Сколько платят фотографам: Сколько зарабатывают фотографы в месяц в России в среднем – Сколько зарабатывает свадебный фотограф и как им стать: советы, сложности профессии

Содержание

Работа фотографом, сколько зарабатывает фотограф

В этой статье вы узнаете, какие возможности для работы фотографом предлагает рынок. Вас ждут шокирующая правда и бескомпромиссное разоблачение. А также ответ на самый актуальный вопрос новичка: сколько зарабатывает фотограф?

Долго я думал, с чего начать и чем закончить эту статью. Но в один момент меня осенило: напишу, как есть на самом деле. Это заслуживает больше внимания, чем всякие романтические байки и скучные нравоучения. Итак, мой преданный читатель, мы поговорим с тобой о работе фотографом. Точнее о нелегкой судьбе начинающего фотографа. Первое, что практически всем приходит в голову, — это устроиться на постоянку. А где ее искать? — Разумеется, вы сразу начнете разбирать вакансии в интернете по запросам «работа фотографом в Москве», «вакансия фотограф» или что-то в этом духе. Я решил не выдумывать лишнего и последовал вашему примеру. Как и предполагал, за несколько лет ничего не изменилось. Аналогичные формулировки, описания вакансий, даже большинство компаний те же самые. Как мы все прекрасно знаем, делу время — потехе час. Поэтому сначала лаконично и по сути, а потом повеселимся. Вот вам краткая структура популярных предложений из агрегатора яндекса.

Работа фотографом. Сколько зарабатывает фотограф

Фотограф в компании. Тут все просто. Вам необходимо проводить на рабочем месте 8 часов 5 дней в неделю с законным перерывом на обед и выходными или работать посменно. Изредка принимают на полдня, если объем работы не очень большой. Взамен исправно выдают скромную, но стабильную зарплату. Как правило, оклад колеблется в пределах 20-40 т.р. Выше бывает реже, и, естественно, требует конкретных знаний, вменяемого опыта. Собственно, все. В этом заключается работа фотографа на окладе. Еще бывает схема оплаты за выходы. Она чаще всего практикуется при репортажной съемке: корпоративы, свадьбы, вечеринки, конференции, выставки и прочее. В компанию поступают заказы, которые распределяются между фотографами. Платят за все это рабочее удовольствие примерно 500-1000 р. / час. По окончании месяца предусматривают бонусы за переработку. Некоторые компании практикуют оплату за процент от стоимости заказа. Фотограф получает 25-30%, реже половину. Средний месячный заработок: 30-40 т.р.

Фотограф на продажах. Точнее в этом случае было бы сказать на покупках. Редакция какого-либо издания дает фотографу задание на съемку, а потом может купить понравившиеся фотографии для своих материалов. А может не купить. К тому же стоимость таких фотографий очень маленькая. По словам очевидцев, за один снимок платят 100-1000 р. Количество купленных фотографий предположить трудно, а таких выходов по заданию редакции может быть 1-3 в неделю. Зато есть возможность снимать светил отечественного шоу-бизнеса и прочих важных персон. При обычном раскладе попасть к ним на аудиенцию непросто, но щедрое издание может дать вам такой шанс.

Работа фотографом

Работа фотографом Еще в вакансиях попадается непосредственная продажа фотографий на месте. Это практикуется в ночных клубах, летом на прогулочных катерах, в парках, развлекательных центрах и т.п. Задача фотографа — сделать фотографию посетителя, найти психологический контакт с ним и продать снимок в виде какого-нибудь сувенира: фотомагнит, открытка и др. Оплата производится сразу после смены (5-6 часов) в виде процента от общей суммы всех продаж. Работа чаще всего с пятницы по понедельник. В дорогих клубах в хороший день вполне реально зарабатывать 3-4 т.р. за ночь. Но еще нужно заслужить эту привилегию. Реалии же говорят иное: можно практически ничего не получать, зато тратить силы, нервы и время. Вы же наверняка знаете, что из себя представляют холодные продажи. Ну, а главное для нас с вами, что фотография, как профессия, во всем этом деле находится далеко не в основных приоритетах. Так что решайте самостоятельно, нужно ли вам это.
Работа фотографом в Москве: требования

А теперь перейдем к разоблачениям. На скорую руку я собрал подборку удивительных фраз из того же самого списка вакансий. Некоторые даже прокомментирую. Коротко и по порядку:
— вакансия «курьер-фотограф». Одного названия достаточно, оно очень красноречиво;
— великое заблуждение по поводу требования работодателя «желание развиваться в сфере фотографии». Уверяю, друзья, это иллюзия. Никто вам развиваться не даст. Все ваше время заполнят задачами, которые требуют чисто механического выполнения, а желание нужно для того, чтобы из любви к фотографии вы делали в два раза больше этой работы, не требовали заслуженной оплаты и к тому же оставались благодарны за оказанное доверие. У вас даже в мыслях не появится что-то пробовать, потому что планы крупных производственных компаний выполнить невозможно, зато очень легко недовыполнить и лишиться бонуса;

— вообще требования к фотографу заслуживают особого внимания. Чего там только нет: отличные коммуникативные навыки, грамотная речь, стрессоустойчивость, желание зарабатывать, опыт успешных продаж (в любой сфере), умение и желание общаться с детьми, наличие авто, отсутствие судимости, мед. книжка. Или так: «Требуются фотографы со своим фотоаппаратом для интересной и увлекательной работы. Активные, жизнерадостные, общительные. Можно без опыта». Если вы видите подобные фразы, то рекомендую даже не читать подробности. Фотографировать там не научишься и денег уж точно не заработаешь;
— особо опасайтесь фраз «ненормированный рабочий день», «готовность к разъездам» (тем более в Москве). Дополнительных пояснений здесь, думаю, не требуется;
— объявление из разряда фантастики. Работа фотографом в Москве: стаж не менее 5 лет. Профессиональная съемка ювелирных изделий и часов, обработка. Зарплата аж 40 т.р. / месяц! Нда… не густо. Особенно для профессионала со стажем 5 лет. Интересно, найдут когда-нибудь?
— напоследок вакансия для «юных наполеонов». Список обязанностей: фотосъемка, обработка фотографий на документы, продажа товаров, прием заказов, создание визиток, реставрация фотографий, сканирование, ксерокопирование, ламинирование, печать фото, брошюровка, ведение реестра… стоп-стоп-стоп! У меня аж голова закружилась. Это все должен делать один человек?
И так далее… Смех сквозь слезы. Вы понимаете, насколько все это далеко от профессиональной фотографии? Не обманывайте себя, друзья, не утешайтесь иллюзиями и не ищите позитивные моменты в этих никчемных возможностях. Профессионалом так не стать. Тот, кто хочет стать профессиональным фотографом должен развивать в себе действительно полезные качества, а не заниматься всякими глупостями. Да, на сомнительной работе можно получить некоторые навыки (зачастую даже вредные), но не более того. Зато вы будете тратить свое время на бесполезные занятия, сознательно лишая себя возможностей для роста. Уж лучше отработать эти навыки самостоятельно за свои деньги. Получится не так уж и дорого, если вообще потребуется платить. Но вы, конечно же, меня не послушаете и будете продолжать откликаться на подобные вакансии в надежде получить работу своей мечты, чтобы разом решить все свои трудности. Дело ваше. Я отмечу лишь заключительный аргумент: ответьте сами себе на вопрос, почему так много похожих вакансий постоянно открыты в течение нескольких лет? — Помочь? — Потому что там огромная ротация из-за обмана, неприемлемых условий работы и неадекватной оценки труда. Хорошие места есть. Например:
работа фотографом
по контракту на долгосрочном креативном проекте в команде с крутыми специалистами из разных областей. Но ее сложно получить. Сложно — не означает то, что вам придется преодолеть какие-то сложности, после которых вы непременно будете удостоены награды в виде отличной работы. А означает то, что от вас вообще мало чего зависит. Такие предложения — это удача. А непременные условия: отличное портфолио  и наработанные связи.

