гимназии

Выпускница программы «Молодые в школу»

Хорошее образование – это что-то большеe, чем совокупность знаний. Прежде всего, это умение реализоваться в жизни, осознание своих целей и путей, ведущих к ним, способность и готовность действовать в качестве полноправного члена общества и добросовестного гражданина.

Финансовая грамотность и навыки, несомненно, являются частью хорошего образования, так как представление o том, как распоряжаться финансами, в свою очередь, связано с успешностью учеников в их дальнейшей самостоятельной жизни. Независимо от профессии и интересов каждый человек должен делать выбор, от которого будет зависеть его экономическое благосотояние в будущем.

Каждый учитель может повлиять на развитие экономики и уменьшить в обществе количество людей, испытывающих финансовые трудности, повысив уровень информированности студентов в финансовой сфере.


Рауль Мальмстейн

Председатель правления Финансовой инспекции

Для принятия разумных решений в сфере финансов необходимы базовые знания – всё равно, заключаете ли вы договор страхования, открываете ли вклад или ходатайствуете о получении банковского кредита. Поскольку существует множество финансовых услуг, и их условия отличаются, прежде чем найти для себя наиболее подходящую услугу, стоит войти в курс этих услуг. Для того, чтобы помочь людям понять основы финансов, мы создали независимый портал для потребителей www.minuraha.ee, а самым последним средством для разъяснения финансовых вопросов является настоящее пособие – «Азбука финансов».

Деньги любят счёт


Андрус Альбер

Председатель правления NASDAQ OMX Таллиннской биржи

Для того, чтобы завтра справиться в финансовом отношении, нужно уже сегодня принимать мудрые решения и думать о будущем. Действуя целенаправленно и продуманно, все мы имеем возможность при помощи сбережений и инвестиций обеспечить себе и своим детям как хороший уровень жизни, так и беззаботную старость. Для этого у каждого из нас есть сейчас возможность набраться мудрости и действовать уже сегодня.

Введение

Азбука финансов – это пособие для учителей, которые преподают экономику и предпринимательство, а также для тех учителей математики, обществоведения, социальных наук и других предметов, которые желают включить в свои уроки существенные и жизненные примеры из мира финансов для того, чтобы улучшить финансовую грамотность детей. Книга подходит для чтения и всем тем лицам, которые желают мудро организовать свои личные финансы.

Книга даёт знания o постановке своих личных финансовых целей, об основах составления семейного бюджета; о математике, которая берётся за основу инвестиционных и кредитных расчётов; о характере услуг, предлагаемых банками, страховыми компаниями и иными финансовыми учреждениями; об основе деятельности пенсионных фондов и рынка ценных бумаг. Так как формат данного пособия не предполагает подробного рассмотрения всех вышеперечисленных тем, в него включено множество ссылок для получения более основательной и детальной информации или ссылок на ту информацию, которая может быстро измениться, чтобы исправить этот недостаток.

Стимулом составления данной книги послужило включение темы финансовой грамотности в новую государственную учебную программу по экономике и предпринимательству. К сожалению, составление учебников и электронных материалов потребует ещё времени, а спрос на освещение данных тем в настоящее время уже велик. На это указывает значительное количество потребителей, у которых в связи с экономическим кризисом возникли трудности с оплатой счетов. В дополнение к обстоятельствам, которые возникли из-за экономической обстановки (потеря работы, уменьшение зарплаты), во многих случаях причиной возникших проблем стала переоценка своей платёжеспособности, а также неспособность контролировать свои расходы. Использование информации и принципов, представленных в данной книге, поможет людям заставить работать на себя возможности мира денег, а также снизить риск финансовых затруднений.

1 Финансы и их планирование

«Мы не можем тебе это купить!»«У нас финансовые затруднения!»«У нас мало денег… Ну ладно, но это в последний раз!»«У нас нет на это денег… Ну хорошо, на маминой кредитной карточке ещё есть свободный лимит».«Ладно, у моего ребёнка должно быть счастливое и беззаботное детство!»

Наверное, многие дети слышали из уст своих родителей некоторые подобные фразы, выклянчивая игрушку, новый телефон, iPod, модную одежду… .