Сколько зарабатывает фотограф: стоковая фотография

Сколько зарабатывает фотограф

Сколько зарабатывает фотограф

Есть направление, до которого у меня все никак не доходят руки — сток-сайты. Как-то раз я искал иллюстрации и попал на один из самых крупных мировых порталов по сток-фотографии. И каково же было мое удивление, когда я увидел, что фотографии в хорошем разрешениии продаются за $800! А их уменьшенные копии в диапазоне $100-600. Причем, если вы не знаете, один снимок может продаваться по соответствующей лицензии много раз. На таких сайтах приличное качество работ, но конкурировать вполне по силам. Конечно, все не так просто. Нужно отслеживать тенденции и тренды, уделять этому много времени, рисковать собственными деньгами и т.п. Есть подозрение, что на стоки у меня времени так и не хватит. Но вообще мне кажется, что это достаточно интересное направление коммерческой фотографии.
Фриланс

По-моему, нормальный выход — это собственный бизнес. Преимущества очевидны: вы свободно распоряжаетесь своим временем и вольны заниматься всем, чем заблагорассудится, а также очень важно, что ничем не ограничены в профессиональном росте. Обратная сторона медали — нестабильность, особенно первые год-полтора. Вообще бизнес — слово громкое. На самом деле все примитивно. Я вам даже подскажу, с чего начать. Итак, представьте, что вы начинающий фотограф-бизнесмен. А в народе попросту фрилансер. Я уже говорил в своем личном блоге, что с этим словом у меня не очень хорошие ассоциации, но между тем на фрилансе бывают неплохие заказы. На первых порах я сотрудничал с несколькими компаниями и имел по тем своим меркам неплохой доход, которым мог не только окупать расходы, но и обеспечивать развитие. Хотя все же фриланс-сайты для тех, кто уже умеет выигрывать конкуренцию за счет качества работы или других преимуществ. Без конкурентоспособного портфолио будет очень не просто. А если портфолио нет, то срочно нужно научиться прилично фотографировать и сделать его. Возможно, вас заинтересует информация из раздела обучение фотографии, где я рассказываю о своих авторских курсах.  О некоторых методах самообучения можно прочитать в статье: «как стать профессиональным фотографом».  В том случае,  если у вас есть более или менее нормальные работы, но вы еще не получали заказы на сайтах для фрилансеров, то продолжение статьи вам пригодится.

Как получить заказ на фрилансе:
1. Зарегистрируйтесь на нескольких сайтах. Никогда не знаешь, как повернется ситуация. Сегодня большинство заказчиков размещают проекты на одном ресурсе, а через какое-то время могут перебраться на другой. Не так давно это уже произошло после попыток администрации сайта ужесточить процесс взаимодействия пользователей. Всегда есть парочка порталов, на которых идет вся движуха. Именно они ваша основная цель.
2. Просмотрите архивы проектов, постарайтесь оценить, что востребовано и где вы можете попытаться получить свои первые скромные заказы, а также определите, за счет каких преимуществ. Ими могут быть высокое качество работы, быстрые сроки исполнения заказа, редкая или востребованная услуга (например: фотосессия в студии или предметная съемка), интересные цены. По негласному правилу принято, что не стоит слишком занижать стоимость своей работы (демпинговать). Это негативно сказывается на индустрии в целом.
3. Купите Pro-аккаунт. Он позволит просматривать и отправлять отклики на все проекты, увеличить количество специализаций, даст ряд преимуществ во внутренней системе рейтингов и т.п. К тому же заказчик будет более лояльно настроен, если увидит, что исполнитель серьезно относится к своему авторитету.
4. Красиво оформите профиль. Разместите ценную информацию о себе, собственных достижениях, о предыдущих заказчиках и интересных проектах. Грамотно расположите работы, продумайте превью альбомов, сделайте внятные описания. Укажите контактные данные, где это возможно. В свободном доступе есть много других полезных рекомендаций по оформлению анкет на фрилансе. Подойдите к этому серьезно, если хотите получать заказы.
Принципы поиска заказа:
— Регулярность нахождения на сайте: улучшайте оформление своего профиля, участвуйте в обсуждениях с потенциальными заказчиками, изучайте спрос и конкурентов.
— Скорость отклика: чем раньше вы откликнетесь на проект — тем больше вероятность его получить при прочих равных условиях. Как-то я опубликовал проект в качестве работодателя и получил за первый день около 100 заявок. Посмотрел первые 3-4, несколько из середины и выбрал исполнителя. На просмотр 100 откликов у меня просто физически не было времени. К тому же зачастую хорошие заказы требуют срочного исполнения. Поэтому работодатель очень дорожит временем. Старайтесь откликаться как можно раньше. В идеале — сразу. Не затягивайте переписку. Время — деньги.
— Адекватность: предлагайте разумные условия. Трезво оценивайте свои возможности и положение.
— Вежливость: будьте приятным приветливым собеседником, и ваши шансы получить проект вырастут.

Сколько зарабатывает начинающий фотограф

Cколько зарабатывает фотограф

Cколько зарабатывает фотограф

А теперь самое насущное. Ответ на вопрос, сколько зарабатывает начинающий фотограф-бизнесмен?
Давайте прикинем. Расходы на оборудование, обучение, текущие затраты на проекты, студию, транспорт, поиск заказов, создание и оформление портфолио, рекламу, сайт и т.п. Если начинающий фотограф думает о своем будущем, то он не зарабатывает, а только тратит, причем по меркам среднестатичтического начинающего фотографа, очень даже много. Ну, а если начинающий фотограф не вкладывает в свое развитие, то он до 60 лет снимает за копейки новогодние утренники. Складывается противоречие: вы не зарабатываете, потому что не умеете фотографировать, не вкладываете в обучение, бренд и рекламу. Но чтобы учиться, вкладывать в бренд и рекламу, нужны деньги, которых нет. Вот такой порочный круг. И вы грешной мыслью, должно быть, подумали, что деньги все решают? Но это не совсем так. Будь у вас деньги, вы их просто быстрее потратите, но вряд ли толково и эффективно. А я даже с маленькой суммой в кармане смогу неплохо заработать. Потому что знаю конъюнктуру рынка, спрос, потребности заказчика и свои возможности. В работе фотографом важны не какие-то аттестаты, дипломы, корочки. Решает реальный опыт, именно он вам и нужен. Чем выше уровень — тем выше бюджеты, выше расходы, выше ответственность, выше гонорары. Кстати, имейте в виду, что слово гонорар не очень-то приветствуется заказчиками, поэтому его лучше избегать. Существует более нейтральное словосочетание «стоимость услуг».
Напоследок я скажу вам одну вещь, которая будет греть душу преданным поклонникам профессии: хороший фотограф даже в России может зарабатывать несколько тысяч евро за съемочный день. И, возможно, мои посты, а также обучение фотографии онлайн помогут вам к этому приблизиться. Вы главное знайте: есть, к чему стремиться.

Карьера коммерческого фотографа

Карьера коммерческого фотографа
Семинар: Карьера коммерческого фотографа

Теперь доступен онлайн


Материалы успешного семинара в форме частной консультации. Еще больше актуальной и полезной информации в сочетании с индивидуальным подходом.


Видео анонс

Сколько зарабатывает фотограф со всеми особенностями рынка?

В условиях современных экономических и социальных реалий профессия фотографа престижная и высокооплачиваемая. Люди, мечтающие стать фотографом, ошибочно полагают, что для этого достаточно приобрести профессиональный фотоаппарат, после чего сразу же можно получить славу, толпу поклонников и персональные авторские выставки. В действительности для достижения успеха в этой сфере требуются титанические усилия, терпение и конечно же удача при соблюдении этих факторов возможно стать фотографом.

Каждый, кто желает стать профессиональным фотографом должен знать, что, по сути, ему придется стать мелким бизнесменом, что означает возникновение проблем, связанных с рисками и трудностями ведения коммерческой деятельности. Кроме того, нельзя забывать о необходимости серьезных инвестиций для приобретения техники, а также о производственных издержках. придется делить собственный доход с помощниками и людьми, занимающимися ретушью снимков. доходы временами придется делить с ассистентами и ретушерами. Ну да обо всем по порядку.

По этой причине достаточно сложно дать ответ на вопрос, сколько зарабатывает фотографиможно ли стать в этой профессии успешным. В этом случае существует целая масса нюансов, которые важно детально разобрать.

Краткое содержание

Бизнес-план для начала заработка фотографом

Для начала необходимо провести определенные инвестиции. Средние затраты на покупку оборудования составят от 3500 тысяч долларов. Суммарные вложения в оборудование прямо зависят от уровня и качества фотокамеры, объективов и дополнительного оборудования для освещения. Кроме того, нужно позаботиться о покупке достаточно мощного компьютера, чтоб обработать полученные фотки. Стоимость такого компьютера будет составлять приблизительно 1000 долларов.

Что касается постоянных производственных расходов, то нужно понимать, что у каждого фотографа существует список ежемесячных издержек, которые прямо связаны с поддержанием его маленького бизнеса. Данные расходы главным образом состоят из покупки оборудования, дополнительных материалов, а также из аренды помещения, оплаты услуг помощников, налогов и погашения кредитов. В зависимости от наличия или отсутствия у фотографа кредита, уровня арендуемого помещения и стоимости оборудования, ежемесячные расходы могут серьезно варьироваться. В среднем они составляют около 500 долларов.

МореМоре

Исходя из уровня рабочей активности фотографа, успешности продвижения его услуг, а также от сезонных особенностей рынка, профессиональный фотограф может за один календарный месяц провести до 15 полнодневных съемок. Фотограф способен предоставлять различные виды услуг и специализироваться на разных типах фотосъемок, что даст ему возможность расширить клиентскую базу и повысить уровень среднемесячного заработка.

В зависимости от профессионального уровня фотографа, сезонности и региона его проживания стоимость услуг может существенно варьироваться. Один час работы фотографа стоит от 35 долларов. Некоторые профессионалы этого дела запрашивают за свои услуги вплоть до 500 долларов в час. В среднем большинство фотографов имеют чистый заработок на уровне 800-1600 долларов в месяц.

Важно: На первых порах нельзя жадничать и пытаться экономить на необходимом. Рекомендуется заработаны средства постоянно инвестировать в покупку новой лучшей техники. Также следует вкладывать деньги в себя. Идеальным вариантом будет откладывание 10 процентов с каждого заработка для будущих инвестиций и амортизации. Это поможет избежать неприятные ситуации в случае внезапной поломки техники.

Особенности рынка

На сегодняшний день в условиях нынешних экономических реалий средний рыночных оборот сферы фотоуслуг в отдельном взятом регионе составляет от 150-200 тысяч долларов. Размер данного значения напрямую зависит от благосостояния населения, его численности, а также от текущего сезона.

На этом рынке отсутствует монополия так, как он сформирован многочисленными частными заказами. Суммарный объем заказов может быть ограничен лишь трудоспособностью фотографа. Исходя из данного фактора, даже начинающий фотограф, который предоставит конкурентные цены и проведет активную рекламную кампанию, способен начать зарабатывать приличные деньги.

ГрафикГрафикУровень средней зарплаты за последние 12 месяцев

Стоит отметить, что с развитием интернета фотографы получили новый источник дохода. Теперь каждый человек, занимающийся фотографией, может выкладывать свои работы в фотобанках для последующей их продажи.По этой причине важно выяснить,сколько можно заработать на фотостоках будучи фотографом.В зависимости т количества загруженных изображений, их качества и актуальности, средний заработок может достигать 300-500 долларов.

В процессе подсчета размера итоговой прибыли необходимо учитывать текущее состояние рынка подобных услуг, размер ежемесячных трат, а также первичную стоимость имеющегося оборудования. Согласно последним данным в среднем фотограф зарабатывает 1400-1600 долларов в месяц.

Юридическое оформление бизнеса

Оптимальным решением для фотографа будет регистрация ИП по упрощенной схеме налогообложения. Также рекомендуется сразу же завести свой личный банковский счет.

Продвижение собственного бизнеса

Необходимо учесть, что для успешного развития бизнеса каждый фотограф должен прикладывать немалые усилия для продвижения своего бренда и расширения клиентской базы. Каждый фотомастер является независимым предпринимателем, который имеет возможность продажи собственных услуг не только в своем городе и регионе, но и по всей стороне, и во всем мире. Данное дело отличается своей мобильностью ведь фотографу достаточно взять с собой собственное оборудование и отправиться к клиенту, проживающему даже в другой стране. Для процветания этого вида бизнеса важно учитывать предпочтения заказчиков и общемировые тренды. Такой подход поможет всегда держаться на плаву и отвечать последним веяниям моды.

Рекомендации начинающим

Довольно часто возникает ситуация, когда молодые начинающие фотографы приобретают дорогостоящую продвинутую технику без должных знаний как ей пользоваться. Такие фотографы делают фотоснимки с использованием автоматических настроек камеры. В таком случае профессиональная камера, которая стоит приличных денег, используется в формате камеры смартфона или же обычной фотомыльницы. Изображения, сделанные в таком стиле, никогда не принесут солидные деньги.

РейтингРейтингРейтинг областей России по уровню зарплаты для профессии Фотограф

Приличные гонорары светят лишь людям, которые с ответственностью подходят к изучению последних технологий, внедренных в цифровую фотографию. Для умелого использования продвинутой техникой нужно читать специализированные форумы, журналы, а также посещать разнообразные выставки и мастер-классы. Изучение работ профессионалов, представленных на выставках, поможет понять принцип построения композиции, работы со светом и тенями, а также с перспективой.

Проведение мастер-классов

В качестве дополнительной возможности заработка и привлечения новых клиентов некоторые профессиональные фотографы проводят мастер-классы. Такие занятия помогают людям научиться правильным образом вести перед объективом фотокамеры.

Кроме того, с учетом бурного развития компьютерных технологий, каждый настоящий профессионал обязан владеть специальными программами для обработки и ретуши снимков. Это поможет не только сэкономить средства на услугах людей, занимающихся ретушью, но и расширить собственные знания о цифровых изображениях и методах их обработки.