Прикрепите Ценник: три вопроса подростку, которые вернут его на землю

Сколько нужно денег, чтобы жить отдельно?

Каким должен быть доход, чтобы жить жизнью твоей мечты?

Какая профессия и какое образование могут обеспечить доход, необходимый для жизни твоей мечты?

Наиболее правильным ответом в этих обстоятельствах был бы: «Посмотрим, поместится ли это в рамки нашего бюджета». С желанием ребёнка можно согласиться лишь в том случае, если ценой его удовлетворения не станет экономия в ущерб своему собственному здоровью или же необдуманное взятие кредитов. Родители сделали бы свою жизнь легче, если бы они не избегали при ребёнке обсуждения финансовых вопросов, а наоборот – вовлекали его в эти обсуждения. Тогда меньше будет вероятность того, что отказ вызовет у подростка бурю протеста. Школа может также упростить жизнь родителей, приучая детей оценивать свои желания и думать о финансовых вопросах в более длительной перспективе, чем «здесь и сейчас».

1.1 Личная чистая стоимость

В книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» Алиса и Кот ведут такую беседу.

«Не хотел бы ты мне сказать, в какую сторону мне нужно идти?» – спросила Алиса.«Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти» , – ответил Кот.«Мне почти все равно», – ответила Алиса.«Тогда всё равно, куда идти», – произнёс Кот.«Лишь бы попасть куда-нибудь», – пояснила Алиса.«Ох, в этом ты можешь быть уверена, – сказал Кот. – Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, конечно, если не остановишься на полпути».

Мало найдётся людей, безразличных к решению финансовых вопросов, для которых всё равно, чего в жизни достичь (будь то открыто, тайно или не признаваясь в этом себе). Большая часть людей мечтает (как среди прочего, так и в первую очередь) об улучшении своего материального благосостояния. А это означает – движение в точном направлении, а не «всё равно куда».

Управление личными финансами имеет правильный курс тогда, когда оно приводит человека к большей финансовой независимости. Человек, многого достигший в этом направлении, не будет панически бояться стать безработным, так как у него имеется денежный запас, который даёт возможность какое-то время покрывать все необходимые расходы даже без текущего дохода.


Свою и чужую обеспеченность люди, как правило, измеряют по размеру доходов (зарплаты, дохода от предпринимательства и т.д.) или же по внешним атрибутам (жильё, автомобиль, одежда, привычки проводить свободное время и т.д.). На основании этих показателей можно и в самом деле кое-что сказать о богатстве человека, но можно сделать и совершенно ошибочные выводы. Во-первых, при необдуманных тратах даже большой доход может быстро потерять свою значимость. Во-вторых, чрезмерно много потреблять можно временно за счёт чужих средств (то есть кредитов).

 

Наиболее верно рассчитывать богатство не в зависимости от дохода и внешних атрибутов, а на основании стоимости чистых активов, которая показывает, сколько же денег останется у человека после уплаты всех его долгов. Как правило, большой является стоимость чистых активов тогда, когда человек много зарабатывает, а тратит, в сравнении со своим заработком, мало. Говоря другими словами, живет ниже своих возможностей.

Прежнее утверждение о том, что оценка богатства на основании внешнего блеска приводит часто к заблуждению, можно проверить при помощи теста, например, используя рейтинговую таблицу ТОР 500 из газеты «Äripäev». Спросите у учащихся, кто, по их мнению, является самым богатым человеком Эстонии, а затем предложите им сопоставить своё мнение с газетным рейтингом. Очевидно, что расхождения будут существенными, так как очень значительная часть богатых людей из этого списка широкой общественности почти не известна. Как правило, эти люди ведут себя очень неприметно.

(Примечание: строго говоря, методика составления рейтинга ТОР 500 в газете «Äripäev» недостаточна, но в то же время мы имеем дело с самым достоверным рейтингом, который только можно составить с использованием скудных открытых сведений о частном капитале, затратив разумное количество времени и денежных средств).

1.2 Расчет чистой стоимости

При вычислении чистой стоимости берутся в расчёт финансовые активы, то есть сбережения (деньги на банковских счетах, ценные бумаги и т.д.), недвижимость и другие активы, стоимость которых со временем остаётся прежней или увеличивается.

Сбережения (вклады, инвестиционные и пенсионные паи, акции и т.д.) можно в полной мере взять в расчёт при вычислении чистой стоимости, так как они предназначены именно для того, чтобы покрыть непредвиденные расходы или же компенсировать уменьшение регулярных доходов. Страхование жизни и пенсионное страхование – это тоже накопление (в отличие от страхования имущества и страхования от несчастного случая) в том объёме, который страховая компания должна выплатить при немедленном расторжении договора.

Тот, кто имеет недвижимость: жильё, землю, лес или часть пахотных земель – может записать и эту стоимость.

Движимое имущество: автомобили, домашнюю бытовую технику, одежду и т.д. – обычно неправильно учитывать в чистой стоимости. Исключение может сделать тот, кто является частым клиентом ломбардов или же тот, кому нравится покупать, продавать и менять подержанные вещи. В случае, если человек уверен, что он может в течение какого-то времени обойтись без проданной машины, холодильника или костюма, и ему не нужно будет покупать взамен новые, правильно будет взять в расчёт и движимое имущество.

Под долгами запишем взятые в банке (например, жилищный или потребительский кредит), в лизинговой компании, у друга, у знакомого или в конторе, которая выдает срочный кредит, кредиты, а также долги, которые возникли при оплате товаров в магазине с использованием рассрочки или кредитной карточки.

Расчёт чистой стоимости

Чем старше человек и чем больший доход он имеет, тем больше у него должно быть собрано сбережений и другого имущества, которое имеет постоянную стоимость, а значит, тем больше у него должна быть чистая стоимость. Стоимость чистых активов со знаком минус показывает, что в финансовом отношении человек еще не встал уверенно на ноги. Для тех, кому нет 30 лет, это, в общем-то, понятно, так как у них было мало времени для накопления сбережений, а для тех, кому за 30, это чаще всего уже не так.

В конце девяностых годов прошлого столетия в США стала бестселлером книга «Миллионер из соседнего дома: удивительные секреты богатых», переведённая и на эстонский язык. Её авторы, Томас Дж. Стэнли и Уильям Д. Данко, советуют для оценки стоимости чистой следующие правила.

Сложите годовую чистую прибыль до налогообложения изо всех источников: зарплату, дивиденды, проценты, авторские гонорары и т.д. Здесь правильно взять в расчёт исключительно доходы, повторяющегося характера. Таким доходом обязательно является зарплата, доходы от предпринимательства и инвестиций, но не наследство.

Умножьте чистую прибыль до налогообложения на свой возраст.

Разделите полученный результат на десять. Полученный результат является рекомендуемым минимальным уровнем стоимости чистой для человека в вашем возрасте и с вашими доходами.

Если ваша фактическая чистая стоимость будет в два раза больше, чем результат, полученный в предыдущем вычислении, то вы хороший «собиратель» богатства. Если же чистая стоимость будет меньше полученного результата, то вы слишком большой транжира.

Доход до налогообложения, а не после (это брутто-доход, а не неттодоход) является основой правила Данко-Станли. В каждом государстве имеются налоговые льготы, которые позволяют людям сберегать и инвестировать необлагаемый налогом доход или отсрочить налоговые платежи (и в Эстонии – наипростейшим способом является использование инвестиционного счёта, о чём подробнее будет говориться далее). Такие возможности особенно умело используют богатые люди.

Для сравнения и информации: по оценке исследования World Wealth Report, по состоянию на 2009 год в мире было примерно 10 миллионов долларовых миллионеров, из них в Европе – 3 миллиона, то есть в два раза больше, чем жителей Эстонии. Долларовым миллионером при проведении данного анализа считался человек, у которого сбережений было более одного миллиона долларов. В сбережения не входило жилье, то есть квартира или дом, в котором он проживает. На основании данного исследования, сверхбогатых людей, сбережения которых оцениваются более, чем в 30 миллионов долларов, в мире насчитывалось около 93 000, из которых в Европе – 21 000. Зная, что на земном шаре проживает около 7 миллиардов человек, можно сказать, что около 0,14 % или же 1/70 0000 жителей земного шара являются долларовыми миллионерами.