Основные требования, что предъявляются к профессиональным фотографам

Основным требованием к любому профессионалу и к фотографу в частности является наличие у него опыта работы. Если новичок не хочет уходить в свободное плавание и окунаться в мир бизнеса, то для трудоустройства в тот же журнал или в фотостудию он должен обладать каким-то опытом работы в этой сфере. Каждый фотограф знает, что единственный путь повышения собственной квалификации лежит через изучение информации, опыт и обучение на собственных и чужих ошибках.

Почти вся необходимая в этой сфере информация опубликована на тематических сайтах и в специальных книгах. Если же самообучение дается человеку сложно, то он может пройти специальные курсы, после которых иногда предоставляется возможность практики в настоящей студии.

Заработок фотографа за границей

Если речь идет о загранице, то, безусловно, в той же Америке фотографы в среднем зарабатывают гораздо больше чем у нас. Начальный доход новичка, работающего в этой сфере, составляет около 4.5 тысяч долларов. Профессионалы получают за одну съемку 9-12 тысяч долларов.

Для того чтоб стать фотографом кроме камеры нужно иметь большое рвение и желание стать фотографом. Важно учиться и постоянно развиваться.

Стоит учесть, что гонорар фотомастера в США зависит не только от его профессионального уровня, но и от благосостояния самого заказчика. Стоимость услуг в США в зависимости от региона варьируется.

Еще несколько лет назад в Америке мастера отказывались фотографировать свадебные церемонии при оплате труда меньшей 20 тысяч.

Если вы знаете английский язык и обладаете опытом работы в сфере создания фотографий, то вам следует попробовать сделать карьеру заграницей.

Итоги

Основным требованием для достижения успеха является любовь к профессии. Лишь при этом условии работа станет любимым делом, которое сможет не только приносить удовольствие от процесса, но и даст возможность заработать на фотографиях.

Сколько ты стоишь: зарплатная история фотографа

Иллюстрация: Татьяна Попович

Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий – анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.

В новом выпуске мы решили выяснить, сколько зарабатывает фотограф.

Бэкграунд

По образованию я маркетолог. Окончила вуз в Запорожье, первое время работала по специальности. Фотография была моим увлечением – я не планировала заниматься этим профессионально, просто любила снимать пейзажи и натюрморты на обычную «мыльницу».

Десять лет назад купила свою первую зеркальную камеру, фотографировала друзей. Мне нравилось придумывать сказочные, необычные образы в оригинальной обстановке, то есть не просто «в любимом платье возле дерева», а, например, постановки в воде и в цветах…

Я много снимала, анализировала, училась, посещала мастер-классы. На общеобразовательные курсы по фотографии пошла уже позже, но поскольку у меня уже был неплохой опыт, который я приобретала на практике, не могу сказать, что узнала там много нового.

Люди начали обращаться ко мне с просьбой провести для них съемку, поскольку им нравился мой стиль – например, они могли увидеть фотографии знакомых в соцсетях. Постепенно это начало приносить дополнительный к основной работе доход.

Сколько ты стоишь: зарплатная история фотографа

Иллюстрация: Татьяна Попович

Примерно два года спустя я поняла, что пора определиться: заниматься ли фотографией фул-тайм. Моя компания как раз закрылась, и я поняла – вот она, судьба. Нужно пробовать. И начала все время посвящать новой профессии (на фрилансе).

Фотографы учатся прежде всего на практике. Новичкам имеет смысл пройти курсы – освоить базовые знания и навыки (например, жанры, технические нюансы настройки камеры, основы композиции, работы со светом, обработки фотографий и т.д.). Также очень полезны мастер-классы успешных практиков. Плюс есть много интересных онлайн-ресурсов, Youtube-каналов с видеоуроками.

Особенность свадебных фотосессий в том, что может возникнуть много непредвиденных проблем: прическа невесты не удалась, визажист не приехал, торт не привезли… Все переживают, а фотограф должен не только снимать, но и успокаивать, поднимать настроение. Иначе всеобщая угрюмость останется и в свадебном альбоме.

Особенности направлений фотосъемки

Категорий много, и в каждой есть свои особенности – как технические, так и с точки зрения организации самого процесса. Некоторые фотографы предпочитают снимать разные направления – например, мне особенно нравятся портреты, хорошо получается фуд-съемка. А вот фэшн – не мое: я его «не вижу», люблю более искренние и живые эмоции. Есть узкоспециализированные фотографы: концентрация – это тоже хорошо, позволяет достичь высокого уровня мастерства в своем сегменте, сфокусироваться на продвижении в одном направлении.

Особенность свадебных фотосессий в том, что может возникнуть много непредвиденных проблем: прическа невесты не удалась, визажист не приехал, торт не привезли… Все переживают, а фотограф должен не только снимать, но и успокаивать, поднимать настроение, быть источником положительных эмоций. Иначе всеобщая угрюмость останется и в свадебном альбоме.

Еще бывает непросто, поскольку многие гости – родственники, друзья – считают себя экспертами в съемке и настойчиво советуют, как нужно фотографировать. Можно реагировать по-разному, но я считаю, что раз молодожены выбрали меня, им нравится мой стиль, и важно отстоять границы – свои и жениха с невестой. Также важно быть стрессоустойчивым и быстро принимать решения, если обстановка меняется – например, погодные условия. Плюс свадебная съемка всегда предусматривает большой объем обработки фотографий. Зато этот вид съемки востребован почти всегда (свадеб меньше только зимой).

При съемке ню люди не всегда раскрываются сразу, некоторым сложно побороть стеснительность, на это нужно время, поэтому часто последние кадры – самые удачные.

Чтобы успешно проводить детские съемки, нужно любить детей. Снимать малышей можно только играя: веселить самого героя и вовлекать в процесс его родителей.

На съемках событий, в том числе корпоративных, нужно искать интересные ракурсы, ловить эмоции людей, передавать их настроение, подстраиваться под условия – например, особенности помещения, программу – и быть готовым импровизировать (допустим, залезть на какую-то возвышенность ради удачного кадра).

Чтобы сделать красивые фотографии в стиле ню, важнее всего выстроить доверительные отношения с героем (а чаще – героиней), обсудить ожидания – кто-то хочет увидеть себя нежным, кто-то – дерзким и сексуальным. Главное – наладить контакт с человеком. При съемке ню люди не всегда раскрываются сразу, некоторым сложно побороть стеснительность, на это нужно время, поэтому часто последние кадры – самые удачные.

Сколько ты стоишь: зарплатная история фотографа

Иллюстрация: Татьяна Попович

Стоимость фотосъемки в разных категориях

Свой первый гонорар я получила примерно 8 лет назад, за проведение женской частной фотосессии. Девушка обратилась ко мне по рекомендации. Я только начинала развиваться, еще не была уверена в себе и запросила символические деньги, около 200-300 грн. С опытом увеличивались и гонорары.

Затем я работала штатным фотографом в одном из журналов Запорожья, получала оплату за каждую съемку (не помню точно, но кажется, около 200 гривен за обычную съемку, и около 500 грн – за обложку). Со временем я делала уже почти все съемки для журнала – и заработок составлял около 2500 грн в месяц.