Пример

Ежемесячная нетто-зарплата 30-летнего Михкеля составляет 1000 евро, а это значит, что его годовая нетто-зарплата составит 12 000 евро. Он также имеет маленький портфель биржевых акций в размере 5000 евро, который приносит в течение нескольких последних лет в виде дивидендов текущий доход около 200 евро в год. На основе этих данных чистая стоимость Михкеля могла бы составить [(12 000 + 200)x30]/10 = 36 000 евро.

Стоимость чистых активов Михкеля на самом деле составляет 5000 евро (это уже ранее названный портфель акций, рыночная стоимость которого составляет 5000 евро; недвижимости у Михкеля нет, он живёт в съёмной квартире). Так как 5000 евро более, чем в шесть раз меньше рекомендуемого показателя (36 000 евро) и более, чем в три раза меньше величины, которая граничит с показателем для большого транжиры (36 000/2 = 18 300), можно сказать, что до этого времени Михкель не был хорошим накопителем богатства.

Михкель, например, смог бы накопить 18 300 евро следующим образом: со своего дохода ежемесячно откладывать 200 евро в течение примерно семи с половиной лет. Совсем не просто ежемесячно откладывать со своей зарплаты 20 процентов, но накопленные сбережения существенно улучшили бы его возможности в случае, если он пожелает приобрести себе жильё, или же просто помогут уменьшить его страх потерять работу.

Финансовая грамотность школьников | НОВАТОР

С 2011 года Министерство финансов РФ совместно со Всемирным банком реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности». В 5 регионах введен предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс за счет школьного компонента в качестве дополнительного урока. 

Данные меры предприняты не просто так, не на ровном месте, а из-за низкого уровня развития учащихся РФ по данному вопросу, что стало известно мне из материалов вебинара «Финансовая грамотность школьников и ее формирование средствами УМК издательской группы «Дрофа» — «Вентана-Граф»» .

2018-11-21_161157.png

Что такое финансовая грамотность? Многое можно подвести под это определение, но мне больше всего понравилось это

Финансовая грамотность включает в себя различные социальные взаимодействия: от оплаты товаров до способности контролировать личный и общественный бюджеты. Источник

Главным фактором, влияющим на финансовую грамотность является СЕМЬЯ.

2018-11-21_161235.png

Помню, как в детстве собирала рубли и копейки в свою копилку, а потом тратила их по своему усмотрению. Помню, как родители давали деньги, чтобы я купила хлеб в магазине. Помню, как бабушка вела тетрадь доходов и расходов семьи, хотя ни ее дочь — моя мама ни я сама не переняли данную привычку. 

Сейчас мои дети, дочь и сын (4классница и 1классник), тоже имеют свои копилки. Дочь копит и тратит на свои нужды. У нее есть лимит, который она не должна потратить ( это ее решение), но который она готова отдать, когда наступит черный день.

Сын тратит по мелочи, то, что даем ему мы, родители, но основная часть денежных средств у него в копилке. И что самое важное — копилка У БАБУШКИ 😉 У него мечта — купить планшет.

На сегодняшний день для меня самым удобным способом оплаты является сбербанк-онлайн, а для мужа карта.

А какой способ удобен более всего вам? 

Помню, как мы с сыном шли в магазин, и он попросил меня не заходить вместе с ним, так как он хочет сам совершить покупку. Ему захотелось самостоятельности. Я согласилась, но как было приятно, когда он позвал меня в магазин, «разрешив» присутствовать при его первой покупке.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей. Источник

Основное содержание учебных материалов в школе по данному вопросу

  • Бюджет
  • Банковские операции
  • Налоги, права и обязанности налогоплательщика
  • Свой бизнес
  • Риски в мире денег
  • Фондовый рынок, инвестирование
  • Страхование, пенсионные накопления

Основные умения учащихся в данной сфере это 

  • знать возможности финансовых инструментов в сегодняшнем мире и уметь ими пользоваться;
  • уметь выбирать участников, предоставляющих услуги и финансовые продукты;
  • ориентироваться в финансовых продуктах, которые помогут сформировать инвестиционные проекты, пенсионные накопления, достичь финансовых целей;
  • уметь составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты;
  • вести учет и тщательное планирование своих финансовых средств;
  • знать, какие финансовые продукты помогут сформировать долгосрочные накопления, например, в пенсионный фонд.