Затем я два года активно снимала свадьбы. Гонорар за первую свадьбу составил примерно 1500 грн и постепенно рос – сейчас от 200 долларов за 3-4 часа съемки (ЗАГС плюс небольшая прогулка), и от 450 долларов – за весь день.

Персональная съемка стоит около 3000 грн. За съемку событий оплата обычно почасовая – от 600 грн в час.

Отмечу, что стоимость свадебной съемки в Киеве (по крайней мере, так было несколько лет назад), может быть даже ниже, чем в Запорожье. Возможно, потому, что конкуренция в столице намного выше.

Ты понимаешь, что твоя работа приносит людям радость, фиксируешь их счастливые моменты. Для многих пар я снимала лав-стори, затем свадьбу, а потом и детскую фотосессию.

Спрос на штатных фотографов

В 2014 году я работала фотографом на двух онлайн-проектах – занималась фуд-съемкой, снимала интерьеры. Зарплата была достаточно высокой (около 8000 грн за два проекта, что на тот момент считалось хорошей зарплатой), но и работы было много (2-3 съемки в день). Сейчас штатные фотографы востребованы, прежде всего, интернет-магазинами – это в основном предметная съемка (продукция для каталогов – например, ювелирные изделия, обувь, аксессуары). Но нужно большое терпение, чтобы каждый день «штамповать» одно и то же – мне больше нравится разнообразие. И платят на такой работе, судя по описанию вакансий, немного – от 6000-7000 грн (хотя наверняка есть и более интересные предложения). Чаще фотографов все-таки не приглашают в штат, а привлекают при необходимости (например, развлекательные заведения для вечеринок, издания – для репортажей).

Заработок на фотостоках

Это еще одна возможность зарабатывать на фотографии. Сейчас на фотостоках большая конкуренция. И это нельзя назвать пассивным доходом: чтобы пользователи загружали именно твои фотографии, нужно увеличивать портфель, постоянно обновлять его, поскольку компании меняют алгоритм поиска (чтобы фотографы не подстраивались под него). Также важно прописывать ключевые слова. И сами фотографии должны быть качественными и оригинальными – посредственные, даже если их примут, никто не купит. На разных ресурсах разные цены, и заработок зависит от активности фотографа. Например, этим летом, работая с 5-6 ресурсами, я могла заработать около 500 долларов за месяц.

Сколько ты стоишь: зарплатная история фотографа

Иллюстрация: Татьяна Попович

Вилка доходов фотографа

В целом разброс цен и доходов у фотографов огромный. Это зависит от множества факторов. В частности, от опыта фотографа, его активности, интенсивности графика. От того, основная это сфера деятельности или нет. Средние цифры – от 6000-8000 грн/в месяц до 25 000 грн. Но это очень приблизительно – например, в ЗАГСе я видела прайс, в котором предлагалась свадебная съемка всего за 1000 грн. А есть и «элитные» фотографы, звезды, гонорары которых измеряются тысячами долларов за съемку – например, портретную или свадебную (это зависит не столько мастерства, сколько от имиджа, хорошего пиара).

К тому же, доход не очень стабильный, сложно заранее спланировать сумму, которую сможешь заработать. Поэтому многие стараются диверсифицировать доходы, снимать во многих категориях.

Я работаю в среднем ценовом сегменте. Снимать дешево я не берусь, поскольку вкладываю в это дело свое время, силы, эмоции, и хочу чувствовать удовлетворенность, работать с хорошим настроением.

Сколько ты стоишь: зарплатная история фотографа

Иллюстрация: Татьяна Попович

Специфика работы

Специфика работы фотографа связана со сложным графиком. Например, свадебные фотографы в «сезон» могут работать каждую пятницу, субботу, воскресенье. Фотографы часто работают по вечерам и выходным. Нужно подстраиваться под график людей и студий.

Если заниматься фотографией профессионально, нужно быть готовым к инвестициям. Техника дорогая, ее ремонт тоже – поскольку все детали импортные. Конечно, цены на технику разные, стоимость отличается в разы, но хорошая камера может стоить от 35 000-40 000 грн. При этом, в зависимости от специфики съемки, нужны разные объективы, а также вспышки, аккумуляторы, синхронизаторы и другое оборудование. Для профессиональной обработки требуется хороший компьютер и лицензионное программное обеспечение (обычно фотографы работают с Photoshop и Lightroom).

В этой профессии очень много положительных моментов. Хорошие фотографии дают людям уверенность в себе, повышают самооценку. Ты понимаешь, что твоя работа приносит людям радость, фиксируешь их счастливые моменты. Для многих пар я снимала лав-стори, затем свадьбу, а потом и детскую фотосессию. То есть можно стать настоящим семейным фотографом или даже подружиться с людьми.

Сколько ты стоишь: зарплатная история фотографа

Иллюстрация: Татьяна Попович

Ценность на рынке

На мой взгляд, клиенты выбирают фотографа по трем основным критериям: цена, качество самой работы (например, импонирует ли стиль фотографий в портфолио) и отношения (комфортно ли с человеком, располагает ли он к себе). Чаще всего клиенты приходят по рекомендациям знакомых. Хотя портфолио на сайте, в социальных сетях тоже желательно регулярно обновлять.

Важно чувствовать людей, внимательно их слушать. Понимать, что человек недоговаривает, чего ему на самом деле хотелось бы, но неловко озвучить (например, многие люди не могут проявить себя из-за комплексов).

Большим преимуществом считаю художественное образование. Я не умела рисовать, но с опытом осознала необходимость таких знаний и начала учиться, чтобы лучше чувствовать и видеть объем, перепады света, цвета, композицию. Английский полезен тем, что помогает работать с фотостоками и обеспечивает доступ к полезной информации (статьям, блогам).

Из личностных качеств важна коммуникабельность, умение находить общий язык с самыми разными людьми – бывает, что контакта нет, но работу нужно выполнить. А также организованность, готовность быстро адаптироваться к новым условиям, доброжелательность, ответственность, пунктуальность.

У украинцев, которые обращаются к фотографам, формируется хороший вкус, и все меньше пережитков прошлого в фотоальбомах, например, пресловутых невест на ладошке.

Перспективы развития

У фотографов нет классической карьерной лестницы, как в компаниях, но есть много вариантов развития: можно осваивать новые направления или, наоборот, фокусироваться на одном. Многие фотографы начинают учить новичков – создают свои школы и курсы. Пик профессионального развития – это, наверное, открытие собственной студии. Каждый выбирает свой путь.

Я переезжаю за границу, где продолжу заниматься фотографией – как фрилансер или штатный фотограф. Профессия фотографа в Европе достаточно востребована, и услуги стоят гораздо дороже – например стоимость свадебной съемки может варьироваться в среднем от 1000 до 3000 фунтов стерлингов. Это больше средней месячной зарплаты IT-специалиста среднего звена.

По моим наблюдениям, у украинцев, которые обращаются к фотографам, формируется хороший вкус, и все меньше пережитков прошлого в фотоальбомах, например, пресловутых невест на ладошке. Среди популярных направлений – съемка на пленку, максимально естественные, «нюдовые» фотосессии.

Украинские фотографы востребованы и за границей. Опытных фотографов с привлекательным портфолио приглашают на съемки (в основном свадебные), например, в страны Европы или Китай. Я не знаю деталей такого сотрудничества, но тенденция действительно есть. Клиенты выбирают этот вариант, поскольку стоимость услуг наших фотографов ниже, чем у местных, а качестве не хуже, а порой даже лучше.

Предыдущие выпуски:

1. Сколько ты стоишь: зарплатная история преподавателя английского

2. Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

3. Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

4. Сколько ты стоишь: зарплатная история digital-дизайнера

5. Сколько ты стоишь: зарплатная история HR-менеджера

6. Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

7. Сколько ты стоишь: зарплатная история PR-менеджера

8. Сколько ты стоишь: зарплатная история деда Мороза

9. Сколько ты стоишь: зарплатная история менеджера проектов

10. Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов

11. Сколько ты стоишь: зарплатная история юриста

12. Сколько ты стоишь: зарплатная история таксиста

13. Сколько ты стоишь: зарплатная история SMM-специалиста

14. Сколько ты стоишь: зарплатная история копирайтера

Сколько зарабатывает школьный фотограф в Москве

Организационные моменты и роли/функции рабочего (производственного) процесса школьного фотографа.

Организация рабочего процесса школьного фотографа ничем не отличается от любого производственного процесса, только в случае школьного фотографа, “конечным продуктом” (продаваемым родителям школьников) является комплекс услуг по фотосъёмке школьников и печати фотографий, школьных альбомов и прочей печатной продукции.

Существует несколько видов бизнеса в области школьной фотографии:

 – Школьный фотограф ведёт свой собственный бизнес и является “владельцем бизнеса” и директором. Он может делать всё сам или привлекать исполнителей на отдельные стадии производственного процесса.

 – Школьный фотограф (или несколько фотографов) является наёмным сотрудником в компании, которая занимается школьной фотосъёмкой и продажей родителям школьников печатной продукции. Компания не печатает фотографии и альбомы самостоятельно и не является владельцем печатного оборудования.

 – Школьный фотограф (или несколько фотографов) является наёмным сотрудником в компании-типографии, которая занимается печатью школьных  альбомов, фотокниг и другой печатной продукции не только для школ, но и для любого стороннего заказчика.

Существует несколько схем продажи “продукта” в области школьной фотографии:

– Бесплатная фотосъёмка и продажа фотографий в печатном виде поштучно. Продажа фотографий в электронном виде только после приобретения печатных версий фотографий. Характерно для фотографов-индивидуалов, как “штатных школьных фотографов”, так и “нештатных”.

– Бесплатная фотосъёмка и продажа фотографий в электронном и/или печатном виде поштучно (независимо друг от друга). Характерно для фотографов-индивидуалов, как “штатных школьных фотографов”, так и “нештатных”.

– Продажа съёмочного времени в школе с передачей родителям школьников всех фотографий в электронном виде и последующей “допродажей” печатной продукции. Характерно для фотографов-индивидуалов, в основном не “штатных школьных вотографов”.

 – Продажа печатной продукции (объявление стоимости печатного изделия на одного человека). Время, затраченное на фотосъёмку никого не волнует. Фотографии в электронном виде продаются отдельно. Характерно абсолютно для всех. В меньшей степени характерно для “нештатных” фотографов-индивидуалов. В основном, данную схему используют “фирмы”, особенно типографии с наёмными фотографами.

Я работаю как индивидуальный фотограф. Моя основная схема продажи продукта – продажа съёмочного времени в школе. Я по умолчанию отдаю все фотографии в электронном виде и “допродаю” желающим печатную продукцию.

Школьная фотография – как картошка: можно подавать семена картофеля, картофель мытый и немытый, картофель чищенный, замороженный и т.п… На каждый продукт найдётся свой покупатель.

Независимо от модели бизнеса в области школьной фотографии и схемы продажи конечного продукта, весь процесс производства конечного продукта можно разделить на следующие роли:

Директор – общее управление производственным процессом и стратегическое планирование развития бизнеса в области школьной фотографии.

Секретарь – приём звонков, ответы на вопросы о фотосъёмке в школах по телефону и электронной почте.

Маркетолог – мониторинг рынка услуг по фотосъёмке школьников, реклама и продвижение услуг.

Фотограф – фотосъёмка в школах.

Дизайнер-обработчик-верстальщик – обработка школьных фотографий, подготовка к печати (вёрстка макетов) школьных фотокниг, выпускных альбомов и другой печатной продукции.

Web дизайнер – работа по поддержанию интернет сайта.

Бухгалтер – учёт прибылей и убытков, расчёт заработной платы.

Кассир – приём оплаты за услуги, выдача заработной платы.

Курьер – доставка готовой продукции заказчикам, поездки по другим поручениям.

И все эти люди хотят получать зарплату, ходить в отпуск, делать пенсионные сбережения :)))

Как и в стоимости любого продукта, конечная стоимость услуг школьного фотографа состоит из нескольких составляющих:

Трудозатраты (сотрудников) на производство продукта.

Износ оборудования.

Стоимость сырья/комплектующих/расходных материалов/упаковки и т.п.

Накладные расходы.

Налоги.

Желаемая прибыль от продажи продукта.

Цена, которую платят родители школьников за услуги школьного фотографа (школьная фотосъёмка, выпускные альбомы, фотокниги и т.п.), НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛЬЮ фотографа. Это всего лишь конечная цена продукта, из которой нужно вычесть затраты на его производство.

Стоимость работы фотографа или за что платит клиент

Сегодня мы поговорим о ценообразовании, но не с привычного ракурса — фотографа, а встанем на сторону заказчика и выясним — за что он платит, обращаясь к мастеру.

Как вы уже поняли, эта статья пишется для обывателя, чья потребность в фотографии привела человека на просторы интернета, в надежде найти ответ.

Конечно, мысли ниже можно почитать и коллегам, но аккуратно, дабы не задеть самолюбие. 🙂 В остальных случаях можно заглянуть в статью ценообразование фотографа, там все по-нашему.

Но меньше слов, к делу.

Стоимость работы фотографа

С чего начнем?

Принято считать, что стоимость оборудования играет ключевой момент. Хотя нет, еще есть магическое слово «стиль». Все слышали, многие за него платили. За слово, порой без содержания, зачастую не вникая в смысл ситуации. Постараемся прояснить и этот весьма важный момент, но лучше без эмоций, а по плану:

  • Оборудование.
  • Стиль.
  • Бренд.
  • Обработка.
  • Количество снимков.

Приступим.

Оборудование

Крайне простой аспект данного вопроса, но за годы существования, покрылся приличным слоем мифов.

Долгие годы укрепляется стереотип, что чем дороже камера у фотографа — тем выше стоимость его услуг. Доля рационального зерна тут конечно имеется, но только представьте себе, что новичок (ранее никогда не снимавший) покупает одну из самых дорогих камер и ставит заоблачный ценник на свои услуги. Все, он успешный фотограф? И не пахло. Отсутствие навыков с лихвой перекроет технические возможности камеры и в лучшем случае вы получите «фото на паспорт», да и то, лишь уместное для «инстахлама». Само собой, «железки» оказывают влияние на суммарный ценник, но лишь косвенное. Обычно, это 3% от цены оборудования. Именно в такую фиксированную стоимость принято укладывать оплату эксплуатации оборудования (амортизация оборудования) на съемку.

Для клиента стоимость оборудования совсем неважна (только в случае если он жмется за каждую копейку или же гонится за чем-то, непонятным творцу), ведь камера не снимает, она лишь запечатлевает видимое (создаваемое) фотографом. Отсюда порой возникают нелепые снимки, сделанные на топовую технику и обилие великолепных шедевров (хранящихся в частных коллекциях и музеях), снятых на камеру прошлого столетия. Да, стереотипы сильны и неопытный фотограф всегда этим воспользуется. Блеснет ценником оборудования и парком объективов, только бы не показывать портфолио.