В прошлом году начала изучать данный вопрос и скачала учебные материалы «Финансовая грамотность» для начальных классов на сайте вашифинансы.рф. Дочь быстро прочитала весь УМК для 2-4 классов. Материал дан в простой форме, написан на доступном языке, с картинками, с примерами, анекдотами, читается на одном дыхании.

«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России.

Для каждого курса создан учебно — методический комплект, включающий материалы для обучающихся, учебную программу, методические рекомендации для педагога, контрольные измерительные материалы и материалы для родителей.

Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций

 

Там же на сайте можно найти методические материалы по финансовой грамотности для организаций среднего профессионального образования, для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.

Сегодня дочь решила освежить свои знания и почитала УМК. А так же провела небольшое исследование по фальшивым купюрам, которые мы купили в магазине.


P_20181121_144052_0.jpg

Рекомендую почитать для детей книги:

  • «Пес по имени Мани» Бодо Шефера для детей 10-13 лет.
  • «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков» Сергея Биденко и Ирины Золотаревич для подростков 10-14 лет.

и посмотреть мультфильмы:

Технологии обучения — Финансовая грамотность

Чемпионат по финансовой грамотности — это комплексная интерактивная технология обучения, позволяющая освоить, систематизировать и закрепить необходимые знания по финансовой грамотности через решение финансовых и коммуникативных задач, публичную защиту своих решений и оппонирование сопернику, а также она позволяет освоить и закрепить способ грамотного финансового поведения на основе модели обоснованного выбора.

Чемпионат по финансовой грамотности — это соревнование школьных команд в двух видах интеллектуальных состязаний: Финансовые бои и Коммуникативные бои.

Финансовые бои — это лично-командное соревнование по решению кейсов и задач финансовой грамотности, включающее в себя решение турнирной задачи (кейса) и оппонирование (анализ полноты и правильности решения задачи командой соперника). Финансовые бои позволяют осваивать предметные знания и умения в рамках способа грамотного финансового поведения.

Коммуникативные бои — это лично-командное соревнование по обсуждению сложных неоднозначных вопросов финансовой грамотности в виде публичной дискуссии. Это организованный содержательный спор, где цель участников не психологическая победа над противником (уговорить, задавить), но взаимное продвижение в теме. Коммуникативные бои позволяют освоить компетенции ведения содержательного диалога в форме диспута.

В Чемпионате по финансовой грамотности могут принимать участие школьные команды в возрасте 12−17 лет. Чемпионаты могут проходить на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и в детских загородных лагерях.

Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» рассчитана на повышение финансовой грамотности школьников 12−17 лет, она проводится в течение трех-шести дней на базе пришкольных и загородных лагерей, оптимальное количество участников игры от 30 до 60 человек. Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» — это сложно организованная комплексная интерактивная технология обучения финансовой грамотности, основанная на методе кейс-игр.

Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности»:

  • моделирует экономическую жизнедеятельность Города, основанную на праве и законности; деятельность предприятий и организаций, основанную на рыночной социально-ориентированной экономике; жизнедеятельность домохозяйств, основанную на достижении семейного благосостояния;
  • предоставляет школьникам возможность для самоопределения и самоорганизации в финансовой сфере; для получения знаний по финансовой грамотности, освоения проектной деятельности и способа грамотного принятия решений на основе модели обоснованного выбора.

В Кейс-игре имитируются политический, производственный, управленческий, финансовый и другие процессы, протекающие в любом городе, а также реальная коллективная деятельность людей. В рамках Кейс-игры проходит обучение участников грамотному финансовому поведению через осуществление социальных и профессиональных ролей, соответствующих жизненным эквивалентам.

Все участники Кейс-игры являются жителями игрового Города. Каждый игрок реально проживает «как бы» взрослую жизнь, становясь либо сотрудником мэрии Города, либо управляющим / наемным сотрудником предприятия, банка, страхового фонда, фондовой биржи, либо главой домохозяйства. Участники в игре принимают решения, они же их и реализуют. Игроки проводят в жизнь свои решения, имитируя на себе все действия своих «персонажей». Все жители Города платят налоги и вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Игровая цель — повысить свой уровень жизни (финансового благополучия).