Понимаю, тяжело отступать от навеянного, поэтому проведем аналогию. У вас сломалась машина и вам нужен специалист. Вы загоняете свою «ласточку» в выбранную мастерскую и что дальше? Вы не заглядываете на каждый стеллаж и не изучаете все оборудование, инструменты. Думаю вы просто смотрите на мастера и «его руки». Как быстро он нашел неисправность, качественно устранил и не нанес вреда. Думаю вам глубоко безразлично: обычные у него ключи, или же с позолоченным напылением. На «здоровье» вашей «ласточки» это никоим образом не сказывается.

Из всего перечисленного простой вывод:

Вопрос технической оснастки не заслуживает внимания. Исключения могут составлять ситуации, когда вам необходимо получить снимки в специфичных условиях (погодные, световые и подводные съемки, и аналоги). Во всех остальных случаях внимания достойно портфолио. И если качество фотографий вас устраивает — неважно на что они были сняты, на снимках бирка (с моделью камеры и объектива) не вешается.

Стиль

Магическое слово, особенно если учесть его тягу к трансформации.

Непонятным боком приклеившись к фотографии, данное слово целенаправленно портит умы людей. Если же прикреплять его к фотоиндустрии, то стиль фотографа это прежде всего мир, создаваемый мастером. Мир, в котором живут его герои. Мир, состоящий из выбранных красок и тональностей, эмоциональных состояний и личностных нот. Как видит творец и в каком направлении строится его творческий путь.

Но на смену этому значению все сильней рвется внешний облик, причем фотографа. Фотоблоги пестрят информацией о том, как нужно одеваться, как улыбаться и как (внимание!) двигаться на фотосъемке.

Честно говоря, мне неизвестно кто стал основоположником данной болезни, но однозначно ясно, что это крайне закомплексованный человек. Неспособный создавать и манить своими работами, он пытается заострить свое внимание на себе. Хотя тогда можно пойти работать стилистом. А так какое-то «недо» получается. И недо-фотограф, и недо-стилист. А, точно. Стильный человек с камерой, значит так и будем его называть.

Беда этой ситуации в том, что одежда не поможет снимать лучше, а вот хуже — запросто. Неудобный костюм стесняет движения. Благодаря галстуку фотограф в нужный момент захочет сделать лишний вдох и упустит момент (доводилось лицезреть во время свадебной процессии) для кадра. Как пример, посмотрите на рабочий облик самых успешных (и соответственно) самых дорогих фотографов мира: Роверси, Бьюссинк, Геонис и т.д. Они всегда одеваются на съемку в крайне простую и неброскую одежду. Майки, джинсы, чтобы ничего не стесняло движения. Не мешало принять, порой, неудобною позу, но снять шедевр.

В качестве примера:

Из всего перечисленного простой вывод:

Стиль фотографа — это его взгляд на происходящее вокруг и тот мир, что мастер способен создать.  Цветовая палитра снимков, индивидуальный вкус работы светом, уникальность используемых ракурсов и планов. При должном старании это и создает уникальность фотографий, их стилистику.

Пестрая манера одеваться лишь радует глаз заказчика, но не гарантирует качественных фотографий. Вспоминаются безумно емкие и точные слова Фаины Георгиевны:

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа.

Так что меньше пафоса, господа!

Бренд

Весьма важный аспект, остановимся на нем поподробней.

Имя фотографа и его репутация складываются из многих компонентов, например: портфолио и качество снимков, навыки работы и почетные (известные) личности среди клиентов, продажа фотографий в частные коллекции или музеи, качество печати снимков и достижения, которые вырастили его как мастера. Разумеется это долгий путь, на который уходят годы, но именно на каждой ступени и корректируется облик в глазах общественности.

Растет и стоимость.

Никому неизвестный, но крайне умелый фотограф никогда не будет получать за съемку столько, сколько удачно пропиаренный, или же более известный мастер. Разница в навыках, разница в портфолио, элементарная разница в умении видеть и в мире, что один лишь изучает, а у другого почти создан.

Для формирования своего бренда уходят огромные затраты времени и сил. Постоянное обучение, поездки и встречи, с целью сделать творческий шаг вперед. Немаловажный момент — личный сайт. Стоимость его содержания варьируется, но это затрата, которая необходима. Хотя и увеличивает ценник. В наш цифровой век, сайт предоставляет удобство и мастеру, и клиенту. В поисках фотографа клиент не бегает по студиям, и не озирается по сторонам. Чаще всего он заходит по рекомендации (или осмысленному поиску) на электронный ресурс и знакомится с творчеством. Неспешно, за чашкой чая. Попутно советуясь (с близкими, друзьями и т.д.), обсуждая, но не отвлекая творца. Так же личный сайт выступает неким гарантом серьезности (ответственности и надежности) фотографа. Ведь это дополнительная затрата времени, финансов. Никакой «бомбила» не станет тратиться на столь важные моменты (и это говорит о многом), ведь он временный участник творческой профессии. И в случае срыва работы ему нежелательно оставлять следы.

Но ведь есть социальные сети! — возразят многие. Да, есть. Но взглянем на них системно.

Для чего творцу интернет-ресурс? Правильно, для демонстрации своих работ, навыков. Социальные сети с радостью «изуродуют» снимки, в виду своей ограниченности. Да, мастера приспосабливаются: оптимизируют размеры и играют с резкостью, внедряют принудительно цветовые профиля, но все это далеко от идеала. Большинство ресурсов (исключение, пожалуй, составляет лишь Facebook, чьи алгоритмы в адрес фото контента начинают радовать вновь и вновь), как и прежде, «кушают» красные оттенки, норовят ужать максимальный размер  опубликованного снимка и т.д. В общем сделать все, чтобы фотографии на экране были далеки от того, какими их создал автор.  Это мешает объективности оценки фотографий. Необходимо понять, что соц. сети это приемлемо, но не идеально, и далеко не единственный способ демонстрации своих работ в сети интернет.

Вот и получается, что максимальное (демонстрации в интернете) качество автор способен достичь, лишь прибегнув к собственному ресурсу, авторскому сайту.

Из всего перечисленного простой вывод:

Имя фотографа играет важное значение. Ему необходимо множество составляющих, неизбежно приводящих к увеличению затрат, итоговой стоимости. Вот и получается, что бренд формируется долго, опирается на качество и поддерживается стоимостью. Других формул нет.

Приготовьтесь платить за качество — иного совета нет.

Обработка

Безумно интересная часть фотографической жизни, но и здесь не обошлось без подводных камней.

Принято считать, что после фотосъемки мастер лишь тратит ваше время на ожидания, а сам валяется на диване и плюет в потолок. Век цифровой, все делают компьютеры, человек тут лишний.

Вынужден огорчить — ничего не изменилось с аналоговых времен.

Ради качества, фотографы, как и раньше, проводят часы за обработкой снимков и это сказывается на стоимости. Но и тут есть два варианта, различные и по стоимости, и по качеству финальных фотографий.

Потоковая обработка (как и съемка) дает свободу и питает лень. Съемка сериями, чтобы не строить сюжет для кадра, создание пресета для первого кадра и автоматическое применение на оставшиеся. Нажав пару кнопок и дав компьютеру «пищу на ночь» — топаешь спать. По утру все готово, отдаешь заказчику диск (главное наляпать на нем красоту, в виде принта и засунуть в конверт, попутно пояснить что он ручной работы) и забываешь.

Но однажды, приходит осознание —  фотопродукт.

Он документалистичный плод фотокамеры, «недоношенное дитя». Зачастую не имеет никакой ценности, хотя и бывают исключения (в ситуациях когда мастер старается грамотно снимать и лишь халтурит на постпродакшен). Потоковая фотография подкупает массовостью и этим же топит. Фотограф вынужден снимать все чаще и чаще, все длиннее и длиннее серии, чтобы хоть как-то жить и оправдывать стоимость своих услуг (вы только посмотрите я отдаю вам 100500 кадриков+свалку в виде исходников (мне лень их делать) и у вас свобода в печати (мне лень учиться и тратить на это время)). Но против неизменной реальности не попрешь — потоковая фотография существенно дешевле, хотя и проще, в сравнении с штучными соратниками.

С момента зарождения фотографии и по наши дни (да и до конца дней) наряду с потоковыми ремесленниками, встречаются и мастера. Им не интересно превращать камеру в автомат и зажимать «курок» с утра до вечера. Им нравится выстраивать кадр, или ловить увиденный миг. Фотографировать осмысленно, быть режиссером создаваемого кадра. Именно такие люди и создают свои фотомиры. Работа над качеством, вдали от количества.

Да, такая работа оплачивается дороже, да и не возьмешь ее в руки по утру. Ведь несколько дней мастер не будет трогать отснятый материал, даст ему «подышать», «сбежать» из зрительной памяти. А после, примется за работу. Выберутся только верные кадры, отражающие поставленную задачу, над которыми и будет кипеть работа в дальнейшем. Коррекция мелочей, что мешают, или не устраивают творца. Мелочи, зачастую незаметные обывателю, но с хирургической точностью правленые мастером.

А после этого процесс печати снимков. Фотопечать может причисляться к искусству, и история фотографии показывает, что обладали им далеко немногие. В целом качественная постобработка длится долго и стоит дорого. По-другому, увы, никак.

Из всего перечисленного простой вывод:

Обработка оказывает влияние на качество фотографий (она позволяет довести до идеала то, что было возможным создать физически на момент съемки кадра) и на их конечную стоимость. Если вы в портфолио видите грамотные работы, подкрепленные повествованием и подчеркнутые светом — можно смело понимать, что снимки не будут дешевы. И в случае неподъемной стоимости — глупо торговаться. Творец не продавец и не стоит за прилавком, он изучает и создает, именно за эти навыки ему и платят.

Количество снимков

Вот мы и добрались до «десерта».

Тема, которая беспокоит большинство клиентов, и треплет нервы многим мастерам. Никакой другой вопрос так не беспокоит заказчика, как кол-во итоговых снимков.

Где-то на подсознании заложен стереотип что много – это то, что надо. Но увы, не то, как надо. Разные грани, отлична и стоимость, причем непредсказуемо. Большая свалка может стоить копейки, а один кадр – бесконечно дорого. Где же истина?

Она, увы, индивидуальна и зависит от руки мастера, поставленных целей. Чтобы избегать споров в таком вопросе, многие мои коллеги, в качестве примера, часто приводят аналогию – фастфуд.

Всем знаком смысл этого продукта и его плюсы, минусы. Можно пойти в шикарный ресторан и заказать блюдо, приготовленное мастером своего дела. Блюдо, способное поразить даже изысканного гурмана. Блюдо, способное быть произведением гастрономического искусства. Разумеется такой поход обойдется в круглую сумму и тут решать каждому, основываясь на своих приоритетах. Можно поступить иначе, руководствуясь тем, что еда она и есть еда. Топать в какую-нибудь разрекламированную сеть «вкусноеды» и пихать в себя различные бургеры.

А что? Еда! Да и много. Там одно блюдо, а тут целый день есть, еще и домой упакуют.

Но призадумавшись можно заметить, что еда и пуста, да и вредна, да и удовольствия от нее не получаешь, а про искусство тут и вовсе стоит умолчать.

Этот пример прекрасно разъясняет вопрос количества и в фотографии. Осмысленная работа требует серьезной подготовки, продумывания десятка мелочей, кропотливой работой над дублями, ради штучных кадров. Но какие они будут? Просто ах! Именно они переживут любые эпохи и вкусовщины, именно они останутся в вечности. А «мешок» с раскадровкой съемочного дня позабудется через неделю, а то и раньше. Про отпечаток в вечности и говорить не стоит – нет шансов.

Вопрос количества крайне непрост и всегда индивидуален, т.к. зависит от поставленных целей и назначения снимков. К примеру: одни создаются ради украшения интерьера заказчика, а другие «не выйдут» за пределы соц. сетей. На вопрос количества — каждый сам находит ответ. Единственная мелочь, имеющая значение — штучная работа в большинстве случаев стоит существенно дороже раскадровки. Оно и понятно, затрачивается больше сил, качество создаваемых работ существенно выше, да и навыки творца заслуживают достойной оплаты.

Из всего перечисленного простой вывод:

В фотографии всегда выбор — количество или качество. Опытный мастер стремится к качеству и рано или поздно уходит от количества, т.к. оно идет вразрез с его взглядом на искусство. Творца интересует результат и тратить время на поток ему просто неинтересно, да и невыгодно финансово. Все и сразу невозможно. А клиент выбирает, с кем ему работать. С тем у кого много и дешево, или же – качественно и дорого.

Забавно что истины тут нет, есть выбор, как и в ситуации с фастфудом.

В качестве заключения:

Вот и настало время закругляться. Сегодня мы обсудили очень важный вопрос, которым необходимо задаваться обеим сторонам. Как мастеру, так и заказчику. Объективность всегда важна, именно она одна из ниток для лучшего взаимопонимания участвующих сторон, и следовательно – сказывается на «финальной ноте».  Мы пробежались по весомым аспектам ценообразования фотографа, постарались объективно разобраться в плюсах и минусах, в важном и напускном. Но любому повествованию необходим вывод. Весомый и подытоживающий, грамотный и краткий. Увы, но лаконичности я не обучен, поэтому останусь собой.

За что же платит клиент? Ответ прост — за навыки фотографа, которыми не обладает заказчик.

Искусный мастер оперирует инструментами, неподвластными простой жизни. Я сейчас не о новомодной технике, а о том, что сокрыто внутри. Взор, мир, чувственность к происходящему вокруг и авторская манера повествования. Ведь в наши дни нет никаких проблем, чтобы взять технику в аренду, прочитать инструкцию к камере и понять на какую кнопку стоит нажимать. Но такой сценарий никогда не создаст великолепных работ, которые проживут годы и будут интересны как вам, так и вашим последующим поколениям.

Надеюсь кому-то данный материал пригодится в выборе фотографа, да и в целом – в понимании почему так дорого, или почему не как «у всех». Ведь все индивидуально, как вкус и цвет.

p.s. В статье принципиально не разбирались вопросы команды (визажист, стилист, ретушер и т.д.). Т.к. это всегда индивидуальные тандемы и стоимость оплаты, в таких случаях, складывается из расчета стоимости услуг каждого мастера. И ковыряться в чужой (хоть и дружественной) профессии я не считаю корректным.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: